На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Как создавался Советский Союз

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Минобрнауки России.Государственное  общеобразовательное  учреждение высшего  профессионального  образование «Вятский  государственный  гуманитарный университет».Факультет  управления.
 
Реферат.
«Как создавался Советский Союз».
 
 
 
 
 
 
 
Киров, 2010
 
 


Содержание. 

    Введение............................................................................................................................3
    Предпосылки образования СССР....................................................................................4
    Проекты объединения советских республик..................................................................6
    Принятие Декларации и Договора об образовании СССР........................................... 8
    Разработка и принятие Конституции СССР.................................................................. 9
    Заключение.......................................................................................................................15
    Приложение
  7.1 Государственная символика СССР..........................................................................16
  7.2 . Изменение численности населения республик СССР..........................................19
    Список использованной литературы............................................................................ 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
    После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и  самостоятельных национальных республик.
    Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения  союза наций имелись необходимые  условия: народы в тесном единстве совершили  революцию, у них была одна цель –  социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – 
РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.

    Отстаивая завоевания революции, в том числе  свою национальную независимость, РСФСР  и другие советские республики ещё  в годы гражданской войны заключили  между собой ряд двусторонних договоров, создав таким образом  тесный военно-политический союз. Связи  между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в  ноябре 1920 года, произошло объединение  ряда государственных органов РСФСР  и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены  также Украиной, 
Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально- государственном строительстве.

    Одну  из альтернативных форм объединения  республик дал опыт Закавказья. 
Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской 
ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании 
Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. 
Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией 
Союзный совет.

    В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов  преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую  Республику 
(ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской, 
Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

    Таким образом, к началу двадцатых годов  выявились три основные формы  социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая выражалась в двусторонних договорах  РСФСР с другими самостоятельными советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с 
РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР.
 

 


Предпосылки образования СССР
     На  территории, где к 1922 г. была установлена  власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень  пестрым. Здесь проживало 185 наций  и народностей (по переписи населения 1926 г.). Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления  других этносов. Для объединения  этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные  предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского  руководства. Это одновременно был  процесс объединения, поддерживаемый "снизу".
     С момента вхождения различных  народов в Россию и присоединения  к ней новых территорий, что  бы ни говорили сегодня представители  национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание  населения, складывалась единая хозяйственная  система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась  общая транспортная сеть, почтово-телеграфная  служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы  и препятствующие объединению: русификаторская  политика старого режима, ограничение  и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных  и центробежных тенденций, которые  сегодня с новой силой борются  на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного "проживания" различных народов, наличием компактно  заселенной территории, численностью наций, прочностью "сцепления" их связей, наличием или отсутствием  в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т. д. В то же время вряд ли можно провести аналогию между  Россией и существовавшими в  прошлом колониальными империями  и называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов".
     Отличия, характерные для России, бросаются  в глаза — это целостность  территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку — необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.1
     В ходе революции и гражданской  войны бывшая единая Российская империя  распалась. Польша, Финляндия и Прибалтика обрели независимость как буржуазные государства, Бессарабию оккупировала Румыния. На остальной территории бывшего  российского государства к 1921 г. установилась Советская власть. Украина  и Белоруссия являлись формально  самостоятельными республиками, связанными с РСФСР союзными договорами. Такие  же соглашения были подписаны в 1920–1921 гг. с государствами Закавказья.
     Самостоятельность советских республик была неполной. Власть в них принадлежала единой коммунистической партии, руководимой  ЦК РКП(б). Существовали единая для всех республик армия, общие профсоюзы. Советские республики не имели настоящих  государственных границ, собственной  валюты (в Закавказье дензнаки РСФСР  имели хождение наряду с местными). Важнейшие предприятия, железнодорожный транспорт непосредственно подчинялись московским хозяйственным органам. Республиканские бюджеты утверждались правительством РСФСР.
     На  международной арене советские  республики выступали как единое государство. Об этом свидетельствует  заключение в 1921 г. договора между РСФСР  и Турцией о границе между  этой страной и республиками Закавказья, представление российской делегацией интересов других республик на Генуэзской конференции 1922 г.
     Формально существовал хозяйственный и  военно-дипломатический союз республик, фактически уже шло складывание  единого государства.
     Воссоединение республик имело не только политические и идеологические, но и глубокие исторические и экономические предпосылки. В течение длительного периода  они составляли единое государство  с определенной системой хозяйственных  связей и единой дорожной сетью. Во всех республиках, хотя и в разной мере, имелось русское население. Русская культура оказывала большое  влияние на культурную жизнь национальных окраин. Поэтому, как и в конце  ХХ в., распад страны воспринимался  значительной частью ее жителей как  нечто искусственное и преходящее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проекты объединения советских  республик.
     Весной  и летом 1922 г. партийные организации  Украины, Белоруссии и 
Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в 
ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК 
РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

     В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который  предусматривал вхождение советских  республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими  органами государственной власти и  управления оставались ВЦИК, СНК и  СТО РСФСР.
     Сталинский  план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под  коммунистическим флагом шел к изоляционизму  и сепаратизму и теми, кто стремился  добиться единства республик под  эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции  централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую  помимо И. В. Сталина отстаивали 
В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

     Проект  был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и 
Закавказским крайкомом РКП(б).

     ЦК  КП Грузии выступил против, заявив, что  объединение в форме автономизации  преждевременно, объединение хозяйственной  и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов  независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских  республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и  частично - хозяйственной деятельности.
     В целом, не возражая против резолюции, Центральное  бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений  между независимыми союзными республиками.
     ЦК  КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.
     Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание  комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и  независимых республик". Уже в  первый день за проект И. В. Сталина  проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося  представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы  – центр пошел на некоторые  уступки. Республикам разрешили  иметь своих представителей в  Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства  наркоматов иностранных дел и  внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был  переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму  ЦК.
     Однако  В. И. Ленин, который был болен  и не мог принимать участие  в работе комиссии. Ленин оставался в стороне от дискуссии, но, едва узнав о решении комиссии, выступил против него. В нем он увидел плохо замаскированное выражение старого «великорусского шовинизма», которому решил дать «бой не на жизнь, а на смерть». 2
     26 сентября 1922 г. Ленин направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии"[1]. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.
     6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил  позицию В. И. Ленина и принял  на ее основе новую резолюцию.
     18 декабря 1922 года Пленум ЦК принял  проект Союзного договора.
     В течение декабря 1922 года съезды Советов  Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли  постановления об образовании СССР и избрали делегации на I 
Всесоюзный съезд Советов.

     Х Всероссийский съезд Советов  собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с  решающим и совещательным голосами.
     С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты  съездами других республик: добровольность и равноправие республик с  сохранением за каждой из них права  свободного выхода из Союза.
     27 декабря 1922 года Х Всероссийский  съезд Советов принял предложенное 
Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое, овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого знамени в руках товарища Ленина".

     На  этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов. 
 

     Принятие  Декларации и Договора об образовании СССР.
     Еще в годы гражданской войны принимаются  акты «сближающие» независимые республики. В 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии  представителей советских республик  издал декрет "Об объединении  Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая  независимость и право республик  на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось  создать единую военную организацию  республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась. 

     Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская  ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР  и две народные советские республики: Бухарская и Хорезмская продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и  политические связи.
     18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял  проект Союзного договора. Утвердить  его должен был Союзный съезд  Советов, открытие которого назначили  на 30 декабря. Проекты были подписаны. 

     Однако  многие проблемы решены не были. Это  касается, прежде всего, национального  размежевания в Закавказье и Средней  Азии. И их решение было возложено  на Конституцию. На протяжении первого  полугодия 1923 г. шла работа по выработке  Конституции СССР. Она велась под  руководством ЦК РКП (б) и ЦК КП союзных  республик. Активное участие в работе конституционной комиссии приняли  представители всех союзных республик. Было принято решение о создании в составе ЦИК двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
     29 декабря 1922 года в Москве собралась  конференция представителей полномочных  делегаций Российской Федерации,  Украины, Белоруссии и 
Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и 
Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда 
Советов.

     30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный  съезд Советов. В работе съезда  приняли участие более двух  тысяч делегатов.
     Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович 
Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.

     Декларация  об образовании СССР и Договор  об образовании СССР стали основой  Конституции СССР 1924 г.3 
 
 
 
 
 
 
 

     Разработка  и принятие Конституции  СССР.
    В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал  шесть комиссий для подготовки важнейших  частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных  республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам  Закавказья права непосредственного  вхождения в СССР и т.д. 

    Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела  в действие Конституцию. Окончательное  утверждение должно было произойти  на II съезде Советов в январе 1924 г. Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских  съездах. При этом сохранялось преимущество для рабочих: от городских советов  и т. п. 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов 1 от 125 тыс. Сохранилось ограничение политических прав, установленное Конституцией 1918 г. В 1922 - 1925 гг. к выборам не допускалось  от 2 до 9% населения старше 18 лет. 

    31 января 1924 г. II съезд Советов СССР  утвердил Конституцию. 

    Анализ  частей основного закона показывает, что главный смысл Конституции  СССР 1924 г. - конституционное закрепление  образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании СССР. 

    В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении  республик в Союз ССР. За каждой союзной  республикой оставлялось право  свободного выхода из СССР. Декларация, как бы обозначала достижения молодой  советской власти. 

    Вторая  составная часть конституции - договор  об образовании СССР включил в  себя следующие главы: 

    Глава 1. О предметах ведения верховных  органов власти Союза Советских  Социалистических Республик
    Глава 2. О суверенных правах союзных республик  и о союзном гражданстве
    Глава 3. О съезде Советов Союза Советских  Социалистических Республик
    Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик
    Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного  Комитета Союза Советских Социалистических Республик
    Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза  Советских Социалистических Республик
    Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских  Социалистических Республик
    Глава 8. О народных комиссариатах Союза  Советских Социалистических Республик
    Глава 9. Об Объединенном Государственном  Политическом Управлении
    Глава 10. О союзных республиках
    Глава 11. О гербе, флаге и столице  Союза Советских Социалистических Республик. 

    В Договоре закреплялось объединение  республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: 

    а) представительство Союза в международных  сношениях, ведение всех дипломатических  сношений, заключение политических и  иных договоров с другими государствами;
    б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
    в) заключение договоров о приеме в  состав Союза новых республик;
    г) объявление войны и заключение мира;
    д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних  и внутренних займов союзных республик;
    е) ратификация международных договоров;
    ж) руководство внешней торговлей  и установление системы внутренней торговли;
    з) установление основ и общего плана  всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
    и) руководство транспортным и почтово-телеграфным  делом;
    к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;
    л) утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и  надбавок к ним, поступающих на образование  бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных  республик;
    м) установление единой денежной и кредитной  системы;
    н) установление общих начал землеустройства  и землепользования, а равно пользования  недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;
    о) общесоюзное законодательство о  межреспубликанских переселениях и  установление переселенческого фонда;
    п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
    р) установление основных законов о  труде;
    с) установление общих начал в области  народного просвещения;
    т) установление общих мер в области  охраны народного здравия;
    у) установление системы мер и весов;
    ф) организация общесоюзной статистики;
    х) основное законодательство в области  союзного гражданства в отношении  прав иностранцев;
    ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
    ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию  постановлений съездов Советов  и центральных исполнительных комитетов  союзных республик;
    ш) разрешение спорных вопросов, возникающих  между союзными республиками. 

    Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для  граждан союзных республик единое союзное гражданство. 

    Верховным органом власти СССР, в соответствии со ст.8 Конституции являлся съезд  Советов СССР. Утверждение и изменение  основных начал Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
    Съезд Советов ССР избирался от городских  Советов из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов  Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей. 

    В соответствии со ст. 11 Конституции, очередные  съезды Советов Союза Советских  Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом  Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или же по требованию двух союзных республик. 

    В период между съездами высшим органом  власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. 

    Союзный Совет избирался съездом Советов  СССР из представителей союзных республик  пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет  Национальностей образовывался  из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов  СССР. Конституция не устанавливала  количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей  состоял из 100 человек. Союзный Совет  и Совет Национальностей для  руководства своей работой избирали Президиум. 

    В соответствии со ст. 16 Конституции, Союзный  Совет и Совет Национальностей  рассматривали все декреты, кодексы  и постановления, поступающие к  ним от Президиума Центрального Исполнительного  Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, отдельных народных комиссариатов  Союза, центральных исполнительных комитетов союзных республик, а  также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей. 

    Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских  Социалистических Республик имел право  приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, а также съездов Советов  и центральных исполнительных комитетов  союзных республик и Других органов  власти на территории Союза Советских  Социалистических Республик.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.