На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура разговорной речи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Mатематический факультет 

Кафедра русского языка 
 
 
 
 
 

Зачетная  работа по русскому языку и культуре речи
Культура  разговорной речи 
 
 

                                                             Выполнили:
                                                             Студенты  группы
                                                             МП-102
                                                             Шайков В.В.        и
                                                             Фасхетдинов Д.М. 

                                                             Проверил:
                                                             Голованова И.Ю.,
                                                             к. филол. н., доцент  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Челябинск 2011 

                              СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………….…………3
1.Важнейшие  признаки разговорной  речи
     1.1.Особенности  фонетической, морфологической,  синтаксической, лексической  нормы в разговорной  речи…........................................................4
     1.2.Жанры  речевого общения:  беседы, разговор, спор,
     рассказ, письмо…………………………………………….…….…………....6
2.Этика  общения и этикетные  формулы общения  в разговорной  речи
     2.1. Постулаты вежливого  общения в разговорно - обиходной среде…………………………………………………………………………………...9
     2.2.Причины  коммуникативных  неудач…………………..…………….11
     2.3.Формулы  речевого этикета  в разговорной  речи…………………...14
Заключение………………………………………………………….……………...16
Список  использованной литературы…………………………….……………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  ВВЕДЕНИЕ 
 

     Когда люди встречаются, они разговаривают. Не всегда, не везде, но в большинстве случаев. Они могут вступать в контакт, даже находясь далеко друг от друга, используя письменную речь. Речь - это то, что составляет саму суть социального взаимодействия, а самые разнообразные виды разговоров - от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступлений в средствах массовой информации – становятся предметом теории речевой коммуникации. 
     Учения о качествах речи берет начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи – положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге «О стиле» изложил такие достоинства речи: чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гергамон относил: сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи важны и необходимы, но их недостаточно, чтобы вызвать восхищение слушателей.
     Разговорная речь играет очень большую роль в жизни людей. Это та разновидность языка, которая используется повседневно в процессе неофициального общения. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. 
     Именно в этом я вижу актуальность моей работы. Разговорная речь - одна из функциональных разновидностей литературного языка, она обязательна в истинной речевой культуре для повседневного общения, но она невозможна в письменной форме. 
     Эта теме интересна мне тем, что она близка и понятна каждому, затрагивает любого человека; что до сих пор продолжаются дискуссии о границах разговорной речи; филологи продолжают решать вопрос о том, какой именно фактор разговорной речи является определяющим ее сущность. 
     Предметом исследования в моей работе выступает культура разговорной речи. 
     Цель работы – исследование, анализ особенностей разговорной речи. 
     Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:  
1) Выявить особенности разговорной речи 

2) Проанализировать   фонетические,       лексические,        морфологические,
синтаксические особенности и нормы разговорной речи.
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.  
Методологической базой выполненной работы являются специальная научная и учебная литература, исследования отечественных и зарубежных ученых. 
 

                  1. Важнейшие признаки  разговорной речи 

                  1.1. Особенности фонетической, морфологической,  синтаксической, лексической  нормы в разговорной  речи 

     Разговорная речь функционирует в сфере повседневного, бытового общения. Эта речь реализуется  в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической  речи на бытовые темы, а также  в форме частной, неофициальной  переписки. Под непринуждённостью  общения понимается отсутствие установки  на сообщение, имеющее официальный  характер, неофициальное отношение  между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например посторонние лица. Разговорная речь лишь функционирует в частной сфере общения, а в сфере массовой коммуникации она неприемлема. Разговорная речь может затрагивать не только бытовые темы: например, разговор в кругу семьи, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, споте, беседы в общественных учреждениях. Однако, например, разговорная речь не подготовлена и тема разговора связана с профессиональной деятельностью говорящих, поэтому в нём используется научная лексика. Форма реализации преимущественно устная.
     Разговорно-обиходный  стиль противопоставляется книжным  стилям, так как они функционируют  в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические  языковые средства, но и нейтральные  являющиеся основой литературного  языка. В пределах литературного  языка разговорная речь противопоставлена  кодифицированному языку в целом.
     Но  кодифицированный литературный язык и  разговорная речь и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка. Основными чертами разговорного стиля являются уже указанные непринуждённый и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому часто используется всё богатство интонации, мимики, жестов. Одной из важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, то есть непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение.
     Разговорная речь имеет свои лексические и  грамматические особенности. Характерной  чертой этой речи является её лексическая  разнообразность. Здесь встречаются  самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, некоторые факты просторечия, жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьёзной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов. Синтаксические структуры тоже имеют свои особенности. Для разговорной речи типичны построения с частицами и междометиями. Порядок слов в этой речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. А чтобы акцептировать внимание на главное, пользуются интонационным выделением.
     В разговорную речь проникают канцеляризмы и мы можем отметить нелепые сочетания стилистически несовместимых слов: По какому вопросу плачешь?; При наличии жены я не стану мыть посуду! Другой отличительной особенностью разговорной речи нашего времени стало насыщение ее уменьшительно-ласкательными формами, без стилистической мотировки: Приветик! Материальчик подготовили?; Дайте справочку; Колбаски полкило и т.д. В подобных случаях речь идет не о размерах предметов, не выражается особо нежное к ним отношение, другими словами, оценочность экспрессивно окрашенных слов утрачивается. Обращение к таким формам обусловлено или сложным представлением о «вежливом стиле», или приниженным положением просителя, боящегося получить отказ. У писателей уменьшительные формы оценочных слов становится источником иронической, окраски речи: Ну до чего же мы все хороши! До чего красивые и приятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, и сам вместо нее в автобус сел! И вон тот, что переулочек уже трое суток метелочкой подметает. Отмечается высокая степень употребительности в разговорной речи сниженных слов, утрачивающих в этом случае оттенок пренебрежительности, грубости: Бабка у меня хорошая; Девчонка с ним шла красивая.
     Самый большой стилистический пласт фразеологии  составляет разговорная фразеология, которая используется в устной форме  общения: без году неделя, белая ворона, спустя рукава. Разговорные фразеологизмы  образны, что придает им, особую экспрессию, живость. Просторечная фразеология  в целом близкая к разговорной  отличается большой сниженностью: вправить мозги, чесать языком; еще резче звучит грубопросторечная фразеология: дуракам закон не писан, ни кожи ни рожи. В ее состав входят бранные сочетания, представляющие грубое нарушение языковой формы. Употребление фразеологизмов придает речи живопись и образность. Это ценит журналисты, которые охотно обращаются в фельетонах, очерках: Директор – атеист до мозга костей – не верит ни в домового, ни в лешего. Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы и сатирики. 

                  1.2. Жанры речевого  общения: беседы, разговор, спор, рассказ,  письмо 

     К жанрам речевого общения относим  беседу, разговор, спор, письмо и др.
     Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Для младшего школьника письмо – тяжелый труд, т. к. включает в себя различные психические функции, а также мышечную энергию еще мало тренированной руки. В письме выделяется техника и содержание. Написание может быть полным и сокращенным, а по степени готовности – черновик и беловик. Создание ребенком теста – это отдельное речевое действие. Чтобы сформировать новое умственное действие, его нужно предварительно дать как действие внешнее. Л.С. Выготский трактует речевое действие как процесс постановки решения своеобразной задачи, как процесс мыслительного акта. Схема порождения речевого письменного высказывания выглядит так:
    Мотив – речевая интенция;
    Внутреннее программирование;
    Реализация речевого действия.
     Работа  над текстом начинается с обдумывания  предварительного «стратегического»  плана высказывания. В процессе письма он непрерывно уточняется и изменяется. Обдумывал будущий текст, пишущий  может опираться на черновые записи. А при окончательной обработке  написанного автор сравнивает компоненты текста с возможными лучшими вариантами. Лексическая подготовка включает в  себя работу над значением и употреблением  в речи как новых, так и частично знакомых слов, объединенных в тематические группы. Составлен текст, автор опирается  на тот запас языковых средств, который  накоплен им в процессе речевой практики. Другой компонент долговременной по памяти – запас представлений  образованных в разные моменты жизни.
     Беседа – устная форма педагогического общения. Беседа предполагает смену говорящих. Выделяют основные функции беседы в условиях обучения: начало, мотивация учебно-коммуникативной деятельности школьников; контроль учителя и координирования действий учащихся; обмен информацией; взаимное общение, поддержание деловых и дружеских контактов. В ходе беседы дети подвергаются воздействию 4 факторов: авторитет учителя; содержание беседы; коммуникативная подготовленность учителя; информация по теме обсуждения.
     По  целям можно выделить следующие  виды бесед:
    Информативные беседы, цель которых разъяснить учебный материал без воздействия на чувства;
    Воздействующие беседы, цель которых не только разъяснить новое понятие, но и воздействовать на чувства детей, разбудить их воображение;
    Убеждающие беседы, цель которых добиться каких-либо действий, влияние не только на сознание, чувства, но и на волю с помощью обсуждения;
    Событийные беседы, связанные с какими-либо событиями.
     По  характеру отношений выделяются неофициальные и официальные  беседы.
     Дружеская беседа ничем не регламентирована, разговор на любые темы, по времени  сколько угодно, каждый из собеседников хорошо знает другого. Эта беседа спонтанна, темы бытового характера, есть юношеский жаргон, мало пауз колебаний. Деловая беседа – содержание, время и место встречи строго регламентирована, необходимости без личностных моментов. Эта беседа подготовлена, очередность заранее определена и соблюдается.
     Рассказ – монологически последовательное изложение преимущественно фактического материала.
     Спор – вид диалога, при котором собеседники изначально имеют различные или противоположные суждения по одному предмету.
     Цель  спора – или приближение к истине в оценке данного предмета, или достижение единства взглядов путем доказательства или убеждения. Платон называет спор «умственным пиром» и это вполне оправданно. При должном взаимоуважении, полемистов, готовности принимать противоположные аргументы, умении слушать и понимать спор действительно превращается в исключительное по своему значению средство повышения интеллектуальных потенциалов личности, ее речевого и духовного совершенствования. Во время спора важно следовать единству предмета, который должен быть выяснен в самом начале, как и круг его понимания собеседниками. В споре важно видеть софистические доводы собеседника и никогда не прибегать к ним самому. Выигрывает спор тот, кто держит в сознании весь его силлогистический ход, кто никогда не окажется в состоянии чрезмерной аффектированности, кто видит и вовремя разоблачает софистические уловки противника.
     При разговоре сообщение подается отдельными поруними, собеседники делают речь ясной, недвусмысленной. Разговор имеет начало, некоторое продолжение и завершение.  

                  2. Этика общения  и этикетные формулы  общения в разговорной  речи 

     Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.  
 

                  2.1.Постулаты  вежливого общения  в разговорно - обиходной среде 

     Одним из направлений лингвопрагматики является изучение постулатов общения, т.е. принципов или правил нормальной человеческой коммуникации. Коммуникативные постулаты или максимы представляют собой правила поведения, касающиеся речи. Они могут быть универсальными и специфическими. Их разработка была вызвана необходимостью обоснования понятия "правильный текст" в диалоге человека и машины. Г.П.Грайс, который ввел коммуникативные постулаты в научный обиход, сформулировал их в виде основного принципа кооперации или сотрудничества и четырех правил, вытекающих из этого принципа:
     1) высказывание должно быть достаточно  информативным (правило количества)
     2) высказывание не должно быть  заведомо ложным (правило качества)
     3) высказывание должно быть по  существу (правило отношения или  релевантности)
     4) высказывание должно быть ясным,  недвусмысленным, кратким и упорядоченным  [Grice,1975:45-47].
       Эти правила дополняются и  корректируются принципами вежливости, интереса, добродушной шутки. Принцип  вежливости включает шесть симметричных  постулатов:
     1) постулат такта (причиняй минимум  неудобств и оказывай максимум  удобств другому)
     2) постулат великодушия (оказывай  минимум удобств себе и максимум  удобств другому)
     3) постулат одобрения (своди к  минимуму отрицательную оценку  других, стремись к максимально  положительной оценке других)
     4) постулат скромности (минимально  хвали себя, максимально порицай  себя)
     5) постулат согласия (своди к минимуму  разногласие между собой и  другим, стремись к максимальному  согласию между собой и другим)
     6) постулат симпатии (своди к минимуму  антипатию между собой и другим, стремись к максимальной симпатии  между собой и другим) [Leech, 1983:132].
     В основе коммуникативных постулатов лежит здравый смысл. Приведем для  сравнения советы из известной книги  Дейла Карнеги: "шесть способов понравиться людям" – 
     1) проявляйте к людям искренний  интерес
     2) улыбайтесь
     3) помните, что имя человека является  для него лучшим словом из  всего человеческого запаса
     4) умейте внимательно слушать и  воодушевлять собеседника на  разговор
     5) заводите разговор о том, что  интересует вашего собеседника
     6) старайтесь дать человеку почувствовать  его превосходство и делайте  это искренне"; "как заставить  человека стать на вашу точку  зрения.
     Нарушения коммуникативных постулатов делают общение невозможным. 
 

                  2.2. Причины коммуникативных  неудач 

     С изменением в обществе, появлением новых слов, установлением других, меняются отдельные формы произношения, изменения касаются акцентологии, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики.
     Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формулирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Наряду с терминами  общение широкое распространение  получило слово коммуникация. Коммуникации – общение, обмен мнениями, –  специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно  – трудовой деятельности. Речевая  деятельность человека является самой  сложной и распространенной. Без  нее невозможна никакая деятельность. Особенность речевой деятельности заключается в том, что она  всегда включается в более широкую  систему деятельности как необходимый  и взаимообусловленный компонент.
     Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникаций, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки. Речевое общение осуществляется между многими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Это общение обоюдно, оно сознательно и целенаправленно. Формой речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержание – их речевая деятельность. Речевая деятельность и речевое поведение отличается друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников. Задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетенции», которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.
     Коммуникативная компетентность – значение, умения и навыки, необходимые для понимания прирожденных собственных программ речевого поведения адекватным целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы связей предложений в тексте, умения и навыки анализа текста, коммуникативная компетентность – это не врожденная способность, а способность, формируемая во взаимодействии человека с социальной средой, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Этот опыт включает в себя, прежде всего механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе таких переключений лежит изменение ролевых отношений между участниками общения.
     Структура речевого общения.
     В речевом общении, выделяются три  стороны: интерактивная, коммуникативная, персептивная. Коммуникация единство взаимного обмена информацией и  воздействия собеседников друг на друга  с учетом отношений между ними, всего того, что приводят не только к движению информации, но и к  уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших способов является язык.
     По  типу отношений между участниками  различается межличностная, групповая, массовая коммуникация; по средствам  – речевая, паралингвистическая, вещественно-знаковая. Межличностные отношения – это  взаимная готовность партнеров по общению  к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями, и реализуется  в поведении участников общения, и тогда устанавливается отношения  определенного типа: дружеские, натянутые. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши – писал М.Д. Ушинский – не выражает так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувства, в них слышен характер не отдельной мысли, а всего содержание души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем себя обманывать, но чувствования нами скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле!
     Совокупность  индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения – стиль общения. Выделяют несколько стилей общения:
    Общение – устранение.
    Общение – заигрывание
    Общение с четко выраженной дистанцией
    Общение дружеского расположения
    Общение – совместная увлеченность познавательной деятельностью.
     Восприятие, понимание и оценка человека человеком  – перцентивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше определить перспективы совместной деятельности с ним. Эффективность общения зависит от того, насколько человек представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ним определяют или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи – это органы речи и слуха, т.е. слуховой канал, форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу.
     Стратегия речевого общения охватывает всю  сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение, некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий  общения и личности коммуникатов, а также реализацию планов, т.е., линии беседы.
     Эффективность речевой коммуникации – достижение адекватного смыслового восприятия и интерпретации передаваемого  сообщения.
     Условия, способствующие, эффективному объему информацией – это потребность  в общении, настроенность на мир  собеседника, умение слушателя проникнуть в замысел, знание норм речевого этикета. Очень важно знать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение  в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать  только язык. Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения разговора. К принципам речевой коммуникации относится:
    Принцип последовательности – смысловое соответствие ответной реакции, т.е., ожидание реплики соответствующего типа;
    Принцип предпочитаемой структуры – особенность речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами;
    Принцип вежливости состоит из ряда максили: максилия такта, максилия великодушие и одобрения, максилия согласия. Важными критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности и критерий искренности.
     Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные высказы, унижение чувства собственного достоинства партнера. Необходимым условием эффективности речевой коммуникации является умение слушать. «Умение слушать – редкая способность и высоко ценится. Гораздо чаще стремится перебить – пишет Д. Гранин в романе «Картина»! 

                  2.3. Формулы речевого  этикета в разговорной  речи 

     Базовые формулы речевого этикета усваиваются  в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё  больше тонкостей в общении, осваивает  различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с  незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой  культуры, образованного и интеллигентного. 

     Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
      начало разговора (приветствие/знакомство)
      основная часть
      заключительная часть разговора
                  Начало  разговора и его  завершение
     Любой разговор, как правило, начинается с  приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия  также имеет значение, младший  первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого  мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы  приветствия собеседника:
     В завершение разговора используют формулы  прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего  доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в  дальнейших встречах (прощайте, не поминайте  лихом).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.