На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Крещение Руси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
В этой работе исследуются  аспекты влияния христианства, в  данном случае православия, на историю  и культуру русской нации в  более чем тысячелетний период нашего государства. По сути с момента принятия православия на Руси как государственной  религии и начался процесс укрепления и развития нашего государства: Руси, Российской империи, России.
Данная тема актуальна как с научной, так  и духовной точки зрения. Смена  государственной идеологии в  конце XX века, возврат к истокам  и познанию русской культуры во всем ее многообразии породила некоторый хаос как в науке, так и сильнейший шок в сознании народа. Перед любым человеком нашей страны встала проблема выбора нравственных ориентиров и приоритетов. Изучение темы о роли православия в жизни нашего государства и русского народа помогает найти ответы на разнообразные вопросы, как научного, так и нравственного характера.
Для толкования выбранной темы следует определиться с понятийным аппаратом. Что есть язычество, христианство, православие?
Язычество - общее  название пантеистических, «многобожных» религий по их противоположности к теизму - «однобожию».
Христианство - одна из трех мировых религий. Возникло в I в. н.э. в восточной провинции  Римской империи (в Палестине) как  религия угнетенных. Из гонимой и  презираемой «иудейской секты» превратилась в IV в. в государственную религию Римской империи. Главное в христианстве - учение о богочеловеке Иисусе Христе, Сыне Божием, спасителе мира, который принял страдание смерть ради искупления первородного греха, воскрес и вознесся на небо. Постепенно в христианстве выделилось три направления, католицизм, православие, протестантизм.
Православие - одно из основных и старейших направлений  христианства, возникло с разделением  Римской империи в 395 г. на западную и восточную, развивалась преимущественно территория Византии, где в 9-11 вв. определились его богословские основы. Как самостоятельная церковь окончательно сложилась в 1054 г., с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. В отличии от католицизма не имела и не имеет единого церковного центра. Православие постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси православие принято было в 9 в., тогда же была основана русская православная церковь, 1448 г. получившая автокефалию. Православные составляет большую часть верующих в России. В православии как и в католицизме, существует представление о триедином Боге (Троица) и семи таинствах (крещение, миропомазание, причащения, покаяние-исповедь, браки, священства, освящения).
Крещение Руси, начало данного процесса и его последствия неоднозначно оценивалось в литературе различного направления. 

В 988 г. великий  князь киевский Владимир Красное  Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славян- ском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.
-->
 
 
 
Значительным  событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей. У славян христианство пробивало себе дорогу довольно медленно.
Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей  эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в пером веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.
Договор, заключенный  Игорем с Византией подписали  и воины-язычники и "Крещеная Русь", т.е. христиане занимавшее высокое  положений в Киевском обществе.
Ольга, управлявшая  государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается  историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией.
Время правления  Святослава было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных  систем, среди горожан и обитателей княжеских дворов было немало христиан. В целом городское население было готово к восприятию новой веры, но степень приверженности к язычеству сельских жителей определить сложнее.
Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение  христианства в придворной и дружинной  среде создавало предпосылки  для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.
Владимир рассматривал христианство, как государственную  религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелоялность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностью населения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической атономии.
Владимир, бывший князь Новгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетние традиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоеверие существовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количеством священников.
На первых порах Владимир отказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы, куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но период правления Владимира нельзя считать "золотым веком".
Историческое  значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.
Русcкая церковь  стала силой, объединяющей разные земли  Руси, культурную и политическую общность.
Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финоугорские и тюрские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации. Как утверждает автор Головатенко - Русь развивалась не как национальное государство и было не столько русским сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.
Крещение Руси - это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром.
Гумилев сказал: "Военно-политические следствия  выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.
Добро и мудрость христианства в 988 году сразилось с  Перуном и стремлением к наживе - действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю". 
 
 

    2. Крещение Руси, его значение для  культуры России  

    Никита  Алексеевич Струве, известный русский  писатель и книгоиздатель, проживший  свою жизнь в Париже в эмиграции, писал: "крещение дало России все, вернее, создало ее. Нация, государственность, культура родились в крещальной купели. Христианство дало образ, лепоту, смысл разрозненным, кочующим, бесформенным племенам, оно их соединило, включило в исторический процесс, оплодотворило. Всеми своими высшими достижениями Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого вещественного доказательства бытия Божия (по слову о.Павла Флоренского) – до великой пророческой литературы XIX и XX веков…От "Повести временных лет" до поэзии Ахматовой мы имеем одну неразрывную цепь. Бог открывается русской душе в красоте и таинстве молитвы, а, в свою очередь, земная красота возносится к Богу".
    Истоки  нашей культуры берут свое начало в крещальной купели киевского князя  Владимира Красное Солнышко.
    Великий князь Владимир, сын Святослава и  внук княгини Ольги, вступил на Киевский престол в 980 году. Став единодержавным князем Руси, в начале своего княжения Владимир был приверженцем идолопоклонства. Однако затем из язычника превратился в ревностного распространителя христианства на Руси. Как гласит летопись, в 986 году к великому князю пришли проповедники: болгары магометанской веры, иноземцы из Рима, хазарские евреи. Всех их отверг князь. Только проповедник из Византии тронул его сердце.
    А на следующий год, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной. Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: "Прими закон наш!". Законом называлось вероучение и все обычаи. Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу".
    Понравилось князю предложение советников. Тогда  выбрали десять "мужей славных  и умных" и послали их сначала к магометанам, потом к немцам, а потом к грекам. У магометан и западных христиан послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты. А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.
    "И  пришли мы в Греческую землю,  и ввели нас туда, где служат  они Богу своему, и не знали  – на небе или на земле  мы, ибо нет на земле такого  зрелища и красоты такой, и  не знаем, как рассказать об  этом, знаем мы только, что прибывает  там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве".
    Здесь-то бояре и вспомнили о бабке  Владимира княгине Ольге. "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свидетельство послов. Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен единодушно к принятию веры греков. Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению.
    Конечно, можно сказать, что христианство необходимо было князю Владимиру  и в политических целях, и для  проведения самых различных реформ в государстве, и для культурного  развития Руси. Но разве все это  противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света, озарившего не только его сердце, но и ум. Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе.
    Летописец отмечает разительную перемену в  жизни князя Владимира, которая  наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: "Боюсь греха!" А его милостыни бедным были огромны. "Устроил он и такое: сказав что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое". Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.
    Крещение  Руси, осуществленное по промыслу Божию  святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году, положило начало истории Русской Православной Церкви. Это событие принято считать началом правовых отношений между Церковью и государством в Древней Руси. Языческие взгляды на право и на природу власти, носившие на себе печать грубости и жестокости, уступили место христианским гуманным правовым принципам. Коренным образом изменилось даже само понятие о праве и его источниках. По-новому стало определяться значение государственной и религиозной власти.
    Принятие  христианства от Византии приобщало Киевскую Русь к самому центру мировой цивилизации того времени. Духовная и культурная связь с государством, хранившим в своих недрах плоды античной цивилизации, предоставила древнерусскому народу обильный источник знаний и просвещения.  

Первые христиане на Руси. Княгиня Ольга. 
В начале 1Х в. из множество восточнославянских племен сложилось раннефеодальное государство с политическим центром в Киеве. Древние русичи в те времена были язычниками и поклонялись множеству богов. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. В далекой древности славяне приносили жертвы «упырям и берегыням», затем Роду и Рожаницам, позже, перед принятием Русью христианства – Перуну, Хърсу, Мокоши и многим дгугим. 
В 1Х–Х вв. Русь достигает крупных успехов, не только в значительном расширении своей территории, но и в сельском хозяйстве, и в ремеслах. Киев, находясь на перекрестке важнейших международных транзитных путей, становится крупным центром торговых связей между странами Западной Европы и Византией, Поволжьем, Кавказом, Средней Азией. Таким образом в Киеве мирно сосуществовали представители многих религий: язычества, христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма. 
С 945 г., после смерти Игоря, Великим князем Киевской Руси стал его сын Святослав, но так как он поначалу был слишком мал, а, повзрослев, предпочитал походы государственной деятельности, фактически правила его мать, княгиня Ольга. Хотя «…есть все основания считать, что Ольга заняла Киевский стол как княгиня, а не как воспитательница своего сына. … Все предания об Ольге связаны с ее устроительной деятельностью на благо Руси, в то время как предания о Святославе рассказывают о его походах в дальние земли, которые летописцы считали бессмысленными. …Киевская Русь … представляла собой союз князей, во главе с Ольгой, сидевшей в Киеве» .  
Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в Царьграде в 955 году и приняла имя Елена. В «Продолжении хроники Региона Прюмского» сообщается, что Ольга-Елена крестилась в Константинополе в 959 году, а по мнению древнерусского книжника Иакова Мниха Ольга крестилась в Константинополе в 954 году. Существует также версия о том, что Ольга крестилась в Киеве у местных христиан. Причин принятия решения Ольгой креститься могло быть несколько. Во-первых: языческую Русь, не имевшую единой государственной религии, другие государства воспринимали как дикую, невежественную страну, побаиваясь ее, но не воспринимая как равноправную. Ольга и наиболее просвещенные князья прекрасно понимали это. Во-вторых, множество богов никак не способствовало сплочению государства, создавало препятствия в его управлении. Некоторые историки считают, что причинами крещения Ольги могли быть: стремление укрепить мир с Византией, или желание Ольги получить царский титул и даже женить Святослава на византийской принцессе. Одной из причин могло быть и стремление Ольги овладеть частью территории, принадлежащей ранее Великой Моравии. «Проблема Моравского наследства несомненно должна была вызвать интерес у русских князей. Это была именно та задача, ради решения которой Ольга могла активизировать контакты Руси с христианскими странами Европы. Ради достижения такой цели русские князья-язычники могли поддержать и христианские увлечения Ольги» .  
Как бы то ни было, Ольга крестилась и начала активно насаждать христианство и возводить церкви на Руси. Ее стремление к сближению Руси с христианскими странами поддерживали многие князья. О широком распространении христианства среди русов, еще до прихода к власти Владимира, сообщается во многих источниках. Об этом говорит и тот факт, что в начале Х1 века, по свидетельству Титмара Мерзербургского в Киеве было около 400 церквей, хотя в договоре с греками от 911 года нет еще и намека на появление на Руси русов-христиан, в договоре от 944 года говорится лишь об одной церкви св. Ильи. Вряд ли столько церквей мог построить Владимир за 20 лет, прошедших с момента его крещения. 
Во время визита Ольги в Царьград в 957 г. ее сопровождали послы от 22 князей, оставшихся на Руси. Судя по тому, какой высокий прием был оказан Ольге и ее князьям, она либо уже была крещенной, либо возвестила о намерении креститься самой и сопровождавших ее русских князей (а возможно и крестить Русь). Судя по распределению даров, переданных в тот раз русам, упрямому язычнику Святославу отведен был статус более низкий, чем должен был быть даже для положения наследника Ольги, не говоря о том, что к 957 году ее регентство должно было уже закончиться, и Святослав, как наследник Игоря, должен был стать Великим князем. Но Ольгу называют архонтиссой русов, т.е., по византийской системе титулования – Киевской княгиней. 
Но, если Ольга была Великой княгиней, то она могла сделать Русь христианской державой уже тогда, однако не сделала этого. Будучи мудрой правительницей, зная, что согласно византийской церковно-политической концепции «любой народ, принявший христианство их рук греков, становится вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством», Ольга, крестившись сама, не торопилась ставить Русь в зависимость от Византии. 
«Повесть временных лет сообщает, что «жила же Ольга с сыном своим Святославом, и учила его мать креститься, но он пренебрегал этим и не принимал в уши. Но если кто желал креститься, то не запрещал, а насмехался над ним…. Ольга говорила Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь - будешь радоваться». Он же не внимал этому, отговариваясь: «Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться?» Она же сказала: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, следуя обычаям языческим, не ведая, что кто матери не послушается – в беду попадет…»… Рассказ летописи… можно понимать в том смысле, что княгиня не видела никаких препятствий для распространения христианства на Руси и предлагала креститься Святославу и его дружине» . Итак, крестить Святослава Ольге не удалось. Но если сначала он был довольно терпим, и лишь надсмехался над чуждой ему верой, то после смерти матери и вовсе ополчился против нее. 
Гнев Святослава на христиан разгорелся во время его войны с греками. В 967 году Святослав пошел походом на дунайских болгар, быстро покорил Восточную Болгарию и превратил болгар в своих подданных. На юго-западе граница Руси вплотную подошла к рубежу Византийской империи. Такой оборот событий не отвечал интересам византийского правительства, и, видимо, не без его подстрекательства печенеги совершили нападение на Киев…. Святослав с частью своего войска был вынужден вернуться на Русь. Заключив мир с печенегами, он осенью 969 года вторично двинул свои войска на Дунай. Святославу удалось вновь восстановить свои позиции в Восточной Болгарии. От пленных болгар он узнал, что их толкнула на выступление русских Византия. Святослав решил проучить византийцев за их коварство. Он объявил им войну и двинул войска на юг Балканского полуострова. Этот шаг Святослава не мог быть одобрен русами-христианами, входившими в состав его войска. На юге Балканского полуострова произошло несколько сражений, в одном из которых Святослав понес крупные потери в людях. Святослав, придя к выводу, что русы-христиане, находящиеся в его войске, по существу, являются союзниками Византийцев, тайной агентурой империи, решил с ними расправиться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники христианства на Руси – храмы.  
Но, пока сын был в разъездах, мать воспитывала его детей. Повесть временных лет сообщает: «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром». Воспитанным бабушкой, детям Святослава было намного легче принять христианство, чем их отцу. «Автор Иоакимовской летописи пишет: «Ярополк же бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяше христианы, и асче сам не крестился народа ради, но никому не претяше» . О положении христиан на Руси в княжение Ярополка писали ряд авторов. Некоторые исследователи использовали данные Никоновской и Иоакимовской летописей, не проводя, правда никакого источниковедческого анализа почерпнутых сведений. Макарий и В.А. Пархоменко объясняли особую приверженность Ярополка к христианам влиянием, которое оказала на него жена-гречанка и бабка княгиня Ольга. Е.Е. Голубинский считал: «… если бы он жил долее, то очень может быть, что не Владимир, а он был бы крестителем всей Руси» . Но, судя по всему, Ярополк, хотя и благоволил христианам, сам крещен так и не был. 
 
Князь Владимир. Первые годы правления. 
Из летописей нам известно, что после победы над войсками Ярополка в битве на реке Друче Владимир осадил Киев. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Ярополка Блуда, посулив ему свои милости за убийство Ярополка. Блуд не мог совершить это в Киеве из-за горожан, которые препятствовали ему в этом. Тогда обманом Ярополка выманили из Киева. Ярополк «избег» из Киева и «затворился в граде Родьни на усть Рси реки, а Володимер вниде в Киев и оседи Ярополка в Родне» . В Родне великий князь нашел поддержку и защиту. Долгое время этот город выдерживал осаду Владимира, несмотря на то, что у населения закончились запасы продовольствия. И только в результате новых происков воеводы Блуда Ярополк был вынужден пойти на мирные переговоры с Владимиром. «И прииде Ярополк к Володимеру; яко полезе в двери, и подъяста и два варяга мечьми под пазусе. Блуд же затвори двери и не да по нем ити своим. И тако убиен был Ярополк…»  
«Придя к власти, князь Владимир сразу же проявил свои дипломатические способности. В войне с Ярополком он опирался на наемные варяжские дружины, но, достигнув великокняжеского стола, Владимир дал понять жителям столицы, да и всей Руси, что не собирается потакать иностранцам, а будет делать в дальнейшем основную ставку на местное языческое население. … Часть варяжских наемников Владимир, правда, оставил у себя на службе, а остальным разрешил уйти в Константинополь» . 
«Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев попал под ее влияние; потом он, еще в детстве увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры» . Под 980 годом Повесть временных лет сообщает о воздвижении Владимиром на холме близ теремного двора, в самом центре княжеского Киева идолов языческих богов. «постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы и привожаху сыны свои и дщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. и осквернися кровьми земля Руска и холмо-т» . Очевидно, языческий пантеон Владимира был построен специально для киевской знати, проживавшей на Горе, недалеко от княжеского дворца, так как Владимир хорошо помнил о том, как невзлюбили симпатизировавшего христианам Ярополка воеводы, не желавшие усиления византийского влияния на русов. Выставляя статую бога Перуна на первый план, Владимир стремился подчеркнуть свое особое расположение к его почитателям: князьям, боярам, дружинникам. Я.Е. Боровский считал, что данная реформа была проведена с целью политического объединения Руси под главенством Киева, чему должно было помочь появление в Киеве «нового языческого пантеона. По мнению Б.А. Рыбакова, Владимир 1 произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. 
В первые годы княжения Владимира язычество на Руси начинает доминировать над христианством. Вскоре это приводит к тому, что «языческое население столицы перестает считаться с христианами. В 983г., согласно Повести временных лет, дело доходит даже до кровавого столкновения между язычниками и христианами» .  
 
Причины принятия христианства. 
«Господство в стране языческой идеологии продолжало пагубно отражаться на росте народонаселения страны, на международной торговле. Оно не давало возможности решить проблему привлечения кадров иностранных специалистов по различным отраслям знаний, исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже принявшими христианство, что мешало заключению международных договоров и союзов. Языческое жречество по-прежнему оставалось серьезной самостоятельной силой на Руси и в своей политике руководствовалось корыстными интересами. 
Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир. К концу 80-х годов Х века его власть настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в религии, которая бы помогла феодальному строю стабилизироваться на Руси» . Князю предстояло выбрать наиболее благоприятную для Руси новую религию. 
Летопись сообщает, что болгары-мусульмане предложили Владимиру принять ислам. Князю понравился мусульманский обычай иметь много жен, но обряд обрезания, а также запрет на вино и свинину пришлись ему весьма не по вкусу. В иудаизме запретов оказалось еще больше. Христианство же, религия призывающая ко всепрощению и терпимости, не требующая жертвоприношений, не делающая различий между народами, 
пришлась по душе русскому князю.  
Уже в то время христианская церковь была поделена на восточную и западную части. Летопись отмечает, что приходили к Владимиру «немцы» из Рима, предлагая принять католичество. Он их выслушал, а затем сказал: «Идите опять, яко отцы наши сего не приняли суть». Владимир был уже наслышан о том, что римские епископы требуют от западноевропейских монархов беспрекословного повиновения, выплаты так называемого гроша – денег, шедших как на содержание самих пап, так и их окружения, пытаясь распространить свое влияние как можно дальше на Восток. Принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Германской (Священной Римской) империи, допустить проникновение на свою территорию вначале немецкого духовенства, а затем и немецкого рыцарства, выплачивать Риму ежегодные денежные дотации. 
Владимир созвал своих бояр и городских старцев и попросил у них совета, какую религию выбрать для Руси. Бояре и старцы посоветовали послать своих мужей в разные страны разузнать все самим и доложить князю. Владимир отобрал 10 мужей. Когда они вернулись, то рассказали Владимиру, что более всего их впечатлила служба в греческой церкви. Хотя Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное православие, византийская церковь так же как и католическая, стремилась к распространению своего влияния, и русские князья так же неминуемо должны были попасть в вассальную зависимость от византийских императоров. Но князь Владимир имел перед своими глазами пример Болгарской державы. Сын болгарского правителя Бориса 1 Симеон совершил победоносный поход на Византию, после которого Византия и Болгария заключили мир, скрепленный женитьбой сына Симеона Петра на Марии, внучке императора Романа 1. Византия признала высокий титул Петра, и в Болгарии было создано независимое патриаршество. 
 
Крещение князя Владимира. Крещение Руси. 
В 987 году в византийском городе Корсуне (Херсоне) вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийских императоров. Они обратились за военной помощью к русскому князю Владимиру, тот потребовал отдать ему за помощь в жены принцессу Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира и его народа. Между Русью и Византией был заключен договор о свойстве и военной помощи. После этого русские войска, соединившись с войсками греческими подавили восстание. Перед свадьбой Владимир и князья, бывшие с ним крестились. 
Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.  
Прежде всего Владимир крестил своих сыновей и многих приближенных. Затем он приказал уничтожить всех идолов, главного идола Перуна – сбросить в Днепр. Это была яркая демонстрация жителям Руси языческих богов, наглядный показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его христианскому окружению за нанесенные им оскорбления. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… люди же, крестившись, расходились по домам, Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеюсь на Тебя и на Твою силу» Это важнейшее событие случилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году по мнению других в 898-990 годах. 
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с митрополитом, из Болгарии – священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. Согласно летописям 988 г., князь Владимир приказал ставить церкви по тем местам, где раньше стояли кумиры. «И поставили церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам» . С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. 
Введение христианства в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакими (911 г.). Для их покорения потребовалась военная экспедиция киевлян, Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. 
Причиной столь враждебного отношения к новой религии, скорее всего, являлась приверженность населения к традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, имевшая огромное влияние на умы людей, привычные суеверия. К тому же новгородцы и ростовчане очень настороженно относились к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Лишения ожесточали их. Убийство и ограбление священника, или человека, принявшего христианскую веру, т.е. изменившего языческим богам, казалось им вполне справедливым и обоснованным. Епископы, неся большие потери, потребовали от князя жестоких мер. Владимир просто вынужден был сменить милость на гнев. Начались казни над разбойниками. 
В сельской местности сопротивление Христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей сумели совместить веру в них с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей, и, в некотором смысле, существует и по сей день ( мы до сих пор читаем детям сказки, населенные ведьмами, лешими, водяными, Бабой-ягой и Кощеем, не задумываясь о том, что это является противоречием исповедуемой нами православной религии, а для наших далеких предков эти персонажи являлись не сказочными героями, а реальными духами, управлявшими окружающей их природой). 
Но… строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. По свидетельству Повести временных лет, Владимир велел собрать у лучших людей детей и отдать их в обучение книжное. Церквей и русских священников становилось все больше. Даже самые упрямые язычники со временем начинали понимать, что смириться все-таки придется (или хотя бы сделать вид). К тому же Владимир всячески старался задобрить недовольное насильственным крещением население. Он оказывает помощь нищим и больным, устраивает в городах пышные празднества, сопровождаемые пиршествами и раздачей милостыни из княжеской казны. 
 
Историческое значение крещения Руси. 
Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси. 
В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, -- церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу. 
 
Список использованной литературы 
 
1. Королев, А.С., Загадки первых русских князей. М. «Вече», 2005 
2. Татищев, В.Н., История Российская. Т. 1. 
3. Голубинский, Е.Е., История Русской церкви. 
4. Повесть временных лет. М., 1969,  
5. Рапов, О.М., Русская церковь в 1Х – первой трети Х11 в. Принятие христианства. – М.: Высш. шк., 1988. 
6. Очерки по истории русской церкви, М., 1997 
 

Re: Крещение Руси  и его значение
В 988 г. великий  князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славян- ском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны. 

В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в жизни Руси - принятие христианства (988 г.), которое стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско- византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия - язычество - такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.
Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве – все равны перед богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.
Сразу же после того, как Владимир овладел  в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.
Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства (православие), западноевропейский вариант христианства (католицизм), мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии, наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был исторически предрешен в пользу христианской Византии. Социально- политическое устройство Византии было наиболее близким растущему древнерусскому государству. Одна из причин решения князя - проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература.
Христианство  принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания  в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной  помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе.
В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра. Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи с насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.
С введением  христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть даней и оброков.
Принятие  Русью христианства явилось прогрессивным  шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закреплялоединство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая вошла в христианский мир. 

“В”.
     План реферата “Крещение Руси”:
1. Первые христиане.
2. Крещение Руси: крещение Владимира, крещение  городов и сел.
3. Историческое  значение крещения Руси.
4. Библиография.
     ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ.
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось
серьезными изменениями  не только в политической жизни людей, но и в жизни
духовной. Значительным событием в ранней истории большинства  европейских
народов стало  их приобщение к христианству.
Состаящая из различных  северогерманских, славянских и финских  элементов,
древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала
превращаться  в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е.
религиозно. Медленное  распространение христианства  среде варяжских и
славянских дружинников  началось в IX веке. Первоначально крещение принимали
немногие воины, учавствовавщие в набегах на Византию, и в торговли с
христианами-греками (профессии воина и купца в  то время очень часто
совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени
проволили в  походах, в чужеземных краях и  в том числе и в Византии, где
видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с
христианской  верой.
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании
воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых  сил. Представления
об этих силах  соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности,
со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте
ставили под  сомнение различные элементы верования, порождали религиозный
кризис(так, поклонявшиеся  духам гор племена не могли  сохранить своих
представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что
наибольшую восприимчивость к перемене рилигии показывала самая активная часть
общества: воины  и купцы. Некоторые историки, как  О.М. Соловьев и А.В.
Карташев, принимают  факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на
Константинополь в 860 году. Но это был не государственный  выбор веры, а
личный. Тем не менее крещение отдельных влиятельных  людей способствовало
знакомству всего  населения с христианством. Часто  побуждением перехода в
другую религию  была победа христианского народа над  язычниками: “Чужо Бог”
сильнее. Известны также и миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св.
Кирилл.
Но настоящих  фанатов язычества было немного, хотя хотя обряды любили и
совершались. В  городах на пути из варяг в греки  было много купцов, срди
которых было много  христиан. Также много крещенных  было среди дружинников. В
то время, в  середине X в., в Киеве стояла церковь  Илии Пророка. Во 2-ой
половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде. В других городах
на пути из варяг  в греки.
Вдова Игоря  Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение.
Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне
верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным  фактором было личное
побуждение Ольги.
Существует предание о крещении княжны: она, решив принять  крещение,
отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но император
Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго  пришлось стоять в Суде. Послов
из разных стран  и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не была
исключением.Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила
удивительное  смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был
восхищен ее красотой, умом, и хотел взять  ее в жены и зделать императрицей.
Ольга же, боясь  обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости:
язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не
крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда
опять встал  вопрос о женитьбе, Ольга ответила: “Как ты хочешь взять меня
женою, когда  сам меня крестил и назвал дочерью?”  Император подивился уму
Ольги и отпустил ее с большими дарами.
Но всеже точно  мы не знаем, где и когда приняла  крещение Ольга.Легенда и
русская летопись связывает это событие с  посещением  Константинополя (955
или 957 г.), где  Ольга вела переговоры с императором  Константином. Однако, в
его подробных  записках о крещении Ольги не упоминается.
“Скорее Ольга  крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу Византии
она прибыла  со священником, скорее духовником княгини)”. Так или иначе, Ольга
стала православной, а ее народ, в целом, оставался  языческим.
В X в. Происходила  очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не
затрагивал обитавших  вне города земледельцев и охотников. Православие
постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не
государственной. Распространение христианства в  княжеской и дружинной среде
(в то время  они в известной степени совпадали)  происходило, как я уже
отмечал, быстрее.
Постепенно создавались  предпосылки для официального признания новой религии и
для массового  крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было
сбыться во времена  правления св. Князя Владимира-Красное  Солнышко.
     КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Князь Святослав, заботившийся о своей военой славе  больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов
на Восток и  Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-
Запад и др. Он пытался создать державу силой  оружия на землях придунайских
славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.
Территорию, которая  со времен Олега была подвластна русским  князьям,
Святослав передал  своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский
престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В  дальний Новгород Святослав
отправил еще  одного сына, Владимира, бывшего в  глазах современников не совсем
ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира  была не варяжского, а
славянского рода, и занимала невысокое положение  ключницы и считалась не
женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место).
Владимира, еще  ребенка, сопровождал его дядя и  наставник Добрыня.
По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула  междоусобица.
Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход
закончился победой  киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после
отступления его  войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и
многие из них  попадали в ров; такая участь постигла и Олега).
Прослышав о  событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в
Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска,
пополненного  жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к
Киеву. Предлогом  для похода стали действия Ярополка, приведшии к
братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или
979 г. Вошли  в Киев. Ярополк, явившийся к  победителю-брату был убит. Усобица
завершилась победой  Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался
веротерпимостью и даже благоволил сторонникам “греческой веры”, то Владимир в
момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый
князь приехал  устроить на одном  из  городских  холмов языческое капище,  где
в 980 г. Были поставленны истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога,
Стрибога и  др.
Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка  оживить традиционное
язычество, поддержав  его авторитетом государственной  власти. Язычество,
казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и
большое число  горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные
убийства, которые  в предшедствующие годы, десятилетия  были почти что забыты
(по крайней  мере в Киеве).
Через несколько  лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества
и принял крещение, приступив затем к обращению  своих подданых.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена
предшедствующим развитием русских земель и вызвана  к жизни политическими
причинами. Однако утверждение, что Владимир руковдсвовался исключительно
пониманием государственной  пользы христианства неверно. Очевидно, что без
глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в
православие Владимир не смок бы действовать столь последовательно и
решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей  огромной языческой
державы.
Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно это было раскаянием в
совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и  ощущение душевной
пустоты.
Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как  натура деятельная,
обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении  православия в
своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных
княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь
может объединить только какая-то сверхъидея, и что  этой сверхъидеей должно
стать именно православие.
В любых отношениях с христианскими государствами  языческая страна неизбежно
оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был
согласен (обращение  в христианство усилило присущее ему чувство
ответственности за государство, за его авторитет).
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали
своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми
послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь
узнал что по корану правоверным пологается обрезание  и нельзя пить вино, он
сказал: “Руси  есть веселие пити”. Послы папы римского так же потерпели
неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество  их. Послы же
ответили: В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим
землям”. На что  Владимир ответил: “И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь
учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”. Наконец
греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал в кратце
князю Ветхий и  Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал
картину страшного  суда с изображением участи праведных и грешников. Князь,
пораженный, промолвил: “Благо добродетельным и горе злым”. “Креститесь,-
отвечал греческий  мудрец,-и бубете в раю с первыми”.
Далее князь  Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали,
как там все  обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о
всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их
надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:   “Мы не помнили, где мы
находились-на земле  или на небе”.
Решив креститься, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на
что получил  ответ:“Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на
Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил здаться  город. Заняв его,
Владимир послал к послов к Василию и Константину  с предложением отдать их
сестру, Анну, ему  в жены, угрожая в противном  случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее
вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир
внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от
слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия.
По окончании  крещения Владимир тотчас же вылечился  от слепоты.
Киевскому князю  было лестно породниться с могущественным императорским домом,
но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он
рассматривал  его просто как династический  союз, вряд ли он затеял бы такое
сложное дело как  крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства  и помог Василию II
сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за
северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,
захватив в  Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,
многие знатные  воины, подражая своему князю, перешли  в христианство. По
возвращении в  Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и
других своих  подданых.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство  без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как
государственную религию; отказ от крещения в таких  условиях был равнозначен
проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь
же спокойно отнеслись к крещению обитатели  южных и западных городов Руси,
часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее  сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы
взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для
покорения новгородцев  потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная
Добрыней и  Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира,
князя Глеба, и  заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные
конфликты возникали  и в других городах Новгородской и Ростовской земель.
Причиной столь  враждебного отношения является приверженность населения
традиционным  обрядам, именно в этих городах сложились  элементы религиозной
языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа
жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах  и сельской местности
языческие верования  существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся
религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев  было настороженное
отношение к  распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической автономии  северных и восточных
земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было
безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и  выросший в Новгороде,
но поддавшийся  чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно
обращенных в  христианство горожан Севера и Востока  отступником, поправшим
исконные вольности.
В сельской местности  сопротивление христианству было не столь активным.
Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще
всего совмещали  веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков,
лишь постепенно преодолевалось усилиями многих многих поколений
священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что
элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных
суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру,
были проникнуты языческим духом.
Одной из проблем  после формального (насильственного) было просвещение
подданых в  христианском духе. Эту задачу выполняли  священники-иностранцы, в
основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли
христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от
константинопольского  патриарха, в частности избирать главу церкви. Это
обстоятельство  сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя
византийскому императору, Владимир решил подчинить  русскую Церковь
болгарским, а  не греческим иерархам. Такой порядок  сохранялся до 1037 года и
был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке,
близкому разговорному русскому.
Владимир столь  сильно уверовал, что пытался воплотить  христианский идеал: на
первых порах  отказался от применения уголовных  наказаний, прощая разбойников;
Раздача питания  неимущим.Время Владимира нельзя считать периодом гармонии
власти и общества.
     ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.
Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем:
1)Приобщение  славяно-финского мира к ценностям  христианства.
2)Создание условий  для полнокровного сотрудничества  племен Восточно-
Европейской равнины  с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была  признана как христианское государство,  что опредилило более
высокий уровень  отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой
объединяющей  жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие
славянской колонизации  северных и восточных славян Киевского  государства.
Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими
племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации,
но и несколько  смягчала болезненные процессы становления  многонационального
государства (это  государство развивалось на основе не национальной и
религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же
народ потерял  веру, государство развалилось).
Приобщение к  тысячелетней христианской истории  ставило перед русским
обществом новые  культурные, духовные задачи и указывало  на средства их
решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие
самобытных форм литературы, искусства, религиозной  жизни). Заимствование
становилось основой  для сотруднечества, из осваиваемых  достижении Византии
постепенно вырастали  ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись,
фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.
Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное  действие, не как массовый
обряд, а как  процесс постепенной христианизации восточно-славянских и
соседствовавших с ними племен-крещение Руси создало  новые формы внутренней
жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и  новые формы их
взаимодействия  с окружающим миром.
     БИБЛИОГРАФИЯ.
При написании  данного реферата были использованы книги:
“Русская история  в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.” (Костомаров Н.И.)
“Сочинения. Книга I.” (Соловьев С.М.)
“Очерки по истории  русской церкви.”, т.I (Карташев А.В.) 

Значение  тысячелетнего юбилея
Крещения  Руси
Исполнилось тысячелетие Крещения Руси. Есть нечто величественное и даже мистическое в этом редком юбилее, побуждающее нас задуматься над путями промысла Божия в жизни нашего народа.
На фоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие, но противоположные по сути картины. Одна из них - светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая - кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени ее духовной катастрофы. Смотря на эти картины невольно приходит на ум видение тысячелетнего Царства Христова, описанного в 20-й главе книги Апокалипсис. В апокалипсическом видении есть элементы, напоминающие о событиях в жизни нашей многострадальной родины: сначала - светлое Царство духовно воскресших; потом, по истечении тысячи лет, - выход сатаны из бездны и война полчищ зла против Церкви. Хочется верить, что и последняя картина пророческого видения исполнится, когда слуги сатаны будут истреблены Богом, а вера и правда снова восторжествуют.
Но чтобы вера в Бога возродилась на нашей родине, необходимо русским людям понять и с новой силой оценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил князь Владимир, крестив русский народ.
Знакомясь с  событиями в связи с Крещением  Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел к вопросу веры. Св. Владимир понял, что личную и государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них. Для безболезненного и успешного крещения своего народа он привлек многих советников и дал возможность русским людям самим убедиться, какая вера лучше.
Потом, став христианином и крестив русских, кн. Владимир до конца своих дней заботился о  духовном воспитании своего народа и  сам был примером благочестивой жизни. Вот почему его равноапостольские труды увенчались таким успехом и его эпоха является самой светлой страницей в жизни русского народа.   
 

Характер  славянских племен,
населявших  будущую Россию
(При описании  событий древних времен истории  России возникает ряд трудностей ввиду недостатка подробных и точных сведений. Текст Летописца Нестора, рассказывающий о Крещении Руси и о Св. кн. Владимире, был написан примерно через 100 лет после знаменитой даты Крещения Руси. Историки стараются изучать многие материалы, которые хоть косвенно относятся к этому событию, сравнивают записки иностранных историков, прислушиваются к легендам, былинам, сагам, сказаниям и т.д. При этом возникает ряд исторических гипотез, которые создают некоторое разногласие. Это относится ко многим событиям древней истории, в том числе и к Крещению Руси. Описание этого великого события, почерпнутое из доклада Игоря А. Автамонова, вполне соответствует мнению таких серьезных и обстоятельных историков, как М.С. Соловьев, В.Н. Татищев, Б.Н. Сергеевский, К.И. Зайцев и др.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.