На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Выполнила:
      
       Проверил:
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  2005

 
 
                                                                                                                                                                            «Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру» 

      Введение. 
    1. Воздействие государства  и права на экономику:
          1.1. Государственный контроль над предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений;
          1.2. Основные направления государственного воздействия на экономику с использованием права;
         1.3. Воздействие государства на внешнюю торговлю. 

    2. Государственно-правовое  воздействие на  политику:
         2.1. Влияние государства на политику;
         2.2. Влияние права на политическую систему;
         2.3. Взаимодействие государства и права с политической системой. 

    Роль  государства и  права в сфере  культуры:
         3.1. Регулирующая роль законодательства в сфере культуры;
         3.2. Роль закона в формировании правовой культуры.
     Заключение.
     Список источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Воздействие государства и права на экономику, политику и культуру – тема актуальная и интересная  для изучения. Я  выбрала эту тему, потому что хотела увидеть, как сильно влияет  на жизнь государство и где это влияние необходимо и важно, а где мешает развитию того или иного направления жизни общества. Актуальность этого доказывать нет смысла, что может быть важнее на сегодня, чем вопросы отношений между обществом и Законом с его недостатками и достоинствами. Можно ли обойтись в ситуации рыночной экономики без контроля со стороны государства и права, на сколько политика зависит  от государства и как закон влияет на культуру в целом и на правовую культуру в частности?
     Практическое  значение темы заключается в том, что, изучая эти вопросы, можно понять прошлые ошибки  и видя к чему, они привели сегодня, попытаться изменить их  или усовершенствовать  то, что положительно влияет на те или  иные экономические, политические и культурные направления. На данном этапе развития человечества нет идеальной модели построения государственно-правовой системы в целом, но есть примеры достойного развития сфер экономики, политики и (или) культуры. Нет законов удовлетворявших  бы всех, но есть законы справедливые! Это важно знать и использовать в целях  улучшения жизни людей.
     Для науки изучение  данной темы не менее  важно. Чтобы применить на практике, какие либо законы  или опыт, их нужно составить, изучив множество  ошибок и промахов. Важно рассмотреть разные точки зрения по данным вопросам и, собрав всё воедино составить четкое разделение отрицательного и положительного.
     Помощь  в написании работы мне оказала  литература, рассматривающая эту  тему и дающая четкое представление  о том, что представляет собой экономическая, политическая или культурная составляющая нашей жизни.
     Учебная литература дает понятие не только о непосредственно влиянии государства  и права, но и рассказывает о том, к примеру, что такое рыночные отношения или предпринимательская деятельность (учебники по: экономике под ред. А.С. Булатова, экономической  теории Борисова, основам экономики  Ильина и Маренкова), ведь для того, что бы понять и судить о влиянии государства и права нужно знать, что подвергается влиянию. Это также дается и в учебниках по теории государства и права и в учебниках по политологии. Конкретные примеры правового регулирования я нашла в источниках: конституции зарубежных стран, сборник прав человека, конституция Российской Федерации.
     В научной литературе мне удалось найти лишь несколько фраз для примера или пояснения, какого либо вопроса. Трудность заключается в том, чтобы кок-то привязать ту или иную статью к теме работы и органически вписать в основной текст.
     Но  работа требует дальнейшего исследования, так как конкретных путей решения  проблем в литературе и периодических изданиях недостаточно. В отличие от политики и экономики, влияние государства и права на культуру  нашло более слабое отражение в литературе и, следовательно, в моей работе. Законов, регулирующих экономические отношения много, но как можно регулировать культуру?  Поэтому здесь можно говорить лишь о взаимодействии государства  и культуры, а  так же зависимости государства и права и правовой культуры.
     Для более полного представления о влиянии государства и права  на  данные отрасли, нужно рассмотреть каждую из них в отдельности.
     Первый  вопрос, который я хочу осветить  в своей работе – это вопрос воздействия государства и права  на экономику: в - первых, как осуществляется государственный контроль над предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений; во-вторых, каковы основные направления государственного воздействия на экономику с использованием права; в-третьих, как воздействует государство на внешнюю торговлю.
     Второй  вопрос, поставленный в моей работе – это вопрос государственно-правового  воздействия на политику. В этой связи хотелось бы рассмотреть следующее:
    в чем заключается влияние государства на политику: взаимоотношения  между разными политическими и партийными системами; что составляет политическую систему общества, чем являются политические партии по отношению к государству и праву;
    правовое воздействие на политическую систему общества: как исторически складывалась  правовая жизнь общества, что представляет собой правовое государство,  и какие официальные документы свидетельствуют о наличии правовой защиты прав человека;
    взаимодействие государства и права с политической системой: что представляет собой политическая система общества, и каковы её функции, что входит в политическую систему и что является её основным звеном.
     И, наконец, какими отношениями связаны  государство и право со сферой культуры:
     1) регулирующая роль законодательства  в сфере культуры: основные значения  термина культура и её нормы, как соотносится  законодательство и культура;

     2) роль закона в правовой культуре: что такое правовая культура  и её основные элементы, что  характерно правовой культуре  и в чём она выражается.

         Такие задачи и цели я ставлю  в своей работе для раскрытия данной темы. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        
 
 

     1.Воздействие  государства и  права на экономику. 

     1.1.Государственный  контроль за предпринимательской  деятельностью и  регулирование рыночных  отношений.
     Науке теории государства и права известно большое количество критериев классификации норм права, одной из которых (всеми признанной) является классификация по предмету правового регулирования, то есть по виду регулируемых общественных отношений. Именно эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты.
     Правовая  норма, регулирующая определённое общественное отношение, устанавливает для одной  стороны должное поведение, а  для другой - гарантированное государством должное поведение.
     В настоящее время в научной и учебной литературе имеется немало определений финансово-правовой нормы. В целом ученые приходят к достаточно единообразному её трактованию.
     Финансово-правовая норма – это писаные правила  поведения участников в процессе финансовой деятельности государства.
     В настоящее время не вызывает сомнения, что государственное регулирование  необходимо в существующих социально-экономических  системах. Ясно также, что границы  этого регулирования в современной  рыночной экономике развитых стран  значительно уже, чем в централизованной планово-распределительной экономике.
     Существенные  недостатки рыночного механизма  требуют государственного регулирования  экономики. Ставка лишь на рыночное саморегулирование  может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос существование системы. Это ярко проявилось в мировых  экономических кризисах 1929-1933гг.,1937-1938гг. и других, когда, казалось бы, процветающая экономика развитых стран была отброшена на многие годы назад. Тяжёлые и разрушительные кризисы подтолкнули  людей к  пониманию того, что рыночный механизм развития экономики далеко не идеален и нуждается в серьезных мерах государственного регулирования.
     По  мере усложнения хозяйственной деятельности и рыночных отношений становятся более трудными задачи управления предприятием. В связи с этим повышается значение деятельности предпринимателя.
     Коммерческая  деятельность, или бизнес,- дело, приносящее  доход. В неё входят:
     -непроизводственный  бизнес – профессиональный спорт,  концертная деятельность и тому подобное;
     -торговый  бизнес – на предприятиях торговли;
     -бизнес  в сфере услуг, например, туристический  сервис, юридическая контора;
     -производственный  бизнес – доходная деятельность  на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве,  строительстве;
     В условиях стихийной рыночной экономики  само предпринимательство с его  новаторством и коммерческий расчёт основаны на определённом риске, который  связан с  непредсказуемыми изменениями  рыночных отношений. Против такого риска  применяется два специальных средства.
     Первое  из них – соблюдение коммерческой тайны. Государство  предусматривает  в законодательном порядке правовую защиту всех видов предпринимательской  тайны:  производственной, коммерческой (с кем и на каких условиях заключены торговые сделки), финансовой, научно-технической и других. На Западе фирмы расходуют большие средства на охрану своих  секретов. Информационная безопасность предотвращает разорение фирм.
     Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает  как преступление, требующее соответствующего наказания, собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз [22, ст. 183]
     Другим  средством против коммерческого  риска является страхование. На Западе применяются многочисленные  виды страхования. Так, страхованию подлежат: а) собственность, б) несчастные случаи, в) жизнь, г) вознаграждение за труд, д) обязательства перед фирмой.
     Страхованием  занимаются специальные организации. Они создают  и используют денежные фонды, в которых юридические и физические лица вносят установленные платежи.
     В главе 48 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен комплекс правовых норм, обеспечивающих добровольное и  обязательное страхование.
1.2. Основные направления  государственного воздействия на экономику с использованием права.
     Государственное воздействие на экономику, необходимость  которого очевидна, представляет собой  целенаправленную систему мер  законодательного, исполнительного и контрольного характера.
     Среди иерархии целей государственного воздействия на экономику ведущая роль принадлежит генеральной цели. Последняя  включает такие коренные, несущие звенья развития общества, как обеспечение интенсивного экономического роста, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего общественного строя, международного положения страны. От этой генеральной цели распространяется дерево опосредованных конкретных целей (первичных, вторичных, третичных, перенесенных, производственных и других), подчиненных генеральной, но без реализации,  которых генеральная цель не может быть достигнута.
     
      Решение социальных задач
     Рост доходов  госбюджета
     Увеличение ВВП
     Рост инвестиций
     
      Генеральная цель
      Вторая опосредованная цель
     Первая опосредованная цель
      Предварительная цель
       
.

     Право есть наиболее адекватная форма экономических  отношений. Последние могут нормально  функционировать только  и исключительно  в правовой форме.
     Единой  юридической основой всех отношений  экономического цикла является право  собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители общественного труда, придающего им стоимость.
1.3. Воздействие государства  и  права,  но  внешнюю торговлю.
     Поскольку хозяйство всех стран во многом зависит  от экспорта и импорта, государство  в законодательном порядке устанавливает определенные правила  внешней торговли. Исторически сложилось два противоположных вида внешнеторговой  политики: протекционизм и свобода торговли.
     Свобода торговли – внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные  или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью  национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на всемирный рынок.
     Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия экономического сотрудничества с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
      На исходе xx столетия человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику и экономию. В цивилизованном обществе экономика должна  быть социальной и экономичной. Такая трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на неё государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.
     Протекционизм – экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Большой юридический словарь /под ред.  А.Я.Сухарев,  В.Е.Крутских – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2002.-704с.
2. Государственно-правовое  воздействие на  политику.
2.1. Влияние государства  на политику.
     Основу  политической системы общества образует государство, поскольку оно является главной объединяющей  и принуждающей силой в обществе. Тем самым только государство, объединяющее всё население страны, может осуществлять всеобщую волю, власть всего общества.
     Политические  партии являются связующим звеном между  гражданским обществом и государством. Современные партии являются наиболее политическими из всех социальных организаций гражданского общества. Они служат мощным фактором повышения уровня организованности  политической жизни, её рационализации.
     Взаимоотношения партии и государства могут быть разными, определяющиеся во многом характером политического режима.
     При тоталитарном  режиме правящая партия, выступающая идеологом  и архитектором новых государственных порядков, превращается  в  абсолютного  монополиста, полноправного хозяина, а её лидер-вождь – в директора. Государственный аппарат становится  инструментом в руках партии  и вождя. Государство приватизируется партией и трансформируется  в партию-государство.
     Но  и взаимоотношения между демократической  политической системой  и адекватной ей партийной системой складываются не просто, так как механизмы согласования интересов при демократии  не только многочисленны, но и нередко громоздки и  ресурсозатратны. Но, выявляя эти интересы, формируя и согласовывая их, демократические институты способны адекватно реагировать на перемены в обществе и обеспечивать нахождение оптимальных решений, а также методов их реализации. 1
     Выработка и выбор политического курса  осуществляется обществом, государство  же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Поэтому в ходе естественноисторического развития одновременно с государством появился другой социальный институт – право. Право представляет собой социально необходимый и эффективный институт управления жизнедеятельностью политической системы общества.
     2.2. Влияние права  на политическую  систему общества.
     Исторически право предшествует политическим  явлениям. Его возникновение и  развитие  схематично можно представить следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь, каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность. При этом между людьми возникают противоречия  и, как результат, - необходимость привести свободу одного человека в соответствие  со свободой другого, ограничив свободу обоих. Фиксация пределов действия свободы  и проверка  их практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления  и действий каждого индивида, возникновение нормы поведения согласно этой мере.
       Значение и роль права в  политической системе общества  позволяет уяснить следующие   аспекты их соотношения. 
    Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека.
    Государство несёт в себе  социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества.
    Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом.
    Право играет роль связующего  и опосредованного звена между политической системой и гражданским обществом.
     Право является необходимым стабилизирующим  фактором политической системы. Упорядоченность  и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются те, что нормы права имеют
    не одномоментный характер, а на длительное по времени существование  и реализуются  в строго регламентированных процессуальных Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты,  а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме.
     Идея  правового государства имеет  длительную историю и занимает важное место в политических учениях  прошлого. Еще Платон писал: « Я  вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится  под чьей- либо  властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все его блага, какие только могут даровать государствам боги».
     Основным  ориентиром в этом направлении является  « Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948года. Другим важным документом, сотрудничества, является принятый ООН «Пакт об  экономических, социальных и культурных  правах», провозглашающий  право народов на самоопределение и устанавливающий обязательства государств в деле  полного осуществления прав человека.
     Из  «Всеобщей декларации прав человека»1:
     Статья 19
     Каждый  человек имеет право на свободу  убеждений и на свободное выражение  их; это право включает свободу  беспрепятственно  придерживаться своих убеждений  и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
     Статья 20
    Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний  и ассоциаций.
    Никто не может быть  принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
     Конституция и важнейшие конституционные, законодательные  акты зарубежных   стран дают возможность  получить представление  об  них  государственном строе, основных политических институтах.
     Например:
     Декларация  прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года (Франция) статья 15.
     Общество  имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной  ему части управления.
     Конституция  Итальянской  Республики. Раздел 4. Политические отношения.
     Статья 49.
     Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путём содействовать определению национальной политики.
     Конституция РФ
     Статья 2     
     Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
     Статья 19.
    Все равны перед законом и судом.
     Статья 123.
    Разбирательство во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.  
 
     
      Взаимодействие  государства и  права  с политической системой.
     Политическая  система общества представляет собой  органическое единство  государства  и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся  вокруг целей  и идеалов, господствующих  в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержания  и использования власти и связанных с ней ценностей.
     Политическая  система обеспечивает проведение  внутренней  и внешней  политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп.
     В политическую систему государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не только какими – либо отдельными его органами. Государство – действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями, органами местного самоуправления.
     В сфере государственной политики выделяют три основных вида деятельности: 1)выработка стратегического курса; 2) выбор стратегического курса; 3)реализация выбранного стратегического курса.
     В развитых демократических государствах выработкой стратегического курса  занимаются партии. Затем избиратели, голосуя на выборах, формируют правительство  и через него и через своих  представителей в законодательных органах проводят в жизнь свою программу через механизм государственной власти.
     С учётом этого можно определить оптимальный  вариант воздействия государства  на политику. Выработка и выбор  политического курса осуществляется обществом, а государство выступает эффективным инструментом  реализации политики с помощью  аппарата и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно только в условиях существования граждан общества. Если же оно отсутствует или находится в неразвитом состоянии как в РФ, то государство не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, ущемляя тем самым политические права и свободы граждан.
     В истории общества государство было первым инструментом, орудием политики, так как политика появилась с возникновением государства. И только в Новое время начинают формироваться другие социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали учитывать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества.
     В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами разработки политического курса. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируются государственным аппаратом, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.