На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Волевые процессы и состояния

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тольяттинский филиал
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ 

Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Психология и педагогика»
    на  тему: «Волевые процессы и состояния.»
Вариант -10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнена студентом
группы
Кривцов И.А.
Проверила:
к.псх.н., доцент
Денисова  О. П. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 
 

 

 Содержание

Содержание 2
Введение 3
Общее понятие о воле 4
Нейрофизиологические основы воли 5
Роль деятельности. 6
Волевая регуляция. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Введение

Проблема воли, волевой регуляции поведения  и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого  взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как  самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и  разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который  указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления  трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием  человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.
 


Общее понятие о воле

 
Понятие воли встречается  уже в работах Аристотеля. По Аристотелю воля выступала в роли инициатора произвольных действий, их выбор и  регуляцию. Рассмотрение воли в контексте  порождения действия человека, идущего  от него самого, предполагало побудительную функции воли. Такой подход сегодня в психологии обозначается как мотивационный. Позже был сформулирован второй подход, который можно определять как подход свободного выбора. Воля наделяется в нем функцией выбора мотивов, целей и действий. Третий подход обозначается как регуляционный. Воля наделяется функцией регуляции исполнительной части действия и различных психических процессов. 

В мотивационном  подходе можно выделить три самостоятельных  варианта представлений о природе  воли. В первом варианте воля сводится к начальному моменту мотивации  действия (желанию, стремлению аффекту). Во втором воля выделяется как самостоятельная  сила непсихической или психической  природы, несводимая ни к чему иному  и определяющая все другие психические  процессы. В третьем воля рассматривается  как тесно связанная, но не совпадающая  с мотивацией способность к побуждению к действиям, включающих в себя преодоление  препятствий. Мотивационного подхода  к исследованию воли придерживались многие известные философы и психологи. Такие как Рене Декарт, Вильгельм  Вундт, Курт Левин, Жан Пиаже и многие другие. У подхода свободного выбора понимания воли тоже были не менее серьезные сторонники и последователи, такие как И. Кант, П. Рикер и др. Регуляционного подхода больше придерживаются современные психологи, такие как Басов М.Я., Выготский Л.С., а из зарубежных психологов Шеррингтон, Ассаджиоли и многие другие. 

В отечественной  психологии утвердилась определение, в котором воля понимается как  способность человека к сознательному  преодолению препятствий. Волю рассматривают  как продукт общественно-исторического  развития, ее формирование связывают  с появлением и развитием трудовой деятельности. Отрицают ее врожденный характер и доказывают прижизненность ее формирования в реальной деятельности человека. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе в процессе формирования потребностей, ценностей, убеждений и т.д. 

Развитие воли связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и смысловой  сферы, личности в целом. 
 

 


Нейрофизиологические основы воли

 
Физиологические механизмы волевой регуляции  деятельности не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они  представляют собой сложные функциональные системы. Акцепторы действия человека функционируют в его понятийной сфере. Нейрофизиологической основой  воли является системная работа всего  мозга, но центральное значение в  этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий.
Как уже отмечалось, в составе мозга человека можно  выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит  в основе сознательной деятельности:
1) блок, регулирующий  тонус мозга, его бодрствующее  состояние (ретикулярная формация  и другие подкорковые образования);
2) блок получения,  переработки и хранения информации;
3) блок программирования, регулирования и контроля психической  деятельности (лобные доли коры).
Лобные доли коры осуществляют функции синтеза  внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс ее реализации и оценивают итоговый результат. Нарушение лобных долей мозга  вызывает дезорганизацию поведения, особенно тех форм сознательной деятельности, которые совершаются на речевой  основе. Как показывают клинические  данные, поражение лобных долей мозга  вызывает патологическое безволие - абулию.* 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Роль  деятельности.

 
Ф. Н. Гоноболин, В. И. Селиванов, А. Ц. Пуни и другие авторы считают, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаще всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика (в частности, занятия спортом) показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки, — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты
. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волевая регуляция.

 
Структура и содержание волевого действия:
    Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
    Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
    принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
    исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).
В большинстве  случаев принятие решения и волевое  поведение в целом связаны  с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как  его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.
Волевая регуляция  – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с  проявлением усилий, реализующих  активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических  и физических сил.
Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих  психических и физических возможностей.
Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как  внешних, так и внутренних, детерминированных  дополнительными побуждениями, связями  с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно  приложить какие-то усилие).
Волевое поведение  – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять  собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика  волевого регулирования. 
 

 


Субъективную  сторону преступления составляют вина (в форме умысла и неосторожности), мотивы и цели преступления. 

Преступление  реализуется посредством способа  действия и объективируется в  результате действия. Способ и результат  деяния в уголовном праве считаются  объективными сторонами состава  преступления. Однако психологически и способ, и результат действия - компоненты волевого действия субъекта. 

Психологический анализ преступного деяния - анализ психологического содержания структурных  элементов преступного действия. 

Преступление  как волевое действие индивида осуществляется как развернутое сложное волевое  действие или как простое волевое  действие. 

Все импульсивно-ситуативные  преступления совершаются в форме  простого волевого действия; все предумышленные преступления - в форме сложного волевого действия. 

Многие преступления совершаются импульсивно, спонтанно, без специально сформированной цели. Эти преступные акты образуют класс  малоосознанных реакций. Импульсивные действия регулируются установками - подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью. 

Во всех поведенческих  стереотипах, основанных на подсознательной  установке, мотивы и цели совпадают. Здесь мотивы трансформированы в  механизм установки. 

Обязательным  признаком субъективной стороны  преступных импульсивных действий является цель, мотив же совпадает с целью. 

Импульсивное  поведение может быть вызвано  различными причинами: 1)эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоциональной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими аномалиями личности. 

Во всех импульсивных реакциях проявляется личностная готовность индивида к определенным действиям. При конфликтных эмоциональных  состояниях чувства, эмоции подавляют  рациональные механизмы регуляции  поведения и приобретают ведущую  регуляционную функцию, превращаются в основной механизм импульсивных действий. 

При анализе  преступного деяния, совершенного в  форме сложного волевого действия (т.е. с осознанным преступным умыслом), учитывается  комплекс объективно-субъективных взаимосвязей между отдельными компонентами деяния, особенности до преступного, преступного и после  преступного поведения субъекта преступления. 

Сознательное  поведение человека определяется сложным  комплексом побуждений. 

1. Отвечая на  вопрос «почему индивид пришел  в состояние активности?», мы  обращаемся к источникам мотивационной  активности - потребностям, интересам,  установкам, инстинктам и т.д. 

2. Отвечая на  вопросы «на что направлена  активность индивида?», «почему  избраны данные акты поведения  и соответствующие средства?»,  мы обращаемся к механизму  сознательной регуляции поведения,  его мотивам (которые неизбежно  связаны с выбором цели, принятием  решений в альтернативных ситуациях). 

3. Отвечая на  вопрос «какова динамика данного  поведенческого акта?», мы обращаемся  к эмоционально-энергетическим регуляционным  факторам, поведенческим стереотипам  индивида. 

Проблема мотивации  состоит в выяснении не только первоначальных побудительных моментов человеческой активности, но и всех факторов, направляющих, регулирующих и поддерживающих развитие деятельности человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.