На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Платежный баланс Республики Беларусь и методы его регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Платежный баланс как объект экономического анализа
     1.1. Понятие, структура и экономическое значение
     В настоящее время большинство  стран мира составляют свои платежные  балансы в соответствии с методологией и принципами, разработанными Международным  валютным фондом. Такой подход значительно  облегчает сопоставление и анализ платежных балансов разных стран  за разные промежутки времени, а также  позволяет унифицировать процесс  составления платежного баланса.
     Различают платежный баланс за определенный период (год, месяц, квартал) и платежный  баланс на определенную дату. Платежный  баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и  поступлений за данный отрезок времени  и позволяет выявить изменения  в международных экономических  отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Платежный баланс на дату не фиксируется в форме публикуемых  статистических показателей, но он отражает изменения со дня на день соотношений  платежей и поступлений, которые  подлежат исполнению на определенную дату.
     С бухгалтерской точки зрения платежный  баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет  место активное сальдо, либо пассивное. Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления. [26, с.15]
     По  методологии Международного валютного фонда платежный баланс – это систематический перечень всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую. [Приложение А]
     Платежный баланс (аналитическое представление) имеет пять разделов.
     1. Текущий счет (счет текущих операций).
     Он  охватывает любые операции с реальными  ценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемые  между резидентами и нерезидентами  Республики Беларусь. В этом счете  отражается информация об экспортно-импортных  операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами.  
         
Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.
       Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики.
     Пассивный торговый баланс считается нежелательным  и обычно оценивается как признак  слабости внешнеэкономических позиций  страны.
     Вместе  с тем, торговый баланс, как разница  между экспортом и импортом, содержит минимум информации. Однако он является важнейшим исходным показателем общей ситуации, поскольку на долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. 
     Торговля  услугами включает экспортно-импортные операции с услугами. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной,  телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи; международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам; передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем, и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают.
     В отличие от торговли товарами, информацию о продаже услуг можно получить только в результате косвенных подсчетов, что ведет к некоторой задержке с публикацией баланса. [13, с.6-9]
     2. Счет операций  с капиталом и  финансовых операций.
     Он включает в себя прямые инвестиции, портфельные и другие инвестиции, производные финансовые инструменты. Прямые инвестиции осуществляются для оказания воздействия на процесс управления предприятиями, что достигается путем участия  в собственном капитале предприятия. Портфельные инвестиции представляют собой долговые ценные бумаги, акции и другие инструменты фондового рынка, которые приобретаются главным образом для получения дохода. Другие инвестиции охватывают коммерческие (торговые) кредиты, средства, поступающие по иностранным ссудам, в погашении основного долга (средний и долгосрочный капитал) и в изменение требований т обязательств банковского сектора, движение средств на счетах предприятий за рубежом и другие.
     3. Статистические расхождения по статьям текущего, капитального и финансового счетов.
     Это могут быть результаты расхождений в платежах и поступлениях из-за нарушений в движении потоков экспорт – импорт и соответствующих им расчетно-платежных операциях, ошибок в связи с получением информации из различных источников, поступающей в разные сроки.
     4. Общий баланс.
     С бухгалтерской точки зрения платежный  баланс должен быть сбалансирован. Он является активным, если поступления  из-за границы превышают платежи, либо пассивными – если платежи  превышают поступления.
      5. Финансирование.
     Балансирующий раздел, где раскрываются методы и  источники погашения сальдо платежного баланса. Это может быть движение валютных резервов, иностранная помощь, внешние государственные займы  и другие источники. Как одно из средств  выравнивания платежного баланса используется продажа иностранных и национальных ценных бумаг за иностранную валюту.
     В платежном балансе фокусируются состояние и проблемы взаимодействия экономики с внешним миром. На основе  вытекающей из него информации принимаются многие политические решения, которые влияют на проводимую страной  экономическую политику. Из-за крупных  дефицитов платежного баланса, ведущих  к росту внешней задолженности, могут вызвать социальные кризисы, падение правительства, обострение противоречий между странами. Чрезмерные активные сальдо платежного баланса  чреваты усилением инфляции или  ростом реального валютного курса, снижением внешней ценовой конкурентоспособности. Поэтому  главная функция платежного баланса - оценка конкурентной позиции  страны в разрезе основных международных  экономических операций и ее места  в мировой экономике в статистическом и динамическом аспектах. Платежный  баланс за длительный период времени (5-10 лет) не просто регистрирует в виде статистических показателей объем  и соотношение поступлений и  платежей страны по внешнеэкономическим  сделкам, но и отражает изменение  количественных и качественных параметров взаимодействия национальной экономики  с мировой.
     Вторая  функция платежного баланса - характеристика валютного положения страны:
     - определение степени стабильности  валютного курса национальной  денежной единицы;
     -оценка  деятельности монетарных органов  власти по управлению официальными  золотовалютными активами и внешними  обязательствами.
     Третья  функция – выявление тенденций, характеризующих финансовое положение  страны как международного нетто-должника или кредитора, т.е. развитие ее международной  инвестиционной позиции, а также  осуществление расчета критических  показателей в отношении обслуживания ею внешнего долга.
     Четвертая функция платежного баланса –  влияние на прогнозирование национального  экономического развития в целом  и в разрезе отдельных секторов хозяйства, а также на прогнозирование платежного баланса на следующий год.
     Пятая – воздействие на выбор страной  форм, методов и направления денежно- кредитной и фискальной политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Методика составления платежного баланса
     Методической  основой построения баланса служат рекомендации Международного валютного  фонда, а также такие источнике  информации, как система банковской отчетности о внешнеэкономической  деятельности; система отчетности предприятий-резидентов о внешнеэкономических операциях; информация Министерства финансов, Министерства иностранных дел, государственных  и таможенных служб и др.
     Основополагающим  для составления платежного баланса  является метод двойной записи международных сделок, когда каждая операция, подлежащая включению в платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись показывает, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимные требования и обязательства между странами, возникающие в результате совершения названной внешнеэкономической операции.
       Таблица 1- Правила отражения операций в платежном балансе по дебету и по кредиту
Операция Кредит, плюс (+) Дебет, минус (-)
А. Товары и нефакторные услуги Экспорт товаров  и экспорт услуг Импорт товаров  и импорт услуг
Б. Услуги труда и капитала (оплата труда  и доходы от инвестиций) Оказанные нерезидентам резидентами Оказанные резидентам нерезидентами
В. Трансферты Получение средств Передача средств
Г. Операции с финансовыми активами или обязательствами Увеличение  обязательств по отношению к нерезидентам или уменьшение требований к нерезидентам Увеличение  требований к нерезидентам или уменьшение обязательств по отношению к нерезидентам
     Источник: Методологический комментарий к  платежному балансу // Вестник Банка  России №29(192) 20 мая 1997 г., с. 10.
     Составление платежного баланса основывается на ряде принципов:
     1. Принцип экономической  территории, резидентства  и центра экономических  интересов. Смысл их состоит в том, чтобы определить, каких экономических субъектов относить к субъектам внешнего мира, а каких — к внутренним, какие экономические операции и потоки считать внешнеэкономическими. Экономический субъект является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических интересов на экономической территории страны.
     2. Принцип оценки  экономической сделки  и времени записи. Для целей сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при составлении балансов международных расчетов требуется единая система оценки сделок с реальными и финансовыми активами и пассивами, а также оценки активов и обязательств на определенный момент времени. Международный валютный фонд рекомендует производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным ценам, согласованным участниками экономической операции.
     3. Типы экономических  операций. Основными типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются экономические операции или сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса международных платежей страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3  Факторы, влияющие на платежный баланс
     К ключевым факторам, оказывающим воздействие  на платежный баланс стран с открытой экономикой, относятся:
     1) Рост национального дохода в реальном отражении:
     - повышение темпов развития национальной  экономики увеличивает спрос  на импортные товары и услуги, вызывает ухудшение текущего  платежного баланса страны. Снижение  темпов экономического роста  данной страны, наоборот, улучшает  состояние ее платежного баланса  по текущим операциям.
     2) Изменение реальной ставки процента на международном рынке капитала:
     - движение процентной ставки на  мировом финансовом рынке вызывает  аналогичное по направлению изменение  нормы процента в малых и  средних странах с открытой  экономикой.
     - рост реального процента вызывает  снижение уровня внутреннего  потребления, инвестиций, сокращение  импорта, улучшение платежного  баланса по текущим операциям.
     - снижение реального процента  ведет к уменьшению накоплений, развитию инвестиционной активности, расширению импорта, к ухудшению  платежного баланса по текущим  операциям.
     - во всех странах с открытой  экономикой устойчивый рост реального  процента по сравнению  с  его уровнем в других странах  вызывает приток краткосрочного  капитала, улучшение финансового  счета и общего платежного  баланса. Снижение реального процента- наоборот.
     3) Инфляция:
     - в условиях фиксированного паритета  влияние инфляции на платежный  баланс проявляется через счета  текущих операций.
     - более высокий уровень цен в стране уменьшает ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке товаров и услуг.
     - сокращение экспорта и наращивание импорта при высоком уровнем инфляции вызывает резкое ухудшение баланса текущих операций и могут вызывать кризис общего платежного баланса из- за развития массового бегства от национальной валюты.
     - проведение валютных интервенций  истощает резервные активы центрального  банка.
     4) Валютный курс:
     - воздействие валютного курса  на платежный баланс проявляется  через  изменение относительного  уровня цен на местные и иностранные товары и услуги в связи с его повышением или понижением.
     - при условии эластичности спроса  на импорт и экспорт повышение  валютного курса национальной  денежной единицы ухудшает ценовую  конкурентоспособность ее экспорта  и улучшает конкурентоспособность  заграничных товаров и услуг.
     - сокращение экспорта и увеличение  импорта могут перевести к  пассиву торгового и текущего  платежного баланса.
     5) Среди прочих факторов, оказывающих  воздействие на платежный баланс, имеют значение: усиление международной  финансовой взаимозависимости, экономический  потенциал страны, изменение «условий  торговли» и некоторые другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методы  регулирования платежного баланса
     2.1 Основные методы государственного регулирования
     Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
     Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.
     Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
     В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
     Материальной  основой регулирования платежного баланса служат: 1) официальные золотовалютные резервы; 2) национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства  в международных экономических  отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация  внешнеэкономических операций с  помощью нормативных актов и  органов государственного контроля.
     При регулировании платежного баланса  возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро  встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных  расчетов призывают их «навести порядок  в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д.
     Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в  том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также  покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов  регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических  операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных  расчетов страны.
     Странами  с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие  мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов:
     1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
     2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.
     Удорожая  импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных  товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ  на внешних рынках. Поэтому, хотя она  может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет  причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта  девальвация должна быть достаточной  по размеру. Иначе она лишь усиливает  спекуляцию на валютных рынках, так  как сохраняется возможность  повторного пересмотра валютного курса. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию  снижения курса других валют, и тогда  страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые  страны периодически практикуют множественность  валютного курса, иногда в форме  двойного валютного рынка, как скрытую  девальвацию. Введение режима плавающих  курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение  скачкообразных девальваций в известной  мере сняло давление спекулятивных  капиталов на международные расчеты, однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного  снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.
     3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
     4. Финансовая и денежно-кредитная  политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).
     5. Специальные меры  государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.
     Важным  объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное  регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены. Для  создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров  и освоении внешних рынков государство  предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических  и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного  капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные  льготы в обмен на обязательство  выполнять определенную экспортную программу.
     В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного  производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной  специализации государство стимулирует  экспортную деятельность мелких и средних  фирм. Принимаются меры по повышению  роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как  «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство  усиленно ориентирует предприятия  на внешние рынки, создавая для них  преимущества и переводя ресурсы  в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование  экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.
     Методы  стимулирования экспорта применяются  все более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные  формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта.
     В целях регулирования платежей и  поступлений по «невидимым» операциям  платежного баланса принимаются  следующие меры:
     - ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
     - прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
     - содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
     - расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
     - регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
     Регулирование движения капиталов направлено, с  одной стороны, на поощрение внешнеэкономической  экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание  платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации  национальных капиталов. Этой цели подчинена  деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные  условия для частных заграничных  инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
     Государство принимает также меры по сдерживанию  «бегства» капитала. В их числе: экономическая  и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству  и национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой» экономикой. Важным методом  пресечения «бегства» капитала является эффективный государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера  вывоза его и требование своевременной  репатриации дивидендов и процентов.
     В мировой практике сдерживания «бегства»  капитала применяется сочетание  законодательных норм с мерами административного  и финансового контроля за операциями с денежным капиталом и за инвестициями за рубежом. Банки осуществляют контроль и информируют государственные  органы о подозрительных переводах  наличных денег на банковские счета  за рубежом, за авансовыми платежами  по фиктивным внешнеэкономическим контрактам. Создание единой цепочки субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), контрольно-учетного механизма, унификация форм отчетности (в частности о проверке экспортных грузов и их прибытия) способствует ограничению масштабов «бегства» капитала. Одним из средств сдерживания отлива капитала является эффективный валютный и экспортный контроль. При этом залогом успеха является межведомственное разграничение функций, полномочий и ответственности контролирующих органов. Важный фактор сдерживания «бегства» капитала - международное сотрудничество, соглашения со странами, где оседают «беглые» капиталы, о совместных мерах в области валютного и экспортного контроля. Иногда применяется избирательная амнистия для «беглого» капитала в целях стимулирования его репатриации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.