На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция как механизм саморегулирования рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и виды конкуренции 4
    1.1. Понятие и сущность 4
    1.2. Виды и формы конкуренции 8
ГЛАВА 2. Рыночное саморегулирование и  совершенная конкуренция 12
    2.1. Рыночное саморегулирование и  механизм конкуренции в теории  Адама Смита 12
    2.2. Совершенная конкуренция 13
ГЛАВА 3. Типы рыночных структур несовершенной  конкуренции и порядок ценообразования  в условиях этих структур 16
    3.1. Монополия 17
    3.2. Олигополия 18
    3.3. Монополистическая конкуренция 19
ГЛАВА 4. Механизмы воздействия конкуренции на цену 22
Заключение 27
Список  литературы 29 

 

      Введение
      Тема  является актуальной, так как с  проблемами, которые раскрываются в  этой теме, мы сталкиваемся довольно часто  и понимание конкуренции, как  механизма саморегулирования и  рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
      Цель: охарактеризовать конкуренцию и раскрыть ее роль в саморегулировании рынка.
      Задачи, необходимые решить для достижения поставленной цели:
    определить суть конкуренции и понять, при каких условиях она возникает;
    изучить какие существуют виды и формы конкурентной борьбы;
    раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рыночных структур;
    выявить влияние конкуренции на рынок товаров и услуг;
    определить какую роль занимает конкуренция в ценообразовании;
    сделать выводы.
      Предмет исследования: влияние существующей конкуренции на стратегию поведения субъектов рынка в рыночных отношениях.
      Объект  исследования: субъекты рыночной системы.
      Структура работы: введение, четыре главы теоретической части, заключение и список используемой литературы. 

 

       ГЛАВА 1. Сущность и виды конкуренции
      1.1. Понятие и сущность
      Конкуренция – термин латинского происхождения  и в буквальном переводе означает «сталкивание». Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим.
      Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.
      Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и  одновременно служит непременным условием его существования и развития. В конкурентной борьбе субъекты отношений соперничают за использование лучших условий производства, купли и продажи товаров. Благодаря конкуренции товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет приобретать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене. Поэтому конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
      В реальности конкуренция имеет сложную  основу. Каждому типу хозяйственных  единиц присущи свои особенности: у  ведущих мощных производителей —  это сила, у мелких фирм — гибкость, у специализированных компаний —  приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов — преимущества первооткрывателей и т.д. Такого рода качества экономического объекта, которые отсутствуют или меньше выражены у соперников, называются конкурентными преимуществами и являются важнейшим показателем конкурентоспособности (КСП).
      Универсального, общепринятого определения КСП  не существует. Обычно под КСП понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать  соперника в достижении поставленных экономических целей.
      КСП фирмы (предприятия) — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
      Иначе говоря, показатель КСП для любой  фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.
      Конкурентные  преимущества фирмы можно разделить  на две категории: «превосходство в  умении» и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности.
      Разнообразными  могут быть и ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества.
      КСП товара — совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов. КСП товара — это синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро, производственной деятельности фирмы, ее смежников, работы службы маркетинга, посреднического звена и др.
      Однако  КСП товара на рынке — это не только его высокое качество и  технический уровень, но и умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, а главное — максимальный учет требований рынка, конкретных групп покупателей. КСП товара предполагает очень быструю реакцию поставщика на требования рынка и поведение покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой потребительской ценности в необходимых количествах и вовремя доставить его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом уровне.
      КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках  в зависимости от изменения таких  важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.
      Для участников рыночных отношений, и в  первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция в связи с изменяющимися условиями рынка носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
      Деятельность  любой хозяйственной единицы  в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному  контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что, в конечном счете, эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.
      Конкуренция — это самый эффективный и  дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.
      Однако  не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка — недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п.
 

      1.2. Виды и формы конкуренции
      По  масштабам развития конкуренция  может быть:
      индивидуальной – один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг;
      местной – ведется среди товаровладельцев какой-то территории;
      отраслевой – в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода;
      межотраслевой – соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода;
      национальной – состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны;
      глобальной – борьба предприятий, хозяйственных объединений и  государств разных стран на мировом рынке.
      Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного  рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция  бывает трех видов.
      Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
      Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по возможности двигателями.
      Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.
      По  характеру развития конкуренция  подразделяется на:
    свободную и
    регулируемую.
      Свободная конкуренция означает, во-первых, что  на рынке имеется множество независимых  товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
      В историческом аспекте следует отметить, что до середины 19 века в национальных хозяйствах (современных) развитых стран  существовала свободная, или совершенная, конкуренция. В этом случае на том или ином отраслевом рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной продукции. Масштаб производства каждого производителя настолько невелик, что он не может повлиять на установление рыночных цен на данный тип продукции. Капиталы могут свободно входить в данную отрасль и выходить из неё. Во второй половине 19 века ситуация изменилась. Благодаря нововведениям, структурным изменениям в производстве, с возрастанием роли отраслей тяжёлой промышленности против лёгкой, пищевой постепенно возникают крупные предприятия и их объединения, которые захватывают всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства: рабочая сила, мощности, объёмы производства сосредотачивались на всё более крупных предприятиях, в акционерных обществах. Конкуренция становилась несвободной (несовершенной).
      Формы конкуренции по методам ведения:
    Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию.
    Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:
– совершенствование технических  характеристик товаров;
– улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.
      Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относятся также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Однако как долговременная тенденция идёт смещение «центра тяжести» от ценовой к неценовой форме конкуренции.
      Неценовая конкуренция посредством улучшения  качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
      Неценовая конкуренция путём сбыта продукции  получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
      Особыми методами неценовой конкуренции  являются продажа товаров в рассрочку  и лизинг. Последний метод означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
      Научно-технический  прогресс создаёт широкие возможности  для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический  потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
 

       ГЛАВА 2. Рыночное саморегулирование и совершенная конкуренция
      2.1. Рыночное саморегулирование и механизм конкуренции в теории Адама Смита
      Саморегулирование – это обязательный элемент экономики, основанный на рыночных принципах.
      Рыночное  саморегулирование – автоматическое воздействие рыночного механизма взаимодействия спроса и предложения, конкуренции на формирование цен, объемов производства и продаж товаров, уровень потребления, эффективность производства и качество работы.
      Родоначальником идеи саморегулирующейся экономики  был английский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.). По убеждению А.Смита, преимуществом рыночной экономики было то, что она обладает способностью к саморазвитию и саморегулированию. Основой этой способности он считал конкуренцию между производителями, стремящимися к улучшению своего материального блага и социального положения.
      Теория  конкуренции была обобщена А.Смитом в работе "Исследование о природе  и причине богатства народов" (1776 г.). Новизна теории конкуренции  А.Смита заключалась в том, что  он впервые:
    сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и уменьшающего цены при избытке предложения;
    сформулировал главный принцип конкуренции — принцип "невидимой руки", в соответствии с которым "дергая" за ниточки марионеток — предпринимателей, "рука" заставляет их действовать в соответствии с неким "идеальным" планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
    разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;
    определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);
    разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей, наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.
      По  теории А.Смита «невидимая рука» - это рыночный механизм регулирования в условиях свободной, или совершенной, конкуренции. Поэтому рассмотрим подробно характеристики рынка совершенной конкуренции. 

      2.2. Совершенная конкуренция
      Следует иметь в виду, что черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т.е. совершенная конкуренция – не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или  иной степени приближаться к модели.
      Совершенно  конкурентный рынок или рынок  свободной конкуренции характеризуется, прежде всего, тем, что на нем устанавливается единая цена на один и тот же продукт в одно время. Однако модель рынка совершенной конкуренции основана на раде допущений относительно организации рынка:
    Основной чертой рынка совершенной конкуренции является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером может служить рынок сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
    Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм В, Г, Д рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирма А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
    Экономические субъекты совершенно конкурентного рынка являются «соглашающимися с ценой» (ценопринимающими). На рынке совершенной конкуренции отдельные фирмы не имеют контроля над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или цену продукта.
      Отдельный конкурирующий производитель находится  во власти рынка; цена продукта есть заданная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно.
    Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль и выхода из нее. Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль: патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию, существенных первоначальных затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.
      С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует  его желаниям. Отсутствует вмешательство в организацию рынка. Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам. Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность и вероятную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двусторонней монополии. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями, их обустройство на новом месте жительства или переобучения не требует больших затрат. Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.
      Таким образом, в условиях совершенной  конкуренции товаропроизводители  вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене. 

      ГЛАВА 3. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции и порядок ценообразования в условиях этих структур
      Прежде  всего, надо установить, по каким критериям  происходит различие рыночных структур, которые сложились в тех или  иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
    количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
    характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
    наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
    степень доступности экономической информации.
      Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Невозможность фирм контролировать цены на свою продукцию предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
 

       3.1. Монополия
      Монополия представляет собой рыночную структуру, полярно противоположную совершенной  конкуренции. Она предполагает существование фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. Такое положение позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.