На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансы некоммерческих организаций особенности организации и функционирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО  

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

   КАФЕДРА ФИНАНСОВ, БЮДЖЕТА И СТРАХОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

  Курсовая работа
  по  дисциплине Финансы
  Тема  № 15
  «Финансы  некоммерческих организаций – особенности  организации и функционирования». 
 
 
 
 

                                                                     Выполнил: Далецкая Р.Р.
                                                               ФиК 4 курс 1 поток 07 ФФД 41514
                Проверил: Балгазин И.А. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Уфа 2009 г 

Содержание 
 

    Введение                                                                                              3
    Содержание и функции финансов некоммерческих организаций   
      Некоммерческие организации: понятие, признаки                  6
      Методы ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности                                                                             12
      Механизм хозяйствования некоммерческих структур           15
      Отношения некоммерческих организаций с другими
      субъектами                                                                                18
    Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий
      Источники финансирования организаций и учреждений некоммерческой деятельности                                                   21
      Численность и структура некоммерческого сектора                31
      Расходы некоммерческих организаций и учреждений             32
    Особенности финансовых отношений бюджетных организаций
    4.1 Принципы  организации и функционирования                               38
    4.2 Налогообложение  некоммерческих организаций                          42
    4.3 Изменения  финансового положения в системе  бюджетных учреждений                                                                                            43
    Заключение                                                                                           46
    Список использованной литературы                                                  48
    Приложение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Построение  социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание  роли некоммерческих организаций, оказывающих  различные виды социальных услуг. В  Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль  между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
     Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:
     • с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств  и их использования;
     • с другими организациями и  физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов  учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов  от осуществления предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности) и их использования;
     • с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед  бюджетами разных уровней и бюджетами  внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;
     • со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда  и фондов целевого назначения (материального  поощрения, производственного и  социального развития и др.).
     Исходя  из этого финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и  использованием финансовых ресурсов организаций  для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация  может выполнять один или несколько  видов деятельности, не запрещенных  законодательством РФ и соответствующих  целям деятельности организации. Предпринимательскую  деятельность некоммерческая организация  может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие  более прибыльной деятельностью  в ущерб основной, отвечающей целям  ее создания.
     Актуальность  темы определяется тем, что важнейшим  условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств  государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
     В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные  организации являются важными субъектами экономики при любой системе  хозяйствования и в любой модели
 государственного  устройства.
     Развитие  экономико-социальной сферы характеризуется  значительным возрастанием роли бюджетных  учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной  ими работы и представляет собой  процесс предоставления услуг широким слоям населения.
     Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций  способствует более эффективному использованию  средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное  управление бюджетными учреждениями и  рациональное использование как  бюджетных, так и внебюджетных средств  вызывает объективную необходимость  в организации анализа показателей  их финансово - хозяйственной деятельности.
     Целью работы является анализ системы организации  финансов бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации  финансов.
     Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
     1. Определить сущность организации  финансово - хозяйственной деятельности  бюджетных организаций;
     2. Обосновать необходимость проведения  финансово - хозяйственного анализа  в государственном образовательном  учреждении;
     3. Проанализировать хозяйственную деятельность бюджетной организации;
     4. Разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового состояния бюджетной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание  и функции финансов некоммерческих организаций.
        Некоммерческие организации: понятие, признаки.
             
     Некоммерческая  деятельность представлена разнообразными ее видами, которые можно объединить по следующим направлениям:
1) государственное  управление и государственные  услуги общего характера; 2) оборона; 
3) охрана  внутреннего правопорядка и безопасности;
4) предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций, связанных с неблагоприятными  природными явлениями, катастрофами, авариями и другими бедствиями;
5) образование; 
6) здравоохранение; 
7) социальная  защита населения; 
8) фундаментальная наука;
9) культура  и искусство; 
10) защита  окружающей среды; 
11) общественно-бытовое  благоустройство городов и населенных  пунктов (освещение, озеленение, дороги, мосты, тротуары и др.);
12) общественные  объединения и организации; 
13) благотворительные  и гуманитарные организации и фонды.
     Таким образом, к данной деятельности относятся  многие отрасли непроизводственной сферы, хотя в ее составе могут  функционировать обеспечивающие структуры, присущие материальному производству.
     Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческой  организации присущи следующие  свойства:
-           наличие юридического лица;
-           основной целью деятельности  не является извлечение прибыли;
-           возможная прибыль не может  быть распределена между участниками
некоммерческой  организации.
     Если  некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.
     Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.
Следует обратить внимание на два момента:
1)        возможность возникновения юридического  лица без регистрации
оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных
организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;
2)        некоммерческие организации создаются,  как правило, с правми
юридического  лица.
     Некоммерческой организации как  юридическому лицу присущи следующие характеристики.
     Некоммерческая  организация должна иметь самостоятельный  баланс или смету.
     Некоммерческая  организация вправе в установленном  порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему. Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
     В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.
     Учредительные документы некоммерческой организации  могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Требования  учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
     Некоммерческая  организация создается без ограничения  срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
     Некоммерческая  организация может создавать  филиалы и открывать
представительства на территории Российской Федерации  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Филиалом  некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
     Представительством  некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
     Филиал  и представительство некоммерческой организации не являются
юридическими  лицами, наделяются имуществом создавшей  их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители  филиала и представительства  назначаются некоммерческой
организацией  и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
     Филиал  и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей  их некоммерческой организации,       и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.
По решению  учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то
учредительными  документами, некоммерческая организация  может быть
реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния,
присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Некоммерческая  организация может быть ликвидирована. Это может произойти:
-           по решению ее учредителей  (участников) либо органа,
уполномоченного на то учредительными документами;
-           по решению суда;
-           в случае признания организации  несостоятельной (банкротом).
Данный  случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.
     Основной целью деятельности  некоммерческой организации не  является получение прибыли — другой важный признак некоммерческой организации. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
     Возможная прибыль не может  быть распределена среди участников  некоммерческой организации.
     Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.
     Во-первых, некоммерческая организация  может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.
     Во-вторых, возможная прибыль полностью  направляется на обеспечение
основного профиля некоммерческой организации  и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.
     В общем, прибыль от предпринимательской  деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.
     Некоммерческие  виды деятельности (исключая государственный  сектор) получили значительное развитие в странах с налаженной рыночной экономикой. Некоммерческая форма организации  библиотек, музеев, больниц, учебных  заведений, театров, разнообразных  благотворительных фондов, профессиональных объединений позволяет сочетать частную инициативу с общественно-полезной деятельностью. Подобное развитие объясняется  не только налоговыми льготами, которыми пользуются производители общественных благ. При льготировании государство  дифференцированно подходит к разного  рода организациям, главный критерий здесь - степень общественной полезности оказываемых услуг. Государство  также субсидирует определенные организации для оказания услуг  населению. Действия государства по финансированию общественных потребностей через некоммерческие организации  объясняются большей их гибкостью  и оперативностью по оказанию услуг  населению. Финансовый механизм использования  возможных прибыли или дохода от некоммерческих видов деятельности, например в США, устанавливает, что они не распределяются среди членов организации, либо лиц, причастных к контролю над ней. Прибыль или доход направляются или на развитие организации, или лицам, пользующимся ее услугами (больными, учащимися, нуждающимися гражданами и т.д.).
     Материальной  основой деятельности некоммерческих учреждений, организаций являются фонды  непроизводственного назначения, которые  имеют натуральную и денежную формы. Фонды в натуральной форме  приобретаются организациями и  учреждениями как товары в порядке  купли-продажи за определенную цену и в процессе потребления утрачивают свою стоимость. Созданные на этой основе блага и услуги имеют лишь потребительскую  стоимость, но стоимостью не обладают, она утрачивается при потреблении  и тем самым завершается использование  части национального продукта, создаваемого некоммерческими организациями  и учреждениями. Формы движения непроизводственных фондов, осуществляемые в процессе создания нематериального продукта и услуг, а также условия их воспроизводства, имеют отраслевые особенности. В этом виде деятельности применяется главным образом  умственный труд высокой квалификации, поэтому в затратах, как правило, главное место занимает оплата труда. Нематериальный продукт не подлежит накапливанию, его нельзя превратить в запас, но он имеет денежную оценку, равную сумме затрат учреждения, организации. 

       Методы ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности.
     Методами  ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности является сметное финансирование - при безвозмездности  оказываемых услуг и благ, а  при возмездности - на началах хозрасчета и самоокупаемости. В условиях рынка  все больше организаций переходят  на начало коммерческого расчета - реализуют оказываемые услуги по ценам спроса с образованием достаточных накоплений для саморазвития.
     1. Сметное финансирование — предоставление  денежных средств из государственного  бюджета для покрытия расходов  организаций и учреждений, не  имеющих собственных доходов.  Объем, целевое направление и  распределение бюджетных ассигнований  на содержание учреждений непроизводственной  сферы определяются сметой расходов. В сметном порядке финансируются  учреждения образования здравоохранения,  социального обеспечения, органы  государственной власти, государственного  управления и обороны, часть  учреждений науки, искусства,  культуры. При сметном финансировании  некоторых учреждений могут быть  использованы дополнительные источники  обеспечения затрат, направлены  взносы и платежи потребителей  услуг. Денежные средства, предоставляются  в соответствии с ассигнованиями  и отражаются в финансовом  плане учреждений - смете расходов, потребляются на приобретение  основных фондов, материальных запасов,  оплату услуг, выплату заработной  платы, другие хозяйственные нужды.
     2. Хозрасчетный метод ведения хозяйства  применяется в учреждениях и  организациях, затраты которых возмещаются  из выручки от реализации нематериальных  услуг и благ. Сюда относятся:  учреждения образования и здравоохранения,  работающие на платной основе, отраслевые научно-исследовательские  институты, некоторые учреждения  искусств, зрелищные предприятия.  Этот метод используют предприятия  некоммерческих организаций и  учреждений. Предприятия производят  различные денежные расходы, связанные  с деятельностью: реализуя блага  и услуги, они получают выручку;  превышение доходов над расходами  образует накопления.
     3. Метод самоокупаемости затрат  предусматривает организацию хозяйственной  деятельности на основе услуг  за плату, цена которых определяется  применительно к объему расходов  без накоплений. Этот метод применяется  в организациях, оказывающих платные  услуги в области культурно-просветительной деятельности, организации свободного времени и т.д. (курсы и школы по приобретению бытовых, профессиональных навыков и знаний, изучения иностранных языков, национальных клубов по интересам).
     В видах и отраслях некоммерческой деятельности складываются следующие  финансовые отношения:
     - между отраслью и бюджетом  в связи с получением средств  в порядке финансирования и  в отдельных случаях - выполнением  финансовых обязательств перед  бюджетом;
     - внутриотраслевые отношения между  вышестоящим и нижестоящим органами  в связи с распределением и  централизацией финансовых ресурсов;
     - внутрихозяйственных субъектов,  то есть между их подразделениями;
     - межотраслевые - между организациями  разных отраслей;
     - между организациями и их работниками  по оплате труда;
     - между организациями, учреждениями  и их потребителями (по оплате услуг).
     Могут складывать отношения, характеризующие  более узкую определенность взаимосвязей в специфичных видах деятельности, например:
     - между общественными организациями  и их членами по уплате взносов  - вступительных и членских, а  также выплатам поощрительного  характера членам этих организаций  за определенные достижения и  результаты деятельности;
     - между некоммерческими организациями  и их спонсорами по передаче  средств в материальной и денежной  формах для поддержки деятельности  организации;
     - отношения обязательного страхования  определенного контингента (военнослужащих, работников силовых ведомств  и налоговых служб и т.д.) организаций  в страховых компаниях;
     - возможны также кредитные отношения в определенных условиях.
     Перечисленные финансовые отношения выражают формирование, распределение и использование  денежных фондов, которые можно объединять в следующие основные группы: фонды, обеспечивающие эксплуатационную деятельность организаций и учреждений; фонды  капитальных вложений; фонды поощрительного и стимулирующего характера; фонды, связанные с удовлетворением  материальных, социально-культурных и  бытовых нужд работников и обслуживаемых  контингентов (например, учащихся в  учебных заведениях, больных в  лечебных учреждениях); фонды развития основной деятельности. 

     
     Рис.1 Экономический анализ некоммерческих организаций 

      Механизм  хозяйствования некоммерческих структур.
     Процесс функционирования организаций некоммерческого  сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций. По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.
     Основная деятельность некоммерческой  организации — это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности.
Ведение основной деятельности — главная  функция некоммерческой организации, цель, ради которой она создается. Именно эта деятельность некоммерческой организации поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.
     Следует отметить, что нацеленность некоммерческих организаций на ведение основной деятельности вовсе не означает, что конечные результаты должны представляться потребителям бесплатно или по льготным ценам. В настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере здравоохранения, образования, культуры, предоставляют потребителям по рыночным ценам продукцию, которая является результатом их основной деятельности.
     В странах рыночной экономики некоммерческим организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью. Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые в данный момент не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Вместе с тем
предпринимательская деятельность имеет несколько ограниченный характер.
Если  смысл существования коммерческих организаций – приносить доход  ее
владельцам, то для некоммерческой прибыль не самоцель, а лишь средство для реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения доступного образования, медицины и т.д. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Главная задача заключается в том, чтобы некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла возможную прибыль на выполнение уставных целей.
     Следующие виды предпринимательской деятельности признаются соответствующими целям, ради которых создана некоммерческая организация:
     - приносящее прибыль производство товаров и услуг, которые отвечают целям создания некоммерческой организации;
     - приобретение и реализация ценных бумаг;
     - реализация имущественных и неимущественных прав;
     - участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в
качестве  вкладчика.
     Это далеко не исчерпывающий перечень видов  предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Данный перечень может быть расширен как законом, так и учредительными документами организации. Вместе с тем, законодательством ограничены права на осуществление рядом некоммерческих организаций предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Кроме того, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, в том числе и предпринимательской, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом. 
 
 

   
       Отношения некоммерческих организаций с другими субъектами.
   Содержание  отношений некоммерческих организаций  с бюджетами разных уровней зависит  главным образом от правового  статуса организации. Для бюджетных  учреждений ввиду необходимости  их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части  получения финансирования из бюджета  соответствующего уровня в зависимости  от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают  независимо от того, осуществляет бюджетное  учреждение предпринимательскую и  иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая  бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные  с бюджетной деятельностью (налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог), ассигнования на уплату которых  предусмотрены в соответствующих  статьях сметы доходов и расходов. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные  с этой деятельностью (налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, земельный  налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка  или прибыль от реализации продукции, работ или услуг. Односторонние  отношения с соответствующим  бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником  за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных  с оказанием платных услуг  организациям и гражданам.
   Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.
   Разная  организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное  финансирование, определяет и различные  формы предоставления бюджетных  средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает  единственную форму финансирования — ассигнования на содержание бюджетных  учреждений (ст. 69 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются  не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.
   Для бюджетных учреждений применяется  два разных способа доведения  до них бюджетных ассигнований: либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению. Первый способ применяется для бюджетных  учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. При  этом орган, исполняющий соответствующий  бюджет, предоставляет бюджетное  финансирование не каждому учреждению в отдельности, а органу управления определенной отрасли (главному распорядителю  бюджетных средств): по федеральному бюджету — министерствам, ведомствам, агентствам; по региональным и местным  бюджетам — отраслевым департаментам (управлениям, отделам) исполнительного  органа власти либо органа местного самоуправления. В свою очередь главный распорядитель  бюджетных средств доводит бюджетные ассигнования до каждого учреждения в пределах утвержденных в процессе бюджетного планирования ассигнований в соответствии со сводной бюджетной росписью.
   Второй  способ применяется в отношении  отдельных, особо значимых бюджетных  учреждений (например, государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.), являющихся прямыми получателями бюджетных  средств, а также некоммерческих организаций всех иных организационно-правовых форм.
   Отношения некоммерческих организаций с другими  организациями и физическими  лицами (учредителями, пайщиками, членами  некоммерческих организаций, благотворителями, грантодателями, а также потребителями  услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют формирование внебюджетных источников доходов — взносов  учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов  от осуществления предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.
   Все некоммерческие организации являются плательщиками единого социального  налога, а также страховых взносов  на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты  соответствующих государственных  внебюджетных фондов. Однако различный  правовой статус некоммерческих организаций  определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные  на эти цели в смете доходов  и расходов, — в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ  и услуг — в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные  в соответствии с налоговым законодательством  суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты  Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог, зачисляемый  в Фонд социального страхования  РФ, перечисляется в виде разницы  между суммой начисленного единого  социального налога и произведенных организацией расходов по выплате различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), предусмотренных законодательством. 
 

    Финансовые  ресурсы некоммерческих предприятий
      Источники финансирования организаций и учреждений некоммерческой деятельности.
     Поскольку производство любых товаров, услуг, благ связано с издержками, перечисленные  виды деятельности должны финансироваться  для обеспечения процесса их воспроизводства. Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций и учреждений также разнообразны.
     Каждое  из направлений некоммерческой деятельности характеризуется своей спецификой, включает структуры, выполняющие функции, свойственные материальной сфере и  коммерческой деятельности. Например, большинство из них располагает  собственными предприятиями, работа которых  организуется на общих принципах  функционирования финансов предприятий. Однако, реализация продукции таких  предприятий регулируется не рыночными  критериями спроса и предложения, а  внутренними потребностями самой  организации. Такая продукция реализуется  по ценам, покрывающим издержки производства и формирующим прибыль (чистый доход) на нормируемом уровне - для обеспечения  приемлемого самофинансирования и  обеспечения уставной деятельности организации - владельца предприятия. Таким образом, продукция не выходит, как правило, на конкурентный рынок, а предназначается для внутреннего  применения некоммерческой организации (продукция военно-промышленного  комплекса, предприятий по производству медицинской техники и инструментов, другие виды специализированной продукции).
     Однако, рыночная система хозяйствования не определяет четких границ в сферах производства, обращения, и происходящие преобразования в экономике отражаются на мотивации деятельности ряда некоммерческих отраслей. Все большее число их структур выходит со своей продукцией и услугами на открытый рынок, тем  самым обеспечивая лучшее развитие своей структуре и в целом  системе данной отрасли. Например, платные  услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры получают все большее распространение. А такие отрасли, как бытовое  обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство, ранее занимавшие промежуточные  положение по критериям классификации  и финансирования, перешли на коммерческие начала. Организацией кооперативов собственников  квартир закончился этап коммерциализации жилищного сектора. Подобные трансформации  отражаются на составе и структуре  финансовых ресурсов, используемых в  некоммерческих видах деятельности.
     Источники финансирования организаций и учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, можно сгруппировать в зависимости  от степени участия государства  в функционировании этих структур. Там, где государство полностью  исполняет соответствующие функции, расходы на содержание организаций  осуществляется за счет средств государственного бюджета. Сюда относятся: государственное  управление, охрана правопорядка, оборона, частично образование и здравоохранение. В других направлениях государство  осуществляет надзорно - координирующую роль, а источниками финансирования являются обязательные отчисления средств, всеми субъектами хозяйствования, централизуемые в государственных специальных внебюджетных фондах.
     Государство принимает на себя затраты по финансированию образования и здравоохранения  на уровнях, гарантированных его  социальными обязательствами.
     Преобладающая часть затрат на проведение фундаментальных  научных исследований финансируется  за счет средств государственного бюджета. Это вызывается тем, что результаты таких исследований не дают немедленного эффекта, могут быть применены через  длительный период, а их важность весьма существенна для будущего развития общества.
     Бюджетные ресурсы используются также для  поддержки учреждений культуры и  искусства: библиотек, музеев и выставок, дворцов и домов культуры, клубов, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, государственных теле- и  радиостудий, киностудий.
     Вторым  по значению источником финансирования некоммерческих организаций являются собственные средства, получаемые в  виде дохода (выручки) от предоставляемых  услуг, выполняемых работ, непосредственно  самой организацией по роду ее деятельности, а также валовой доход (прибыль) от производства продукции на подведомственных предприятиях, доходы от использования  другого имущества, находящегося в  собственности организации.
     Выручка за услуги покрывает затраты организации  на их выполнение и включает чистый доход (прибыль), достаточные для  дальнейшего саморазвития организации. В данном случае затраты покрываются, а доход (прибыль) обеспечивается, если качество услуг удовлетворяет их пользователей. Такими методами финансируются  дополнительные потребности населения  в услугах образования, здравоохранения, учреждения культуры и искусства.
     В организациях, располагающих собственными предприятиями для обеспечения  их деятельности (ремонтными - для восстановления оборудования и оргтехники, по выпуску  запасных частей для этих целей, печатно-издательскими, по выпуску медикаментов и лечебных препаратов, различные подсобные  хозяйства и т.п.), получаемые прибыль  или доход распределяются вначале  в установленном порядке, то есть уплачиваются обязательные платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, потом  часть средств направляется на цели самофинансирования развития предприятия и лишь затем оставшаяся часть направляется на финансирование потребностей организации - владельца. В случае наличия подведомственных предприятий источники финансирования некоммерческой организации могут дополняться, например средствами от реализации имущества предприятия, от продажи части пакета акций, поступлений от дивидендов на акции предприятия, находящиеся у организации как учредителя. Возможно также использование средств резервного фонда подведомственного предприятия.
     К числу собственных источников относятся  также средства, получаемые от сдачи  в аренду помещений, оборудования и  другого имущества организации, средства, предоставленные под залог имущества и помещений.
     Третьим источником финансирования служат кредиты  банков. Данный источник возможен к  использованию организациями, оказывающими платные услуги, так как необходимость  возврата заемных средств требует  хорошо налаженной, стабильной работы организации на протяжении периода, превышающего сроки пользования  кредитом. Более приемлем этот метод  финансирования для организаций, располагающих  подведомственными предприятиями, как более гарантирующий обеспеченность и ликвидность кредитных средств.
     Специфическим методом финансирования общественных объединений и организаций являются членские взносы их участников.
     Как источник финансирования организаций  и учреждений социальной направленности, культуры и искусства, общественных объединений, фондов служат отчисления на благотворительные цели со стороны  предприятий и организаций сферы  материального производства, гуманитарная помощь иностранных государства, организаций, компаний, международных организаций. Данный источник является практически  основным для благотворительных  организаций и общественных фондов. Как разновидность такого финансирования выступает спонсорское финансирование определенной организации или вида деятельности, которое отличается признаком постоянства.
     При финансировании научных исследований применяется метод грантов - безвозмездной  поддержки со стороны частного лица, компании, фирмы, международной организации, государства, научных разработок определенного  направления, проекта, группы ученых (лабораторий, отделов) или отдельного ученого  с целью завершения исследования и доведения его результатов  до внедрения или другого применения.
     Определенным  источником пополнения средств для  содержания и развития организаций  и учреждений некоммерческой деятельности являются доходы от размещения части  располагаемых ими ресурсов на депозитах  коммерческих и сберегательных банков, а также в ценные бумаги на финансовом рынке.
     Перечисленные источники финансирования могут  формировать денежные средства организаций  и учреждений некоммерческой деятельности в разных пропорциях и полноте  набора названных источников. Например, в системах образования набор  перечисленных источников полнее, в  государственном управлении - ограничивается двумя-тремя источниками. Но в любом  варианте - большего или меньшего наличия  дополнительных источников финансирования - объемы финансирования из государственного бюджета, предусмотренных росписью его доходов и расходов, не уменьшаются. Такой рычаг воздействия призван  стимулировать инициативу и творческий поиск коллективов в развитии общественно-полезной деятельности организаций  и учреждений, повышении эффективности  их работы.
     Государственная поддержка в форме поступлений  из бюджетов различных уровней и  внебюджетных фондов составляет 1,2% в  общем объеме финансирования НКО, выручка  от продажи товаров, продукции, работ, услуг населению  – 35,8%.
     Основной  источник финансирования НКО – это  членские взносы, пожертвования и  другие безвозмездные поступления (63%). Из них поступления от населения  составляют 15,6%, поступления из-за границы  – 10,7%, поступления от российских юридических  лиц – 73,7% (рис. 2). 
 
 


Рис. 2. Структура  доходов некоммерческих организаций 

В секторе  выделяются четыре группы, структура  доходов которых различна: 

    НКО, работающие в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения;
 
    НКО, работающие в области образования и культуры;
 
 
    НКО, работающие в области общественной деятельности;
 
    Религиозные организации.
 
 
 
 

Рис. 3. Структура  доходов НКО, работающих в области  здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения 

     На  рис.3 приведена структура доходов  некоммерческих организаций, работающих в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Общая доля доходов данных организаций  в доходах всех НКО составляет 15,7%. Основная составляющая доходов  – членские взносы, спонсорские  пожертвования, безвозмездные перечисления, составляющие в сумме 53,9% доходов. Доля поступлений из бюджета у данных организаций крайне незначительна. Очень мало средств они получают от населения.  
 
 


Рис. 4. Структура  доходов НКО, работающих в культуре и образовании 

     На  рис. 4 приведена структура доходов  некоммерческих организаций, работающих в области культуры и образования. Общая доля доходов данных организаций  в доходах всех НКО составляет 2,9%. По сравнению с другими группами НКО организации, работающие в области  культуры и образования, получают максимальную бюджетную поддержку – 3,9% всех доходов. Отличительной особенностью данной группы является высокий процент  в структуре доходов пожертвований  из-за границы (22,3%). 
 
 


Рис. 5. Структура  доходов НКО, работающих в области  общественной деятельности 

     На  рис. 5 приведена структура доходов  некоммерческих организаций, работающих в области общественной деятельности. Общая доля доходов данных организаций  в доходах всех НКО составляет 73,3%. Обращают на себя внимание высокие  доли членских взносов и других безвозмездных  поступлений от населения (11%) и выручки  от продажи товаров, работ и услуг (7,2%). Это обусловлено заметной ролью  профсоюзных организаций в данной группе.  
 
 


Рис. 6. Структура  доходов религиозных организаций
     На  рис. 6 приведена структура доходов  религиозных организаций. Общая  доля доходов данных организаций  в доходах всех НКО составляет 8,2%. Доля бюджетных поступлений в  структуре доходов религиозных  организаций составляет 2,82%, что  в 3 раза выше доли бюджетных поступлений  в доходах НКО, работающих в области  здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Около  четверти доходов религиозных организаций (23,3%) составляет выручка от продажи  товаров, работ и услуг населению. Пожертвования, поступающие от населения, составляют 18,08% доходов. Более ?  доходов религиозных организаций  составляют поступления из-за границы. Таким образом, группа религиозных  организаций имеет наиболее устойчивую диверсифицированную финансовую базу из всех НКО.  

Источник: Выборочное обследование сектора НКО, проведенное ФСГС
3.2 Численность  и структура некоммерческого  сектора 

     Сегодня российский некоммерческий сектор –  это более 600 тыс. организаций, которые  работают как на местном, так и  на федеральном уровне, оказывая самые разнообразные услуги. Доля некоммерческих организаций (НКО) в общем числе юридических лиц составляет 16,18%.
     В структуре сектора (рис. 1) основное место занимают учреждения (43,6%). На втором месте по численности - общественные и религиозные организации (27,7%), на третьем ? кооперативы (11,4%). Среди  остальных форм НКО примерно равные доли (4,2%) приходятся на фонды, а также  садоводческие и огороднические товарищества, далее идут некоммерческие партнерства, ТСЖ, АНО, ассоциации и союзы [ 13 ].
 

Рис. 7. Структура некоммерческого сектора, крупнейшие доли 
 
 
 

      Расходы некоммерческих организаций и учреждений
    Состав   расходов   некоммерческой   организации.
     Функционирование  некоммерческой   организации  связано с осуществлением определенных  расходов. Их можно подразделить на следующие виды:
     -расходы  по выполнению основной уставной  деятельности (административно-хозяйственные  расходы и расходы по выполнению  программ и мероприятий, на  которые получены средства целевых  поступлений);
     -расходы,  связанные с предпринимательской  деятельностью;
    -средства, переданные в результате внутрихозяйственных  расчетов;
    -потери  и списания.
     Распределение  расходов   некоммерческой   организации  зависит от формы  собственности, ведения предпринимательской  деятельности, целевых программ и  мероприятий.
     Некоммерческие  организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой  практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.
    К рыночным некоммерческим организациям относятся:
    -некоммерческие  организации, занятые рыночным  производством;
    -некоммерческие  организации, обслуживающие коммерческие предприятия.
     К некоммерческим организациям, занятым  рыночным производством, относятся  организации, реализующие свою продукцию  по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими  организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию  потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся  производственные затраты. 

     Некоммерческие  организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так  как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить  высокую плату, которую они вынуждены  устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.
     Некоммерческие  организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых  они призваны содействовать. К ним  относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские  или испытательные лаборатории  и т. д.
     Некоммерческие  организации, занятые нерыночным производством, — организации, предоставляющие  продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам, которые  не являются экономически важными. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы учредителей, добровольные пожертвования  физических и юридических лиц, трансферты и др.
     Некоммерческие  организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:
     -некоммерческие  организации, контролируемые и  в основном финансируемые правительством;
     -некоммерческие  организации, представляющие нерыночные  блага домашним хозяйствам, финансируемые  в основном за счет домашних  хозяйств, корпораций и нерезидентов.
     Некоммерческие  организации, контролируемые и в  основном финансируемые правительством относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.
     К некоммерческим организациям, обслуживающим  домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными.
     Ресурсы таких некоммерческих организаций  создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных  зарубежных организаций.
     Расходы некоммерческих организаций и учреждений направлены на обеспечение их функциональной деятельности, предусмотренной положением, уставом или иным утвержденным документом. Состав и структура расходов определяются принадлежностью организации или  участников учреждения к одному из направлений деятельности, а также  используемым методом ведения этой деятельности.
     Организации и учреждения, действующие на началах  хозрасчета и самоокупаемости, рассчитывают и планируют финансовые результаты работы и оформляют их в показателях  обычного финансового плана или  бизнес-плана. В этом случае перечень затрат на производство и оказание услуг аналогичен складывающемуся  в сфере материального производства, но в структуре преобладают затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды (включая социальный налог), при  значительно меньшем удельном весе материальных затрат. Возможны другие структурные отклонения, например в  научных учреждениях, использующих дорогостоящие оборудование и приборы, будет велика доля амортизационных  отчислений. В случае частичного финансирования из бюджета его объемы фиксируются  в третьей части финансового  плана «Ассигнования из бюджета» с постатейным распределением средств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.