На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные типы денежно-кредитной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение.

     В современной рыночной экономике  существует немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину  действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было, ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

     Финансовые  и кредитные методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность  мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия” [1, c. 302]. То есть денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком.
     Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и  в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется  косвенными методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Цели денежно-кредитного регулирования. 
 

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. С ее помощью  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.
     Банк  России, является органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную  политику в РФ. Первоначально его  основной функцией было осуществление  эмиссии наличных денег, однако в  настоящее время эта функция  постепенно ушла на второй план, но не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность ЦБ по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной  и продуманной, чем любая другая.
     Так же ЦБ воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и, направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает ее стабильного  развития, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических  процессов. Таким образом, воздействие  на кредит позволяет достичь более  глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в основном в том, что Центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении  количественных и качественных параметров деятельности банков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Инструменты денежно-кредитной политики. 
 

     Рассмотрим  основные инструменты, с помощью  которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Большинство из них имеет  косвенный характер воздействия, однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом. 

     Структура мер денежно-кредитной политики.
           
 

     
       
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

 


  2.1 Учетная (дисконтная ) политика. 

     Данный  вид операций относится к давно  используемым методам регулирования. Центральный банк выступает в  роли кредитора по отношению к  деловым банкам. Средства предоставляются  при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. Центральный банк имеет право манипулировать ставкой процента , под который он выдает банкам кредиты. Возможность установлений «цены»кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.
     Определяемый  Центральным банком уровень «цены» кредита получил в экономической  науке и практике  обозначение  официальной «учетной ставки» ( которую  также называют дисконтной или ломбардной).
     Взятые  в Центральном банке кредиты  предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более  высокому проценту. Естественно, что  процентная политика деловых баков  отражает те изменения, которые осуществляет Центральный банк в ходе своей  политики. С помощью ставки процента Центральный банк тем самым оказывает  косвенное воздействие на соотношение  спроса и предложения на рынке  капиталов.  Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы  и сокращает намерения фирм к  увеличению инвестиций. Снижение же ставки «удешевляет» кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме  покупки акций, производственного  оборудования или строительства  новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни воздействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.
     Важное  значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от  применения  других регулирующих мер Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установление норм обязательных резервов.
     Применительно к России следует отметить, что  в рамках учетной политики Центральный  банк стал практиковать в 1995 году также  и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг ( в основном государственных казначейских облигаций). 

  2.2 Политика обязательных резервов. 

       В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или иных  высоко ликвидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение  суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным)  или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств, или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
     Минимальные резервы выполняют две основные функции:
     Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.
     Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. [2, с. 45]
     Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
     Недостаток  этого метода  заключается в  том, что некоторые учреждения, в  основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
     В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит  тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение  нормы обязательных резервов и даже отмена  ее по некоторым видам депозитов. 

  2.3 Операции на открытом рынке.  

       Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование  и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом  денежно-кредитной политики  стали интервенции Центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
     Прибегая  к данному виду регулирования, Центральный  банк осуществляет куплю и продажу  ценных бумаг на открытом рынке ( например на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию  у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса  в обращении возрастает. В итоге  расширяются возможности для  кредитных операций деловых банков.
     Данные  меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков . В процессе же проведения учетной  политики позиция Центрального банка остается в известном смысле пассивной. К тому же  операции на открытом рынке  вполне согласуются   с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг Центральный банк реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом. 

  2.4 Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. 

     Наряду  с экономическими методами, посредством  которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
     К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования,  контингентирование кредита  является прямым методом  воздействия на деятельность банков.
     Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует  снижению деловой  активности. Поэтому метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменен. [3, c. 358] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Основные типы денежно-кредитной политики
  (политика  дешевых и дорогих  денег). 

     К основным типам денежно-кредитной  политики можно отнести политику дорогих денег (рестрикционная)  и политику дешевых денег (экспансионная).
     Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения  данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих  мерах:
     Во-первых,  Центральный банк должен совершить  покупку  ценных бумаг на открытом рынке  у населения и у коммерческих банков.
     Во-вторых, необходимо провести  понижение  учетной ставки.
     В-третьих, нужно провести  понижение по резервным отчислениям.
     В результате проведенных мер  увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы  являются основой  увеличения денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.
     Увеличение  денежного предложения понизит  процентную ставку , вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного  чистого  национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики  входит сделать  кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем  совокупных расходов и занятость.
     В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, Центральный  банк должен пытаться  понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения  предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо  понизить резервы  коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от  избыточных резервов. Третья мера  заключается в поднятии учетной ставки  для снижения интереса коммерческих банков  к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка. Приведенную выше  систему мер называют политикой дорогих денег. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, т.е. снижение доступности кредита и увеличении его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
     Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно  принимать  решения о покупке  и продаже ценных бумаг и тем  самым влиять на  денежное предложение  и процентную ставку. Второй немаловажный аспект  связан с тем, что в  развитых странах  данная политика изолирована от  политического  давления, кроме того, она  по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше, поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.
     Но  существует ряд негативных моментов. Политика  дорогих цен , если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой  банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых цен  может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы , т.е. возможность представления  ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и  предложение  денег увеличится. При такой ситуации  действия данной политики  окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она  может оказаться серьезной помехой  денежно-кредитного регулирования  во время депрессии.  в более  нормальные периоды  увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
     Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается   в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении , противоположном предложению денег,  тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, т.е. когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры  для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. [4, c. 47]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4 Взгляд основных макроэкономических школ
  на  проблему денежно-кредитного регулирования. 

     Денежно-кредитные  рычаги давно занимают не последнее  место в теории государственного регулирования  экономики. В экономической  теории существуют различные концепции  денежно-кредитного регулирования. Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций на денежном рынке. Важнейшая  из них – равновесие между спросом на деньги и предложением денег.
     Спрос на деньги  определяется величиной  денежных средств , которые хранят  хозяйственные агенты, т. е. по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.
     Теоретически  анализ спроса на деньги  и изучение условий равновесия на рынке привели  к возникновению двух основополагающих  экономических школ в этом вопросе  и соответственно к разработке двух базисных макроэкономических моделей: монетаристской и  кейнсианской .
     Монетаристы исходят из того, что экономика  капитализма внутренне устойчива, способна к саморегулированию и  самонадстройке. При этом необходимым  условием  для проявления механизмов саморегулирования  является стабильность денежного обращения цен. Главным  ориентиром денежно-кредитной политики, по мнению монетаристов, становится объем  предложения денег – денежная масса. Плавный рост денежной массы  определяет устойчивое развитие экономики.
     Монетаристская  теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях,  и унаследовала основные постулаты количественной теории денег, возникшей до 19 века и безраздельно  господствовавшей в экономической науке до 30х – 40х годов. Основополагающие идеи этой теори были выдвинуты английскими учеными Д.Юмом, К. Викселлем, Д. Патинкиным, И. Фишером, Г. Касселем и Б.  Хансеном . [5, с. 142-150] 

           

     Рисунок 1 – Макроэкономическая модель денежного рынка в представлении неоклассиков. 

     Макроэкономическая  модель денежного рынка  в представлении  неоклассиков основывается на том, что  совокупный спрос на деньги  - это  функция  денежного дохода (PY), а предложения денег является  экзогенно фиксированной величиной, т. е. устанавливается автономно, независимо от спроса на деньги. Графически эта модель представлена на рис. 1.
     Линия  MS MS – кривая предложения денег;
     линия  OMD – кривая спроса на деньги.
     На  рисунке отображена зависимость  спроса на деньги от уровня цен (Р). Чем  выше уровень цен, тем больше спрос  на деньги. Наклон кривой спроса на деньги зависит от уровня дохода (Y), который фиксирован  в условиях полной занятости. Рост доходов вызывает большую эластичность спроса на деньги , о чем свидетельствует более пологое положение кривой спроса. Кривая предложения денег MS MS изображена вертикальной линией,  т.к. эта величина не зависит от уровня цен.
     Неоклассическая модель денежного рынка находится  в равновесном состоянии  в  точке пересечения кривых предложения  и спроса , когда цена устанавливается  на уровне РА. Если же общий уровень цен снизился  до величины РВ, то возникает избыточное предложение денег, равное MS - MS1. В таком случае деньги начинают обесцениваться  и происходит повышение цен, приближающее их к уровню РА. Таким образом, появляется тенденция к поддержанию автономного равновесия  на рынке.
     В настоящее время  монетаристская концепция  денежно-кредитного резервирования  нашла широкое распространение  в странах  с рыночной экономикой,  что свидетельствует о ее адекватности этой системе хозяйства и способности  решать экономические проблемы.
     Дж. М. Кейнс  по вопросу сущности денег  придерживался номиналистической  позиции. В отличие от представителей количественной теории денег, которые причину циклического развития  экономики объясняли колебаниями товарных цен, обусловленных якобы изменением соотношения между количеством товаров и количеством денег, Дж. Кейнс влияние денег на цикл рассматривал через норму процента. [6, с 3-44]
     В основе кейнсианской теории денежно-кредитного регулирования лежит капиталотворческая теория кредита, хотя сам Кейнс считал свою точку зрения «оригинальной». Принцип «кредитного регулирования» , выдвинутый Кейнсом, непосредственно вытекает  и органически связан с основной предпосылкой этой теории, т. е. зависимостью  процесса производства от кредита. Исходя из решающей роли спроса по отношению к производству, Кейнс сформулировал факторы, воздействующие на конъюнктуру: занятость, использование мощностей,спрос на предметы потребления средств производства, психология поведения. При высоком проценте на ссудный капитал у предпринимателей возникает « предпочтение ликвидности», т. е. желание держать свой капитал в денежной форме. Поэтому нужен низкий ссудный процент, который повысит у предпринимателей  стимул к инвестициям.
     Кейсианская теория внесла новые аспекты в  объяснение спроса на деньги. Прежде всего, необходимо заметить, что в кейнсианской терминологии спрос на деньги –  это предпочтение ликвидности. В  работе  «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнс выдвинул три психологических мотива, побуждающие людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме: трансакционный мотив; спекулятивный мотив; мотив предосторожности.
     Таким образом Кейнс ввел  в экономическую  науку  проблему портфельного выбора  - какова должна быть оптимальная структура  активов данного лица ( соотношение  денежных средств и доли облигаций).
     Кейнсианская  агрегатная модель денежного рынка  соединяет функции спроса  на трансакционные  и спекулятивные  остатки, а также учитывает  мотив  предосторожности. Графически эта модель представлена на рис. 2.
     График  на рисунке 2- а показывает трансакционный спрос на деньги. Он не зависит от уровня процента (r), поэтому линия трансакционного спроса вертикальна.
     На  рисунке 2 – б    -  спекулятивны спрос на деньги. Он зависит от высоты процентной ставки, причем зависимость эта – обратная. Чем Выше процент, тем выгоднее держать свои деньги  в виде облигаций, т. е. тем ниже предпочтение ликвидности
     Рисунок 2 – в, показывает общий спрос  на деньги, т. е. М D; Линия М D получена  сложением по горизонтали линий и и называется кривой предпочтения ликвидности. [6, с. 3-44]
     Кроме этого, следует отметить, что теоретические  дискуссии  между неокейнсианцами  и монетаристами  фокусируются на проблемах воздействия денег на развитие рыночного хозяйства.
     Монетаристы (как и неоклассики) утверждают, что рыночное хозяйство, в условиях полного использования всех ресурсов, стремится к поддержанию равновесного состояния автоматически (саморегулируется). Таким образом , они сформулировали рецепт для государственной политики:  поменьше вмешательства в процессы воспроизводства . Приоритетная роль отдается проведению монетарной политики.
     Фискальная  политика для монетаристов  не имеет  значения. А денежная политика представляет собой комплекс мер.
     Неокейнсианцы отводят важную роль фискальной политике, наряду с денежной.
     На  практике денежная  и фискальная политики  государства оказываются  тесно взаимосвязанными. Денежная политика, как приоритетный метод регулирования, в минувшее десятилетие приобрела сторонников также и среди неокейнсианцев,  которые признают, что методы денежной политики осуществляются  оперативно и гибко, в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований между законодательными и административными органами, и с помощью денежной политики  можно успешно бороться  с инфляцией, и преодолевать небольшие спады. 

             
       
       
       
       

             

           
           Рисунок 2 – Кейнсиаиская модель денежного  спроса. 
       
       
       
       
       
       

  5 Основные выводы. 
 

     Главным органом денежно-кредитного регулирования в России является Центральный банк.
     Основные  инструменты Центрального банка по воздействию на денежное предложение:
    определение норм обязательных резервов;
    учетных ставок по кредитам;
    проведение операций на открытом рынке (куля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения).
  Эти меры кредитно-денежного регулирования   известны в мировой практике и  нашли применение во многих странах. [7, с. 3-11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

     В рыночной системе государство –  не волшебный источник  средств, а лишь  механизм, предназначенный  для того, чтобы одни граждане  (с более высоким доходом) платили через налоги  - другим (имеющим меньший доход). Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Она обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.
     Целевые задачи кредитно-денежной политики это — стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.
          Хочется надеяться, что реализация  правительственной программы по  осуществлению денежно-кредитной  политики явится тем условием, которое сможет обеспечить качественный  и стабильный рост отечественной  экономики.
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.