На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Внутрение состояние по невербальн поведению

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение          2
1. Понятие  о невербальном поведении      3
2. Невербальные  средства общения      8
3. Жесты            20
4. Мимика          26
Список  литературы        34 

 


Введение 

   Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную (речевую) и невербальную (без слов).
   Данные  ученых говорят о большой значимости невербальной информации. В исследованиях  было обнаружено, что словесное общение  в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью  невербальных средств общения. Невербальное общение может либо дополнять  и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Невербальные коммуникации могут выполнять  все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст.
   Невербальная  и вербальная коммуникации дополняют  друг друга и находятся в сложном  взаимодействии. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный – для  передачи чувств, межличностных отношений. Таким образом, каждый человек в  процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение  человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.).
   Невербальное  поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково.
 

    

   1. Понятие о невербальном поведении 

   Основы  изучения невербального поведения  заложены в работах выдающегося  русского ученого И.М. Сеченова. Важный вклад в исследование проблемы языка  телодвижений внесла книга Ч. Дарвина  «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году.
   В работах современных ученых используется разная терминология: «невербальный  язык» и «невербальная коммуникация» (И.Н. Горелов, В. Енгалычев, В.П. Морозов), «невербальное общение» (Г.М. Андреева, Г.А. Ковалев и др.), «невербальное поведение человека» (В.А. Лабунская), «внешние характеристики поведения и облика человека» (Г.В. Щекин), «язык тела» (А. Лоуэн и др.).
   Невербальная  коммуникация понимается как обмен  сообщениями с использованием неязыковых средств, включающих в себя движения тела (жесты), мимику, зрительный контакт, положение в окружающей обстановке, звуковое и тактильное общение.
   Понятие невербального общения еще шире. Под невербальным понимается такой вид общения, для которого характерно использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека.
   Мы  остановимся на понятии невербального  поведения. В.А. Лабунская определяет невербальное поведение личности как социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков.[23] К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.
   В.А. Лабунская в статье «Невербальное поведение: структура и функции» подробно рассматривает многогранную структурную схему невербального поведения человека, которая состоит из:
   – ведущих систем отражения невербального  поведения человека;
   – структур;
   – подструктур;
   – компонентов;
   – отдельных элементов.
   Основными системами отражения невербального  поведения являются:
   – акустическая (слуховое восприятие);
   – оптическая (зрительное восприятие);
   – тактильно-кинестезическая (прикосновения);
   – ольфакторная (восприятие запахов).
   На  слух мы можем воспринимать такие  характеристики речи как тембр, темп, высота и громкость, а также отмечать особенности интонации, паузы, кашля, смеха, плача. Зрительно мы можем  замечать выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, контакт глаз) и физиогномические характеристики (особенности строения тела и лица). Тактильная система отражения предоставляет  человеку информацию об особенностях рукопожатия, прикосновения, поцелуя. Восприятие запахов тела и используемой человеком парфюмерии и косметики  дополняют невербальную информацию о нем.
   Невербальное  поведение человека, по мнению В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой и В.М. Погольши, выполняет следующие основные функции:
   1) дает информацию о следующих  личностных особенностях собеседника:
   – о темпераменте человека;
   – об эмоциональном состоянии в  данной ситуации;
   – о «Я» – образе и самооценке;
   – о личностных свойствах и качествах;
   – о коммуникативной компетентности человека (то, как он вступает в межличностный  контакт, поддерживает его и выходит  из него);
   – о социальном статусе;
   – о принадлежности к определенной группе или субкультуре;
   2) показывает особенности отношений  участников коммуникации друг  к другу:
   – желаемый уровень общения (социальная и эмоциональная близость или  отдаленность);
   – характер или тип отношений (доминирование  – зависимость, расположение – нерасположение);
   – динамику взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.);
   3) дает информацию об отношении  участников коммуникации к самой  ситуации, позволяющую им регулировать  взаимодействие, а также о включенности  в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении  выйти из нее (нервозность,  нетерпение).
   Невербальное  поведение позволяет:
   – передать информацию о признаках  расовой (национальной), социальной и  социально-демографической принадлежности человека;
   – определить эмоциональное отношение  человека к чему-либо, кому-либо, степень  воздействия на человека тех или  иных событий, мероприятий, обстоятельств  и т. п.;
   – усилить эмоциональную насыщенность сказанного;
   – получить подтверждение, дополнение, пояснение  или опровержение вербальных сообщений;
   – судить об истинности или ложности сообщаемой собеседником информации;
   – сформировать желаемый для человека образ в глазах окружающих за счет управления своим невербальным языком.
   В.А. Лабунская также указывает, что невербальное поведение является внешней формой существования и проявления психического мира личности. Невербальное поведение несет информацию о психическом мире личности: о ее действиях, состояниях, отношениях, о ее статусе и социальной роли, а также раскрывает свойства и качества личности. Основным аспектом в изучении невербального поведения является процесс опознания невербального поведения, то есть психологической интерпретации «значений» невербального поведения – действий, психических состояний, отношений и качеств личности.
   Интерпретировать  невербальное поведение сложно, потому что приходится учитывать множество  различных факторов, таких как  общая ситуация общения, особенности  поведения данного конкретного  человека, пол, возраст, степень значимости партнеров друг для друга, культурные и этнические нормы выражения  индивидуальных особенностей личности. Интерпретация невербального поведения  требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.
   Особое  значение интерпретация невербального  поведения имеет для представителей профессий типа «человек-человек» (педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов). Специалисты, работающие с людьми, должны уметь объективно оценивать качества клиента, абстрагируясь от эмоционально-оценочного отношения к нему. Профессионально важным качеством и необходимой составляющей профессиональной компетентности для них является социальный интеллект.
   Социальный  интеллект – это способность  человека понимать и прогнозировать поведение других людей в разных житейских ситуациях, распознавать чувства, намерения и эмоциональные  состояния собеседника по вербальной и невербальной экспрессии. По сути, это система интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания  поведения людей и необходимых  для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми». Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения. Определить уровень развития социального интеллекта можно с помощью специального теста.
   Таким образом, знание о компонентах невербального  поведения необходимо для успешности межличностного общения. Понимание  невербальных сигналов общающихся помогает правильно интерпретировать слова  и поступки партнера по общению, а  также вносить необходимые коррективы в дальнейшее взаимодействие. 

 


   2. Невербальные средства общения 

   Выделяют  следующие формы невербальной коммуникации:
   – кинестетические выражения (поза, телодвижения);
   – проксемика (пространственная организация общения);
   – пара– и экстралингвистические  компоненты, к которым относятся  неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и  интенсивность звука, тембр речи, а также запинки, оговорки, паузы  и молчание;
   – такесика (прикосновения, рукопожатия);
   – выразительные движения (жесты, мимика);
   – движения глаз, взгляд.
   Неповеденческая невербальная коммуникация включает другие источники сообщений и сигналов, которые не связаны непосредственно с поведением человека: предпочитаемая одежда, тип архитектурных строений, в которых человек живет и работает, и оформление внешности (косметика, парфюмерия) человека. Такие неповеденческие моменты в ходе общения несут такую же информацию, как речь и невербальное поведение.
   Остановимся подробнее на некоторых составляющих невербальной коммуникации.
   1. Кинесика. Понятие кинесика часто используется в специальной литературе при описании языка телодвижений. «Язык» тела занимает важное место в создании впечатления о человеке. Обычно люди лучше контролируют свое лицо, поэтому именно тело способно рассказать об истинных переживаниях индивида.
   К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, месте, походке.
   Поза  – это статическое положение  тела человека. Поза сообщает об общем  энергетическом и психологическом  состоянии человека, о его отношении  к окружающему. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. При беседе поза может означать заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Важную информацию предоставляет изменение позы в процессе общения: это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию. Часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.
   Позы  разделяют на открытые и закрытые. Открытые позы (сидя, не скрещивая рук и ног) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Закрытые позы (перекрещенные руки, ноги, отклонение спины назад) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Большинству людей нравится уверенная, прямая, с развернутыми плечами и поднятой головой поза (см. табл. 4).
   Таблица 4. Значение некоторых поз
   
   При рассмотрении позы следует уделить  внимание анализу осанки человека. Не зря считается, что чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек  не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад). Прямая осанка называется открытой: она показывает не только открытость человека по отношению  к окружающему, но и внутреннюю гибкую позицию, когда человек действует так, как того требуют обстоятельства.
   Походка. Исследования показывают, что по походке  человека и по тому, как он носит  обувь, можно судить об особенностях человека. Двух одинаковых походок  не бывает, так же как не бывает двух абсолютно похожих людей. Походка может рассказать о постоянных чертах характера и личности, а также о сиюминутном состоянии человека, его настроении и намерениях (см. табл. 5).
   Таблица 5. Что означает походка
   
   Направление взгляда идущего человека очень  многое говорит о нем самом. Если экстраверт (обращенный вовне человек) смотрит вперед и вокруг себя, то интроверт (обращенный внутрь себя человек) смотрит больше «в себя»: он опускает голову и идет, не замечая ни дороги, ни препятствий вокруг, ни окружающих людей.
   2. Проксемика. Человеческое общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл, который и ввел термин «проксемика» (что означает «близость»).
   К проксемическим характеристикам относятся  взаимное расположение партнеров в  момент общения и дистанция между  ними. Проксемика изучает также влияние на общение пространств с фиксированными отношениями (архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстановка мебели). При этом обращается внимание на то, что проксемические характеристики общения во многом обусловлены культурными и национальными факторами.
   Дистанция общения. Каждый человек имеет свою собственную территорию, включающее и определенное воздушное пространство вокруг тела. По Э. Холлу, существует несколько  зон общения: интимная, личная, социальная и общественная (см. табл. 6).
   Таблица 6. Характеристика зон общения
   
   Обычно  люди интуитивно чувствуют оптимальную  дистанцию. Любое нарушение интимной зоны человека вызывает бурную реакцию  в его организме, состояние напряжения. Напряженность и раздражение  людей в переполненном автобусе больше всего вызваны необходимостью терпеть присутствие абсолютно незнакомых людей в своей «интимной зоне». Когда на работе появляется новый человек, то другие держат его в своих зонах социального общения до тех пор, пока не узнают его лучше. Изменение расстояния между собеседниками ведет к изменению уровня взаимоотношений. Уменьшая дистанцию, человек предполагает более близкие отношения с партнером, увеличивая расстояние – задает менее доверительный стиль отношений.
   Выяснено, что персональные зоны и соответствующие  им социальные дистанции колеблются в зависимости от таких факторов как рост, пол, личностные особенности  людей, социокультура, плотность населения местности, в которой вырос и проживает человек, и других.
   Близкое расстояние при беседе предпочитают арабы, японцы, жители Южной Америки, французы, греки, негры и испанцы, проживающие в Северной Америке, итальянцы, испанцы; среднее – англичане, шведы, жители Швейцарии, немцы, австрийцы; большое – белое население  Северной Америки, австралийцы, новозеландцы.
   Люди, которые выросли в редконаселенных  районах, в сельской местности, требуют  для себя большего личного пространства по сравнению с теми, которые выросли в крупных городах. Люди, привыкшие к одиночеству, больше ориентированы на самих себя и имеют обычно более протяженную личностную дистанцию, чем направленные на других и любящие общаться.
   Величина  дистанции зависит также от нервно-психологического здоровья человека, его статуса, намерений  по отношению к другому человеку. Выяснено, что дистанцирование происходит на бессознательном уровне.
   Взаимное  расположение людей. Положение человека по отношению к другим людям –  показатель психологических особенностей человека, его самооценки. Даже в зависимости от времени суток, наполненности транспорта, от собственного физического состояния и стиля одежды один и тот же человек может занимать разные места.
   Само  расположение партнера по общению говорит  уже о многом. Если общение соперничающее, то люди располагаются напротив друг друга, если «сотрудничающее», то садятся  рядом. При случайной беседе люди, как правило, садятся наискосок, через угол стола. Беседа, характеризующаяся  каким-то действием, оформляется посадкой на противоположных сторонах стола, но не напротив, а по диагонали. Самым  хорошим вариантом для беседы считается расположение под углом  от 45 до 90 градусов – это одновременно позволяет сидеть очень близко и  не давить на собеседника, в то же время  всегда можно встретиться взглядом и при необходимости прикоснуться к собеседнику.
   То, под каким углом стоят люди по отношению друг к другу, тоже дает информацию об их отношениях и взаимоотношениях. При отношениях собственности или  интимности угол между общающимися уменьшается до нуля градусов. Расстояние между двумя людьми, стоящими в закрытой позиции, обычно меньше, чем при открытой позиции. Эта позиция может также применяться для выражения невербального вызова враждебно настроенных людей. Имеются и национальные особенности расположения людей. Так, люди большинства англоязычных стран стоят во время беседы под углом 90 градусов
   Наблюдая  положение тела, выражение лица, использование пространства между  двумя беседующими, можно построить  вполне точное представление о том, насколько эти люди совместимы и  кто из них сильнее.
   Расстановка мебели. Различают разные формы стола  для беседы.
   Квадратные  столы устанавливают соревновательность или оборонительные отношения партнеров на переговорах. При этом каждому больше всего будет помогать человек, который сидит рядом. Тот, кто сидит справа, будет помогать больше, чем тот, кто сидит слева. Тот, кто сидит напротив, невольно занимает оборонительную позицию.
   Круглый стол создает атмосферу неформального  общения. Он является идеальным для  группы людей, равных по положению. Стулья кружком вместо стола также создают  атмосферу расслабленности, спокойствия  и дружелюбности, свободного обмена мнениями и взглядами. В таком  кругу хорошо пообщаться и отдохнуть. Беседа за журнальным столиком будет  носить еще более неформальный, неофициальный  характер.
   За  прямоугольным столом создается  неравное положение. Человек, сидящий  «во главе» стола, получает наибольшую власть и оказывается в центре внимания. Такое расположение используется при деловых разговорах (например, совещание у директора). Ближайшие  к нему за столом люди – это наиболее близкие ему и более других наделенные властью.
   В рабочих кабинетах столы часто  ставятся буквой «Т». Чем выше положение  руководителя, тем больше эта буква. Когда посетителю предлагают сесть  за стол, во главе которого находится  хозяин данного кабинета, то это  сразу проявляет отношение доминирования. Иногда хозяин кабинета выступает на равных с собеседником. Тогда отдельно стоящий стол для переговоров  может использоваться и для совещаний  с подчиненными.
   3. Паралингвистика и экстралингвистика.  Паралингвистическая и экстралингвистическая  системы знаков представляют  собой «добавки» к вербальной  коммуникации. Голос человека позволяет  окружающим довольно точно понять  его эмоциональное состояние,  его переживания, отношение к  информации, темперамент, характер  человека.
   При изучении невербального поведения  человека рассматриваются следующие  характеристики голоса: качество голоса; диапазон; тональность; ритм; темп; тембр; высота речи; фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. Кроме того, анализируются  такие характеристики речи как интонации, включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха  и т. д. Многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
   Характерные особенности речи свидетельствуют  об индивидуально-психологических  особенностях личности. Скорость речи соответствует темпераменту и темпу  жизни человека. Ее можно изменить только на короткое время. Громкость  речи является показателем жизненной  энергии и уверенности. Отчетливость речи показывает внутреннюю дисциплину, а также отношение к собеседнику. Высота голоса отражает внутренне состояние  человека. Способ построения фраз показывает тип жизненной позиции и излюбленные  психологические игры человека.
   Важным  элементом невербального поведения  является интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Интонация выполняет  такие функции, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, регулирование речевого потока, акцентирование внимания на ту или иную часть вербального  сообщения, а также функцию экономии речевого высказывания. Интонации также  часто позволяют судить о том, что говорится, более верно, чем  сами слова. Основными элементами интонации  являются ритм, интенсивность, темп, тембр  речи, а также фразовое и логическое ударение. Пауза, как выразительное  средство интонации, группирует слова  по логическим требованиям. Длительность пауз может варьироваться, когда  человеку нужно что-то усилить или  выразить. Ударение – это тонально-силовой  акцент, который делается на одном  слове в речевом такте.
   Изменения в речи человека свидетельствуют  об изменении его эмоционального состояния. Изменение тона, голосового тембра, жестикуляция, манеры говорить происходит в состоянии тревоги  или нервного напряжения. Повышение  тона голоса и более громкая, быстрая  речь характерны для страха, гнева, волнения. Понижение тона голоса, замедление речи, заметное снижение после каждой фразы интонации происходят при  переживании печали, чувства вины, при расстройстве человека, усталости. Косвенная речь, паузы, речевые ошибки свидетельствуют о том, что говорящий очень осторожен в высказываниях, не подготовил свою линию поведения заранее. Нехарактерно высокий для человека голос скажет о том, что он испытывает к собеседнику недоверие или же просто очень рад.
   Существуют  и другие информативные невербальные средства речи: свист, смех, покашливания, неожиданные спазмы голоса.
   Истинная  натура человека распознается по его  смеху (см. табл. 7).
   Таблица 7. Психологические особенности видов  смеха
   
   Через обмолвки, оговорки и тирады (когда  говорят много, в том числе  о том, о чем человека не спрашивают) может узнать любую скрываемую информацию – эмоции, прошлые поступки, планы, намерения, идеи, то есть все то, что  человек пытается скрыть от собеседника, а иногда и от самого себя. Поэтому  очень важно уметь обращать внимание на подобные «мелочи».
   Целесообразно также обращать внимание на особенности  дыхания партнера по общению (см. рис. 8).
   Таблица 8. Что означает дыхание
   
   4. Такесика. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Такой физический контакт является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром: с помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека, а прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки.
   Такесические средства общения в большей степени, чем другие невербальные средства, показывают статусно-ролевые отношения, степень близости общающихся.
   Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется такими факторами, как статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Похлопывание по спине и плечу возможно при  близких отношениях и при равенстве социального положения общающихся. Рукопожатие чаще используется для приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. Объятия являются проявлением славянского обычая и демонстрируют равенство и братство.
   Неадекватное  использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. 

 


   3. Жесты 

   Язык  жестов – один из самых древних  языков. Две тысячи лет назад Цицерон  учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, скорее всего, принадлежал римскому ритору Квинталиону, который жил в I в. до н. э.
   Под жестом понимается движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Если с помощью слов передается в основном информация, то с помощью жестов – отношение собеседника к информации. Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь.
   В каждой ситуации общения жесты могут  быть доминантным, дополнительным или малозначительным нюансом коммуникации. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации. А в отдельных случаях жесты могут полностью заменить слова.
   Можно выделить следующие функции жестов:
   – передача информации и выражение  человеком своего отношения к  сказанному;
   – иллюстрация мотивов, желаний человека, его состояния;
    указание на неискренность, если слова человека расходятся с невербальными
   сигналами и информацией, предоставляемой  жестами;
   – усиление воздействия, формирование эмоционального настроения в аудитории, важный компонент  обратной связи со слушателями;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.