На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Анализ проведения национального праздника Наурыз

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования  

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт  заочного обучения

Культурологический  факультет

Кафедра социально-культурной деятельности

РЕФЕРАТ

По предмету: «СКД за Рубежом»

Тема: «Анализ организации и проведения национального праздника «Наурыз» в г. Алматы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
Содержание 
 
Введение………………………………………………………………2 
1.  История и современность национального праздника «Наурыз мейрамы»……………………………………………………………4 
2.  Анализ организации и проведения национального праздника «Наурыз» в г.Алматы…………………………………………………7

   3.  Москва празднует Наурыз ............……………………………11
Заключение……………………………………………………………14
Список  литературы……………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1
Введение
 
    Праздник во все времена у  всех народов был особым событием, выделяющимся из череды будней, имеющим особое значение, как  для празднующей общности, так  и для субъективного опыта  каждого участника праздничного  действия. 
В современном Казахстане удивительным образом уживаются мусульманские и православные праздники, народные гулянья и парады Победы. Праздничная культура Казахстана отражает и политические метаморфозы последних десятилетий, и религиозную толерантность народа, и противоречивость казахского менталитета. В силу того, что национальные праздники в Алматы инициируются на уровне города, имеют массовый характер, ответственность за эффективное функционирование праздника в системе праздничной культуры города целиком лежит на организаторах подобных мероприятий.  
Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник — понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника. 
Идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. 
Национальные праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждого государства.

2
Под национальным праздником прежде всего мы понимаем — официально (законодательно) установленный праздник страны или нации, чаще всего (но не обязательно), связанный со становлением её государственности и суверенитета. Дата проведения национального праздника назначается на день, имеющий наиболее важное значение в истории становления страны или нации. Как правило, этот день является общегосударственным выходным днём, по всей стране проводятся праздничные мероприятия, и качество проведения этих мероприятий в большей степени зависят именно от самих организаторов, которые разрабатывают специальную методику проведения праздника для большого круга зрителей. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. — СПб: Питер, 1995. С. 53.
За основу данной работы, были изучены книги  авторов Г.А. Авенесова «Культурно - досуговая деятельность», Мазаев А.И. «Праздник как социально-художественное явление», Гойхман О.Я. «Организация и проведение мероприятий», Тимошинов В.И. Культурология, «Сто великих праздников» Е.О. Чекулаева, Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации, Шубина И.В. «Организация досуга и шоу программ», а также были использованы газета «Казахстанская правда» 19 марта 2011 г. и статья, которая было опубликована в журнале Вестник 2011 года, а также ряд других авторов. Была изучена статья в журнале «Вестник» «современное понимание праздника», автором которого является М.В. Майборода. Основополагающими материалами по вопросу история и современность национального праздника «Наурыз мейрамы» являются книги Тимошинова В.И. Культурология и «Сто великих праздников» Е.О. Чекулаевой. В ходе написания данной работы на ряду с литературными источниками, пришлось ориентироваться на сеть Интернет, где можно было получить свежую информацию празднования праздника «Наурыз 2011» в Алматы. 
 
                                                                  3
 

1. История и современность национального праздника «Наурыз мейрамы» 
По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Этот древний праздник во многих исламских странах отмечается как приход весны. Слово «Наурыз» пришло в казахский язык из персидского. Оно звучало как «нау» - новый, «ывыз» - день и выражало понятие «первый день Нового года». Казахстанская правда. 19 марта 2011 г. № 100-101 (26521-26522). С. 7-8. 
Слово «мейрам» - праздник – в казахском языке генетически связано с чествованием мартовского праздника – весеннего равноденствия, называемого в древнем Иране «мерам». День весны приходится на ночь с 21 на 22 марта. По казахской мифологии, в эту ночь землю обходит старик Кыдыр. Он садит деревья и посылает людям счастье и благоденствие. Под его взглядом земля становится плодовитой, и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу. Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан-Евразия – Восток-Запад: Учебное пособие. – Алматы: Ниса, 1997. С. 66. 
Месяц март – самый капризный, самый неожиданный месяц. В марте «все толстое утончается, все худое рвется» - гласит казахская поговорка. Пришел переходный период, рубеж между зимой и летом, когда ни то ни другое не одолело друг друга: с одной стороны – зима еще длится, а с другой стороны – уже день побеждает ночь. Это время, «когда ягнята не могут наесться досыта, а половник не высыхает», - учили видавшие виды аксакалы, поэтому в марте нужно быть готовым ко всем неожиданностям. 
Наурыз мейрамы связан с множеством народных мифологических представлений. Весной, когда солнце все больше набирает силу и согревает землю, появляются не только зеленые побеги и трава, но также изумительно нежные фиалки. По бескрайним просторам степи слезится дымок испарений, и создается такое впечатление, будто «земля дышит». 
                                                                   4

С праздником Наурыз связано множество легенд. Рассказывают, что Керем – бог потустороннего мира, царь страны мертвых, однажды похитил красавицу Наргиз и увез к себе в подземное царство. Но обещал каждую весну отпускать ее на свидание с матерью. И когда она шагает к материи, земля, согретая ее дыханием, пробуждается. 
В этот праздник в больших глиняных горшках сбивают много масла, деревянный стержень обматывают ремнем и вращают, непременно вручную. Ведь боги так «сбивали» воды океана Вселенной. Основной ритуал – обнести всех присутствующих обрядовым блюдом из проросшей пшеницы, символизирующей вечную жизнь. Зерно проросло – значит, настало время сева. Поэтому в селах праздник Наурыз – это, прежде всего праздник первой борозды, а в городах озеленения. 
Накануне праздника, следуя советам предков: «Если увидишь родник – очисти его», молодые джигиты очищали место вокруг стоянок и родников. Старики, помня поговорку: «Срубив дерево, посади десять», сажали деревья на берегу рек и ручьев. Женщины с приветствие к солнцу и материи – земли одаривали природу различными подарками. К вечеру в местах празднования Наурыз устанавливались огромные качели – алтыбакан. 
К новому году готовили особый кумыс – семидневку с зернами кучелябы, редкого степного растения. Его использовали как лечебный и омолаживающий напиток, а мужчины после нескольких пиал долго не могли заснуть. 
Наурыз-коже (новогодняя лапша) – традиционное казахское блюдо для Наурыза, которое обычно состоит из 7 компонентов: вода, соль, пшеница, просо, мясо, сметана и фрукты. До конца второй недели Наурыза в каждый нечетный день в любом доме вас угостят этим традиционном напитком. К Наурызу готовится тщательно: женщины заранее вышивают сюзане – яркое панно для украшения места праздника. Его расстилают на склоне горы или натягивают между шестами. Под ним садятся музыканты.

                                                                   5
Неподалеку  накрывают достархан, на котором  обязательно семь предметов: вино, символизирующее  возрождение, молоко – чистоту, сладости – радость жизни, свеча – знак света и огня, сахар – довольствие, шербет – прохладу и отдых, гребень  – символ женской красоты. 
Особой популярностью в дни «Наурыз» пользовались состязания в беге, непременно босиком. Считалось, что таким образом бегуны получают от весенней земли новые силы и жизненное тепло. Детям, накануне праздника опутывали ножки, чтобы потом самый старый и уважаемый аксакал перерезал путы, передавая тем самым малышу свой опыт и долгие года. Парни и девушки состязались в скороговорках, разделившись на команды. Не обходилось без кок-пара, скачек, кыз-куу, импровизацией и виртуозной игры на добре. Всю ночь продолжал праздник, а к рассвету люди восходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. 
Одним из самых главных, важнейших обрядов Наурыза является обряд перемирия и прощения. Воины, ранее враждовавшие друг с другом, обменивались оружием. После этого садились за достархан и ели из одного казана. Батыры, помирившиеся в канун праздника, отныне считались близкими родственниками. 
Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти и в настоящее время обрел новый духовно-этический смысл. 
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей. 
Праздник «Наурыз» постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век. В каждом селе или районном центре создаётся комиссия, которая составляет

6
программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении Наурыза в различных населённых пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где участников больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью. 
Современный Наурыз сохранил в себе все ценное, что передавалось от поколения к поколению. Открывает Наурыз один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. После этого проходит развлекательная программа праздника: концерты художественной самодеятельности, нередко — большие концерты с приглашением известных деятелей искусства. Неизменным остается проведение соревнований.
 

2. Анализ организации и проведения национального праздника «Наурыз» в Алматы.
 
             По некоторым данным, на площадях Алматы Наурыз проводятся с 1991 года. Если впервые годы в празднике участвовало 500-700 человек, то сегодня сюда приезжает около 200 тысяч человек. Ежегодно Наурыз собирает представителей самых разных национальностей. Наурыз несет в себе идеалы добра, мира и согласия. Прекрасная традиция отмечать его в Алматы укрепляется год от года, свидетельствуя о красоте мира предков, духовном богатстве и трудолюбии казахского народа. Наурыз стал одним из самых ярких и любимых национальных праздников, проводимых в южной столице. Ежегодно Наурыз собирает представителей самых разных национальностей, приезжающих со всего края. Здесь можно увидеть казахов, русских, татар, узбеков, грузин, армян и другие народности. 
22 марта 2011 года состоялось праздничное народное гуляние «Наурыз мейрамы» - яркое мероприятие, ставшее традиционным для алмаатинцев и жителей Алматинской области.

                                                            7
Инициаторами  проведения праздника и его организаторами выступили: Администрация Алматы, Администрация Алматинской области, Комитет по внешним связям Алматы, Комитет по культуре, Общественный фонд «Бота», а также активную помощь оказывал «Казахфильм». 
Участники и партнеры мероприятия - Администрации г. Алматы. Генеральный спонсор мероприятия крупный банк РК «Цеснабанк». 
В программе мероприятия: 
· выступление артистов, профессиональных и любительских творческих коллективов из разных регионов Казахстана; 
· национальная борьба «курес»; 
· спортивные состязания и соревнования (перетягивание каната, лазание на столб, кокпар, жамбы ату и другие виды); 
· выступление детских творческих коллективов Алматы и Алматинской области; 
· соревнования по армрестлингу; 
· конкурс «лучшая юрта»; 
· аттракционы, конкурсы, игры для детей; 
· традиционная казахская кухня; 
· выступление мастеров айтыса, а также игра профессиональных домбристов; 
· выступление Аймана Мусахаджаева и Нуржамалы Усенбаевой - заслуженных артистов Казахстана, а также других звезд казахстанской эстрады. 
В рамках праздника была организована выездная торговля: продажа книг, национальных сувениров, национальных блюд и другое. 
Наурыз объединяет вокруг себя людей всех возрастов и профессий, наций и верований. Благодаря особой тёплой атмосфере «Наурыз мейрамы» - день, когда, по восточному преданию, происходит возращение из-под земли полуденного духа, несущего свет – слепым, исцеление – немощным, мир – воюющим, давно стал родным для многих жителей Алматы, как для казахов,

8
так и  для представителей других народов. Без сомнения можно назвать этот праздник международным и межнациональным, так как с каждым годом в  нём все активнее участвуют различные  национально-культурные общества, существующие в Алматы, выступают самодеятельные коллективы артистов казахского, русского и других ансамблей, присутствуют гости из России, Беларусии, Украины и из других республик и регионов. 
Постоянными гостями на праздновании стали видные политические, административные и общественные деятели Казахстана, аким города, представители духовенства, руководители политических партий. 
А в 1991 году власти города особо подчеркнули важность проведения этого мероприятия, приняв решение о присвоении празднику статуса общегородского. 
Отдельно нужно отметить, что тот энтузиазм, с которым жители Алматы и Алматинской области участвуют в празднествах, та открытость и гостеприимство, которое они демонстрируют, приглашая на «Наурыз» гостей разных национальностей, создавая уникальную дружескую атмосферу, являет собой пример редкого единодушия и сплочённости. В наше трудное время, когда образовался вакуум в духовной среде, и многие народы отходят от своих корней и национальных традиций, особенно важным становится всё, что способствует консолидации, объединению народа. Невозможно переоценить роль «Наурыз» в возрождении языка, культуры, в приобщении молодежи к трудовым традициям старших поколений, к самодеятельному художественному творчеству, к занятиям национальными видами спорта. Понимая всю важность поддержки и развития мероприятий, подобных «Наурызу», множество частных лиц, бизнес-структур и общественных объединений вносят посильную лепту в организацию и финансировании праздника. Праздник проходит каждый год, он уже давно стал традицией и актуален как гуляние после продолжительной и долгой зимы, так и встреча весеннего равноденствия.

                                                                   9
      23 февраля 2010 года на 64-й сессии  Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестка дня «Культура мира» была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Наурыз», а ЮНЕСКО включил его в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Сто великих праздников/ Е.О. Чекулаева – М.: Вече, 2006. С. 361. 
Праздник проходит на главной площади города Алматы. Устанавливается сцена, где выступают артисты из Алматы и других городов, а также устанавливаются юрты Целый день под напевы национальной казахской музыки проходят различные спортивные соревнования, такие как: кокпар, лазание на столб, бег в мешках, и самое главное состязание – борьба «курес», победитель которого получает весомый приз. 
Праздник «Наурыз» имеет огромное значение для людей, в особенности для казахов. Он несёт в себе дух толерантности, патриотизма, сплочения. Это неизменное мероприятие, которое каждый год с нетерпением ждут жители Алматы и Алматинской области. В Таджикистане, России, Киргизии, Турции, Тегеране и во множестве других стран Наурыз стал событием, отражающим многовековые традиции, обычаи и культурные ценности казахского и многих других народов. 
«Зародившись, как праздник весеннего равноденствия, Наурыз знаменует собой пробуждение земли, рубеж между зимой и летом, и гостеприимство народа. Как Аким Алматинской области, где ежегодно проводится мероприятие, я поддерживаю этот праздник и считаю его несомненно достойным. Наурыз получил широкое признание во многих казахстанских регионах и во многих странах Средней Азии, стал заметным явлением общественной жизни. Уверен, что радостное настроение, заряд бодрости и оптимизма, которые несет этот исконно народный праздник, придадут вам новых сил и вдохновения на благие свершения!»
 

10
Массовый  праздник как специальное событие // Каз. культура глазами молодых ученых. - № 16. – Алмат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.