На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние языка на образ мышления, сознания и психики человека

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                            Содержание 
 
 
 

  1.  Введение 

  2.  Общая  характеристика языка 

  3.  Общая  характеристика сознания 

  4.  Общая  характеристика психики 

  5.  Общая  характеристика мышления 

  6.  Язык  и Сознание 

  7.  Язык речь и психика 

  8.  Язык  и мышление
   
  9.   Заключение 

  10.   Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Введение 

      По сегодняшний день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.
     Но существуют случаи, когда мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации собственного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или "про себя" проговариваем слова, а иногда и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем сознании и становится ясной и понятной.
     Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на мой взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык и мышление или язык и сознание или язык и психика; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.
     Итак, цель данной работы - выяснить, насколько это возможно, проблему влияния языка на образ мышления, сознания и психики человека.
     Соответственно для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
  Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления.
     Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления.
     Описать различные точки зрения на проблему связи языка и мышления, языка и сознания, языка и психики, то есть, возможно ли существование без языка.
  Выяснить - что тот или другой исследователь  считает определяющим в этих отношениях. 

       2.Общая характеристика языка     

     Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. К. Маркс, например, назвал язык "непосредственной действительностью мысли". Знак - это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений - их значение. Человек - единственной существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. Знаки - это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена и т.д. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные особенности одежды). Условные знаки, в свою очередь, делятся на специальные и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные знаки - это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы и т.д.
      Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину).
       Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.
      Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.
      Кроме того, хотелось бы обратится к определению Фердинанда де Соссюра мы читаем: язык - это, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой - совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц. "Язык есть система знаков, выражающих идеи…". В свою очередь речевой способностью мы можем назвать деятельность, данную нам от природы, т.е. способность воспроизводить звуки. 

      Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.
      Язык теснейшим образом связан с психикой,  мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности.
      Нет единого общепризнанного определения языка. Существующие многочисленные дефиниции разнятся в зависимости от того, с какого ракурса автор рассматривает язык. Первые определения появились еще в рамках философии, а потому носят обобщающий характер, недостаточный для характеристики понятия.
     
       3. Общая характеристика сознания                                                                           
    
      Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Очень тесно, можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания.
      Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах 
не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и 
памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических 
свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или 
осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность 
определенным смыслом, связанным человеческой культурой. 
    Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не 
все и не случайные, а только основные, главные, сущностные 
характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно 
именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов 
и явлений. 
    Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения 
осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе 
указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании 
класса предметов.                            

     Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к 
коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный 
человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные 
возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они 
отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек 
передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях 
(именно это является главным в языке и общении животных), сколько о 
том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную 
информацию об окружающем мире.

      Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем 
интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная 
структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, 
перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом 
себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, 
используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в 
определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, 
отнесение ее к той или иной категории.

     Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в 
сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от 
всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. 
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем 
становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, 
как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения 
и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет 
содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что 
без языка и речи сознание человека немыслимо.

     Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем 
происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и 
систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое 
вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя 
всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в 
различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. 
Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, 
которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания 
каждого отдельно взятого человека.

     Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной 
форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной 
системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее 
ярким примером образного человеческого сознания является искусство, 
литература, музыка. Они также выступают как формы отражения 
действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в 
образной форме.
 
 

       4.  Общая характеристика психики  

       Психика-свойство живой высоко организованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
  Чем отличается данная форма отражения от других форм процессов и явлений, которые в широком смысле называются процессами отражения? В чем заключаются особенности именно психического отражения? Прежде всего, это явления и процессы, которые представляют собой субъективный образ действительности. Это значит, что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение свойственно только живым существам -животным и человеку. Оно возникает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ, живых организмов, является продуктом процесса развития жизни.
  Жизнь - активная сторона процесса. Поэтому и психические  явления и процессы, психические  отражения тоже активны.
  Когда на живое существо, живой организм воздействует какой-то внешний раздражитель, то необходима активность организма для того, чтобы эти воздействия породили свое отражение, то есть для того, чтобы увидеть, надо смотреть, а чтобы услышать, нужно слушать.
  Иногда  эта активность имеет скрытую, внешне плохо наблюдаемую форму. Иногда эти процессы активности, напротив, очень открыты.
  Иногда  нужно припомнить, найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже нужна  какая-то особая форма активности, нужны  какие-то жизненные процессы, чтобы  данное отражение произошло скрыто или открыто. Но эта активность не может порождаться самими явлениями психического отражения.
  Психическое отражение активно также в  том отношении, что оно не только порождается жизнью, но и выполняет  свою особую роль в тех самых порождающих  его жизненных процессах. Оно  выполняет особую функцию. Психическое отражение - это не побочный продукт или просто тень, отбрасываемая идущим человеком, которая никак не влияет на его шаги. Психическое отражение играет свою роль, выполняет свою функцию в жизненных процессах. Психическое отражение «опосредствует» жизненные процессы, то есть процесс происходит через ощущения, посредством восприятия. Приспособление к внешнему предмету оказывается опосредствованным. И это происходит на всех уровнях развития сложных форм жизни: у животных и у человека.
  Явления отражения, эти субъективные образы опосредствуют деятельность живых существ, управляют ею, давая ориентировку субъекту - животному или человеку - в условиях, а которых они существуют в окружающем их предметном мире. Поэтому говорят об активной функции, активной роли психики.
  В ходе эволюции развиваются и усложняются органы психического отражения, меняются его  формы, то есть меняются формы психики. Отражение меняется не только в смысле увеличения количества чувств, обогащающих  сферу ощущения, восприятия, но и  в смысле качества его формы. Если, скажем, говорить о низкой степени эволюции, то мы можем объективно констатировать наличие зачаточных ощущений в восприятии окружающей среды. С переходом к человеческому обществу происходит огромный скачок в развитии, появление очень больших качественных изменений. Рождается новая форма психического отражения - сознание.
  Психику нельзя свести к нервной системе. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью  которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.
  Психика-это  системное качество мозга, реализуемое  через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются  у человека в процессе жизни и  овладения им исторически сложившихся  форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
  Психика человека включает, по меньшей мере, 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная деятельность мозга, взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. 
 

      5.   Общая характеристика мышления 

       Определения мышлению я позаимствовала у психолога Столяренко Л.Д.: "Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами…. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии".
  Мышление  – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью  психический процесс поисков  и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).
  Основные  функции мышления:
  Установление всеобщих взаимосвязей.
  Понимание сущности конкретного явления как  разновидности определенного класса явлений.
  Обобщение свойств однородной группы явлений.
  Мыслительные  операции
  В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
  Анализ  – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.
  Синтез  – это мыслительная операция, позволяющая  в едином аналитико-синтетическом  процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
  Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений  и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
  Обобщение – мыслительная операция, позволяющая  мысленно объединить предметы и явления  по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных  предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки
  Логические  формы мышления
  Различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
  Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств  предмета или явления.
  Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
  Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими
  Общее понятие  охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.
  Единичное понятие – это понятие, в котором  отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные  понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном  предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.
  Конкретное  понятие – понятие, которое легко  идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.
  Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.
  Теоретическое понятие – это понятие, специфическим  содержанием которого выступает  объективная связь всеобщего  и единичного (целостного и отличного).
  Эмпирическое  понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов  на основе сравнения.
  Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему  понятий в процессе жизни и  деятельности.
  Суждение  – основная форма мышления, в  процессе которой утверждаются или  отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
  Суждения  образуются двумя способами:
  непосредственно, когда в них выражают то, что  воспринимается;
  опосредованно – путем умозаключений или  рассуждений.
  Суждения  могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
  Истинное  суждение – это объективно верное суждение.
  Ложное  суждение – суждение, не соответствующее  реальности.
  Общее суждение – утверждение чего-либо (или  отрицание) относительно всех предметов  данной группы, данного класса.
  Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.
  Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.
  Умозаключение – форма мышления, при которой  на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
  Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.
  Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
  Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
  Виды мышления
  Выделяют  различные виды мышления.
  Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
  Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями  расширяет сферу действия практического  мышления.
  Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
  Теоретическое мышление направлено на решение теоретических  задач, опосредованно связанных  с практикой.
  Практическое  мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности.
  Дискурсивное  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию  основного принципа, закономерности.
  Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей  и условий его получения.
  Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это  воспроизводящее мышление.
  Продуктивное, или творческое, мышление – это  мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
  Индивидуальные  особенности и
  Качества  мышления
  Глубина. Проявляется в степени проникновения  в сущность явления, процесса.
  Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую  проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
  Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет  условиям, которые обнаруживаются в  ходе решения задачи.
  Критичность. Отражает способность человека правильно  оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
  Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и  реализовывать их в условиях дефицита времени. 

     Мышление как реальный процесс представляет собой одну из важных форм активности сознания. Поэтому оно не может быть адекватно описано и понято вне содержательно-ценностных и структурных характеристик сознания. Будучи сознательной деятельностью, мышление органически связано с информационными процессами, протекающими на бессознательно-психическом уровне. По-видимому, правильнее было бы даже сказать, что реальный процесс мышления осуществляется в едином сознательно-бессознательно-сознательном психическом контуре, анализ которого является специальной и весьма сложной задачей. Поэтому мы ограничиваемся уровнем сознания, включая рассмотрение тех его периферийных областей, где постепенно меркнет свет рефлексии.
  Мышление  как активный, целенаправленный процесс осуществляется сознательно, является формой деятельностного сознания. А это указывает на факт оценочной регуляции (саморегуляции) мыслительного процесса. Всякий сознательный процесс, в том числе и мышление, есть в той или иной степени общение. Естественно, что общение невозможно без языка. Однако язык является главным, решающим, но не единственным средством общения., а это позволяет думать, что коммуникативность мышления не ограничивается его вербализуемость.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.