На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Определение макрорегиона,экономического района их основные признаки и районообразующие факторы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

   Процесс районообразования формируется под воздействием
системы факторов производственного, ресурсного, социального  и
политического характера.
   Производственные отношения прежде всего оказывают опре-
деляющее воздействие на уровень, форму организации произво-
дительных сил района и на специализацию его хозяйства.
   Территориальное разделение труда — один из важнейших эле-
ментов районообразования. Оно предполагает две стороны про-
цесса — специализацию хозяйства и степень развития экономи-
ческих связей между специализирующимися территориями.
   Размещение трудовых ресурсов наряду с природными услови-
ями и природными ресурсами определяет направление хозяй-
ственной специализации конкретной территории и уровень раз-
вития производительных сил.
   На процесс районообразования влияют как национальный фак-
тор, социально-политические условия, характерные для конкретно-
го этапа развития страны, так и транспортная освоенность  террито-
рии, геополитическое положение страны и ее отдельных частей.
   Анализ районообразующих факторов на длительном времен-
ном этапе развития общества показывает, что их значение изме-
няется в зависимости от исторической эпохи, в которой они дей-
ствуют. На формирование экономических районов существенное
влияние оказывает  овеществленный человеческий труд. При рай-
онообразовании приходится иметь дело с постоянно имеющимся
объектом —  производительными силами. Следовательно, процесс
районообразования динамичен по своей сути при сохранении ос-
новных подходов к его проведению.
   Экономическое районирование в практическом преломлении
необходимо в  целях выделения достаточно устойчивых для конк-
ретного этапа развития социально-экономических территориаль-
ных образований (единиц), применительно к которым реализуется
региональная  политика государства.
   Исходное значение имеют изучение и планирование основных
социально-экономических  показателей по макрорегионам страны. 
 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 

1.Макрорегионы 

   Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с
характерными  природными и экономическими условиями  разви-
тия производительных сил, зависящими от сочетания и концент-
рации природных  ресурсов, исторических факторов хозяйствен-
ного становления и регионального распределения населения.
   В настоящее время для макроэкономических исследований выде-
ляются два макрорегиона — Западная и Восточная зоны страны.              Природные и демографические ресурсы их развития столь различны, что подходы к формированию этих зон принципиально не совпадают. На территории Западной зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических.
   Основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной
зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении
страны сырьем, топливом и конструкционными материалами.
Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым  конден-
сатом, 92% газа, 62% продукции цветной металлургии и т.д. По-
давляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Западной зоне
страны и экспортируется.
   Границы макрорайонов принимаются несколько условно, по-
скольку в пределах каждого из них имеются районы, природно-
климатические и хозяйственные характеристики которых значи-
тельно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегио-
ну в целом.
   Так, арктические районы как Западной, так и Восточной зон рез-
ко выделяются по природно-климатическим и ресурсным предпосылкам, по достигнутым уровням социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагают ряд экономгеографов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны.
   В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав
Восточной зоны страны, переведены в состав Западной зоны в силу
большей схожести по уровням развития и обеспеченности ресурсами.  

2.Экономический  район 

   Понятие экономический район является основным элементом территориальной структуры народно-хозяйственного комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, получившую развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок. Обязательный признак экономического района — относительно законченная система воспроизводственного процесса. Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район — это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда. В экономической литературе имеется множество определений экономического района. Однако, различаясь теми или иными оттенками, в основном терминологического и понятийного характера, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития. 

3. Главные районообразующие  факторы 

 Каждый экономический район России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют его экономический профиль. Экономический район представляет собой хозяйственный комплекс, целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации . Принципиальным моментом определения экономического района является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную
территориальную единицу предплановых и прогнозных исследо-
ваний. Наряду с экономическим районированием территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или группе факторов, влияющих на региональное разделение труда. В частности, это можно отнести к энергоэкономическому и демографическому районированию и т.п. Основу энергоэкономического районирования составляет деление страны по степени обеспеченности территории собственными энергоресурсами, экономике их использования, их дефицитности или избыточности и т.п. Однако эта принципиально важная экономическая категория входит составной частью в экономическое райони-
рование, как и все другие частные территориальные деления поотдельным факторам и условиям развития.
   Выделение экономического района в системе народного хозяй-
ства страны осуществляется на основе формирующегося районно-
го хозяйственного комплекса в рамках принятого  на конкретном
этапе развития экономики административного деления. Знак ра-
венства между понятиями экономический район и районный
хозяйственный комплекс ставить нельзя.
   Районный хозяйственный комплекс —система хозяйства и
социальных процессов, объективно формирующихся в пределах
определенной  территории. Экономический район  —понятие более
широкое, так как он может включать в свой состав хозяйствен-
ные комплексы ряда территорий, характеризующихся или одно-
типными направлениями развития и специализации, или подчи-
ненных друг другу в решении конкретных социально-экономичес-
ких задач развития территории нескольких административных
образований. Экономический район выделяется на базе группировки хозяйственных комплексов ряда административных образований в целях обеспечения управления экономическими процессами, создания банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой методологии.
  Первое практическое отражение экономическое районирова-
ние нашло в плане ГОЭЛРО (1920). В нем было выделено 8 круп-
ных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 экономический район. В основу районирования был положен экономический принцип. В виде района выделялась своеобразная, по возможности экономически оформленная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, национальных навыков населения с его подготовкой для дальнейшей производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства.
   Таким образом, основные контуры районов определяются при-
родными условиями, степенью вовлеченности их в использование,
специализацией  в системе разделения труда, трудовыми ресурса-
ми (их плотностью, квалификацией, национальным составом,
концентрацией в городах и на селе), транспортной освоенностью,
степенью развития социальной и производственной инфраструк-
туры.
   Сетка экономических районов в СССР неоднократно пере-
сматривалась, изменялось их количество и уточнялся состав круп-
ных районов. Первый пятилетний план (1929—1932) был составлен по 24 районам, второй —по 32 районам и зоне Севера, третий (1938—942) — по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных эконом районов, в том числе 10 крупных районов РСФСР — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Северо-Западного района выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район. Рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда (лишь модифи-цируют его).
Поэтому сохраняют  свое значение известные в плановой экономике районообразующие принципы экономического районирования. Важнейший из них —обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплексности хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов. Наряду с этим усиливается роль социального, экологического и организационного факторов. Нельзя недооценивать (как и переоценивать) значение такого принципа районообразования в рыночной экономике, широко используемого на Западе, как учет диверсификации хозяйства. Однако по своей значимости он уступает влиянию традиционной территориальной комплексности.
   Вместе с тем можно утверждать, что существующая сетка эко-
номических районов требует определенной корректировки в со-
ответствии с государственными задачами и научными прин-
ципами районирования. К ее основным недостаткам относятся:
практически универсальное  использование для решения разноха-
рактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); раз-
номасштабность отдельных районов, сильно различающихся эко-
номическим потенциалом (по населению Центральный район в
5 раз превосходит  Северный, при этом его территория  более чем
в 3 раза меньше); недостаточно полное и последовательное отра-
жение принципа территориальной специализации; чрезмерная
дифференциация  принципа территориальной специализации;
чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок
на ресурсы  многоцелевого назначения (например, оценки топли-
ва внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются бо-
лее чем вдвое). Резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ.
Территориально-организационная  структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая  надлежащую уп-
равляемость общественного развития. Реализации указанной задачи будет способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления. Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления — планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах. Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами.
Особая проблема административного районирования  — наци-
онально-территориальная структура. Несмотря на внешне много-
национальный  состав населения России, преувеличивать значение
этого обстоятельства нельзя, хотя бы потому, что коренное насе-
ление (русские) составляет у нас 4/5 всех жителей. По междуна-
родным стандартам, Россия относится не к многонациональному,
а мононациональному  типу государств, хотя и с весьма пестрой
этнической структурой. По целому ряду причин заложенный
75 лет назад  национальный принцип административно-террито-
риального деления изжил себя и действует только в силу истори-
ческих традиций. Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государства. Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (а следовательно, народа) по сравнению с другими, а мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивы-
ми. Нигде, кроме  России, нет многочисленных государственно-национальных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами —не только экономическими, но и политическими (двусторонние договоры с Центром).
   В последние годы прослеживается реализация идеи усиления
межрегиональной интеграции смежных областей, краев, респуб-
лик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия  фе-
дерального Центра регионам не под силу создать объединяющие
территориально-организационные  структуры. Попытки стихийной организационно-хозяйственной консолидации областей проявлялись и раньше. Так, в свое время о создании экономического союза в границах бывшего Приокского совнархоза договорились 6 областей —Брянская, Калужская, Липецкая, Орловская, Рязанская и Тульская. В какой то мере эта идея реализуется сейчас в образовании 8 межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия —Центральная Россия, Черноземье, Большая Волга, Сибирское соглашение, а также созданные на Северо-Западе, в республиках, краях и областях Северного Кавказа, в Уральском регионе и на Дальнем Востоке. Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 № 918 определены
их основные задачи и делегированы некоторые  права федеральных
органов (формировать  территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природными ресурсами и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования.
   Некоторые ученые и специалисты предполагают ликвидиро-
вать недостатки сложившейся территориально-организационной
структуры посредством  предоставления всем субъектам Федера-
ции равных не только экономических, но и политических прав или
перехода к  однозначному территориальному делению  на сложив-
шейся областной  основе. Помимо того что рекомендуемая  схема
кардинально не решает вопрос (сохраняются перекосы в эконо-
мическом потенциале регионов, недостатки их специализации и
комплексности и т.п.), ее реализация сейчас вообще невозможна,
ибо регионы  уже получили законодательный статус, обладают оп-
ределенными правами, которые нельзя отобрать, не нарушая Кон-
ституцию. Вышесказанное не означает прекращения работ по совершенствованию сетки экономического районирования в целях повышения эффективности региональной политики управления государством.
В настоящее  время существует ряд проектов регионального
деления страны:
   Первый проект основан на базе действующей сетки экономи-
ческого районирования: 1) Центр; 2) Север; 3) Северо-Запад;
4) Волго-Вятка; 5) Центральное Черноземье; 6) Северный Кавказ;
7) Поволжье; 8) Урал; 9) Западная Сибирь; 10) Восточная Сибирь;
11) Дальний Восток.
   Второй проект делает упор на разукрупненную сетку: 1) Рос-
сийский Центр (Московский регион); 2) Европейский Север;
3) Северо-Запад; 4) Запад; 5) Волго-Ока; 6) Волго-Вятка; 7) Цен-
тральное Черноземье; 8) Северный Кавказ; 9) Средняя Волга;
10) Нижняя Волга; 11) Средний Урал; 12) Южный Урал; 13) За-
падная Сибирь; 14) Южная Сибирь; 15) Восточная Сибирь; 16) За-
байкалье; 17) Дальний Восток; 18) Северо-Восток.
   Третий проект составлен с учетом укрупненной сетки: 1) Рос-
сийский Центр (Центральная Россия); 2) Северо-Запад; 3) Цент-
ральное Черноземье; 4) Северный Кавказ; 5) Поволжье; 6) Урал;
7) Сибирь; 8) Дальний  Восток.
   Для третьего проекта по сравнению с действующим и особен-
но разукрупненным районированием характерно относительное
выравнивание  экономических характеристик макрорегионов. Со-
храняя преимущества высокой концентрации ресурсов в каждом
макрорегионе, укрупненная сетка (8 районов) имеет сравнитель-
но небольшие  колебания экономического и структурно-организа-
ционного потенциала: населения —в 2,7 раза, количества входя-
щих областных единиц —в 1,7, тогда как колебания указанных
показателей для  действующей сетки (11 районов) составляют со-
ответственно 4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов) — соответственно 10,6 и 5 раз. На стабилизацию социально-политической обстановки в регионах оказывает влияние степень присутствия национального фактора. {В этом отношении укрупненная и действующая сетки дают определенные преимущества: максимальный удельный вес населения национальных образований составляет здесь 35—36%,
в то время как  при разукрупненной сетке —53% (хотя фактичес-
кая численность титульных этносов значительно ниже).
Укрупненная сетка  в значительной степени совпадает  с дей-
ствующей схемой межрегиональных ассоциаций, хотя цели и за-
дачи этих образований  имеют значительные различия.
   Ввиду большого сходства специализации входящих регионов
(областей, краев,  республик), их тесных связей и  благоприятных
условий хозяйственной интефации в каждом из 8 макрорегионов
четко прослеживается выраженная общность решаемых специфи-
ческих межрегиональных проблем. При активной поддержке фе-
дерального Центра это будет способствовать успешной реализа-
ции главных общенациональных задач — выходу из кризиса, ста-
билизации и оживлению экономики. Таким образом, с точки зрения целей реформирования территориального деления страны предпочтительным можно считать проект укрупненной сетки административно-экономических образований. Ввиду офомных размеров отдельных районов (Сибирь и Дальний Восток) может потребоваться их разукрупнение и доведение общего числа макрорегионов до 10.
   Однако этим реформирование территориального деления не
исчерпывается. Современная России состоит из двух огромных частей: Западного (Европейская часть России и Урал) и Восточного макрорегионов (азиатская часть России). Они различаются историческими особенностями освоения территории, природно-климатическими особенностями, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением основных ресурсов и их использованием, перспективами развития. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Рациональное  территориальное разделение труда  между регионами и в пределах  их территорий является необходимым  условием эффективного размещения  производства в условиях рыночной  экономики. Особое значение оно  имеет для России с ее огромной  территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. При этом регионы имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами.
   Территория России до настоящего времени подразделяется на
11 экономических  районов, из них 8 —в Западном макрорегионе
(Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский,
Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и
Уральский) и 3 в  Восточном макрорегионе (Западно-Сибирский,
Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако сетка эконо-
мических районов, используемая до сих пор, устарела по следу-
ющим причинам:
-во-первых, районы не имеют собственного территориально-
го управления (оно существует лишь на ступеньку  ниже — в республиках, краях и  областях);
-во-вторых, многие районы (Сибирские, Урал, Поволжье)
образованы более 50 лет назад, другие существуют три  де-
сятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти
годы создана  мощная добывающая промышленность, в  дру-
гих она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформиро-
вались крупнейшие базы оборонной промышленности, не
соответствующие границам этих районов. В целом по стра-
не изменился  географический рисунок экономики. Многие
районы имеют  нечеткую специализацию;
-в-третьих, выделенные районы оказались крайне неравно-
ценны как по численности населения, так и  по экономичес-
кому потенциалу. Естественно, что они отличаются по раз-
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.