На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги в экономической системе общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УФИМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА 
 

ФВВО                                                                              Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» 

                                             

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Экономическая теория»
на  тему:
«Налоги в экономической  системе общества» 

                                              

                                                Выполнил: ст.гр. ФЗП-1
                                 Шифр: 1007005
                                      Стрижекозин А.Е.
                                                                  Проверил: к.э.н.,доц. Хафизова Г.Б. 
 
 
 
 
 

Уфа - 2010 

     Содержание:
     Введение…………………………………………………….…………...3-4
     1.Налоги  в экономической системе……………………….…………..…5
     1.1 Возникновение и развитие налогообложения………….……..…...5-6
     1.2 Сущность налогов  и принципы налогообложения….…………....7-12

          1.3 Функции налогов……………………………………….……….....13-16

          2. Основные направления налоговой политики в Российской                   Федерации на 2008 - 2010 гг…………………………………………..……....17

          2.1 Устройство российской налоговой системы………….………...17-19

     2.2 Принятые и реализованные  меры в области налоговой политики,    оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2007 - 2010 годах…………………………………………………………………..…...….20-21

          2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе………………………………………………....22-31

              Заключение…………………………………………………..………...32-33
          Список использованной литературы……………………..…………..34-35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         
Введение
     Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.
     Несмотря  на различные теоретические оценки возможности и степени государственного вмешательства в экономику, на практике государство является активным участником экономических отношений. Принято выделять следующие основные функции, которые государство выполняет в экономической (рыночной) системе:
     - формирование законодательной базы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
     - поддержка конкуренции и борьба с монополиями;
      -перераспределение доходов и богатства для смягчения проблем, связанных с социальным неравенством;
     - регулирование распределения ресурсов для обеспечения производства общественных благ и корректировки «внешних» эффектов 
(экстерналий);

     - оказание стабилизирующего воздействия на уровень инфляции 
и занятость.

     Возникновение и существование налогов обусловлено  необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобществления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ.
     Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, государство берет на себя их производство и финансирует его за счет налогов.
     Кроме того, посредством налогов государство  может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутствии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене товара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).
     Целью данной курсовой работы является на основе систематизации и подбора учебной  и научной литературы изучить  налоги в экономической системе  общества.
     Исходя  из поставленной  цели, были определены следующие задачи:
     1. Рассмотреть возникновение и  развитие налогообложения;
     2. Изучить сущность налогов и принципы налогообложения;
     3. Охарактеризовать функции налогов;
     4. Рассмотреть основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.
       При написании курсовой работы использовались теоретико – методологические разработки отечественных ученых - экономистов: А.Н. Гуева, Т.В. Невзоровой, В.М. Орловой, В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой и других.   
 
 
 

     1. Налоги в экономической  системе

1.1 Возникновение и  развитие налогообложения

           Налоги представляют собой обязательные  сборы, взимаемые государством  с хозяйствующих субъектов и  с граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке. Налоги  являются необходимым звеном  экономических отношений в обществе  с момента возникновения государства.  Развитие и изменение форм  государственного устройства всегда  сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.  Помимо этой сугубо финансовой  функции налоговый механизм используется  для экономического воздействия  государства на общественное  производство, его динамику и  структуру, на развитие научно-технического  прогресса1.
     Налоги  подразделяются на прямые и косвенные. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения  налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным  плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет  имуществом и т. д., в то время как  окончательным плательщиком косвенных  налогов выступает потребитель  товара, на которого налог перекладывается  путем надбавки к цене. Следует  иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо  на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах  также могут оказаться переложенными  на потребителя через механизм роста  цен. Косвенные налоги не всегда могут  быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно  в прежнем объеме примет товар  по повышенным ценам.
     Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для  того, кто их выплачивает, - признак  не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им2.
     На  самых ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным  законом и, таким образом, становилось  принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.
     По  мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах  на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены  налоги на доходы в размере одной  десятой или одной двадцатой  части доходов. Это позволяло  концентрировать и расходовать  средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал процентные отчисления от доходов.
     1.2 Сущность налогов  и принципы налогообложения
          Государство, выражая интересы  общества в различных сферах  жизнедеятельности, вырабатывает  и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую  и др. Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового,  денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве  средства взаимодействия объекта  и субъекта системы государственного  регулирования экономики. 
     Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и  внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и  других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.
     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено  экономически выраженное существование  государства", - справедливо подчеркивал  К. Маркс.
     Налоги, таким образом, — это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в  принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых  докапиталистических общественных формах главными доходами государства  были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения  вынуждена была выполнять натуральные  повинности3.
     Государство устанавливало налоги в натуральном  выражении с учетом специализации  того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального  государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
     Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и  составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
     - работники, своим трудом создающие  материальные и нематериальные  блага и получающие определенный  доход; 
     - хозяйствующие субъекты, владельцы  капитала.
     За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных  финансов.
     Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе  и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства  должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и  подвижности налогов (налог может  быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями  государства), выбора надлежащего источника  и объекта налогообложения, однократности обложения4.
     Перечисленные принципы налогообложения учитывались  и при формировании новой налоговой  системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был  принят Закон РФ «Об основах налоговой  системы Российской Федерации». В  течение 1992-1993 гг. серьезные изменения  вносились в механизм налогообложения  и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».
     На  издержки становления налоговой  системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и  дополнения. Вносились они и в  минувшем году в целях совершенствования  налоговой и бюджетной систем.
     Источником  налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который  количественно не совпадает с  ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного  производства и государства как  организатора хозяйственной жизни  в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами  регионального хозяйства): оплата труда  работников, прибыль хозяйствующих  субъектов и централизованный доход  государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных Денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения  валового продукта. Он продолжается в  перераспределении денежных доходов  основных участников общественного  производства в пользу государства: от работников — в форме подоходного  налога (12% и более) и отчислений в  пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов5.
     Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются: прибыль (доход); стоимость  определенных товаров; добавленная  стоимость продукции; имущество  юридических и физических лиц;  передача имущества (дарение, продажа, наследовавние); операции с ценными  бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
     Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых  органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения  заработной платы.
     Налоговая система РФ  представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков -  юридических  и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему  РФ. Кроме того, существует около 20 государственных  внебюджетных фондов, доходная часть  которых формируется за счет целевых  отчислений6.
     Причем 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так  называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведенный  ВВП, за счет которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют:
     - в пенсионный фонд - 28% (кроме того, 1 % уплачивается работником из  его заработной платы);
     -  в фонд социального страхования  - 5,4;
     -  в фонд занятости населения  - 2;
     - в фонд обязательного медицинского  страхования - 3,6%.
     По  методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу  прямых относятся: подоходный налог, налог  на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование  которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).
     В развитых странах роль прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно  возросла и составила в 1987 г.: в  США — 91,1%, Японии — 71,2, Англии — 54,3, в ФРГ — 44,1%7.
     По  мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров  массового потребления косвенные  налоги эволюционировались: от однократного налогообложения потребительских  товаров на стадии конечного потребления  к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т. е. от акциза к налогу с оборота  и затем к налогу на добавленную  стоимость и акцизам.
     В нашей стране платежи государственных  предприятии из прибыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство, включая казенную винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а прямые налоги — всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССР составляла 8,2%, а платежи госпредприятий из прибыли и налог с оборота — 61%. Другими словами, налоговая система в России хотя и видоизменялась по составу и значению отдельных налогов, но по сути оставалась закостенелой.
     Осуществление рыночных преобразований в экономике  России активизировало работу по совершенствованию  налоговой системы. Вместо налога с  оборота и его новоиспеченного (в 1991 г.) «сателлита» — налога с  продаж были введены два других косвенных  налога: 4 акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную  стоимость соответствует требованиям  рыночных отношений, ибо охватывает и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог  с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного  потребления.  
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Функции налогов
         Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений8.
     Первой  и наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
     Формирование  доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.
     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых  для осуществления собственных  функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).
     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
     Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством  налоги.
     Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
     В отлаженной налоговой системе реализуются  все функции и подфункции налогов. На территории РФ установлены 44 вида налогов, сборов и других платежей, в том числе 16 федеральных, 5 региональных, т. е. налогов субъектов РФ - республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, и 23 местных. Большая их часть имеет чисто фискальное предназначение, и лишь по некоторым просматривается регулирующая функция. Казалось бы, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России (сюда надо добавить и импортируемое количество) не уменьшаются9.
     Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении  объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
     В Законе «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие  из обложения определенных элементов  объекта; освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков; понижение налоговых  ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный  период), прочие налоговые льготы.
     Действующие льготы по налогообложению прибыли  предприятий направлены на стимулирование:
     - финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;
     - малых форм предпринимательства;
     - занятости инвалидов и пенсионеров;
     - благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.
     Преференции установлены в вид инвестиционного  налогового кредита и целевой  налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных  затрат. Налоговый кредит, как и  всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором  между предприятием и региональным налоговым органом.
     Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.
     Подфункцию  воспроизводственного назначения несут  в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи  за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.
     Особое  значение имеет дифференциация налогов  по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует  знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или  убытка). Непосредственно в себестоимость  включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование  природными ресурсами.
     При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые  местные налоги (например, сбор с  владельцев собак, курортный сбор).  
 

          
 
 
 
 

     2. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.

2.1 Устройство российской  налоговой системы 

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма10.
     Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется  наличием множества специфических  дл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.