На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


лекция Европейское средневековье: монашеские ордена и монастыри, городская взаимопомощь в деле помощи нуждающимся

Информация:

Тип работы: лекция. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Европейское средневековье: монашеские  ордена и монастыри, городская взаимопомощь  в деле помощи  нуждающимся
  Основные  рассматриваемые  вопросы
    Средневековая европейская парадигма помощи и поддержки 
    Каролинговская система попечения.
    Благотворительная деятельность монашеских орденов.
    Развитие городской системы помощи и поддержки в Европе.

  1. Средневековая европейская  парадигма помощи  и поддержки

  После легализации христианства начиная  с шестого столетия монастыри  разрастаются по всей территории Европы. Уставы монастырей где труд и помощь ближнему, являются основой монашеской жизни, заставляют их селится в сельской местности. Развитая система монастырского натурального хозяйства, пожертвования частных лиц позволяет монахам, оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся.
       С одиннадцатого столетия, в связи  с развитие феодализма, большинство  населения переходит под политическую, экономическую власть феодала,  который защищает своих поданных  от таких явлений как безработица,  болезни, старость.
       Средневековая система страхования существовала и в городах, она осуществлялась ремесленными и торговыми гильдиями1, которые обеспечивали помощь не только себе, но и другим.
       Институтами помощи и поддержки  в период средних веков являлись  госпитали2.  Первые госпитали появляются при монастырях, а позднее в городах, под присмотром муниципальных властей. Так постепенно конфессиональное милосердие заменяется светским. К  середине четырнадцатого столетия в Европе насчитывается тысячи таких учреждений, в которых размешается от нескольких десятков до несколько сотен человек. 
      В период раннего средневековья  материальная помощь распределялась  церковью через систему приходов  или епархий. Епископ каждой  епархии осуществлял помощь бедным  в пределах своей юрисдикции. В «высокое» средневековье  к этой деятельности подключаются светские власти, которые либо заменяют, либо совместно осуществляют патронат над нуждающимися.
        Главные европейские государства  Германию, Францию и Англию наиболее  полно и всесторонне отразились  тенденции средневековой системы помощи и поддержки. Несмотря на то, что каждое государство имело свое социально-историческое своеобразие, все же можно выделить как средневековая система поддержки проходила определенные стадии развития: от церковной помощи под контролем королевской власти к помощи орденов и монастырей, которую сменяют система взаимопомощи городских общин и наконец на этапе оформления профессионального нищенства в конце XVI подключение к данной деятельности государства. Однако рассмотрение генезиса средневековой модели помощи и поддержки мы начнем с деяний Карла Великого, который внедрил Каролингскую систему попечения в период развития Франкского государства. Каролингская система попечения явилась тем архетипом, давшим корни средневековой системе помощи нуждающимся.  

    2.Каролингская система попечения3

     В эпоху правления Карла Великого (768-814) была предпринята попытка  в Римской Империи средневековья  возродить ценности античности, но в христианско-античном духе. В истории этот период называют каролингским ренессансом.  Карл Великий уделяет большое внимание не только охране границ империи, а также образованию, искусствам. Большое внимание уделяется законодательной деятельности, реформированию монастырской жизнедеятельности. 
      Франкфуртский капитулярий 798 года обеспечил стабильное существование духовенства, так как десятина в пользу церкви становилась государственным законом. Однако и система землевладения и система налогов должны были служить не только развитию самих монастырей, но и системе помощи нуждающимся в период голода и неурожая, чему служили указы принятые ранее.  Так в 779 году Карл Великий издает указ, согласно которому богатые епископы и аббаты выдавали бедным по фунту серебра, менее богатые - по полфунта или по шесть сольдов. К тому же землевладельцы были обязаны содержать до времени урожая от 1 до 4 бедных. Каролингское попечение о бедных также предусматривало, что четвертая часть доходов тратиться в пользу бедных. Можно отметить преобладание территориального подхода к нуждающимся, когда попечение о бедных осуществлялось духовенством только в пределах своего округа, и оно распространялось только на свободных граждан.       
       Продолжая традиции ранней апостольской  церкви, согласно свидетельствам  Эгингарда, он занимается вспомосуществованием не только на своей территории, но и посылает своеобразную «гуманитарную помощь», деньгами, христианам за моря в Сирию, Египет, Иерусалим. 
        По тем капитуляриям, которые  дошли до наших дней мы можем  судить, что Карл Великий стремился  распространить полицейские функции государства на такое явление как нищенство и инфантицид. Так в капитулярии от 806 г. мы узнаем: « Относительно нищих, скитающихся по стране, мы желаем, чтобы каждый из наших верноподданных кормил своих бедных, или в поместьях, или в собственном доме и не допускал до милостыни в другом месте. Если же найдутся такие, которые не захотят трудиться своими руками, пусть никто им ничего не дает».
       Несмотря на то, что закон о  запрещение детоубийства существовал,  тем не менее практика инфантицида продолжалась. Так в капитулярии от 806 г мы встречаем распоряжение Карла Великого, что за убийство детей в казну должно быть уплачено за смерть ребенка 9 лет - виру, за 11 лет двойную плату.  
        Карл Великий стремится не  допустить обмирщание монашества. Хотя как мы видим из капитулярии о церковном порядке 789 года, такие тенденции имели место. Священники  крали подаяние у бедных(§ 47), вели мирской образ жизни (§ 59, 71), не заботились о создание убежищ для странников, бедных, убогих(§ 74). Вот почему новую кодификацию монастырских уставов, связанных с правилами Бенедикта Нурсийского стал так активно поддерживать Карл Великий.  Аскеза бенедиктинцев4 была поддержана   им, он даже посылает монахов в школу бенедиктинской жизни в Монте - Кассино в 802 году, чтобы попытаться найти новые религиозно -нравственные ориентиры клира в монастыри, которых к тому времени насчитывалось около 30. 
          Постепенно каролингское попечение  и реформирование монастырской  жизни приходит на убыль, так  как с развитием феодальных отношений свободных людей становилось все меньше и меньше, а вместе с ним происходит переосмысление понятие бедности, не только со стороны светской власти, но и церкви где под этим к XII веку стали понимать «христовых бедных», т.е. монахов. 
           В XI-XII веках можно отметить, что намечаются тенденции общинной помощи в городах, а также система помощи через ордена монахов и религиозные организации мирян, которые охватывали своей деятельностью различные страны.

     3. Благотворительная деятельность монашеских орденов

      Каролингское попечение как мы  видели несло в себе элементы  объединения различных территорий  Римской империи средневековья,  охватывая различные народы. В  этом отношении как форма помощи  и поддержки, не связанная только границами одного ареала, близка благотворительная парадигма монашеских орденов. Монашеские ордена, исповедуя различные формы христианского служения, раскидывали свои учреждения по всей средневековой Европе.
       Как считают отечественные и  зарубежные исследователи не созерцательные, а активные ордена монахов возникают в период крестовых походов.
         В 1095 году рыцарем Гастоном  было основан орден госпиталитов  Св. Антония, который свою деятельность  связывал с помощью раненным, такой же деятельностью занимался орден иерусалимских госпиталитов  Св. Иоанна. Орден госпитальеров Св. Духа и тринитариев, основанным в 1197 году парижским богословом Жаном де Мате и Феликсом де Валуа осуществлял свою деятельность в лазаретах, странноприимных домах, они же занимались выкупом пленных из неволи.
          В начале XI века намечаются тенденции реформирования монастырской жизни на основе деятельности орденов и нового устава канониката. Каноникаты представляли собой синтез идей монашества и служению клиру. Идеология деятельности была связана с концептами любви(caritas), которая должна отзываться на все страдания мира. Вот почему они начинают покровительствовать различным слоям населения, и селится недалеко от городских стен.
            Идеологию канониката мы находим  в 1198 году у «Госпиталитов Святого Духа», ухаживающих за больными. Дома госпиталитов, госпитали, которые представляли собой больницы и странноприимные дома, были разбросаны по всей Европе. К 1291 году в ордене насчитывалось 99 домов, 60 - в Италии, 25 - во Франции, 5 - в Испании, 7- в Германии.  В XII-XIII веках можно наблюдать «специализации» в деле оказания помощи так тринитарии5 занимались освобождением пленных, а сепулькринки - принимали под свое покровительство найденышей и больных детей.
      Движение монашеских орденов вызвало к жизни религиозные организации мирян, которые строили свою деятельность не только на религиозных основах, но и на основах взаимопомощи.  Так во второй половине XII века  в верхнем Рейне и во Франции появляются дома «бегинок»6, которые совместно зарабатывали себе на пропитание. Появляются первые светские организаторы обществ взаимопомощи. В Льеже 1170 по 1177 гг. Ламберт Заика объединяет вокруг себя вдов и сирот, которые не только молились и читали религиозные книги, но и ухаживали за больными и умирающими. Подобные организации возникли и у мужчин. Благочестивые братства ремесленников, бегарды7, осуществляли не только религиозную взаимопомощь , но и экономическую.
            Экономический упадок монастырей, их идеологическое и нравственное разложение, рост бедности и профессионального нищенства постепенно в XII-XIII веках снижает социальное значение монастырской благотворительности. С разрушением натурального и развитием денежного хозяйства, монастыри менее охотно предоставляли свои убежища нищим и убогим, более ориентируясь на богатых клиентов.  Феодалы видели в убежищах бедняков места для своих детей, по тем или иным мотивам не смогших найти свое место в жизни. Мурнер, живший в это время, едко заметил: « Заметьте: если благородный не может выдать дочери замуж и не может ей дать приданного, то он отправляет ее в монастырь, не с тем, чтобы она посвятила себя Богу, а чтобы она жила безбедно, как привыкла знать».      

  4. Развитие городской  системы помощи  и поддержки в  Европе

          Средневековый город представлял собой самоорганизованную хозяйственно-общественную систему. Движение городов за свои права позволило им  освободиться из под власти светских и церковных сеньоров, развить свою систему юрисдикции. Форма административной организации представляли, с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей, территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации. Можно наблюдать, что в городах были различные слои населения, однако и те кто состоял в цехах8, и те кто не был в них, бедные и нищие, проявляли тенденции к интеграции. Это можно наблюдать на примере цеховых подмастерьев и групп социальных низов. Так в 1349 году в Англии образован статут рабочих, цель которого была поддержка членов своего профессионального цеха, а  также контроль за своими нищими. Аналогичные формы взаимоподдержки можно наблюдать и у групп социальных низов. В 1480 г. во Франкфурте существовало братство хромых и слепых,  в Страсбурге 1411 г. - объединение нищих.
           И все же новый виток организованной  помощи и поддержки в условиях города был связан с проблемами бедности и нищенства, в которых постепенно видят не догмат церкви, святость, а социальную болезнь.     
  Германия
       В XIII веке в немецких городах уже встречаются запреты на нищенство и первые тенденции к формированию налоговой системы в пользу бедности. Рейнский союз городов в 1256 году требовал, чтобы жители ежегодно сдавали по 5 марок в пользу бедных. В XV веке возникают городские попечения о бедных, которые разбираются с причинами нищеты того или иного горожанина, такие попечения существовали во Франкфурте на Майне в 1438 году. В 1442 году Венский устав предусматривал особую должность,(Sterczermeister) который назначал наказания за нищенство. Однако в средневековой Германии в городах церковь имела еще большое влияние на организацию благотворительных учреждений. Совместно с гражданскими общинами открывались госпитали, где оказывали попечение низшим социальным слоям общества: нищим, проституткам, там же находили приют больные, а так же их дети. Такие госпитали существовали в Ульме 1189 г, в 1228 году в Галле, в Любеке 1256 году.
      Монастыри и церковные общины  в XIII веке распространяют свою деятельность на сирот, бездомных, «падших девушек». В этом отношении известна деятельность Ордена св. Марии Магдалины, «Братства Двенадцати Апостолов».
        В XIV веке законодательно закрепляется ответственность общин за своими нищими. Так на Прусской территории в 1394 году нищенство разрешено только на территории проживания своей общины, последующие устав 1500 года закрепляет этот принцип, запрещая нищенствовать здоровым и трудоспособным людям. Однако в том случае, если община не могла прокормить своих бедных, то она выдавала документ, своеобразные нищенские удостоверения, разрешающий выпрашивать милостыню в других городах.     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.