Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Маргиналы в социальной структуре российского общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ

 
Маргиналы в социальной структуре  российского общества 
 

                  Выполнил студент:
                  Анищенко  Никита Евгеньевич
                  (группа  БкЮ-201) 
                   

                  Проверила:
                  к.с.н., доцент
                  Мкртчян Елена Рафаеловна 
                   
                   
                   

Волгоград 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………….2 

Понятие «маргинальность»……………………………………………………………………...3 

Роль маргиналов в формировании социальной структуры  российского общества…………6 

Заключение……………………………………………………………………………………….8 

Список литературы………………………………………………………………………………9
                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
                              
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности
или промежуточности  по отношению к каким либо социальным общностям
(национальным, классовым, культурным).
 Маргинальный человек (от лат.Margo – край) – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.
Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность (позднелат.
marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее
промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо
социальными группами, что накладывает определенный отпечаток  на его психику.
Классическая, так  сказать, эталонная фигура маргинала  — человек, пришедший из
села в город  в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы
деревенской субкультуры  уже подорваны, городская субкультура  еще не усвоена.
Главный признак  маргинализации — разрыв социальных связей, причем в
«классическом»  случае последовательно рвутся экономические, социальные и
духовные связи. При включении маргинала в  новую социальную общность эти связи
в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных
и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей
экономических.  Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым
условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.
В отличии от «классической» возможна и обратная последовательность
маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек
теряет его  субъективные признаки, психологически деклассируется. Ведь
деклассирование — понятие прежде всего социально-психологическое, хотя и
имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является
прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата
безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет  психологию класса и
прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть
деклассированные  представители рабочих, колхозников  интеллигенции,
управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде  всего— в
отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Профессионал не
унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при отсутствии материальных
стимулов настоящий  рабочий не сможет работать плохо  — скорее он откажется
работать вообще! Физическая невозможность халтурить  отличает кадрового
рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и  интеллигента) от
деклассированного бракодела и летуна.
В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании социальной
структуры общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие «маргинальность» 

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они
были введены  в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и
использовались  сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной
ситуации при  характеристике "личности на рубеже культур"
Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к
тому или иному  классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую
подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей
(социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение
термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения
пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым
социальным общностям. Классический тип маргинала –  вчерашний крестьянин в
городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном)
варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов
в новую среду  и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации
(негативный) состоит  в том, что состояние переходности  и периферийности
консервируется  и сохраняется надолго, а маргиналы  несут в себе черты
деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода
маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с
отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений  сверху вниз, нисходящей
мобильности. Следует  также учитывать, что в социологии разработано понятие
типов общества: открытые, закрытые и переходного  типа. Считается, что в
открытых обществах  мобильность высокая, и в них  преобладает прогрессивное,
восходящее движение, а маргинальность носит приходящий, временный характер. В
обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и
масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах
переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы
маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри
общества.
Применительно к целям и задачам исторического  анализа необходимо учитывать
следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе  и российском, накануне и
после революции  в силу объективных и субъективных причин существовали и
воспроизводились  маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной, искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности
следует говорить применительно к процессам экономического, социального или
культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в
виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных
элементов –  тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком
обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются
периферийные  группы с относительно схожими источниками  формирования, обликом
и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.
Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а
маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным
явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты  социальной устойчивости,
"зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в
результате сознательно проводимой властью политики искусственной
маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или
ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в
дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в
отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто
подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным
признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная  маргинализация
коснулась целых  категорий и групп населения. Шло разделение общества на
противников и  сторонников режима. Возникали и  искусственно поддерживались
режимом такие  группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не
имели аналогов в дореволюционном обществе, а  просуществовали в сталинском с
1930 по 1955 гг., то  есть четверть века. Никогда ранее  не было такой труппы,
как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и
призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение –
аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким
образом, искусственная  маргинализация приобрела в сталинском обществе
колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим
элементом репрессий  и одним из способов решения политических и даже
экономических проблем (создание системы принудительного  труда).
Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются
проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века.
Наиболее полно  и квалифицированно теория вопроса  изложена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на
порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это  касается всех
элементов структуры. Он же первым среди отечественных  обществоведов выдвинул
гипотезу о  воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели
общества, хотя и в новом, советском обличии.
В подобном же русле  написаны работы М. Восленского, посвященные рассмотрению
становления и  развития номенклатуры как особого  слоя. Восленский прямо
утверждает, что  номенклатура – продукт деклассированного  общества и
номенклатура  сама по сути является маргинальной группой.
Ряд отечественных  исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),
анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят
к выводам о  том, что при описании модели структурных  изменений и сдвигов без
учета процессов  массовой маргинализации понять характер изменений социальной
структуры невозможно.
И. Павловой поставлен  вопрос о роли сталинских репрессий  в социальном
преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий
государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть
дееспособного населения и с учетом того, что  значительные группы общества
обеспечивали  деятельность карательной машины, исследователь  делает вывод о
насильственной  криминализации и люмпенизации советского общества.
Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и
оригинальные  работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей
рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой.
В частности, ею уделено особое внимание осуществлению  сталинским режимом
социальной политики насильственного переструктурирования общества путем
использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных групп к
разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций  изменения социальной
структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает
несоответствие  марксистских доктринальных установок  о классовом характере
общества реальной практике, воспроизводившей сословную  иерархическую систему
отношений.
В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует  отметить появление
первых исследовательских  работ, посвященных "лишенцам" (А. Добкин, М.
Саламатова, Т. Славко), спецпереселенцам (В. Земсков, Н. Ивницкий, В. Данилов
и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г. Риттерспорн, В. Попов и др.).
Для указанных  публикаций характерно то, что в  них центральное место отводится
анализу политики большевистского режима в отношении  маргинальных групп.
Отмечены и  такие параметры, как численность: состав, территориальное
размещение указанных  групп. Вместе с тем социокультурные  характеристики
(облик) данных  групп до сих пор остается  еще на периферии исследовательских
интересов.
    
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
Роль  маргиналов в формировании социальной структуры  российского общества 

Социальную трансформацию  общества сегодня характеризуют  не только появление
ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса
крупных и средних  собственников, слоя "новых бедных", маргиналов,
безработных, но и соответствующая адаптация  этих слоев ко вновь возникающим
статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.
Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства,
на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на
интеграции и  дезинтеграции социального пространства; на проблемах
формирования  среднего класса; властных отношениях; автономии труда в
социально-производственных структурах.
Чтобы составить  достаточно полное представление о  процессах, происходящих в
социально-структурной  сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции
и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей,
динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях
собственности, власти, в уровне доходов различных  социальных групп и слоев,
законами структурной  перестройки хозяйства и занятости  населения. Известно,
что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в
экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась
вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня  это 8%
активного населения  России. Появление этого слоя существенно  влияет вообще на
качество жизни  всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости,
эта часть населения  сформировала черты групповой определенности со своими
ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и
образом жизни, идентификационными предпочтениями и  жизненными ценностями.
Таким образом, произошла реализация целого комплекса  новых социально-
групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой
консолидации  и интеграции.
Специфика российского  общества, кроме прочего, состоит  в том, что процесс
глобализации  накладывается на противоречивый процесс  трансформации,
сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией
значительной  части населения. Проблема углубления социального неравенства в
мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных
слоев наблюдается  и в российском обществе.
Трансформация российского общества с неизбежностью  повлекла за собой не только
изменения в  социальной структуре, но и остро  поставила перед традиционными
общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой  социальной
идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии,
солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.
Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент : продолжая
причислять к  ее жертвам все нежелательные  элементы, общество ощущает, как
подрываются изнутри  его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.
Будучи, возможно, слабее других, они остаются на  обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы. Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных, человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры,
родной среды.
Маргиналы - обозначение  личностей и групп, находящихся  на «окраинах», на
«обочинах» или  попроту за рамками характерных для данного общества основных
структурных подразделений  или господствующих социокультурных  норм и традиций.
Ученые обратили  внимание на то, что в ситуации маргиналов находится
значительная  и притом весьма активная часть американского  общества
(этнические  и религиозные меньшинства, представители  нетривиально мыслящей
художественной  и научной интеллигенции и  др.). Было также замечено, что
«маргинальные»  не только ограничены в своих статусных  позициях, но и подчас
оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым
обогатить общество и материально и духовно.
Маргинальная  ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного
опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному  реализуется на практике.
Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых
форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления
Вселенной и  общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и
религиозного  творчества.  Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры
показывает, что  многие обновляющие тенденции в  духовной истории человечества
(мировые религии,  великие философские  системы  и научные концепции, новые
формы художественного  отображения мира) во многом обязаны  своим
возникновением  именно маргинальным личностям и  социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних  десятилетий придали
проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые
миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных
этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных
барьеров, влияние  на население средств массовой коммуникации - все это
привело к тому, что маргинальный статус стал в современном  мире не столько
исключением, сколько  нормой существования миллионов  и миллионов людей. На
переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и
отстаивать, используя  интересы этих огромных людских масс и вставших на их
сторону интеллигентов, привычные формы социального  управления (гос.институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).
Именно в этот период в мире начался бурный процесс  становления так называемых
«неформальных»  общественных движений - просветительских, экологических,
правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и
др. движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной
общественной  жизни именно маргинализированных  групп.
      
 
 
 
 
 

    
 

Заключение 

Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с
общепринятыми нормами, выражение специфических  отношений с существующим
общественным  строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или
вымышленного  столкновения с окружающим миром.
Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:
- либо разрыв  всех традиционных связей и  создание своего собственного,
совершенно иного  мира;
- либо постепенное  вытеснение (или насильственный  выброс) за пределы законности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.