На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетно-налоговая политика и её особенности в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования
«Частный  институт управления и предпринимательства» 

Кафедра ________________________        
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

На тему “Бюджетно-налоговая  политика  и  её  особенности  в      Республике Беларусь”
по дисциплине “Макроэкономика” 
 
 
 
 
 
 

Студент(ка) Калесник Майя Евгеньевна
Курс 2, группа 1
Факультет заочного отделения
Специальность Экономика и управление на предприятии
Руководитель _____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Минск 2011
       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
    БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА____5
      КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ____________________5
      СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА______________________________________________________5
    ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА___________8
       2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК__________________________________8
       2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (ТРАНСФЕРТЫ), ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВОКУПНЫЙ ВЫПУСК______________________________________9
       2.3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР_____________________________________________10
        3. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА: “ ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ”________________________________17
          4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ________________________________________________________________20
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________25
       СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ__________________27
       ПРИЛОЖЕНИЕ____________________________________________28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Государство призвано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами.
         Характер и тенденции развития  фискальной политики страны являются  предметом самого пристального  внимания экономистов и политиков.  От того, какие процессы происходят  в динамике ее развития, какие  при этом происходят структурные  изменения в национальной экономике,  зависит очень многое в жизни  страны и ее перспективах.
         Современная фискальная политика  определяет основные направления  использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. С помощью фискальных инструментов, таких как налоги, государственные расходы, трансферты, государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
         Важнейшим комплексным инструментом  и показателем эффективности  фискальной политики является  государственный бюджет, объединяющий  налоги и расходы в единый  механизм. Налоги и государственные  расходы предполагают друг друга.  Каждый является экономическим  рычагом, воздействующим на рост  валового национального продукта.
         Целью курсовой работы является  анализ фискальной политики в  Республике Беларусь. Основными  задачами являются следующие:
        1. Изучить комплекс теоретических  и методических вопросов, связанных  с фискальной политикой. 
        2. Выявить проблемы, предложить основные  направления по совершенствованию  фискальной политики в РБ.
       Основные  цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение  конкурентоспособности применяемой  в Беларуси налоговой системы  при безусловном выполнении расходных  обязательств бюджета и поддержание  дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
         Основные задачи бюджетно-налоговой политики включают:
    совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
    радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
    оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
    концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
    повышение эффективности управления государственным долгом.
 Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:
    снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
    упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
    повышение эффективности управления государственными финансами;
    диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
    совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
 Реализация  указанных направлений бюджетно–налоговой  политики позволит довести долю  налоговых доходов консолидированного  бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП [7, стр.24]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
 
 
 
       Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Её основными целями являются: обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции, сглаживание колебаний экономического цикла .
       Методологические  основы этой политики были заложены Дж. М. Кейнсом. Он сформулировал принципы активной экономической политики государства, воздействующей на совокупный спрос. В отличии от классиков, полагавших, что предложение рождает спрос, кейнсианцы считали, что совокупный спрос создаёт совокупное предложение.
         Значение фискальной политики возросло в 30-е гг. ХХ в. Последователи Кейнса считают фискальную политику наиболее эффективным механизмом воздействия на экономической рост. Бюджетно-налоговую политику проводят законодательные органы страны, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств [2,стр.164].
      КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ (ФИСКАЛЬНОЙ) ПОЛИТИКИ И ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
 
       Итак, фискальная политика (лат. fiscalis — казенный) – это меры, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.
         Среди многочисленных задач основными  целями фискальной политики являются:
        1. устойчивый рост национального  дохода,
        2. умеренные темпы инфляции,
        3. полная занятость, 
        4. сглаживание циклических колебаний  экономики. 
         Инструментарий фискальной политики  включает: манипуляцию различными  видами налогов и налоговых  ставок, а также трансфертные  платежи и другие виды государственных  расходов.
         Современная фискальная политика  определяет основные направления  использования финансовых ресурсов  государства, методы финансирования  и главные источники пополнения  казны. Общий набор мер включает  прямые и косвенные финансовые  методы регулирования экономики. 
         К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:
         а) затраты на расширенное воспроизводство; 
        6) непроизводительные расходы государства; 
         в) развитие инфраструктуры, научных  исследований и т.п.;
         г) проведение структурной политики;
         д) содержание военно-промышленного  комплекса и т.п. 
         С помощью косвенных методов  государство воздействует на  финансовые возможности производителей  товаров и услуг и на размеры  потребительского спроса. Важную  роль здесь играет система  налогообложения. 
         Важнейшим комплексным инструментом  и показателем эффективности  фискальной политики является  государственный бюджет, объединяющий  налоги и расходы в единый  механизм.
         Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно,  и спроса. Трансфертные платежи  косвенно влияют на потребительский  спрос, увеличивая располагаемый  доход домохозяйств. Инструментом  отрицательного воздействия на  совокупные расходы являются  налоги. Любые налоги означают  уменьшение размеров располагаемого  дохода. Уменьшение располагаемого  дохода в свою очередь ведет  к сокращению не только потребительских  расходов, но и сбережений. 

      СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ  ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 
 
  Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.
         Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъёма экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развёртыванию механизма стагфляции.
Согласно  классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как  инструмент финансового обеспечения  выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой  инструменты фискального воздействия  приводят лишь к перераспределению  средств от частного сектора к  государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального  дохода и занятости) в экономике.  

 Согласно  кейнсианской концепции фискальная  политика является основным инструментом  макроэкономического регулирования,  так как по мере роста государственных  расходов растет совокупный спрос  и национальный доход. Прирост  последнего обеспечивает рост  сбережений, который является дополнительным  источником финансирования государственных  расходов. При этом фискальная  политика особо эффективна в  период экономического спада  как стимулирующая политика.  

 Пусть  экономика находится в состоянии  депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется  следующим:  

     Предложение благ высокоэластично по цене, поэтому кривая совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низко эластичен по цене, кривая AD0 имеет крутой наклон (рисунок 1.2.1, А); 
 
     Уровень безработицы высок, поэтому предложение труда неэластично по его цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда NS (рисунок 1.2.1, С, где NS – предложение труда, ND – спрос на труд, W – номинальная заработная плата).
 
 Предположим,  что государство в целях преодоления  экономического спада увеличивает  госрасходы на величину ”G. В  результате эффективный спрос  возрастает с Y0 до Y1. Величина  эффективного спроса проецируется  на график производственной функции Y(N) (рисунок 1.2.1, В), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда рисунок 1.2.1 

 
Таким образом, в результате фискальных мероприятий  в экономике наблюдается оживление  экономической активности при некотором  росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочном  периоде, рано или поздно владельцы  факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста  цен. Тогда по мере движения кривой NS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут.  

 В  теории монетаризма, как и в  других портфельных теориях, большое  значение придается тому влиянию,  которое оказывают на экономику  решения экономических субъектов  по оптимизации портфелей своих  активов.  

 Принципиальное  отличие монетаристского подхода  от кейнсианского заключается  не в количественном увеличении  элементов портфеля активов с  двух до пяти, а в том, что  в монетаристском портфеле представлен  весь сектор имущества: не только  финансовые активы, но и реальный  капитал, реальные блага (предметы  потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий  капитал).  

 При  условии, что дефицит государственного  бюджета обслуживается путем  эмиссии государственных облигаций,  любые изменения в государственной  задолженности приводят к изменению  объема обращающихся государственных  облигаций. Последнее экономические  субъекты воспринимают, во-первых, как  изменение объема своего имущества;  во-вторых, как нарушение оптимальной  структуры портфеля. Действия, предпринимаемые  субъектами в ответ на указанные  изменения, непосредственным образом  влияют на экономическую конъюнктуру  и реальные переменные в экономике.  Механизм этого влияния выражается  через два известных эффекта:  эффект имущества и эффект  субституции.
Эффект  имущества: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Прирост государственных облигаций в своих портфелях экономические субъекты оценивают как прирост своего имущества в целом, а так как объем их потребления основывается на оценке величины имущества, то потребительские расходы возрастают, что приводит к росту совокупного спроса и национального дохода.  

Эффект  субституции: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Однако вновь выпускаемые облигации будут размещены при условии, что процентные выплаты по ним окажутся выше, чем по уже обращающимся облигациям, что вызовет рост процентной ставки по облигациям. В случае, если финансовые активы и реальный капитал взаимозаменяемы, повышение доходности по облигациям вызовет рост требований и к доходности акций, что равносильно снижению спроса на реальный капитал и, следовательно, сокращению инвестиционного спроса. Последнее оказывает понижающее воздействие на совокупный спрос и национальный доход.  

 Действие  эффектов имущества и субституции  прямо противоположное, если первый  усиливает стимулирующее воздействие  фискальной политики, то второй, наоборот, – снижает его. Поэтому  оценка окончательного воздействия  фискальных мероприятий на совокупный  спрос и национальный доход  зависит от степени взаимозаменяемости  активов и, соответственно, от  характера действия экономических  субъектов по оптимизации структуры  своих портфелей в ответ на  изменение доли и доходности  какого-либо актива.  

 Воздействие  фискальной политики на совокупное предложение  

 Большинство  экономистов полагают, что краткосрочные  макроэкономические эффекты фискальной  политики проявляются прежде всего через совокупный спрос. Однако финансово-бюджетная политика потенциально может воздействовать и на объем предложения товаров и услуг.
Некоторые экономисты, так называемые сторонники экономики предложения, утверждают, что влияние сокращений налогов  на совокупное предложение весьма значительно. Настолько велико, что снижение налоговых  ставок непременно приведет к увеличению налоговых поступлений. Большинство  экономистов, однако, скептически относятся  к подобным идеям.  

 Аналогично  изменениям в налогообложении,  увеличение или сокращение государственных  расходов потенциально может  воздействовать на совокупное  предложение. Предположим, к примеру,  что правительство увеличивает  расходы на содержание инфраструктуры, например, на строительство дорог.  Дороги используются частным  бизнесом для обеспечения поставок  товаров заказчикам; увеличение  числа дорог означает повышение продуктивности частного бизнеса. Следовательно, когда правительство принимает решение о дополнительном финансировании дорожного строительства, количество товаров и услуг, предлагаемых при каждом данном уровне цен, увеличивается и кривая совокупного предложения сдвигается вправо. Однако данный эффект в отношении совокупного предложения, видимо, более важен в долгосрочном, нежели краткосрочном периоде, так как для строительства новых путей сообщения требуется определенное время [3,стр.89].
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
    ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
 
 
 
       Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объёма производства и темпов инфляции. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной, а также с изменениями налоговой системы.
       Государственные расходы делятся на трансформационные                              (государственные закупки) и трансфертные расходы. Трансфертные расходы (transfer payments) – все выплаты, осуществляемые государством в лице правительства домашним хозяйствам (пенсии, выплаты различных пособий по отдельным социальным программам, включая и пособия по безработице и т.д.), которые не представляют  собой какого-либо рода компенсаций за оказание государству каких-либо трудовых услуг. К государственным закупкам (G) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах (tr) затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов – субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счёт бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоёв населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и др.). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют платежи, лишь означают его перераспределение. 

      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЗАКУПОК
       Принципы  формирования государственных расходов  

         Русская финансовая наука рекомендовала  для государственного хозяйства  принципы рациональной расходной  политики, столь необходимые в  условиях постоянного напряжения  российских финансов:  

        1) осуществлять только производительные  расходы, которые способствуют  развитию и сохранению производительных  сил народа;  

        2) размеры госрасходов не должны  препятствовать образованию капиталов  в частных хозяйствах;  

        3) устанавливать правильное соотношение  между государственными расходами  и народным доходом;
       4) при оценке каждой статьи госрасходов  учитывать значение других их  статей в целях обеспечения  сбалансированности статей госрасходов  по их значимости;  

        5) равномерно распределять государственные  расходы на территории государства.  

         Сформулированные принципы государственной  расходной политики не только  не утратили свою актуальность, но, наоборот, именно ими надо  руководствоваться при разработке  расходной части бюджетов всех  уровней.  

         Государство может оказывать  на экономику прямое и косвенное  влияние. Прямое воздействие осуществляется  через изменение величины государственных  закупок, поскольку они непосредственно  включены в формулу совокупного  спроса (AD = C + I + G), являясь компонентом  совокупных расходов. Косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских (С) и инвестиционных расходов (I).  

         При этом рост государственных  закупок увеличивает совокупный  спрос, а их сокращение ведет  к уменьшению совокупного спроса. Рост трансфертов также увеличивает  совокупный спрос. С одной стороны,  поскольку при увеличении социальных  трансфертных выплат увеличивается  личный доход домохозяйств, а,  следовательно, при прочих равных  условиях растет располагаемый  доход, что увеличивает потребительские  расходы; с другой стороны,  увеличение трансфертных выплат  фирмам (субсидий) увеличивает возможности  внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
       Рост  налогов действует в противоположном  направлении. Увеличение налогов ведет  к снижению и потребительских (поскольку  сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку  сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного  спроса. Соответственно, снижение налогов  увеличивает совокупный спрос.  

         Используя кейнсианскую модель  макроэкономического равновесия, рассмотрим  механизм воздействия дискреционной  фискальной политики.  

         Экономика находится в равновесии, если фактические расходы (Y) равны  планируемым (E). В закрытой экономике  E = C + I + G, а равновесие достигается в точке А, где Y = E (рисунок 2.1)
       
Рисунок 2.1  Влияние увеличения государственных расходов на доход
      Рассмотрим  воздействие изменения государственных  расходов. При росте государственных  расходов на кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную , равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину , причем больше . Отношение изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.  

      Мультипликативный процесс начинается, когда расходы возрастают на , что означает увеличение дохода на эту же величину, что в свою очередь, увеличивает потребление на (в соответствии с функцией потребления , где mpc – предельная склонность к потреблению). Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, а это приводит к увеличению потребления на и т.д. Совокупный эффект равен:
      Первоначальное  изменение расходов = ?G;
      Первое  изменение потребления = mpc*?G ;
      Второе  изменение потребления = mpc2*?G;
      Третье  изменение потребления = mpc3*?G;
      ?Y =?G *(1+mpc+mpc2+mpc3+…).
        Мультипликатор государственных расходов:
      MG=,
      где – изменение объёма государственных расходов,  – изменение объёма выпуска.
        Алгебраически величина мультипликатора  государственных расходов и равновесный  объем выпуска могут быть найдены  в результате решения системы  уравнений:  

       
        Подстановка функции потребления в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:  
       

        

        где a + I + G – автономные расходы,  не зависящие от величины дохода;  

        – мультипликатор.  

        Основным фактором, определяющим  величину мультипликатора, является  предельная склонность к потреблению  mpc. Чем больше mpc, тем больше крутая кривая планируемых расходов E и тем больше величина мультипликатора государственных расходов. Следует иметь в виду, что эффект мультипликатора имеет и обратную направленность (при сокращении государственных расходов объем национального выпуска мультипликативно уменьшается).
       Рассмотрим  воздействие изменение государственных  расходов. При росте государственных  расходов на кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ?G   ,равновесие перемещается из точки А в точку В, объём производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину  , причём     ?Y больше  ?G  . Отношение ?Y / ?G  изменения национального дохода к вызывавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.
       Мультипликативный процесс начинается, когда расходы  возрастают на  ?G  , что означает увеличение дохода на эту же величину, что в свою очередь увеличивает потребление на mpc *?G ( в соответствии с функцией  потребления C= a + mpc*Y, где mpc - предельная склонность к потреблению). Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, а это приводит к увеличению потребления на mpc2*DG и т.д. Совокупный эффект  равен:
       Первоначальное  изменение расходов = ?G;
       Первое  изменение потребления = mpc*?G ;
       Второе  изменение потребления = mpc2*?G;
       Третье  изменение потребления = mpc3*?G;
       ?Y =?G *(1+mpc+mpc2+mpc3+…).
       Мультипликатор  государственных расходов:
       MG=
       Основным  фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению  mpc. Чем больше mpc, тем больше крутая кривая планируемых расходов Е и тем больше величина мультипликатора государственных расходов. Следует иметь в виду, что эффект мультипликатора имеет и обратную направленность. 

       2.2 Так же, как изменение государственных закупок, на величину национального дохода действуют изменения трансфертных выплат как составляющей государственных расходов. Трансферты, являясь экзогенной величиной, оказывает косвенное воздействие  на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения.
       Рассмотрим  воздействия изменения трансфертных расходов в кейнсианской модели. Изменение  трансфертов (tr) означает изменение располагаемого дохода (Yd):. Изменение располагаемого дохода ведёт к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности  к потреблению: А изменение потребления мультипликативно изменяет доход: 

       Мультипликатор  трансфертов- отношение изменения объёма выпуска у вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен
        
       Эффект  мультипликатора предполагает, что  следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении  с изменением объёма государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода. Однако экономическая политика может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, что приводит к повышению спроса на деньги. При заданном их предложении ставка процента повышается. Следствием этого становиться сокращение инвестиционных  расходов. Таким образом, рост государственных расходов ведёт к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.
       Эффект  вытеснения(crowding out effect) – ситуация, в которой стимулирующая фискальная политика приводит к росту совокупного дохода (выпуска) на величину меньшую, чем рассчитывали, из-за сокращения частных инвестиций и потребления.
       Эффект  вытеснения(crowding out effect) – снижение инвестиционных расходов из-за роста ставки процента, обусловленного увеличением государственных расходов. 

       2.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 

       Исследования  природы налога, принципов налогообложения, влияние налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Налоги- это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Система налогообложения в Республике Беларусь состоит из следующих основных налоговых платежей:
       1. НДС. Исчисляется от суммы оборота  по реализации товаров (работ,  услуг). Основная ставка налога  – 18 %. Для определенных товаров  (по перечню) существует пониженная  ставка – 10 % в основном это  продовольственные товары, товары  детского ассортимента, продукция  растениеводства, животноводства, рыбоводства,  пчеловодства. По экспорту товаров  ставка налога – 0 (ноль) %.
       2. Налог на прибыль исчисляется  по ставке 24 % от прибыли и доходов  от внереализационных  операций. Предусмотрено уменьшение облагаемой  налогом прибыли на суммы, направленные  на финансирование капитальных  вложений производственного назначения  и жилищного строительства, а  также на погашение кредитов  банков, полученных и использованных  на эти цели.
       3. Транспортный сбор уплачивается  единым платежом в размере  3 % за счет прибыли, остающейся  в распоряжении после уплаты  налогов, сборов (пошлин), других  обязательных платежей (местный  налог).
       4. Платежи за землю в форме  земельного налога и арендной  платы за землю. Земельный налог  устанавливается в виде ежегодных  фиксированных платежей за гектар  земельной площади, арендная плата  – в соответствии с договором  аренды. Объектом является земельный  участок, который находится во  владении, пользовании или собственности.
       5. Налог на недвижимость. Годовая  ставка составляет 1 % (в год) от  остаточной стоимости основных  фондов.
       6. Сбор в республиканский фонд  поддержки производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки. Уплата сбора производится  в размере 2 % от выручки, полученной  от реализации товаров (работ,  услуг). Вместе с тем, создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата заключается не только в предоставлении отдельных мер стимулирования, это обусловлено в целом совершенствованием налоговой системы в Республике Беларусь, упрощением процедур налогового администрирования и созданием максимально комфортных  условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств.
       К основным принципам  построения налоговой системы относятся:
    Обязательность – все субъекты экономики обязаны платить налоги.
    Всеобщность -  налогами охватываются все экономические субъекты, получающие доходы.
    Срочность платежа – налоговые платежи дискретны во времени.
    Равно напряжённость – взимание налогов по единым ставкам.
    Однократность обложения – недопущение двойного налогообложения.
    Стабильность – ставки налоговых платежей, порядок их отчисления должны быть длительное время устойчивыми.
    Простота и доступность восприятия.
    Социальная справедливость – ставки налогов должны оказывать щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и слои населения.
         В макроэкономике налоги делятся  на : автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода(Та) и подоходные, величину которых будем определять t*Y,
       где – предельная налоговая ставка.
       Американский  учёный А. Лаффер показал, что между поступлениями налогов в бюджет и ставками налогов существует зависимость: высокие налоговые ставки приводят к росту теневой экономике, бегству капитала за границу, падению объёмов производства. В итоге поступления в бюджет уменьшаются. По расчётам А. Лаффера, оптимальная налоговая ставка от размеров дохода не должна превышать примерно 40 % его величины. При такой ставке поступления в бюджет будут максимальны (точка А). Графически кривая Лаффера представляет собой параболу.(см. рисунок 2.3.1).
       В рамках кейнсианской модели налоги, так  же как и государственные расходы, воздействуют на объём национального  производства с мультипликативным  эффектом.
       Рассмотрим  сначала действие мультипликатора автономных налогов. Уменьшение налогов на величину ?T увеличит планируемые расходы на Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную,  ?Y .
       ,
       где , налоговой мультипликатор - отношение изменение объёма выпуска к вызвавшему его изменению налогов.
       Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов величина всегда отрицательная. Это означает, сто его действие на доход обратное.
       Если  предположить, что все налоговые  отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: ,
         где t- предельная налоговая ставка.
       В этом случае функция потребления  имеет вид:
       , а модель равновесного объёма производства:
       ,
         где мультипликатор государственных расходов, с учётом  ставки t подоходного налога.
       При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен :
       ,
       А мультипликатор трансфертов:
        [ 4,стр.34].
       Рассмотрим  взаимосвязь между государственными расходами и налоговыми поступлениями (к ним сведём все дохода государственного бюджета).
       Бюджетный дефицит – это превышение  размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году. Когда правительство имеет  дефицит бюджета, то его расходы больше доходов. По установленным международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от суммы валового внутреннего продукта (ВВП).
       Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Циклический бюджетный дефицит- это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.
       Основным  вопросом бюджетно-налоговой политики является вопрос: должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, циклические балансирование и концепция функциональных финансов.
       Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве Д.Рикардо, в котором объёмы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов. Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события, любой прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, так как другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет. При этом не имеет значения, как именно формируется прирост задолженности. Формально это можно выразить следующим образом: 

       где r-ставка процента.
       Данное  уравнение называется рикардианским равенством, или государственным бюджетным ограничением.
       Концепция циклического балансирования бюджета  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идёт на допущение дефицита бюджета.  Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Однако проблемой данной концепции является то, что подъёмы и спады в экономическом цикле не совпадают во времени, не одинаковы по глубине, и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства.
       Идея  концепции функциональных финансов основана на том, что государство  должно заботиться не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники  данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления. Они будут увеличиваться  автоматически по мере  экономического подъёма, а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.
       Государство строит свою бюджетно- налоговую политику так, что периодически использует все три концепции, при этом оперируя одновременно как расходами, так и налогами.
       Если  государственные расходы и автономные  налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину (, то и равновесный объём производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета.
       Сравним мультипликативный эффект, который  даёт изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение  величины государственных закупок  приводит  к изменению дохода:
       ,
       а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: 

       Общее изменение Y произойдёт под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. Следовательно , 

       А поскольку бюджет сбалансированный, т.е.   ,после замены получим: 

       Т.е. мультипликатор сбалансированного  бюджета равен 1 [5, стр.97].
       Таким образом, если рост государственных  расходов финансирует за счёт роста  налогов, то конечный прирост национального  дохода равен первоначальному приросту государственных расходов.
       В перспективе проектом Основных направлений  бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2009 – 2010 годы предусмотрено  принятие ряда мер по упрощению налоговой  системы и снижению налоговой  нагрузки.
       Так в 2009 году проектом предусматриваются  следующие меры:
       - установление единых ставок местного  налога с продаж товаров в  розничной торговле и местного  налога на услуги в размере  5 %;
       - исключение из объектов обложения  налогом на недвижимость активной  части основных производственных  фондов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.