На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Составляющие здорового образа жизни

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение……………………………………………………………………......3
Личное отношение  к здоровью как условие формирования здорового образа жизни………………………………………………………………...….5
Здоровый образ  жизни и его составляющие. Основные требования к организации ЗОЖ…………………………………………………………...…7
Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие  здорового образа жизни…………………………………………………..….18
Заключение………………………………………………………………..…..22
Библиографический список………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования  его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни  в широком диапазоне социального  бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья.
     В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста  заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением  работоспособности. Необходимо отчетливо  представлять, что не существует здорового  образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.
     Здоровый  образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности  студентов. В условиях здорового  образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности  построить себя как личность в  соответствии с собственными представлениями  о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
     Здоровье  — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень  на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких  категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.
     Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический — изначальное  здоровье, предполагающее саморегуляцию  организма, гармонию физиологических  процессов и максимальную адаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного  отношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как  отрицание болезни в смысле ее преодоления,
     Здоровье, будучи качественной характеристикой  личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, ценность здоровья как средства достичь  других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как  средства прожить наиболее продолжительную  и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся  в противоречии друг с другом.
     Безусловно, противоречие между достижением  материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования  объективных условий жизнедеятельности  людей. Но не менее важны собственные  установки и стереотипы по реальному  отношению к своему здоровью как  к непреходящей ценности. 
 
 
 
 
 

     Личное  отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
     Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе  воспитанием и обучением. Оно  проявляется в действиях и  поступках, мнениях и суждениях  людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно  выделяем два диаметрально противоположных  типа поведения человека по отношению  к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.
     Каждый  человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко  ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические  требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и  ее действительной повседневной реализацией  человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как с собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и  осознается, но подобно кислороду, ощущается  лишь в ситуации его дефицита. Чем  адекватнее отношение человека к  здоровью, тем интенсивнее забота о нем.
     Имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый —  в охране здоровья ориентирован, прежде всего на усилия самого человека, или условно "на себя". Второй преимущественно "вовне", когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам, Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Здоровый  образ жизни и  его составляющие. Основные требования к организации  ЗОЖ
     К основным составляющим здорового образа жизни относят:
     ¦режим  труда и отдыха;
     ¦организацию  сна;
     ¦режим  питания;
     ¦ организацию двигательной активности;
     ¦ выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
     ¦ профилактику вредных привычек;
     ¦ культуру межличностного общения;
     ¦ психофизическую регуляцию организма;
     ¦ культуру сексуального поведения.
     Режим труда и отдыха
     Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях  протекания биологических процессов  в организме.
     Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению  важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей  адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.
     Организация сна
     Сон — обязательная и наиболее полноценная  форма ежедневного отдыха. Для  студента необходимо считать обычной  нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для  сна, нельзя рассматривать как некий  резерв времени, который можно часто  и безнаказанно использовать для  других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда  и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный  сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
     Организация режима питания
     Культура  питания играет значительную роль в  формировании здорового образа жизни  студентов. Каждый студент может  и должен знать принципы рационального  питания, регулировать нормальную массу  своего тела. Рациональное питание  — это физиологически полноценный  прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих  принципах: достижения энергетического  баланса; установления правильного  соотношения между основными  пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.
     Важным  аспектом культуры питания является режим питания, и распределение  калорийности пищи в течение суток.
     К режиму питания следует подходить  строго индивидуально.
     При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует  за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после  их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму  потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную  или слегка подсоленную воду.
     Организация двигательной активности
     Один  из обязательных факторов здорового  образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию  здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой  сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных  занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином "двигательная активность".
     У большого числа людей, занятых в  сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Поэтому  возникает важнейшая социально-педагогическая задача — определить оптимальные, а  также минимально и максимально  возможные режимы двигательной активности.
     Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается  на 5—15% по отношению к лету.
     Важный  фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов  физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.
     Личная  гигиена и закаливание
     Знание  правил и требований личной гигиены  обязательно для каждого культурного  человека. Гигиена тела предъявляет  особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие  функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов  обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются  только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С  чешуйками, секретом сальных и потовых  желез удаляются различные вредные  вещества. Мыть тело под душем, в  ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней. После занятий  физическими упражнениями необходимо принимать теплый Душ и менять нательное белье.
     Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением  в соответствии с условиями и  деятельностью, в которых она  используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
     Дополнительные  гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное  и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ  понижает возбудимость, повышает интенсивность  обменных процессов. Теплый душ действует  успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус  мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ — эффективное средство восстановления работоспособности.
     С методикой проведения различных  видов массажа и гигиенических  процедур можно ознакомиться на практических занятиях и изучая специальную литературу.
     Гигиенические основы закаливания. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Закаливание может быть специфическим (повышается устойчивость к определенному фактору) и неспецифическим (повышается общая устойчивость к ряду факторов).
     Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения. Дозировка воздушных ванн осуществляется или постепенным снижением температуры воздуха, или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре. Сигналами неблагоприятного воздействия на организм при теплых ваннах являются — резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при прохладных и холодных — появление "гусиной кожи" и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается. Холодные ванны могут принимать лишь хорошо закаленные люди и только после врачебного обследования.
     Закаливание солнцем. Солнечные ванны. Каждый вид солнечных лучей оказывает специфическое действие на организм. Световые лучи усиливают протекание биохимических процессов в организме, повышают его иммунобиологическую реактивность. Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие, ультрафиолетовые имеют бактерицидные свойства, под их влиянием образуется пигмент меланин, в результате чего кожа приобретает смуглый цвет — загар, предохраняющий организм от избыточной солнечной радиации и ожогов. Ультрафиолетовые лучи необходимы для синтеза в организме витамина Д, без которого нарушается рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Ультрафиолетовые лучи в малых дозах возбуждают, а в больших — угнетают ЦНС, могут привести к ожогу. Если после приема солнечных ванн вы бодры и жизнерадостны, у вас хороший аппетит, крепкий, спокойный сон, значит, они пошли вам на пользу. Если вы становитесь раздражительным, вялым, плохо спите, пропал аппетит, значит, нагрузка была велика и нужно на несколько дней исключить пребывание на солнце, а в дальнейшем сократить продолжительность солнечных ванн.
     Закаливание водой — мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха.
     Обтирание — начальный этап закаливания  водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. Обливание — следующий  этап закаливания. Душ — еще более  эффективная водная процедура.
     Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них — обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном водой с температурой вначале 26—280С, а затем снижая ее до 12—150С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23—250С, постепенно каждую неделю она снижается на 1—20С и доводится до 5—100С.
     Профилактика  вредных привычек.
     Здоровый  образ жизни несовместим с  вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
     Алкоголь  — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для  данной группы веществ особенностями.
     Продолжительное и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует  на проводящую систему сердца, а  также нарушает нормальный процесс  обмена веществ.
     Страдают  также органы пищеварения. Раздражая  органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения  ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных  опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев  завершается появлением ракового заболевания.
     Стиль жизни, связанный с употреблением  алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в  кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студента в целом, его главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношения с обществом.
     Курение — одна из самых вредных привычек.
     Воздействие табачного дыма на органы дыхания  приводит к раздражению слизистых  оболочек дыхательных путей, вызывая  в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани  и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.
     К числу вредных привычек относится  употребление наркотиков.
     Систематическое употребление наркотиков приводит к  резкому истощению организма, изменению  обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких  бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает  в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении  алкоголем. Лечить от наркомании очень  сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.
     Культура  межличностного общения
     Общение, эффективность которого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид  взаимодействия людей между собой  и один из компонентов здорового  образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет  индивид, которые органично и  непринужденно реализуются им в  деловом и эмоциональном общении.
     Развитие  коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей.
     Коммуникативная культура предполагает наличие таких  социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий  умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим.
     Развитию  коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и  разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.
     Психофизическая регуляция организма
     Все субъективные восприятия разнообразных  жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны  с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного  преодоления каких-либо трудностей. Под влиянием сильных эмоциональных  воздействий возникает состояние  стресса (напряжения).
     Предотвращение  срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение, а не были горьким  лекарством.
     При использовании аутотренинга некоторые  люди неоправданно отождествляют приемы психического самовоздействия — самовнушение и самоубеждение, тогда как приемы аутотренинга основаны лишь на самоубеждении, которое делает личность сильнее, активизирует ее.
     Аутогенная  тренировка почти не имеет противопоказаний.
     Разновидностью  аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими  целями, отличается меньшим объемом. И имеет следующие особенности — применяется как утром для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, так и вечером, перед сном.
     В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленное брюшное  дыхание вовлекает в дыхательный  акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и  увеличивает жизненную емкость  легких; за счет движений диафрагмы  массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение.
     Используются  в системе психотренинга и  упражнения, тренирующие внимание и  развивающие самоконтроль, словесный  самоприказ, аутогенное погружение и  др. Необходимые методические сведения вы можете получить на практических занятиях и изучая специальную литературу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Физическое  самовоспитание и  самосовершенствование  — условие здорового  образа жизни
     Физическое  самовоспитание понимается как процесс  целенаправленной, сознательной, планомерной  работы над собой и ориентированный  на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов  и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в  отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования  и образования.
     Физическое  воспитание и образование не дадут  долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс  физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в  физическом воспитании.
     Для самовоспитания нужна воля, хотя она  сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может  быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.
     Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни  и культуры; притязание на признание  в коллективе; соревнование, осознание  несоответствия собственных сил  требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов  могут выступать критика и  самокритика, помогающие осознать собственные  недостатки.
     Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с  самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических  и физических качеств, а также  Негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся  самонаблюдение, самоанализ и- самооценка. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.
     На II этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев. Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания, 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания
     III этап физического самовоспитания  связан непосредственно с его  практическим осуществлением. Он  базируется на использовании  способов воздействия на самого  себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.