На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Техника составления бухгалтерского баланса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
 
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
на тему: «Содержание и техника составления 
бухгалтерского  баланса (форма № 1)» 

                                                                                   

                                                                                   Проверил:  И.П. Селезнева
                                                                                 Выполнил: студент 5 курса
                                                                                   О.В. Ложкина (специальность
                                                                                   060500-«Бухгалтерский учет,
                                                                            анализ и аудит»,  гр. 78шифр5490) 
 
 
 
 
 
 

Ижевск, 2009
Содержание 

Введение

     Такая тема курсовой работы как «Содержание  и техника составления бухгалтерского баланса (формы № 1)» актуальна  для человека, который обязан знать  данный материал по роду своей профессии (квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля).
     Актуализация  темы заключается в том, что бухгалтерский  баланс может дать достаточно полную картину о финансово-хозяйственной  деятельности организации, что очень важно для людей ведущих бухгалтерию определенной организации, руководителя организации, так и для людей проверяющих правильность ведения бухгалтерского учета в данной организации.
     Задачей данной курсовой работы является то, чтобы  рассмотреть содержание и технику составления бухгалтерского баланса.
     В данной курсовой работе поставлена цель рассмотреть экономическое содержание бухгалтерского баланса, организацию подготовительной работы составления бухгалтерского баланса, а также анализ показателей бухгалтерского баланса с целью принятия управленческих решений на примере ООО «Арианда». Рассмотрение содержания и техники составления бухгалтерского баланса осуществили с помощью методов анализа и статистики, а также при помощи Положений по бухгалтерскому учету.
            Бухгалтерский баланс - это один из  элементов метода  бухгалтерского учета,  т.к. с него начинается и им заканчивается текущий бухгалтерский учет.  В бухгалтерском балансе обобщенно отражаются средства  предприятия по составу и размещения и по источникам формирования и целевому назначению  на определенную  дату.
                       Бухгалтерский баланс – это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве сгруппируется одно и то же имущество по разным направлениям.
 

1. Экономическое содержание бухгалтерского  баланса

1.1 Сущность, значение и функции бухгалтерского  баланса

     Главной формой в системе бухгалтерской  отчетности организации является баланс. Он характеризует имущественное  и финансовое положение организации на отчетную дату. Бухгалтерский баланс позволяет определить состав, величину имущества и источники его формирования, ликвидность и скорость оборота средств, проанализировать движение денежных потоков и оценить платежеспособность организации.
     В процессе чтения бухгалтерского баланса  пользователь балансовой информации сопоставляет итоги разделов внутри актива и пассива баланса и их отдельных статей, а также итоги разделов актива и пассива. В результате таких сопоставлений пользователи получают дополнительную информацию аналитического характера, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений, а также для оценки эффективности предстоящих вложений капитала и степени риска финансовых вложений.
     Действующим законодательством установлены  единые основополагающие принципы и  правила составления бухгалтерского баланса для всех экономических  субъектов. Принятая в настоящее время структура бухгалтерского баланса (ф. № 1) в значительной мере приближена к мировой практике.
     В балансе отражаются фактические  данные об имущественном  и финансовом положении организации, более четко  разграничены источники собственных  и заемных средств. При этом формирование структуры актива баланса предусматривает расположение статей в порядке возрастающей ликвидности, а пассива – в порядке возрастающей степени востребования капитала.
     Применительно к международным бухгалтерским стандартам балансовые показатели оформляются по принципу баланса-нетто, то есть исключаются из балансового подсчета суммы регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной. Активы и пассивы показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные и краткосрочные. Оценка имущества и обязательств производится организацией для отражения их в учете и отчетности в денежном выражении в соответствии с правилами оценки отдельных объектов учета и статей бухгалтерского баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учету. В балансе не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учету.
     При такой структуре и оценке статей балансовые показатели российских организаций  без предварительной подготовки могут быть использованы для аналитических  сопоставлений по методологии зарубежных стран.
     Чтобы бухгалтерский баланс мог дать достаточно полную картину о финансово-хозяйственной деятельности организации, он, прежде всего, должен быть правдивым. При этом правдивым считается бухгалтерский баланс, составленный по данным бухгалтерских записей, сделанных на основании документов, удостоверяющих все факты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, подтвержденный бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией имущества и финансовых обязательств.
     Противоположностью  правдивости бухгалтерского баланса  является его вуалирование, то есть искажение результатов работы организации путем приукрашивания отдельных сторон деятельности. Типичными примерами вуалирования бухгалтерского баланса являются: включение в состав имущества материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении; сальдирование кредиторской и дебиторской задолженности, а не отражение  развернутого сальдо, например, по счету 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами»; искажение величины прибыли в результате неправильного создания резервов; отражение данных в балансе не на тех статьях с целью занижения отдельных показателей и т.п.
     Правдивый бухгалтерский баланс еще не означает его реальность. Реальным бухгалтерский  баланс считается при соответствии оценок его статей действительности. В российской практике это означает соответствие оценок статей баланса определенным нормативным документам, регулирующим постановку бухгалтерского учета по отдельным объектам учета.
     При составлении бухгалтерского баланса  важно соблюдать постоянство  учетной политики, что обеспечивает преемственность баланса, например данные последующего (заключительного) баланса должны быть начальным балансом  отчетного года.
     Бухгалтерский баланс  должен быть доступным для понимания не только лиц, его составляющих, но и всех, его читающих.
     Ознакомление  с правдивым, реальным, ясным бухгалтерским балансом позволяет получить весьма ценные сведения о различных сторонах деятельности организации. Содержащиеся в балансе сведения дают возможность использовать его для контроля состава и структуры имущества организации, расчета показателей ликвидности, динамики дебиторской и кредиторской задолженности, что позволяет в конечном итоге дать объективную оценку экономического состояния платежеспособности организации, обеспечивающей защиту интересов ее собственников, государства, кредиторов.
 

1.2 Виды балансов и их классификация

 
      В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских  балансов – вступительный, текущий, разделительный, объединительный, сводный (консолидированный), ликвидационный и  др.
      Вступительный баланс – отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал организаций и внесенное учредителями имущество; вступительные балансы хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемности ранее действующих, могут соответствовать ликвидационным балансам организаций, правопреемником которых выступает вновь созданная организация.
      Ликвидационные  балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организаций отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.
      Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные – ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т.д.).
      Разделительные  балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные – на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.
      Сводные балансы, которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства.
      Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляют с помощью корректировки.
      Баланс-нетто – регулирующие счета в данном балансе объединяются с показателями по основному счету. Регулирующие счета не имеют самостоятельных статей в балансе.
      Баланс-брутто – включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса.
 

1.3 Строение и структура бухгалтерского  баланса

             Бухгалтерский баланс - это один из  элементов метода  бухгалтерского учета,  т.к. с него начинается и им заканчивается текущий бухгалтерский учет.  В бухгалтерском балансе обобщенно отражаются средства  предприятия по составу и размещения и по источникам формирования и целевому назначению  на определенную  дату.
                      Графически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где  левая часть называется активом,  а правая - пассивом.  В  активе баланса отражаются средства по составу (видам) и размещению, а в пассиве - средства по источникам формирования и целевому  назначению. Следовательно, в основу строения и содержания баланса положена группировка хозяйственных средств предприятия.
             Каждый вид средств или источник  в балансе указывается отдельно и называется статьей баланса.  Статьи  баланса  сгруппированы  в разделы по экономически однородным признакам.  Количество разделов в активе и пассиве определяет Министерство финансов РФ.
             Термин "баланс"  в  переводе  с  французского означает "равновесие". В бухгалтерском балансе это означает,  что сумма  статей актива равна  сумме  статей  пассива.  Конечные  итоги  актива и пассива называются валютой баланса.
             Равенство сторон баланса объясняется тем, что в активе отражаются остатки средств по составу и размещению,  а в пассиве отражаются остатки источников формирования этих же самых средств.
     В настоящее время в балансе  пять разделов:
     1. Внеоборотные активы
     2.Оборотные  активы
     3. Капитал и резервы
     4. Долгосрочные обязательства
     5. Краткосрочные обязательства 

             Бухгалтерский баланс составляется на определенную дату.  В течение времени  между  датами  составления  баланса в предприятии происходит большое количество  хозяйственных  операций.  В  ходе этих операций  происходят изменения остатков средств и их источников. Следовательно,  изменяются и статьи баланса.  Несмотря на большое количество, хозяйственные операции вызывают изменения по четырем типам.
             1 тип:
       Изменения происходят в активе баланса.  При этом одна статья увеличивается,  а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Итог баланса (валюта) не меняется.  Это изменение называется активным.
             2 тип:
     Изменяется пассив баланса.  Здесь  также  одна  статья уменьшается, а другая увеличивается на одну и ту же сумму. Валюта баланса не меняется.
             3 тип:
     Изменения происходят и в активе и в пассиве в  сторону увеличения. При этом увеличиваются статья актива и статья пассива на одну и ту же сумму. Валюта баланса увеличивается на эту же сумму. Этот  тип называют активно-пассивное увеличение. 
             4 тип:
       Изменяются как актив, так и пассив,  но в сторону уменьшения. При этом уменьшается статья актива и статья пассива на одну и ту же сумму.  Валюта баланса уменьшается. Этот тип относят к активно-пассивному уменьшению.
 

2. Организационно-экономическая и правовая характеристика ООО «Ариадна»

2.1 Местоположение  и правовой статус ООО «Ариадна».

 
      Согласно  уставу ООО «Ариадна» Общество с ограниченной ответственностью создано в соответствии с положениями Гражданского кодекса и Учредительного договора, заключенного между собой следующими участниками: Рукавишников А.А., Яковлев В.Л., Савин К.А. (приложение № 3 стр.2 п.1.1).
      Наименование  Общества на русском языке – Общество с ограниченной ответственностью «Ариадна» (приложение №3 стр.2 п. 1.2)
      Место нахождения Общества: Россия, Удмуртия, г. Можга, Советская, 6 (приложение № 3 стр. 2 п.1.3).
      Согласно  Устава ООО «Ариадна» :
       2.1 Общество является юридическим  лицом и считается созданным  с момента его государственной  регистрации.
      2.2 Общество обладает полной хозяйственной  самостоятельностью, обособленным  имуществом, имеет самостоятельный  баланс, расчетные и иные, в том  числе валютные счета, в банках на территории России и за рубежом, печать со своим наименованием, фирменный знак, угловой штамп, другие атрибуты со своей символикой. Общество может самостоятельно выступать участником гражданских правоотношений, выступать в качестве истца и ответчика в суде.
      2.3 Общество действует на основании  действующего законодательства, положений  Устава и Учредительного договора.
      2.4 Общество несет ответственность  по своим обязательствам в  пределах принадлежащего ему  имущества. Общество не отвечает по обязательствам участников, а участники не отвечают по обязательствам Общества.
      2.5 Общество может иметь представительства  и филиалы на территории России  и за рубежом, а также быть  учредителем других юридических  лиц.
      Общество  является коммерческой организацией, созданной с целью извлечения прибыли (приложение №  3 стр. 2 п.3.1).
      Общество  с ограниченной ответственностью «Ариадна» занимается производством и продажей мебели и фурнитуры. ООО «Ариадна» внедрило в розничную сеть магазины и салоны, принадлежащие непосредственно ООО «Ариадна». 
      ООО «Ариадна» производит мебель, укомплектовывает ее и затем в виде готовой продукции направляет в розничную сеть.
 

2.2 Организационное устройство и  схема структуры управления ООО  «Ариадна»

      Директор ООО «Ариадна» 
 
 

       рис. 1 Структура  управления в ООО  «Ариадна» 

              ООО «Ариадна» 
 
 
 

            рис. 2 Организационная  структура 
 

 

2.3 Основные экономические показатели деятельности ООО «Ариадна».

 
         Анализ  финансовой устойчивости и платежеспособности ООО «Ариадна».
         Таблица №1 

         Исходная  информация для расчета показателей  финансовой устойчивости (приложение № 1)
Показатель Код строки баланса  Значение  в тыс.рублей
   
ОС +НА+ капитальные вложения 190 47 038 112 39 183 600
ОС 120 22 534 639 23 895 582
МПЗ 210-215+220 903 972 674 488
Сырье и материалы 211+217 304 192 309 371
Незавершенное производство 213 - -
Готовая продукция 214 2 436 2 256
Денежные  средства и расчеты 215+230+240+250+260 18 662 250 30 874 557
Дебиторская задолженность 215+230+240 8 822 203 10 541 524
Собственный капитал 490 51 668 376 56 380 827
Долгосрочные  и краткосрочные обязательства 590+610+620+630+660 12 882 582 12 806 205
Чистый  оборотный капитал 490-190 4 630 264 17 197 227
Валюта  баланса 300 66 604 503 70 732 830
 
         Таблица №2
         Показатели  финансовой устойчивости предприятия
Показатели Коэффициенты
   
1 Коэффициенты  независимости или автономии  собственный капитал (490)/ валюта баланса (300) 0,776 0,797
2 Удельный вес  заемных средств в стоимости  имущества  сумма задолженности (590+610+620+630+660)/валюта баланса (300)
0,193 0,181
3 Коэффициент задолженности  сумма задолженности (590+610+620+630+660)/собственный  капитал (490)
0,249 0,227
4 Удельный вес  дебиторской задолженности в  стоимости имущества  кредиторская задолженность + дебиторская задолженность (230+240+215)/валюта баланса (300)
0,132 0,149
5 Коэффициент обеспеченности МПЗ собственными оборотными средствами Чистый  оборотный капитал (490-190)/материальные запасы (210-215)
12,585 38,424
6 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Чистый  оборотный капитал (490-190)/оборотный  капитал (210+220+230+240+250+260+270)
0,237 0,545
7 Коэффициент маневренности  Чистый  оборотный капитал (490-190)/собственный  капитал (490)
0,09 0,305
8 Коэффициент реальной стоимости имущества ОС+НП+МПЗ (120+211+213)/валюта баланса (300)
0,343 0,342
9 Коэффициент финансовой зависимости Валюта  баланса (300)/собственный  капитал (490)
1,289 1,255
 
         Вывод: Коэффициент независимости и автономии на 01.01 составляет 0,004 и говорит о том, что ООО «Ариадна» обладает низкой финансовой устойчивостью, при этом повышается риск финансовых затруднений в будущие периоды, и снижаются гарантии погашения долгов.
         Удельный  вес заемных средств в стоимости имущества составляет на начало отчетного периода 0,996, а на конец – 0,980. Данный коэффициент превышает 0,400, следовательно доля заемных средств в стоимости имущества не в норме. Проанализировав данный коэффициент можно сказать, что ООО «АВК» в ходе хозяйственной деятельности различные займы и кредиты берет достаточно часто.
         Коэффициент задолженности, который составляет 234,59 на начало отчетного периода  и 62,77 на конец говорит о том, что  предприятие не способно рассчитываться с долгами за счет собственных  средств.
         Коэффициент обеспеченности МПЗ и собственными оборотными средствами отрицательный, это значит, что предприятие материалы и оборотные средства приобретает в долг.
         Коэффициент маневренности отрицателен, что  значит, что предприятие имеет  очень плохое финансовое положение и у предприятия нет выбора в действиях.
         Проанализировав коэффициент реальной стоимости  имущества, который составляет 0,58 и  на конец отчетного периода увеличивается  на 0,09, что составляет 0,67, можно сказать, что ООО «Ариадна» неправильно использует свой производственный потенциал.
         В целом можно сделать заключение, что финансовая устойчивость находится  на среднем уровне и к концу  отчетного периода ухудшается и  становится на уровне несколько ниже среднего. 

         Таблица № 3 

Подготовка  исходной информации для расчета показателей платежеспособности предприятия (приложение № 1 )
Показатель Код строки баланса Значение
   
МПЗ 210-215-216+220 842 688 563 136
Денежные  средства 260 3 097 371 9 336 020
Дебиторская задолженность 230+240+215 8 822 203 10 541 524
 Прочие оборотные активы 270 169 185
Краткосрочные финансовые вложения 250 6 742 676 10 997 013
Долгосрочные  обязательства 590 6 481 086 4 437 585
Краткосрочные обязательства 610+620+660 6 326 600 8 280 483
Собственный капитал 490 51 668 376 56 380 827
 
Таблица № 4
Показатели  платежеспособности предприятия
Показатели Значение
   
Коэффициент текущей ликвидности ДС+ДЗ+КФВ+МПЗ+ПОА (260+230+240+250+210+216+220+270)/ краткосрочные обязательства (620+610+660) 3,102 3,824
Коэффициент срочной ликвидности ДС+ДЗ+КФВ (260+230+240+250+216)/краткосрочные обязательства (610+620+660)
2,959 3,742
Коэффициент абсолютной ликвидности ДС+КФВ (260+250)/краткосрочные обязательства (610+620+660)
1,555 2,456
Коэффициент платежеспособности в условиях банкротства Собственный капитал (490)/ долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства (610+620+660+590)
4,034 4,433
 
       Вывод: Требование комитета по банкротству, чтобы коэффициент текущей ликвидности должен быть больше или равен 2, иначе структура баланса может быть признана неудовлетворительной. В случае ООО «Ариадна» данный коэффициент меньше 1,5 и составляет 0,71 и 0,78 на начало и конец отчетного периода соответственно, что говорит о том, что предприятие практически не платежеспособное.
       Коэффициент абсолютной ликвидности составляет 0,01 и 0,006 на начало и конец отчетного периода соответственно. Данное значение коэффициента считается очень низким, что позволяет говорить о повышении риска невозврата долгов. В этом случае с ООО «Ариадна» правильным будет брать предоплату.
       Коэффициент платежеспособности в условиях банкротства  показывает, что предприятие не способно погашать долги в ситуации банкротства.
 

3. Техника составления бухгалтерского  баланса

3.1 Организация  подготовительной работы составления  бухгалтерского баланса

3.1.1 Инвентаризация  статей баланса

       Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. Объем работы, предшествующий составлению годовой бухгалтерской отчетности, значительно больше объема работы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности. Промежуточный баланс обычно составляется на основе книжных данных. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:
     1) уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;
     2) проводится переоценка имущественных  статей баланса: движимого и  недвижимого имущества, материалов, товаров,  ценных бумаг, долгов  и т.п.., заключительными записями  декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;
     3) выявляется окончательный финансовый  результат путем суммирования  всех частных результатов; закрывается  счет 99 «Прибыли и убытки»;
     4) составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;
     5) в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.
     Инвентаризации  подлежит все имущество организации  независимо от его местонахождения  и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется  фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.
     Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
     при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
     при смене материально ответственных лиц;
     при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;
     в случае стихийного бедствия, пожара или  других чрезвычайных ситуаций, вызванных  экстремальными условиями;
     при реорганизации или ликвидации организации;
     в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     Инвентаризацию  проводят с той периодичностью, которая  указана в учетной политике организации, но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.
     Выявленные  при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.
     1. Излишек имущества приходуется,  и соответствующая сумма учитывается  в составе прочих доходов:
     Д 10 (41, 50, …)   К 91-1.
     2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на затраты производства:
     Д 20 (44, …)   К 94.
     3. Недостача имущества и его  порча сверх норм естественной  убыли относится на виновных:
     а) отражена недостача основных средств, материалов, товаров:
     Д 94   К 01 (10, 41, …);
     б) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного  лица:
     Д 73-2   К 94;
     в) отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей  и суммой, подлежащей взысканию с  виновного лица:
     Д 73-2   К 98-4;
     г) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального  ущерба:
     Д 70 (50)   К 73-2;
     д) соответствующая доля доходов будущих  периодов учтена в составе прочих доходов:
     Д 98-4   К 91-1.
     4. Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются, учитываются в составе прочих расходов:
     Д 91-2 К 94.
 

3.1.2 Проверка записей на счетах  бухгалтерского учета

     Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым  к ней требованиям, должны соблюдаться  следующие условия:
     отражение хозяйственных операций в учете  только на основании надлежаще оформленных первичных документов;
     отражение за отчетный период всех хозяйственных  операций и результатов инвентаризации;
     совпадение  данных синтетического и аналитического учета.
     Цикл  учетной работы за любой месяц  можно разделить на три части:
     1) составление бухгалтерских записей на основании первичных документов, накопительных, группировочных ведомостей. Это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период. Эта работа требует от бухгалтера знания не только нормативных бухгалтерских документов, но и налогового законодательства;
     2) перенос всех фактов хозяйственной  деятельности организации за  месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета;
     3) формирование информации об объектах  бухгалтерского учета на счетах  Главной книги на основании  итоговых данных учетных регистров.
     Первичные учетные документы могут быть приняты к учету только в том  случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной документации.
     Первичные документы должны составляться в  момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Перечень лиц, имеющих право подписывать первичные учетные документы, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
     Допущенные  в документах ошибки должны быть исправлены, в кассовых и банковских документах никаких исправлений быть не должно.
     Утраченные  документы подлежат восстановлению, а неверно оформленные документы  – дооформлению в соответствии с  предъявляемыми к ним требованиями.
     В соответствии со п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета не менее пяти лет.
     В течение месяца на основании первичных  документов в учетных регистрах  формируется вся информация об объектах бухгалтерского учета.
     Перечень  и виды учетных регистров зависят  от применяемой в организации  формы бухгалтерского учета. В настоящее Минфином России  рекомендованы к применению следующие формы бухгалтерского учета:
     журнально-ордерная форма счетоводства;
     упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
     мемориально-ордерная форма счетоводства;
     формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники.
     Итоговые  данные учетных регистров используются для составления записей по счетам Главной книги.
     В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым  счетам надо исчислять развернутое  сальдо.
     Отражение развернутого сальдо в балансе необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности приводит к фальсификации баланса. 
     Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ и услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.
     Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.
     Показатели  Главной книги используются для  составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в точности и  полноте этих показателей,  необходимо периодически проверять записи по счетам.
     Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные  приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации  формы бухгалтерского учета.
     Обычно  проверку записей по счетам Главной  книги проводят по следующим направлениям:
     сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших  основанием для записей;
     сравнивают  между собой обороты и остатки  или только остатки по всем счетам синтетического учета;
     сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.
     Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим  счетам составляют оборотно-сальдовые  ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, то есть составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна – по синтетическим.
     Проверка  учетных записей на синтетических счетах осуществляется по итогам обортно-сальдовой ведомости. Имеющиеся в ней три пары суммовых граф должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равные друг другу:
     1) сальдо на начало периода по  дебету должно быть равно сальдо  на его начало по кредиту;
     2)обороты  за период по дебету должны  быть равны оборотам за период  по кредиту;
     3) сальдо на конец периода по  дебету должно быть равно сальдо  на его конец по кредиту.
     Отсутствие  равенства в какой-либо паре граф указывает на ошибку в записях или в подсчете записей по счетам. Например, отдельные суммы могут быть записаны не на счета, к которым они относятся. Для выявления подобных ошибок производят сверку данных синтетического учета с соответствующими показателями аналитического учета: итоги обортно-сальдовой ведомости по аналитическим счетам сверяют с данными соответствующих счетов в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета.
 

3.1.3 Порядок исправления ошибок

     Способ  исправления ошибочно сделанных  записей в первичных документах, учетных регистрах зависит от момента их выявления и характера  ошибки.  Исправление может производиться  одним  из следующих способов: корректурным способом, способами дополнительной и сторнировочной бухгалтерских записей.
     При корректурном способе зачеркивается ошибочная запись и в случае необходимости записывается правильный текст или сумма. Исправление должно быть подтверждено подписью ответственного лица. Этот способ применяется тогда, когда ошибка сделана в одном регистре и обнаружена до подсчета итогов, а следовательно, до их перенесения в Главную книгу.
     Способ  дополнительных бухгалтерских  записей применяется тогда, когда фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной. На разницу делается дополнительная проводка. При этом составляют бухгалтерскую справку, на основании которой исправляют ошибку во всех регистрах. Этот способ применяется, когда ошибка повторяется в нескольких учетных регистрах или выявлена после подсчета итогов в регистрах или Главной книге.
     Способ  сторнировочной бухгалтерской  записи применяется в следующих случаях:
     1) если в регистрах записана  большая, чем следовало, сумма;
     2) если составлена и разнесена  по счетам ошибочная бухгалтерская запись.
     Грамотное и своевременное исправление  ошибок позволяет составить достоверную  бухгалтерскую отчетность, избежать штрафных санкций, которые способны значительно ухудшить финансовое состояние  любой организации.
     Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включается в финансовые результаты организации отчетного года. Все исправления в бухгалтерском учете делаются в том отчетном периоде, в котором выявлена ошибка. Если период совершения искажений не установлен, то исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке.
     Исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год также не вносятся, а отражаются в году, в котором  были обнаружены ошибки в учете.
     Так, в случае неверного исчисления доходов и расходов надо откорректировать суммы доходов и расходов в том периоде, когда была обнаружена ошибка, затем подать уточненную декларацию по налогу на прибыль. В бухгалтерской отчетности – в форме № 2 – следует указать отдельной строкой сумму налога, которую организация должна доплатить.
     Указанный порядок исправления ошибок в  учете и отчетности применяется  при выявлении искажений учетных  и отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых как  самой организацией, так и контролирующими органами.
     К наиболее типичным бухгалтерским ошибкам относятся: необоснованное отнесение на себестоимость расходов, не связанных с производством; неправильное начисление и отражение в бухгалтерском учете налогов и сборов; необоснованное отнесение различных сумм на финансовые результаты; занижение полученной выручки.
     В случае обнаружения ошибки необходимо составить бухгалтерскую справку, где фиксируется выявленная ошибка, отражаются причины ее возникновения  и способы исправления при  составлении учетных регистров и бухгалтерской отчетности. Предприятию следует внести сумму недоплаченного в бюджет налога сразу после выявления ошибки, а не ждать наступления очередного срока его уплаты,  составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Бухгалтерская справка составляется в произвольной форме с указанием реквизитов, установленных требованиями Федерального закона « О бухгалтерском учете» к оформлению первичных документов. Кроме того, о факте обнаружения ошибки следует сообщить в налоговую инспекцию, направив соответствующее письмо.
 

3.1.4 Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой  и проданной продукции

     Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской  отчетности предшествует процедура  закрытия счетов, причем при формировании годовой бухгалтерской отчетности она является более сложной. Условно весь этот процесс можно разбить на следующие этапы (рис. 3  и 4).
     
     Рис.  3 Закрытие счетов при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности
     
     Рис.   4 Закрытие счетов при составлении годовой бухгалтерской отчетности
     Рассмотрим  порядок закрытия счетов учета затрат и формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг).
     В течение отчетного месяца на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ, оказанием услуг. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного месяца учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».
     На  дебете счета 25 отражаются затраты  по содержанию машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонту зданий, сооружений и прочих основных средств, расходы по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и прочие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 расходы в конце месяца полностью списываются на счета 20 и 23, то есть счет 25 ежемесячно закрывается и остатка на конец месяца на нем не должно быть.
     На  дебете счета 26 отражаются затраты  на заработную плату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные  разъезды, типографские, почтово-телеграфные  и телефонные расходы, амортизация, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы. Накопленные в течение месяца расходы на дебете 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в зависимости от выбранной учетной политики или  в дебет счета 20 «Основное производство», или в дебет счета 90 «Продажи». На этом счете на конец месяца остатка быть не должно.
     При наличии производственного брака  на счете 28 «Брак в производстве»  выявляются окончательные потери от брака. Они определяются так:
     (Себестоимость  окончательного брака + Затраты  на исправление брака) – (Удержания  с виновников брака + Стоимость  возвратных отходов по цене  возможного использования).
       Окончательные потери от брака, определенные по счету 28, списываются с кредита данного счета в дебет счета 20 (23), то есть на этом счете на конец месяца остатка также не бывает.
     Таким образом, на калькуляционных счетах 20 и 23 в конце месяца будут учтены все прямые и косвенные затраты  на производство продукции, работ и  услуг.
     Расходы вспомогательного производства по выполнению работ, оказанию услуг для основного производства списываются с кредита счета 23 в дебет счета 20 (25 и др.). Конечный остаток по дебету счета 23 показывает стоимость незавершенного производства.
     В конце месяца по данным счета 20 «Основное производство» исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции. Она определяется так:
     Незавершенное производство на начало месяца + Затраты  на месяц – Незавершенное производство на конец месяца – Стоимость возвратных отходов – Себестоимость окончательного брака.
     В зависимости от выбранного в учетной  политике варианта учета готовой  продукции фактическая себестоимость  списывается с кредита счета 20 или в дебет счета 40 «Выпуск  продукции (работ, услуг)» (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости), или в дебет счета 43 «Готовая продукция» (при учете продукции по фактической себестоимости).
     Учет  готовой продукции в течение  месяца ведут по учетным ценам. В  конце месяца выявляют отклонения по готовой продукции, которые списывают следующим образом.
     При учете готовой продукции по нормативной  себестоимости:
     на  превышение фактической себестоимости  над нормативной себестоимостью (перерасход):
     Д 90-2   К 40;
     на  превышение нормативной себестоимости  над фактической себестоимостью (экономия):
     Д 90-2   К 40 (сторно).
     При учете готовой продукции по фактической  себестоимости:
     на  превышение фактической себестоимости  над учетной  стоимостью (перерасход):
     Д 43   К 20;
     на  превышение учетной стоимости готовой  продукции над ее фактической себестоимостью (экономия):
     Д 43   К 20 (сторно);
     на  фактическую (нормативную, плановую) себестоимость  отгруженной покупателю продукции:
     Д 90-2   К 43.
 

3.1.5 Выявление финансового результата  от продажи продукции (работ,  услуг). Закрытие счета 90 «Продажи»

     На  счете 90 «Продажи» накапливается  информация о выручке от продаж по обычным видам деятельности организации.
     При признании в бухгалтерском учете  сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 и дебету счета 62 . одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90.
     К счету 90 могут быть открыты субсчета:
     90-1 «Выручка»;
     90-2 «Себестоимость продаж»;
     90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
     90-4 «Акцизы»;
     90-5 «Экспортные пошлины»;
     90-6 «Общехозяйственные расходы»;
     90-7 «Расходы на продажу»;
     90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
     Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому  виду проданных товаров, продукции. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
     Записи  по счетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и др. производятся накопительно в течение отчетного года, то есть все субсчета счета 90 в течение года не закрываются, на субсчете 90-1 в конце каждого месяца всегда будет кредитовое сальдо, а на субсчетах 90-2 – 90-7 – дебетовое сальдо.
     В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат от продажи товаров, продукции, работ, услуг, для чего сумму выручки  от продаж за отчетный месяц сравнивают с себестоимостью продаж. Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
     Если  выручка превышает затраты, в  отчетном месяце организация получила прибыль:
     Д 90-9   К 99.
     Если  выручка меньше затрат на продажу, в отчетном месяце организация понесла убыток:
     Д 99   К 90-9.
     Иными словами, в конце каждого отчетного  месяца на субсчете 90-9 сальдо может  быть или дебетовым (прибыль), или  кредитовым (убыток). В целом же синтетический  счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.
     По  окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90-9), закрываются  внутренними записями на субсчет 90-9:
     закрытие  субсчета 90-1:
     Д 90-1   К 90-9;
     закрытие  субсчетов 90-2 – 90-7:
     Д 90-9 К 90-2 (90-3, 90-4, 90-5, 90-6, 90-7).
 

3.1.6 Выявление финансового результата  от прочих операций, не относящихся  к обычным видам деятельности. Закрытие счета 91 «Прочие доходы  и расходы»

     На  счете 91 «Прочие доходы и расходы» обобщается информация о прочих доходах  и расходах, кроме  доходов и расходов от обычных видов деятельности.
     К счету 91 могут быть открыты субсчета:
     91-1 «Прочие доходы»;
     91-2 «Прочие расходы»;
     91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
     Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому  виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой или хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
     Записи  по субсчетам 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» производятся накопительно в течение отчетного года, то есть все субсчета счета 91 в течение года не закрываются, на субсчете 91-1 в конце каждого месяца всегда будет кредитовое сальдо, а на субсчете 91-2 – дебетовое.
     В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат –  сальдо прочих доходов и расходов, для чего сумму прочих доходов  и расходов, для чего сумму прочих доходов сравнивают с суммой прочих расходов. Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 91-9.
     Если  сумма прочих доходов превышает  сумму прочих расходов, сальдо прочих доходов и расходов означает прибыль:
     Д 91-9   К 99.
     Если  сумма прочих доходов меньше суммы  прочих расходов, сальдо прочих расходов и доходов означает убыток:
     Д 99   К 91-9.
     Иными словами, в конце каждого отчетного  месяца на субсчете 91-9 сальдо может  быть или дебетовым, или кредитовым. В целом же синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.
     По  окончании отчетного года все  субсчета, открытые к счету 91, закрываются  внутренними записями на субсчет 91-9:
     закрытие  субсчета 91-1:
     Д 91-1   К 91-9;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.