На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Создание отдела маркетинга на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Уральский государственный университет физической культуры
Кафедра связей с общественностью  
 
 

«Создание отдела маркетинга на предприятии» 
 

Курсовая  работа по
Маркетингу
выполнила: студентка 332группы
кафедры «Связей с общественностью»
Чижова  Валерия Валерьевна
проверила: преподаватель
Померанцева Юлия Константиновна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск, 2009г 

 

Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава І. Основные подходы в организации отдела маркетинга на предприятии…5
1.1 Основные  положения об организации отдел маркетинга на предприятии……5
1.1.1 Задачи и функции отдела маркетинга на предприятии………………………6
1.1.2 Взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами на предприятии…9
1.2 Организационные структуры отдела маркетинга……………………………...13
Глава ІІ. Организация отдела маркетинга на Челябинском металлургическом комбинате…………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика  Челябинского металлургического  комбината………………19
2.2 Оценка  существующей организационной структуры  отдела маркетинга на предприятии ЧМК……………………………………………………………………20
2.2.1 Организационная структура отдела маркетинга……………………………..20
2.2.2 Функции отдела маркетинга на ЧМК………………………………………...20
2.2.3 Взаимосвязь отдела маркетинга на ЧМК с другими отделами предприятия…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………...…24
Список  литературы…………………………………………………………………..25
Приложение…………………………………………………………………………..27
 

Введение
     Сегодня маркетинг – одна из самых популярных и быстроразвивающихся профессиональных областей. И это неудивительно. Ведь в условиях современного рынка, когда правила диктует потребитель, успех товара во многом обусловлен высокой узнаваемостью торговой марки и положительным отношением к ней. Именно эти задачи решает отдел маркетинга. В настоящее время в связи с переходом страны на рыночную экономику, где в результате недавно возникшего кризиса, все предприятия, организации, предприниматели, а также простые граждане должны разбираться в маркетинге. Ведь не только крупные компании, как в нашей стране, так и за рубежом должны проводить маркетинговые исследования. Поэтому, чтобы удержаться на рынке многие частные фирмы и организации создают специальные отделы маркетинга.
     Отдел маркетинга существует для того, чтобы  фирма продвигала свою продукцию. Развиваются конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности предприятия. Обеспечение оптимального сбыта произведенной продукции и услуг требует от предпринимателей ориентации на запросы и предпочтения целевых групп потребителей, а также формирования соответствующего рыночного спроса по объему и качественным характеристикам.
     Отдел маркетинга на предприятии является необходимостью, вызванной разнообразными изменениями в процессе воспроизводства, способствующими возникновению не менее разнообразных проблем руководства. Чем мобильнее маркетинговая деятельность, тем больше потребность в управлении.
      Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности и значимости отдела маркетинга на предприятии.
      Предметом моей курсовой работы является отдел  маркетинга на Челябинском металлургическом комбинате.
      Объектом  данной курсовой работы является деятельность отдела маркетинга на предприятии.
      В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть  основные положения при организации  отдела маркетинга на предприятии.
2. Изучить взаимоотношения отдела маркетинга с другими отделами предприятия.
3. Выделить  организационные структуры отдела  маркетинга.
4. Проанализировать  работу отдела маркетинга на  предприятии. 
 

Глава І. Основные подходы в организации отдела маркетинга на предприятии.
     Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности  общества. Он связан со всеми сферами деятельности, и поэтому необходимо знать как можно больше о его законах и специфике. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.
     В России маркетинг еще не получил  достаточного распространения, но все  большее число предприятий и  организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей  работе. Появляются специализированные маркетинговые компании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией.
     Выпуская  известные изделия, традиционные товары, необходимо заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении потребительских свойств продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого необходим маркетинг. (9)
     1.1. Основные положения об организации отдел маркетинга на предприятии.
     Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней  среды, комплекса маркетинга. Использование  маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.
     В современном развитии производства маркетинг рассматривается как  ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия. (12)
     1.1.1 Задачи и функции  отдела маркетинга  на предприятии
     Основными задачами отдела маркетинга являются:
1. Разработка  маркетинговой стратегии.
2. Анализ  положения предприятия на рынке,  его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.
3. Разработка  стратегии развития предприятия.
4. Выявление  ключевых внутренних и внешних  проблем предприятия и разработка  оптимальных способов их решения.
5. Исследование  существующих сетей сбыта и систем снабжения.
6. Анализ  потребительских свойств выпускаемой  (реализуемой) предприятием продукции  и требований, предъявляемых к  ней покупателями.
7. Организация  рекламы и стимулирование сбыта.
8. Организация  послепродажного обслуживания продукции. (12)
     Маркетинг, как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяйственных решений  по различным вопросам производственной, научно- технической, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее  место в системе управления предприятием. К функциям отдела маркетинга относятся:
1. Организация  процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции:
- определение  проблемы, связанной со сбытом  продукции;
- получение  первичной информации (внешней и  внутренней);
- проведение  анализа вторичной информации (внешней и внутренней);
- проведение  анализа данных, характеризующих  рынок рассматриваемого вида  продукции;
- формирование  рекомендаций по результатам  проведенного анализа;
- использование  результатов маркетингового исследования;
2. Поиск и систематизация информации о:
- показателях  экономического развития отраслей  и регионов, направлениях государственной  политики, определяющей производство  и сбыт выпускаемой продукции  и потребляемых видов сырья;
- существующем  уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции-заменителя;
- потребителях  и сегментации рынка;
- основных  характеристиках рынка для каждого  его сегмента (эластичности сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);
- географическом  распределении товара, его экспортных  рынках;
3. Сбор  информации о конкурентах по  следующим направлениям:
- объемы  продажи в целом и по сегментам  рынка;
- общая  доля на рынке;
- цели  и поведение на рынке;
- самооценка;
4. Составление  по результатам маркетинговых  исследований оптимистических, пессимистических  и средневзвешенных прогнозов  развития рынка, в которых определяются  фазы и продолжительность жизненного  цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, а также приводится оценка потенциальных рисков деятельности предприятия.
5. Проведение  анализа существующих сетей сбыта  продукции, который включает:
- анализ  эффективности существующей стратегии  сбыта;
- анализ эффективности использования различных каналов сбыта (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схемы сбыта и т.п.), в том числе экспорта;
6. Проведение  анализа существующей системы  снабжения, который включает:
- анализ  эффективности существующей стратегии  снабжения;
- анализ  эффективности использования различных  каналов снабжения (прямые связи,  через биржевую сеть, через посредников  и т.п.), в том числе импорта;
- анализ  развития рынка потребляемых видов продукции;
- выявление  более эффективных поставщиков;
7. Проведение анализа финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления, который включает:
- анализ  издержек, их структуры и динамики;
- анализ  выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности;
- анализ  соотношения темпов роста физического  объема производства, роста оплаты  труда и выручки от реализации  продукции, запасов, их структуры  и динамики;
- анализ  эффективности ценовой политики;
- анализ  кредиторской и дебиторской задолженности  предприятия, выявление безнадежных  долгов;
8. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.
9. Разработка предложений по эффективному распределению и использованию всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий.
10. Разработка  стратегии развития предприятия  на основе осуществленных прогнозов  развития рынков выпускаемой  продукции, оценки потенциальных  рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.
11. Согласование  программ мер по снижению издержек, энерго- и материалоемкости продукции,  ее сертификации, решению проблем  экологии.
12. Выявление потребности потребителей в новых видах продукции.
13. Координация  деятельности всех функциональных  подразделений по сбору и анализу  коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу  продукции предприятия (заявок  на поставку, договоров на производство, наличия запасов, емкости рынка и т.д.).
14. Участие в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств.
15. Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте.
16. Организация  участия предприятия в региональных, всероссийских, международных выставках, ярмарках, выставках-продажах.
17. Подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия.
18. Руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия, подготовка предложений по технически обоснованному планированию и производству запасных частей (по количеству и номенклатуре). (6)
      1.1.2 Взаимодействие отдела  маркетинга с другими  отделами на предприятии.
     Для выполнения функций и реализации прав, отдел маркетинга взаимодействует:
1. С  главной бухгалтерией по вопросам:
- бухгалтерских  данных о движении, реализации, запасах  продукции;
- итогов  инвентаризации материально-технических  ресурсов;
- нормативов  на представительские, командировочные  и рекламные расходы;
В свою очередь отдел предоставляет  бухгалтерии следующие данные:
- отчеты о затратах, произведенных на маркетинговые исследования;
- расчеты затрат на послепродажное обслуживание продукции;
- сведения о ценах на материально-технические средства у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий;
2. С  финансовым отделом по вопросам:
- анализа  затрат, произведенных за месяц  (квартал, год);
- сведений  о кредиторской и дебиторской  задолженности;
Отдел маркетинга предоставляет данные финансовому  отделу о:
- обобщенных  данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию;
- расходах на формирование спроса и стимулирование сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах;
- конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
3. С отделом контроля качества по вопросам:
- сведений  о дефектах изготовленной продукции;
- обобщенных  результатов рекламационной работы.
- сведений  о технологических изменениях  продукции;
- сведений  о мероприятиях по повышению качества продукции;
- отчетов  о проверке образцов продукции,  выпускаемой предприятиями-конкурентами;
Отдел маркетинга предоставляет данному  отделу:
- сведения по рекламациям;
- информацию о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков;
- представления о постановке или снятии с гарантийного обслуживания;
- сведения службы послепродажного и гарантийного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации; (4)
4. С отделом сбыта по вопросам:
- сведений  о заключенных договорах поставки;
- планов  реализации продукции на месяц,  квартал, год;
- отчетов  о выполнении планов реализации  продукции;
- заявок  на проведение маркетингового  анализа оптовых и розничных  цен на реализуемую продукцию;
- отзывов  контрагентов на поставляемую  продукцию;
- документов, необходимых для оформления участия  в выставках, ярмарках;
Отдел маркетинга предоставляет:
- обобщенную информацию о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры, и о факторах, определяющих его;
- сведения о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
- информацию о состоянии товарного рынка;
- сведения о крупных покупателях продукции (предполагаемых и действительных объемах оборотов, финансовой способности, устойчивости на товарном рынке, пр.);
- сведения о планируемых выставках, ярмарках;
5. С юридическим отделом по вопросам:
- результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;
- согласованных  претензий и исков к контрагентам  по поводу нарушения ими договорных  обязательств;
- разъяснений  действующего законодательства и порядка его применения;
- анализа  изменений и дополнений законодательства; (11)
Отдел маркетинга в свою очередь предоставляет  юридическому отделу:
- приказы, распоряжения, инструкции, проекты договоров для правовой экспертизы;
- материалы для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;
- претензии, предъявленные предприятию контрагентами;
- имеющиеся сведения о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;
- заявки на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства.
6. С отделом организации и оплаты труда, с отделом кадров и с отделом подготовки кадров по вопросам:
- штатных  расписаний и положений о структурных  подразделениях предприятия для увязки с маркетинговыми планами;
- положений  о персонале;
- положений  о премировании;
- графиков  работы предприятия;
- планов  подготовки и повышения квалификации  работников;
- отчетов  о выполнении заявок на подбор  кадров
Отделу маркетинга необходимо поддерживать самые тесные контакты с отделом кадров с тем, чтобы подготовить четкое описание должностных обязанностей каждого из сотрудников и требований, которым должны отвечать соискатели. Эта задача более сложная в отношении специалистов по маркетингу, чем в отношении специалистов других профессий. (14)
     Роли, которые играет отдел маркетинга в компании, могут быть различными. Можно условно выделить следующие  из них:
1. «Спасатели».  От отдела маркетинга в этом  случае ждут действий и предложений, которые могут помочь выйти из сложившейся ситуации, поднять снизившиеся продажи, вывести на рынок продукт, который кажется уже не очень перспективным и т.д. Учитывая определенный дефицит времени и денег в подобных случаях, финансовая служба тщательно подходит к анализу эффективности предложенных мероприятий и контролирует выполнение намеченных показателей на каждом этапе;
2. «Сопровождение  продаж». Отдел маркетинга играет  в этом случае второстепенную  роль и, по сути, обслуживает  отдел сбыта. Их задача сводится к проведению недорогой рекламной компании, стандартных маркетинговых мероприятий, анализу продаж существующего продукта и пр. При этом бюджет отдела маркетинга может быть составляющей бюджета всей коммерческой службы, и они, вполне возможно, должны будут согласовывать свои действия не только с финансистами, но и отделом сбыта;
3. «Аналитики».  В этом случае основная задача  отдела маркетинга в сборе  и анализе информации о внешней  среде компании и конкурентном  окружении. Они изучают поведение  конкурентов, преимущества и недостатки их продуктов, пытаются найти перспективные рыночные ниши и результат их работы – предоставление рекомендаций руководству и не более. Разработкой стратегии в данном случае занимаются другие подразделения;
4. «Стратеги». На практике встречается нечасто и, в основном, в крупных компаниях. В данном случае отдел маркетинга принимает активное участие в разработке стратегии компании и, в определенной мере, занимается координацией работы других подразделений. В этом случае он уже не обслуживает отдел сбыта, а наоборот диктует ему, куда двигаться дальше и делает прогнозы относительно объемов продаж при реализации той или иной стратегии. В отношении финансов, отдел маркетинга в данном случае обычно обладает наибольшей финансовой самостоятельностью и отчитывается уже, в основном, перед генеральным директором. (1)
     От  того, какую роль отдел маркетинга больше играет, зависит его положение  в компании.
1.2 Организационные  структуры отдела  маркетинга.
     Эффективность реализации концепции маркетинга во многом зависит от организационной структуры службы маркетинга. Она может иметь много вариантов построения. Здесь не существует универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах. Они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Однако на предприятиях, производящих специфическую продукцию, эти элементы иногда становятся элементом технической сферы. (2)
     При создании службы маркетинга на предприятии  не обходимо обратить внимание на вопросы:
- Какое место занимает служба маркетинга в структуре организации.
- Как она взаимодействует с другими службами.
- Функции отдела маркетинга.
- Образование и численность сотрудников службы маркетинга.
- Материальная база и принципы формирования маркетингового бюджета.
     Фирма должна разработать такую структуру службы маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу. Если фирма очень маленькая, все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного человека. Ему будет поручено заниматься и маркетинговыми исследованиями, и организацией сбыта, и рекламой, и службой сервиса для клиентов и т.д. Этого человека могут называть управляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу или директором маркетинга. Если фирма большая, в ней обычно работают несколько специалистов в области маркетинга: продавцы, управляющие службой сбыта, исследователи маркетинга, специалисты по рекламе, управляющие производствами простых и марочных товаров, управляющие по сегментам рынка и работники службы сервиса для клиентов.
     Сегодня отделы маркетинга могут быть организованы на разных основах. Каждая фирма создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению ее маркетинговых целей. (3)
     1. Функциональная организация. Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга. В этом случае специалисты по маркетингу руководят разными видами маркетинговой деятельности. Они подчиняются вице-президенту по маркетингу, который координирует их работу. В такой организации есть пять специалистов: управляющий службой маркетинга, управляющий службой рекламы и стимулирования сбыта, управляющий службой сбыта, управляющий службой маркетинговых исследований и управляющий по новым товарам. Кроме них, могут быть еще управляющий службой сервиса для клиентов, управляющий службой планирования маркетинга и управляющий службой товародвижения.
     Основным  достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы эта схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом. (11)
     2. Организация по товарному производству. Фирмы с широкой товарной номенклатурой и разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления. Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются несколько управляющих по группам товаров, которым в свою очередь подчиняются управляющие по товару, ответственные каждый за производство своего конкретного товара. Каждый управляющий по товару самостоятельно разрабатывает собственные производственные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты, а при необходимости и пересматривает эти планы. (4)
     Организация по товарному производству оправдывает  себя в тех случаях, когда выпускаемые  фирмой изделия резко отличаются друг от друга или разновидностей этих товаров так много, что при функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой уже не под силу. У организации по товарному производству есть ряд преимуществ. Во-первых, управляющий по товару координирует весь комплекс маркетинга по этому изделию. Во-вторых, управляющий по товару может быстрее отдельных специалистов реагировать на возникающие на рынке проблемы. В-третьих, не обойдены вниманием и более мелкие, второстепенные по значению марочные товары, поскольку производством каждого из них руководит собственный управляющий. В-четвертых, управление производством товара - прекрасная школа для молодых руководителей, ибо на этой работе они вовлекаются почти во все сферы оперативной деятельности фирмы. Однако преимущества эти связаны и с издержками. (4)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.