На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование финансового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Министерство  образования и науки РФ
   Федеральное государственное образовательное  учреждение
   Среднего  профессионального образования
   «Челябинский  юридический техникум» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Финансовое право»
Тема: «Правовое  регулирование финансового контроля» 
 
 

Выполнила: Блинова Анастасия Сергеевна
Студентка группы № П 31
Проверил  преподаватель:
Решетникова Н.Н. 
 

Г. Челябинск
2011
 


Оглавление
   Введение 3
   Глава 1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях  Рыночной экономики 5
   Параграф 1.1 Содержание и значение финансового контроля …………………..5
   Параграф 1.2 Развитие в условиях перехода к рыночной экономике …………...9
   Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля 11
   Параграф 2.1 Виды финансового контроля ……………………………………...11
   Параграф2.2 Методы финансового контроля ……………………………………13
   Формы финансового контроля ……………………………………………………17
   Глава №3 Государственный финансовый контроль 19
   Параграф3.1 Основные задачи и функции органов государственного финансового контроля ……………………………………………………………..…19
   Параграф3.2 Счетная палата Российской Федерации как высший орган  государственного финансового контроля …………………………………………...25
   Параграф3.3 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации …………………………………...33
   Глава № 4 Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение 38
   Параграф 4.1 Сущность аудиторского финансового контроля …………………38
   Параграф 4.2 Виды аудиторского контроля ……………………………………..40
   Параграф 4.3 Основные цели аудиторской проверки …………………………...41
   Заключение 43
   Список используемой литературы. 45
   Приложение 46 
 
 
 
 

Введение

   Финансовый  контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и  связанных с ними вопросов с применением  специфических форм и методов.
   Государственный финансовый контроль — контроль законодательных  и исполнительных органов власти, а также специально созданных  учреждений за финансовой деятельностью  всех экономических субъектов с  применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового  законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности  финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
   Экономические и политические преобразования в  Российской Федерации в начале 90-х  годов привели к существенной перестройке действовавшей в  стране системы государственного финансового  контроля и постепенному приближению  ее к западной модели. В связи  с чем, появились новые органы государственного финансового контроля:
      -    Счетная палата Российской Федерации;
      -    Федеральная налоговая служба;
      - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (которая в данное время как таковая не существует);
      - Главное  управление федерального казначейства  Министерства финансов Российской  Федерации и др.
   Новая система политической власти во главе  с Президентом Российской Федерации  вызвала к жизни президентский  контроль.
   Возник  аудиторский контроль, т.е. появились  и начали действовать негосударственные  контролирующие службы (аудиторы), осуществляющие на договорной основе (за определенную плату) по заказу самих предприятий или соответствующих контролирующих и правоохранительных органов проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.
   Для России в высшей степени актуальна  организация эффективной всеобъемлющей  системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового  контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой  административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали  необходимость построения принципиально  новой системы финансового контроля - целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны  экономической жизни.
   Ни  одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о  каком возрождении российской государственности  не может быть и речи, пока не будет  наведен должный порядок в  бюджетно-финансовой сфере, пока системе  государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный  финансовый контроль является необходимым  условием сильной власти, важнейшим  фактором государственного строительства.
   Объектом  исследования являются финансово-правовые отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу осуществления финансового контроля; механизм функционирования системы финансового контроля; а также нормы действующего и ранее действовавшего российского и зарубежного законодательства, регулирующие финансово-контрольные отношения в процессе осуществления аудиторской деятельности. Предметом данной работы является финансовый контроль.
   Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его  видов, основных методов, а также  показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур РФ.

Глава 1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях  Рыночной экономики

Параграф 1.1 Содержание и значение финансового контроля                                 

   Финансовый  контроль  является  практическим  воплощением   контрольной функции, присущей финансам как экономической  категории.
       Контроль - неотъемлемая часть системы регулирование, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов и контроля позволяет вскрыть раннее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
   Финансовый  контроль –  составная  часть,  или  специальная  отрасль, осуществляемого  в стране контроля. Наличие финансового  контроля  объективно обусловлено  тем, что финансам как экономической  категории присущи не  только распределительная,  но  и   контрольная   функции.   Поэтому   использование государством финансов  для  решения  своих  задач  обязательно  предполагает проведение с их помощью контроля за ходом  выполнения этих задач.  Финансовый контроль осуществляется  в  установленном  правовыми  нормами  порядке  всей системой органов государственной власти и органов  местного  самоуправления, в том числе специальными  контрольными  органами  при  участии  общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
   Значение  финансового  контроля  выражается  в  том,  что  при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка  в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями,  учреждениями,  во-вторых,  экономическая  обоснованность   и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.
   Финансовый контроль, с одной стороны, является одной  из завершающих  стадий  управления  финансами,  а  с   другой,   он   выступает необходимым  условием  эффективности  управления  ими.  Сложность  понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой  категории  финансов.  Так же как финансы являются основой любой сферы общественной  деятельности  и  в то же время отражают их  материальную  результативность,  так  и  финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально  проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная  от  стадии  формирования финансовых ресурсов, необходимых для  начала  осуществления  деятельности  в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
   Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
   Для осуществления финансового  контроля  создаются  особые  контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их  права, обязанности  и ответственность строго регламентированы,  в  том  числе  и  в законодательном  порядке.
   Финансовый  контроль  включает  в  себя:  контроль  за  исполнением федерального бюджета;  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации;  бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего  и  внутреннего  долга; государственных резервов.
   Объект  финансового  контроля  не  ограничивается  проверкой  только денежных средств. В конечном итоге он означает  контроль  за  использованием материальных, трудовых, природных и  других  ресурсов  страны,  поскольку  в современных условиях процесс  производства  и  распределения  опосредствуется денежными отношениями.
   Субъектами  оперативного управления финансами  в Российской Федерации являются Министерство финансов Российской Федерации  и другие финансовые контролирующие органы.
   Непосредственным  предметом   проверок   выступают   такие   финансовые (стоимостные)  показатели,  как прибыль,  доходы,  налог на   добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.  Эти  показатели  имеют  синтетический  характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями  охватывает  все стороны  производственной,  хозяйственной   и   коммерческой   деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм  финансово-кредитных взаимосвязей.
   Сферой  финансового  контроля  являются   практически   все   операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых   случаях   и   без   них (бартерные сделки и т. п.).
   Финансовый  контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основными  принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
   Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных корм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
   Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый   контроль   включает   проверку:   соблюдения    требований экономических   законов,   оптимальности    пропорций    распределения    и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);  финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и  финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
   В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности

Параграф 1.2 Развитие в условиях перехода к рыночной экономике  

 
   В странах с переходной экономикой, к  которым  в  настоящее время  принадлежит  Россия,   экономико-правовая   организация   финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят  от тоталитарности государственного  финансового  контроля  и  создают  правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и  налоговых ведомств, присущих развитым странам,  современная  система  государственного финансового контроля России включает и ряд  других  специальных  органов.   

   В соответствии с  Указом  Президента  РФ  от  25  июля  1996  г.  «О  мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», государственный финансовый контроль разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. 

     По   мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация  финансового  контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближайся к  западной модели,  которая,  по  оценкам   специалистов,   в   целом   доказала   свою эффективность. Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России. 

   Сужается  сфера действий государственного финансового  контроля и меняется его содержание. Он все более концентрируется  на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями  движения ВВП, денежной массой, формированием  и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. 

   Происходит  определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного, чем и призваны заниматься органы федерального казначейства. 

   Одновременно  расширяется сфера действий негосударственного финансового контроля со стороны  аудиторских фирм, кредитных организаций  и т.д. 

   Децентрализация экономики, отчуждение государственной  собственности в частное владение уменьшили прежние источники  государственных доходов, что заставило  искать прежние источники государственных  доходов, что заставило искать источники пополнения государственной казны, более приемлемые для рыночных условий.
   При создании органов внешнего государственного финансового контроля был учтен  опыт организации такого контроля в  демократических странах с развитой рыночной экономикой, согласно которому ключевая роль в проведении государственного финансового контроля отводится  законодательным ( представительным) органам  власти и создаваемым ими органам  высшего государственного финансового  контроля.

Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля

Параграф 2.1 Виды финансового  контроля

 
Финансовый  контроль классифицируется по разным критериям(см. схему 1): 

    В зависимости  от времени проведения:
      предварительный;
      текущий (оперативный);
      последующий.
 
   Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. 

   Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины. 

   Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем. 
 

    В зависимости от субъекта контроля, проводимого финансовый контроль, различают следующие виды контроля:
      Общегосударственный;
      Ведомственный;
      Внутрихозяйственный;
      Независимый (аудиторский)
 
   Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса, осуществляющих его субъектов : Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ. Он направлен на объекты, подлежащие проверке в независимости от ведомственной подчиненности. 

   Основная  его цель - контроль за исполнением  государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга, государственных  резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.  

   Ведомственный контроль - в составе государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи. 

   Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов). В ходе проведения этого контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств. 

   Независимый ( аудиторский ) контроль- вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудита. 

    В зависимости от инициативы субъектов финансовых правоотношений:
      а) обязательный финансовый контроль проводится в силу требований законодательства, а также по решению компетентных органов государства;
      б) добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
 
   Возможны  и другие основания классификации  финансового контроля(см. схему 2), в частности в зависимости от сферы финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

Параграф2.2 Методы финансового  контроля

   Методы  финансового контроля - приемы, способы  и средства его осуществления.
   По  методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие,  как: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.(см. схему 3)
   Проверки проводятся на основе отчетной документации и первичных приходных и расходных документов. При их проведении рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
   Обследование охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
   Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов.
   Анализ  финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственными средствами и эффективности их использования.
   Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны финансово-кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. При этом, неэффективное использование полученной бюджетной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования.
   Ревизия — наиболее полный и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это сплошная проверка всех финансово-бухгалтерских документов (особенно кассовых и банковских) ревизуемой организации и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности этого экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности и эффективности.(см. схему 4)
   Ревизии могут проводиться:
   1. В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого учреждения:
     полные – предусматривают проверку всей финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
   частичные (неполные) – проверяются лишь определенные виды хозяйственных операций;
   комплексные – предусматривает глубокое изучение широкого круга вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения (обычно проводятся бригадой ревизоров);
   тематические – предусматривают проверку ряда однотипных учреждений по отдельным специальным вопросам (темам);
   сквозные – проводятся одновременно в головном учреждении и в его филиалах;
   2. По назначению:
   плановые  – проводятся по первоначальному плану контрольно-ревизионной работы не реже одного раза в два года;
   внеплановые – проводятся в связи с грубыми нарушениями финансово-хозяйственной деятельности учреждений, при замене руководителя учреждения;
   3. В зависимости от базы, от источников проверки:
   документальные – проверяются первичные бухгалтерские документы. Способы: формальная и арифметическая проверки документов, юридическая оценка, логический контроль, сплошное и выборочное наблюдение, встречная проверка, различные приемы экономического анализа;
   или фактические. Способы: инвентаризация, экспертная оценка квалифицированными специалистами, визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений.
   4. По методам проведения:
   сплошная – предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;
   выборочная – предусматривает проверку не всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть.
   5. В зависимости  от повторяемости  контрольных действий:
   первичные – проверка проводится по первоначальному плану;
   повторные – возникают в случаях поверхностного проведения первичных ревизий, необъективного изучения фактов, нарушение инструкций, положений по проведенным ревизиям;
   дополнительные – проводятся для выявления новых обстоятельств не вскрытых первичными и повторными ревизиями.
     Ревизии проводятся различными  государственными и негосударственными  органами контроля (Счетная палата  Российской Федерации, КРУ (ныне  департамент) Министерство Финансов  России, Центральный банк России, аудиторские службы), а также органами  управления (министерствами, ведомствами)  в отношении подведомственных  им предприятий,  учреждений и  организаций.
   Результаты  ревизии (комплексной ревизии) оформляются  актом, на основании которого принимаются  меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению  виновных к ответственности.
   В тех случаях, когда по выявленным фактам нарушений необходимо принять  срочные меры, составляется промежуточный  акт с приложением объяснений. Промежуточные акты или справки  составляются также при оформлении результатов проверки отдельных  вопросов или участков деятельности проверяемого учреждения: ревизия кассы, инвентаризация материальных ценностей, контрольный обмер выполненных  работ, выверка взаимных расчетов и  другие. Промежуточные акты или справки  подписываются проверяющими и должностными лицами, отвечающими за данный участок  работы, и прилагаются к основному  акту ревизии.
   При необходимости, по результатам ревизии (комплексной ревизии) проводится производственное совещание, в котором принимают  участие руководитель ревизионной группы (инспектор, контролер-ревизор), руководители и финансово-бухгалтерские работники проверенной организации.
   Все материалы ревизии (комплексной  ревизии) подшиваются в отдельную  папку, включая и поступившую  от руководства проверенной организации  информацию о принятых мерах по устранению выявленных ревизией нарушений и  недостатков в работе.

Формы финансового контроля

Различают государственный и негосударственный  финансовый контроль.
   Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
      Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
      Это прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью  государственных предприятий и  учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства  негосударственной сферы экономики  затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных  субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно  отличаются конечными целями. Главная  цель государственного контроля - максимизировать  поступление ресурсов в казну  и минимизировать государственные  издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) - напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы  прибыли на вложенный капитал. И  то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих  законов.
      Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения  валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе  связанные с формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.  
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

   Глава №3 Государственный финансовый контроль

Параграф3.1 Основные задачи и  функции органов  государственного финансового  контроля

   Принцип разделения власти, закрепленный Конституцией Российской Федерации и в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента Российской Федерации и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется прежде всего при рассмотрении и  утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
   Для проведения государственного контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а для проведения государственного финансового контроля - Счетная палата Российской Федерации, которая образована Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетна.
   Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности Министра финансов Российской Федерации; представления Государственной Думе Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка России.
   Особую  роль при осуществлении государственного финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации. Как структурное подразделение Администрации Президента Российской Федерации, оно подчиняется Президенту Российской Федерации, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его основных функций — контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, а также рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
   На  основании Конституции Российской Федерации  и Федерального закона “О Правительстве Российской Федерации” Правительство Российской Федерации контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля.
   Важнейшее место в системе государственного финансового контроля со стороны  исполнительных органов занимает Министерство Финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Прежде всего Министерство Финансов России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля.
   Большую роль в проведении государственного финансового контроля должно играть осуществляемое Министерством Финансов России методическое руководство в  части организации бухгалтерского учета и отчетности в стране, а  также проведение аттестаций аудиторских  фирм (аудиторов) и лицензирование аудиторской  деятельности.
   Оперативный и последующий финансовый контроль в рамках Министерства Финансов Российской Федерации осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное управление) и Главное управление федерального казначейства.
   Департамент государственного финансового  контроля и аудита является старейшим структурным подразделением Министерства Финансов России и имеет своих представителей во всех субъектах Российской Федерации, вплоть до городов и районов. Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства Финансов России и его органы на местах укомплектованы, в основном, контролерами-ревизорами высочайшей квалификации, имеющих опыт практической работы. Его руководители назначаются, как правило, из числа контролеров-ревизоров, имеющих огромный опыт практической работы.
   Контролеры-ревизоры Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства Финансов России осуществляют контроль за эффективным использованием государственной собственности, а также за полнотой поступления доходов от внешнеэкономической деятельности и рациональностью расходов на международную деятельность, так же , по просьбе руководителей субъектов Российской Федерации и местных органов власти проводят комплексные ревизии и проверки исполнения смет и соблюдения финансовой дисциплины в местных администрациях и подведомственных им учреждениях и организациях.
   Главное управление федерального казначейства Министерства Финансов России призвано осуществлять государственную бюджетную политику и управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, а также целевым и экономным использованием государственных средств. На органы федерального казначейства возложены следующие задачи:
   - контроль за доходной и расходной  частью федерального бюджета  в процессе его исполнения;
   - контроль (совместно с Банком  России) за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации;
   - контроль за государственными (федеральными) внебюджетными фондами и финансовыми  отношениями между ними и федеральным  бюджетом.
   Главная задача Федеральная налоговая служба и ее органов на местах — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
   В компетенцию Федеральной налоговой  службы и ее органов на местах попадает все, что по закону облагается налогами, и все, кто по закону обязан их платить.
   Должностные лица налоговых органов имеют  право:
   - проверять все документы, связанные  с исчислением и уплатой налогов,  и получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
   - обследовать любые используемые  для извлечения доходов (прибыли)  либо связанные с содержанием  объектов налогообложения помещения  налогоплательщиков. В случае отказа  физического лица допустить должностных  лиц налогового органа к обследованию  указанных помещений или не  предоставления им необходимых  для расчета налогов документов  облагаемый доход определяется  налоговыми органами, исходя из  дохода по аналогичным видам  предпринимательской деятельности;
   - приостанавливать операции налогоплательщиков  по счетам в банках и кредитных  учреждениях в случаях не предоставления  документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов;
   - налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также  финансовых органов административные  штрафы в случаях невыполнения  указаний налоговых органов;
   - изымать у налогоплательщиков  документы, свидетельствующие о  сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных  объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;
   - получать без оплаты от всех  юридических лиц данные, необходимые  для исчисления налоговых платежей  плательщиков.
   Кроме того, должностные лица налоговых  органов при выявлении нарушений  налогового законодательства, за которые  виновные подлежат привлечению к  административной ответственности, помимо отражения этих фактов в актах  проверки, составляют протоколы об административном правонарушении. А  руководители государственных налоговых  инспекций принимают постановления  о наложении административного  штрафа на должностных лиц и граждан, виновных в нарушении налогового законодательства.
   В России существуют и ряд других специализированных органов государственного контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов.
   Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года была создана  специальная государственная структура  — Российская финансовая корпорация.
   Российская  финансовая корпорация является государственным  предприятием, осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Основными ее задачами являются:
   - проведение конкурсного отбора  и экспертизы инвестиционных  проектов, осуществляемых за счет  централизованных финансовых и  кредитных ресурсов;
   - осуществление финансирования инвестиционных  проектов, осуществляемых за счет  централизованных финансовых и  кредитных ресурсов;
   - организация финансового контроля  за эффективным использованием  инвестируемых средств.
   Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Согласно Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2002 года, он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
   Банк  России по вопросам своей компетенции  издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
   Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. ЦБР осуществляет также надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение — Департамент  банковского надзора, который проверяет  соблюдение коммерческими банками  законодательства и установленных  ЦБР нормативов банковской деятельности.
   Самая строгая мера, применяемая Центральным  Банком России в отношении коммерческих банков за нарушение финансовой дисциплины - это отзыв лицензии. И эта  действительно действенная мера в последние годы стала применяться  все чаще и чаще.

Параграф3.2 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля

 
      Для осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета в Конституции  Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено  создание Государственной Думой  и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как  Счетной палаты Российской Федерации.
      Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля,  образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему.
       В рамках  задач, определенных  действующим законодательством,  Счетная палата Российской Федерации  обладает организационной и функциональной  независимостью.
       Задачами Счетной платы Российской  Федерации являются:
       - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению;
       - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
       -  оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
       - финансовая экспертиза проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,  предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
        - анализ выявленных отклонений  от  установленных  показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом;
      - регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.
      Счетная палата Российской Федерации обязана  также контролировать:
      - состояние государственного внутреннего  и внешнего долга Российской  Федерации, а также деятельность  Банка России по обслуживанию  государственного долга; 
      - эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых  Правительством Российской Федерации; 
      - предоставление Россией средств  в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам  и международным организациям, а  также финансовую деятельность  представительств Российской Федерации  за рубежом.
       Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
      При формировании Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума и Совет Федерации назначают  по шесть аудиторов сроком на шесть  лет.
      Аудиторы  Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и  Государственной Думы, их комитетов  и комиссий,  коллегий федеральных  органов исполнительной власти и  иных государственных органов.
      Для рассмотрения вопросов планирования и  организации работы Счетной палаты Российской Федерации, методологии  и контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений,  направляемых Совету Федерации и  Государственной Думе,  образуется  Коллегия Счетной палаты в составе  Председателя Счетной палаты, его  заместителя и 12 аудиторов Счетной  палаты.
      Контрольная деятельность Счетной палаты Российской Федерации осуществляется по 12 основным направлениям. Каждое направление контроля возглавляется аудитором Счетной  палаты, за которым закреплены соответствующие  разделы (по доходам и расходам) бюджетной  классификации и подконтрольные министерства и ведомства. Названия этих направлений контроля говорят  сами за себя.
 1. Направление по контролю за  формированием и исполнением  доходов федерального бюджета,  налогового законодательства и  налоговой политики.
 2. Направление по контролю за  доходами от приватизации и  эффективным использованием государственной  собственности.
 3. Направление по контролю за  внешнеэкономической и международной  деятельностью.
 4. Направление по контролю за  государственным долгом и банковской  системой.
 5. Направление по контролю за  расходами федерального бюджета  на государственное управление  и правоохранительные органы.
 6. Направление по контролю расходов  федерального бюджета на МВД,  МЧС, ФПС, воинские формирования  министерств и ведомств Российской  Федерации.
 7. Направление по контролю расходов  федерального бюджета на национальную  оборону.
 8. Направление по контролю за  расходами федерального бюджета  в сельском хозяйстве и рыболовстве,  на охрану окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорологию,  картографию и геодезию.
 9. Направление по контролю за  расходами федерального бюджета  в промышленности, строительстве,  транспорте, связи, кредитными ресурсами  и банковской системой.
 10. Направление по контролю расходов  федерального бюджета на социальную  сферу и науку.
 11. Направление по контролю взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  субъектов Российской Федерации.
 12. Направление по контролю за  исполнением бюджетов государственных  внебюджетных и целевых бюджетных  фондов.
         В процессе реализации своих основных задач Счетная  палата Российской Федерации осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
         Основными видами проводимых Счетной палатой Российской Федерации  контрольных мероприятий являются организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году (квартале) и комплексных ревизий (проверок) по отдельным разделам и статьям  федерального бюджета и бюджетов федеральных (государственных) внебюджетных фондов.
      Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются  на  все государственные органы  (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, а также на федеральные внебюджетные фонды.
       Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации,  банки, страховые  компании  и  другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм  собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
       На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием   федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
      Все органы  государственной  власти  в  Российской   Федерации, органы местного самоуправления, Центральный  Банк Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и их должностные  лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты Российской Федерации  информацию, необходимую для обеспечения  ее деятельности.
      Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы  их проведения устанавливаются Коллегией Счетной палаты Российской Федерации.
      О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
      Счетная палата Российской Федерации систематически анализирует итоги проводимых контрольных  мероприятий, обобщает и исследует  причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в   процессе формирования доходов и  расходования средств федерального бюджета.
       На основе полученных данных Счетная палата Российской Федерации разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного  законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Российской  Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.
      Контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.
      По  результатам проведенных контрольных  мероприятий Счетная палата Российской Федерации направляет органам государственной  власти  Российской Федерации, руководителям  проверяемых предприятий, учреждений  и организаций  представления  для принятия мер по  устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению  к ответственности должностных  лиц,  виновных  в нарушении  законодательства Российской Федерации  и бесхозяйственности.
       Представление Счетной палаты Российской Федерации должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата должна уведомляться незамедлительно.
       В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств,  а также  иных злоупотреблений Счетная палата Российской Федерации незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.
      При выявлении на проверяемых объектах финансовых нарушений, наносящих государству  прямой непосредственный ущерб и  требующий в связи с этим безотлагательного  пресечения, а также в случаях  умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения  представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных  мероприятий Счетная палата Российской Федерации имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.