На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Договор нормативного права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      План.
      Введение:
    Договор нормативного содержание: понятие и виды.
    Нормативный договор как источник права.
    Подходы к проблеме договора нормативного содержания.
    Свойства, признаки и виды договора с нормативным содержанием.
    Место и роль договора нормативного содержания в сфере частного и публичного права России.
    Международные договоры в иерархии российского законодательства.
      Заключение.
      Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
      Правовая  реформа, осуществляемая в Российской Федерации, привела к трансформации  современного правопонимания, что повлекло за собой востребованность теоретико-правового осмысления проблем источников права. Правовая реформа затронула весь механизм правового регулирования, глубинные пласты правового сознания. В условиях изменения господствующего типа правового регулирования, когда на смену императивному, разрешительному механизму приходит диспозитивная, дозволительная модель, в системе источников права все большую роль играют формы права, которые в недавнем прошлом, по существу, были вытеснены лишь одной из ее форм - нормативными правовыми актами. Расширение сферы усмотрения граждан в их инициативном правомерном поведении, принятие в качестве приоритетных общепризнанных принципов и норм международного права, внедрение международных договоров в правовую систему Российской Федерации позволяют по - новому взглянуть на такую форму российского права, как нормативный договор.
      Перемены, происходящие в российском обществе, заставляют переосмыслить проблему нормативного договора как формы  права и по-новому взглянуть на место нормативного договора в правовой системе Российской Федерации.
      Договор - правовое явление, степень изученности  которого, в целом, достаточно высока, но внимание ученых-юристов к различным  видам договоров распределено непропорционально. Преобладают работы, посвященные  частноправовому, гражданско-правовому  договору, что вполне оправданно и  объяснимо. Однако, вызывает неудовлетворенность  отсутствие в отечественной юриспруденции  точного определения нормативного договора и, как следствие, его довольно неясная позиция среди других источников права.
      В связи с этим, назрела научная  необходимость в определении  понятия договора с нормативным  содержанием и его места в  правовой системе Российской Федерации.
      Сегодня категория договора чаще, чем ранее, используется в контексте философских, культурологических, социологических  исследований при изучении конвенционных  отношений, институтов консенсуса, пакта  и других явлений, имеющих отношение  к договорной практике. Несмотря на широкое использование договорной терминологии в различных сферах общественной жизни, его изучение средствами различных наук, но, прежде всего, юридических  наук, восприятие данного феномена на категориальном уровне продолжает оставаться достаточно «размытым» и  неточным. Требуется выявление социальной и юридической природы нормативного договора, его сущности, присущих ему  юридических признаков, структуры  и функций.
      Трансформация современного правопонимания предоставляет возможность выйти на новый уровень осмысления нормативного договора как универсального регулятора общественных отношений, способного приводить к достижению компромиссов и разрешению возникающих конфликтов. Расширение круга субъектов правотворчества приводит к тому, что в правовой системе России нормативный договор используется как форма права, а ученых различных отраслей права начинают интересовать проблемы правовой природы нормативного договора.
      Обращение к нормативному договору через определение  понятия, анализ его функций и  рассмотрение отдельных видов нормативного договора дает возможность для целостного анализа и осмысленного научного обоснования сущности договора, независимо от его отраслевой принадлежности.
      Степень научной разработанности темы. В научной литературе, практически, отсутствуют крупные работы, связанные с изучением нормативного договора и определения его места и роли в правовой системе России, поскольку в российской юридической науке договор как правовой институт традиционно исследуется в рамках отраслевых правовых дисциплин.
      С 90-х годов XX века в юридической  науке начинается осмысление нормативного договора как универсального регулятора общественных отношений, обращается внимание на его межотраслевой характер, появляются работы, содержащие комплексный подход к исследованию договора как теоретико-правовой категории. У истоков концепции  договоров, образующих нормы права  в России стояли Н.Г. Александров, Ф.Ф. Кокошкин, В.Ф. Тарановский. В настоящее время такую позицию разделяют С.С. Алексеев, О.Г. Румянцев, Ю.А. Тиров, Б.Б. Хангельдыев.
      В теории международного права международным  договорам как источникам права  уделяли внимание в дореволюционной  России Н.М. Коркунов, Ф. Мартене, сегодня - П.Н. Бирюков, И.И. Лукашук, Т.Д. Матвеева, Г.И.Тункин.
Цели  и задачи исследования:
      Целью научного исследования является анализ нормативной сущности (природы) нормативного договора, его признаков, видов и  свойств, выявление роли договора нормативного содержании в публичном и частном праве России.
      Цель  исследования обусловила постановку и  необходимость выполнения следующих  задач:
-рассмотрение  договора нормативного содержания  как источник права;
-анализ  различных подходов к проблеме  нормативного договора;
- уяснение  сущности, признаков и свойств  нормативного договора;
- изучение  нормативного договора как форму  российского права, выявление  свойственных ему функций;
- анализ  международного договора.
      Итогом  проведенного исследования выступает  обоснование концепции нормативного договора как формы права.
      Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие на основе нормативного договора.
      Предметом исследования является уровень и  состояние разработанности в  юридической науке проблем нормативного договора, определение его места  в сфере частного и публичного права. Ввиду того, что в рамках работы невозможно рассмотреть все  аспекты данной проблемы, основной акцент сделан на исследовании юридической  природы нормативного договора, определении  его роли как формы права и  классификации на отдельные виды.
      Теоретической основой курсовой послужили фундаментальные  теоретико-правовые положения, содержащиеся в научных трудах Александрова Н.Г. , Алексеева, В. Л. Кулапова, Муромцева Г.И., Румянцева О. Г. Тарановского В.Ф. , Хропанюка В. Н. Полениной СВ. и др.
      Научная новизна исследования заключается  в системном исследовании и уточнении  понятия нормативного договора, выделении  его универсальных и специфических  признаков, определении его как  формы права и, как следствие, анализе его места и роли в  частном и публичном праве  Российской Федерации. 

 


    1.Договор  нормативного содержание: понятие и виды.
      Правовая  реформа, осуществляемая в Российской Федерации, привела к трансформации  современного правопонимания, что повлекло за собой востребованность теоретико-правового  осмысления проблем источников права. Правовая реформа затронула весь механизм правового регулирования, глубинные пласты правового сознания. В условиях изменения господствующего  типа правового регулирования, когда  на смену императивному, разрешительному  механизму приходит диспозитивная, дозволительная модель, в системе  источников права все большую роль играют формы права, которые в недавнем прошлом, по существу, были вытеснены лишь одной из ее форм - нормативными правовыми актами. Расширение сферы усмотрения граждан в их инициативном правомерном поведении, принятие в качестве приоритетных общепризнанных принципов и норм международного права, внедрение международных договоров в правовую систему Российской Федерации позволяют по - новому взглянуть на такую форму российского права, как нормативный договор.
      Нормативный договор - это соглашение двух или  более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права  и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и  др.)
        Он не только устанавливает  права и обязанности сторон  на основе уже существующих  норм права, но, в отличие от  простого соглашения, направлен  на установление норм права,  которым обязуются в будущем  подчиняться их участники. Нормативный  договор должен порождать права  и обязанности для неопределенного  круга лиц, а не только для  договаривающихся сторон. Виды:
     Среди договоров  нормативного содержания выделяют внутринациональный
    и международный договоры.
       Внутринациональный  договор как часть национального  законодательства регулирует отношения  между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и  т.д.
         Предметом договоров нормативного  содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного  договора эти нормы являются  источником права, в соответствии  с которым могут издаваться  нормативно-правовые акты. Международный  договор является соглашением  между государствами. 
       Международные договоры могут приниматься в  виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет  субординационную природу по отношению  к национальному законодательству, то международный договор имеет  координационную природу, определяя  взаимоотношения равноправных субъектов  правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками  в их внутринациональные системы  права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.
       Признаки:
       1. Сущностным признаком, отличающим  договор от правового акта, является  его санкционирование несколькими  субъектами правотворчества. 
       2. Правовая база нормативных договоров  находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.
       3. В нормативном договоре всегда  предполагается участие государственного  органа. Чем более высокое место  в управленческой иерархии занимает  последний, тем выше юридическая сила договора.
       4. Нормативные договоры заключаются  в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то  есть общественные цели здесь  преобладают. 
       5. Нормативные договоры содержат  правила, регулирующие поведение  не только (а иногда и не  столько) непосредственных участников  договора, но и иных субъектов.  Поэтому такой договор не замыкается  внутри системы договаривающихся  сторон, а имеет и внешнее юридическое  воздействие. 
       6. Многочисленность, неопределенность  адресатов, то есть тех субъектов,  на которых направлено юридическое  действие договора.
       7. Договорные нормы рассчитаны  на длительное действие и многократное применение.
        Дополнительно:
        Существует особая, строго формальная  процедура заключения нормативных  договоров, а также специальный  порядок рассмотрения споров  и конфликтов, связанных с их  исполнением (например, Конституционный  Суд, специальные согласительные  процедуры).
        Изменения или отказ от выполнения  договорных условий в одностороннем  порядке не допускаются. Нормы  о непреодолимой силе (форс-мажор)  здесь неприменимы. 
        В отличие от индивидуальных  договоров, содержание которых  составляет коммерческую тайну,  нормативный договор характеризует  публичность, общедоступность договорных  условий, иногда - официальное опубликование.  В силу общеобязательности договорных  условий оговорка о конфиденциальности  здесь неприменима. 
        Нормативные договоры служат  правовой базой для издания  административных актов, заключения  индивидуальных договоров, совершения  иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.
                                        
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

      2. Нормативный договор  как источник права.
      Термин "источник права" юриспруденции  известен давно. Еще римский историк  Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. В современной юридической науке категорию «источник права» принято рассматривать в нескольких аспектах: в естественном, философском, гносеологическом, идеальном или идеологическом, политическом, материальном, а также юридическом смыслах. Многозначность термина объясняет причину отсутствия общепризнанного определения. Однако, чаще всего в теоретико-юридической литературе термин «источник права» употребляется именно в юридическом смысле, и представляет собой способ внешнего выражения и закрепления юридических норм (норм позитивного права).
      Договоры  нормативного содержания - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых  содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается  их круг и последовательность, а  также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязательства1.
      По  своему содержанию нормативный договор  – это юридический акт, закрепляющий волеизъявления сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.
    Такие договоры получили распространение  в трудовом праве. В этой области значительную роль продолжают играть коллективные договоры. Согласно ст.7 Кодекса законов о труде РФ, коллективный договор – правовой акт,регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации, заключении контрактов между работодателем и работником.
      В последние годы, указанные договоры стали применяться и в конституционном  праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.
      Следует подчеркнуть, что договорное право  – юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства. Принятый 11 марта  1992 г. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» один из наиболее значимых актов, цельно регулирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников.
      Для признания договора источником права  требуется, чтобы он содержал юридические  нормы. Историческими примерами  договора нормативного содержания в  советском праве могут служить  Договор об образовании Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г.).
      У договорной формы права перспективное  будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.
      Логическая  структура нормативного договора представляет собой совокупность элементов (субъект, объект и содержание) и выступает  как правовая связь между субъектами правотворчества, возникшая по поводу объекта правового регулирования, устанавливающая в договорном акте совокупность условий, объективируемые как нормы права.
      Нормативные договоры имеют место в основном в международном праве, однако в  последнее время нормативные  договоры получили широкое распространение  и во внутреннем российском праве. Прежде всего, следует упомянуть Федеративный договор об образовании Российской Федерации 1992 года, а также двусторонние договоры между РФ и ее отдельными субъектами о перераспределении  предметов ведения и полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Подходы к проблеме  договора нормативного  содержания.
      В настоящее время сформировались три основных подхода к проблеме договора нормативного содержания как  источник права:
      а) договор - это всегда индивидуально-правовой акт, который источником права быть не может;
      б) некоторые договоры из общей массы  договоров и соглашений имеют  нормативный характер, выступая источником права;
      в) любой договор содержит нормы  права - локальные или микронормы, и поэтому все договоры, по сути, являются источниками права.
      По  мнению Кулапова В. Л., нормативно-правовой договор - это соглашение между субъектами по поводу совместной деятельности, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права2.
      По  мнению А. В. Демина, право есть, прежде всего, система прав, а не система  норм. По своей сути право имеет  социальное, а не государственное  происхождение. Поэтому правотворчество  не является исключительной привилегией  государства. Правовая наука должна признать множественность источников права, включая и нормативные  договоры. Я считаю такой подход наиболее правильным.
      Нормативные договоры (международные, федеративный договор, между субъектами Российской Федерации, ряд отраслевых и межведомственных соглашений, коллективные соглашения и др.) непосредственно содержат правовые нормы и являются источниками  права3.
      У истоков этой концепции в России стояли Ф. Ф. Кокошкин, В. Ф. Тарановский и Н. Г. Александров.
      В русской правовой школе на существование  нормативных договоров указывал В. Ф. Тарановский. Согласно его концепции существуют договоры-сделки и договоры нормативного типа. Последние обладают следующими признаками:
      а) договаривающиеся стороны стремятся  к единой цели - установлению юридической  нормы;
      б) мотив у договаривающихся сторон один и тот же - наличие потребности  в такой норме;
      в) договор такого типа создает юридическую  норму.
      Попытки выявить нормативные элементы в  договоре предпринимались и в  советское время. В частности, Н. Г. Александров отмечал наличие  в реальной жизни особой категории  договоров, посредством которых  образуются юридические нормы. В  одних случаях такие нормообразующие договоры сами по себе являются разновидностью источников права (в международном, государственном и административном праве). В других - соглашение о нормах становится источником права при условии признания за ним такого значения государственной властью4. По мнению этого автора, договор является источником права в том случае, если он влечет возникновение юридической нормы или группы юридических норм; тогда договор становится ближайшей силой, создающей договорные («конвенциональные») юридические нормы.
      Идея  выделения договоров нормативного характера в настоящее время  получает дальнейшее развитие, завоевывая новых сторонников. Данное обстоятельство связано с возрождением и укреплением  позиций естественно-правовой школы. В частности, идея общественного  договора как основы социального  и государственного устройства неоднократно поднималась в ходе работы над  действующей Конституцией Российской Федерации, а затем нашла свое отражение в Договоре об общественном согласии 1994 г. При этом вызывает интерес сама идея, теоретическое обоснование данного вида договора, а не его реальное воплощение и роль общественной жизни.
      В целом перечень нормативных договоров  и соглашений у различных авторов  совпадает. О. Г. Румянцев относит к  ним международные договоры, федеративный договор, различные договоры и соглашения между федеральными органами государственной  власти и государственными органами власти субъектов Российской Федерации  о взаимной передаче части своих  полномочий и предметов ведения, соглашения между субъектами РФ. Вышеуказанные  договоры О. Г. Румянцев называет нормативными актами, исходя из широкого понимания  права как сложного явления.5 На мой взгляд, все договоры по их функционально-содержательной природе могут быть разделены на индивидуальные (юридические факты) и нормативные (источники права). Нормативный договор можно определить как договорной акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения. 
 
 
 
 
 
 

      4.Свойства, признаки и виды  договора с нормативным  содержанием. 

      Не  каждый договор является нормативным. Договор с нормативным содержанием  имеет следующие свойства:
1. Содержит  норму общего содержания,
2. Добровольность  заключения,
3. Общность  интереса,
4. Равенство  сторон,
5. Согласие  участников по всем существенным  аспектам договора,
6. Эквивалентность  и возмездность,
7. Взаимную  ответственность сторон за невыполнение  или ненадлежащее выполнение принятых обязательств,
8. Правовое  обеспечение.
      Можно выделить следующие признаки нормативного договора.
      Во-первых, правовая база нормативных договоров  содержится в Конституции и действующем  законодательстве РФ. Эти договоры выполняют правовыполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство РФ.
      Во-вторых, в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие органа государственной  власти, причем, чем более высокое  место в управленческой иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила договора.
      В-третьих, нормативные договоры заключаются  в публичных интересах, их целевая  направленность - это достижение общего блага, т. е. общественные цели здесь  преобладают.
      В-четвертых, нормативные договоры содержат правила  поведения, регулирующие поведение  не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов. Нормативный договор, таким  образом, не замыкается внутри системы  договаривающихся сторон, но имеет  и внешне юридическое воздействие.
      В-пятых, многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм, т. е. тех  субъектов, на которых направляется юридическое воздействие договора.
      В-шестых, договорные нормы всегда рассчитаны на длительное воздействие и неоднократное  применение.
      В-седьмых, нужно отметить особую, строго формальную процедуру заключения нормативных  договоров и специальный порядок  рассмотрения споров и конфликтов, связанных и с их исполнением.
      В-восьмых, недопустимость в любых обстоятельствах  изменения или отказа от исполнения договорных условий в одностороннем  порядке. Нормы форс-мажор здесь  не применимы.
      В-девятых, в отличие от индивидуальных договоров, содержание которых, как правило, составляет коммерческую тайну, для нормативного договора характерно его официальное  опубликование, неопубликованный нормативный  договор по общему правилу не порождает  правовых последствий.
      На  основе вышеизложенного, признаки, присущие договору нормативного содержания можно  разделить на универсальные, специальные  и специфические юридические  признаки.
      К универсальным признакам нормативных  договоров относятся следующие:
- это  надлежаще оформленный договорный  акт;
- это  добровольно заключенный акт;
- это  универсальный правовой акт;
- это  самостоятельно существующий правовой  акт;
- договорные  нормы всегда рассчитаны на  длительное действие и неоднократное  применение.
Специальные признаки нормативного договора состоят  в том, что:
- правовые  нормы устанавливаются для неопределенного  круга лиц;
- нормативные  договоры заключаются в публичных  интересах, их целевая направленность - это достижение правого регулирования  определенных общественных отношений;
- специфика  сторон, в качестве которых чаще  всего выступают носители публичных  интересов (государство и его  органы, межгосударственные, общественные  объединения и т.п.).
Нормативному  договору присущи следующие специфические  юридические признаки:
- установление  норм-самообязательств для участников соглашения;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.