На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Жизненные циклы семьи, стратегии помощи семье

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.

    1. Жизненные циклы семьи.

    1.1. Периодизация жизненных циклов семьи.

     Каждая  семья за период своей жизни проходит ряд последовательных фаз. Чаще всего жизненный цикл семьи разделяют на 7 периодов: вступление в брак, рождение первого ребенка, семья с детьми школьного возраста, семья с детьми-подростками, семья – «пусковая площадка», супруги среднего возраста, старость. От фазы зависит то, какие проблемы возникают в семье и как они решаются.
     После заключения брака основной целью  является объединение двух ранее  не связанных людей в единое гармоничное  целое – семью. Это сопряжено  с необходимостью пройти через расставание, эмоциональное и физическое, с родительской семьей и распределить роли и обязанности в собственной. При этом у молодых возникают непростые вопросы: насколько разделять интересы друг друга, как совместятся с новой ролью старые привычки, какова желательная степень симметрии в супружеских обязанностях, то есть насколько равномерно должны быть распределены эти новые обязанности в молодой семье. Для многих семей очень сложным оказывается период установления новых отношений с родителями, определение степени близости и автономии двух семей. Конечно, это определяется традициями семьи, наличием общих дел и интересов, а также тем, живет ли новая семья в одном доме с родителями или нет, и т.д. Хотя до недавнего времени об этом мало говорили, сейчас стало ясно, что очень серьезным моментом в этот период жизни, во многом определяющим дальнейшее благополучное и счастливое существование семьи, является установление гармоничного психологического и сексуального общения.
     С рождением ребенка основной целью  семьи становится воспитание. Естественно, у каждого из родителей появляются новые обязанности, и снова требуется перераспределение ролей. Женщине поначалу сложно ощущать себя одновременно женой и матерью, а мужчине найти себя между женой и ребенком. В этот период специалисты даже наблюдают такой симптом, как путаница ролей. По мере подрастания ребенка образуются пары: отец – сын, мать – отец и т.д., с определенными внутренними взаимоотношениями. Возрастает и изменяется роль родителей молодых супругов – они становятся дедушкой и бабушкой. А это совсем новое амплуа! Суметь найти в нем счастливые моменты, установить тесный душевный контакт с внуком или внучкой очень полезно для пожилых людей, чтобы долго еще чувствовать свою нужность, свою включенность в семейную жизнь. А для маленького человечка лучшего, более надежного друга в сложном незнакомом взрослом мире, конечно же, не найти.
     Как только ребенок идет в школу, воспитание переходит на качественно новый  уровень. Теперь, как никогда, дом  должен стать для него местом, олицетворяющим стабильность и безопасность. Одновременно уменьшается зависимость родителей от детей, и они получают возможность активнее вести светскую жизнь, общаться с друзьями. Но при этом возникает большая потребность в помощи со стороны дедушки и бабушки. Все меняется, если в семье появляется второй ребенок. Снова приходится пройти через все проблемы предыдущего этапа, но с той лишь разницей, что важно не ущемить при этом интересы старшего ребенка. В семьях с несколькими детьми в этот период остро встает необходимость подобрать подход к каждому ребенку в зависимости от его индивидуальности, возраста, интересов и талантов.
     Подростковый  возраст детей приносит в семью  множество серьезных проблем. Подростки  стремятся к независимости, а  родители пытаются сохранить свою власть и право контроля. Из-за разнонаправленности этих стремлений возникает конфликт. Но родители должны помнить, что несмотря ни на что, подростки не меньше, чем младшие дети, нуждаются в понимании и тепле. Найти общий язык со своими повзрослевшими детьми, постоянно проверяющими границы дозволенного, основная задача родителей на этом этапе. Кроме сложностей с детьми, супружеские отношения частенько тоже переживают кризис. Начинают нуждаться в поддержке и уходе постаревшие родители.
     Повзрослевшие дети занимают в доме иное положение, а, следовательно, опять перераспределяются роли и обязанности. При отделении детей встает вопрос, как использовать освободившееся время, чтобы не так остро ощущать симптом «пустого гнезда». В этот момент может выйти на поверхность тлеющий супружеский конфликт, сдерживаемый ранее присутствием детей. Но это время может стать и временем открытия новых возможностей, когда супруги заново узнают друг друга.
     Этап  «пустого гнезда», как правило, совпадает  с уходом от дел. Требуется привыкнуть не только к отсутствию детей, но и к изменению своей роли в обществе. Переоцениваются ценности, вырабатывается новое отношение к пройденному пути. Правда, рождение внуков, заставляющее примерить на себя новые роли – бабушек и дедушек, может заметно скрасить это время. Но, к сожалению, на этом этапе возможны и тяжелые утраты – смерть родителей.
     По  мере старения супруги все более  привязываются друг к другу. Спокойное  восприятие старости как естественного  завершения жизненного пути – залог успешного приспособления к реальности. На первый план выходят заботы по сохранению здоровья своего и супруга. Можно ожидать ухода в себя, изоляции, зависимости от детей, но можно – и сохранения до конца дней способности к активной умственной и физической деятельности, участия в воспитании внуков. Принять неизбежность смерти нередко помогают философия и религия. Труднее всего бывает пережить смерть супруга и одиночество [8].

    1.2. Обзор подходов  к периодизации  жизненных циклов  семьи.

     Но  в современных исследованиях существует множество подходов к определению цикличности развития семьи. Статья Ю.Е.Алешиной и Л.Я.Гозмана представляет собой обзор исследований, опубликованных в 1977-1987 гг. в зарубежной научной печати и посвященных циклу развития семьи [5]. Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был использован впервые в 1948г. Э.Дювалль и Р.Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция семьи - это деторождение и воспитание потомства. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла: I -формирующаяся семья, супруги женаты менее 5 лет, детей нет; II -детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; III -семья с детьми дошкольниками (от 3 до 5 лет 11 месяцев); IV - семья с детьми школьниками (от 6 лет до 12 лет 11 месяцев); V - семья с детьми подростками (от 13 лет до 20 лет 11 месяцев); VI - семья, «отправляющая»детей в жизнь (от 1-го до последнего ребенка, покинувшего семью); VII -супруги зрелого возраста (в семье не осталось ни одного ребенка, до окончания трудовой деятельности, до пенсии); VIII - стареющая семья, от момента ухода супругов на покой до смерти одного из них. Как мы видим, эта периодизация циклов развития семьи в чем-то схожа, но все-таки отличается от предыдущей.
     Громоздкость  этой периодизации, невнимание к таким  характеристикам, как стаж брака, возраст супругов послужили основанием для создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла - психологических, социологических, демографических и др. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К.Васильевой. Она выделяет 5 стадий цикла: I -зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II - рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III - окончание выполнения семьей воспитательной функции, это период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV - дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V- супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Подобная градация хотя и допустима для целей исследования, проведенного Э.К.Васильевой (сравнение сельских и городских семей), но мало приемлема для психологического изучения как семьи в целом, так и межличностных супружеских отношений, так как получается, что разные семьи проживают различное число стадий супружеских отношений [6]. В последующие годы этот подход был подвергнут критике, например, в работах Г.Спаниера, Р.Сайера и Р.Лацелера, и показано, что стадии в значительной мере перекрываются друг другом, т.е. на разные стадии цикла попадают супруги одинакового возраста, стажа, материального благополучия и т.п.
     Ряд эмпирических исследований продемонстрировал, что понятие стадии семейного цикла само по себе имеет малую прогностическую ценность. Так, в работе С.Нока для определения различных личностных и внутрисемейных характеристик индивида на различных этапах его жизни использовались три типа зависимых переменных: стадии семейного цикла, отсутствие или наличие детей в семье, проживающих с родителями в момент исследования, и стаж брака. Наибольшее число статистически значимых связей было получено между различными личностными, внутрисемейными и социальными характеристиками и фактом отсутствия или наличия детей, проживающих с родителями. Несколько меньше, но также довольно большое число зависимостей было получено между стажем брака и другими характеристиками. Наименьшее число и наименее интересные в содержательном отношении связи были получены между стадиями семейного цикла и другими переменными [11].
     Вышеперечисленные и ряд других работ послужили  основанием для того, чтобы многомерное понятие «стадии развития семьи» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями.
     Но  возможны и другие поиски переменных, определяющих периодизацию цикла развития семьи. В течение времени существования семьи меняется характер деятельности супругов. Попытка рассмотреть жизнь семьи с этой точки зрения была осуществлена Х. и М.Фелдманами, которые предложили понятие «семейная карьера». Под этим они понимают совокупность ролей индивида, направленных на реализацию себя в какой-либо из важных сфер жизни, таких как досуг, работа, семья. Ими были выделены два типа карьеры – внутрисемейные и внесемейные. К числу первых были отнесены четыре вида карьеры, получившие следующие названия: карьера сексуального опыта, карьера супружества, родительская карьера и карьера отношений родителей и взрослых детей. Введение этого понятия позволило Х. и М.Фелдманам предложить новый подход к изучению цикла семьи, основывающийся на двух стратегиях исследования: 1) рассмотрение семейных пар как независимых и зависимых переменных; 2) анализ ситуаций взаимного пересечения карьер, вмешательства одной в протекание другой (например, влияние на супружеские отношения появления ребенка, т.е. пересечение супружеской карьеры и родительской).
     Исходя  из этого, периодизация должна осуществляться прежде всего с учетом смены семейных карьер, реализуемых индивидом, или возникновения новых [2].
     Следует отметить, что, несмотря на то, что разработка этой проблематики началась за рубежом полвека назад, не существует моделей цикла развития семьи, достаточно полно охватывающих происходящие изменения, хотя, как показывают исследования, важность этой тематики и в практическом, и в теоретическом смысле не вызывает сомнений. Возможно именно с этими причинами связан и тот факт, что психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует. В связи с этим, подчеркивает автор статьи, апеллируя к конкретным работам по проблемам развития семьи в целом и супружеских отношений, в частности, вынуждены чаще опираться на зарубежных авторов.
     Так, целью исследования Д.Орснера были изменения в стиле отдыха супругов в ходе семейного цикла; Дж.Медлинг и М.МакКери – определение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни; Л.Тамира и К.Антонуцци – попытка посмотреть, как изменяются восприятия себя, мотивация и социальные связи у состоящих в браке разное число лет людей. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вряд ли такие мозаичные исследования смогут воссоздать полную картину изменений, происходящих в ходе семейного цикла. Достаточно сказать, что на сегодняшний день существуют данные об изменениях, происходящих в межличностном восприятии супругов, в их общении друг с другом, в распределении ролей, в особенностях сексуальных взаимоотношений и т.д. [11]

    1.3. Проблемы, сопровождающие жизненные циклы семьи.

     На  этапе зарождения семьи на первом плане стоят сексуальные проблемы и вопросы регулирования рождаемости, подбора адекватных контрацептивных средств. Актуально также выяснение степени риска (наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям) для будущих детей. До недавнего времени, к сожалению, этим начинали интересоваться, когда в семье уже появлялся больной ребенок. На самом деле, если к моменту вступления в брак хотя бы у одного из супругов уже имеется хроническое заболевание, неплохо бы проконсультироваться с врачом по поводу того, какие ограничения это внесет в будущую семейную жизнь. Трудности адаптации на этапе приспособления друг к другу сами могут послужить причиной заболеваний и психических нарушений.
     С момента наступления беременности жены основное место начинают занимать заботы об ее здоровье и здоровье будущего ребенка. Важно, чтобы и муж активно включался в приготовления к появлению малыша, посещал вместе с женой группы для будущих родителей, присутствовал при родах. Проблемы, связанные со здоровьем детей, остаются ведущими на протяжении еще долгого времени, вплоть до достижения ими совершеннолетия. Семья должна прививать ребенку определенные гигиенические знания и навыки, заботиться о профилактике заболеваний и травм, прививать любовь к занятиям физкультурой и спортом. Когда дети поступают в школу, они сталкиваются с принципиально по-иному организованной системой и усилия семьи должны быть сконцентрированы на обеспечении их успешной адаптации к ней. В это время снижается сопротивляемость инфекциям и повышается частота заболеваний ОРВИ. Бывает, что именно в школе выявляется скрытое ранее отставание интеллекта. Если родители часто ссорятся и сплачиваются только во время болезни ребенка, у детей могут появиться различные жалобы с целью лишний раз помирить родителей
     У подростков проблемы иные: их беспокоят  вопросы внешности (поддержание  нормального веса, угри, становление  фигуры), предупреждения нежелательной  беременности, сексуальные проблемы и т.д. Актуальной становится профилактика алкоголизма, наркомании, курения. Конфликт между родителями и детьми может стать причиной нервно-психических срывов и у детей и у родителей, и обращения как одних, так и других за помощью к психиатру или психотерапевту.
     Когда взрослые дети покидают семью, для родителей  наступает сложное время, и начинают выходить наружу незамечаемые ранее болезни. Мужчин нередко беспокоит сердце, женщин – приближающаяся менопауза. Если наслаивается на это и супружеский конфликт, то возникает бессонница и даже депрессия. Чем старше становятся супруги, тем большее место в их жизни занимают проблемы здоровья и медицинской помощи. Пожилые пациенты отводят врачу роль не только лекаря, но и душевного целителя. Они доверяют ему свои проблемы и ждут понимания и сочувствия. Особого внимания требуют те, кто пережил потерю супруга
     Ученые  заметили, что чем успешнее семья  справляется с задачами предыдущего  этапа, тем легче ей будет справиться со следующим. Если же проблемы закончившейся  фазы не завершены, члены семьи не осознают необходимость сменить  привычные роли на новые, например, роль детей на роль супругов или родителей, то они не смогут приспособиться к новым условиям, поскольку усвоенные ими модели поведения не отвечают потребностям качественно нового этапа.
     «Боль изменений», нежелание что-либо менять в привычном ходе вещей характерно для человека (лучше привычное, пусть плохое, чем неизвестное новое), поэтому переход из фазы в фазу сопровождается грустью, а иногда гневом и раздражительностью. Специалисты объясняют это так: у человека 3 основные потребности – ощущать себя любимым, понимать окружающий мир и свое место в нем и обладать свободой выбора. Удовлетворение первой потребности дает ощущение благополучия, второй – безопасности, третьей – возможность контроля над собой. В период кардинальных изменений у человека остаются неудовлетворенными все эти потребности, а как результат - появляются чувство печали, тревога и гнев. Как справится с ними семья, зависит от ее общей культуры, условий жизни и психологического климата.
     Все изменения, влияющие на семью, можно разделить на три группы: внешние (исторические, политические, социальные, финансовые), внутренние (персональные нужды членов семьи, внутренние проблемы взаимоотношений, изменение сложившихся ролей) и чрезграничные (смерть, рождение, разделение, развод). Последние тяжелее всего переносятся семьей, а их влияние часто выпускают из вида.
     Из  принципов семейной динамики вытекает, что болезнь или смерть члена  семьи легче переносится семьей, если попадают на середину фазы жизненного цикла, чем если они придутся на межфазовый период. В последнем случае лучше справится с болезнью та семья, которая успешно завершила предыдущую фазу своего жизненного цикла, чем та, которая не сумела преодолеть соответствующие ей трудности [1].

    2. Стратегии помощи  семье.

    2.1. Исторический обзор становления социальной работы с семьей.

     Для того, чтобы лучше понимать, как  складывались стратегии помощи семье, стоит изучить, как развивалась социальная работа с семьей в контексте ее исторического развития. Работа с семьей в практике социальной деятельности явилась результатом объединения двух исторически сложившихся тенденций: продолжительных, неоднозначных отношений между социальной работой и семьей и междисциплинарного движения за помощь семьям. Чтобы осознать сложность, многоаспектность и значимость работы с семьей в современной социальной работе, полезно рассмотреть эту работу в контексте ее исторического развития.
     Непосредственная  деятельность, касающаяся семьи или  решения ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосердия, позже названных ассоциациями помощи семьям. М. Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее труде, ставшем первым важным исследованием по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе («Социальный диагноз», 1917), семья характеризовалась как единица, которую следует поддерживать и укреплять. «Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы». Позднее, в 1930 году, Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью [10;11].
     Социальные  работники, как эксперты по социальному  окружению, приглашались в психиатрические  клиники, службы здоровья, школы, вовлекались в движения по оказанию помощи детям. Историки движения за помощь семье обычно не признают, что социальная работа была с самого начала нацелена на семью.
     Даже  в агентствах, занимающихся проблемами семей, где основной задачей оставался рост ее благосостояния и благополучия, главная цель достигалась с помощью работы с отдельными членами семьи. Членов семей перестали рассматривать как единое целое из-за психоаналитического интереса к отношениям между социальным работником (психоаналитиком) и клиентом и возможности использования этих отношений в лечении. Так, например, в такой области социальной деятельности, как работа с детьми, родители привлекались лишь для того, чтобы дать некоторые сведения о ребенке.
     Помимо  сильного влияния психологических теорий, существовали и другие факторы, заслонявшие интерес к семье. Прежде всего, семья как потенциальный объект внимания затерялась в исторически сложившемся противоборстве между «внутренним» и «внешним» подходами, в колебаниях маятника приоритетов в отношении к семьям как психологическим или социальным системам, в трактовках и подходах к изменению. Семья как бы попала на стык психотерапии и социальной терапии [11].
     Далее традиционная организация практической работы не оставила места для семьи. Социальные работники, занимающиеся конкретными проблемами отдельного человека, рассматривали семью как маленькую первичную группу, тогда как социальные служащие, работающие с группами, считали семью предметом заботы социальных работников, решающих отдельные проблемы. Наконец, историческое развитие работы с семьей как отдельной практической области могло привести к свертыванию работы с семьей в других областях, поскольку предполагалось, что знания и опыт в вопросах жизни семьи следует концентрировать лишь в нескольких определенных агентствах и не делать их неотъемлемой частью работы всех агентств.
     Идеологические, организационные и концептуальные характеристики цеха социальных работников препятствовали дальнейшему развитию работы с семьей. В 60-е и 70-е годы, вместо того чтобы развивать знания и навыки работы в своей собственной профессии и продолжать свою давнюю традицию интереса к семье, социальные работники обратились к движению за семейную терапию и к лидерам в других областях, с тем чтобы получить знания о семье и о способах решения ее проблем. В настоящее время социальные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи и занимают лидирующие позиции в этом междисциплинарном движении. В теории социальной работы с семьей нашли свое отражение традиционные дисциплины, разрабатывающие вопросы психического здоровья, и другие науки [10].
     Определение семьи имеет большое значение для политики, социальных программ и практики социальной работы. Большинство  людей имеет по крайней мере две семьи — семью «здесь-и-теперь», в которой человек живет в данный момент, и семью, из которой он произошел. Определение семьи «здесь-и-теперь» стало проблемой, которая более других расколола исследователей этой проблемы. Если считать семьей лишь супружескую пару вместе с детьми (как это сегодня и делается), то политика, программы и практическая деятельность, направленные на поддержку таким семьям, будут поддерживать этот образ семьи и ограничивать возможность выбора. Если, с другой стороны, придерживаться широкого определения семьи, то политика, программы и практическая деятельность не смогут защищать и поддерживать определенные, интимные формы жизни, которые сами люди называют семьей.
     Хотя  широкое определение ставит сложные  концептуальные и политические вопросы, большинство исследователей считает, что работа с семьей должна быть основана на всеобъемлющем, идущем от самих людей, или феноменологическом определении семьи и должна в этом контексте учитывать и узкое определение. Считается, что семья существует, если два (или несколько) человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как семью, окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, разнообразные роли и функции — все, что принято считать частью семейной жизни.
     Семья второго типа есть у всех людей. Эта  семья психологически важна, независимо от того, поддерживаются ли в ней  близкие связи. Из такой семьи  человек происходит. Члены семьи  связаны кровным (или близким к кровному) родством, как вертикальным (родством поколений), так и горизонтальным; такая семья объединяет всех родственников: живых и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных. Мы говорим «близкое к кровному (родство)» потому, что разные семьи и этнические группы устанавливают границы семьи по-своему. Иногда оказывается, что человек происходит более чем из одной семьи, например, в случаях усыновления или повторного брака родителей. В настоящее время структура семьи изменилась и стала более сложной. Это распространяется на родственные связи и связи между поколениями.
     Что такое работа с семьей? Общепринятого  определения работы с семьей не существует. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.
     Работу  с семьей можно описать как  подход к человеческим существам  в плане их отношений с ближайшим  и более широким окружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности  в помощи. Такой подход помещает в центр внимания семью и утверждает ее как «единый предмет интереса». Это отнюдь не значит, что отдельный человек должен быть чему-то подчинен, это даже не всегда означает, что социальный работник должен заниматься всей семьей. Это означает лишь то, что человека можно понять и можно оказать ему помощь только в контексте тех ближайших для него более общих систем, частью которых он является. Важнейшей из таких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традиционной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в его окружении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким окружением, которое влияет на характер семейной жизни. Она предполагает, что наиболее важны те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для отдельных людей или семей, но и для более крупных социальных сил и систем, в которые включена семья.
     Специалист, работающий с семьей, может исполнять  огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.

    2.2. Основные подходы и стратегии оказания помощи семье.

     Современная социальная работа с семьей не может быть понята в отрыве от центральных тем и теоретических достижений в области семейной терапии и смежных областях, в отрыве от деятельности пионеров семейной терапии, а также от различных практических подходов, которые накоплены за годы существования семейной терапии.
     Если  раньше основными вопросами, касающимися  проблем семьи или отдельного человека, были: «что произошло?», «что здесь не соответствует нашим  понятиям о норме?», то теперь задают другие вопросы: «каковы взгляды этой семьи на себя и окружающий мир?», «каковы ее система ценностей и типичные взаимодействия?», «что в этой семье поддерживает стабильность и приводит к изменению и что помогает ей успешно взаимодействовать с окружающим миром?». Теоретические достижения, имеющие место в рамках данной, набирающей силу традиции, включают в себя общую теорию систем, кибернетику, гештальтпсихологию, различные теории общения и экологические теории. Этим теоретическим достижениям способствовали и шли параллельно с ними эпистемологические сдвиги в физике, биологии, философии, лингвистике, антропологии и социологии — в сущности, почти во всех областях знания. Все это отразилось на социальной работе и семейной терапии, поскольку стремление понять поведение человека скорее в терминах его взаимосвязей с окружающим миром, нежели в терминах замкнутой внутренней сущности стало решающим теоретическим постулатом. Кроме того, в гуманитарных и социальных науках стало еще более очевидно, что люди являются «открытыми системами», влияющими на формирование других и формирующимися в ходе жизни посредством обоюдных и многосторонних взаимодействий с их социальной и природной средой. Именно в контексте этого нарождающегося мировоззрения в начале 50-х годов совершенно спонтанно и в разных частях света усилиями исследователей и практиков стала развиваться семейная терапия [3;5].
     Ход развития семейной терапии несет  в себе не только политический, но и  гораздо более глубокий идеологический и практический смысл. Основанная на различных подходах, оценках и взглядах ее основоположников, семейная терапия развивалась в виде разных, иногда конкурирующих школ. Хотя в центре внимания всех исследователей находится семья, а также существуют общепризнанные понятия и концепции, какой-то общей и цельной теории или практической технологии не существует. Без сомнения, это вполне нормальная ситуация, та фаза развития, когда молодые ученые ставят под вопрос, углубляют идеи пионеров семейной терапии, осмысливают свои расхождения с ними.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.