На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интеллектуальная форма собственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
     КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

   ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 
 

   на  тему:    Интеллектуальная форма собственности 
 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
     Введение ………………………………………………………………………. 3
     Глава 1 .Правовое положение интеллектуальной собственности в гражданском  праве России …………………………………………………………. 6
    История становления института интеллектуальной
 Собственности ……………………………………………………………………….. 6

     Глава 2. Структура и характеристика интеллектуальной

 собственности  ……………………………………………………………………….. 14

     2.1 Промышленная собственность ……………………………………..… 14

     2.2 Товарные знаки …………………………………………………………...17

     2.3 Авторские и смежные права  ………………………………………....... 18

     2.4 Патентное право …………………………………………………………. 21

     2.5 Новые объекты интеллектуальной  собственности ……………....... 23

     Глава 3. Способы и механизмы защиты интеллектуальной
     собственности ………………………………………………………………...  25

     3.1 Права на авторский знак ……………………………………………...... 25

     3.2 Права на промышленную собственность …………………………..... 27

     3.3 Будущие права интеллектуальной  собственности …………………. 29

     Глава 4. Новые формы интеллектуальной собственности

   4.1 Особенности существования интеллектуальной собственности в России …………………………………………………………………………………... 33
     Заключение  …………………………………………………………………….. 38
     Список  использованной литературы……………………………………….. 41
 

      ВВЕДЕНИЕ
     В российском законодательстве есть одна заповедная зона, куда не только обычные граждане, но и юристы заходят с большой осторожностью. Эта зона – право интеллектуальной собственности1.
     Как отмечают видные юридические деятели  современности, в настоящее время  общие правила, применимые при регулировании отношений в области интеллектуальной собственности, только создаются2. Действующее же законодательство является излишне усложненным. Так только законодательство в сфере информации охватывает свыше 500 нормативно-правовых актов3. Незавершенность законодательства об интеллектуальной собственности подчеркивает и то, что до сих пор ведутся дебаты о проекте раздела о интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации.
     И все это на фоне того, что с  каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включатся все больше и больше объектов интеллектуальной собственности.
     Поэтому, одной из ключевых проблем современной  России является правовое и социально-экономическое  обеспечение развития и защиты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность быстро набирает вес, как фактор роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны4.
     Актуальность  данного курсового исследования заключается в его направленности на решение одной из важнейших проблем социально-экономического развития Российской Федерации – определение интеллектуальной собственности, как объекта гражданского права и вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов духовной деятельности.
     Актуальность  исследования подтверждает и то, что  одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации - защита прав на интеллектуальную собственность. Меры в этой области будут направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Будет осуществляться контроль за научно-техническими изобретениями стратегического оборонного характера, которые относятся к разряду секретных, определены процедуры правовой охраны и коммерциализации секретных изобретений5.
     Поэтому, необходимо проанализировать имеющуюся  судебно-арбитражную практику рассмотрения дел в этой области серьезно разобраться в том, насколько эффективен или неэффективен тот механизм правового регулирования, который есть уже сегодня, что можно было бы в нем изменить, от чего отказаться.
 

     ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ В  ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ
     1. История становления  института интеллектуальной  собственности
     Интеллектуальный  труд существовал всегда. Однако юридическое  закрепление этой категории происходит далеко не с самым зарождением  правовых норм, а ее совершенствование  продолжается и в настоящее время.
     Понятие интеллектуальной собственности, в  частности авторского права, появилось  уже во времена Древней Греции. Законодатель признавал социальное, политическое и потом экономическое  значение произведений литературы и  искусства. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде.
     Понятие гонорара как формы оплаты творческого  труда, особенности права собственности  на произведения искусства были известны еще римскому праву.
     Однако  в целом юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений.
     Находили  себе пропитание и оратор Цицерон, и  летописец Нестор, и философ Спиноза, но, как правило, заработки не были непосредственно связаны с их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводства интеллектуального потенциала общества базировались в основном на системе меценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: "Служу тому, кто мне платит". Моцарт и Сальери были придворными музыкантами. До конца XVIII века частная финансовая поддержка и "внерыночное обеспечение" способствовали появлению большинства шедевров. "Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще". Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя своим трудом.
     Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с  помощью системы привилегий, выдаваемых "милостью монарха".
     Верховная власть покровительствовала отдельным  издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 г. городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран. Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа.
     По  мере роста влияния буржуазии  система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование  принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. "Право" изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в хартии от 19 марта 1474 г., в которой уже признавались их "моральное право" и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени.
     Итак, следует констатировать, что исторически  главными факторами, повлиявшими на формирование института интеллектуальной собственности явились: разделение труда, обособление интеллектуального  труда в особый вид деятельности, превращение продуктов интеллектуального труда в товары, вовлечение их в рыночный товарооборот.
     В 1710 г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под  названием "Статут королевы Анны" и содержавший один из важнейших  принципов авторского права - принцип "копирайт" - право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания, а также была дана возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на издания произведений литературы, постановку различных драматических произведений.
     Торговля  книгами и связанная с ней  торговля авторскими правами приобрели  массовый характер.
     "Изобретение"  авторского и патентного законодательства  явилось одним из значительнейших  достижений человечества в области права. Абсолютное право закреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота - фирменные наименования и товарные знаки. Все эти правовые институты были обособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общих положений.
     Происхождение термина интеллектуальная собственность  обычно связывается с французским  законодательством конца XVIII в. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляются собой договор между обществом и изобретателем (автором). Общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях.
     В соответствии с данной теорией право  создателя любого творческого результата, литературного произведения или  изобретения является его неотъемлемым, "природным" правом, возникает  из самой природы творческой деятельности и "существует независимо от признания этого права государственной властью". Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.
     Во  Франции при "старом порядке" за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789 г. смела все "привилегии", в результате чего было провозглашено: "Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью" (Декрет Учредительного собрания 1789 г.), но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.
     Во  вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что "всякая новая идея, провозглашение и осуществление  которой может быть полезным для  общества, принадлежит тому, кто  ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца". Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как "самом священном виде собственности" была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что "нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда". Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве многих стран.
     Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности  развивалось постепенно. Наиболее "бурную" историю имеет авторское право, патентное право более консервативно  (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877 г. с изменениями и дополнениями).
     В XIX в. авторское право французского образца послужило моделью для  остальных стран континентальной  Европы, а также, после второй мировой  войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: "Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является".
     В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.
     В 1886 г. была принята Бернская конвенция  об охране литературных и художественных произведений. Позже - другие международные  договоры (конвенции) регулирующие сферу  интеллектуальной собственности.
     В России по мере развития рыночного  хозяйства происходил процесс формирования института интеллектуальной собственности  параллельно с западноевропейскими  странами. Первый товарный знак на изделиях ремесленников - клеймо - связано с  Новоторговым Уставом 1667 г.: указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками относится к 1774 г. Первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был принят в 1812 г. Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования было принято в 1896 году, действовало до 1917 года. В начале XX века Россия имела сформировавшийся в общих чертах институт интеллектуальной собственности, сыгравший значительную роль в динамичном экономическом и культурном развитии страны6.
     После 1917 г. сформировавшийся институт интеллектуальной собственности был полностью разрушен. В 1918 г. был принят декрет, которым национализировались объекты авторского права (литературные, научные и др. произведения), в середине 1919 г. декретом национализировались объекты промышленной собственности, в том числе изобретения. Результаты интеллектуальной деятельности объявлялись всенародным достоянием и поступали в распоряжение государства. Продукт интеллектуальной деятельности перестал быть конкурентоспособным товаром, а его создатель становился простым работником у государства, получающим за свой труд сверху нормируемую заработную плату. Была установлена и развивалась система отчуждения интеллектуального продукта от его создателя, закрепленная в правовых нормах, просуществовавшая почти семь десятилетий. Огосударствление всей системы интеллектуального труда, установление государственной монополии на его продукты позволяли, с одной стороны, направлять интеллектуальную деятельность общества на обслуживание той общественной системы, с другой - на минимальном уровне возмещать затраты труда, т.е. по дешевке присваивать результаты интеллектуальной деятельности. Ни в одной стране мира интеллектуальный труд в своей массе не оплачивался на таком низком уровне и не был так экономически зависим от государства как в СССР.
     В общей массе происходило обезличивание  интеллектуального труда и продукта. Если в области литературы и искусства  удавалось сохранять авторство  произведений (с весьма урезанными материальными правами), то в отношении  изобретательской деятельности результаты ее, за редким исключением, обезличивались. Мотивационный механизм интеллектуального труда был значительно деформирован и ослаблен пропитанной социальной демагогией системой стимулирования. Бесправное по существу экономическое и социальное положение основной массы творческих работников умело завуалировалось массированной идеологической обработкой - в плане преимуществ социалистического строя, при котором результаты труда идут на пользу всего общества.
     Главным мотиватором эффективного интеллектуального труда в тех условиях являлся сам труд, как творческий процесс и его результат. Данным свойством творческих работников - быть увлеченными своим трудом - свойством, являющимся характерной чертой вообще творческой личности, (независимо от страны, где живет эта личность, национальности и т.д.) беззастенчиво пользовалось государство в течение многих лет, почти безвозмездно присваивая продукт интеллектуального труда. Поскольку значительная часть работников интеллектуального труда была занята в науке, образовании, культуре - отраслях, финансируемых из госбюджета по остаточному принципу, постольку и уровень заработной платы этих работников был значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.
     Происшедшая в 90-е годы трансформация экономических отношений в России, формирование рыночных основ экономики выдвинули проблему становления новой системы отношений интеллектуальной собственности как отношений, определяющих права производителей интеллектуального продукта, защиту этих прав и стимулирование интеллектуального труда в рыночных условиях хозяйствования7.
     В России создание нового института интеллектуальной собственности началось еще до распада  СССР. В 1991-92 годах был принят ряд  законов об охране промышленной собственности (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов), основанных на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992 г. были приняты: "Патентный закон Российской Федерации"; Закон РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных"; Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем". В 1993 г. был принят Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах".  
 

      ГЛАВА 2 .  СТРУКТУРА    И       ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ     СОБСТВЕННОСТИ

     2.1 Промышленная собственность

     К объектам промышленной собственности  традиционно относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии со статьей 1347 ГК “Автором изобретения, полезной модели или промышленного  образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное”.
     Изобретения защищаются патентами, выдаваемыми  от имени государства Патентным  ведомством. Эффективность защиты патентом на изобретение целиком зависит  от формулы изобретения, поскольку  именно в ее независимые пункты определяют весь объем юридической защиты.
     Патент  на изобретение действует в течение 20 лет. Международное патентование осуществляется не позднее 1 года со дня  национального приоритета изобретения.
     Заявка  на изобретение должна содержать (в соответствии со статьей 1375 ГК):
     1) заявление о выдаче патента  с указанием автора изобретения  и лица, на имя которого испрашивается  патент, а также места жительства  или места нахождения каждого  из них;
     2) описание изобретения, раскрывающее  его с полнотой, достаточной для осуществления;
     3) формулу изобретения, выражающую  его сущность и полностью основанную  на его описании;
     4) чертежи и иные материалы, если  они необходимы для понимания  сущности изобретения;
     5) реферат.
     Полезные  модели по своей сути сходны с изобретениями, однако "проигрывают" им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.
     Преимущество  патента на полезную модель - это максимально упрощенная процедура выдачи патента: патент на полезную модель выдается лишь при выполнении формальных требований, касающихся представления документации в Патентное ведомство.
     Заявка  на полезную модель должна содержать (в  соответствии со статьей 1376 ГК):
     1) заявление о выдаче патента  с указанием автора полезной  модели и лица, на имя которого  испрашивается патент, а также  места жительства или места  нахождения каждого из них;
     2) описание полезной модели, раскрывающее  ее с полнотой, достаточной для осуществления;
     3) формулу полезной модели, выражающую  ее сущность и полностью основанную  на ее описании;
     4) чертежи, если они необходимы  для понимания сущности полезной  модели;
     5) реферат.
     Никакой экспертизы на патентоспособность не проводится. Но риск аннулирования патента на полезную модель несколько выше, чем в случае с патентом на изобретение, поскольку если было заявлено устройство, не обладающее мировой новизной, любое лицо вправе аннулировать патент на полезную модель по этому критерию.
     Патент  на полезную модель действует в течение 5 лет с возможным продлением не более чем на 3 года.
     Промышленный  образец - это дизайнерское решение  изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний  вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.
     Назначение  патента на промышленный образец - обеспечить защиту прав законных владельцев подобных художественно-конструкторских решений от несанкционированного использования или копирования другими лицами.
     Патент  на промышленный образец, изданный от имени государства, гарантирует  более весомую правовую защиту, нежели авторское право, охраняющее произведения дизайна без какого-либо государственного удостоверения.
     Основные требования к промышленному образцу - это мировая новизна и оригинальность.
     Патент  на промышленный образец действует  до истечения десяти лет с даты подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Срок действия патента может быть продлен Роспатентом по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет8.
     В соответствии со статьей 1377 ГК заявка на промышленный образец должна содержать:
     1) заявление о выдаче патента  с указанием автора промышленного образца и лица, на имя которого испрашивается патент, а также места жительства или места нахождения каждого из них;
     2) комплект изображений изделия,  дающих полное детальное представление  о внешнем виде изделия;
     3) чертеж общего вида изделия,  эргономическую схему, конфекционную карту, если они необходимы для раскрытия сущности промышленного образца;
     4) описание промышленного образца;
     5) перечень существенных признаков  промышленного образца.

     2.2 Товарные  знаки

     Одним из инструментов формирования стабильного спроса на продукцию конкретного производителя является товарный знак. По-другому его еще называют торговой маркой, знаком обслуживания или брендом. Товарный знак выступает гарантом качества, служит активным средством привлечения внимания, позволяет потребителям сделать осознанный выбор при покупке. 
     Товарный  знак можно разработать самостоятельно и зарегистрировать в установленном  порядке во избежание подделок и  недобросовестного использования  конкурентами. Затем он применяется  для собственных нужд и "раскручивается" путем активной рекламы. 
     После того как товарный знак становится узнаваемым, можно предоставлять  его в пользование третьим  лицам и получать от данной операции доход9.
     Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).
     Товарные  знаки следует отличать от фирменных наименований, которые призваны различать производителей (а не производимые товары и услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае обычно не воспроизводится полное фирменное наименование.

     2.3 Авторские  и смежные права

     Под авторскими правами необходимо понимать комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения  без разрешения; особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений.
     Возникновение авторских прав непосредственно  связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания.
     Права автора представляют собой совокупность имущественных, личных неимущественных  прав и исключительных прав.
     Это права, связанные с личностью  автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать. Использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно), право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
     Принимая  во внимание статью 1251: “в случае нарушения  личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении в целях восстановления репутации автора”.
     Это права автора, связанные с использованием произведения автором либо третьими лицами. Имущественные авторские  права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.
     Имущественные авторские права могут носить исключительный либо неисключительный характер. Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам10.
     Исключительное  право – право патентообладателя  на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам.
     Обладатель  исключительных прав в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак , собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения. Закон "Об авторском праве и смежных правах", определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).
     Право авторства, право на имя и право  на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
     В соответствии с тем же Законом, авторское  право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу11.
     Смежные права  в соответствии со статьей 1303 ГК – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
     И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены  существованием имущественных авторских прав. 
 обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания. 
Из Закона "Об авторском праве и смежных правах" можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

     2.4 Патентное  право

     Патентное право – это интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (статья 1345 ГК).
     Патентование - это способ правовой охраны ряда объектов интеллектуальной собственности путем их государственной регистрации (внесения в реестр федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности).
     Исключительное  право на объекты Патентного права  признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает на них патент (на основании статьи 1353 ГК).
     В отношении изобретения Гражданский  кодекс отдельно устанавливает: заявленному  изобретению с момента публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется  временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы. Таким образом, законодательство обеспечивает право автора на собственное изобретения на время рассмотрения заявки12.
     Автором изобретения, полезной модели, промышленного  образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. В случае если в создании участвовало несколько физических лиц, все они считаются авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними.
     Патент  выдается после государственной  регистрации и внесения в реестр соответствующего изобретения, полезной модели, промышленного образца автору либо его работодателю, в случае создания автором соответствующего объекта в рамках служебного задания.
     Согласно  общему правилу срок действия патента  на изобретения действует до истечения двадцати лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, хотя есть и специальные сроки предоставления охраны изобретениям.
     Патент  на полезную модель действует до истечения  пяти лет, на промышленный образец действует до истечения десяти лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
     Указанные сроки действия патентов могут быть продлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три и пять лет соответственно.
     Поэтому получение патента на соответствующий  объект промышленной собственности  является отправным моментом охраны таких объектов интеллектуальной собственности.

     2.5 Новые  объекты интеллектуальной  собственности

     Новые объекты интеллектуальной собственности  сейчас представляют собой селекционные достижения, так называемые ноу-хау, а также технологии интегральных микросхем.
     Статья 1465 ГК гласит: “Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны”.
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческая тайна –  это "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду".
     Оно позволяет не только хранить секреты  производителей, но и преследовать тех, кто на них посягает. Согласно российскому законодательству к коммерческой тайне относятся информация, которая:
     - имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим;
     -  не является общедоступной на законном основании;
     -  не содержит государственной тайны.
 

     ГЛАВА 3 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

     3.1 Права на авторский  знак

     Защита  прав на товарный знак осуществляется в случае нарушения, под которым  понимается несанкционированное использование  обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров  или услуг того же рода в период и на территории действия регистрации товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных в Законе о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в защите прав на товарные знаки.
     Для возникновения ответственности лица, нарушившего права владельца исключительного права на товарный знак, достаточно самого факта нарушения. Однако если ущерб имели место, то в этом случае правообладатель на товарный знак имеет право требовать их возмещения в полном объеме (включая упущенную выгоду).
     В соответствии со статьей 12 ГК РФ со 46 Закона “О товарных знаках” защита гражданских  прав от незаконного использования  товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или  взыскания причиненных убытков  осуществляется также путем:
     - Публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
     -  Удаления товарного знака с контрафактных товаров за счет нарушителя;
     - Удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. За исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению, в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения13.
     Иски  о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены несколькими нарушителями одновременно, однако любой из них несет ответственность за свои неправомерные действия, нарушающие исключительные права. При этом каждый нарушитель возмещает те убытки, которые причинены его неправомерными действиями. Так, например, в случае предложения к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются одновременно и изготовитель, и продавец.
     Защита  права на товарный знак может осуществляться нормами административного, уголовного, гражданского права.
     Нарушение исключительного права на товарный знак и, в частности, несанкционированное  использование чужого товарного  знака можно рассматривать как  особую разновидность обязательства из причинения вреда.
     Следует отметить, что нормы Закона о товарных знаках не всегда предоставляют адекватную защиту владельцам товарных знаков. Так, известны случаи, когда в России регистрировались товарные знаки иностранных  производителей после того, как стало известно, что они собираются прийти на российский рынок. В результате у иностранных фирм стоял выбор: или платить за право использования своего же товарного знака, или уйти с рынка. Очевидно, что в данном случае речь идет о злоупотреблении правом, однако при отсутствии прямой нормы в законе доказать это бывает достаточно трудно.

     3.2 Права  на промышленную  собственность

     Традиционно законодательство по промышленной собственности  любой страны базируется на ее патентном  праве. Основными отличиями российского Патентного закона являются его структура, переход на систему “отсроченной экспертизы”, предоставление преимущественного права на изобретение работодателю и введение института полезных моделей.
     В структуре Закона включены нормы, касающиеся сразу трех объектов промышленной собственности – изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Эти объекты близки по существу и по процедуре подготовки заявок на их правовую охрану. Кроме того, технологии прохождения заявок на все эти объекты промышленной собственности при их экспертизе в Патентном ведомстве достаточно близки. В сгруппированном виде в Законе представлены положения по оформлению заявок и экспертизе объектов, защита которых должна обеспечиваться на протяжении всего цикла научно – исследовательской или опытно – конструкторской работы и последующего производства. Так, в процессе разработки изделия и отладки его производства подаются заявки на изобретение и полезную модель. До выхода изделия на рынок необходимо подать заявку на промышленный образец.
     Следует отметить тот факт, что публикация заявки обеспечивает временную охрану прав заявителя, предотвращает выдачу патентов на аналогичные изобретения  конкурентам и заставляет их искать новый подход к решению технической  проблемы. В целом же ускоряется процесс обмена научно – технической информацией, что стимулирует развитие экономики и приводит, в конечном счете, к улучшению уровня жизни всего общества.
     Отсроченная экспертиза особенно выгодна для  отечественных изобретателей. Поскольку  позволяет экономить деньги на уплату пошлины за ее проведение в случаях, когда заявитель убеждается в нецелесообразности получения патента. Кроме того, она обеспечивает публикацию информации о заявленном изобретении на территории РФ, что в условиях слабо развитой в нашей стране инфраструктуры рынка имеет принципиальное значение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.