На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Массовая коммуникация

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         
 

      
      СОДЕРЖАНИЕ
    
      ВСТУПЛЕНИЕ
    1. Понятие  массовой коммуникации…………………………………..6-7
     1.1 История исследования проблем  массовой коммуникации………7-8
     2. Функции и характеристики массовой коммуникации…………….8-13
     2.2 Условия функционирования массовой коммуникации………….13-14
    3.  Средства массовой коммуникации………………………………...14-15
     4. Влияние телевизионной рекламы  на поведение детей……………15-24
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
                                      ВСТУПЛЕНИЕ
 

Массовая  коммуникация - одно из тех важных явлений современного
общества, которое  заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.
Современный мир  сложен, многообразен, динамичен, пронизан
противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопровождаются
углублением отношений  общения и разветвлением связей человека с
человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием
процессов социальной коммуникации. Научно - техническая  революция,
возникновение и расширение влияния общедемократических  движений,
интенсификация  международного сотрудничества и другие важные
факторы повышают значение массово - коммуникативных процессов.
Массовая коммуникация вплетена в ткань современного общества, в его
экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые
и межличностные  отношения. Продолжающееся революционное  преобразование средств массовой коммуникации: оказывает возрастающее воздействие как на материально - производственную, так и на социально - политическую, культурно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.
 
Актуальность  темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения. 

Целью моего исследования является изучение функций и характеристик массовой коммуникации. 

Предметом исследования являются функции и характеристики массовой коммуникации. 

Обьектом моего исследования является аудитория детей школьного возвраста.
 

     1.   Понятие массовая коммуникация 

    Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.
               МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ это:  

- разновидность  социальной коммуникации, которая  осуществляется на уровне общества  в целом, в отличие от таких  видов социальной коммуникации, как внутриинституциональная (на  уровне социальных институтов, организаций), межи внутригрупповая (на уровне групп различного типа) и интерперсональная коммуникация  (интеракция) . М. к. - это процесс,  в ходе которого специфически организованные институты (организации) посредством технических средств производят и передают послания большой, гетерогенной и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс М.К носит однонаправленный и внеличностный характер,  поскольку институционально организованный отправитель удален от своего потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь  обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций.[5;12]  

   - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. 

-  массовая коммуникация – это динамический технически опосредованный массовидный или межличностный пpоцесс создания, хpанения, pаспpеделения, pаспpостpанения, воспpиятия инфоpмации и обмена ею между социальными субъектами (коммуникатоpами, адресантами) и объектами (коммуникантами, реципиентами, адресатами). 

    1.1 История исследования проблем массовой коммуникации.
    Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
    Огромное  значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы.
    По  Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.
    Маклюэн разработал типологию исторически  развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности.
    На  базе общей теории коммуникации и  теории информации массовая коммуникация рассматривается в русле проблематики философии,  социологии, психологии, этнографии, лингвистики и других гуманитарных наук.[3;435]
Массовая коммуникация, согласно У.Эко, появляется в то время, когда имеется
    общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;
    каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;
    группы  производителей, вырабатывающих и выпускающих  сообщения промышленным способом. 

    2. Функции и характеристики  массовой коммуникации
Американский  политолог Г. Лассуэлл выделял три  функции коммуникации:
1)         обозрение окружающего его мира (информационная функция);
2)         корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество  через обратную связь);
3)         передача культурного начала, что (познавательно-культурологическая функция).
 В  1960 т. американский исследователь  Чарльз Райт к названным добавил  развлекательную функцию. Специалист  по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включают в число функций еще одну -  мобилизующую.
Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три  группы: информационную, регулирующую и культурологическую.
Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности.
Регулирующая  функция подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций. [4;445]
      В психолингвистике сегодня выделяются четыре функции радио- и телевизионного общения: оптимизация деятельности общества; функция контакта; функция социального контроля ; функция социализации личности.
     Л. Я. Землянова выделяет три  функции массовой коммуникации  «в обществе:
1)       контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения;
2)       корреляция элементов общества и среды;
3)       сохранение и передача социально-культурного наследия».
   Современные французские ученые  Б. Катля и А. Каде выделяют  пять функций массовой коммуникации:
      1) функция антенны - снабжение общества различного рода информацией;
      2) функция усилителя - преувеличение фактов, драматизация событий;
      3) функция фокуса - средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений;
      4) функция призмы - формирование новых моделей поведения;
      5) функция эхо - средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.
    Известный отечественный психолог  А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:
      1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;
      2) функция контакта, которая играет роль в формировании групповорго сознания;
      3) функция социального контроля посредством социальных норм;
      4) функция социализации личности. 

                       Характеристики массовой коммуникации
Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве характеристик  массовой коммуникации выделяет знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы. Известный голландский ученый, исследующий проблемы коммуникативистики выделяет семь характеристик массовой коммуникации;
      1) массовая коммуникация формируется  в сложной формальной организационной  структуре;
      2) направлена на большие аудитории;
      3) имеет публичный характер;
      4) аудитории имеют социально-культурную  неоднородность;
      5) устанавливается одновременный  контакт с большим количеством  людей, удаленных друг от друга;
      6) взаимоотношения между коммуникатором  и коммуникантом в основном строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора;
      7) коммуникация сплачивает аудиторию  вокруг общих ценностей, политических  взглядов, моделей потребления и  др. 

    Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
    наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
    социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
    массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
    многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
    Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора. 

                Сравнительная характеристика массовой  и межличностной       коммуникации                                                                                        
      Массовая коммуникация Межличностная коммуникация                                           
    Опосредованность  общения техническими средствами     Непосредованный контакт в общении
    Общение больших социаль-ных групп     Общение в основном от-дельных индивидов
    Ярко  выраженная социаль-ная ориентированность общения     Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
    Организованный, институ-циональный характер общения     Как организованный, так и (в большей  мере) спонтанный характер общения
    Отсутствие  непосредствен-ной связи между коммуникато-ром и аудиторией в процессе общения     Наличие непосредственной обратной связи между  обращающимися в процессе коммуникативного акта
    Повышенная  требователь-ность к соблюдению принятых норм общения     Более «свободное» отноше-ние к соблюдению принятых норм общения
    Одноправленность  инфор-мации и фиксирование коммуникативных  ролей     Переменная  смена направ-ленности информации и  коммуникативных ролей
    «Коллективный»  характер коммуникатора и его  публичная индивидуальность     «Индивидуальный» харак-тер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
    Массовая, стихийная, ано-нимная, разрозненная аудитория     Реципиент – отдельный конкретный человек
    Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений     Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
    Преобладание  двухсту-пенчатого характера восприятия сообщения     Преобладание  непосредст-венного восприятия сообщения
 
    Массовая  коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу. 

2.2 Условия функционирования  массовой коммуникации (по  В.П.Конецкой, с изменениями):
    - массовая  аудитория (она анонимна, пространственно  рассредоточена, но делится на  группы по интересам и т.п.);
    - социальная  значимость информации;
    - наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).
Массовость как определяющая характеристика массовой коммуникации создает, фактически, новые сущности в коммуникационном процессе. Участниками процесса общения считаются не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи. Даже отдельные личности предстают как имиджевые мифологемы: президент, лидер партии, медиа-магнат и т.п. Современные исследователи приходят к выводу о том, что функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а вслед за ней – управления, поддержания социального статуса, подчинения и власти.[16;252]
Проблема  коммуникации и власти, взаимной ответственности за сообщения и их последствия становится определяющей проблемой современного гражданского общества. 

    Средства  массовой коммуникации
    Сре?дство ма?ссовой информа?ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации.
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса .
Среди функций  СМИ выделяют следующие :
1. информационную ( сообщение о положение дел,  разного рода фактах и событиях ) ;
2. комментарийно  - оценочную ( часто изложение  фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой ) ;
3. познавательно  - просветительную ( передовая многообразную  культурную, историческую, научную  информацию, СМИ способствуют пополнению  фонда знаний своих читателей,  слушателей, зрителей ) ;
4. функцию воздействия  (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);
5. гедонистическую  (речь здесь идет не просто  о развлекательной информации, но  и о том, что любая информация  воспринимается с большим положительным  эффектом, когда сам способ ее  передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата).
Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).[9;226] 
 

4. Влияние телевизионной  рекламы на поведение  детей 

Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее - к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец - к проецированию символического изображения.
Реклама все  чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений.
Родители часто  приводят детей к психологу, обвиняя западные мультфильмы в том, что они пагубно влияют на их малышей. Но они редко задумываются над тем, что телевизионная реклама также может нанести вред этих детям, как и мультфильмы, которые она разделяет. Взрослые люди порой не обращают внимания на рекламу, хотя она не всегда является полезной и для них самих.
Сторонники рекламы  отмечают ее полезность, а также  утверждают, что она способствует экономическому развитию страны. Критики  рекламы подчеркивают ее слабые стороны. 

В.Г. Зазыкин  выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы: 1) когнитивный (получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
2) аффективный  (формирование эмоционального отношения,  побуждающего желания, переживания);
3) регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
4) коммуникативный  (интеграция в процессы информационного  общения, активной деятельности, обмена мнениями и пр.).
Из множества  рекламных средств телевизионная  реклама - самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного  воздействия и, во-вторых, огромной аудиторией.
Существует несколько  вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и пр. По мнению специалистов, наиболее мощным психологическим воздействием обладают рекламные ролики.
С.Г. Кара-Мурза  отмечает “убаюкивающий эффект” телевизионной рекламы, обеспечивающей пассивность восприятия. С его точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.
Телевизионная реклама сильно воздействует на детскую психику, играя на детских эмоциях. По мнение Д. Рисмана, основной функцией телевизионной рекламы является подготовка детей к их главной жизненной профессии – “быть квалифицированными потребителями”. В силу возрастной специфики развития детей наибольшее влияние оказывают: психологическое заражение (результат воздействия на эмоциональную сферу личности), подражание (присваивание увиденных моделей поведения), внушение.
При этом, с точки  зрения психологической защиты, дети в силу своего возрастного отличия не в состоянии противостоять воздействию телевизионной рекламы, используя собственные установки и взгляды. 

Некоторые авторы обращают внимание на этическую сторону  рекламы. В частности, Е.Я. Малышев  отмечает, что реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть к тому же общий психологический фон отечественного телевещания, который вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения людей, снижает сопротивляемость человека различным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой. Словом, не будет преувеличением сказать, что, запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.
Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную  психику ребенка. При этом дети, по сравнению со взрослыми, не в состоянии  эффективно противопоставлять такому воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.  

Цель моего экспериментального исследования  состояла в изучении восприятия детьми разных возрастных групп телевизионной рекламы, ее влияния на их поведение, а также особенностей восприятия и отношения к телевизионной рекламе родителей. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста и 10 их родителей; 5 учащихся первого класса и 5 родителей и столько же учащихся второго класса и их родителей; 8 учащихся среднего (шестой класс) и 8 - старшего школьного возраста (десятый класс).  

Каково отношение  детей к рекламной продукции?  

Таблица 1. Отношение  детей различных возрастных групп  к телевизионной рекламе (%)
Таблица 1
Отношение                                    Возрастная группа
5-6 лет 7-8 лет 8-9 лет 11-12 лет 16-17 лет
Положительное 55 38,4 38,4 18 0
Выборочно нравится 10 15,4 15,4 25 8
Отрицательное 35 46,2 46,2 57 92
 
 
Как явствует из таблицы 1, с возрастом критическое  отношение усиливается. В группе дошкольников больше половины детей  положительно относятся к рекламе, любят ее смотреть. В младшем школьном возрасте таковых уже меньше - примерно 38%, среди детей 11–12 лет - только 18%, а старшим подросткам реклама категорически не нравится. При этом выборочно, отдельные рекламные ролики нравятся соответственно 10%, 25% и 8 % опрошенных детей. Негативное отношение к ТВ-рекламе с возрастом устойчиво растет.  

А каковы представления  детей о назначении рекламы?  

Половина самых  маленьких респондентов просто отказываются дать какое-то определение феномену рекламы. Но примерно 40% детей в подготовительной группе, 69% в первом классе, 46% во втором хорошо представляют себе реальное назначение рекламы - информировать потенциальных покупателей о различных товарах. Достаточно часты следующие ответы: “перерыв в телепередачах” (около 15% дошкольников), “развлечение, отдых” (около 23% второклассников). Большинству (75%) младших подростков понятна информирующая функция рекламы, и только 8% детей не знают, для чего она нужна. 18% респондентов ответили: “чтобы мучить людей”, “чтобы отнимать время”. Примечательно, что 40% старших подростков указывают на агрессивную манипулятивную функцию рекламы - “это воздействие на психику человека, морочат голову, чтобы покупали их товары”, “это попытка впихнуть покупателю то, что ему не нужно”.  

Отвечая на вопрос: “Ты бы хотел, чтобы рекламы на ТВ не было?” 35% дошкольников, 69% первоклассников, 54% второклассников, 50% младших подростков и 40% старших подростков ответили утвердительно, а, соответственно, 55, 15,5, 38,5, 50 и 60% опрошенных ребят хотя и считают рекламу необходимой, но уверены, что ее нужно ограничить по времени и частоте повторения одной и той же информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.