На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности и эффективность экологического предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Экономика природопользования
     Курсовая работа
     Тема: «Особенности и эффективность экологического предпринимательства»
      Содержание
 

     Введение

 
     Одной из приоритетных задач эколого-экономических  исследований является согласование интересов  бизнеса и оздоровления окружающей среды, участие предпринимателей в  разработке и реализации механизма  обеспечения устойчивого развития страны. При этом сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологической составляющей в деятельности предприятий.
     Как показывает анализ мирового опыта, одним  из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является внедрение на предприятиях систем экологического управления на базе международных стандартов ISO серии 14000.
     Стремление  России интегрироваться в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, усиление экологических требований в деятельности Всемирной торговой организации, национальных торгово-промышленных палат, что связано с совершенствованием законодательства в области охраны окружающей среды, более полным учётом экологических факторов в конкурентной борьбе и др., требует переосмыслить стратегию и тактику поведения российских предприятий на рынке, имея в виду экологизацию всех аспектов их функционирования.
     Если  за рубежом, начиная с 90-х гг. экологический менеджмент предприятия стал реальным инструментом управления в системе экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается. Недостаточная изученность данной проблемы, неразработанность нормативных и методических принципов и подходов по внедрению систем экологического управления в Российской Федерации, ставит данную проблему в число наиболее актуальных.
     Экономическим проблемам теории и практики природопользования и охраны окружающей среды посвящены исследования кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В.Плеханова, Института проблем рынка РАН, КППС РНН, ЦММИ РНН, НИЦ «Экобезопасность» Госкомэкологии России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), Экологического факультета Российского университета Дружбы народов и др.
     Следует учитывать, вопросы регулирования  в сфере экономики природопользования и охраны окружающей среды в основном были ориентированы на промышленные предприятия, как основные источники загрязнения. В то же время указанные исследования и разработки практически не коснулись непромышленного сектора экономики, включая предприятия торговли, общественного питания, транспортного обслуживания и т.д. Для решения указанных проблем требуется осуществление комплекса мер на новой методологической основе. Однако многие вопросы теории и практики экологизации экономики в сфере малого бизнеса, в том числе за счет применения системы экологического менеджмента, в России не решены.
     Цель  курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей и эффективности экологического предпринимательства.
     Поставленная  цель определила решение следующих взаимосвязанных задач, к которым относятся:
     - Рассмотреть теоретические основы  экологического предпринимательства: определение, основные принципы экологического предпринимательства, задачи и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды.
     - Провести анализ современного состояния окружающей среды по регионам Российской Федерации, по Вологодской области и по отдельно взятому предприятию.
     - Рассмотреть направления развития принципов экологического управления в экономике экологического предпринимательства.
       Предметом исследования являются методологические основы развития организационно-экономических инструментов активизации деятельности экологического предпринимательства.
     Объектом  исследования являются процессы рационального природопользования и охраны окружающей природной среды на предприятиях РФ.
     В процессе исследования применялись  системный анализ, методы эколого-экономической  оценки и статистики окружающей среды, сравнения и группировок, расчетно-аналитический, нормативный и другие методы.
     Информационную  базу исследования составили законодательные  и нормативные акты Российской Федерации  в области рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, литературные источники, характеризующие рассматриваемую проблему. В работе использованы статистические показатели и данные Государственных докладов о состоянии природных ресурсов и окружающей среды РФ.
 

       I. Теоретические основы экологического предпринимательства

     1.1. Определение экологического предпринимательства и его механизм

 
     В экономической науке на сегодняшний  момент не сложилось общепринятого  подхода к определению экологического предпринимательства. Определение  экологического предпринимательства  должно отражать, прежде всего, атрибутивные свойства данной формы предпринимательства. Зачастую же происходит некоторое смешение несущественных свойств, функций, способов функционирования изучаемого явления.
     Рассмотрим  основные подходы к определению  экологического предпринимательства.
     Определение экологического предпринимательства на основе характера воздействия на окружающую природную среду:
     - экологическое предпринимательство  может рассматриваться как предпринимательство,  результатом деятельности которого  является улучшение качества  окружающей природной среды Андерсон Т., Капиталисты: Приносящие пользу. – Издательство "Littlefield", 1997. – 189 с. [3], или минимизация негативного воздействия экономической системы на окружающую природную среду Хоукен П. Естественный капитализм: создание следующей промышленной революции. – Издательство "Браун", 1999. – 416 с. [4]. Следует отметить, что функциональная направленность данного подхода не полностью раскрывает иные значимые свойства и функции экологического предпринимательства.
     Выделим определение экологического предпринимательства на основе 
противопоставления целевых установок различных форм предпринимательской деятельности. Например, в работах некоторых ученых формулируются «коммерческие» и «социальные» цели предпринимательской деятельности. Экологическим предпринимательством движет стремление реализовать исключительно социальные цели. При этом термин «экологическое предпринимательство» теряет связь с исходными атрибутивными свойствами предпринимательства.

     Отметим также определение экологического предпринимательства как деятельности, осуществляемой в рамках концепции устойчивого развития. Экологическое предпринимательство рассматривается как предпринимательство, ориентирующееся на соблюдение принципов устойчивого развития экологической, экономической и социальной систем Ступак Д.М. Концепция становления экологического предпринимательства. Тезисы докладов - с. 74. [5]. Данный взгляд аналогично требует от предпринимателя руководствоваться мотивами, напрямую не связанными с атрибутивными свойствами предпринимательства.
     Особого внимания заслуживают две следующих  точки зрения.
     Первая  точка зрения – это определение  экологического предпринимательства  на основе дополнительных доходов от взаимодействия с экологической системой. Экологическое предпринимательство рассматривается как способ получения дополнительного дохода благодаря взаимодействию с окружающей природной средой при условии повышения экологической эффективности Математические модели маркетинга. Под ред. В.В.Брыскина. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992. – 160 с. [1]. Вероятно, данный подход ближе к пониманию сущности экологического предпринимательства, поскольку выявляет механизм функционирования экологического предпринимательства.
     Вторая  точка зрения – это определение  экологического предпринимательства как деятельности, направленной на изменение принципов функционирования рынка в целях устойчивого развития. Предпринимательская деятельность рассматривается как отражение процессов, происходящих в обществе, как механизм удовлетворения долгосрочных жизненно важных потребностей индивида Андерсон Т., Капиталисты: Приносящие пользу. – Издательство "Littlefield", 1997. – 189 с. [3]. В данном подходе наблюдается единство целевых установок предпринимателя и характера воздействия, оказываемого им на окружающую природную среду. Однако практическая реализация данного определения требует наличия существенных условий, которым должны соответствовать экономическая и социальная системы.
     Обобщим основные признаки, характеризующие  различные формы предпринимательской деятельности с позиции учета влияния экологической системы: традиционное предпринимательство, экологически ориентированное предпринимательство, экологическое предпри-нимательство.
     Атрибутивные  свойства экологического предпринимательства задаются такими четырьмя признаками:
     - определяющая доля экологической  полезности в общей полезности  товара;
     - удовлетворение экологических потребностей (с позиции потребителей);
     - получение дохода от "продажи"  экологической полезности (с позиции  предпринимателей);
     - ресурсы экологической системы  приоритетно рассматриваются как  факторы, влияющие на потребности  индивидов.
     Остальные признаки определяют существенные свойства экологического предпринимательства.
     На  основе проведенного сравнительного анализа  теоретических подходов, а также практики их применения предлагаем рассматривать экологическое предпринимательство как форму предпринимательской деятельности, направленную на удовлетворение эколого-экономических потребностей за счет продуктов, в общей полезности которых определяющее значение имеет экологическая полезность, при этом компоненты экологической системы преимущественно рассматриваются как факторы, определяющие эколого-экономические потребности.
     Практика  функционирования предпринимательской  деятельности в условиях тесной взаимосвязи с экологической системой свидетельствует о различных способах реализации экологического предпринимательства. Возникает потребность в использовании дифференцированного подхода к различным способам существования экологического предпринимательства, одним из подходов является классификация видов экологического предпринимательства.
     Целесообразно объединить классификационные признаки в три группы:
     - классификационные признаки общие  для предпринимательства (отражают  качественные характеристики предпринимательства как элемента экономической системы);
     - классификационные признаки общие  для экологизированного предпринимательства  (отражают степень экологизации  предпринимательства как элемента  экономической системы);
     - классификационные признаки общие для экологического предпринимательства (отражают качественные характеристики предпринимательства как элемента экономической системы, направленного на взаимодействие с экологической системой).
     Классификационные признаки можно «увязать» с существенными свойствами, характеризующими экологическое предпринимательство. Данный подход позволяет получать классификацию видов экологического предпринимательства, отвечающую требованиям полноты, корректности, научной значимости.
     Рассмотрение  конкретных механизмов экологической предпринимательской деятельности невозможно без использования корректного всестороннего исследования ее функций.
     Предлагается  под функцией экологического предпринимательства  понимать роль, которую оно выполняет  по отношению к существованию и развитию экологической, социальной, экономической систем.
     Корректное  понимание функций экологического предпринимательства может быть сформировано при детальном рассмотрении взглядов ученых на функции традиционного  и экологического предпринимательства. Общий объем функций экологического предпринимательства следует разделить на две части: функции общие для любой предпринимательской деятельности,        особенные функции экологического предпринимательства.
     Перечислим  наиболее значимые функции, которые современная экономическая наука связывает с традиционным предпринимательством: обеспечение удовлетворения потребностей за счет производства товаров и услуг, привлечение и использование денежных средств в условиях неопределенности, наиболее эффективное применение ресурсов, предвидение развития экономической системы, создание новых практических знаний, эффективное распределение ресурсов внутри экономической системы, снижение транзакционных издержек в экономической системе.
     По  мере развития экологического предпринимательства как формы предпринимательской деятельности возникает необходимость изучения особенных функций экологического предпринимательства. Проведем группировку особенных функций экологического предпринимательства по отношению к указанным системам в целях устранения недостатков, свойственных рассмотренным подходам (таблица 1).
       

     Детализируем  примеры реализации особенных функций  экологического предпринимательства  по отношению к экологической, социальной и экономической системам.
     Возьмем в качестве способа экологической предпринимательской деятельности закладку и уход за лесными насаждения в городских парках отдыха. Подобная деятельность в сфере экологического предпринимательства способствует снабжению кислородом воздушного пространства населенного пункта (выполняется функция экологической системы), удовлетворяет потребность жителей населенного пункта в отдыхе в природных условиях (удовлетворяется эколого-экономическая потребность). В ходе осуществления предпринимательской деятельности может определяться плата за вход в городской парк отдыха, то есть проводиться оценка пользования природными ресурсами и природными условиями с позиции общественной стоимости.
     Рассмотрим  консультационные услуги по комплексному снижению воздействия промышленных объектов на окружающую природную среду. В рамках данного способа экологического предпринимательства возможна установка на промышленных объектах очистных сооружений (выполняется функция уменьшения отрицательного антропогенного воздействия на экологическую систему), может проводиться оценка воздействия промышленного объекта на окружающую природную среду (в результате снижается ассиметричность информации, связанной с экологической системой). Также в рамках оказания названных консультационных услуг могут быть разработаны мероприятия по полному использованию отходов производства (выполняется функция более эффективного по сравнению с традиционным предпринимательством использования ресурсов).
     Обратимся к устройству искусственных рыбопитомников как к способу экологического предпринимательства. В сфере подобного способа экологического предпринимательства происходит улучшение воспроизводства рыбных ресурсов (усиливается положительное антропогенное воздействие на экологическую систему), также возможно согласование интересов агентов, занятых промышленным ловом рыбы, и агентов, заинтересованных в непромышленной ловле рыбы (согласование интересов различных организаций и групп индивидов, связанных с экологической системой). Организацию искусственных рыбопитомников можно рассматривать один из способов удовлетворения отдыха в природных условиях – ловля рыбы (осуществляется поиск новых механизмов удовлетворения эколого-экономических потребностей) Хоукен П. Естественный капитализм: создание следующей промышленной революции. – Издательство "Браун", 1999. – 416 с. [4].
     Общие и специфические функции в  своем единстве обуславливают существование  экологического предпринимательства. Функции общие для предпринимательской  деятельности создают основу для функционирования экологического предпринимательства в рамках экономической системы. Особенные функции выделяют его в сравнении с традиционным предпринимательством, подчеркивая тесную взаимосвязь различных видов экологического предпринимательства с экологической системой.
     На  основе вышеизложенного можно сказать, что механизм экологического предпринимательства должен отвечать следующим основным условиям:
     - включать значительный объем  государственного заказа, то есть  номенклатуру и объемы поставки  экологической продукции, потребляемой  при реализации соответствующих экологических программ;
     - максимально стимулировать потребление  экологической продукции посредством  льготного кредитования и последовательного  совершенствования системы платного  природопользования;
     - обеспечивать адресное выделение  средств с ориентацией на конкретную экологическую продукцию, на преимущественное финансирование местных программ;
     - формировать источники финансирования  в зависимости от объемов потребления  природных ресурсов и от конкретного  состояния экологической обстановки;
     - активно использовать возможности механизмов финансирования: долговая конверсия в форме компенсации долга природоохранными мероприятиями и обмена долгов на проведение природоохранных мер. На смену прямому кредитованию, бремя которого не выдерживает малый бизнес, должны прийти современные лизинговые, гарантийные и страховые схемы Ступак Д.М. Концепция становления экологического предпринимательства. Тезисы докладов - с. 74. [5].

     1.2. Основные принципы  экологического предпринимательства

      
 
  Важнейшее направление работы органов экологической службы - содействие  созданию и стимулированию деятельности предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.
     Отрицательное воздействие  на окружающую среду  может быть полностью или в  значительной степени нейтрализовано путем:
     - переработки отходов в товарную продукцию с применением экологически чистых технологий;
     - повышения степени использования природных ресурсов. Небольшие объемы  отходов и недоиспользованных сырьевых ресурсов могут быть успешно освоены малыми и средними предприятиями. 
     Для успешного  содействия  развитию  предпринимательства, ориентированного  на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную для предпринимателей среду. Помимо  финансовых  и правовых льгот,  которые предусмотрены для малого  бизнеса  независимо  от  характера  его  деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до  полного  освобождения от муниципальных налогов.  Только при такой поддержке малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях  (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.) смогут достичь рентабельности  продукции,  достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, следует создавать  региональные  фонды  поддержки предпринимательства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде  штрафных  платежей  за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий,  общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.
     Помимо  финансовых льгот,  непременным  условием  широкого привлечения предпринимательства к природоохранной деятельности является создание  в  регионе  экологического  информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах  и  возможных  профилях  промышленных предприятий, обеспечивающих   оздоровление  окружающей  среды. В настоящее время многие дисциплины стараются замкнуться в рамках своего производства и видят свою задачу только в разработке замкнутых, безотходных и других "экологически чистых" технологий, позволяющих уменьшить свое вредное воздействие на природную среду. Но задачу о рациональном взаимодействии производства с природой подобным путем полностью не решить, так как в этом случае один из компонентов системы — природа — исключается из рассмотрения.
     Изучение  процесса общественного производства с окружающей средой требует применения как экономических методов, так  и экологических, что привело  к появлению экологического предпринимательства. Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы.
     Суть  в том, что, во-первых, растут затраты  совокупного труда на получение  элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов.
     Определяющим  фактором в институциолизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики. По существу, речь идет о новой модели экономического развития, соответствующей реалиям глобализированной экономики начала третьего тысячелетия. Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития. В мире разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач нового этапа развития. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговые системы, применение различных инструментов экологической политики. В результате осуществления концепции устойчивого роста происходят глубокие изменения в структуре национальной экономики, ускоренно внедряются передовые ресурсосберегающие технологии, формируются новые отрасли производства. Все это приводит к снижению издержек производства. Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов - привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны.
       Одним из наиболее эффективных  инструментов экономико-экологического  контроля в процессе становления  рыночной экономики должно стать  экологическое предпринимательство. Экологическая доктрина предпринимательства должна строится не только как звено общенациональной стратегии долгосрочного развития, но и как особый – экологический "срез" всех без исключения направлений политики России - как внутренней, так и внешней. При этом должен существовать единый "экологический стержень" или, точнее, единая система критериев, применяемых для оценки стратегий, программ или проектов любого уровня - как федерального (национального), регионального (субнационального), корпоративного, так и международного.
     Оценивая  эффективность государственной  политики и лежащей в ее основе стратегии развития, можно использовать самые разные критерии, выбор которых  напрямую зависит от провозглашенных  целей и класса поставленных задач. Одни критерии - для оценки антикризисных стратегий, нацеленных, к примеру, на минимизацию наиболее тяжких последствий системного кризиса, и совсем другие - для стратегий динамичного развития, нацеленных на возвращение России в круг стран-лидеров. Одни критерии - для "бедных" стран, другие - для "богатых". Для стран-аутсайдеров показателем положительной динамики может служить, к примеру, любая тенденция к повышению уровня жизни, например, до прожиточного минимума. Здесь уже не до экологии. Соответственно, и статус экологической составляющей такой стратегии будет не высок. Для стран, которые относят себя к элитному сообществу "золотого миллиарда", критерий принципиально иной: это уже предоставление гарантий достаточно высокого качества жизни. А использование этого критерия, как известно, предполагает ужесточение экологических требований - к качеству питьевой воды, воздуха, к сохранению биологического многообразия и т.п. Очевидно, что статус экологической доктрины России во многом определяется тем, каким мы видим ее будущее. Так какой же из этих вариантов приемлем для современной России? Это вопрос современной политики. Важно понять, что у нас пока еще есть реальная возможность выбора. Слишком очевидно разительное противоречие между нынешним и, прямо скажем, незавидным экономическим положением России и ее колоссальным потенциалом – ресурсным, интеллектуальным, геостратегическим. Но именно в этом противоречии скрыта возможность выбора действительно сильной стратегии, рассчитанной не на два года или на десять лет, а на временную перспективу, в рамках которой только и имеет смысл затевать столь необходимую для современной России экономическую модернизацию.

     1.3. Задачи и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды.

 
     Государственное регулирование предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимают способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций в выполнении требований экологического законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, грамотами).
     Направление государственного регулирование –  это деятельность по обеспечению  охраны окружающей среды и рационального  природопользования. Такое регулирование  осуществляется через следующие  функции:
     - создание системы органов управления в сфере взаимодействия хозяйственной деятельности предприятий и природы;
     - подзаконное нормотворчество;
     - распоряжение (управление) природными  ресурсами;
     - планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
     - экологическое нормирование;
     - экологическая экспертиза;
     - экологическое лицензирование;
     - экологическая сертификация;
     - экологический аудит;
     - наблюдение за состоянием окружающей среды;
     - учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
     - контроль за использованием и  охраной объектов природы;
     - разрешение в административном  порядке споров между предпринимателями  и государственными органами.
     Таким образом, основой для государственного регулирования предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды является экологический контроль.
     Для регулирования деятельности по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения,  в г. Санкт-Петербурге 13.06.2000 постановлением 15-6 на 15-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ был принят "модельный закон об основах экологического предпринимательства". Закон вводился с целью:
     - определения экологического предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений экономического развития государства;
     - формирования и совершенствования  системы экологического предпринимательства  с учетом тенденций развития  рыночных отношений и обеспечения  правового регулирования экологического предпринимательства как особого вида предпринимательской деятельности;
     - реализации концепции перехода  государства к устойчивому развитию; перераспределения части расходов  по охране и воспроизводству  природных ресурсов на субъектов предпринимательской деятельности;
     - формирования основ соответствующей отрасли национальной экономики.
     Закон направлен на эффективное использование  в экономике материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и  технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий экологического предпринимательства.
     С одной стороны, предприниматели, имеющие  на праве собственности, аренды, хозяйственном  ведении или управление и иных правах, природные объекты, вправе распоряжаться  ими в рамках своих правомочий, с другой стороны, эти правомочия всегда ограничены экологическим контролем со стороны государства в лице его органов.
     Государственный контроль за предпринимательской деятельностью осуществляется в различных формах.
     Зачастую  вред окружающей природной среде наносится в результате осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, в частности в процессе эксплуатации источников повышенной опасности.
     Главная задача экологического контроля - выявление  любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
     Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и  нормативы и в соответствии с  закрепленной процедурой их утверждения  облекаются в форму нормативно-правовых актов. Ответственность за нарушение экологических требований государственных стандартов установлена преимущественно нормами природоохранного и природоресурсного законодательства.
     В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют: а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах, б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы, в) предельно допустимые уровни вредных воздействий - вибрации, электромагнитных излучений и т.д.
     Разработка  нормативов качества окружающей среды  осуществляется в соответствии с  общепринятой классификацией основных элементов среды (гидросфера, атмосфера, почвы, флора и т.д.). Этому же принципу следует и разработка ГОСТов по охране природы. Наибольшее число ГОСТов относится к гидросфере (более 20). В них зафиксированы основные термины и определения, классификация водных объектов и способов водопользования, показатели состояния водной среды и правил контроля качества воды, требования к охране поверхностных и подземных вод от различных факторов хозяйственной деятельности, требования к зонам рекреации водных объектов и т.д.
     По  такой же схеме составляют экологические  стандарты для атмосферы и  почвы. Существует также группа стандартов, регулирующих вопросы землепользования и рекультивации земель. Малоразработанными остаются стандарты для флоры, и практически нет стандартов, в которых бы были отражены природные комплексы и комплексное природопользование.
     Содержание  экологического контроля в предпринимательской сфере сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
     Выделяют  три вида экологического контроля - информационный, предупредительный  и карательный. Информационный контроль, как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и властно-пресекательных действий. Предупредительный контроль проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства. Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.
     Организационную основу системы экологического контроля составляет специальная служба экологического наблюдения и контроля за выполнением  предприятиями обязательных мероприятий  по охране окружающей природной среды. Экологический контроль может осуществляться как централизованно, так и на ведомственном уровне. С распадом СССР ведомственный контроль резко пошел на убыль.
     Еще одной формой экологического контроля является экологическая экспертиза.
     Экологическая экспертиза рассматривается как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и на человека. С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду.
     Представители органов, осуществляющих экологический  контроль предпринимательской деятельности, имеют право посещать подконтрольные объекты и знакомиться с их документацией; требовать устранения установленных недостатков, проведения профилактических мероприятий, приостанавливать или прекращать производство и совершать другие действия в соответствии со ст.70 Закона РФ от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды".
     Положительное решение экологической экспертизы представляет собой необходимую  предпосылку начала любой не запрещенной  законом предпринимательской деятельности. Выводы экологической экспертизы обладают силой надведомственного нормативного акта и обязательны к исполнению. Начало хозяйственной деятельности без положительного заключения экологической экспертизы, как и осуществление намеченной хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, на основании которой было получено положительное решение экологической экспертизы, является нарушением требований экологического законодательства и преследуется по закону.
     Действенной юридической гарантией соблюдения на практике данной нормы стало наделение  федерального органа, специально уполномоченного в области экологической экспертизы (Министерство природных ресурсов), правом направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения экспертной комиссии (ст.7 Федерального закона "Об экологической экспертизе").
     Таким образом, развитие экологического предпринимательства  является одним из перспективных  путей решения как экологических, так и экономических проблем, направленных на создание благоприятной жизнедеятельности человека. При этом первоочередной задачей юридической науки является разработка надлежащего правового обеспечения  такого предпринимательства с учетом того, что экологическое предпринимательство необходимо признать отдельной отраслью, включающей особые виды  хозяйственной деятельности.
 

     II. Анализ современного состояния окружающей среды и предпосылок для развития экологического предпринимательства

     2.1. Анализ и оценка техногенной нагрузки на окружающую природную среду в Российской Федерации

 
 
     Для анализа и оценки техногенной  нагрузки на окружающую среду РФ взят за основу Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году”.
     Объектом  анализа были выбраны:
    общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (данные Росстата),
    объем сброса загрязненных сточных вод водные объекты (данные Росводресурсов),
    объем образования отходов производства и потребления (данные Ростехнадзора);
    объем инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (данные Росстата).
     Анализ  приведенных в таблицах данных позволяет  выявить тенденции изменения нагрузки на окружающую среду того или иного вида экономической деятельности.
     По  объемам выбросов в атмосферный  воздух от стационарных источников на первом месте располагаются “обрабатывающие производства” (третья часть суммарного объема по России) за счет металлургического производства. Другой крупный блок источников загрязнения атмосферы образуют производства по “добыче полезных ископаемых” (28%), в первую очередь предприятия, занимающиеся добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. Значительные объемы выбросов в атмосферу характерны для предприятий электроэнергетики и трубопроводного транспорта (Приложение 1 табл. 1).
     Крупнейшими источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия металлургического комплекса и электроэнергетики (Приложение 1 табл. 2).
     Из  общего объема загрязненных сточных  вод, сбрасываемых в водные объекты  России, 56% приходится на “производство и распределение электроэнергии, газа и воды”, 17% – на “обрабатывающие производства”, 12% – на “предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг”.
     В двух видах экономической деятельности “сбор, очистка и распределение  воды” и “удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность” сосредоточены предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (прежде всего объекты, имеющие на балансе канализационные станции аэрации, очистные сооружения и т. п.), являющиеся крупнейшими источниками сброса загрязненных сточных вод (62%) в поверхностные водные объекты в стране. При этом необходимо отметить, что на канализационные сооружения городских “Водоканалов” поступает значительное количество промышленных сточных вод, которые проходят соответствующую очистку (Приложение 1 табл. 3).
     Почти 90% суммарного количества образующихся за год отходов всех классов опасности по стране относятся к производствам по “добыче полезных ископаемых”, при этом 57% – добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (Приложение 1 табл. 4).
     Распределение природоохранных  инвестиций по видам экономической деятельности.
     По данным Росстата, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в 2009 г. снизились по отношению к уровню 2008 г. (Приложение 2 рис. 1) и составили 81,9 млрд. руб.
     Основная  инвестиционная составляющая в природоохранной деятельности – собственные средства предприятий, доля которых превышает три четверти суммарного объема инвестиций. Отмечается снижение вклада в природоохранную деятельность бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (Приложение 2 рис. 2).
     Направленность  природоохранных инвестиций, представленная на рис. 3 (Приложение 2), характеризуется устойчивой тенденцией роста “водной” составляющей последние три года и значительным снижением инвестиций, используемых для охраны и рационального использования земель.
     Воздействие на окружающую среду  и природоохранная деятельность основных видов экономической деятельности
     Анализируя  основные показатели, характеризующие воздействие на окружающую среду производств по добыче полезных ископаемых (Приложение 3 табл. 5, рис. 4, 5), можно отметить следующее:
     – снижение нагрузки на атмосферный воздух (на 6% по сравнению с 2008 г.);
     – рост объема нормативно очищенных (на 14%) и уменьшение объема загрязненных сточных вод (на 4%);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.