На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиции: сущность и виды. Особенности государственной инвестиционной политики в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Пермский  институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Российский  государственный  торгово-экономический  университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра общей
экономической теории
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Экономическая теория» на  тему 

«ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  2
Глава 1. Инвестиции: сущность и виды.  
      Инвестиции как экономическая категория, их функции
4
      Классификация и виды инвестиций
6
      Глава 2. Особенности государственной инвестиционной политики в современной России.
 
      2.1.Состояние государственной инвестиционной политики в условиях мирового финансового кризиса России
 
      2.2.Прямые иностранные инвестиции в России
 
    2.3.Инвестиции инновационного типа
 
      Глава 3. Инвестиционная политика в Пермском крае
 
Заключение  
Литература  
Приложение  
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Исследование  проблем инвестирования экономики  всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях инвестиции выступают важнейшим средством повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях.
   Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике. Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования.
   Актуальность  темы. Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности. Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависит состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, решение социальных и экологических проблем. Инвестиции являются основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.
   Развитие  человечества на рубеже XX-XXI веков, определяемое ориентацией на устойчивое развитие, требует сбалансированного функционирования всех сфер общества. Существенным фактором оптимизации этого процесса является государственная инвестиционная политика, которой во многих промышленно развитых странах мира уделяется возрастающее внимание.
   Целью курсовой работы является исследование государственной инвестиционной политики   в современной России, а также выявление новых тенденций в развитии инвестиций. 
     Задачи курсовой работы. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
      Изучить теоретические основы инвестиционной деятельности;
      Рассмотреть динамику и структуру инвестиций;
      Выделить функции инвестиций;
      Изучить инвестиционную деятельность в России и в Пермском крае;
      Рассмотреть государственное участие в инвестиционном процессе;
      Рассмотреть, на сколько обеспечен Пермский край инвестициями;
      Сделать выводы о реальных проблемах и возможных путях развития инвестирования.
   Научная база: работа написана на основе изучения современной литературы (учебников, учебных пособий, монографий) за 2007-2009 гг., а также на основе анализа научных статей, написанных ведущими экономистами и опубликованных в журналах «Вопросы экономики», «Экономист», «Российский экономический журнал» и др.
   Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава работы носит теоретический характер: в ней рассматриваются основные понятия, связанные с инвестициями. Во второй главе анализируется состояние государственной инвестиционной политики в переходной экономике России, а также в условиях мирового кризиса. В третьей главе рассматривается инвестиционная деятельность в Пермском крае и программа по развитию инновационной и инвестиционной деятельности до 2012 года.
 

1. ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 
 

      Инвестиции как экономическая категория, их функции
 
   Развитие  рыночных отношений в России характеризуется  все более широким использованием терминов «инвестиции», «инвестиционная  деятельность», «инвестиционная привлекательность» и целым рядом других, связанных  с инвестиционной сферой. Ключевые понятия в этой области экономической науки являются для отечественной теории и практики относительно новыми, у ряда авторов имеют неоднозначную трактовку и требуют предварительного уточнения основных понятий.
   До  1980 года в отечественной экономической литературе термин «инвестиции» для анализа процессов воспроизводства большей частью отождествлялись с капитальными вложениями.
   Достаточно  близким к современной трактовке  понятия «инвестиции» является следующее  определение: «Вложения в основной капитал (основные средства производства), в запасы, а также в другие экономические объекты и процессы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время, именуются инвестициями» [7, c. 8].
   В современной экономической теории инвестиции рассматриваются с трех сторон. Во-первых, как один из факторов производства, представляя собой вещественный, или реальный, капитал (станки, машины, оборудование, земельная собственность). Во-вторых – это денежный, или финансовый, капитал, вкладываемый в производство. В-третьих – это имущественные права, интеллектуальные ценности, используемые в предпринимательской и других видах деятельности.
  Выделяют два подхода к определению экономической сущности инвестиций: затратный и ресурсный. При затратном подходе инвестиции рассматривались как затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов. Основой ресурсного подхода стало выделение ресурсов как составляющего элемента инвестиций. Инвестиции рассматривались как финансовые средства, необходимые для воспроизводства основных фондов.
   Недостатком обоих подходов являлась статичная  характеристика объекта анализа, недостаточное  исследование инвестиций как целостного процесса. В этих подходах инвестиции рассматривали только в сфере  предпринимательской деятельности, что не вполне правомерно [7, c.8].
   В системе воспроизводства, безотносительно  к его общественной форме, инвестициям  принадлежит важнейшая роль в  деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и составляют материальную основу его развития.
      Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все его виды: инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.
  Инвестиционные  товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют  потребности непосредственно, тогда  как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских  товаров. Фактически, по своему содержанию, инвестиции представляют тот капитал, при помощи которого умножается национальное богатство. При этом следует иметь в виду, что термин «капитал» не подразумевает деньги. Однако, деньги, как таковые, ничего не производят, но выполняют воспроизводственную экономическую функцию, при вложении их в ресурсы. Реальный капитал – инструмент, машины, оборудование, здания и другие производственные мощности – это тот экономический ресурс, в который вкладываются деньги, увеличивая производительный капитал.
  В системе отношений расширенного воспроизводства инвестиции выполняют  важнейшую структурообразующую функцию. От того, в какие отрасли народного хозяйства вкладываются средства для его развития, зависит будущая структура экономики: или преобладающими будут машиностроительные заводы, выпускающие сельхозтехнику, или машиностроительные заводы, выпускающие военную технику и снаряжение, преобладание будет на стороне строительных фирм, специализирующихся на возведении крупных производственных комплексов, или на стороне строительных фирм, возводящих комфортное жилье.
Основные  функции инвестиций:
    замещение физически и морально изношенных основных фондов и обеспечение поступления в хозяйственный оборот капитальных ресурсов. В результате происходит возмещение потребленного капитала: основного и оборотного (возместительная функция);
    сооружений новых предприятий, создание дополнительных возможностей роста, организация новых технологических процессов. В этом случае происходит приобретение нового капитала, т.е. его образование и наращивание (развивающая функция);
    замена устаревших технологий, оборудования и материальных структур, которые могут сдерживать расширенное воспроизводство, к ним могут быть отнесены устаревшие и поэтому жизненно опасные технологии, требующие уничтожения запасы химического, биологического и ядерного оружия и средства их производства, программы борьбы с наркоманией (сохранение человеческого капитала), терроризм (обеспечение безопасности), сохранения экологии (как фактора качества жизни) и др., требующие значительных ресурсов. В таких случаях происходит выбытие неэффективного капитала (очистительная функция). [8, c. 63]
    Важной  функцией инвестиций является обеспечение благоприятных структурных изменений в экономике, обеспечивающий её рост. Однако в процессе воспроизводства инвестиции могут быть превращены в специфический ресурс, неэффективный с точки зрения интересов общества, соответствующий степени неопределенности общеэкономической ситуации. В этом случае инвесторы направляют средства преимущественно в теневой сектор, на рынок спекулятивных операций или в оффшорные зоны, сохраняя их вне полезного для общества учитываемого экономического оборота. В этом случае проявляется теневая функция инвестирования. В ряде стран, в том числе и в России, распространение получили так называемые псевдо-инвестиции, вкладываемые с целью передела собственности или захвата имущества для перепрофилирования производства без учета его социальной полезности.
    Совокупность  этих функций, разных по своей общественной и воспроизводственной значимости, определяет характер инвестиционного процесса в целом.
      

      Классификация и виды инвестиций
 
     Для современной рыночной экономики  характерны следующие виды инвестиций [3, c. 47]:
    производственные (включая затраты на приобретение инвестиционных товаров);
    потребительские (приобретение бытовых предметов длительного пользования);
    финансовые (кредиты, покупка ценных бумаг);
    прямые (реальные);
    портфельные;
    интеллектуальные.
    Поскольку смысл первых трех типов инвестиций вполне понятен, кажется целесообразным подробно рассмотреть сущность только трех последних видов.
    Прямые (реальные) инвестиции – это инвестиции прямых инвесторов, т.е. юридических и физических лиц, полностью владеющих или контролирующих не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия, что дает им право на участие в управлении предприятием и право на взносы в уставный фонд. Кроме того, прямые инвестиции – это:
    стоимость оборудования, переданного прямыми инвесторами;
    инвестиции во вновь создаваемые основные фонды (новое строительство);
    инвестиции в модернизацию основных фондов (возместительные инвестиции);
    приобретение права контроля над зарубежной фирмой;
    создание совместных основных фондов [3, c.47].
    Основная  цель прямых инвестиций – инвестирование производства.
    Прямые  иностранные инвестиции по степени их важности для национальной экономики – это не только валютные средства, но и новейшие мировые технологии, современное высокотехнологичное оборудование, передовой опыт установления и поддержания бизнес-контактов с зарубежными странами. Портфельные инвестиции включают акции, в сумме составляющие менее 10% от общего акционерного капитала предприятия, что не дает права их владельцам-вкладчикам участвовать в управлении предприятием, а также ссудный капитал. Таким образом, портфельные инвестиции – это:
    ценные бумаги, акции без права контроля над предприятием, облигации и др.;
    ссудный капитал: целевые ссуды, льготные госкредиты, страховые гарантии и др.
    В основном же можно сказать, что направление  денежного потока при портфельных инвестициях – это ценные бумаги. Интеллектуальные инвестиции включают в себя вложения в так называемую «неосязаемую» собственность: в расширение информационных и маркетинговых услуг, подготовку кадров, приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, в управленческие и некоторые другие услуги. Отдача от интеллектуальных инвестиций, как правило, ожидается в будущем [3, с.48].
    Классификация инвестиций:
    1. По сроку инвестирования инвестиции  бывают:
    краткосрочные, т.е. осуществляются на период до одного года (например, депозитные вклады);
    долгосрочные, т.е. осуществляются на период свыше одного года.
    2. По формам собственности:
    частные (осуществляют физические лица, а также юридические лица с частным капиталом);
    государственные (осуществляют государственные и местные органы власти, а также государственные предприятия бюджетных и внебюджетных фондов);
    иностранные (осуществляют физические и юридические лица иностранных государств);
    общие (осуществляют субъекты определенного государства либо иностранных государств) [2, c. 10].
    Выделяют  субъекты и объекты инвестиций.
    Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и фонды, негосударственные пенсионные фонды и др. Функциональное назначение этих организаций состоит в привлечении свободных средств населения и различных хозяйствующих субъектов и направлении их на цели инвестирования [2, c. 12].
      Инвесторы – это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование [7, с.10].
    Инвесторами или субъектами инвестиций могут выступать как отдельные предприниматели, так и организации (предприятия) и их объединения, государственные органы и инвестиционные фонды, которые планируют получить прибыль (или другой полезный эффект) от вложения средств в конкретный объект.
    Инвесторами могут быть [2, c.13]:
    Правительство РФ и правительства субъектов РФ в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;
    органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, уполномоченных в законодательном порядке;
    отечественные предприятия, а также предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица, наделенные их уставами необходимыми правами;
    совместные российско-зарубежные предприятия, организации и другие юридические лица;
    национальные и зарубежные кредитные организации;
    зарубежные юридические лица;
    иностранные государства в лице органов, уполномоченных их правительствами;
    международные организации.
    Объектами инвестиций обычно бывают:
    производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций;
    строящиеся или реконструируемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых товаров и услуг;
    комплексы строящихся или реконструируемых производств, ориентированных на выполнение некоторой программы (задачи). В этом случае под объектом инвестирования понимается программа федерального, регионального или иного уровня.
    Эти объекты различаются по масштабам, эффективности использования вкладываемых средств, социальной значимости, степени участия государства, направленности проектов. 
 
 
 

 

    2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 
 

      Состояние государственной инвестиционной политики в условиях мирового финансового кризиса России
 
   Подъем  в российской экономике в 1999-2008 гг. базировался на использовании преимущественно  старых мощностей, определенного запаса рабочей силы, что обеспечило условия  для высоких темпов роста при низкой норме накопления в 18-19% ВВП. Опора на самофинансирование, низкая капитализация банковской системы, серьезное отставание развития рынка корпоративных облигаций не позволяли активнее использовать национальные сбережения. Вложения в основной капитал определяют капиталоемкость экономики и выступают базой ее модернизации. Наращивание инвестиций – одна из первоочередных задач для поддержания высоких темпов экономического роста. В последние годы динамика инвестиций в России существенно ускорилась и в 2007г. Превысила 20% в реальном выражении. Сохранение высокой инвестиционной активности и резкий рост инвестиций в основной капитал – важный приоритет государственной экономической политики. Вместе с тем нередко упускается из виду вопрос об источниках финансирования вложений, их структуре, стоимости привлечения и устойчивости финансовых потоков. По данным за 2007г., около 42% инвестиций в основной капитал в России финансировалось за счет собственных средств предприятий, тогда как в 2000г. эта доля достигала 50%. Даже при самых благоприятных условиях собственные ресурсы предприятия ограничены размерами текущей прибыли и амортизации. Если норма прибыли на осуществляемые инвестиции выше стоимости привлечения капитала, то рационально заимствование средств из внешних источников.
   В период после краха 1998г. российский финансовый сектор существенно вырос, но при этом не был решен целый  ряд важнейших структурных проблем. Длительность кредита, как банковского, так и облигационного, осталась небольшой (выросла с одного года до трех лет и снова стала снижаться в 2008г.). Возможность привлечения долгосрочных облигационных займов на домашнем рынке по-прежнему ограничена. Пенсионная реформа так и не дала значительных средств экономике. Динамика биржевых индексов при малом обороте акций чрезвычайно зависима от небольших потоков иностранного спекулятивного капитала. Не решена главная задача – использование собственных сбережений страны на цели развития. Время, для создания институтов и инструментов развития, укрепления национальных банков и рынка корпоративных облигаций, было упущено. Вместо реализации модели финансовых рынков, направленной на развитие страны с учетом ее реальных проблем, сложилась система вывоза прямого частного капитала, накопления государственных резервов и заимствования за рубежом портфельного капитала. Эта система разрасталась по мере наращивания доходов страны, все больше увеличивая масштабы «глобализации» национального инвестиционного процесса.  
 

      Прямые  иностранные инвестиции в России в условиях мирового кризиса
 
   В сложившихся условиях на фоне мирового финансового кризиса важным вопросом является дальнейшая судьба прямых иностранных  инвестиций. В мире заметно снизился поток прямых иностранных инвестиций; что же произойдет с инвестиционной составляющей сотрудничества России с зарубежными странами, пока не понятно. Ситуация меняется практически каждый месяц. Но, стоит заметить, Россия – это развивающийся рынок, который в большом объеме получает инвестиции, поэтому говорить о масштабных снижениях инвестиционного потока некорректно. Россия привлекает и будет привлекать иностранные инвестиции в экономику. И даже в условиях кризиса иностранные инвесторы будут вкладывать средства в экономику России.
   В 2008 году спад в мировой экономике  и кризис ликвидности на денежных рынках и рынках долговых обязательств во многих развитых странах привели к сокращению объемов сделок по слияниям и поглощениям. Сокращение потоков прямых иностранных инвестиций – будет. Развитие финансовой системы затормозится, что не может не сказаться на предоставлении кредитов предприятиям. Если банки будут предоставлять кредиты, то, скорее всего, у предприятий не будет собственных средств, чтобы инвестировать в расширение производства. Что касается прямых инвестиций в российскую экономику, по оценкам аналитиков, сравнивать их приток с прошлогодним результатом не совсем корректно. Это не показательно, поскольку прошлый год был особенным: распродавались активы нефтяной компании «ЮКОС» и наблюдался просто бум инвестиций в энергетику.
   В этом году уже сорвалось несколько сделок в российском энергетическом секторе. Существуют и оптимистические оценки. Так, по мнению экономиста «Траста» Евгения Надоршина, банковский кризис у нас был спровоцирован не отсутствием денег, а недостатком доверия, и уже в следующем году банковский сектор восстановится и станет привлекательным для инвестиций, не будет проблем с привлечением прямых иностранных инвестиций в нефтяной сектор, производство минудобрений. Кроме того, потоки инвестиций в Россию будут зависеть ещё от политической и макроэкономической стабильности. Если удастся убедить инвесторов в стабильности, Россия, конечно, будет привлекать их своими природными ресурсами. Это такие активы, которые будут интересны всегда. В настоящее время инвестиционная составляющая сотрудничества стран является очень нестабильной, ввиду чего инвестиционные показатели меняются в стране в настоящем году каждый месяц, причем данные изменения координально меняют инвестиционную картину в стране.
   Величина  привлеченного иностранного капитала в экономику России в 2007 году составила 120,94 млрд долларов. Основная часть инвестиций, 73,5%, приходится, как обычно, на «прочие», - 88,95 млрд долларов. Размер прямых инвестиций – 27,79 млрд долларов. Портфельные инвестиции составили 4,19 млрд долларов. Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что инвестиционный климат в стране за данный период улучшался, а, следовательно, росло и доверие инвесторов. Основным поставщиком иностранных инвестиций в рассматриваемый период оказались Нидерланды – 64% от всей величины прямых инвестиций. Следом с большим отрывом следуют Кипр – 13, Германия – 2,7, Виргинские Британские Острова – 1,8 и  Великобритания – 1,5%. В последние годы в стране появились новые автосборочные производства, а на ряде старых мощностей стали собираться некоторые известные марки зарубежных автомобильных компаний. На сегодняшний день в России построено 10 сборочных производств по выпуску автомобилей из импортных комплектующих. Ещё большее количество предприятий планируется открыть в ближайшие годы. В январе-сентябре 2008 года в экономику России поступило 75,8 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе –сентябре 2007 года. В I квартале 2008 года поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд долларов (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале – 29,3 млрд долларов (меньше на 18,0%), в III квартале – 29,2 млрд долларов (больше на 6,1%). На прямые иностранные инвестиции пришлось 19,2 млрд долларов, что на 2,3% меньше, чем в январе-сентябре 2007 года. В структуре прямых иностранных инвестиций можно выделить:
      Взносы в капитал – 11,88 млрд долларов, из них реинвестирование – 567 млн долларов;
      Лизинг – 135 млн. долларов (увеличение в 2,5 раза, чем в 2007 году);
      Кредиты, полученные от иностранных совладельцев организаций – 6,27 млрд долларов (снизилось на 35,7%);
      Прочие прямые инвестиции – 912 млн. долларов.
Общий объем накопленных прямых иностранных  инвестиций составил за данный период 117,88 млрд долларов. Основными странами по накопленным прямым инвестициям остаются: Нидерланды, Кипр, Германия, Виргинские острова, Великобритания, США, Франция, Швейцария, Люксембург и др. Говоря об отраслевых приоритетах инвесторов из различных стран, необходимо прежде всего отметить исключительно высокий интерес инвесторов к добыче полезных ископаемых, в первую очередь, углеводородного сырья (45% от общего объема). Примерно такой же объем инвестиций смогли привлечь обрабатывающая, девелоперская и финансовая деятельность. В обрабатывающих производствах в числе основных инвесторов, кроме представителей Нидерландов, - представители Германии и Кипра, которые проявляют большой интерес к металлургическому и химическому производству, а также производству готовых металлических изделий. В финансовой деятельности большая часть приходится на вложения из Кипра и Индии. Обрабатывающие производства являются весьма крупной сферой иностранных вложений по итогам первого полугодия 2008 года. В эту сферу иностранный капитал проник ещё на стадии приватизации, поэтому вполне логично, что доля прямых вложений относительно велика, хотя наметилась тенденция к увеличению доли кредитов. Зарубежных партнеров по-прежнему интересуют, прежде всего, продукты первого передела и полуфабрикаты металлургического производства. В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для инвестиционного и хозяйственного подъема. Однако главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока неустойчив. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики: незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. Решение этих непростых проблем требует осуществления активной инвестиционной политики и ее критического переосмысления. 

      Инвестиции  государства в  национальные проекты  экономики
 
   После затяжного кризиса 1990-х гг. положение дел в аграрном секторе начиная с 1999 г. стабилизировалось, а в последние годы происходит рост производства.
   В настоящее время конкретные сферы  вложения государственных и частных  ресурсов в целом определены. В  разработанной Минсельхозом РФ «Стратегии развития АПК и рыболовства» намечены главные направления динамичного, эффективного развития АПК. Выделено три основных направления:
    обеспечение импортозамещения мяса и мясопродуктов в условиях роста потребительского спроса;
    развитие зернового экспортного потенциала с учетом роста потребления зерна на внутреннем рынке;
    развитие сельских территорий.
   Исходя  из этих ориентиров разрабатывается  система мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей с тем, чтобы они вкладывали средства на развитие собственного сельскохозяйственного производства. Это касается таких сфер АПК, как переработка и торговля, которые в большей степени ориентированы на импорт [10, c. 23].
   Надо  учитывать, что любой предприниматель - отечественный или зарубежный, крупный или мелкий - будет осуществлять вложения в том случае, если уверен, что они вернутся с прибылью. Поэтому важнейшая задача - обеспечить финансовую устойчивость деятельности, прежде всего сельскохозяйственным организациям. С 2004 г. проводится реализация Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». За этот период участниками программ финансового оздоровления стало более 12 тыс. сельскохозяйственных организаций. С ними заключено соглашений о реструктуризации долгов на сумму более 81 млрд. руб. и списано 27 млрд. руб. пеней и штрафов. Предпринятые в этом направлении меры позволили снизить долю хозяйств, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, до уровня с 90 до 70% в 2006 г.
   Позитивную  роль в развитии птицеводства сыграли меры тарифного и таможенного регулирования импорта мяса птицы. В результате за последние четыре года ежегодный рост объемов производства составляет от 8 до 15%.
   Разработана и реализуется государственная  политика инвестиций на развитие материально-технической  базы сельского хозяйства по следующим  основным направлениям:
    выделение государственных капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и на не программную часть в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. В федеральном бюджете 2007 г. на указанные цели для сельского хозяйства выделено 9,1 млрд. руб.;
    привлечение финансовых ресурсов на основе возрастающих возможностей осуществления лизинговых операций, в том числе через государственную лизинговую компанию ОАО «Росагролизинг»;
    предоставление инвестиционных кредитов сельскохозяйственным производителям всех форм собственности, по которым две трети процентной ставки погашается за счет средств федерального бюджета.
   По  направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение к 2008 г. объема реализации продукции, произведенной личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6%. Национальный проект дал заметный толчок развитию малых форм хозяйствования. По сравнению с прошлым годом объемы кредитования выросли на порядок. В середине сентября текущего года объем кредитных ресурсов превысил 25 млрд. руб., а за весь прошлый год всего 3,4 млрд. руб. Особенно вырос спрос на кредитные ресурсы у мелких производителей - личных подсобных хозяйств. Сегодня особенно остро стоит потребность в привлечении предпринимателей в АПК, прежде всего необходимы инвестиции в животноводство. Примеры частно-государственного партнерства имеются в Липецкой, Белгородской, Орловской, Ростовской областях, где появились крупные холдинги в птицеводстве и свиноводстве. В настоящее время 12 московских агрохолдингов также включились в реализацию национального проекта. Агрохолдинги разработали 20 крупных проектов развития животноводства, которые будут реализовываться в 10 регионах страны. В рамках данного проекта московскими агрохолдингами предусматривается создание современных, отвечающих требованиям передовых технологий, животноводческих комплексов [10, c. 26].
   На  реализацию бизнес-проектов по развитию животноводства московскими агрохолдингами предусмотрено привлечь в 2007-2008 гг. около 13 млрд. руб. кредитных средств, в том числе около 1 млрд. руб. из средств городского бюджета, предусмотренных на продовольственное обеспечение Москвы. Это позволит построить и реконструировать фермы, закупить племенной скот. В результате в 2008 г. поставки мяса всеми агрохолдингами в город увеличатся до 175 тыс. т, или до 60% всех поставок отечественного мяса, молока - до 167-170 тыс. т, или около 20% поставок цельного молока в город.
   К сожалению, сложившаяся бюрократическая процедура, которая сопровождает строительство животноводческих комплексов, а именно длительность процессов по отводу земли и получению согласования на проекты, является серьезным препятствием для бизнеса. Это вина не только государства, но и бизнесменов, которые должны четко формулировать не только свои проблемы, но и предлагать пути их решения на законодательном уровне.
   Начиная с текущего года государственная  поддержка инвестиционных проектов стала возможной также за счет средств Инвестиционного фонда. Порядок представления инвестиционных проектов регулируется Положением об Инвестиционном фонде РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. № 694.
   Стимулирование  инвестиций в сфере малого предпринимательства  закреплено в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором отражены льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг [17].
   Решение изложенных проблем позволит обеспечить рост инвестиций в АПК,
перевооружить сельскохозяйственное производство новыми машинами и оборудованием для внедрения современных технологий, снизить издержки производства и обеспечить наращивание производства конкурентоспособной продукции благодаря росту производительности труда.
     
 

      Инвестиционная  политика в Пермском крае
 
   Главной целью инвестиционного развития страны в целом и, следовательно, Пермского края является улучшение качества жизни населения. Для ее достижения абсолютным приоритетом является достижение высоких темпов экономического роста. Такие высокие темпы экономического роста необходимо сочетать с изменением структуры экономики, с инновационным развитием.
   Уровень инвестиций в основной капитал предприятий  Пермского края за январь 2008 года составляет 125,6% к соответствующему периоду прошлого года. Известны инвестиционные планы предприятий Прикамья. Эксперты советуют не забывать о прямой зависимости этих проектов от мировых цен на нефть [15, c. 23]. Самые крупные инвесторы – «Лукойл» (68 млрд долларов), «Уралкалий» (23 млрд) и «Сильвинит» (18 млрд) (см. приложение 5). Представитель компании из перечисленного списка заявили о больших инвестиционных планах. На «Сильвините» с 2000 года объем инвестиций на предприятии не опускался ниже 1 млрд рублей, в 2005 году он составил 2,8 млрд рублей, в плане предусмотрено ещё 4,5 млрд рублей. В ТГК-9 в развитие генерирующих мощностей до 2010 года планируется вложить более 60 млрд рублей.
   Основные  итоги социально-экономического развития Пермского края в январе 2008года (см. приложение 6). По итогам января 2008 года развитие экономики Пермского края характеризуется некоторым замедлением темпов экономического роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что рост объемов производства товаров и услуг зафиксирован практически по всем базовым видам деятельности, индекс реального роста составил 104,2% (в январе 2007 года – 109,6%) [12, c. 45].
   В январе 2008 года значимый рост объемов  зафиксирован на предприятиях металлургического производства (126,3%), производства строительных материалов (производства прочих неметаллических минеральных продуктов) – 114,1%. Сохраняется положительная динамика в легкой промышленности (текстильное и швейное производство – 180,2%). Немногим выше уровня прошлого года находятся химическое производство – 101,4%, производство кокса и нефтепродуктов – 102,3%. Рост в традиционном лидере машиностроения – производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - составил 131,2% к соответствующему периоду прошлого года. Объемы производства машин и оборудования увеличились в январе т.г. на 8%. В производстве транспортных средств и оборудования в январе сложились предельно низкие темпы производства продукции - 12,9%. Объем выпущенной продукции сельского хозяйства за январь 2008 года в фактических ценах составил 1019,4 млн. рублей, что в сопоставимой оценке ниже уровня прошлого года (92,3%). Это связано со значительным снижением объемов производства как в сельскохозяйственных организациях, так и в хозяйствах населения, а также с ростом цен на сельхозпродукцию [8, c. 1].
   Индекс  цен производителей промышленных товаров  в январе т.г. сложился ниже, чем в  аналогичном периоде прошлого года, составив 98,34% к декабрю 2007 года (в  январе 2007г. – 99,6% к декабрю 2006г.). Основное влияние на сложившийся индекс цен оказало сезонное удешевление топливно-энергетических ресурсов. Наибольшее падение стоимости наблюдалось на добываемую в Прикамье нефть (на 13,86%), также несколько снизились цены на газ природный (на 0,38%) и газы углеводородные сжиженные (на 2,34%). Выше уровня соответствующего месяца предыдущего года сложились цены в химическом производстве - 107,24%, в производстве машин и оборудования – 103,83% к декабрю 2007 года. В электроэнергетике индекс цен составил 108,4%, при этом основной прирост стоимости отмечался на электроэнергию (11,12%). В январе 2008 года продолжилось постепенное замедление темпов роста торговли. Оборот розничной торговли Пермского края составил 19,9 млрд. руб., или 110,1% к уровню прошлого года (в сопоставимых ценах). Оборот розничной торговли на 91% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка; доля продажи товаров на рынках составила 9% (в январе 2007 года – соответственно 85,3% и 14,7%).
   Сводный индекс потребительских цен на все  товары и платные услуги в январе 2008 года составил 102,25% к декабрю 2007 года, в том числе на продовольственные  товары – 102,17%, непродовольственные - 100,95%, платные услуги населению – 104,33%. По сравнению с январем 2007 года индекс потребительских цен в январе т.г. ниже на 0,15 процентных пункта. Инфляция в Пермском крае в январе т.г. сложилась на уровне аналогичного среднероссийского показателя, равного 102,3% (в том числе на продовольственные товары – 101,9%, непродовольственные - 100,6%, платные услуги населению – 105,4%) [8, c. 2].
          Повышение инвестиционной привлекательности региона
     Работа  по повышению инвестиционной привлекательности  осуществляется в нескольких направлениях:
            Обеспечение предложения на рынке  качественного трудового  ресурса
     С целью обеспечения предложения  на рынке качественного трудового  ресурса в крае осуществляется формирование заказа на подготовку специалистов в системе образования. Правительством края проводится анализ потребности в трудовых кадрах  на базе имеющихся промышленных предприятий. По его итогам формируется заявка для обучения, переподготовки, повышения квалификации специалистов, необходимых предприятиям Пермского края,  в учебных заведениях.
            Обеспечение потребностей  бизнеса  в природных ресурсах
     Для реализации данного направления  в крае проводятся мероприятия по вовлечению в оборот земли, подготовке площадок с инфраструктурой, формирование участков лесного фонда, развитию водохозяйственного комплекса, улучшению качества атмосферного воздуха населенных мест Пермского края, развитию минерально-сырьевой базы Пермского края.
            Снижение издержек бизнеса на доступ к инфраструктуре
     С целью снижения издержек бизнеса  в предстоящий период будет активизирована работа по изменению тарифной политики на услуги организаций коммунального  комплекса.
     Для снижения роста тарифов на электрическую  и тепловую энергию будет активно осуществляться развитие энергосбережения и ресурсосбережения на территории края, которое должно привести к снижению энергопотребления в ряде отраслей и ЖКХ, что позволит снижать объем инвестиций на развитие генерации и сдерживать рост тарифов.
     Для сокращения времени достижения пунктов  назначения будут построены новые  автомобильные и железнодорожные  магистрали, интегрированные в существующие и образовывающие новые международные  транспортные коридоры.
            Обеспечение доступа бизнеса к информационным ресурсам
     Правительством  края ведется работа по повышению  доступности информации для представителей бизнеса. С этой целью планируется:
     модернизировать сайт www.perm-invest.com, предназначенный для эффективного взаимодействия инвесторов, инициаторов инвестиционных проектов и органов власти;
     модернизировать сайт развития малого предпринимательства www.g2b.perm.ru, предназначенный для информационной и консультационной поддержки малого бизнеса на всех этапах его развития и взаимодействия с властью с целью снижения административных барьеров;
     создать электронную торговую площадку с  целью стимулирования сбыта продукции  краевых производителей;
     открыть региональное представительство Европейского Информационного Корреспондентского центра для оказания содействия малым и средним предприятиям (МСП) России в реализации их экспортного потенциала и успешном развитии внешнеэкономической деятельности.
     Кроме вышеуказанных  мероприятий, в крае осуществляется и планируется выставочно-ярмарочная деятельность и конгрессные мероприятия.
     На  современном этапе экономических  преобразований в Российской Федерации  выставочно-ярмарочная и конгрессная  деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.
     Выставочно-ярмарочная деятельность является важным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики, обеспечивает мобильность рынка, создает необходимое информационное поле, формирует значительные финансовые потоки, а также приносит дополнительный доход в бюджеты всех уровней и создает новые рабочие места.
     В Пермском крае  выставочно-ярмарочная деятельность осуществляется в соответствии с указом губернатора Пермского края от 25.10.2007 № 81 «О расходах на финансирование выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий».
     Результатом участия Пермского края в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности за пределами края будет являться содействие:
     увеличению  объема инвестиций в региональную экономику;
     расширению  рынков сбыта товаров и услуг, производимых и оказываемых на территории региона;
     развитию  малого и среднего бизнеса Пермского  края;
     улучшению имиджа региона;
     обмену  инновационным опытом с российскими  регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья;
     созданию  единого информационного пространства в целях развития региона;
     увеличению  числа рабочих мест в совокупности по отраслям (на 2396 к концу 2011 года).
     Выставочно-ярмарочная деятельность будет способствовать реализации краевых проектов «24-20» («Снижения налога на прибыль предприятий  края с 01.01.2006 с 24 до 20%»), «Продвижение продукции  пермских производителей», «Развитие  внутреннего и въездного туризма в Пермском крае в 2008-2012 гг.», «Развитие приоритетных отраслей растениеводства в Пермском крае» в части их продвижения на федеральный и международный уровни, а также достижению целевых показателей по данным проектам.
     Для дальнейшего развития выставочной деятельности на федеральном и международном уровнях на территории края необходимо содействовать развитию выставочно-конгрессной инфраструктуры, а также инфраструктуры гостеприимства Пермского края.
            Снижение  налоговой нагрузки
     На  повышение инвестиционной привлекательности региона, привлечение инвестиций в экономику края, снижение издержек бизнеса направлен ключевой проект с рабочим названием «24-20», в рамках которого, начиная с 2006 года, в крае снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20% для налогоплательщиков. Снижение в Пермском крае налога на прибыль является единственным примером в Российской Федерации, когда налоговая нагрузка на бизнес снижена за счет регионального бюджета.
       К сожалению, большинство собственников  крупных активов в крае не являются его резидентами. Мало в крае и центров управления компаниями федерального уровня. Ключевым в привлечении в край инвесторов, как  центров прибыли и управления, является наличие конкурентных преимуществ по сравнению с другими территориям Российской Федерации. Существуют, безусловно, естественно сложившиеся преимущества, однако задачей краевого Правительства является создание дополнительных стимулирующих факторов для компаний, рассматривающих различные регионы для инвестирования.
       Проект  по привлечению в край инвесторов и центров управления, центров прибыли компаний непосредственно направлен на достижение данной цели и предполагает решение следующих задач:
     создание  максимально благоприятного инвестиционного  климата;
     формирование  системы государственной поддержки инвестиций со стороны регионального правительства, в первую очередь отраслей перспективной специализации, в том числе за счет создания специализированных институтов привлечения стратегических и портфельных инвесторов (в т.ч. зарубежных), создания инфраструктуры для стимулирования и поддержки инвестиций;
     активное  продвижение региона на российском и международном уровнях.
     Основные  направления деятельности по проекту:
     привлечение в регион финансовых потоков и  инвестиций вертикально – интегрированных и крупных компаний России;
     привлечение в регион инвестиций иностранных  компаний;
     привлечение дополнительных финансовых потоков  и инвестиций региональных предприятий;
     проведение PR-кампании Пермского края по продвижению  проекта «24-20»;
     участие в выставках и деловых мероприятиях с целью продвижения проекта.
     Для реализации проекта создан Инвестиционный офис по привлечению центров управления и инвестиций в г. Москве.
     Работа  с потенциальными инвесторами означает выявление целевых аудиторий, их потребностей и увязку возможностей и сильных сторон Пермского края с потребностями инвесторов. Для каждой целевой группы разрабатывается программа мероприятий по информированию и привлечению, основываясь на понимании основных характеристик и ожиданий адресной группы, а также принимая во внимание интересы и стратегические планы развития региона.
     В рамках данного направления ведется  работа по привлечению инвесторов путем  подготовки и продвижения инвестиционных площадок. 
 
 
 
 
 
 

 

3. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА 2007-2030 гг.
  

   Тенденции развития российской экономики в  начале нового века убедительно подтверждают тот факт, что только дальнейшая активизация инвестиционных процессов  может вывести ее на путь стабильного, долговременного подъема и создать  условия для решения задач экономического и социального характера. Основной инструмент решения долгосрочных проблем развития – это инвестиции. Только с помощью инвестиций можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических ограничений. Международные сопоставления свидетельствуют о том, что основным фактором, обеспечивающим при прочих равных условиях более высокие темпы экономического роста, является повышенная норма накопления. Рост капиталоемкости в условиях сохранения нормы накопления означает замедление темпов экономического роста в долгосрочной перспективе как минимум до 4%. Компенсировать увеличение капиталоемкости в стратегическом плане можно только повышением нормы накопления. При этом увеличение нормы накопления в РФ даже до 25% не позволит сохранить достигнутые в настоящее время темпы роста (приложение 7а). Для ускорения экономической динамики в перспективе необходимо увеличение нормы накопления до 30-35% [16, c. 8] (приложение 7б).
   Важно подчеркнуть, что применительно  к современной экономической ситуации в России существуют необходимость и возможность значимого увеличения нормы накопления.
   Во-первых, норма сбережения в России остается достаточно высокой – более 30% ВВП. Это означает, что даже текущая годовая выручка позволяет профинансировать объем инвестиций на 60-70% больший, чем сейчас имеется. В большинстве развитых государств нормы накопления и сбережения примерно одинаковы.
   Во-вторых, финансовые накопления государства  в виде Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов настолько значительны, что позволяют инициировать инвестиционные проекты любого масштаба.
   Важнейшим механизмом, обеспечивающим увеличение внутренних инвестиций, должен стать фондовый рынок. Для этого необходимо, чтобы государство, используя потенциал своих финансовых накоплений, поддержало своими гарантиями минимальную доходность по акциям новых компаний, призванных стать локомотивами роста. Финансовые условия «стартового прорыва» должны быть обеспечены устойчивой банковской системой, включающей сеть специализированных финансовых посредников (инвестиционной направленности, банков проектного финансирования, ипотечных и строительных банков и т.п.).
   Качество  роста. 2030 г. – слишком отдаленная перспектива, чтобы полагать, что те или иные прогнозные количественные оценки могут дать достаточно полное представление об абсолютном и, тем более, об относительном уровне экономического развития.
   Инвестиционный вариант основывается на предположении о возможности достижения устойчивых высоких темпов экономического роста на всем прогнозном интервале. Такое развитие событий является не только крайне желательным и благоприятным для российской экономики, но и, как показывают расчеты, вполне достижимым.
   Доведение к концу ближайшего пятилетия (2010 г.) норматива накопления основного капитала в структуре использования ВВП до уровня, характерного для быстроразвивающихся экономик (25-32%), согласно предварительным расчетам, потребует не менее 12% среднегодового прироста инвестиций в основной капитал в 2007-2010 гг. [16, c. 18].
   В условиях повышения доли накопления происходит относительный «размен» между инвестиционным и потребительским спросом. В частности, среднегодовой прирост потребления домашних хозяйств снижается в 2007-2010 гг. до 8,2% (10,5% в 2002-2006 гг.). В то же время поддержание инвестиционной активности на необходимом для устойчивого развития уровне позволяет в последующие периоды обеспечить наращивание потребления домашних хозяйств, компенсировав, таким образом, некоторые потери в период интенсивного роста накопления основного капитала.
   Прогнозную  динамику экспорта имеет смысл рассматривать  в структуре, по крайней мере, трех основных его составляющих – сырьевого экспорта, экспорта обрабатывающих отраслей и экспорта услуг:
    сырьевой экспорт представлен динамикой вывоза (среднегодовой прирост в 2006-2030 гг. не более 2,5%);
    отраслях, обрабатывающей промышленности увеличение темпов роста экспорта на основе улучшения технологической базы позволяет достичь опережения динамики по сравнению с ростом ВВП;
    в отраслях сферы услуг рост экспорта определяется достижением соотношения доли услуг в общем объеме экспорта, характерного для развитых стран (15-20%). В среднем на прогнозном периоде 2006-2030 гг. экспорт растет темпом, постепенно приближающимся к темпу ВВП.
   Динамика  импорта в существенной мере определяется снижением высокой эластичности импорта по доходам населения. Это является следствием значительного роста инвестиционной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.