На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические вопросы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

    Понятие, определение финансового права, его предмет и метод………….……………….. 3
    Понятие финансово – правовой нормы, классификация по различным основаниям……. 13
    Финансовый контроль, виды финансового контроля……………………………………… 19
Литература……………………………………………………………………….… 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие, определение финансового права, его предмет и метод 

     Современное финансовое право как самостоятельная  отрасль права и соответствующая  сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового  регулирования, обновляются его  подотрасли и институты. В частности, после вступления в действие БК РФ и НК РФ правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими  новыми объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.
     Подобно любой правовой общности финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства  и местного самоуправления, носят  многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому  и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны  для жизнедеятельности всего  государства, поэтому должны всесторонне  изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация  этих норм, находя свое закрепление  в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном  и региональном уровнях, образует систему  финансового законодательства.
     Все отрасли права различаются между  собой прежде всего по предмету правового  регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие финансового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Предмет правового регулирования  образуют, как правило, отношения, характеризующиеся  следующими признаками: устойчивостью  и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью  фиксировать правоотношения субъектов; способностью к внешнему правовому  контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.
     Уяснение  содержания предмета финансового права  позволит выделить его среди других отраслей российского права и  определить ту центробежную силу, которая  обусловливает объединение финансовых отношений в самостоятельный  вид общественных отношений, объективно требующих финансово-правового регулирования.
     Специфика отношений, регулируемых нормами финансового  права, состоит в том, что они  складываются в особой сфере жизни  общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Финансовое право имеет определенные закономерности, которые влияют на возникновение, функционирование или  прекращение финансовых отношений.
     Некоторыми  подобными закономерностями, например, являются следующие характеристики финансовых отношений:
     - имущественный характер;
     - императивно-властный характер;
     - обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства;
     - изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности;
     - политическая компромиссность правового регулирования [3].
     Финансовое  право не является раз и навсегда сложившимся феноменом. Оно постоянно  развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям. В настоящее время  особую актуальность приобретает финансовый контроль, появились теоретические  и законодательные основания  говорить о финансово-правовой ответственности, возрастает значение процессуальной формы  осуществления финансовой деятельности и т. д. Отмеченные изменения, а также  присущая финансовому праву развитая и сложная совокупность объективных  закономерностей позволяют рассматривать  предмет финансового права как  совокупность однородных имущественных  и связанных с ними неимущественных  общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным  образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения  и использования государственных  фондов денежных средств, осуществления  финансового контроля и привлечения  к ответственности за совершение финансового правонарушения.
     Можно выделить основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет финансово-правового  регулирования. Эти отношения:
     - имеют имущественный характер либо связаны или обусловлены имущественным характером;
     - направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
     - их обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.
     Наиболее  полное представление о структуре  предмета финансового права дает его классификация по различным  основаниям.
     Во-первых, в зависимости от функций финансовой деятельности предмет финансового  права образует отношения, складывающиеся в ходе: аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды; распределения государственных или муниципальных денежных средств; использования государственных или муниципальных ресурсов; осуществления финансового контроля; эмиссии денежных знаков.
     Во-вторых, в зависимости от институциональной  принадлежности выделяются отношения: бюджетные; возникающие в процессе деятельности государственных или  муниципальных внебюджетных фондов; в связи с образованием государственных  или муниципальных доходов; в  связи с осуществлением государственных  или муниципальных расходов; складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений; налоговые; кредитные; страховые; связанные  с денежным обращением и расчетами; возникающие в процессе валютного  регулирования.
     В-третьих, по экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения  по бюджетному регулированию, распределению  прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д. Нефинансовыми  являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат  в основе финансовых отношений и  направлены на их создание, изменение  или прекращение. В качестве примера  таких отношений можно привести установление налогов, утверждение  сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных  организаций и т. д. Иными словами, подобные отношения можно назвать  неимущественными, но связанными с  имущественными отношениями финансовой деятельности.
     В-четвертых, по субъектному составу различают  финансовые отношения, складывающиеся между: Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями  в лице компетентных органов государственной  власти или органов местного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства; финансовыми  и налоговыми органами, с одной  стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обязательств перед  государством или муниципальным  образованием, а также относительно распределения между ними доходов  и расходов; государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в сфере  их финансовой деятельности, а также  между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами и юридическими или физическими лицами в связи  с образованием и распределением кредитных ресурсов, централизованных страховых взносов и внесением  платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды; государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой стороны, относительно собственных средств предприятий, учреждений, организаций и их распределением между отраслями народного хозяйства.
     Проведенная классификация общественных отношений  позволяет сделать вывод, что  в предмет финансового права  входят не все денежные отношения, а  только определенная их часть, опосредующая процессы образования, распределения  и использования государственных  и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах. Параллельно с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования  иных отраслей права. Так, денежные расчеты  по договору купли-продажи между  гражданами относятся к сфере  гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов  — к сфере административного  права, выплата пенсий — к сфере  права социального обеспечения  и т. д. Таким образом, не все денежные отношения охватываются финансово-правовым регулированием.
     В предмет финансового права входят имущественные и связанные с  ними неимущественные отношения  в сфере публичной государственной  или муниципальной финансовой деятельности, урегулированные нормами права, как правило, с помощью метода властных предписаний.
     Вторым  критерием для определения сущности финансового права в системе  российского права служит метод  правового регулирования. Специфика  общественных отношений, в совокупности образующих предмет финансового  права, обусловила и особенности  способов государственного воздействия  на эту область государственной  деятельности.
     Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в развитии современной науки, обычно определяется как научная абстракция, фиксирующая совокупность приемов  или операций практического или  теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
     Методы  осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом  финансового права, поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере  внутригосударственных взаимоотношений.
     Метод финансово-правового регулирования  — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков  финансового права, в которых  концентрированно выражаются соответствующие  его содержанию и местоположению в системе российского права  средства и способы регулирования  финансовых отношений.
     Вопрос  о методе финансового права весьма актуален: от его решения зависит  практическое осуществление государством (муниципальными образованиями) права  собственности на централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
     При этом необходимо иметь в виду, что  при регулировании финансовых отношений  один и тот же правовой прием применяется  в различных подотраслях и  институтах финансового права. Несмотря на это, структура отраслевого метода властных предписаний остается неизменной, а отдельные правовые приемы могут  переходить от одного правового метода к другому, не разрушая их структуры. Таким образом, задачей методологии  финансового права является выявление  сущности, пределов и особенностей «преломления» методов относительно регулирования финансово-правовых институтов.
     Понятие метода финансового права ни в  коей мере не следует связывать только с какой-то одной юридической  особенностью: это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия  данной отрасли права на отношения  финансовой сферы.
     Методология финансового права обусловлена  регулируемыми имущественными и  связанными с ними неимущественными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децентрализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий и т. д.
     Держателем  и распорядителем фондов денежных средств  как публичной собственности  соответствующего уровня является государство  или муниципальное образование, вступающее в финансовые правоотношения в лице своих компетентных органов. Эти органы выступают в финансово-правовом обороте либо в виде органов —  носителей государственного суверенитета, либо в качестве органов — юридических  лиц или бюджетных учреждений. Поэтому и методы финансово-правового  воздействия на других участников финансовых правоотношений различны: в первом случае проявляется императивность, во втором — относительная диспозитивность.
     Среди общих методов, применяемых в  финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод. Императивный метод  воздействия на финансовые отношения  представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в отдельных подотраслях или институтах он может иметь особенности.
     Императивный (властный) характер финансовой деятельности государства присущ ей в силу того, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. В процессе финансовой деятельности периодически возобновляются, повторяются и моделируются фактические ситуации, осуществляются реализация правового статуса субъектов финансового права, регулирование, охрана, устойчивость и изменение общественных отношений финансовой сферы. Волевой характер финансовой деятельности детерминирован и тем, что в процессе ее выполнения происходят осмысление, познание и оценка реальной действительности, принятие самых разнообразных рациональных решений. Субъекты финансового права осознают юридический смысл своей компетенции, полномочий, поставленных перед ними целей и задач, необходимость соблюдения финансовой дисциплины, применяют адекватные методы финансово-правового регулирования, познают меру позитивной и ретроспективной ответственности за свои действия.
     Особенностью  проявления метода властных предписаний  в финансовом праве следует считать  расширение его внешнего закрепления  обязывающими нормами.
     Для метода императивного регулирования  характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений, их значимостью  для нормального функционирования всего государства в целом. Действительно, содержание значительной части норм финансового права составляют властеотношения. В предопределяемых финансовым правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов финансового  права единой управляющей воле, выразителем  которой могут выступать российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования либо уполномоченные органы, представляющие государство или муниципальное  образование и юридически наделенные властными полномочиями. Именно выражение  финансовых интересов государства  в целях реализации публичных  интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов  финансового права.
     Таким образом, императивный метод правового  регулирования представляет собой  не просто специфический способ воздействия  на общественные отношения, связанные  с государственным (муниципальным) правом собственности на централизованные и децентрализованные денежные фонды, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в  сфере имущественного регулирования.
     Преобладание  в финансовом праве императивных методов правового воздействия  не исключает возможность управляемой  стороны влиять на принятие решения  управляющей стороной.
     Развитие  рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает  применение согласительных процедур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов регулирования финансовых отношений и т. п.
     Развитие  Российской Федерации в новых  экономических и государственно-политических условиях обусловило расширение применения диспозитивного метода правового воздействия  на финансовые отношения. Диспозитивный  метод более присущ
     гражданскому  праву, поэтому его «проникновение»  в сферу финансового права  свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени  сочетания частных и публичных  интересов. Безусловно, в силу специфики  финансового права названный  метод не является аналогом способа  правового регулирования гражданских  отношений. Относительно публичной  финансовой сферы диспозитивность  следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового  права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения  в рамках финансового законодательства.
     Например, БК РФ в определенных случаях предусматривает  возможность возникновения бюджетно-правовых отношений, построенных на принципе юридического равенства сторон, а  также свободу вступления в бюджетно-правовые отношения.
     Складываются  именно такого рода горизонтальные межбюджетные отношения, основанные на равенстве  бюджетных прав субъектов РФ, равенстве  бюджетных прав муниципальных образований.
     Диспозитивные начала проявляются и в межбюджетных отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует  о признании последних равноправными  участниками бюджетных отношений. Так, нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг  и нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности устанавливаются Правительством РФ по согласованию с субъектами РФ (ст. 132 БК РФ). В равной степени субъекты РФ и муниципальные образования  не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства  не были гарантированы ими, а также  по долговым обязательствам Российской Федерации (п. 2 ст. 102 БК РФ).
     Свидетельством  допустимости диспозитивности в  публичных отношениях могут служить  нормы БК РФ, допускающие возникновение  публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских  правоотношений. Так, установлена возможность  распределения бюджетных денежных средств не только ранее известными методами финансирования и кредитования, но и посредством государственного (муниципального) заказа и государственных (муниципальных) закупок, представляющих собой договор, заключенный органами государственной власти или органами местного самоуправления, бюджетным  учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 72 БК РФ).
     На  основании договора, заключенного в  соответствии с гражданским законодательством  РФ, предоставляются бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим  лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (п. 1 ст. 80 БК РФ).
     Гражданско-правовые отношения в сфере страхования  также могут вызывать к жизни  публичные финансовые отношения. Так, в соответствии с Федеральным  законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств» государство выплачивает  инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования.
     Компенсация предоставляется за счет средств  федерального бюджета в размере 50% суммы страхового взноса. В рассмотренном  примере гражданско-правовая сделка по страхованию выступает юридическим  фактом, порождающим бюджетные правоотношения.
     Проявление  относительной диспозитивности  наблюдается и в регулировании  БК РФ отношений в сфере государственных  и муниципальных кредитных отношений. Например, ст. 98—100 данного Кодекса  устанавливают в качестве форм существования  долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований кредитные соглашения и договоры; на основе соглашения между  кредитором и должником осуществляется реструктуризация государственного или  муниципального долга (ст. 105 БК РФ); на основе специальных соглашений осуществляется выполнение Центральным банком РФ или  другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов  в виде процентов (ст. 119 БК РФ).
     На  договорной основе могут привлекаться кредитные организации для осуществления  операций по предоставлению средств  бюджета на возвратной основе (п. 1 ст. 156 БК РФ). Внешнее юридическое выражение  метод диспозитивности находит  и в установлении государством рекомендательных финансово-правовых норм. В современных  условиях способ рекомендаций приобретает  новую актуальность и наиболее ярко показывает обусловленность финансовой деятельности федеративным устройством  государства. Так, ежегодные законы о федеральном бюджете содержат определенные указания субъектам РФ, выполнять которые не обязательно, но в целях реализации единой финансовой политики — желательно. Например, в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2008 г. № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано принять нормативные правовые акты в целях реализации этого постановления.
     В финансовом праве метод диспозитивности  носит условный характер и его  действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь  приоритетом публичных интересов. Согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством. Во многих случаях применение метода согласования, выбора правил поведения  предшествует принятию нормативного правового  акта или заключению договора (соглашения), нормы которых становятся обязательными  для субъектов финансового права. Последующее регулирование согласованных  форм финансовой деятельности осуществляется императивным методом.
     Правовое  воздействие на финансовые отношения  не должно являться исключительно субъективным подходом законодателя, поскольку несоответствие метода правового регулирования  предмету правового регулирования  приводит к невозможности реализации норм финансового права на практике. В результате правового регулирования  финансовых отношений неадекватными  способами нормы финансового  права либо бездействуют, либо вызывают негативную реакцию общества.
     С помощью методов финансового  права осуществляется реформирование взаимоотношений субъектов финансового  права на основе совокупности или  системы целенаправленных средств  для дальнейшего развития финансовой деятельности в соответствии с государственным  устройством и публичными потребностями  общества.
     Названные характерные черты методов правового  воздействия в сочетании с  финансово-правовым механизмом являются основными элементами юридического режима правового регулирования  финансовых отношений, при наличии  которых финансовое право является самостоятельным правовым образованием в системе российского права.
     Таким образом, наличие самостоятельного предмета и соответствующих методов  воздействия позволяет утверждать, что финансовое право представляет собой самостоятельную публично-правовую отрасль российского права, которая  регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства или местного самоуправления. Посредством этой отрасли права  государство воздействует на систему  специфических однородных общественных отношений, возникающих относительно аккумулирования, распределения и  использования государственных (муниципальных) денежных фондов, осуществления финансового  контроля, денежной эмиссии и привлечения к ответственности за совершение финансовых правонарушений.
     Следовательно, финансовое право — это отрасль  российского права, представляющая собой совокупность юридических  норм, регулирующих имущественные и  связанные с ними неимущественные  отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и  использования централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств  государства или муниципальных  образований в целях осуществления  публичных функций.
     С помощью финансового права государство  реализует свою экономическую функцию. Объективная необходимость регулирования  финансовых отношений существует в  любом обществе, поскольку таким  образом государство на основе специфических  императивных средств получает возможность  влияния на формирование имущественных  отношений путем прямого или  косвенного вмешательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Понятие финансово – правовой нормы, классификация по различным основаниям 

     Финансовое  право, как отрасль права имеет  свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.
     Финансово-правовая норма – это установленное  государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований [5].
     Финансовые  нормы содержат как признаки, общие  для любых правовых норм, так и специфические, характерные только для норм финансового права. К общим признакам финансовой нормы относятся:
     - норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается      принудительной силой государства;
     - норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем          участникам регулируемых ею общественных отношений;
     - норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и          предоставляет им субъективные права;
     - она всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте – законе, указе, постановлении,     приказе,    инструкции,     принятом     компетентным          государственным органом или органом местного самоуправления.
     Специфические признаки финансово-правовой нормы  обусловлены в конечном счете особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.