На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование управления качеством продукции, работ и услуг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственного  Образовательного Учреждения Высшего  Профессионального Образования
«Академии Народного Хозяйства при Правительстве  Российской Федерации»
Калининградский Филиал 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Предпринимательское право» 

Тема: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ» 
 

                Выполнила:
                Студентка 4 курса
                группы 32 ЮТ
                Специальности 030503 «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
                ПЕЧАГИНА  Галина Валерьевна
                Преподаватель:
                БЫЧКОВА Татьяна Викторовна
                Дата  проверки: 
                Оценка:  
                 
                 
                 
                 

Калининград 2009 г.
 

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. Правовое регулирование управления качеством продукции, работ и услуг
    1.1. Методы государственного регулирования
      1.1.1. Функции.  Экономические и административные  методы 5
      1.1.2. Различия  методов государственного регулирования 6
      1.1.3. Косвенные методы государственного регулирования экономики 7
      1.1.4. Случаи  вмешательства государства в регулирование экономики 7

    1.2. Ответственность за нарушение договорных обязательств в предпринимательской деятельности (признаки, условия применения, формы) 9

    ГЛАВА 2. Государственные стандарты и необходимые регламенты документов
    2.1. Сертификация как способы регулирования качества продукции 19
    2.2. Стандартизация как способы регулирования качества продукции 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 25
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Чтобы поддерживать необходимый жизненный  уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются  на предприятиях промышленности, сельского  хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.
     Совершенствование управления на всех уровнях хозяйственной  иерархии имеет чрезвычайную важность. По проблемам развития экономики и различных ее отраслей и сфер опубликована обширная научная и учебная литература, подготовлен большой массив деловой документации, компьютерных программ и их версий.
     Реальной  экономики, оторванной от реального  производства, не существует. Особое место в ней отводится вопросам предпринимательства, его значению в сфере производства, включая индивидуальные и коллективные, частные и функционально-управленческие формы. Уточняется роль и место рынка. В различных формах и при различной степени регулирования рынок безостановочно функционирует уже несколько тысячелетий. Рынок на современной стадии развития цивилизации невозможно ни отменить, ни вновь ввести.
     Механизмы и конкретные правила управления экономикой и ее звеньями в каждой стране складываются столетиями. В частности, опыт и национальные традиции хозяйствования стран Запада, сложившиеся на протяжении веков на основе мелкотоварного производства, для России в основном мало пригодны. Чрезвычайно тяжелые природно-климатические условия и огромные пространства России, общинные народные традиции диктуют необходимость укрепления централизованного управления экономикой, концентрацией и взаимострахования материальных и трудовых ресурсов.
     Внутренняя  стабильность и международный авторитет современного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода). Ни одно сколько-нибудь заметное событие внутри государства или на международной арене не совершается без расходования продуктов материального производства. Ясно, что лишь наиболее примитивно мыслящие политики могут относиться к деятельности производственных структур безразлично – по принципу «работайте, как хотите». В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие — предприятия находятся в центре внимания государственных органов.
     Отказ государственных органов от участия  в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень  предприятий – действия, которые  не отвечают потребностям развития современного производства и не обоснованны. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.
     В курсовой работе подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования.
     Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.
     Проблема  повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
     Улучшение качества продукции - важнейшее направление  интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности  общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
     Системы управления качеством, действующие  на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и  практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
     Введение  новых правил требует глубокого  осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.
     Целью данной работы является изучение правового  регулирования качества продукции, работ и услуг.
     Среди основных задач, можно  выделить следующие:
      Методы государственного регулирования
      Ответственность за нарушение договорных обязательств в предпринимательской  деятельности (признаки, условия применения, формы)
      Сертификация  как способы регулирования качества продукции
      Стандартизация как способы регулирования качества продукции
 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ
     1.1. Методы государственного регулирования
     1.1.1. Функции. Экономические и административные методы
     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
     Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда, однако, не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо.
     Жестокое  разграничение экономических и  административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования  несет в себе любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.
     Хотя  экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.
     Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
     В последние годы, когда в России ускорился распад тоталитарного  строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс  был оправдан. Система создавалась  десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. Просматривается, по крайней мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.
     Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.
     Вторая  область преимущественно административного регулирования – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.
     Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще одну, третью область административного регулирования. Четвертая область – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п. Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.
     Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.
     1.1.2. Различия методов государственного регулирования
     В каждой стране есть свои нормы и  стандарты, которые соответствуют  конкретным условиям того или иного  государства. В России с ее огромным пространством, разнообразием природно-климатических условий и народных традиций, очевидно, допустимы некоторые различия управления даже в рамках отдельных территорий. По отдельным видам продукции и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынуждены сотрудничать с крупнейшими корпорациями. Такое сотрудничество установилось и в России, в частности, между государственными органами всех уровней и крупнейшими объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.
     Исполняя  регулирующую роль, последние десятилетия государственные органы Японии и США также действуют в основном совместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они определяют:
     а) объем необходимых инвестиций, их направление и структуру;
     б) технический уровень, а также объем и пропорции выпускаважнейших видов продукции, ее конкурентоспособность;
     в) уровень заработной платы и некоторые  другие виды деятельности предприятий.
     Намеченные  общенациональные задачи решаются в  основном с помощью экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий, программ, квот и др.
     Например, в странах Западной Европы, а также африканского и азиатского континентов, нередко наблюдается прямое вмешательство государственных органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.
     1.1.3. Косвенные методы государственного регулирования экономики
     Примером  либерального косвенного государственного регулирования  рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия и Великобритания не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой.
     В Великобритании, как и в ФРГ, нет  закона, который предписывает ТПП  те или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать. Торгово-промышленные палаты не получают финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия и степени участия государственных органов между системами организации ТПП в Германии и Великобритании, между ними много общего.
     Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов.
     В середине 1980-х годов специалисты  европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации  помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными центрами ставится задача - оказать содействие средним и мелким фирмам. Для этого были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах Европы, соединенных электронной связью. Европейский информационный центр получает 25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных услуг.
     Очевидно, что структуры, аналогичные ТПП, нужны и в России. Их можно было бы создать на базе бывшего Госснаба СССР. Об этом должны заботиться не только государственные органы, но и сами предприятия, и специалисты.
     1.1.4. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики
     Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях ,когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.
     Составляемые  государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.
     К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике.
     Несовершенства  рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.
     Рынки выступают наиболее эффективной  системой организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной  деятельности. Эта система способна функционировать при наличии  определенных условии, формируемых  государством.
     К ним относятся:
     а) законодательное определение прав собственности;
     б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы  предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
     в) гарантия приоритетов личных интересов  и экономической мотивации;
     г) использование конкурентного механизма  цен, прибылей и убытков;
     д) ограничение монопольных тенденций  в экономике.
     Государство должно вмешиваться в экономику  в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки.Они  могут быть позитивными и негативными.
     Негативные  условия - это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.
     Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.
     Условиями для вмешательства государства могут быть:
     а) требования национальной безопасности;
     б) социальная напряженность в обществе;
     в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);
     г) ухудшение состояния окружающей среды.
     Признаки  условий и предпосылок для оценки их качественного состояния.
     Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Естественный уровень безработицы - 4 - 6 % от численности рабочей силы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии. Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень, то есть когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.
     Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. До определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества.
     Государство должно отслеживать этот процесс, чтобы  инфляция не могла выйти из-под  его контроля. Меры, принимаемые  государством, зависят от уровня инфляции. Различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренная инфляция, когда цены растут менее 10 % в год, галопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 % до 200 % в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противо-инфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.
     Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит - это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В ее качестве выступает доля дефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины данного критерия.

 
     1.2. Ответственность за нарушение договорных обязательств в предпринимательской деятельности (признаки, условия применения, формы)

     Нарушение договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность. Она является санкцией, вызывающей для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей. Эта ответственность имеет некоторые особенности, позволяющие отграничить ее от других видов юридической ответственности.
     Во-первых, гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, поскольку ее применение всегда связано со взысканием убытков, уплатой неустойки.
     Во-вторых, это ответственность одного участника правоотношений перед другим, т.е. ответственность правонарушителя перед потерпевшим. Цель ответственности - восстановление или компенсация нарушенного права потерпевшего. Однако если нарушение затрагивает публичные интересы, то санкции могут быть обращены в пользу государства. Например, в доход Российской Федерации взыскивается доход по сделке, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ).
     В-третьих, гражданско-правовая ответственность имеет компенсационный характер, т.е. ее размер должен соответствовать объему причиненных убытков, поскольку опять же цель ответственности - восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны. Нормы о заведомо неэквивалентном размере ответственности являются редким исключением и применяются обычно для защиты публичных интересов. Например, при невыполнении обязательств по государственному контракту кроме уплаты штрафной неустойки поставщики возмещают понесенные покупателем убытки.
     Помимо  традиционных мер имущественной  ответственности, существуют иные меры, понуждающие к надлежащему исполнению обязательств (устранение недостатков в товаре или работе, замена некачественного товара и др.), а также "меры оперативного воздействия", означающие право потерпевшей стороны на односторонние действия, порождающие правовые последствия. Такие меры понуждения нельзя считать ответственностью, поскольку обязанность реального (надлежащего) исполнения вытекает непосредственно из самого обязательства, а ответственность должна выражаться в каком-то дополнительном бремени. С ответственностью их сближает только то, что применение данных мер также связано с нарушением обязательств.
     Долгое  время в нашем законодательстве использовался "принцип реального  исполнения обязательств", означавший, что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре. Однако судебно-арбитражная практика свидетельствовала о неэффективности принимаемых решений.
     Сейчас  в законодательстве (ст. 396 ГК РФ) сохранены лишь некоторые элементы принципа реального исполнения. Так, если уплата неустойки и возмещение убытков вызваны ненадлежащим исполнением обязательства, должник не освобождается от исполнения обязательства в натуре. Например, обязательство исполнено в неполном объеме либо полностью, но ненадлежащим образом.
     Если  же уплата неустойки и возмещение убытков вызваны неисполнением обязательства, должник освобождается от исполнения обязательства в натуре, и в данном случае обязательство прекращается. Например, к сроку, когда обязательство должно быть исполнено, должник не приступил к исполнению. Но здесь принципиальное значение имеет также то, какой способ защиты выберет кредитор. Если будет предъявлен иск о принуждении к исполнению обязательства в натуре, то кредитор (истец) сохранит право требовать от должника уплаты неустойки за последующие периоды. Но если кредитор (истец) выберет иск о возмещении убытков, то он лишится возможности предъявлять впоследствии должнику какие-либо требования. Таким образом, должник как бы "откупается" от кредитора путем возмещения ему убытков.
     Есть  целый ряд типичных судебных дел, связанных с повторным предъявлением требований. Так, у акционерного общества существовало договорное обязательство перед индивидуальным предпринимателем по передаче последнему сахара. Нарушение этого обязательства стало основанием для предъявления предпринимателем иска о возмещении убытков. После удовлетворения иска судом договорное обязательство по поставке сахара прекратилось (п. 2 ст. 396 ГК РФ), и должник освободился от исполнения обязательства в натуре. Однако в связи с тем, что ответчик не выполнил решение суда, предприниматель заявил повторный иск, но уже по другому основанию - взыскание убытков в связи с неисполнением первого судебного решения. При этом истец заявил о сохранившемся интересе в получении от ответчика сахара, так как цены на него выросли и на полученные по иску деньги предприниматель не сможет закупить необходимое количество сахара. Однако в этом случае передача сахара будет означать изменение способа исполнения судебного решения, но никак не новое требование кредитора. Поэтому исковые требования в подобной формулировке удовлетворены быть не могут.
     Следует иметь в виду, что принцип реального  исполнения сформулирован в законодательстве в виде диспозитивной нормы. Во многие договоры сейчас включается условие  о том, что "уплата штрафных санкций и возмещение убытков не освобождает сторону, нарушившую свои обязательства, от их надлежащего исполнения". Нужно отметить, что такие формулировки в договорах вполне соответствуют требованиям закона, хотя и налагают на должников дополнительное бремя.
     Беспрецедентной мерой оперативного воздействия являются нормы о "встречном исполнении обязательств". Встречным является такое исполнение обязательства, которое должно производиться одной стороной только после того, как другая сторона исполнила свое обязательство (ст. 328 ГК РФ). Причем подобная обусловленность должна быть предусмотрена непосредственно в договоре. Например, если по условиям договора заказчик своевременно не профинансировал строительство, он не вправе требовать санкций против подрядчика, который допустил просрочку сдачи объекта.
     Так, по одному из дел суд не признал  обязанность стороны поставить  молочную продукцию встречной по отношению к обязанности контрагента  ее оплатить, указав, что применение ст. 328 ГК РФ к случаю неоплаты товара возможно только при условии, если договор предусматривает, что "отгрузка молочной продукции производится после ее предварительной оплаты".
     В другом случае суд не признал встречными обязательства сторон по договору мены (три вагона стройматериалов в обмен на партию компьютеров) по причине того, что каждая из сторон должна была выполнить свои обязательства в один и тот же день. Суд решил, что ст. 328 ГК РФ может применяться, если сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают.
     Своеобразной мерой оперативного (быстрого) воздействия на недобросовестного контрагента является допускаемый законодательством односторонний отказ от договора. Как известно, неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки отдельных партий товара предоставляет покупателю право отказаться от договора (п. 2 ст. 523 ГК РФ). Каким образом односторонний отказ от договора сочетается с мерами ответственности за его нарушение? По одному из дел Арбитражный суд г. Москвы принял решение: если действия стороны направлены на отказ от договора, неустойка вообще не может применяться ни в качестве способа обеспечения исполнения обязательств, ни в качестве меры ответственности. Представляется, что здесь нужен другой подход. Неустойка взыскивается за сам факт нарушения обязательства, поэтому ее можно взыскивать за период с момента нарушения обязательства до момента заявления другой стороной об отказе от договора.
     За  нарушение договорных обязательств (неисполнение или ненадлежащее исполнение) в предпринимательской деятельности, в первую очередь, наступает договорная ответственность. Она не порождает нового обязательства, а присоединяется к прежнему в виде новой обязанности нарушителя. Возможно возникновение и внедоговорной ответственности, например, в связи с причинением вреда имуществу, а также вследствие неосновательного обогащения или сбережения. Но в таких случаях приобретение имущества (или сбережение) должно происходить без установленных законом или сделкой оснований. Если же имущество получено во исполнение заключенного договора, то предъявляются иски о возмещении убытков, а не о возврате неосновательно полученного.
     Что касается ответственности  в виде компенсации морального вреда, то она, конечно, является внедоговорной, так как из договорного обязательства возникнуть в принципе не может. В предпринимательской деятельности вопрос о компенсации морального вреда является очень спорным в течение многих лет. Суд принимает решение о денежной компенсации физических и нравственных страданий лица (ст. 151 ГК РФ). Позиция высших судебных инстанций по вопросу о том, может ли моральный вред компенсироваться юридическому лицу, противоречива. Высший Арбитражный Суд РФ придерживается позиции, что юридическое лицо не может испытывать физических и нравственных страданий, следовательно, ему невозможно компенсировать моральный вред. В свою очередь, Верховный Суд РФ довольно формально подходит к толкованию п. 7 ст. 152 ГК РФ и считает, что правила о защите деловой репутации гражданина, включая возможность компенсации морального вреда, должны применяться и к юридическим лицам. Заслуживает поддержки позиция ВАС РФ, так как юридическое лицо - это прием юридической техники, искусственно созданный субъект права, который, не будучи живым существом с высшей нервной деятельностью, не может испытывать каких-либо страданий.
     Необходимым условием для применения любого вида юридической ответственности является нарушение нормы права. Если нарушается договор, т.е. нормы для двоих контрагентов, может ли в этом случае наступать юридическая ответственность, имеющая принудительную силу? Согласно ст. 309 ГК РФ все обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Следовательно, любое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора a priori является нарушением норм права, т.е. противоправным деянием.
     Факультативным  условием ответственности  служит наличие негативных последствий в имущественной сфере лица, чье право нарушено. Очевидно, что непредставление обоснований по наличию и размеру убытков повлечет отказ в удовлетворении требований об их взыскании. Нужно отметить, что негативные последствия могут оцениваться судом даже при взыскании неустойки, хотя кредитор при этом и не обязан доказывать наличие убытков (ст. 330 ГК РФ). Однако в подавляющем большинстве случаев суды используют свое право на уменьшение неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Следовательно, эти последствия (убытки) тоже должны учитываться судом. В случае применения ответственности в форме возмещения убытков приобретает значимость такое условие, как причинно-следственная связь между нарушением обязательства и наступившими негативными последствиями в имущественной сфере потерпевшего, которую бывает весьма сложно доказать.
     Так, из-за аварии на тепловой станции в  складских помещениях арендатора не было электричества, в связи с  чем он не мог выполнять свои договоры с третьими лицами. Арендатор предъявил иск арендодателю о возмещении убытков. Но суд решил, что арендодатель не является энергоснабжающей организацией и поэтому его вины в отсутствии электроэнергии нет. В другом случае из пользования арендатора были изъяты железнодорожные цистерны и переданы в общий парк железной дороги. Арендатор срочно заключил другой договор аренды цистерн с более высокой арендной платой, попытавшись взыскать с железной дороги соответствующую разницу в виде убытков. Суд решил, что отсутствует причинно-следственная связь, так как истец не доказал, что не мог арендовать цистерны по той же ставке арендной платы.
     В отличие от уголовного правосудия в гражданских отношениях применяется "презумпция виновности", т.е. добросовестная сторона не обязана доказывать вину нарушителя, напротив, лицо, нарушившее договорное обязательство, должно доказать отсутствие своей вины. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не приняло все меры к надлежащему исполнению обязательства (ст. 401 ГК РФ).
     Отсутствие  вины в нарушении обязательства освобождает от ответственности. Это правило всегда применяется в отношении некоммерческих организаций. Так, Министерство ЖКХ одной из республик заказало строительство напорного канализационного коллектора. В условиях договора была предусмотрена неустойка за просрочку оплаты работ. Согласно ст. 330, 401 ГК РФ неустойка взыскивается только при наличии вины нарушителя, поэтому суд освободил Министерство от уплаты неустойки, так как оно не получило своевременного финансирования из республиканского бюджета. Иными словами, его вины в нарушении договора нет. Данное правило касается не только неустойки, но и других форм гражданско-правовой ответственности. В частности, просрочка оплаты работ в связи с невыделением средств из бюджета также не дает права на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ.
     В предпринимательской деятельности освобождение должника от ответственности допускается лишь в случае абсолютной невозможности исполнить обязательство, т.е. наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, которые в договорах часто обозначают "форс-мажор" (фр. "force majeure" - большая сила). Обстоятельства непреодолимой силы, кроме чрезвычайного характера и непредотвратимости, по большей части носят всеобщий характер, т.е. относятся не исключительно к данному лицу, а к неопределенному кругу лиц. Перечень форс-мажорных обстоятельств, как правило, заранее определяется в договоре; это могут быть обстоятельства стихийного характера (наводнения, пожары, землетрясения и др.), юридического характера (государственные ограничения экспорта или импорта товаров) и социальные события (забастовки, военные действия).
     Таким образом, подробная расшифровка обстоятельств форс-мажора дается в договоре, но к ним не относятся отсутствие у должника денежных средств, действия третьих лиц, нарушение обязательств контрагентами должника, отсутствие на рынке определенных товаров и т.п.
     Итак, в предпринимательской деятельности ответственность наступает без вины по принципу причинения ущерба. Вместе с тем по разным причинам наше законодательство предусматривает ряд случаев, когда предприниматели отвечают только при наличии вины в соответствующем нарушении обязательства. В частности, это ответственность производителя сельскохозяйственной продукции по договору контрактации (ст. 538 ГК РФ), хранителя - за повреждение вещей (ст. 901 ГК РФ), комиссионера - за исполнение сделки третьим лицом (ст. 993 ГК РФ).
     В ст. 50 Конституции РФ закреплен принцип одного наказания за одно преступление, заимствованный еще из римского права. В уголовном праве существует аналогичный подход: никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК РФ). Как бы странно это не показалось, но в гражданском законодательстве аналогичного правила не существует.
     Например, двойной ответственностью признается взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ и пеней, взыскание процентов и двойной суммы задатка. Единственный легальный случай двойной ответственности - это штрафная неустойка, которая может взыскиваться в полной сумме сверх убытков (ст. 394 ГК РФ). Конечно, суды придерживаются принципа "одно нарушение - одно наказание", исходя из общего смысла нашего законодательства. Однако в силу того, что это - "неписаное правило", не закрепленное в законодательстве, арбитражные суды не всегда придерживаются такой позиции. Так, договором аренды была предусмотрена ответственность арендатора за просрочку внесения арендной платы в форме пеней, а также за любое нарушение условий договора аренды - в форме штрафа. Суд посчитал, что установление в договоре одновременно двух мер ответственности за его нарушение соответствует принципу свободы договора.
     Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности за нарушение обязательств, но особое место среди них занимает возмещение убытков. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства; эта мера ответственности всегда носит имущественный характер (п. 1 ст. 393 ГК РФ).
     Под убытками понимаются те отрицательные  последствия, которые наступили  в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения. Первая часть отрицательных последствий - реальный ущерб - выражается в уже состоявшемся или предстоящем уменьшении его наличного имущества. Реальный ущерб включает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
     Другая  часть убытков - упущенная выгода - выражается в несостоявшемся увеличении имущества потерпевшего. Она включает доходы, которые потерпевшая сторона  получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено и обязательство было бы исполнено.
     В состав реального  ущерба входят не только фактически понесенные расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов должна быть подтверждена обоснованным расчетом, доказательствами (смета затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг, договор). Характерной чертой упущенной выгоды является то, что возможность ее взыскания зависит от специфики конкретных правоотношений: она возникает только в условиях коммерческого использования имущества и в отношениях некоммерческих, например при безвозмездной передаче имущества в пользование возмещение убытков вероятно только в рамках реального ущерба. Если нарушение права принесло лицу (нарушителю) вследствие этого доходы, то потерпевший вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.