На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современнные тенденции развития розничной торговой сети

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Розничные торговые сети представляют собой огромные корпоративные предприятия торговли с высококвалифицированными менеджерами, современными методами управления на предприятии и новейшими технологиями в области розничных продаж. Создание розничных торговых сетей один из современных методов управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности. В условиях усиливающейся конкуренции в торговле возникает необходимость скорейшего возврата денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные ценности, так как капитал, привлеченный в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. На данном этапе развития  розничной торговли, по мнению специалистов,  наибольшую  скорость  возврата  денежных активов обеспечивают розничные торговые сети. Поэтому  сетевая розничная  торговля является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором, как для торговли, так и для экономики в целом.
     Кроме того, находясь в непосредственной близости к завершающему этапу цикла общественного воспроизводства, розничная торговая  сеть  имеет возможность оказывать влияние на деятельность  производителей,  очень точно  выражая  находящиеся в постоянном движении требования покупателей.
     В  настоящее  время  в  России  насчитывается около 450 торговых сетей, и их торговый оборот составляет  примерно 16,3 триллиона  рублей. Пока в  нашей  стране на  сетевую  розничную  торговлю   приходится примерно 30% рынка розничной торговли, поэтому у нее есть достаточно большие перспективы для своего дальнейшего развития.
     Актуальность  выбранной темы  объясняется тем,  что  современные тенденции  определяют уровень организации и развития розничной  торговой  сети,  от  которого зависит  качество  торгового  обслуживания  населения, темпы роста  товарооборота,  ускорение  товарооборачиваемости, прибыльность  торговых  предприятий.
     Цель  данной работы является анализ современных  тенденций развития розничной торговой сети.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1) изучить теоретические аспекты  функционирования розничных сетей;
     2) исследовать факторы, определяющие  темпы и вектор развития розничных торговых сетей;
     3) проанализировать деятельность  основных розничных торговых  сетей и выявить проблемы;
     4) выявить перспективы развития  торговых розничных торговых  сетей;
     5) выявить основные тенденции развития  отечественного рынка розничной торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  СУЩНОСТЬ И  КЛАССИФИКАЦИЯ  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ 

     Торговая  сеть — совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
     Торговая  сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил  и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
     Розничная торговая сеть — совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории.
     Розничная торговая сеть выполняет следующие  функции: закупка, транспортировка, хранение, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду, продажа товаров, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке.
     Предприятие розничной торговли осуществляет куплю-продажу товаров с оказанием необходимых услуг покупателям.
     Предприятия розничной торговой сети — магазины, в том числе мелкорозничной — павильоны, киоски и палатки — могут объединяться:
     1) в торговое — добровольное договорное — объединение с сохранением хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица каждого предприятия для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;
     2) торговый комплекс — реализующий универсальный ассортимент товаров и оказывающий широкий набор услуг, а также централизующий функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности;
     3) торговый центр — реализующий универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое и предоставляющий в границах своей территории стоянку для автомашин;
     4) торговый дом — многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.
     Ларек (киоск, палатка) — оснащенное торговым оборудованием строение (здание), не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца.
     Павильон оборудованное строение, имеющее торговый зал, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест и помещение для хранения товаров.
     Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми и всеми необходимыми подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
     Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также  смешанным ассортиментом товаров.
     Универсальный магазин (универмаг) — магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров
     Универсам (супермаркет) — магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса.
     Гипермаркетмагазин с торговой площадью от 10 тыс. м2, торгующий как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания.
     Специализированный  магазин — предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее подгруппу, вид.
     Мини-маркет (мини-продукты) — магазин с узким или ограниченным ассортиментом продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 квадратных метров.
     Вся розничная сеть классифицируется по определенным признакам. Для каждого  формата прописаны стандарты - по ассортименту, дизайну, оборудованию, что облегчает их тиражирование. Стандартизация размещения ассортимента в торговом зале, например, упростила переговоры с поставщиками и разработку логистики поставок. Оптимизирован и управленческий ресурс. Введена должность менеджеров форматов, которые отслеживают соблюдение стандартов. Внутри форматов несколько магазинов объединены в куст по территориальному признаку. Это дает возможность учитывать особенности района, сократить издержки на подбор и поддержание ассортимента, подготовку кадров.
     По  стационарности розничная сеть подразделяется на стационарную (магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях), полустационарную (представлена в основном палатками, ларьками, павильонами), передвижную (автомагазины).
     По  товарно-ассортиментному профилю розничную сеть можно подразделить на:
     - универсальную, представленную в  основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;
     - специализированную на торговле товарной группой, товарами одной подгруппы, товарами, сгруппированными в потребительские комплексы.
     - смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.
     Существуют  следующие формы продажи и  методы обслуживания: самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, по образцам, по заказам, с использованием автоматов, по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи.
     Самообслуживание — форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.
     Продажа товаров по предварительным заказам — форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.
     Индивидуальное (салонное) обслуживание — форма продажи, при которой продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара. Данная форма продажи предусматривает предоставление покупателям разных платных и бесплатных услуг.
     Продажа с открытой выкладкой — форма продажи, когда покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары продавец.
     Продажа товаров по образцамформа продажи, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора товара и оплаты покупки он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина.
     Продажа по телефонуэто активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента. Телефонный звонок используется в целях рекламирования товара и поиска покупателя.
     Более 90% всех розничных продаж совершаются  в магазинах. Но в настоящее время темпы роста внемагазинной торговли значительно превышают аналогичный показатель для розничной торговли. Существуют три разновидности внемагазинной торговли: прямая розничная торговля, личные продажи и продажи через автоматы.
     Прямая  торговля — покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации различаются типы прямой торговли.
     Личные  продажи, в отличие от прямой розничной торговли, основанной на использовании разных информационных источников, основываются на непосредственном контакте между продавцом и покупателем. При этом общение происходит либо напрямую, лицом к лицу, либо по домашнему (рабочему) телефону.
     Продажи товаров через автоматы. В этом случае личный контакт с покупателем не устанавливается. В данном случае происходит просто покупка и получение товара посредством механического устройства.
     Ритейл принято классифицировать по формату магазинов: супермаркет, гипермаркет, Магазин «за углом». Таким образом, классификация сетей: сеть гипермаркетов, сеть супермаркетов, магазин-за-углом и сеть разноформатных магазинов прямо отражает форматы магазинов, входящих в сеть.
     Классификация по формату магазинов:
    Супермаркет.

     Принципы  Супермаркета:

     - Акцент на еженедельную потребительскую  корзину;
     - Торговая площадь 1000 - 3000 кв. м;
     - 10% непродовольственные товары;
     - Вся линия продуктов и сервиса.
     Отличие супермаркета и гипермаркета четко можно представить, если вместо достаточно нового для России понятия супермаркет применить более известное – Универсам, т.е., большой универсальный магазин с технологией самообслуживания и продажи товаров через кассовую зону, размещаемую на выходе магазина. Среднее количество покупателей в одном супермаркете сети - 3 500 человек в день.
    Гипермаркет.
       Принципы Гипермаркета:
     - «Оne-stop-shopping», все покупки в одном шаге;
     - Концептуальность продажи;
     - «Сервис».
     "Оne-stop-shopping" до 80.000 различных товаров. "Концептуальность продажи": привлекательная презентация товаров, четкое разделение ассортимента в магазине, чистота, невысокие цены в течение длительного времени комбинированные с акционными ценами, соответствующие требованиям покупателей часы работы магазина.
    «Магазин у дома».
     Принципы:
     - По товару, тот же принцип, что  и у супермаркета: акцент на  еженедельную потребительскую корзину.
     - Предложение, ассортимент составляет 60% того, что люди покупают регулярно, с акцентом на "ходовой товар".
     - Не большая торговая площадь.
     - Предоставление покупателям товаров  и услуг среднего качества  по доступным ценам
     Классификация магазинов по ценам:
    Супермаркеты класса "Премиум".
     Такие торговые площадки не превышают 2 тыс. кв. м, а в их ассортименте насчитывается  до 20 тыс. наименований товаров. Здесь  есть основные продукты питания плюс минимальное количество овощей и фруктов, небольшой выбор алкоголя, мяса и рыбы. Но главное отличие от дискаунтеров в данном случае - цена. Магазины этого класса отличается ориентацией на обеспеченных покупателей: средняя наценка составляет 40% - 50%.
     2)  Дискаунтер
     Дискаунтер - самый дешевый тип супермаркетов. Его площадь занимает, как правило, 400 - 1000 кв. м. Ассортимент ограничен (порядка 4,5 тыс. наименований), цены невысокие. Есть два вида дискаунта: «мягкий» и «жесткий». Основная разница между ними это оформление торгового зала. У «жесткого» дискаунта оформление предельно простое - строгие стеллажи, дешевое оборудование, примитивная раскладка товара. В «мягком» дискаунтере оформлению помещения уделяется больше внимания. Еще одно различие - широта ассортимента. «Мягкий» дискаунтер предлагает 1100 и более наименований против 700-900 «жесткого».
         

         3) Масс-маркет (Masses-market).
     Принципы  Масс-Маркета:
     - предоставление покупателям товаров  и услуг среднего качества  по доступным ценам;
     -предложение  максимально широкого ассортимента, способного удовлетворить потребности покупателей со средним уровнем достатка.
     Ассортимент товаров насчитывает от 12000 до 30000 наименований в зависимости от формата универсама. Среднее количество покупателей в одном супермаркете сети - 3 500 человек в день. Локация в основном в спальных районах, на центральных трассах городов.
     Розничная сеть характеризуется:
     -соотношением  предприятий по торговле продовольственными  и непродовольственными товарами;
     -удельным  весом стационарной сети в  общем количестве торговых предприятий;
     - удельным весом специализированных  магазинов в общем количестве  торговых предприятий;
     - используемыми формами продажи  и методами обслуживания;
     - соотношением торговых площадей, используемых для реализации  отдельных групп товаров;
     - соотношением торговой и неторговой  площадей магазина;
     - продолжительностью использования  торговой площади в течение  дня (режим работы);
     -соотношением  частей общей площади торгового  предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
     - удельным весом магазинов, обеспеченных  холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
     - средним размером торговой площади  одного магазина.
С каждым годом развитие торговых сетей идёт всё быстрее.
     К основным направлениям развития российских розничных торговых сетей в настоящее время специалисты относят: экспансию торговых сетей в регионы, внедрение собственных торговых марок, развитие электронной торговли и современных торговых форматов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ЭКСПАНСИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В  РЕГИОНЫ 

     За  последние семь - десять лет крупные  российские и международные торговые сети используют все возможности  расширения в российских регионах. Более низкая арендная плата и растущая покупательная способность населения регионов будет привлекать больший объем инвестиций. Все большее внимание начинает уделяться не только крупным городам -миллионикам с развитой инфраструктурой, но и более мелким городам, особенно это касается таких форматов розничной торговли, как дискаунтер и гипермаркет.  
     Ключевые  ритейлоры рассматривают в качестве своих потенциальных рынков города с населением свыше 500 тысяч человек. В зависимости от формата и целей, стоящих перед сетями, они будут выбирать один из следующих вариантов расширения в регионах: открытие своих магазинов, приобретение местных торговых сетей или   франчайзинг [6].
     Основной  инструмент экспансии — поглощение местных торговых сетей.
     Примеров  поглощения торговых сетей на рынке  как продуктовых, так и иных профилей – великое множество. Наибольшую активность проявляет X5 Retail Group, у которого довольно агрессивная политика развития в регионах. Одно из последних приобретений холдинга – липецкая продуктовая сеть «Корзинка», состоящая из 22 магазинов общей площадью 38 тысяч квадратных метров, и 29 магазинов сети «Страна Геркулесия» в Московском и Тверском регионах. Общая площадь приобретения составила 27,1 тысяч квадратных метров, из которых в собственности более 11 тысяч.
     Активно работает на рынке поглощений и холдинг  «Марта». В его портфеле сегодня такие региональные сети, как «Райден» в Казани (7 магазинов), «Боровицкое» и «Сто крат» в Набережных Челнах, «Апельсин» в Курске, 16 московских «Продмагов» и ряд других. Практически все приобретенные магазины сменили свои вывески на бренд «Гроссмарт». Всего же, по данным представителей «Марты», сеть супермаркетов «Гроссмарт» сегодня представлена в 36 регионах России. И в большинстве своем развитие сети идет за счет поглощения местных торговых операторов.
     Также на рынке поглощений региональных торговых сетей работают: «Магнит» (купил  часть региональной сети «Эконта» и др.), «Седьмой Континент» (3 магазина сети «Самохвал» и 17 магазинов сети «Петровский») и ряд других ритейлеров.
     Как говорят специалисты, сделки по поглощению в основном совершаются федеральными операторами, но бывают случаи и покупки федеральных сетей федеральными ритейлерами. К примеру, в Нижнем Новгороде «Перекресток» купила сеть супермаркетов Spar [11].
     Как выходить в регионы – через  поглощение местных торговых операторов или самостоятельно, каждый ритейлер решает индивидуально.
     Специалисты сходятся во мнении, что приобретать  торговую сеть много выгоднее, нежели самостоятельно покорять рынок регионального  города.
     Для того чтобы развить сеть в 5–6 магазинов, особенно крупных форматов – по 5–7 тысяч квадратных метров, необходимо найти помещение, вложить средства в ремонт, в оборудование, завезти товар, создать распределительный центр. Кроме того, нужно открыть магазины, а стоимость открытия, к примеру, супермаркета в пределах 1,5 тысяч  квадратных метров обходится не менее 30 миллионов рублей. Кроме того, необходимо найти людей, которые будут работать на региональном рынке. Должен быть обучающий персонал, который ознакомит сотрудников со стандартами и условиями данного магазина.
     Кроме того, при самостоятельном покорении  рынков региональных городов федеральные ритейлеры сталкиваются рядом других  проблем. Самая распространенная проблема при вхождении в регион – отсутствие площадок под магазины. К этому добавляется монополия местных сетей и лоббирование их интересов в администрации.
     Развитие  за счет покупки местных сетей  нередко является единственно возможной  региональной политикой для федеральных  операторов. Кроме того, покупая  магазин, ритейлер приобретает уже налаженный механизм, который работает без сбоев, а это и связи с поставщиками, и наличие персонала и многое другое.
     Сами  ритейлеры не скрывают, что предпочитают развиваться в регионах через поглощение местных сетей. Покупая местную сеть, они приобретают в первую очередь долю рынка, которую занимал поглощенный ими игрок. Покупка магазинов потенциальных конкурентов позволяет эффективно войти на насыщенный рынок в хорошие помещения и получить «в наследство» известность среди посетителей.
     На  одной чаше весов – меньшие  деньги, но большие трудовые и временные затраты. На второй – большие деньги, но меньшие траты на поиск площадки, закупку, установку и запуск оборудования, поиск, найм и обучение персонала, выстраивание отношений с потребителем.
     Однако  у этой медали есть обратная сторона, которая порой заставляет задуматься о приоритетах направления –  самостоятельно идти в регионы или  с «помощью» местных операторов?
     Покупка сети – дело довольно затратное. И  самая затратная часть при  данном механизме – ребрендинг приобретенных магазинов. Недавно активно обсуждалась возможность покупки «Евросети» иностранной торговой сетью, однако эта идея тут же была поставлена под сомнение, так как один только ребрендинг более чем 50 тысяч салонов будет стоить слишком больших денег. Но здесь мнения специалистов разделились. Большинство из них считает что, несмотря на довольно большие инвестиции в приобретение сети и последующий ее ребрендинг, покупка все же будет интереснее, нежели самостоятельный выход.
     Есть  еще одна проблема, о которой говорят  специалисты – удаленность городов. Например, специалисты упоминают  «Золотую столицу» – город Когалым, в котором средняя заработная плата жителей составляет три тысячи долларов.  Однако ритейлеры, несмотря на привлекательность этого города, обходят его стороной. В силу специфики расположения Когалыма возникают серьезные проблемы с логистикой. Эту проблему специалисты считают одной из основных.
     Есть  еще момент, на котором ритейлеры «спотыкаются», – привычки покупателей. К примеру, несмотря на наличие многих федеральных сетей в Казани, специалисты отмечают, что казанцы предпочитают ходить за покупками в местный супермаркет «Бахетле». Жители Казани предпочитают ходить в местный супермаркет, считают, что там и дешевле, и привычнее, и роднее. На этом рынке торговому бренду «Бахетле» намного комфортнее, чем «Перекрестку», расположенному недалеко от супермаркета.
     Вопрос  « Продавать или не продавать  свою сеть?» перед местными (региональными) ритейлерами не стоит. Федеральные сети, говорят специалисты, могут создать ощутимую, достаточно жесткую конкуренцию. У них известный бренд и большой опыт по работе со своими стандартами. И местным сетям невыгодно конкурировать с федеральными.
     Продать сеть при наличии выгодного предложения  иногда намного дальновиднее, чем вступать в борьбу с федеральным оператором. Нежелание продавать бизнес часто связано с личной привязанностью к созданному своими руками делу.
     С другой стороны, в некоторых регионах местные торговые сети успели сформировать устойчивый бизнес до прихода «федералов». В качестве примера специалисты  приводят Екатеринбург, в котором  довольно твердо стоят на ногах такие  местные торговые операторы, как  «Купец», «Монетка» и другие.
     Временами перед федеральными ритейлерами стоит вопрос о целесообразности выхода в тот или иной регион.  Выход на рынок с высокой конкуренцией, низкой покупательской способностью населения и ограниченным предложением подходящих помещений для торговой компании просто невыгоден. Такая ситуация сложилась, например, в Сибири, где, по заявлениям игроков рынка, конкурентная борьба среди торговых компаний одного сегмента намного выше, чем в Москве.
     Можно либо купить готовый бизнес и провести ребрендинг, либо организовать открытие своих магазинов. Открытие магазинов может быть менее затратным, но займет намного больше времени. [12]
       Согласно статистическим данным, представленным Российской ассоциацией франчайзинга, Россия находится на одном из первых мест в мире по темпам развития франчайзинга, а на розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами приходилось 46% от общего числа франчайзеров.  Продуктовый ритейл лидирует по количеству франчайзинговых магазинов – около 25% от общего количества франчайзи в России.  В течение 2005–2006 годов франчайзинговую схему работы освоили многие крупные игроки рынка: ГК «Виктория», «Мосмарт», «Вестер» и другие.  В настоящее время лидером по количеству франчайзинговых магазинов среди продовольственных сетей является «Пятерочка», у которой на 1 января 2007 года  было 605 точек, работающих по франчайзинговой схеме. Это почти на 50% больше, чем в 2005 году. В годовом отчете за 2006 год компании X5 Retail Group было сказано, что компания будет и дальше развивать франчайзинговое направление.[13]
     Франчайзинг представляет форму длительного коммерческого сотрудничества фирм, в рамках которого фирма-франчайзер передает права на продажу своих товаров и услуг фирме-франчайзи, получающей одновременно и права на использование торговой марки, маркетинговых технологий, стандартов обслуживания, фирменного дизайна и деловой репутации франчайзера.
     Cбытовую сеть возглавляет компания-франчайзер, которая через заключенный франчайзинговый контракт получает права на организацию торговли через созданную сеть магазинов.
     Франчайзи является независимым хозяйствующим субъектом, который в рамках франчайзингового договора франшизы обязан соблюдать стандарты качества продукции, технологии производственных и обслуживающих операций. При этом франчайзер оставляет за собой право контроля над принятыми обязательства в рамках франшизы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.