На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Связь педагогики с другими науками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Курсовая  работа по дисциплине  

«Теоретическая  педагогика» 

Тема: 

«Связь  педагогики с другими науками»

     Содержание

 
     Введение………………………………………………………………….      3
     1 Теоретическое обоснование педагогики  как науки……………….…      5
     1.1 Педагогика как наука………………………………………………...      5
     1.2 Основные категории педагогики……………………………………      7
     2  Взаимосвязь педагогики с другими  науками………………………..      11
     2.1 Общекультурное значение педагогики…………………………….      11
     2.2 Связь науки педагогики с другими  науками………………………      13
     Заключение  ……………………………………………………………..      23
     Глоссарий…………………………………………………………………      25
     Список  использованных источников…………………………………      27
     Приложения………………………………………………………………      29

     Введение

 
     Наука едина, потому что изучаемое ею знание целостно. Деление его на предметы есть уступка нашим возможностям. Чтобы хоть как-то познать необъятное, ограниченный человеческий разум вынужден разрывать знание на куски. Достигая при этом некоторого прогресса в глубине познания, мы неизбежно теряем в широте. Вот и приходится говорить о связях между науками там, где мы должны были бы вести речь об одной науке, о человеке и среде его обитания.
     Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука – это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета. Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования [7, С. 312].
     Проблема  связи педагогики с другими науками, в системе наук о человеке актуальна на сегодняшний день. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук.
     В течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие – являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.
     В современной литературе отражается связь педагогики с другими науками, при этом подчеркивается, что педагогика развивающаяся наука на сегодняшний  день. Актуальность данной проблемы неоспорима, так как интеграция педагогики в  другие науки поможет лучше понять человека, а значит, его воспитание и образование можно существенно улучшить, поднять на новый уровень.      
     Развитие  современной педагогики, эффективность  решения проблем обучения и воспитания подрастающих поколений невозможно представить без интеграции ее с другими науками и научными направлениями. Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.
     Педагогика  же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержания, формы и методы [14, С. 487].
     Целью написания работы было изучение теоретического материала по проблеме педагогика и  ее связь с другими науками.
     Задачами  выполнения было детальное описание связи педагогики с другими науками, такими как философия, психология, социология, физиология и др.
     При написании работы были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ научной литературы.

     Основная часть

     1 Теоретическое обоснование педагогики как науки 

      Педагогика  как наука
 
     Каждая  наука в одном и том же объекте  изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
     В общей системе наук, в общей  системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. 
     Изучение  всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
     В самом деле, каждая наука имеет  свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
     Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории [3, С. 96].
     Возникнув как наука, о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
     Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
     Педагогика  как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
     1   Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
     2   Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
     3   Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
     4   Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
     5   История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. Смотрите приложение А.
     Интенсивно  развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
     Педагогическая  отрасль человеческих знаний не развивается  изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки  с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук –причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических рекомендаций и предписаний. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого[9, С. 87].  

     1.2 Основные категории  педагогики  

     Любое теоретическое построение требует  четкого разграничения между  обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
     В период становления педагогики как  науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) – «воспитание», «обучение», «образование».
     «Воспитание»  как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
     В современной науке под «воспитанием»  как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
     1 передает опыт, накопленный человечеством;
     2 вводит в мир культуры;
     3 стимулирует к самовоспитанию;
     4 помогает разобраться в трудных  жизненных ситуациях и найти  выход из сложившегося положения.
     В свою очередь воспитанник:
     1 овладевает опытом человеческих  отношений и основами культуры;
     2 работает над собой;
     3 обучается способам общения и  манерам поведения.
     В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к  людям и самому себе [14, С.486].
     Как показывает практика, воспитание диалектически  взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.
     Накопление  и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры. 
     Задача  воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать  определенные общественные функции  и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
     Вторая  категория – «обучение» – понимается как процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика [2, С. 56].
     При этом учитель:
     1 преподает – целенаправленно  передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры  и научного знания;
     2   руководит процессом освоения  знаний, навыков и умений;
     3 создает условия для развития  личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
     В свою очередь ученик:
     1 учится – овладевает передаваемой  информацией и выполняет учебные  задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
     2 пытается самостоятельно наблюдать,  сравнивать, мыслить;
     3 проявляет инициативу в поиске  новых знаний, дополнительных источников  информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
     Таким образом, диалектическое отношение  «обучение–воспитание» направлено, прежде всего, на развитие  деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.      
     В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:  развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.        
     Третья  категория педагогики — «образование»  — понимается как:         
     1 ценность развивающегося человека  и общества;
     2 процесс обучения и воспитания  человека;
     3 как результат последнего;
     4 как система.
     Вся совокупность образовательных (или  учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
     На  протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
     По  данному вопросу существуют различные  точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.
     В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование. Как соотносятся три главные категории педагогики, приведены в приложении Б.
     Если  «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является, лишь частным случаем «обучения»1.
     Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».
В Законе «Об  образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
     Внимательное  рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.
     Это значит, что обучение, воспитание и  образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека [2, С. 78].
 
 
    Взаимосвязь педагогики с другими  науками
    2.1 Общекультурное значение  педагогики  

     Педагогические  проблемы имеют большое жизненное  и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации [14, С. 58].
     В наше время пришли к осознанию  того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития.
     В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.
     В европейской культуре «знаниевая»  парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимся практическим и теоретическим опытом человека.
     «Культурологическая»  парадигма в большей степени  ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др.
     Сущность  «технократической» парадигмы проявляется  в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
     Альтернативной  технократическому вызову, превращающему  человека в объект манипуляций, стала  гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. «Гуманистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.
     «Педоцентристская»  парадигма понимается как альтернатива «детоцентристской».
     «Педоцентристская»  парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно. «Детоцентристская» парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
     В качестве эталона «социетарной» парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Последние определяют характер и цели воспитания и образования.
     В рамках «человеко-ориентированной» (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и родителей ученика, так и педагога2.  
     “Педагогика”  может рассматриваться как элемент  культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности.
        На протяжении всего исторического  развития общества складывались  разные парадигмы образования  и воспитания человека. Данные  парадигмы имеют не только  научно-педагогическую, но и общекультурную  ценность [15, С. 74]. 

     2.2 Связь науки педагогики  с другими науками 

     Рассмотрим, как педагогика связана с другими, науками и в каком направлении  развивается. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин.
     Формы и типы связей педагогики с другими  науками разнообразны:
     1 творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;
     2 применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;
     3 использование результатов исследований, полученных различными науками:
данные  физиологии о работоспособности  в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;
     4 объединение усилий педагогов  с представителями естественных  и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;
     5 разработка понятий из разнообразных  областей знания для обогащения  и углубления представлений о  сущности педагогических явлений:  диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.
     Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.
     В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
     Педагогика  органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.)
     О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и  базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному  определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.
     Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для  выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью  психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).
     Своеобразным  мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.
     Педагогика  тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности.  Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе [11, С. 114].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.