На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стадии уголовного процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Понятие,  значение уголовного процесса
2. Процессуальная  форма судопроизводства по уголовным  делам
3. Стадии  уголовного судопроизводства
3.1 Стадии  досудебного производства
3.1.1 Возбуждение  уголовного дела
3.1.2 Предварительное  расследование
3.2 Стадии  судебного производства
3.2.1 Подготовка  к судебному заседанию
3.2.2 Судебное  разбирательство
3.2.3 Апелляционное  и кассационное производство
3.2.4 Понятие  и значение стадии исполнение  приговора
3.3 Исключительные  стадии уголовного судопроизводства
Заключение
Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение 

      Актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнений.
В современный  период в условиях продолжающихся процессов  демократических преобразований в  Российском государстве важное значение имеет обеспечение национальной безопасности России. Определяющим фактором в данной сфере выступает разработка и реализация правовых, организационно-управленческих мер по противодействию преступности, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение социально приемлемого уровня преступности, минимизацию последствий, наступающих после совершения преступлений.    Уголовный процесс - правовое понятие, связанное с представлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установленным его законами, защищая существующий правопорядок от преступных посягательств.
    Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступлений прав и свобод личности, жизни, здоровья, чести и достоинства, других благ граждан, общества в целом, конституционного строя государства. Этому служит, в частности, уголовное право, устанавливающее круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что надо знать для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и, тем более, осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.
    Для предупреждения преступлений, привлечения к ответственности виновных в преступлениях и их наказания в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует расследование преступлений, производимое органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокурора.
    В п. 1 ст. 118 Конституции РФ сказано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом». Правосудие в форме уголовного судопроизводства является одним из путей осуществления судебной власти (п. 2 ст. 118 Конституции РФ). Отсюда следует, что уголовное судопроизводство, понимаемое как одна из форм осуществления правосудия, выражается в деятельности суда по уголовным делам, где судебная власть реализуется через действия и решения суда. Только суд может признать лицо виновным и назначить ему наказание.
    Конкретные задачи уголовного процесса как вида правовой деятельности, осуществляемой в государстве в связи с обнаружением преступления, состоит в том, чтобы обеспечить:
- своевременное  и полное раскрытие преступления, то есть установить сам факт  совершения преступления и того, кто его совершил;
- получение  достаточных доказательств для  установления истины по уголовному  делу, изобличения действительно  виновного и выяснения всего,  что нужно для принятия правильного  решения, или снятия подозрения  или обвинения с невиновного;
- правильное  применение уголовного закона  и других законов, относящихся  к делу, когда деяние обвиняемого  получает безошибочную юридическую  оценку с учетом всех обстоятельств,  влияющих на характер и степень  ответственности;
- назначение  справедливого наказания судом  в строгом соответствии с законом  и обстоятельствами дела или  оправдание невиновного.
     Уголовный процесс - движение и производство по уголовному делу - осуществляется по стадиям, понятие и характеристика которых даны в УПК РФ. Законодатель определяет порядок осуществления производства по уголовному делу до суда и непосредственно в суде. Это означает, что должны быть созданы в такие условия, в которых бы наиболее эффективно осуществлялось уголовные судопроизводство.
    Стадия уголовного процесса - это определенный этап уголовного процесса, на котором разрешаются те или иные задачи, идет плановое правовое расследование преступления. Все стадии уголовного процесса связаны между собой основными задачами и принципами уголовного процесса.
    В уголовном процессе всего 8 стадий (6 - общих и 2 - исключительных). Общие подразделяются на досудебные и судебные. Последовательность стадий строго определена законом.
Досудебные  стадии:
- Стадия  возбуждения уголовного дела;
- Стадия  предварительного расследования.
Судебные  стадии:
- Назначение  дела к судебному разбирательству;
- Стадия  судебного разбирательства;
- Стадия  кассационного производства;
- Стадия  исполнения приговора.
Исключительные  стадии:
- Возобновление  дела в порядке надзора;
- Возобновление  дела по вновь открывшимся  обстоятельствам.
Совокупность  стадий, связанных между собой  общими задачами и принципами судопроизводства, образует систему уголовного процесса.
    Решая конкретные задачи, уголовный процесс объективно способствует предупреждению преступлений. Чем успешнее раскрываются преступления, чем справедливее действуют органы судебной власти, тем эффективнее используется превентивная сила уголовного закона. Нераскрытые преступления, безнаказанность преступников - питательная почва для совершения новых преступлений, ослабления правопорядка, создания обстановки незащищенности гражданина от преступных посягательств.
    Целью исследования является изучение сущности, значения, функции стадий уголовного судопроизводства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие  задачи:
- рассмотреть  сущность уголовного процесса, остановившись  подробно на понятии и значении  уголовного процесса;
- дать  характеристику процессуальной  формы судопроизводства по уголовным  делам;
- изучить  стадии уголовного судопроизводства.
В качестве предмета исследования выступили стадии уголовного судопроизводства.
Характер  рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование  комплекса основных методов:
– материалистические;
– исторические;
– метод  сравнительного анализа;
– формально-юридический  метод;
– эмпирические;
– источниковедческие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Понятие, значение уголовного процесса 

    Слово «процесс» в переводе с латинского означает «движение вперед» и подразумевает развитие деятельности или движущегося объекта. Понятие «уголовный процесс» употребляется в различных значениях в зависимости от точки зрения его рассмотрения. Так, под уголовным процессом понимается движение уголовного дела к логическому завершению, развитие процесса по уголовному делу. В таком рассмотрении понятия уголовного процесса его принято подразделять на стадии. Уголовный процесс во многих научных изданиях понимается как система точно определенных правил поведения, которые организуют и направляют производство по уголовным делам.
    Под уголовным процессом подразумевают также науку и учебную дисциплину, каждая из которых имеет свой предмет и метод.
    Уголовный процесс - это урегулированная уголовно-процессуальным законом, основанная на демократических принципах совокупность действий, осуществляемых органами дознания, следствия, прокуратуры и суда, направленных на выявление, расследование преступлений, рассмотрение и разрешение уголовных дел, посредством чего осуществляются защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания.
Уголовный процесс также является сугубо правовой категорией, которая определяет сущность современного правосудия, отражает деятельность органов прокуратуры, следствия, дознания.
Законодатель  уравнял значение понятий «уголовно-процессуальная деятельность» и «уголовное судопроизводство». Так, в ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство представлено как деятельность, направленная на защиту прав и законных интересов  лиц и организаций, потерпевших  от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного  обвинения, осуждения, ограничения  ее прав и свобод.
    Наша страна идет по пути развития правового государства. Она должна направлять свою деятельность на обеспечение охраны прав и свобод граждан от преступных посягательств, охранять жизнь, здоровье, честь и достоинство, собственность граждан, общественный порядок, конституционный строй. Уголовное право предупреждает совершение преступлений посредством закрепления в его нормах наказания за противоправное деяние.
    В том случае, когда преступление совершено, его необходимо раскрыть, установить все фактические данные, которые характеризуют совершение преступления и помогут изобличить виновного в содеянном, и вместе с тем не допустить ошибки и не привлечь к ответственности невиновного. Виновный, в свою очередь, должен понести наказание в строгом соответствии с законом, характером и степенью содеянного деяния. Эта деятельность не исчерпывает содержания уголовного судопроизводства.
     Определяя равнозначными термины «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство», законодатель предполагает охватить понятием «уголовное судопроизводство» всю деятельность по делу, в том числе органов дознания, следствия, прокуратуры, посредством чего во всем производстве по делу выделяется определяющая роль суда, судебного разбирательства, судебных стадий, в которых осуществляется правосудие по уголовным делам.
     Уголовное судопроизводство, хотя и отождествляется с уголовным процессом, отличается содержанием. Так, в уголовном судопроизводстве выделяют понятие «правосудие». С одной стороны, правосудие является частью уголовного судопроизводства, деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по делу, а с другой - Конституция РФ определяет: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118).1
     Правосудие в форме уголовного судопроизводства является одним из путей осуществления судебной власти в соответствии со ст. 118 Конституции РФ. Правосудие в виде деятельности суда и деятельности органов дознания, органов следствия, прокуратуры осуществляется в особом, предусмотренном УПК РФ порядке, который называют процессуальным. Таким образом, уголовное судопроизводство - это форма, выражающая деятельность суда по определенному уголовному делу, которая находит свое отражение в действиях и решениях суда.
     Термины «уголовный процесс» и «правосудие» схожи, но не тождественны по своему значению. Они различны, поскольку правосудие осуществляется не только по уголовным делам, но также и по гражданским, и по административным. В таком смысле понятие «правосудие» шире понятия «уголовный процесс», так как в производстве последнего находятся только уголовные дела. Но понятие «уголовный процесс» шире, чем понятие «правосудие», в той части, в которой определяется круг органов, осуществляющих производство по делу.
     Уровняв в уголовно-процессуальном законодательстве термины «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство», законодатель попытался объединить содержание этих двух терминов в одном понятии для упрощения терминологии. Уголовный процесс точно определен нормами закона, осуществляется в форме правоотношений, которые возникают в порядке уголовного судопроизводства, установленного уголовно-процессуальным законодательством, являясь обязательным для судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Обеспечение реализации норм права, предусмотренных законом, заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по уголовному делу.
     Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры, суда носит целенаправленный, организующий характер при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел для установления истины по делу. Уголовно-процессуальная деятельность представляет собой систему процессуальных действий и решений, в которые, помимо государственных органов в лице должностных лиц, вовлечены лица, участвующие в деле в той или иной роли, а также в процесс расследования дела и осуществления правосудия.
      Система процессуальных действий основывается на законе, за нарушение которого несут ответственность как должностные лица органов судопроизводства, так и лица, вовлеченные в участие в деле.
Значение  уголовного процесса определяется, прежде всего, тем, для чего он предназначен. Так, согласно ст. 6 УПК РФ уголовный  процесс предназначен:
1) защищать  права и законные интересы  лиц и организаций, потерпевших  от преступлений;
2) осуществлять  защиту личности от незаконного  и необоснованного обвинения,  осуждения, ограничения ее прав  и свобод.2
Законодатель, закрепляя назначение уголовного судопроизводства в главе 2 УПК РФ, носящей название «Принципы уголовного судопроизводства», определяет его в качестве важнейшей  правовой категории, предназначенной  обеспечивать права и свободы  граждан, закрепленные в Конституции  РФ, указывает на функциональную направленность, на защиту прав и законных интересов  граждан.
     В соответствии с закрепленными положениями ст. 52 Конституции РФ «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» государство реализует это право, непосредственно предусматривая порядок обращения в правоохранительные и другие компетентные органы государственной власти за защитой нарушенных прав. Посягательство на предусмотренные законодательством права и свободы граждан и лиц, прибывших в наше государство, является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия.
      Одним из инструментов, охраняющих и предусматривающих возможность на законных основаниях защитить нарушенные права либо предупредить нарушение других прав, является уголовный процесс в области осуществления деятельности по уголовным делам уполномоченными на то органами и должностными лицами.
       Защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений осуществляется посредством обнаружения и уголовного преследования лиц, совершивших преступление, их осуждения и справедливого наказания, устранения причин совершения преступлений. Изобличение виновного в совершении преступления осуществляется средствами, которые предусматривает уголовный процесс, в форме определенной стадии, каждой из которой присущи определенные мероприятия.
      Все процессуальные действия проводятся в строгом соответствии с правилами процессуального доказывания, нормами, предусматривающими тот или иной порядок проведения следственных и иных мероприятий, которые позволяют обеспечить возможность реализации прав и свобод граждан, а также препятствуют нарушению прав граждан при производстве по уголовному делу. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется посредством закрепленных норм права, подробно регламентирующих весь процесс производства по уголовному делу, основанных на Конституции РФ. Реализация уголовно-процессуальной деятельности не может достигаться за счет необоснованного и незаконного ограничения прав граждан, нарушения их конституционных свобод.
      Вся деятельность в рамках уголовного судопроизводства обеспечивается путем детальной регламентации уголовно-процессуальной деятельности по применению мер принуждения, производства следственных и судебных действий, наделения подозреваемого и обвиняемого широким кругом прав, позволяющих им защищаться от осуществляемого в отношении них уголовного преследования. Закрепляя в главе 2 УПК РФ основополагающие принципы, на которых строится вся уголовно-процессуальная деятельность, законодатель определил, что целью уголовного процесса является защита личности от незаконного и необоснованного привлечения к ответственности, осуждения, ограничения прав и свобод.
     Уголовное судопроизводство реализуется в предусмотренном законом порядке, в точном соответствии этому порядку, более того, вся деятельность правоохранительных органов базируется на уголовно-процессуальном законодательстве, поэтому решения компетентных органов и должностных лиц, основанные на предписаниях закона, должны укреплять и организовывать законность и правопорядок в обществе.
      Значение уголовного процесса определяется и тем, что это одно из основных средств борьбы с преступностью. Однако уголовное судопроизводство - не главное средство борьбы с преступностью, так как преступность - явление социальное, имеющее различные причины и множество факторов, ее определяющих, а в уголовном процессе речь идет о конкретном преступлении и человеке, его совершившем. Уголовный процесс нельзя реализовывать посредством ограничения прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, путем необоснованного применения тех или иных средств реагирования при производстве по уголовному делу. 
 
 
 
 
 

              Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам 

     Уголовно-процессуальное право устанавливает процедуру (порядок, форму) производства по уголовным делам: последовательность стадий и условий перехода дела из одной стадии в другую, условия, характеризующие производство в конкретной стадии, основания, условия и порядок производства следственных и судебных действий, содержание и форму решений, которые могут быть вынесены. Этот порядок производства по делу в целом или отдельных процессуальных Действий принято называть процессуальной формой.
    Уголовно-процессуальная форма основана на системе принципов процесса, разделении процессуальных функций и обеспечивает их реализацию в надлежащей правовой процедуре.
      Процессуальная форма установлена для совершения отдельных процессуальных действий (например, порядок производства выемки, обыска, очной ставки, допроса обвиняемого и др.). В определенной процессуально-правовой процедуре происходит производство в каждой из стадий процесса.       Регламентация процессуальной формы включает указание на цель действия, его участников, их права и обязанности, последовательность действий, закрепление произведенного действия в соответствующем документе и его реквизиты.
     Значение соблюдения процессуальной формы подчеркивалось во французской Декларации прав человека и гражданина 1793 г. В ст. 10 этого акта сказано: «Никто не может быть обвинен, задержан или подвергнут заключению, иначе как в случаях, предусмотренных законом, и с соблюдением порядка, предписанного им же...». В ст. 11 сказано: «Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом и (или) когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвола и тирании».
     Сложность и детальность уголовно-процессуальной формы, выделяющая ее из всех иных юрисдикционных процессов (например, наложение штрафа за административное правонарушение), обусловлена спецификой задач уголовного процесса, в том числе сложностью деятельности по установлению фактических обстоятельств уголовного дела, необходимостью создания максимальных гарантий прав личности в уголовном процессе, законности и обоснованности всех уголовно-процессуальных действий и решений.3 Поэтому процессуальная форма уголовного процесса включает прохождение дела по стадиям, каждая из которых имеет свою форму судопроизводства, что отвечает задаче конкретной стадии и создает возможность проверить правомерность действий и решений, принятых на предыдущей стадии. Соблюдение порядка собирания доказательств, его закрепление в процессуальном документе обеспечивают допустимость доказательств. Поэтому нарушение процессуального порядка получения доказательств лишает доказательство юридической силы (ст. 75 УПК).
     Процессуальная форма имеет свои особенности применительно к отдельным категориям уголовных дел (например, дела частного обвинения, производство по уголовным делам несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, а также применительно к разным составам суда, рассматривающим дело по первой инстанции).
     Процессуальная форма является специфической разновидностью правовой формы государственной деятельности, а ее ценность в том, что она создает детально урегулированный, устойчивый, юридически определенный, строго обязательный, стабильный правовой порядок производства по уголовному делу, отвечающий назначению судопроизводства и его принципам. Поэтому недопустимы отклонения от требований процессуального закона, а неукоснительное соблюдение процессуального порядка является непременным условием законности действий и решений по делу.
      Процессуальная форма включает и некоторые правила, имеющие чисто ритуальный характер. Это, например, регламент судебного заседания (ст. 257 УПК). Однако и эти правила имеют существенное значение. Так, правило о том, что присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя, продиктовано уважением к суду и его решению, выносимому от имени государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Стадии уголовного судопроизводства 

     Стадии уголовного процесса - это связанные между собой и относительно самостоятельные части уголовно-процессуальной деятельности, причем каждая из них имеет присущие только ей задачи, выражающиеся в определенном действии, а завершается и разделяется определенными процессуальными решениями, выраженными в форме конкретного процессуального документа.
      Стадии уголовного процесса включают в себя следующие элементы:
* задачи, вытекающие из назначения судопроизводства  и стоящие на определенной  стадии судопроизводства;
* круг  участников;
* осуществление  всей деятельности в процессуальном  порядке;
* специфический  характер уголовно-процессуальных  отношений, возникающих между  субъектами в процессе производства  по делу;
* процессуальный  документ, выражающий решение и  волю должностного лица либо  уполномоченного органа (процессуальный  акт завершает уголовно-процессуальную  стадию и служит средством  перехода в следующую стадию  судопроизводства).
     Стадии уголовного процесса как совокупность действий процессуального характера образуют систему уголовного судопроизводства. На каждой последующей стадии судопроизводства осуществляется проверка действий, произведенных в ходе предшествующей. Любая стадия является самостоятельной, но ее обособленность относительно, поскольку все стадии уголовного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом.
     В уголовном процессе выделяют восемь стадий: шесть основных и две исключительные.
К основным стадиям относятся:
1) возбуждение  уголовного дела;
2) предварительное  расследование;
3) подготовка  к судебному заседанию;
4) судебное  разбирательство;
5) апелляционное,  кассационное производство;
6) исполнение  приговора.
       Исключительные стадии - пересмотр уголовных дел в надзорном порядке и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
     Итак, для каждой стадии уголовного процесса присущи свои цели и задачи, определен порядок производства, очерчен круг участников, установлены свои сроки, определены моменты начала и окончания. По окончании каждая из стадий оформляется процессуальным решением. 
 
 
 

                                  Стадии досудебного производства
                                      Возбуждение уголовного дела 

     Предварительное расследование по уголовному делу связано с приведением в действие сложного и объемного механизма, всего арсенала обеспечивающих его средств принуждения. Последовательно обеспечивая охрану гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, законодатель допускает ведение предварительного расследования только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. С другой стороны, нельзя допускать, чтобы какие-то общественно опасные деяния остались без реагирования и надлежащей правовой оценки. С целью обеспечения обоснованности начала расследования и полноты охвата этой деятельностью всех случаев совершения преступлений в уголовном процессе существует стадия возбуждения уголовного дела.
     Понятие «возбуждение уголовного дела» имеет несколько значений. Под возбуждением уголовного дела понимается уголовно-процессуальный институт, представляющий собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении (гл. 19 и 20 УПК).   Под возбуждением уголовного дела понимается решение, вынесенное в форме постановления, завершающее рассмотрение сообщения о преступлении и выступающее юридическим фактом для начала расследования преступления (ст. 146 УПК).
     Возбуждение уголовного дела означает начальную стадию уголовного судопроизводства, характеризующуюся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений или содержанием предмета правоотношений, процессуальными средствами: сроками, решениями.
     Стадию возбуждения уголовного дела характеризуют следующие признаки:
а) она  имеет свои временные границы (со дня поступления указанного в  законе сообщения до принятия решения  в установленный срока не более  трех суток (ст. 144 УПК). Этот срок может  быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания (ч. 3 ст. 133 УПК);
б) содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения, обусловленного задачей данной стадии;
в) целью  этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного  и обоснованного возбуждения  уголовного дела, т.е. установление законности повода и достаточности основания  для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований  для отказа в возбуждении уголовного дела;
г) задачами данной стадии являются прием, регистрация  и разрешение сообщений о преступлениях  с одновременным закреплением следов преступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;
д) данную стадию характеризует и круг субъектов  правоотношения, а именно, инициатор  сообщения о преступлении (т.е. лицо, официально заявившее о преступлении - заявитель) и дознаватель, орган  дознания, следователь и прокурор, обязанные принять, проверить сообщение  о любом совершенном или готовящемся  преступлении (ст. 144 УПК);
е) в  процессе осуществления деятельности в данной стадии возникают, развиваются  и завершаются правоотношения только между указанными субъектами этой деятельности, процессуальные отношения между  иными лицами в данной стадии законом  не регламентированы и, следовательно, не допустимы (например, недопустимо  требовать представления объяснений от лица, которое указано в заявлении, как лицо совершившее преступление);
ж) для  проверки сообщения о преступлении могут быть применены такие средства, как проверка данных о заявителе, его документов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступлении, истребование из средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также  данных о лице, предоставившем указанную  информацию в качестве исключения, закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень - это осмотр места происшествия, освидетельствование, научение судебной экспертизы;
з) юридическим  фактом, вызывающим правоотношения в  данной стадии, является повод, указанный  в законе; юридическим фактом, завершающим правоотношения в данной стадии, и вызывающим возникновение новых уголовно-процессуальных отношений, является юридически зафиксированный в постановлении о возбуждении уголовного дела вывод должностного лица о необходимости проверки процессуальными средствами (в форме дознания или следствия) предположения о существовании уголовно-правового отношения (т.е. факта совершения преступления) либо его вывод об отсутствии такого правоотношения, зафиксированный в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).4
     Анализ норм УПК РФ позволяет сделать вывод, что на этапе возбуждения уголовного дела нет процессуальных действий, процессуальных отношений, нет участников процесса, правовая природа складывающихся отношений - административно-правовая, итогового документа нет, так как он же выступает и начальным актом.
      В частности, прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях, а также установление наличия или отсутствия законного повода и основания к возбуждению уголовного дела проводятся для того, чтобы исключить возможность производства предварительного расследования правонарушения, которое не является преступным (например, административного) или вообще не является правонарушением (например, аморальный проступок). Рассмотрение любого обращения граждан проводится государственными органами, в том числе и органами государственного управления, в силу административно-правовых отношений. Но в данном случае речь идет о возможном преступлении, т.е. о правонарушении, которое характеризуется большей общественной опасностью, поэтому законодатель определил порядок проверки данного сообщения в УПК РФ, предусмотрев определенные исключения из общих правил проверки сообщений граждан.
     Это сделано для того, чтобы в случае, если сообщение о преступлении подтвердится, у государства была возможность своевременно и объективно отреагировать на него. Более того, сама проверка сообщений о преступлении производится не процессуальными средствами, что свидетельствует о ее административно-правовом, а не уголовно-процессуальном характере.   Исключение составляет осмотр места происшествия, производство которого возможно до возбуждения уголовного дела.5
       На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования. Понятие признаков преступления не тождественно понятию состава преступления. Признаки преступления на момент возбуждения уголовного дела - это, чаще всего, данные об объекте преступления и объективной стороне деяния, дающие основания для вывода о деянии, которое в уголовном законе характеризуется как преступление. Состав преступления, т.е. все его элементы, устанавливается только в ходе предварительного расследования и в этом случае формулируется и предъявляется компетентным органом в качестве обвинения конкретного лица, и в конечном итоге уголовное дело передается в суд либо орган предварительного расследования фиксирует факт отсутствия состава преступления и прекращает уголовное преследование.
Акт возбуждения  уголовного дела является юридическим  фактом, вызывающим расследование и  разрешение дела по существу. Пока не вынесено и не согласовано с прокурором постановление о возбуждении  уголовного дела, запрещается осуществлять какие-либо меры принуждения и производить  следственные действия, за исключением  тех, которые перечислены в ч. 4 ст. 146 УПК.
      Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела. 

    Предварительное расследование представляет собой стадию уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела и предшествует стадии назначения судебного заседания. Суть ее состоит в урегулированной уголовно-процессуальным законом деятельности органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению их обоснованного привлечения в качестве обвиняемых, установлению всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок решения задач уголовного судопроизводства.
    Рассмотрение уголовного дела в суде по общему правилу невозможно без установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию на стадии предварительного расследования. В силу особенностей организации судебной власти суд не может активно и целенаправленно заниматься собиранием доказательств, изобличением лиц, совершивших преступление.   Необходимые предпосылки создаются в процессе производства предварительного расследования.
    Предварительное расследование играет важную роль в уголовном процессе. Именно на этой стадии происходят установление обстоятельств совершенных преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, определяются пределы последующего судебного разбирательства по уголовным делам.6
    В ходе досудебного производства необходимо всеми установленными законом средствами собрать и проверить доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда, обеспечить права потерпевшего от преступления и т.д. Совершение соответствующих процессуальных действий и принятие уполномоченными лицами решений по ходу производства расследования и его окончанию составляют содержание предварительного расследования.
    Предварительное следствие представляет собой деятельность органов дознания и следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств. На их основании устанавливаются имеющие для уголовного дела обстоятельства для полного и быстрого раскрытия преступления, изобличения и привлечения лица в качестве обвиняемого.
    На этой стадии осуществляется раскрытие преступлений, происходит изобличение виновных, пресекается их преступная деятельность, решаются другие задачи уголовного процесса. В процессе следствия происходит процессуальное доказывание, т.е. осуществляется регламентированная законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств.
    Предварительное следствие должно выполнять следующие задачи:
- быстро  и полно раскрывать преступления, изобличать виновных;
- всесторонне,  полно и объективно исследовать  обстоятельства уголовного дела;
- обнаруживать  и процессуально закреплять доказательства  для последующего их использования  в процессе судебного разбирательства;
- законно  и обоснованно привлекать лиц  в качестве обвиняемых при  недопущении привлечения к уголовной  ответственности невиновных;
- обеспечивать  участие обвиняемого в производстве  по уголовному делу и не  допускать дальнейшую преступную  деятельность с его стороны;7
- определять  размер ущерба, причиненного преступлением,  и принимать меры, обеспечивающие  его возмещение;
- выявлять  причины и условия, способствовавшие  совершению преступления, и принимать  меры по их устранению.
    Предварительное следствие как самостоятельная форма расследования представляет собой систему определенных действий, являющихся как бы внешней оболочкой деятельности следователя. Итак, в эту систему действий, этапов включаются действия следователя в целях:- принятия к своему производству уголовного дела;
- осуществления  следственных действий;
- привлечения  лица в качестве обвиняемого;
- предъявления  обвинения;
- продолжения  производства следственных действий  для окончательного установления  обстоятельств, существенных для  разрешения уголовного дела;
- окончания  предварительного следствия.
    Все эти действия должны привести к положительному результату, т.е. к изобличению виновного, привлечению его к ответственности.8
    Для ускорения процесса расследования законодатель предусмотрел определенные сроки следствия. Предварительное расследование производится в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок достаточен для следователя, в течение которого он должен осуществить все, что в его силах, для раскрытия преступления. Ввиду сложности некоторых уголовных дел и необходимости производства следственных действий предварительное следствие может быть продлено прокурором города или района до шести месяцев, а прокурором субъекта Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями - до 12 месяцев. В исключительных случаях срок предварительного следствия может быть продлен Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
    Течение сроков предварительного следствия начинается со времени возбуждения уголовного дела, т.е. со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о его передаче в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено. При возвращении следователю уголовного дела для производства дополнительного следствия срок такого следствия не должен превышать одного месяца. Аналогичный срок устанавливается и для уголовных дел, которые приостановлены или прекращены, однако в соответствии с основаниями, предусмотренными законом, по ним возобновляется производство, и возобновленное производство не должно превышать срока одного месяца.
    Для продления срока предварительного следствия следователь в течение 5 суток со дня истечения срока предварительного следствия должен представить прокурору постановление о продлении срока предварительного следствия.9
    Сущность предварительного расследования составляют действия следователя по обнаружению и процессуальному закреплению доказательств, при помощи которых устанавливается событие преступления во всех его подробностях. Путем проведения осмотра места происшествия, допросов потерпевших и свидетелей, производства очных ставок и других следственных действий следователь устанавливает лицо, совершившее преступление, и при наличии достаточных оснований привлекает его к уголовной ответственности. 

  
 
 
 
 
 
 
 

                                
 
 
 
 
 
 

                                 Стадии судебного производства
                             Подготовка к судебному заседанию 

    Правовое регулирование общего порядка подготовки к судебному заседанию имеет своей задачей осуществление всех необходимых подготовительных действий для проведения судебного разбирательства в условиях полного соблюдения требований уголовно-процессуального закона. В этой стадии рассматривается дело, поступившее в суд от прокурора с обвинительным заключением или обвинительным актом.
    При подготовке к судебному заседанию судья изучает поступившее в суд уголовное дело и единолично устанавливает наличие или отсутствие фактических данных и юридических оснований для решения вопроса о внесении дела в судебное заседание для его последующего судебного разбирательства. Изучение судьей письменных материалов дела имеет своей целью выяснение соблюдения законности проведения следственных действий при дознании и предварительном следствии и состояния подготовленности материалов дела к их рассмотрению в судебном заседании.
Выполнение  одной из функций стадии подготовки к рассмотрению дела в судебном заседании  как формы непосредственного  судебного контроля за соответствием  действий органов дознания и предварительного следствия требованиям закона заключается  в установлении соблюдения должностными лицами этих органов всех обязанностей по направлению дела в суд, обеспечения  процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, устранения препятствий  к рассмотрению дела в суде. Решению этих задач служит, в частности, выяснение судьей в отношении каждого из обвиняемых обстоятельств, названных в ст. 228 УПК РФ и касающихся подготовленности дела к его рассмотрению судом.
    В стадии подготовки к судебному заседанию прежде всего решаются основные вопросы дальнейшего движения уголовного дела: о направлении уголовного дела по подсудности; о назначении предварительного слушания; о назначении судебного заседания. Этот перечень носит исчерпывающий характер для определения круга полномочий судьи, реализуемых им в данной стадии судопроизводства.10
    Одним из первых решений, принимаемых судьей после изучения материалов дела, является возможность направления дела по подсудности. Закон не допускает споров о подсудности (ст. 36 УПК РФ). Решение о направлении судьей уголовного дела по подсудности предполагает установление в процессе подготовки к судебному заседанию правильности определения в досудебной стадии судопроизводства признаков конкретного уголовного дела и суда, правомочного его рассматривать. Изложенные в УПК РФ правила о подсудности (ст. 31-33) преследуют цель обеспечить быстрое, полное и объективное рассмотрение дела. Судья при разрешении вопросов подготовки к судебному заседанию должен оценить правильность действий органов уголовного преследования при направлении дела в суд.    Изменение территориальной подсудности дела должно соответствовать установленным законом основаниям (ст. 35 УПК).
     Установив, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, судья обязан вынести постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности (см. приложение к ст. 476 УПК 93). Исключением из этого правила является установление неподсудности дела после начала его рассмотрения. Установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, судья вправе в целях ускорения рассмотрения дела с согласия подсудимого оставить это дело в своем производстве. Однако при подсудности дела вышестоящему суду или военному суду оно безусловно подлежит направлению в надлежащий суд.11
     Согласно общему правилу решение по поступившему в суд уголовному делу должно быть принято не позднее 30 суток с момента его поступления. Однако в случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья обязан принять решение не позднее 14 суток с момента поступления этого уголовного дела в суд. В случае поступления в суд просьбы стороны о дополнительном ознакомлении с материалами находящегося в суде уголовного дела судья вправе предоставить ей такую возможность (ст. 227 УПК).
     Копии постановления судьи направляются обвиняемому, потерпевшему и прокурору в целях информирования их о движении дела.
Закон обязывает судью при подготовке к судебному заседанию выяснить по поступившему в суд уголовному делу в отношении каждого из обвиняемых следующие обстоятельства:
1) подсудно  ли уголовное дело данному  суду;
2) вручены  ли ему копии обвинительного  заключения или обвинительного  акта;
3) подлежит  ли отмене или изменению избранная  обвиняемому мера пресечения;
4) подлежат  ли удовлетворению заявленные  ходатайства и поданные жалобы;
5) приняты  ли меры, обеспечивающие возмещение  вреда, причиненного преступлением,  и возможную конфискацию имущества; 
6) имеются  ли основания для проведения  предварительного слушания.
Эти вопросы  взаимосвязаны и могут быть разделены  на две группы:
1) посвященные  выяснению соблюдения закона  органами уголовного преследования  в досудебных стадиях уголовного  судопроизводства;
2) связанные  с обеспечением прав участников  процесса и дальнейшим направлением  дела.
    Первым из них является установление правильности разрешения указанными органами вопроса о подсудности данного уголовного дела. Установление неподсудности дела данному суду влечет его направление в другой суд в определенном УПК РФ порядке (ст. 31-35).
    Уголовно-процессуальный закон определяет основания, при наличии которых может быть изменена территориальная подсудность уголовного дела. Это изменение может иметь место: по ходатайству стороны - в случае удовлетворения заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда; по ходатайству стороны или по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, в случаях, если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода, а также если не все участники уголовного судопроизводства по данному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела. Изменение территориальной подсудности уголовного дела допустимо лишь до начала судебного разбирательства, и поэтому вопрос о подсудности дела при Обнаружении указанных выше обстоятельств решается в стадии подготовки к судебному разбирательству12
     Необходимо учитывать также то обстоятельство, что закон не допускает споров о подсудности. Это означает, что любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой, в порядке, определенном ст. 34 и 35 УПК РФ, подлежит безусловному принятию к производству судом, которому оно передано.
     После положительного решения вопроса о подсудности судом выясняется выполнение предусмотренных законом процессуальных действий, обеспечивающих соблюдение права на защиту и беспрепятственное проведение судебного заседания (в частности, соблюдение установленной законом формы обвинительного заключения или обвинительного акта, их вручение обвиняемому и защитнику).
     Отдельную группу вопросов составляет решение об отмене или изменении избранной меры пресечения (п. 3 ст. 228 УПК РФ).
     В соответствии с процессуальным законом возбуждение ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, если к тому имеются установленные законом основания, является обязанностью прокурора на любых стадиях уголовного судопроизводства, что не исключает право суда в случае, если такой вопрос возникает на судебных стадиях, рассмотреть его по собственной инициативе.13
     Решая по собственной инициативе вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, суд не освобождается от обязанности выслушать мнения сторон, а стороны не могут быть лишены возможности привести свои доводы.
В судебной практике возник вопрос о конституционности  регулирования в УПК РФ порядка  и сроков применения в качестве меры пресечения заключения под стражей  на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд как одного из условий  для обеспечения в дальнейшем беспрепятственного рассмотрения дела.
    Как отметил Конституционный Суд РФ, требования Конституции РФ, международно-правовых актов и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ о судебном решении вопроса о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения, распространяемые на регулирование применения этой меры пресечения, должны иметь место независимо от того, на каком этапе уголовного судопроизводства суд принимает соответствующее решение.
    Судебные гарантии свободы и личной неприкосновенности не могут сокращаться или приостанавливаться и в период после окончания предварительного расследования и передачи уголовного дела в суд. Единые для всего уголовного судопроизводства нормативные основания применения в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст. 97, 99 и 108 УПК РФ) могут сохраняться в течение всего производства по уголовному делу, и переход от одной процессуальной стадии к другой не влечет автоматического прекращения примененной на предыдущих стадиях меры пресечения. Следовательно, при передаче прокурором уголовного дела в суд избранная в период предварительного расследования мера пресечения не прекращает свое действие и может продолжаться до истечения того срока, на который она была установлена соответствующим судебным решением. Судья же, получив к своему производству уголовное дело, в порядке реализации положений ст. 227 и 228 УПК при подготовке к судебному заседанию обязан проверить, истек или нет установленный ранее принятым судебным решением срок содержания под стражей, подтверждается ли наличие фактических обстоятельств, со ссылкой на которые было принято решение о заключении лица под стражу, и сохраняют ли эти обстоятельства свое значение как основания для продления срока содержания под стражей.14
    Судья решает также вопрос о частичном или полном удовлетворении заявленных ходатайств или жалоб. Об отказе или удовлетворении ходатайств судья выносит отдельное мотивированное постановление. Проверяется также принятие мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.
     Одним из основных вопросов, решаемых на этом этапе прохождения дела, является определение наличия оснований для проведения предварительного слушания.
     Включение в систему общего порядка подготовки к судебному заседанию института предварительного слушания и распространение его действия на все категории дел, рассматриваемых судом первой инстанции, представляет дополнительную гарантию обеспечения законности и соблюдения прав участников уголовного судопроизводства, форму реализации принципа состязательности при осуществлении правосудия на данном этапе производства по уголовному делу.
     Поводом для проведения предварительного слушания является ходатайство стороны или собственная инициатива судьи. Заявление ходатайства о проведении предварительного слушания ограничивается сроком в трое суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Установив, что по поступившему в суд уголовному делу необходимо провести предварительное слушание, судья принимает решение и проводит судебное заседание по установленным УПК РФ правилам (гл. 34).
    Закон предусматривает четыре основания для назначения предварительного слушания (ч. 2 ст. 229 УПК РФ). Первое - это наличие ходатайства об исключении доказательства. Такое ходатайство основывается, как правило, на утверждении о нарушении правил допустимости доказательств в стадии досудебного производства. УПК РФ прямо устанавливает недопустимость доказательств, полученных с нарушением установленной этим законом формы. Следующим основанием для проведения предварительного слушания является наличие основания для возвращения дела прокурору, когда обвинительный акт или обвинительное заключение составлены с нарушением уголовно-процессуального закона или эти документы не вручены обвиняемому. Третьим основанием для проведения предварительного слушания является необходимость приостановления или прекращения производства по делу. Основания для приостановления производства по делу связаны с отсутствием обвиняемого или его неспособностью участвовать в производстве по делу: когда обвиняемый скрылся и неизвестно место его пребывания; когда установлено медицинским заключением тяжелое заболевание обвиняемого; когда место пребывания обвиняемого известно, но отсутствует реальная возможность его участия в судебном разбирательстве (ст. 238 УПК).
    Основанием для прекращения уголовного дела закон признает: истечение сроков давности уголовного преследования; смерть обвиняемого; отсутствие заявления потерпевшего по делам, возбуждаемым по его заявлению; отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела и привлечение в качестве обвиняемого лиц, указанных в ст. 448 УПК РФ.
    Четвертое основание касается обязательного назначения предварительного слушания при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей. По содержанию обсуждаемых вопросов оно отличается от общего порядка регулирования этой формы организации подготовки к судебному заседанию (см. ст. 325 УПК). При назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания судьей решаются вопросы о месте и времени проведения судебного заседания, о единоличном или коллегиальном рассмотрении дела, о назначении защитника, вызове в судебное заседание участников судебного разбирательства, об открытом или закрытом судебном заседании, о мере пресечения (за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу).
    Таким образом, подготовка к судебному заседанию может сопровождаться проведением предварительного слушания, и назначение судебного заседания может иметь место без проведения предварительного слушания. Предварительное слушание протекает в форме судебного заседания и его ход как такового должен фиксироваться в протоколе, а результаты - отражаться в решениях судьи и оформляться в принимаемых им постановлениях.
При отсутствии оснований для принятия решений, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 227 (о направлении  уголовного дела по подсудности или  назначении предварительного слушания), судья выносит постановление  о назначении судебного заседания  без проведения предварительного слушания (см. приложение 92 к ст. 476 УПК).15
    Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала.
Назначение  судебного заседания завершает  его подготовку. После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайства: о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; о проведении предварительного слушания (ч. 5 ст. 231 УПК). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Судебное разбирательство 

    Стадия судебного разбирательства занимает центральное место среди других стадий уголовного процесса, поскольку именно в этой стадии осуществляются общие для уголовного судопроизводства цели и задачи.
Судебное  разбирательство предназначено  для рассмотрения и разрешения уголовного дела по существу. Рассматривая дело, суд  первой инстанции должен непосредственно  исследовать доказательства, установить фактические обстоятельства дела, выяснить права и обязанности сторон, охраняемые законом интересы заявителей. Разрешая дело, суд обязан вынести законное и обоснованное судебное решение, защищающее права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.