На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиции в человеческий капитал

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                            3        

1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 

      1.1. Классический подход к изучению человеческого капитала              4 

     1.2.Современный подход к  изучению человеческого капитала               6 

2.ПРАКТИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ                             9                                                   

3. СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ                                                          16 

ЗAКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                      20 

СПИСOК ИСПOЛЬЗOВAННЫХ ИСТЧOНИКOВ                                                               22                                  
         

 

 

     ВВЕДЕНИЕ
     Инвестиции  в человеческий капитал в развитых странах мира являются одним из важнейших факторов развития и укрепления государства, повышения конкурентоспособности экономики как на микро-, так и на макроуровнях. Основное  условие достижения устойчивого развития экономики - накопление и сохранение человеческого капитала, внедрение стратегий, побуждающих человека совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки.
     Растут  государственные расходы на систему  образования, в рамках отдельных  компаний и фирм все чаще организуется планомерная система непрерывного обучения персонала, который тем самым обретает более четко обозначенные перспективы служебного продвижения, роста благосостояния. Расходы на подготовку кадров внутри фирмы рассматриваются администрацией не просто как издержки на воспроизводство рабочей силы, а как долгосрочные инвестиции, дающие отдачу и способствующие повышению эффективности предприятия.
     Мировой и отечественный опыт показывают, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала.
     Понятие „человеческий капитал“ приобретает  в настоящее время  большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и непосредственно для  конкретных  фирм. Резко возрос  интерес  экономической  науки  к  человеческим  созидательным способностям, к путям их становления  и  развития.
       Одним  из  способов  накопления  человеческого капитала является  инвестирование в человека, в его здоровье, образование, в формирование благоприятной социально-производственной среды. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях  в форме человеческого капитала, является  не  просто  актуальным,  а выдвигается  в разряд  первоочередных  задач  в   структуре   социально   –   экономических исследований. Это  предполагает  проведение  глубоких  научных  исследований данной проблемы.
     Целью  данной   курсовой   работы   является   показать   особенности  человеческого капитала, значимость  инвестиций  в  человеческий  капитал,  а также  показать  важность  оценки  человеческого  капитала  и  эффективности вложений в человеческий капитал.
 

     
     Глава 1.ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 

     
      Классический  подход к изучению человеческого капитала
 
     Человеческий  капитал — это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
     Пионером  исследования человеческого капитала является лауреат Нобелевской премии Т. Шульц. В эпоху научно-технической революции объективно требовался пересмотр роли знания и образования в создании национального дохода и экономическом росте. Доказывая, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от капитала физического, Т. Шульц призывал развивающиеся страны делать крупные инвестиции в образование, здравоохранение и науку. Развитие этих сфер, по его мнению, важнее для экономического роста, чем строительство новых фабрик и заводов.1
     А. Смит писал, что совокупный запас общества составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого капитала является полезность талантов, приобретённых жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их во всё время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "чикагской школы", – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.
     Классическим  сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал" (первое издание  – 1964 г., второе – 1975 г.).
     В целом эта концепция лежит в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.
     В целом неоклассическая теория рынка  труда содержит: " (1) теорию спроса на труд, которая включает в себя теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат  производственных функций; (2) теорию предложения  труда, которая, в общем, состоит  из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал" 

     Рентабельность  человеческого капитала исчисляется  путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мысли экономистов – неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому капиталу выполняет норма прибыли, а именно – измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение
     Важнейшими  формами вложений в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве (on – the job training), медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.
     Рождение  детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства  человеческого капитала в следующем  поколении.
     В этой классификации уравнены факторы разного срока действия и влияющие на разные стороны воспроизводства рабочей силы.
     Образование и здравоохранение - это факторы  долговременного действия. Продуктом  процесса образования является качественно  новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации - это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в производстве рабочей силы.
     Человеческий  капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться  только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости  капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.
     Но, отличаясь по своему политэкономическому  содержанию, формирование физического  капитала и формирование человеческого  капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономи-ческое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.
     Что же тогда означает выдвижение понятия “человеческий капитал”? Не более чем осознание того факта, что навыки и способности людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс. "Воспроизводство рабочего класса, - писал он, - включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение". Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей "можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек".
     Помимо  А Смита и В. Петти, другие известные экономисты – Э. Денисон, Дж.Р. Маккуллох, Н. Сениор, Генри Д. Маклеод, Ирвин Фишер, рассматривающие человеческий капитал на микро- и макроуровнях, утверждали, что люди должны быть включены в категорию капитала. Они аргументировали свою точку зрения следующим: продукт труда работников увеличивает национальное богатство; расходы на человека, которые увеличивают этот продукт, будут увеличивать национальное богатство; затраты на воспитание и образование людей являются реальными затратами. 

     
      Современный подход к изучению человеческого капитала
 
       В   экономической   литературе   понятие    человеческого    капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В  узком  смысле  “одной  из  форм капитала является образование. Человеческим  его  назвали  потому,  что  эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того,  что представляет собой источник будущих удовлетворений или  будущих  заработков, либо того и другого вместе“2.  В широком смысле  человеческий  капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений)  в  человека  в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы   на  производстве,  на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
     В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется  как «особый   вид   капиталовложений,   совокупность    затрат    на    развитие воспроизводственного потенциала человека,  повышение  качества  и  улучшение функционирования рабочей силы. В  состав  объектов  человеческого  капитала обычно  включают  знания  общеобразовательного  и  специального   характера, навыки, накопленный опыт»3.
     Для более полной и развернутой характеристики человеческого  капитала используют  функциональный  подход.  Принцип  функциональности   определения характеризует явление  не только с точки зрения  его  внутренней  структуры, но с точки зрения его  функционального  предназначения,  конечного  целевого использования. Поэтому человеческий  капитал  -  это  не просто  совокупность навыков, знаний, способностей, которыми  обладает  человек.  Во-первых,  это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой  запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется  человеком в той или иной сфере  общественного  воспроизводства  и  способствует  росту производительности   труда   и   производства.   В-третьих,   целесообразное использование данного  запаса  в  виде  высокопроизводительной  деятельности закономерно  приводит  к  росту  заработков  (доходов)  работника.   И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает  человека  путем вложений, которые могут касаться здоровья,  образования  и  др.,  увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций,  чтобы  в  дальнейшем  его вновь эффективно применить.
            Особенности человеческого  капитала:
- в современных  условиях человеческий капитал  является  главной  ценностью общества и главным фактором экономического роста;
- формирование  человеческого капитала требует от самого  человека  и всего общества значительных затрат;
- человеческий  капитал в виде навыков и  способностей является  определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий  капитал может физически изнашиваться, экономически  изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий  капитал  отличается  от  физического   капитала  по  степени ликвидности;
- человеческий  капитал неотделим  от  его   носителя  –  живой  человеческой личности;
-   независимо   от   источников   формирования,   которые    могут    быть государственными, семейными, частными и др., использование  человеческого
капитала  и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
      В  экономической   литературе   существует   несколько   подходов   к классификации видов  человеческого  капитала.  Виды  человеческого  капитала можно  классифицировать  по  элементам  затрат,  инвестиций  в  человеческий капитал.   Например,   выделяют   следующие   его   составляющие:    капитал
образования, капитал здоровья и капитал культуры.
      С точки зрения  характера  содействия  экономическому  благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий  капитал.
      Потребительский капитал создает поток услуг,  потребляемых  непосредственно, и, таким  образом,  содействует  общественной  полезности.  Это  может  быть творческая и  образовательная  деятельность.  Результат  такой деятельности выражается  в  предоставлении  потребителю  таких   потребительских   услуг, которые приводят к появлению новых способ  удовлетворения  потребностей  или повышению    эффективности    существующих    способ    их    удовлетворения.
     Производительный  капитал   создает   поток   услуг,   потребление   которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная  и образовательная   деятельность,   имеющая   непосредственное    практическое применение   именно   в   производстве   (создание   средств   производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
     Следующим  критерием  классификации  видов   человеческого   капитала является различие между формами, в которых он воплощается.4
     1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
     2. Неживой капитал создается, когда  знания воплощаются в  физических, материальных формах.
     3. Институциональный капитал состоит  из живого и неживого   капитала, связанного с  производством  услуг,  удовлетворяющих  коллективные нужды  общества.  Он  включает  в себя  все правительственные неправительственные институты,  которые  содействуют  эффективному использованию двух типов капитала  (образовательные  и  финансовые учреждения).
     По  форме  обучения  сотрудников  на  рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий  капитал.
     Специальный человеческий капитал включает навыки и знания,  приобретенные  в  результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены.
     В  отличие  от  специального  человеческого  капитала,  общий человеческий  капитал  представляет  собой  знания,   которые   могут   быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
     Таким образом, при существовании большого  количества  определений  и видов  «человеческого  капитала», это   понятие,   как   многие   термины, представляет собой «метафору, переносит свойства одного  явления  на  другое по общему для них признаку»5.
     Человеческий  капитал  -  это  важнейшая составная   часть   современного   производительного    капитала,    которая представлена  свойственным  человеку  богатым   запасом   знаний,   развитых способностей,  определяемых  интеллектуальным  и   творческим   потенциалом.
     Основным  фактором существования и развития человеческого  капитала  являются инвестиции в человеческий капитал. 
 

     Глава2.ПРАКТИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 

    Как отмечают теоретики человеческого  капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида, "можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем".
    Применение  термина инвестиции к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как потребительских. Данные затраты были признаны как производительные, так как вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический эффект.
    К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:
    расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
    расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
    расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью6.
    По  мнению Г. Беккера, Л Туроу, Т. Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.
    В западной экономической литературе существует несколько подходов относительно основы формирования созидательных  способностей человека. Так Г. Беккер, Д. Минцер, Т. Шульц и др., основой  созидания человеческого капитала считают человеческую деятельность, в отличии от них Л.Туроу и С. Боулс, А. Аулен рассматривают формирование человеческого капитала в тесной взаимосвязи с человеческим временем.
    Так Л. Туроу отмечает, что "индивидуумы  представляют собой гласный источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы... Каждый индивидуум располагает некоторым первоначальным запасам человеческого времени. Это главный актив человеческого капитала, который позволяет приобретать другие человеческие активы". Этой же точки зрения придерживается и С. Боулс, который кроме вещественных и денежных инвестиций учитывает "продолжительность времени, посвященного учащимся этим вложениям".
    В тоже время сторонники первого направления считают, что человеческий капитал - это производительные способности индивида, используемые для производства товаров и услуг. При этом человеческий капитал рассматривается как определенный запас, который производит трудовые услуги. И этот запас состоит из двух частей. Первая включает качества и способности человека, участвующего в производстве самого человеческого капитала. Вторая - представляет "услуги, которые предлагаются на рынке и являются вложением в производство другие предметов и услуг".
    К основным видам деятельности Т. Шульц относит: "Школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и т.д. Каждая из них - это инвестиционная деятельность, развивающая человеческий капитал". А затраты, определяющие будущий денежный и материальный доход расцениваются как инвестиции в человеческий капитал. Понятие "время" при этом рассматривается не как вложения в индивида, а в качестве единицы учета деятельности человека .
    Оригинальный  подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом:
    вещественные, воплощенные в людях;7
    вещественные, не воплощенные в людях;
    невещественные, воплощенные в людях;
    невещественные, не воплощенные в людях ;
    "Вещественный  капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал не воплощенный в людях и "человеческий капитал".
    Вещественный  капитал, не воплощенный в людях, охватывает факторы производства, которые  включаются в понятие "богатство": здания, сооружения, земля и прочие естественные ресурсы, машины, оборудование длительного пользования, товарно-материальные запасы.
    Вещественный  капитал воплощенный в людях, является одним из главных признаков  расширительной концепции Дж.Кендрика. К этому капиталу он относит затраты  на формирование человеческого капитала, т.е. издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу, не воплощенному в людях - расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах. Эти расходы относятся к инвестициям, так как одни способствуют снижению издержек производства и увеличивают производительность труда, другие создают новые или улучшенные потребительские товары, которые служат удовлетворению потребностей.
    Основными видами инвестиций в человеческий капитал  предприятия являются инвестиции в  специальную подготовку, физическое состояние и эмоциональное поведение  работников. Автор предлагает их расширение с целевой ориентацией на формирование у работника чувства приверженности организации. Приверженность работника к организации можно разложить на следующие составляющие. Во-первых, член предприятия разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых, член организации стремится остаться на предприятии и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно. В-третьих, член организации готов не только стараться для нее, но, и если это надо, принести в жертву фирменным интересам свои личные.
    Приверженность  организации - это личная особенность каждого человека. Поэтому организация должна развивать и усиливать это расположение с помощью ряда приемов. Наиболее целесообразными из которых представляются следующие: установление размера заработной платы работникам в соответствии с результатами деятельности предприятия; введение гибкой системы дополнительного поощрения работников и социальных доплат, учитывающих их индивидуальные потребности. Например, долгосрочные кредиты, возможности повышения уровня образования в вузах как внутри страны, так и за рубежом, льготный режим работы. Работники по желанию могут выбрать виды дополнительного поощрения и в соответствии со своими запросами обновлять их.
    В рыночной экономике сложной является проблема принятия решений об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут уверены, что риск от проекта будет минимальным и в будущем будет поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости.
    Для определения эффективности человеческого  капитала экономисты обращаются к технике  анализа "издержки- выгоды*'. Этот анализ делится на три этапа:
    идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;
    идентификация затрат и их стоимостная оценка также с учетом фактора времени;
    сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.
    В микроэкономических исследованиях центральной проблемой стала оценка экономической эффективности образования. Сторонники теории человеческого капитала считают, что экономические выгоды образования могут быть самыми разнообразными по форме. Так как неденежные и косвенные выгоды образования с трудом поддаются количественному измерению, экономисты основное внимание сосредоточили на его прямом денежном эффекте. Поэтому возникла необходимость определить вклад образования в увеличение заработков. "К структуре заработков можно подходить по несколькими углами зрения, что в известной мере зависит от того, какие именно различия в заработной плате подлежат объяснению. При более традиционном подходе основное внимание уделялось неравенству в заработной плате между отраслями и делались попытки определить влияние профсоюзов, рыночных сил, географического месторасположения и других подобных факторов. Более недавний подход пытается объяснить их главным образом различиями в квалификации и образовании".
    Согласно  теории человеческого капитала заработную плату работника с определенным уровнем подготовки можно представить как состоящую из двух основных частей. Первая часть - это то, что он получал бы, имея нулевой уровень образования. Вторая- это доход на образовательные инвестиции:
    Yn = X0 + RCn,
    где 
Yn - заработки человека, имеющего n лет образования; 
Х0 - заработки человека с нулевым образованием; 
Сn - объем инвестиций в течение n лет обучения, т.е. накопленный человеческий капитал; 
R - текущая норма отдачи вложений в образование.

    Теоретики человеческого капитала исходят  из представления о заработной плате  как некоей слоистой структуре, где  каждый слой связан с известным уровнем  образования. Тот пласт заработков, который соответствует данному  уровню образования, и есть денежный доход от него. Так, например, экономический эффект от высшего образования будет равен разнице в пожизненных заработках двух лиц - одного, закончившего высшее учебное заведение и другого, получившего среднее образование.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.