Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние языка на образ мышления, сознания и психики человека

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                            Содержание 
 
 
 

  1.  Введение 

  2.  Общая  характеристика языка 

  3.  Общая  характеристика сознания 

  4.  Общая  характеристика психики 

  5.  Общая  характеристика мышления 

  6.  Язык  и Сознание 

  7.  Язык речь и психика 

  8.  Язык  и мышление
   
  9.   Заключение 

  10.   Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Введение 

      По сегодняшний день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.
     Но существуют случаи, когда мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации собственного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или "про себя" проговариваем слова, а иногда и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем сознании и становится ясной и понятной.
     Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на мой взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык и мышление или язык и сознание или язык и психика; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.
     Итак, цель данной работы - выяснить, насколько это возможно, проблему влияния языка на образ мышления, сознания и психики человека.
     Соответственно для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
  Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления.
     Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления.
     Описать различные точки зрения на проблему связи языка и мышления, языка и сознания, языка и психики, то есть, возможно ли существование без языка.
  Выяснить - что тот или другой исследователь  считает определяющим в этих отношениях. 

       2.Общая характеристика языка     

     Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. К. Маркс, например, назвал язык "непосредственной действительностью мысли". Знак - это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений - их значение. Человек - единственной существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. Знаки - это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена и т.д. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные особенности одежды). Условные знаки, в свою очередь, делятся на специальные и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные знаки - это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы и т.д.
      Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину).
       Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.
      Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.
      Кроме того, хотелось бы обратится к определению Фердинанда де Соссюра мы читаем: язык - это, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой - совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц. "Язык есть система знаков, выражающих идеи…". В свою очередь речевой способностью мы можем назвать деятельность, данную нам от природы, т.е. способность воспроизводить звуки. 

      Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.
      Язык теснейшим образом связан с психикой,  мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности.
      Нет единого общепризнанного определения языка. Существующие многочисленные дефиниции разнятся в зависимости от того, с какого ракурса автор рассматривает язык. Первые определения появились еще в рамках философии, а потому носят обобщающий характер, недостаточный для характеристики понятия.
     
       3. Общая характеристика сознания                                                                           
    
      Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Очень тесно, можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания.
      Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах 
не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и 
памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических 
свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или 
осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность 
определенным смыслом, связанным человеческой культурой. 
    Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не 
все и не случайные, а только основные, главные, сущностные 
характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно 
именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов 
и явлений. 
    Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения 
осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе 
указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании 
класса предметов.                            

     Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к 
коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный 
человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные 
возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они 
отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек 
передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях 
(именно это является главным в языке и общении животных), сколько о 
том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную 
информацию об окружающем мире.

      Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем 
интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная 
структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, 
перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом 
себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, 
используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в 
определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, 
отнесение ее к той или иной категории.

     Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в 
сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от 
всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. 
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем 
становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, 
как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения 
и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет 
содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что 
без языка и речи сознание человека немыслимо.

     Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем 
происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и 
систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое 
вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя 
всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в 
различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. 
Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, 
которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания 
каждого отдельно взятого человека.

     Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной 
форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной 
системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее 
ярким примером образного человеческого сознания является искусство, 
литература, музыка. Они также выступают как формы отражения 
действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в 
образной форме.
 
 

       4.  Общая характеристика психики  

       Психика-свойство живой высоко организованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
  Чем отличается данная форма отражения от других форм процессов и явлений, которые в широком смысле называются процессами отражения? В чем заключаются особенности именно психического отражения? Прежде всего, это явления и процессы, которые представляют собой субъективный образ действительности. Это значит, что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение свойственно только живым существам -животным и человеку. Оно возникает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ, живых организмов, является продуктом процесса развития жизни.
  Жизнь - активная сторона процесса. Поэтому и психические  явления и процессы, психические  отражения тоже активны.
  Когда на живое существо, живой организм воздействует какой-то внешний раздражитель, то необходима активность организма для того, чтобы эти воздействия породили свое отражение, то есть для того, чтобы увидеть, надо смотреть, а чтобы услышать, нужно слушать.
  Иногда  эта активность имеет скрытую, внешне плохо наблюдаемую форму. Иногда эти процессы активности, напротив, очень открыты.
  Иногда  нужно припомнить, найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже нужна  какая-то особая форма активности, нужны  какие-то жизненные процессы, чтобы  данное отражение произошло скрыто или открыто. Но эта активность не может порождаться самими явлениями психического отражения.
  Психическое отражение активно также в  том отношении, что оно не только порождается жизнью, но и выполняет  свою особую роль в тех самых порождающих  его жизненных процессах. Оно  выполняет особую функцию. Психическое отражение - это не побочный продукт или просто тень, отбрасываемая идущим человеком, которая никак не влияет на его шаги. Психическое отражение играет свою роль, выполняет свою функцию в жизненных процессах. Психическое отражение «опосредствует» жизненные процессы, то есть процесс происходит через ощущения, посредством восприятия. Приспособление к внешнему предмету оказывается опосредствованным. И это происходит на всех уровнях развития сложных форм жизни: у животных и у человека.
  Явления отражения, эти субъективные образы опосредствуют деятельность живых существ, управляют ею, давая ориентировку субъекту - животному или человеку - в условиях, а которых они существуют в окружающем их предметном мире. Поэтому говорят об активной функции, активной роли психики.
  В ходе эволюции развиваются и усложняются органы психического отражения, меняются его  формы, то есть меняются формы психики. Отражение меняется не только в смысле увеличения количества чувств, обогащающих  сферу ощущения, восприятия, но и  в смысле качества его формы. Если, скажем, говорить о низкой степени эволюции, то мы можем объективно констатировать наличие зачаточных ощущений в восприятии окружающей среды. С переходом к человеческому обществу происходит огромный скачок в развитии, появление очень больших качественных изменений. Рождается новая форма психического отражения - сознание.
  Психику нельзя свести к нервной системе. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью  которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.
  Психика-это  системное качество мозга, реализуемое  через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются  у человека в процессе жизни и  овладения им исторически сложившихся  форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
  Психика человека включает, по меньшей мере, 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная деятельность мозга, взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. 
 

      5.   Общая характеристика мышления 

       Определения мышлению я позаимствовала у психолога Столяренко Л.Д.: "Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами…. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии".
  Мышление  – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью  психический процесс поисков  и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).
  Основные  функции мышления:
  Установление всеобщих взаимосвязей.
  Понимание сущности конкретного явления как  разновидности определенного класса явлений.
  Обобщение свойств однородной группы явлений.
  Мыслительные  операции
  В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
  Анализ  – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.
  Синтез  – это мыслительная операция, позволяющая  в едином аналитико-синтетическом  процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
  Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений  и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
  Обобщение – мыслительная операция, позволяющая  мысленно объединить предметы и явления  по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных  предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки
  Логические  формы мышления
  Различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
  Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств  предмета или явления.
  Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
  Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими
  Общее понятие  охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.
  Единичное понятие – это понятие, в котором  отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные  понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном  предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.
  Конкретное  понятие – понятие, которое легко  идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.
  Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.
  Теоретическое понятие – это понятие, специфическим  содержанием которого выступает  объективная связь всеобщего  и единичного (целостного и отличного).
  Эмпирическое  понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов  на основе сравнения.
  Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему  понятий в процессе жизни и  деятельности.
  Суждение  – основная форма мышления, в  процессе которой утверждаются или  отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
  Суждения  образуются двумя способами:
  непосредственно, когда в них выражают то, что  воспринимается;
  опосредованно – путем умозаключений или  рассуждений.
  Суждения  могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
  Истинное  суждение – это объективно верное суждение.
  Ложное  суждение – суждение, не соответствующее  реальности.
  Общее суждение – утверждение чего-либо (или  отрицание) относительно всех предметов  данной группы, данного класса.
  Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.
  Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.
  Умозаключение – форма мышления, при которой  на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
  Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.
  Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
  Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
  Виды мышления
  Выделяют  различные виды мышления.
  Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
  Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями  расширяет сферу действия практического  мышления.
  Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
  Теоретическое мышление направлено на решение теоретических  задач, опосредованно связанных  с практикой.
  Практическое  мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности.
  Дискурсивное  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию  основного принципа, закономерности.
  Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей  и условий его получения.
  Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это  воспроизводящее мышление.
  Продуктивное, или творческое, мышление – это  мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
  Индивидуальные  особенности и
  Качества  мышления
  Глубина. Проявляется в степени проникновения  в сущность явления, процесса.
  Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую  проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
  Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет  условиям, которые обнаруживаются в  ходе решения задачи.
  Критичность. Отражает способность человека правильно  оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
  Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и  реализовывать их в условиях дефицита времени. 

     Мышление как реальный процесс представляет собой одну из важных форм активности сознания. Поэтому оно не может быть адекватно описано и понято вне содержательно-ценностных и структурных характеристик сознания. Будучи сознательной деятельностью, мышление органически связано с информационными процессами, протекающими на бессознательно-психическом уровне. По-видимому, правильнее было бы даже сказать, что реальный процесс мышления осуществляется в едином сознательно-бессознательно-сознательном психическом контуре, анализ которого является специальной и весьма сложной задачей. Поэтому мы ограничиваемся уровнем сознания, включая рассмотрение тех его периферийных областей, где постепенно меркнет свет рефлексии.
  Мышление  как активный, целенаправленный процесс осуществляется сознательно, является формой деятельностного сознания. А это указывает на факт оценочной регуляции (саморегуляции) мыслительного процесса. Всякий сознательный процесс, в том числе и мышление, есть в той или иной степени общение. Естественно, что общение невозможно без языка. Однако язык является главным, решающим, но не единственным средством общения., а это позволяет думать, что коммуникативность мышления не ограничивается его вербализуемость.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.