На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Губернская реформа 1775 года

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 

Кафедра ___________________ 
 
 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
Губернская  реформа 1775 года 
 
 

Контрольная работа
по истории  отечественного
государства и права студента
___ курса  заочного отделения 

а  
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск,
 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

      Общее состояние  государства и права России после  реформ 1775 г. ---------------------------- с. 3
      Система судов --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с. 4
      Судебная реформа ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с. 4
      Полиция ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с. 6
      «Устав Благочиния» --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с. 7
      Сословное законодательство конца XVIII – первой половины XIX в. ------------------------ с. 8
      Законодательство о среднем сословии ---------------------------------------------------------------------------------- с.  9
      Законы о крестьянах ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ с. 11
   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ---------------------------------------------------------------------------- с. 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Общее состояние государства  и права России после реформ 1775 г.
 
   Документом, определившим направление новой  губернской реформы, стали «Учреждения  для управления губерний всероссийской  империи» (1775). В этот документ вошли  многие предложения, сделанные в  ходе работы Уложенной комиссии, которая  была создана Манифестом Екатерины II в декабре 1766 года, и служили основанием для  реформаторских преобразований 1775 года (территориальное деление, судебная реформа).1
   Накануне  реформы территория России разделялась  на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупние губерний; их число было удвоено; через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50, 2 «дабы губерния, или наместничество, порядочно могла быть управляема».3
   Деление на губернии и уезды осуществилось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основная цель деления – приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам. В основу деления положен чисто количественный критерий – численность населения, на территории губернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда – около 30 тысяч душ.
   Старые  территориальные органы после ряда преобразований (изменений в статусе  воевод 1728,1730 и 1760 г.г.) ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы.
   Во  главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское  правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения.
   Надзор  за законностью в губернии осуществлял  губернский прокурор и два губернских стряпчих. В узде те же задачи решал  уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления – нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
   В городах была учреждена должность  городничего.
   Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись  губернаторы, он признавался главным главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх он мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.
   Губернская  реформа 1775 года усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочнила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовалась судебная система.4
   Попытка отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1796), на одном из заседаний было заявлено: «Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел».
   Еще в 1769 году был подготовлен законопроект «О судебных местах», в котором регламентировалось начало судебного права «просвещенного абсолютизма». 

   1.2. Система судов 

   Предполагалось  установить несколько видов судов -  духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный; придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).
   Уголовные, гражданские и  полицейские суды должны были создать по территориальному принципу – земские и городские. В городах, кроме того, вводились цеховые суды.
   Все уды входили в единую систему  по трехзвенной соподчиненности: уезд – провинция – губерния.
   Судебные  органы должны были получить право  оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и государственные суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство – гласным. 

   1.3. Судебная реформа 

   Все выработанные комиссией предположения  имели большое значение для судебной реформы 1775 года. В процессе этой реформы  была сформулирована и упрочена сословная судебная система.
   1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.
   Апелляционной инстанцией для уездных судов  стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, - по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля деятельности уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.5
   2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заместителей, избираемых из состава горожан (губернского города).
   3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.
   4. В губерниях учреждались совестные  суды, состоявшие из сословных  представителей (председателя и  двух заседателей): дворян  по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного – рассматривал гражданские иски, а также специального суда – по делам преступления малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.
   5. Апелляционной и ревизионной  инстанцией в губернии стали  судебные пала (по гражданским  и уголовным делам). В компетенцию  палат входил пересмотр дел,  рассмотренных в верхнем земском  суде, губернском магистрате или  верхней расправе. К апелляционной  жалобе прилагался солидный денежный залог.
   6. Сенат оставался высшим судебным  органом для судов всей системы. 
   Верхний земский суд являлся местным  судом второй инстанции для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных  и гражданских дел дворян. Эти  суды создавались в каждой губернии или наместничестве, они стали преемниками надворных судов.
   Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.
     Верхний надворный суд был местным апелляционным судом для рассмотрения уголовных и гражданских дел лиц, находящихся на государственной службе. Суды этого уровня были оборудованы в Санкт-Петербурге и Москве, их задача заключалась в выделении высших чиновников из подсудности общим судам.
   Верхние надворные суды рассматривали в качестве второй инстанции дела, прошедшие через нижние надворные суды. Решения Верхних надворных судов подлежали утверждению Палатной уголовного суда.
   Верхняя расправа в качестве второй инстанции  рассматривала уголовные и гражданские  дела государственных, экономических, дворцовых крестьян и однодворцев.
   Верхние расправы были апелляционными судами для нижних расправ и нижних земских  судов (в губерниях, где не было Верхних  земских судов).
   Решения расправ могли быть обжалованы в  Палатах уголовного или гражданского суда.
   Губернский  магистрат являлся местным судебным учреждением в губернских городах. Губернские магистраты подчинялись  Губернскому правлению и, в свою очередь, имели в подчинении городовые  магистраты и ратуши, сиротский суд.
   В компетенцию Губернских магистратов входило рассмотрение споров «о владении и привилегиях», о разделе имущества, разбор жалоб на действия Городской и Шестигласной дум (с 1785 г.), пересмотр решенных в нижней инстанции уголовных дел. Им подчинялись как городовые магистраты, руководствовавшиеся в своих решения российским законодательством, так и ратуши городов, вошедших в империю в конце XVII – начале XVIII в. и руководствовавшихся нормами городского магдебурского права. 
   Реформа 1775 года сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостановить исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинская юстиция.
   Таким образом, реформа сделала попытку  отделить суд от администрации. Однако попытка не удалась. Губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, а некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.6 

   1.4. Полиция 

   Абсолютистское  государство первой четверти XVIII века, случается, называют полицейским. Однако причина этого кроется не только в «дотошном вмешательстве во все сферы общественной и частной жизни»7, но и в том, что именно в этот период были созданы профессиональные органы.
   После ликвидации в 1762 году Канцелярских розыскных  дел функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию Сената. В Москве был образован филиал экспедиции, в ведении главнокомандующего – тайная экспедиция при Сенатской конторе. Дополнительным источником информации для работы тайной полиции стала введенная в конце 70-х годов перлюстрация писем на почтамтах.
     Главная полицмейстерская канцелярия была передана в непосредственное подчинение Кабинета министров, что увеличило ее значимость.
   Для осуществления налоговых и штрафных взысканий учреждались Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с аукционной камерой для продажи конфискованного имущества (действовала до 1780 г.).
   Система полицейского управления обсуждалась  в процессе работы Уложенной комиссии; проект был закончен в 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охран «благочиния, покоя и добронравия».
   Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение  порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.
   Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, реки, воды, съестных продуктов, наблюдала  за порядком торговли, санитарным состоянием и проч.
   В обязанности полиции входили  также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались также обязанности по контролю за архитектурой планировкой города, организацией праздников и налогообложением, борьба с преступностью, противопожарные мероприятия. Однако главная задача полиции формулировалась как «охранение порядка, благочиния и добронравия».8
   Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли  в основу «Устава благочиния» 1782 года. По «Учреждению о губернии» 1775 года предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 года началась работа над проектом «Устава благочиния», которая завершилась в 1781 году. В 1782 году Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи. 
 

   1.5. «Устав благочиния» 

   «Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний».9
   Главными  источниками Устава стали «Учреждения  о губерниях», материалы Уложенной  комиссии и иностранные полицейские  норм и правовые трактаты.
   Органом полицейского управления в городе стала  управа благочиния – коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан – ритманы – советники.
   Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале – квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему «Табели о рангах».
   Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей, Сенат контролировал полицейское управление в столицах.
   По  мелким уголовным делам полиция  осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.
   «Устав  благочиния» перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению  полицейских органов:
   1) действия, связанные с непослушанием  законам или решениям полицейских властей;
   2) действия, направленные против православной  веры и богослужения;
   3) действия, нарушающие общественный  порядок, охраняемый полицией;
   4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань,  непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);
   5) действия, нарушающие порядок управления  или суда (взяточничество);
   6) преступления против личности, имущества,  порядка и др.
   Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.
   «Устав  благочиния» фактически сформировал  новую отрасль права – полиция  право.  

   1.6. Сословное законодательство  конца XVIII – первой половины XIX в.  

   Формирование  сложной сословной структуры характерно для эпохи «просвещенного абсолютизма», ставившего целью сохранить порядок, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и управление прав с этой точки зрения понималась как «общее смешение», которого не следует допускать.
   Процесс правовой консолидации дворянства начался  еще в петровскую эпоху. «Указ  о единонаследии» подготовил единство имущественной базы этого сословия и специально подчеркнул его служебную  функцию.
   Наиболее  важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») 1785 г.
   Первая  же статья Грамот указывала на избранность  дворянского сословия: «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание  благородное».10
   В целом Грамота определяла принципы организации дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных книг.11
   Еще в 1771 году в результате работы Уложенной  комиссии был подготовлен проект, ставший основой «Жалованной  грамоты дворянству». В проекте  все население разделялось на три класса, первый из которых именуется «благородным». Проект развивал положение екатерининского «Наказа» об особом статусе и предназначении дворянства.
   Привилегии  дворянства определялись достаточно широко: прежде всего, закреплялось положение манифеста 1762 года «О вольности дворянской» о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать судей для дворянских судов.
   «Жалованная грамота дворянству» состояла из вводного манифеста и четырех  разделов (92 статьи). В ней устанавливались  принципы организации местного дворянского  самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.
   Дворянское  достоинство определялось как особое состояние качества, которые послужили  основанием для приобретения дворянского  звания. Дворянское звание рассматривалось  как неотъемлемое, потомственное  и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявились моральные падения преступника и нечестность. Перечень этих преступлений была исчерпывающим.
   Личные  права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождающие от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.
   Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имения, торговать продукцией своих угоди оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
   Еще в 1754 году при Сенате бал создан Дворянский (с 1786 г. – государственный) заемный  банк и купеческий (коммерческий) банк. С 1769 года Сенат действовал государственный  ассигнационный банк.
   При Сенате действовала межевая экспедиция, в 1794 году преобразованная в Межевой  департамент, ведавший межеванием земель и рассмотрением межевых споров.
   Особые  судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные  права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только равный ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.
   Сословное самоуправление дворянства, регламентированное «Жалованной грамотой», выглядело следующим образом: дворяне создавали общество, или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих). Собрание наделялось определенными политическими правами: оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору по вопросам «общественной пользы». 

   1.7. Законодательство  о «среднем сословии» 

   Правовой  статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовало издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.12
   В 1769 году был разработан проект положения  «О среднем роде людей», или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).
   «Средний  род» людей располагал полнотой государственных  прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владеть городскими и загородными домами, неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество и наследование.
   При подготовке «Жалованной грамоты  городам» (полное название: «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи»), которая началась в 1780 году, кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники – Цеховой устав (1722), Устав благочиния (1782), Учреждение для управления губернией (1775), шведский Цеховой устав, Положение о маклере (1669), прусский Ремесленный устав (1733), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.
   Жалованная  грамота городам  опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 года. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.
   Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это вполне согласовывалось с идеей создать «средний род людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией (с особыми же административными системами управления и видами занятий населения).13
   Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (приводился полный перечень деяний).
   Личные  права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
   К имущественным правам мещанства относилось право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
   Все городское население делилось на шесть категорий:
   1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;
   2) записанные в гильдии купцы  (I гильдия – с капиталом от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, II – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, III – от 1 тысячи до 5 тысяч рублей);
   3) состоявшие в цехах ремесленники;
   4) иногородние и иностранные купцы; 
   5) именитые граждане (капиталисты  и банкиры, имевшие капитал  не менее 50 тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);
   6) прочее посадское население. 
   Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными  личными правами,  освобождались  от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.
   Права и обязанности ремесленников  регламентировались внутрицеховыми правилами  и «Уставом о цехах».
   За  городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане  составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации.
   Собрание  могло обращаться с представлениями  к местным властям и наблюдать  за соблюдением законов. За городским  обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее 50 рублей) и возрастным цензом (не моложе 25 лет).
   Горожане  избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей сословных судов (на год).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.