На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Агропромышленный комплекс России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Введение

     Экономическая география – составная часть  социально-экономической географии. Как отрасль фундаментальной  науки она изучает территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и отдельных регионов.
     Обоснование рациональной территориальной организации  народного хозяйства, построенное  с применением новейших методов исследований, возможно только при использовании методологии и результатов исследований многих наук. Среди них значительная роль принадлежит экономической географии, изучающей объективные закономерности и специфические особенности территориальной организации народнохозяйственного комплекса в соответствии с общими и региональными экономическими, техническими и природными условиями страны. Цель экономической географии сводится к созданию теоретических основ процесса формирования различных территориальных систем внутри народного хозяйства и пропорций между ними.
     Факторы размещения и развития производительных сил – это совокупность важнейших требований отраслевого производства к географической среде, природно-климатическим условиям и социально-экономической инфраструктуре; его функционированию, соблюдение которых обеспечивает экономическую эффективность, т.е. возможности получения коммерческого продукта в больших количествах достаточного качества с наименьшими затратами.
      Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей - сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
      Наряду с позитивными изменениями расширением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису.
      В первой части курсовой работы содержатся основные характеристики Российской Федерации.
      Во  второй части курсовой работы рассматривается ситуация, сложившаяся в аграрном секторе России, а также конкретные причины кризисного состояния агропромышленного комплекса; цели, для достижения которых началась аграрная реформа, и необходимые условия, которые должно соблюдать государства для преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях. Здесь же рассмотрены основные инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту агропромышленного производства.
     Курсовая  работа состоит из трех частей: 1 часть содержит основные характеристики Российской Федерации, 2 часть содержит вопросы агропромышленного комплекса РФ, 3 часть - расчетная часть.
 

1. Административно-территориальная  характеристика России

1.1 Геополитическое положение России

     Российская Федерация – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн. км2.
     Российская  Федерация занимает северную и северо-восточную  части материка Евразия (1/3 России –  в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн. км2 и 10 млн. человек.
     Северная  материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.
     Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41012’  северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.
     Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.
     Крайняя восточная материковая точка  – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка  – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).
     Почти вся территория России расположена  в Восточном полушарии. Из-за большой  протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.
     Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.
     Северные  морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.
     Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).
     Морские границы на западе. Воды Балтийского  моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.
     На  юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.
     Россия  – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.
     Велика  протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.
     Территория  России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).
     Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.
     Нынешняя  ситуация порождает множество проблем. "Географическое отдаление России" сократило ее участие в европейских делах". Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.
     При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Рисунок 1– Карта Российской Федерации
     Образование Российской Федерации как независимого государства привело к существенным геополитическим изменениям и возрастанию роли экономико-географического положения России как морской и сухопутной евразийской державы. Отрицательным моментом современного геополитического положения ее является отсутствие прямых сухопутных выходов к развитым странам Европы. За пределами территории Российской Федерации остались важнейшие морские порты и перевалочные базы (13 – на Черном море и 5 – на Балтийском), поэтому возрастает значение выхода России к странам Тихоокеанского бассейна, поскольку на Дальнем Востоке действует 21 порт, обеспечивающий устойчивые экономические связи со странами Азии, Америки и Океании. Уникальное экономико-географическое положение территории России обеспечивает широкие возможности как экономического, так и политического сотрудничества с зарубежными странами с различными уровнем экономического развития и геополитической ориентацией.

1.2 Население и трудовые ресурсы

     Главная цель функционирования региона заключается  в создании благоприятных для жизни человека материальных условий, так как в них формируется экономическая среда жизнедеятельности людей. Население, являясь целевой функцией региона, одновременно служит важнейшим механизмом приведения в действие всего хозяйственного механизма
     Население – важнейшая функциональная подсистема региона, определяется как совокупность людей, живущих в пределах конкретной территории, характеризуется показателями: динамикой и численностью населения; интенсивностью отдельных демографических процессов – рождаемость, смертность, естественный прирост (рождаемость-смертность), брачность; расселение, урбанизация, миграция; возрастно-половой состав и семейное положение; уровень образования; расовый, языковый, этнический и религиозный составы. Показатели, отражающие социально-экономическую структуру населения – экономически активное население, его профессиональный состав и занятость.
     Численность населения РФ на конец 2006 года составила 143,5 млн. человек (из них 56 % в трудоспособном возрасте). По численности населения Россия занимает шестое место в мире, уступая Китаю (1209 млн. человек), Индии (919 млн. человек), США (261 млн. человек), Индонезии (195 млн. человек). Бразилии (154 млн. человек).
     От  бывшего СССР в России остался 51 % населения, в том числе в европейской части (включая Урал) – 57 %, а в азиатской – 47 %. В результате Россия по числу жителей стала несколько более европейской страной. В европейской части СССР проживал 71 % населения, а в европейской части России - почти 4/5 (78 %).

    Рисунок 2 – Группировка субъектов РФ по численности населения
     Динамика  численности населения республик, краев и областей, входящих в состав РФ, различна по регионам. Так, в Центральном, Центрально-Черноземном. Поволжском районах отмечается наибольший прирост численности городского населения среди экономических районов. Численность сельского населения за последние три года снизилась во всех районах, кроме Дальневосточного и Северо-Кавказского Тенденции урбанизации регионального развития многих экономических районов связаны прежде всего, не с преодолением серьезных различий между городом и деревней по условиям труда, быта, культурного развития. Города всегда являлись центрами прогресса, сосредоточением высококвалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых кадров, они имели притягательную силу для размещения и развития передовых производств - наукоемких, высокотехнологичных производств и т д. Поэтому молодое население страны всегда стремилось к городскому образу жизни.
     Современный возрастной состав населения сложила  в основном, в результате снижения рождаемости за последние 20 лет. Анализ динамики возрастной структуры населения показывает, что в 2001 году доля людей моложе трудоспособного возраста (0-16 лет) составила 22,5 млн. человек доля людей в трудоспособном возрасте составила 57 млн. человек; доля пожилых и старческих возрастных групп (60 лет и старше) – 20, 5 млн. человек. В последние годы отмечается неблагоприятная тенденция в изменении возрастной структуры населения: доля лиц моложе трудоспособного возраста за период с 1992 по 2003 гг. уменьшилась с 27.3 до 22.9 % при одновременном росте лиц пенсионного возраста с 17,2 до 20,2 %. Численность мужчин превышает численность женщин. Превышение численности женщин над "численностью мужчин начинается с 35 лет причем численность женщин в возрастной группе 55 лет и старше более чем на 13 млн. человек превышает мужское население этого же возраста. Это связано с профессиональными навыками мужского населения (экстремальные виды трудовой деятельности, худшие адаптационные навыки в складывающихся рыночных условиях, влекущие за собой стрессы, профессиональные заболевания, злоупотребления алкоголем, курением и т. д.).
     Численность населения, его структура предопределяется не только естественным, но и миграционным движением. Начиная с 90-х гг. усиливается миграционный обмен между Россией и странами дальнего зарубежья. Так, за период с 1992 по 2002 гг. из РФ выехали на постоянное место жительства почти 2,5 млн. человек (в Германию - 69,5 %, Израиль - 14,4 %, США - 10,1 %). В страны ближнего зарубежья из РФ выехало за тот же период около 4000 тыс. человек, из них в страны СНГ и Балтии -1400,2 тыс. человек. Наиболее крупные потоки эмиграции направлялись в бывшие республики СССР: на Украину (49,3 %), в Казахстан (17,7 %), Беларусь (11,2 %). Обострившиеся межнациональные отношения вызвали многочисленную иммиграцию населения в РФ из бывших республик СССР. Так, за период 1992-2003 гг. в РФ из государств СНГ и Балтии прибыли более 4500 тыс. человек. За последние четыре года поток беженцев возрос со 160,3 до 974,4 тыс. человек Наибольший поток переселенцев направляется в РФ из Таджикистана (23,8 %), Грузии (15 %) и Азербайджана (13,4 %). Основная часть беженцев приходится на русское население (65 % общей численности прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии).
     Миграционные  процессы населения внутри страны подвержены резким перепадам в зависимости от периодически принимаемых политических решений в области экономического развития регионов (волна переселений на север и восток сменяется волной движения в обратном направлении). Также огромным оборотом людей, представляющих собой временную рабочую силу, характеризуются общественные территории за Уралом. В целом неразвитость инфраструктуры, социально-экономическое неравенство регионов, упадок целых отраслей промышленности поддерживают высокую готовность населения к миграции.
     Средняя плотность населения РФ составляет 8,1 человека на 1 км2.
     Трудовые  ресурсы – это трудовой потенциал населения, часть населения страны (региона), обладающая необходимым образовательным уровнем, физическим развитием и состоянием здоровья для работы в хозяйственном комплексе страны, важный элемент экономического потенциала страны Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, интенсивности всех демографических процессов, связанных в основном с демографическими структурами населения. В оценке трудовых ресурсов принято исходить, прежде всего, из их возрастно-половой, образовательной и профессиональной структуры. Известное значение имеют семейный состав, трудовой стаж и др.
     Численность трудовых ресурсов в стране или в  районе оказывает большое влияние  на их экономический потенциал, на развитие производительных сил того или иного региона Районы, хорошо обеспечение трудовыми ресурсами, более благоприятны при прочих равных условиях для размещения трудоемких производств. Трудовые ресурсы представляют собой экономически активное население, занятое в общественном производстве. Распределение трудовых ресурсов по экономическим районам связано с размещением населения и поэтому также неравномерно. Под воздействием ряда факторов (социально-экономических, исторических, природных) сложилась общая картина размещения населения, в том числе и трудовых ресурсов. Важное значение имеет соотношение трудовых ресурсов той или иной территории с потребностями ее хозяйства в рабочей силе, рабочих местах (баланс трудовых ресурсов), с учетом перспективы и наличия других ресурсов, например, природных, для освоения которых может оказаться недостаточным имеющихся трудовых ресурсов. В зависимости от этого соотношения выделяются районы трудоизбыточные и трудодефицитные. При этом в случае совпадения ресурсов и потребностей по общей величине они могут не совпадать по половой и возрастной структуре, по профессиям и квалификации. Эти обстоятельства должны всегда учитываться при анализе трудовых ресурсов.
     Эффективность использования трудовых ресурсов различается по регионам, и здесь важную роль играет производительность труда Производительность труда в различных отраслях народного хозяйства и промышленности определяется уровнем технической оснащенности и организации производства. Оказывает влияние также его внутренняя структура, уровень цен на продукцию и другие факторы. Поскольку peгионы специализируются на разных отраслях, имеют различную фондовооруженность и фондоотдачу, то показатель, производительности труда в региональном разрезе сильно отличаются. Так,  более высокий удельный вес в регионе отраслей с высокой производительностью - электроэнергетики, химической, пищевой, легкой промышленности - повышает общий региональный показатель производительности труда по сравнению со средним в стране.

1.3 Природно-ресурсный потенциал России

     Наличие природных ресурсов является главным  условием размещения производительных сил на данной территории. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.
     Россия  имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. Россия находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.
     Размещение  нефтяных и газовых месторождений. Россия располагает значительными  запасами нефти и газа. Основные их залежи расположены в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.
     Западно-Сибирская  нефтегазоносная провинция. В пределах Западно-Сибирской низменности открыто 300 нефтяных и газовых месторождений. Наиболее значительные месторождения нефти расположены в Спедпеобском нефтяном районе, где выделяются Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Нижневартовское, Соснинско-Советское, Сургутское, Александровское, Федоровское и др. Вторым нефтяным районом Западной Сибири является Шаимско-Красноленинский, который расположен в 500 км севернее Тюмени, где наиболее крупные месторождения – Шаимское и Красноленинское.
     Запасы  западно-сибирской нефти характеризуются  рядом благоприятных показателей: относительно неглубоким залеганием продуктивных пластов (до 3 тыс. м); высокой концентрацией запасов; относительно несложными условиями бурения скважин, высоким их дебитом. Нефть отличается высоким качеством. Она легкая, малосернистая, характеризуется большим выходом легких фракций и содержанием попутного газа, являющегося ценным химическим сырьем. По объемам добычи нефти Западная Сибирь занимает первое место в стране.
     На  территории Западной Сибири расположены  и основные запасы природного газа страны. Из них более половины находится  на Тюменском Севере преимущественно в трех газоносных областях. Наиболее крупные газовые месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское открыты в Тазово-Пурпейской газоносной области на севере Тюменской области в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иванковское месторождения природного газа.
     Волго-Уральская  нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию между Волгой и Уралом и включает территорию Татарстана и Башкортостана, Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию Республики Коми и Ненецкого автономного округа Архангельской области. Большая часть разведанных и прогнозных запасов этой провинции размещена в относительно неглубоких (800-3300 м) и хорошо изученных геологических комплексах.
     Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территорию Краснодарского и Ставропольского краев. Чеченской и Ингушской Республик, Дагестана.  На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Дагестанская и Грозненская. Грозненская расположена в бассейне р. Терек. Основные месторождения нефти и газа: Малгобекское, Горагорское, Гудермесское. Дагестанская область тянется широкой полосой от побережья Каспийского моря в западном направлении до Минеральных Вод, а в южной части ее границы проходят по предгорьям Большого Кавказа и охватывают территорию Северной Осетии, Чеченской и Ингушской Республик, Дагестана Важнейшие нефтегазоносные месторождения Дагестана - Махачкалинское, Ачису, Избербашское. Крупное месторождение газа в республике - Дагестанские огни.
     В пределах Северо-Западного Кавказа  расположены Ставропольская и Краснодарская нефтегазоносные области. В Ставропольском крае крупными месторождениями газа являются Северо-Ставропольское и Пелагиадинское, в Краснодарском крае - Ленинградское, Майкопское, Староминское и Березанское.
     Размещение  угольных месторождений. Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам угля. На ее территории расположено 23 % мировых запасов угля. Имеются угли различного типа: антрациты, бурые и коксующиеся. Антрациты и бурые угли служат энергетическим топливом и сырьем для химической промышленности. Коксующиеся угли используются в качестве технологического топлива в черной металлургии.
     Значение  угольного бассейна в экономике  региона зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности к промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения. Угольные бассейны восточных районов России опережают европейскую часть по технико-экономическим показателям, что объясняются способом добычи угля в этих угольных бассейнах. Открытым способом добываются угли Канско-Ачинского, Кузнецкого, Южно-Якутского, Иркутского бассейнов.
     Бурые угли залегают в основном на Урале, в Восточной Сибири, в Подмосковье. Каменные угли, в тем числе к  коксующиеся, залегают в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутском бассейнах. Основными угольными бассейнами являются Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Южно-Якутский и Подмосковный бассейны.
     Печорский угольный бассейн расположен в Северном экономическом районе на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа Архангельской области. Общая площадь бассейна составляет 100 тыс. км2 . Балансовые запасы составляют 210 млрд. т. Угли бассейна отличаются высоким качеством и теплотворной способностью 4-7,8 тыс. ккал. Около половины запасов приходится на коксующиеся угли. Глубина залегания в среднем составляет 470 м. Кузнецкий бассейн находится в Западно-Сибирском экономическом районе на территории Кемеровской области. Площадь бассейна составляет 70 тыс. км2. Балансовые запасы угля составляют 600 млрд. т. По запасам мощности и качеству углей Кузнецкому бассейну принадлежит одно из первых мест среди угольных бассейнов мира Основными потребителями кузнецких углей являются Урал, Центр, Волго-Вятский экономический район.
     Канско-Ачинский буроугольный бассейн расположен на территории Красноярского края Восточно-Сибирского экономического района и Кемеровской области Западной Сибири. Бассейн вытянут вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на 800 км. Это уникальный в мире бассейн по запасам углей для открытой добычи.
     Южно-Якутский угольный бассейн расположен па территории Республики Саха (Якутия) Дальневосточного экономического района Балансовые запасы угля составляют 40 млрд., т. Угли, в основном коксующиеся, отличаются достаточно высоким качеством. Они характеризуются незначительным содержанием фосфора, низко сернистые.
     Железорудные  ресурсы России представлены бурыми, красными (или гематитовыми рудами), магнитными железняками (или магнетитовыми  рудами) и др. Качественная характеристика их различна. Имеются запасы как бедных железных руд, где содержание железа колеблется в пределах 25-40 %, так и богатых с содержанием железа до 68 %.
     Железорудные  ресурсы неравномерно размешены  по территории России. Основная часть запасов железных руд приходится на европейскую часть страны. Наибольшие разведанные запасы сосредоточены в Центрально-Черноземном, Уральском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономических районах.
     В европейской части страны наиболее крупным является железорудный бассейн Курской магнитной аномалии (КМА). Он находится на территории Белгородской, Курской и частично Воронежской областей Центрально-Черноземного района, а также Орловской области Центрального района Бассейн занимает площадь около 180 тыс. км2
     Месторождения Мурманской области и Республики Карелия имеют запасы магнеготовых, титаномагнетитовых руд и железистых кварцитов. Руды при невысоком содержании железа (28-32 %) хорошо обогащаются. Наиболее крупные месторождения в Мурманской области - 1-е Ковдорское и Оленегорское, в Карелии - Косто-мукшское. Месторождения Урала тянутся широкой полосой с севера на юг параллельно Уральскому горному хребту. Они размешены на территории Свердловской, Пермской, Челябинской и Оренбургской областей.
     На  Северном Урале залежи железной руды сосредоточены в Северной и Богославской группах месторождений, на Среднем Урале - в Тагило-Кушвинской и Качканарской группах, на Южном Урале - в Бакальской и Орско-Халиловской группах месторождений. Основная часть запасов железных руд Урала (70 %) сосредоточена в Качканарской группе в Свердловской области, где залегают титано-магнетитовые руды. Они относятся к бедным, но легкообогатимым, содержат в среднем около 17 % железа, а также ванадий и незначительное количество вредных примесей (серы и фосфора). Месторождения разрабатываются открытым способом и являются сырьевой базой металлургических предприятий Среднего Урала
     Железорудные  ресурсы Урала к настоящему времени  значительно выработались. Так, исчерпаны  ресурсы месторождений гор Магнитная  и Благодать. Поэтому в настоящее время часть рудного сырья поступает на Урал из других районов страны.
     Размещение  месторождений руд цветных металлов. Россия располагает крупными запасами руд цветных металлов. Отличительной их особенностью является чрезвычайно низкий процент содержащегося в них металла. Поэтому руды почти всех цветных металлов подвергаются обогащению. Основные запасы размешаются на территории Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и других районов страны.
     Месторождения медных руд. Медь является важнейшим цветным металлом. Она отличается малым содержанием металла в руде (1-2 %) и залегает часто в сочетании с цинком, свинцом, золотом, серебром. Крупные месторождения медных руд разведаны на Урале, Восточной Сибири. Северном Кавказе.
     Месторождения меди имеются в Восточной Сибири в Красноярском крае. Полиметаллические свинцово-цинковые руды России сосредоточены в Западной Сибири (Салаирская группа). Восточной Сибири (Нерчинская группа, Горевское месторождение в Красноярском крае, в Республике Тыва), на Дальнем Востоке (Тетюхинская группа).
     Месторождения никеля и кобальта. Главные месторождения руд никеля размешены на территории Мурманской (Каула), Оренбургской (Буруктальское) и Челябинской (Черемшанское) областей. Красноярского края (Норильское, Талнахское).
     Основная  масса производимого в стране кобальта осуществляется переработкой комплексных руд.
     Месторождения олова. Главный район размещения - Дальний Восток. Наиболее крупные месторождения - в районах хребтов Малый Хинган и Сихотэ-Алинь. Южном Приморье и бассейне р. Яны.
     Месторождения легких металлов. Ведущая роль в промышленном производстве принадлежит алюминию. Для его получения используются три основные вида исходного сырья - бокситы, нефелины и алуниты.
     Месторождения благородных металлов. Основные месторождения золота встречаются в коренных породах в виде кварцево-золотоносных жил и в россыпях. Они расположены на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Добыча серебра производится из свинцово-цинковых руд преимущественно в районах Сибири
     Месторождения нерудных полезных ископаемых. Нерудные полезные ископаемые представлены месторождениями фосфоритов, апатитов, калийных и каменных солей, известняками мергелями, глинами, песчаниками, серой, а также графитом, асбестом, слюдой, мрамором, кварцем, плавиковым шпатом и др.
     Калийные  соли служат исходным сырьем для производства калийных удобрений. Крупнейшее месторождение калийных солей - Верхнекамское - расположено на Урале в Пермской области, где содержится основная часть всех запасов калийных солей России. Балансовые запасы его оцениваются в 21,7 млрд. т.
     Для получения серной кислоты используются сера и серный колчедан. Значительные запасы серы и самородной серы расположены в Самарской области, а также на Северном Кавказе (Республика Дагестан) и на Дальнем Востоке (Хабаровский край). Основным районом залежей и добычи серного колчедана является Урал.
     Запасы  поваренной соли выявлены на Урале (месторождения Верхнекамское в Пермской области, Илецкое в Оренбургской области), в Нижнем Поволжье (Баскунчакское и Эльтонское), Восточной Сибири (Усольское в Иркутской области), на Дальнем Востоке (Олекминское в Республике Саха).
     Месторождения слюды имеются на севере в Республике Карелия и в Мурманской области, на Урале, в северных районах Сибири, а также на Дальнем Востоке (Республика Саха).
     Основные  промышленные запасы асбеста расположены на Урале. Важнейшими месторождениями является Баженовское (Свердловская область) и Киембаевское (Оренбургская область). Уникальное месторождение асбеста Молодежное расположено в Республике Бурятия.
     Алмазы - это минерал, состоящий из чистого  кристаллического углерода, образуются в изверженных породах, кимберлитах. Крупнейшие месторождения алмазов сосредоточены в Республике Саха (Якутия) в средней части бассейна рек Лены и Вилюй, по верхнему течению р. Алдан и бассейнах р. Алдан и Оленек. Имеются запасы алмазов в бассейне р. Вишеры в Пермской области. Наибольшее промышленное значение имеют кимберлитовые трубки "Мир", "Лихая", "Удачная", расположенные в среднем течении р. Вилюй. Крупные месторождения алмазов разведаны и подготовлены для открытой разработки в Архангельской области. Выявленные месторождения расположены в 90 км севернее Архангельска и включают пять алмазных кимберлитовых трубок.
     Лесные  ресурсы России велики и отличаются высоким качеством. По их запасам  и величине лесопокрытой площади (750 млн. га) наша страна занимает ведущее место в мире. Лесом покрыто более 40 % всей территории россии, а общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд. кубометров. Это более чем в три раза превосходит запасы США, Канады. Основные лесные ресурсы расположены в восточных районах страны, на долю которых приходится 79 % запасов. В европейской части сосредоточен 21 % лесных ресурсов. Наиболее лесистые районы - Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Европейский Север, Урал (Пермская, Свердловская области и Удмуртская Республика), а также Волго-Вятский район (Кировская и Нижегородская области).
     Водные  ресурсы России по суммарным объемам  речного стока, площади водосборов и протяженности рек весьма велики.
     Распределение ресурсов речного стока по территории России неравномерно и неблагоприятно в отношении размещения основных потребителей воды - населения, промышленности и сельского хозяйства. Большая часть речного стока формируется в малонаселенных северных и северо-восточных районах страны и поступает в основном в бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов
     Россия  обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами. Их запасы оцениваются в 320 млн. кВт с возможной выработкой электроэнергии до 2800 млрд. кВт/ч. Распределены гидроэнергетические ресурсы неравномерно. Большая их часть приходится на Сибирь и Дальний Восток, причем основные запасы гидроэнергии сосредоточены в бассейнах рек Енисея, Лены, Оби, Ангары. Иртыша и Амура Лена по запасам гидроэнергии занимает первое место среди рек России. Богаты гидроэнергетическими ресурсами реки Северного Кавказа. Значительная часть технически возможных для использования гидроэнергетических ресурсов страны приходится на Поволжский и Центральные районы Российской Федерации, где особенно велики запасы гидроэнергии бассейна Волги.
     Велико  значение рек страны для развития межрайонных и внутрихозяйственных связей. Россия располагает самой разветвленной в мире речной сетью, что создает весьма благоприятные условия для развития речного транспорта. Протяженность судоходных речных путей по рекам России превосходит 400 тыс. км.
     Таким образом, мощный и разнообразный  природно-ресурсный потенциал Российской Федерации, способный обеспечить необходимые  объемы внутриреспубликанского потребления и экспорта, характеризуется крайне неравномерным размещением по территории - значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных северных районах. Для природных ресурсов России в целом характерна диспропорция в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится основная часть потенциальных и разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов, древесины, руд цветных и благородных металлов. Европейская же часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно топливно-энергетическими, а юг - лесными и водными.

1.4 Факторы развития производительных сил РФ

     Факторы развития производительных сил –  это совокупность важнейших требований отраслевого производства к географической среде, природно-климатическим условиям и социально-экономической инфраструктуре; его функционированию, соблюдение которых обеспечивает экономическую эффективность, т.е. возможности получения коммерческого продукта в больших количествах достаточного качества с наименьшими затратами.
     Производительные силы экономики – это экономически активное население, материально-техническая база и фирмы организации территориального производства и взаимодействия.
     Развитие  производительных сил отражает пространственный (географический) аспект общественного воспроизводства в условиях рыночной конкуренции. Выбор территории для размещения отраслевого производства выступает важной стороной инвестиционного процесса.
     Закономерности  размещения производительных сил представляют общие отношения между производительными силами и территориями.
     К закономерностям размещения производства в условиях рынка относятся:
    рациональное, наиболее эффективное размещение производства;
    комплексное развитие экономических районов всех субъектов Российской Федерации;
    рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории.
     Все факторы делятся на две группы: производственные и социально-экономические.
     Производственные - это те факторы, которые поддаются четкой количественной оценке учитываемой в себестоимости и цене продукции и влияют на рыночную власть (водно-сырьевой, топливно-энергетический, трудовой, транспортный, потребительский и др.).
     Из  многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить важнейший - транспортный.
     Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами, или в отраслях, где высока материалоемкость производства. То же самое можно сказать и о потребительском факторе. Но, кроме того, он оказывает огромное воздействие на размещение предприятий отрасли.
 

2. Агропромышленный комплекс России

2.1 Современная ситуация в агропромышленном комплексе

      Агропромышленный  комплекс является самым крупным  народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей - сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
      В агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации. Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.
      Однако, к сожалению, наряду с позитивными  изменениями расширением спектра  форм хозяйствования, включая воссоздание  крестьянского уклада, ликвидацией  государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования.
      Агропромышленный  комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится  к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
      АПК - самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.
      К агропромышленному комплексу относятся  все виды производств и производственного  обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.
      Аграрные  преобразования в стране происходили по нескольким направлениям.
      Первое - реформирование АПК, включая земельную  реформу, реорганизацию колхозов и  совхозов, приватизацию предприятий  отраслей, поставляющих сельскому хозяйству  средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.
      Второе - разгосударствление системы закупок  и реализации продукции, продовольственной  оптовой и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.
      Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению.
      Четвертое направление реформы связано  с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.
      Резко сократилась государственная поддержка  сельского хозяйства. Доля сельского хозяйства в расходной части бюджета по сравнению с долей сельского хозяйства в ВВП резко. Почти полностью прекращены работы по восстановлению и повышению плодородия земли.
      Наряду  с обострением традиционных для  села социальных проблем (узость сферы приложения труда, низкий уровень доходов населения, отставание социальной сферы) появились новые проблемы: превышение смертности населения над рождаемостью, рост сельской безработицы, усиление социальной дифференциации в сельском обществе; свертывание сети объектов сельской социальной сферы; рост информационной изолированности деревни.
      Переход от одной системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Такой переход должен включать, во-первых, подготовительный период, во-вторых, период непосредственных преобразований. В течение подготовительного периода закладываются правовые, экономические и организационные условия под будущее реформирование. В течение второго периода происходит постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и укрепляются институты рыночной экономики, складывается новая система общественных отношений.
      Современные аграрные преобразования были начаты спонтанно, без правовой, организационной и экономической подготовки, при игнорировании необходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной экономике. Отсутствие четкой концепции развития реформы, ее чрезмерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к противоречивости правовой базы и к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных актов (Земельный кодекс, законы об аренде земли и ее залоге и др.), а недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аграрных отношениях усилила стремление провести и ускорить эти изменения административным путем. Относительно малые масштабы выхода крестьян из колхозов и совхозов нередко объяснялись противодействием руководства этих предприятий и местной администрации, а также недостаточностью материальной поддержки. Все это в той или иной степени имело место, но главное все же - игнорирование отсутствия желания у подавляющего большинства крестьян изменить ставший привычным уклад жизни, который сформировался у них в колхозах и совхозах и которого они лишились, выйдя из сельхозпредприятия.
      Попытки «подтолкнуть» реформирование сверху вызвали ухудшение экономической и социальной обстановки в деревне.
      Другими причинами сложившегося положения  стали:
    общая кризисная ситуация в стране, которая проявилась в значительном падении производства, поспешном и непоследовательном переходе к рыночным отношениям, развитии инфляции и разрыве хозяйственных связей;
    уменьшение государственной поддержки аграрного сектора;
    устранение государства от экономически обоснованного использования своих функций в области регулирования производства и рынка, разрушение системы государственных закупок при отсутствии рыночной инфраструктуры и государственного контроля за деятельностью посреднических фирм, осуществляющих закупки сельскохозяйственного сырья и реализацию продуктов питания;
    отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики, т.е. отсутствие стратегии реформирования;
    усилившийся монополизм коммерческих банков и смежных с сельским хозяйством отраслей;
    односторонность аграрных преобразований, увлечение реорганизацией крупнотоварного производства, перераспределением земли и приватизацией;
    недооценка роли науки при проведении реформ и отсутствие действенного механизма экономического стимулирования освоения достижений научно-технического прогресса;
    слабая защита отечественного товаропроизводителя, необоснованное стимулирование импорта многих видов продовольствия, ослабление или полный разрыв экономических и научно-технических связей со странами СНГ, продажа многих продуктов питания для России другими странами по демпинговым ценам.
      Итак, налицо ухудшение положения по подавляющему большинству позиций. Завершившийся пятилетний период реформирования российской экономики не принес ожидаемых положительных результатов. Более того, из-за неподготовленности к проведению реформ в стране наметился глубокий кризис в производственной и социальной сферах.

2.2 Особенности регулирования агропромышленного комплекса

2.2.1 Цели преобразований АПК

      Анализ  причин аграрного кризиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными условиями выхода из кризиса являются:
    восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как организатора и координатора многих функций АПК;
    рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования;
    обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
    достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;
    развитие кооперативных форм и связей;
    эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
    гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;
    преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;
    система мер по защите отечественного товаропроизводителя.
      Одна  из важнейших стратегических целей аграрной и экономической реформы в целом заключалась в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение роли государства, сокращение масштабов государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики становится непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью аграрного реформирования, непосредственно связанной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.
      Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования возникновение в структуре аграрного сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных предприятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское предпринимательство.
      Начатая земельная реформа меняет структуру  землевладения и характер земельных  отношений. На смену исключительной государственной монополии на землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На повестке дня - создание земельного рынка, который должен привести к концентрации земли в руках умелых владельцев.
      Однако  все эти изменения не могут рассматриваться как само цель, а должны служить условиями роста производства, повышения производительности труда и эффективности агропромышленного производства. Именно по этим основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов. Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне находятся в состоянии затяжного системного кризиса, который распространился как на экономическую, так и на социальную сферу.
      При этом сельское хозяйство, сами естественные условия которого ставят его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого самостоятельно противостоять отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить производительность труда, иметь более высокое органическое строение капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации, чем другие отрасли материального производства.
      Усилился  диспаритет цен: цены на потребляемые в аграрной сфере промышленные средства производства и ресурсы опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию. В результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях материального производства рентабельность продукции, хотя и сократилась, но сохранилась, то сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.

2.2.2 Формы государственного регулирования

     Переходный  период в аграрной экономике требует  оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
     Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.
     При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного  сектора – сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.
     Активное  воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.
     Ограниченность  ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации.
     В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование  кредитов с пониженной для сельского  хозяйства процентной ставкой.
     В налоговой политике необходимо исключить  многоканальность и дублирование налоговых  изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход  к одноканальной системе в  форме земельного налога, дифференцированного  в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.
     Задачам овладения рыночным механизмом и  методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.
     Государственное регулирование АПК обязательно  включает и внешнеэкономическое  направление. Оно в качестве одной  из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции.
     В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и другая сторона - потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.
     В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда условий - коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии посевного материала, а также при достижении паритета цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные ресурсы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.