Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Массовая коммуникация

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         
 

      
      СОДЕРЖАНИЕ
    
      ВСТУПЛЕНИЕ
    1. Понятие  массовой коммуникации…………………………………..6-7
     1.1 История исследования проблем  массовой коммуникации………7-8
     2. Функции и характеристики массовой коммуникации…………….8-13
     2.2 Условия функционирования массовой коммуникации………….13-14
    3.  Средства массовой коммуникации………………………………...14-15
     4. Влияние телевизионной рекламы  на поведение детей……………15-24
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
                                      ВСТУПЛЕНИЕ
 

Массовая  коммуникация - одно из тех важных явлений современного
общества, которое  заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.
Современный мир  сложен, многообразен, динамичен, пронизан
противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопровождаются
углублением отношений  общения и разветвлением связей человека с
человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием
процессов социальной коммуникации. Научно - техническая  революция,
возникновение и расширение влияния общедемократических  движений,
интенсификация  международного сотрудничества и другие важные
факторы повышают значение массово - коммуникативных процессов.
Массовая коммуникация вплетена в ткань современного общества, в его
экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые
и межличностные  отношения. Продолжающееся революционное  преобразование средств массовой коммуникации: оказывает возрастающее воздействие как на материально - производственную, так и на социально - политическую, культурно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.
 
Актуальность  темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения. 

Целью моего исследования является изучение функций и характеристик массовой коммуникации. 

Предметом исследования являются функции и характеристики массовой коммуникации. 

Обьектом моего исследования является аудитория детей школьного возвраста.
 

     1.   Понятие массовая коммуникация 

    Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.
               МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ это:  

- разновидность  социальной коммуникации, которая  осуществляется на уровне общества  в целом, в отличие от таких  видов социальной коммуникации, как внутриинституциональная (на  уровне социальных институтов, организаций), межи внутригрупповая (на уровне групп различного типа) и интерперсональная коммуникация  (интеракция) . М. к. - это процесс,  в ходе которого специфически организованные институты (организации) посредством технических средств производят и передают послания большой, гетерогенной и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс М.К носит однонаправленный и внеличностный характер,  поскольку институционально организованный отправитель удален от своего потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь  обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций.[5;12]  

   - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. 

-  массовая коммуникация – это динамический технически опосредованный массовидный или межличностный пpоцесс создания, хpанения, pаспpеделения, pаспpостpанения, воспpиятия инфоpмации и обмена ею между социальными субъектами (коммуникатоpами, адресантами) и объектами (коммуникантами, реципиентами, адресатами). 

    1.1 История исследования проблем массовой коммуникации.
    Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
    Огромное  значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы.
    По  Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.
    Маклюэн разработал типологию исторически  развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности.
    На  базе общей теории коммуникации и  теории информации массовая коммуникация рассматривается в русле проблематики философии,  социологии, психологии, этнографии, лингвистики и других гуманитарных наук.[3;435]
Массовая коммуникация, согласно У.Эко, появляется в то время, когда имеется
    общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;
    каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;
    группы  производителей, вырабатывающих и выпускающих  сообщения промышленным способом. 

    2. Функции и характеристики  массовой коммуникации
Американский  политолог Г. Лассуэлл выделял три  функции коммуникации:
1)         обозрение окружающего его мира (информационная функция);
2)         корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество  через обратную связь);
3)         передача культурного начала, что (познавательно-культурологическая функция).
 В  1960 т. американский исследователь  Чарльз Райт к названным добавил  развлекательную функцию. Специалист  по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включают в число функций еще одну -  мобилизующую.
Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три  группы: информационную, регулирующую и культурологическую.
Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности.
Регулирующая  функция подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций. [4;445]
      В психолингвистике сегодня выделяются четыре функции радио- и телевизионного общения: оптимизация деятельности общества; функция контакта; функция социального контроля ; функция социализации личности.
     Л. Я. Землянова выделяет три  функции массовой коммуникации  «в обществе:
1)       контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения;
2)       корреляция элементов общества и среды;
3)       сохранение и передача социально-культурного наследия».
   Современные французские ученые  Б. Катля и А. Каде выделяют  пять функций массовой коммуникации:
      1) функция антенны - снабжение общества различного рода информацией;
      2) функция усилителя - преувеличение фактов, драматизация событий;
      3) функция фокуса - средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений;
      4) функция призмы - формирование новых моделей поведения;
      5) функция эхо - средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.
    Известный отечественный психолог  А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:
      1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;
      2) функция контакта, которая играет роль в формировании групповорго сознания;
      3) функция социального контроля посредством социальных норм;
      4) функция социализации личности. 

                       Характеристики массовой коммуникации
Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве характеристик  массовой коммуникации выделяет знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы. Известный голландский ученый, исследующий проблемы коммуникативистики выделяет семь характеристик массовой коммуникации;
      1) массовая коммуникация формируется  в сложной формальной организационной  структуре;
      2) направлена на большие аудитории;
      3) имеет публичный характер;
      4) аудитории имеют социально-культурную  неоднородность;
      5) устанавливается одновременный  контакт с большим количеством  людей, удаленных друг от друга;
      6) взаимоотношения между коммуникатором  и коммуникантом в основном строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора;
      7) коммуникация сплачивает аудиторию  вокруг общих ценностей, политических  взглядов, моделей потребления и  др. 

    Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
    наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
    социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
    массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
    многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
    Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора. 

                Сравнительная характеристика массовой  и межличностной       коммуникации                                                                                        
      Массовая коммуникация Межличностная коммуникация                                           
    Опосредованность  общения техническими средствами     Непосредованный контакт в общении
    Общение больших социаль-ных групп     Общение в основном от-дельных индивидов
    Ярко  выраженная социаль-ная ориентированность общения     Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
    Организованный, институ-циональный характер общения     Как организованный, так и (в большей  мере) спонтанный характер общения
    Отсутствие  непосредствен-ной связи между коммуникато-ром и аудиторией в процессе общения     Наличие непосредственной обратной связи между  обращающимися в процессе коммуникативного акта
    Повышенная  требователь-ность к соблюдению принятых норм общения     Более «свободное» отноше-ние к соблюдению принятых норм общения
    Одноправленность  инфор-мации и фиксирование коммуникативных  ролей     Переменная  смена направ-ленности информации и  коммуникативных ролей
    «Коллективный»  характер коммуникатора и его  публичная индивидуальность     «Индивидуальный» харак-тер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
    Массовая, стихийная, ано-нимная, разрозненная аудитория     Реципиент – отдельный конкретный человек
    Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений     Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
    Преобладание  двухсту-пенчатого характера восприятия сообщения     Преобладание  непосредст-венного восприятия сообщения
 
    Массовая  коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу. 

2.2 Условия функционирования  массовой коммуникации (по  В.П.Конецкой, с изменениями):
    - массовая  аудитория (она анонимна, пространственно  рассредоточена, но делится на  группы по интересам и т.п.);
    - социальная  значимость информации;
    - наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).
Массовость как определяющая характеристика массовой коммуникации создает, фактически, новые сущности в коммуникационном процессе. Участниками процесса общения считаются не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи. Даже отдельные личности предстают как имиджевые мифологемы: президент, лидер партии, медиа-магнат и т.п. Современные исследователи приходят к выводу о том, что функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а вслед за ней – управления, поддержания социального статуса, подчинения и власти.[16;252]
Проблема  коммуникации и власти, взаимной ответственности за сообщения и их последствия становится определяющей проблемой современного гражданского общества. 

    Средства  массовой коммуникации
    Сре?дство ма?ссовой информа?ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации.
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса .
Среди функций  СМИ выделяют следующие :
1. информационную ( сообщение о положение дел,  разного рода фактах и событиях ) ;
2. комментарийно  - оценочную ( часто изложение  фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой ) ;
3. познавательно  - просветительную ( передовая многообразную  культурную, историческую, научную  информацию, СМИ способствуют пополнению  фонда знаний своих читателей,  слушателей, зрителей ) ;
4. функцию воздействия  (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);
5. гедонистическую  (речь здесь идет не просто  о развлекательной информации, но  и о том, что любая информация  воспринимается с большим положительным  эффектом, когда сам способ ее  передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата).
Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).[9;226] 
 

4. Влияние телевизионной  рекламы на поведение  детей 

Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее - к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец - к проецированию символического изображения.
Реклама все  чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений.
Родители часто  приводят детей к психологу, обвиняя западные мультфильмы в том, что они пагубно влияют на их малышей. Но они редко задумываются над тем, что телевизионная реклама также может нанести вред этих детям, как и мультфильмы, которые она разделяет. Взрослые люди порой не обращают внимания на рекламу, хотя она не всегда является полезной и для них самих.
Сторонники рекламы  отмечают ее полезность, а также  утверждают, что она способствует экономическому развитию страны. Критики  рекламы подчеркивают ее слабые стороны. 

В.Г. Зазыкин  выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы: 1) когнитивный (получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
2) аффективный  (формирование эмоционального отношения,  побуждающего желания, переживания);
3) регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
4) коммуникативный  (интеграция в процессы информационного  общения, активной деятельности, обмена мнениями и пр.).
Из множества  рекламных средств телевизионная  реклама - самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного  воздействия и, во-вторых, огромной аудиторией.
Существует несколько  вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и пр. По мнению специалистов, наиболее мощным психологическим воздействием обладают рекламные ролики.
С.Г. Кара-Мурза  отмечает “убаюкивающий эффект” телевизионной рекламы, обеспечивающей пассивность восприятия. С его точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.
Телевизионная реклама сильно воздействует на детскую психику, играя на детских эмоциях. По мнение Д. Рисмана, основной функцией телевизионной рекламы является подготовка детей к их главной жизненной профессии – “быть квалифицированными потребителями”. В силу возрастной специфики развития детей наибольшее влияние оказывают: психологическое заражение (результат воздействия на эмоциональную сферу личности), подражание (присваивание увиденных моделей поведения), внушение.
При этом, с точки  зрения психологической защиты, дети в силу своего возрастного отличия не в состоянии противостоять воздействию телевизионной рекламы, используя собственные установки и взгляды. 

Некоторые авторы обращают внимание на этическую сторону  рекламы. В частности, Е.Я. Малышев  отмечает, что реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть к тому же общий психологический фон отечественного телевещания, который вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения людей, снижает сопротивляемость человека различным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой. Словом, не будет преувеличением сказать, что, запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.
Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную  психику ребенка. При этом дети, по сравнению со взрослыми, не в состоянии  эффективно противопоставлять такому воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.  

Цель моего экспериментального исследования  состояла в изучении восприятия детьми разных возрастных групп телевизионной рекламы, ее влияния на их поведение, а также особенностей восприятия и отношения к телевизионной рекламе родителей. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста и 10 их родителей; 5 учащихся первого класса и 5 родителей и столько же учащихся второго класса и их родителей; 8 учащихся среднего (шестой класс) и 8 - старшего школьного возраста (десятый класс).  

Каково отношение  детей к рекламной продукции?  

Таблица 1. Отношение  детей различных возрастных групп  к телевизионной рекламе (%)
Таблица 1
Отношение                                    Возрастная группа
5-6 лет 7-8 лет 8-9 лет 11-12 лет 16-17 лет
Положительное 55 38,4 38,4 18 0
Выборочно нравится 10 15,4 15,4 25 8
Отрицательное 35 46,2 46,2 57 92
 
 
Как явствует из таблицы 1, с возрастом критическое  отношение усиливается. В группе дошкольников больше половины детей  положительно относятся к рекламе, любят ее смотреть. В младшем школьном возрасте таковых уже меньше - примерно 38%, среди детей 11–12 лет - только 18%, а старшим подросткам реклама категорически не нравится. При этом выборочно, отдельные рекламные ролики нравятся соответственно 10%, 25% и 8 % опрошенных детей. Негативное отношение к ТВ-рекламе с возрастом устойчиво растет.  

А каковы представления  детей о назначении рекламы?  

Половина самых  маленьких респондентов просто отказываются дать какое-то определение феномену рекламы. Но примерно 40% детей в подготовительной группе, 69% в первом классе, 46% во втором хорошо представляют себе реальное назначение рекламы - информировать потенциальных покупателей о различных товарах. Достаточно часты следующие ответы: “перерыв в телепередачах” (около 15% дошкольников), “развлечение, отдых” (около 23% второклассников). Большинству (75%) младших подростков понятна информирующая функция рекламы, и только 8% детей не знают, для чего она нужна. 18% респондентов ответили: “чтобы мучить людей”, “чтобы отнимать время”. Примечательно, что 40% старших подростков указывают на агрессивную манипулятивную функцию рекламы - “это воздействие на психику человека, морочат голову, чтобы покупали их товары”, “это попытка впихнуть покупателю то, что ему не нужно”.  

Отвечая на вопрос: “Ты бы хотел, чтобы рекламы на ТВ не было?” 35% дошкольников, 69% первоклассников, 54% второклассников, 50% младших подростков и 40% старших подростков ответили утвердительно, а, соответственно, 55, 15,5, 38,5, 50 и 60% опрошенных ребят хотя и считают рекламу необходимой, но уверены, что ее нужно ограничить по времени и частоте повторения одной и той же информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.