Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема психологического образования в высшей школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Кафедра психологии 
 

Курсовая  работа
на тему:
«Проблема психологического образования в высшей школе» 
 
 
 

Выполнила: Иванова Е. П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Конструктивное  преобразование системы профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях предполагает ее модернизацию путем внедрения психолого-педагогических дисциплин в процесс обучения студентов по избранной специальности. Подготовка специалиста должна базироваться на развитии творческой личности, ориентированной на достижение высокого уровня профессионализма и национального самосознания.
     Современная общественная ситуация стимулирует  высшее образование к подготовке специалиста с глубокими профессиональными  и психолого-педагогическими знаниями. Развитие демократических процессов в обществе и переход к рыночной экономике резко повысили для специалистов значимость психолого-педагогических знаний и потребность в них. Особо остро это прослеживается в системе негуманитарных специальностей: технических, экономических, правоведческих и других. Внедрение психолого-педагогических дисциплин в практику подготовки специалистов по избранной специальности обусловлено необходимостью активизации познавательной сферы, осознания личностных особенностей, овладения психологией управления для решения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
     В традиционной системе образования  уделяется недостаточно много внимания установлению взаимосвязи между  когнитивным (уровень знаний), эмпирическим (практическое внедрения знаний) и креативным (творческое применение знаний в непредвиденной жизненной обстановке) уровнями подготовки специалиста. Целью введения психолого-педагогических дисциплин является формирование у будущего специалиста способностей, обеспечивающих применение полученных знаний в профессиональной практике, особенно в непредсказуемых жизненных ситуациях. 
 

     Цель  исследования: изучения особенностей психологического образования в высшей школе.
      Объект. Психологическое образование
      Предмет. Психологическое образование в высшей школе.
      Задачи:
1) обзор  теоретического материала,
2) описание  особенностей психологического образования  в высшей школе в зависимости от специалитета обучающихся.
      Гипотеза: оценка актуальности и профессиональной значимости психологического образования различна среди студентов, обучающихся профессиям по работе с людьми и студентов технического, строительного и естественно-научного профиля.
      Методы  исследования:
    Теоретический анализ литературы.
    Анкетирование.

Глава 1 Анализ теоретических  данных

§1 Цели преподавания психологии в соответствии с разными программами образования

     Цели  преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием  научно-психологических знаний, а  с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются.
     Место психологии в системе наук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена к  философскому,  естественнонаучному или гуманитарному знанию.
     В связи с этим в разные эпохи, в  разных странах и учебных заведениях психология преподавалась как в  рамках философских и естественнонаучных предметов, так и в рамках гуманитарных дисциплин. Соответствующим образом определялись и цели преподавания психологии.
     Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время в значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Это необходимо учитывать при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.
     В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии — теоретическое и  практическое овладение знаниями и  методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности» [15].
     В зависимости от конкретной психологической  дисциплины можно выделить и другие цели, которые будут в большей степени ориентированы на естественнонаучное или философское понимание предмета психологии.
     Рассмотрим  цели, которые ставятся при обучении студентов по разным образовательным программам. 
 

     Основные  образовательные  программы высшего  профессионального  образования по специальности «психология»
     Объектом  профессиональной деятельности данного  специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую и культурно-просветительную [13].
     В связи с этим цели преподавания психологии по данным образовательным программам должны включать в себя:
1) обучение  фундаментальным психологическим  знаниям;
2) обучение  прикладным психологическим знаниям;
3) обучение  научно-исследовательским умениям;
4) обучением  практическим психологическим умениям  в применении психологических  знаний для решения практических задач;
5) обучение  умениям психологического просвещения  и обучения психологическим знаниям  других людей;
6) формирование  психологической культуры.
      Таким образом, цели преподавания психологии в рамках высшего профессионального образования по специальности «психология» отражают весь комплекс необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков будущих специалистов. Реализация  данных целей обуславливает логику построения учебных программ и курсов, а также определяет содержание преподаваемых дисциплин.
Основные  образовательные  программы высшего  профессионального  образования специалистов по работе с людьми 

     К этой группе специалистов относятся учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений; врачи, социальные работники; государственные служащие, социологи, юристы, руководители, менеджеры, экономисты; командиры воинских подразделений.
     Главным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек или группа людей. Отсюда вытекает непосредственная значимость психологических знаний для их профессиональной деятельности. Поэтому главным направлением преподавания психологии по программам данного типа является формирование профессиональной психологической компетентности [13].
     Это направление определяет цели преподавания психологии по данным образовательным  программам:
1) обучение  основам психологических знаний;
2) знакомство  с методами психологии;
3) обучение  прикладным психологическим знаниям,  соответствующим профессиональной специализации студентов;
4) обучение  применению психологических знаний  для решения практических задач  в рамках будущей профессиональной  деятельности;
5) формирование  общей психологической культуры студентов.
      Таким образом, основной целью преподавания психологии для специалистов, объектом профессиональной деятельности которых выступает человек, является обучение применению практических психологических знаний, соответствующих специализации студентов. 

Основные  образовательные  программы высшего  профессионального образования специалистов естественно-научного, технического, строительного профиля
     К этой группе относится широкий круг специалистов. Основным объектом профессиональной деятельности специалистов данного  профиля являются объекты живой  и неживой природы, знаки и знаковые системы, технические системы и устройства различного типа. Поэтому психологические знания обычно не представляют для них непосредственной профессиональной значимости. В связи с этим психология в этих программах рассматривается как общеобразовательный и общекультурный предмет.                    Главным в изучении психологии является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры студентов.
     Этим  определяются цели преподавания психологии в рамках данных образовательных программ:
1) формирование  у студентов представления о  системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине  и практической деятельности;
2) знакомство  с методами психологического  познания и психологической практики;
3) обучение  студентов психологии как средству  познания других людей;
4) обучение  студентов психологии как средству  самопознания;
5) обучение  студентов психологии как средству  саморазвития.
      Таким образом, преподавание психологии для  специалистов профессий типа «человек – знак», «человек – машина» носит в первую очередь общеобразовательный характер, а также служит средством обучения студентов навыкам самопознания и способам саморазвития. 
 
 

§2 Особенности преподавания психологических  дисциплин студентам разных специальностей

 
     На  основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам.
     Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах. В учебных планах обучения по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3, из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям количество психологических курсов обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета все программы высшего образования можно разделить на три типа:
     - основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Психология» (базовое психологическое образование): психологические дисциплины составляют около 2/3 от всего количества изучаемых дисциплин;
     - основные образовательные программы  высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники, и т. п.): преподается несколько психологических дисциплин;
     - основные образовательные программы  высшего профессионального образования  специалистов естественнонаучного  и технического профиля: психология  преподается как самостоятельная  учебная дисциплина или же в рамках курса «Психология и педагогика» [13] . 

     Психология  является предметом, профессионально  значимым для изучения в высших и  средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного  и школьного образования. Наиболее типичными психологическими дисциплинами, изучаемыми студентами — будущими педагогами, являются: 1) общая психология; 2) психология развития и возрастная психология; 3) педагогическая психология; 4) экспериментальная психология; 5) специальная психология [17].
     Студентам педагогических специальностей могут  предлагаться также спецкурсы и  спецсеминары, посвященные отдельным  психологическим темам.
     В медицинских вузах обычно преподаются  курсы общей и медицинской  психологии, а также спецкурсы, связанные  с актуальными профессиональными темами. Базовый курс психологии на большинстве факультетов преподается в течение семестра. Всем студентам старших курсов предлагаются элективные курсы по медицинской и социальной психологии.
     Психологическое образование входит и в систему подготовки государственных служащих. Учебные курсы общей и юридической психологии преподаются на юридических факультетах. Психологическое образование становится все более распространенным явлением в специализированных вузах, осуществляющих подготовку специалистов для работы в пенитенциарных  учреждениях Министерства юстиции.
     Психология  становится типичной учебной дисциплиной  во многих образовательных программах подготовки бакалавров, специалистов, магистров гуманитарного и экономического направлений.
     Учебный курс «Психология и педагогика" является обязательным для большинства университетских специальностей, а также преподается в технических вузах. На эту дисциплину выделяется небольшое количество учебных часов. Соединение в одном курсе таких предметов, как психология и педагогика, далеко не всегда оправданно для ряда специальностей. Перед преподавателем возникает трудная задача отбора содержания курса, который должен давать возможности для интегрирования психологических и педагогических знаний [7].
     Инженерам читается курс психологии труда и инженерной психологии. Приобретает популярность и актуальность курс социальной психологии. Разрабатываются также авторские курсы для отдельных специальностей. Например, для студентов швейных специальностей были апробированы курсы «Психофизика одежды», «Оценка психологической комфортности одежды», «Одежда плюс психология», для студентов архитектурной и строительной специальности — курс «Этика и психология в творческой деятельности архитектора».
     Таким образом, масштабы преподавания психологии студентам других специальностей в последние годы значительно расширяются. Это происходит как в силу возрастающего интереса студентов к психологическим знаниям, так и по причине необходимости получения студентами таких знаний. Однако небольшой объем учебного времени, отводимого на изучение курсов психологии, затрудняет реализацию целей обучения. Другой проблемой обучения психологии в таких образовательных программах является то, что преподавателям далеко не всегда удается учитывать профессиональную специфику обучаемых студентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   §3. Проблема содержания психологического образования

     В последние годы обучение психологии приняло массовый характер. Уже в начальной школе при освоении курса «Окружающий мир» учащихся знакомят с элементами психологических знаний.
     Психологические знания ученики получают и в среднем и старшем звеньях школы, а также в средних и высших учебных заведениях. Существует большое количество разнообразных программ психологических курсов. Однако возникают вопросы: для чего изучаются психологические дисциплины? Приносит ли изучение психологии ожидаемый эффект? Сегодня многие преувеличивают возможности психологии, расценивая её в качестве панацеи от большинства бед современного общества [23].
     Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить основные цели изучения психологии и затем сопоставить с ними возможности этой науки.
     Всё многообразие целей психологического обучения можно свести к трём основным:
     1. Формирование необходимых социальных  навыков, таких, как навыки общения, мышления и деятельности. Нередко такие навыки называют психотехническими, так как они позволяют усовершенствовать способности личности, повысить ее техническое мастерство при решении различных жизненных ситуаций.
     2. Освоение психологических понятий для того, чтобы лучше ориентироваться в психологической составляющей жизни людей. Психологические знания в совокупности с психотехническими умениями формируют необходимые компетенции, позволяющие решать сложные познавательные и практические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности каждого человека, работающего с другими людьми.
     3. Создание единой картины мира, осознание себя в этой картине  и освоение культурных ценностей,  связанных с философскими и  методологическими традициями изучения  и рассмотрения человека и личности. В определенном смысле здесь можно говорить о формировании мировоззрения личности, выражающемся в отношении к себе и другим людям.
     Каждой  из названных целей соответствует  определённое содержание психологического образования.
     Рассмотрим  содержание психологического образования, которое должно соответствовать  выделенным целям.
     При формировании социальных навыков важно, чтобы они легко воспроизводились и использовались именно в той  ситуации, для которой предназначались.
     Для этого лучше всего подходит тренинговая форма образования. На сегодняшний день разработано большое число тренингов, ориентированных на различные ситуации делового и личностного общения, разрешения интеллектуальных ситуаций. Особенностью этих форм обучения является минимальное использование психологических понятий и строгое соответствие выработанных на тренингах навыков тем ситуациям, для разрешения которых они предназначались [23].
     Обобщение и перенос выработанных навыков  на другие ситуации является достаточно ограниченным и даже нежелательным. Причина этого заключается в том, что носители навыка не обладают знаниями (понятиями), позволяющими выявить существенно важные характеристики приобретаемых умений, и при переносе в другую ситуацию, приспосабливая его к новым условиям деятельности, могут его исказить вплоть до полной потери его эффективности. Не случайно в тренинге делового общения строго оговаривают и регламентируют ситуации взаимодействия: «составление резюме о себе», «приём на работу», «активное слушание при консультировании», «разговор при условии столкновения интересов», «публичное выступление», «организация дискуссии», «отказ в просьбе», «выработка коллективного решения».
     Ещё одной особенностью данной формы психологического образования является то, что максимальное внимание уделяется формированию индивидуальных стратегий действия, учитывающих не только особенности деятельностной ситуации, но индивидуальные качества обучающегося, его темперамент, характерологические особенности. Данный вид психологического образования не требует высокого развития аналитических способностей и владения аппаратом науки.
     Вторая  цель – освоение психологических  понятий – является более сложной, чем первая. Она требует от обучающегося хорошего понимания сути психологических  понятий для того, чтобы использовать их в различных ситуациях. Для этого человек, осваивающий понятия, должен понимать как их основное содержание, так и ограничения в сфере их использования.
     Суть любого психологического понятия обнаруживается, во-первых, при анализе ситуации и процесса порождения этого понятия, во-вторых, при сопоставлении внешне близких понятий между собой. Эти две особенности выявления и понимания сущности психологических понятий можно сформулировать в виде двух принципов обучения теории психологии:
     1. Каждое психологическое понятие  должно рассматриваться в контексте  процедуры его выведения.
     2. Суть каждого психологического  понятия должна уточняться при  сопоставлении с внешне сходными  понятиями [23].
     Первый  принцип можно дополнить положением о том, что в ряде случаев, когда рассмотрение ситуации порождения понятия невозможно (либо не описано в научной литературе, либо введено умозрительно), можно использовать процедуру практического применения данного понятия. В любом случае анализу должен подвергаться сценарий приложения психологического понятия к реальности, что даёт возможность сравнить сходные понятия между собой. Сегодняшнее обучение психологии не включает обязательного рассмотрения сценариев и процедур получения или использования психологического понятия, что делает это усвоение формальным и лишённым научной основы.
     Третья  цель обучения – создание единой картины  мира и усвоение культурных ценностей  – не связана с непосредственным, утилитарным использованием психологического знания, однако она важна для формирования личности человека. Её значение проявляется в деятельности человека при целеполагании и смыслообразовании. Для реализации этой цели важно не только изучение ситуации порождения и использования психологических понятий, но и философские, методологические, общекультурные предпосылки их возникновения. В этом случае психологические понятия должны рассматриваться как историкокультурный феномен, в контексте с той научной или философской школой, в русле которой они возникли [11].
     Таким образом, содержание психологического образования должно включать три уровня, каждый из которых соответствует своей особой цели. На первом уровне учащийся должен осваивать психотехники для формирования необходимых ему психологических навыков общения, мышления и деятельности. На втором уровне знакомиться с психологическими понятиями, рассматривая наряду с их функциональным значением также сценарии и процедуры их порождения и использования. На третьем уровне учащийся должен узнать о психологических школах и философских и методологических парадигмах, принятых в этих школах. Это даёт ему возможность понять исторический и культурный смысл психологии, определить для себя актуальный набор ценностей и сформулировать основные принципы взаимоотношений с другими людьми и самим собой. Однако возможность реализации предложенных форм психологического образования ограничено учебными планами и программами, возможностями учебных заведений, а также наличием специалистов в данной области знаний [17].

§4 Основные тенденции современного психологического образования в мире

 
     Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными  системами образования, историческими  традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.
     Рассмотрим  типичные тенденции, характерные для  современного психологического образования  большинства стран Европы и Америки.
     Интерес студентов к психологическому образованию  в последние десятилетия возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы, в Австралии. Психология, как правило, относится к числу 3-4 предметов, наиболее часто выбираемых студентами для изучения в высших учебных заведениях. Психологию изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика, медицина, юриспруденция, социальная работа и др.
     Во  многих европейских и американских университетах и специальных  институтах студенты, имея возможность выбора предметов для изучения, выбирают психологию. К этому их побуждает, прежде всего интерес к этой области знания, поскольку психология накопила достаточно много фактов, интересных и полезных не только для ученых. Чаще всего студенты изучают курсы общей психологии и прикладные отрасли психологии, необходимые для их будущей профессиональной деятельности [17]. В России студенты учатся в соответствии с учебными планами, разработанными администрацией вузов на основе государственных образовательных стандартов. Поэтому именно от администрации вуза зависит, будет ли изучаться психология. Деканаты и кафедры все чаще и чаще включают психологию в учебные планы студентов.
     Необходимость психологического образования осознают как студенты, так и руководители образовательных программ. Выбор студентами психологии для изучения в университетах и школах определяется, с одной стороны, руководителями образовательных программ, с другой стороны, самими студентами. В первом случае разработчики образовательной программы (администрация учебного заведения) предлагают программу, в которой предписано изучение определенных психологических курсов, а также курсов, не связанных с психологией. Выбирая учебную программу, студент обязан изучить все предлагаемые в ней курсы. Во втором случае студентам предлагаются курсы, из которых они выбирают представляющие для них образовательный или профессиональный интерес. Влияние этих двух факторов в разных странах и в рамках разных учебных программ различно. Так, например, в России доминирует первый фактор, а в США — второй; в программах профессионального образования — первый фактор, в программах общего психологического образования — второй.
     Изучение  психологии, как правило, начинается с курса «Введение в психологию» (или «Общая психология»). Затем студенты, как правило, выбирают курсы в зависимости от своих интересов и специализации. Студенты, планирующие заниматься психологической деятельностью по окончании вуза, изучают психологию в течение 4-6 лет. В одних европейских странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других — 6 лет. В некоторых странах, например в Норвегии, после годичного вводного курса высшего образования студенты должны пройти 5-летнюю программу подготовки профессиональных психологов. В Англии базовое психологическое образование продолжается 3 года. Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность работать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. В США базовое психологическое образование составляет 4 года, профессиональное психологическое образование предполагает еще 2 года обучения. Аналогичная ситуация имеет место в Шотландии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.