На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины, условия, итоги

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

                              Кафедра экономической истории 
 
 

                                           РЕФЕРАТ 

  по дисциплине: История Беларуси
  на тему: «Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины,
                                                   условия, итоги» 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка
ВШТ, 1 курс, ДТТ-2                                                                 А.Г. Карань  
 

Проверил кандидат
исторических  наук,
доцент                                                                                   А. Ф.  Самусик 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             МИНСК 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 2
Замысел земельной реформы 3
Сельское хозяйство Белоруссии накануне реформы 5
Проведение аграрной реформы в Белоруссии 7
Начало реформы 7
Указ 9 ноября 1906 г. 8
Основные мероприятия аграрной реформы 10
    Разрушение сельской общины 10
    Переселение крестьян в Сибирь 13
    Агрокультурные мероприятия 15
Итоги аграрной реформы 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
 

Введение

 
    Столыпинская реформа оказала  мощное и противоречивое влияние  на экономическое и политическое  развитие дореволюционной России. Без изучения реформы не могут  быть глубоко вскрыты и правильно  понять социально-экономические  причины тех революционных взрывов,  которые почти беспрерывно потрясали  Россию в начале ХХ в.
   В этой работе рассматриваются причины проведения, условия, основные этапы и итоги столыпинской аграрной реформы, которая проводилась царским  правительством в период с 1906 по 1914 года. Рассмотрение проблемы проводиться на фоне политической и экономической ситуации, сложившейся в России, а также и в Белоруссии, которая в то время являлась частью Российской Империи, накануне происходящих реформ. Начало ХХ века было временем коренных преобразований в политике и экономике.
В стране назревала кризисная ситуация, поднимались  революционные восстания, произошла революция 1905-1907 гг.
   Для предотвращения волнений правительство  должно было немедленно предпринять меры, чтобы урегулировать крестьянские массы, наладить производство, восстановить сельское хозяйство. Требовалась реформа, которая могла бы уладить все недовольства, нужен был человек, который бы взял на себя ответственность за проведение такой реформы. Им стал Столыпин. Он предложил свой выход из создавшейся ситуации. Его реформа была одобрена и принята правительством.
Основные этапы и пути проведения столыпинской аграрной реформы подробно рассмотрены и изложены в данной работе. При помощи имеющегося материала мы убеждаемся, что данная реформа была наиболее приемлемым выходом из сложившейся ситуации, дала время для обдумывания дальнейших путей развития России.
      Целью данной работы является выявление влияния аграрной реформы П.А. Столыпина на становление и развитие производительных сил сельского хозяйства страны.
В соответствии с  целью работы поставлены следующие  задачи:
1)Понять  замысел аграрной реформы Столыпина.
2)Рассмотреть  сельское хозяйство в Белоруссии  накануне реформ
3)Изучить  основные  мероприятия, которые  проводило царское правительство.
4)Подвести итоги  аграрной реформы.
   Объектом исследования является аграрная реформа Столыпина и ее влияние на становление и развитие производительных сил сельское хозяйство страны.
    Предметом  исследования данной работы является  деятельность местных органов  власти по внедрению в жизнь  аграрной реформы в стране. 
                             Замысел земельной реформы 

    В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее
положение в деревне невозможно. Общинная и  частная собственность на землю  не могли дольше уживаться рядом.
В конце 1905 года власти всерьез рассматривали  возможность пойти навстречу
крестьянским  требованиям. Но в начале 1906 года произошел перелом в настроениях. Оправившись от потрясения, правительство избрало противоположный путь.
     Возникла идея: что если не уступать общине, а наоборот, объявить ей беспощадную войну? Речь шла о том, чтобы частная собственность перешла в решительное наступление против общинной. Особенно быстро, за несколько месяцев, эта идея завоевала поддержку дворянства. Многие землевладельцы, прежде горячо поддерживавшие общину, теперь оказались ее непримиримыми противниками. “Община является зверем, с этим зверем надо бороться”, - категорически заявлял известный дворянин, монархист Н.Марков. Главным выразителем настроений, направленных против общины, стал председатель совета министров Петр Столыпин.
Он призывал “дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, избавить его от
кабалы  отжившего общинного строя”. В  этом и заключалась главная идея земельной реформы, которую называли столыпинской.
     Предполагалось, что зажиточные крестьяне превратятся из общинников в
“маленьких  помещиков”. Тем самым община будет  взорвана изнутри, разрушена. Борьба между общиной и частной собственностью завершится победой последней. В стране возникает новый слой крепких собственников - “прочная опора порядка”. Концепция   Столыпина предлагала   путь   развития смешанной, многоукладной экономики,  где  государственные  формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и  частными. Составные  элементы   его   программ   -   переход к   хуторам, использование   кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого  сельскохозяйственного   образования, организации дешевого кредита  для  крестьян, образования земледельческой партии, которые реально представляла   интересы мелкого землевладения.
    Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной,
устранения  чересполосицы, развития частной собственности  на селе и достижения на этой основе экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства  фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений  купли-продажи земли должно произойти естественное сокращение помещичьего  фонда земли. Будущий аграрный строй  России  представлялся премьеру  в виде системы мелких и средних  фермерских  хозяйств, объединенных местными  самоуправляемыми  и   немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной  основе  должна  была  произойти интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.
    Столыпин делает ставку  на  "крепких  и  сильных"  крестьян. Однако он не
требует повсеместного единообразия, унификации  форм землевладения и
землепользования. Там,  где в силу местных  условий  община экономически
жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину  избрать тот способ  пользования землей,  который  наиболее  его устраивает".
 


Сельское  хозяйство Белоруссии накануне реформы

 
      Конец ХIХ – начало ХХ века характеризовалось значительным ростом капитализма в сельском  хозяйстве. Буржуазные отношения глубоко проникли в земледелие и подорвали старый полукрепостнический аграрный строй. Однако в целом развитие капитализма в сельском хозяйстве проходило относительно медленно в силу влияния многочисленных остатков крепостничества, тормозивших капиталистический прогресс, который совершался в обстановке нарастающего обострения борьбы двух путей – прусского и американского.                                                                                                  Основной вопрос буржуазно-демократической революции заключался в том, по какому пути пойдет сельское хозяйство.  Следует отметить, что в западных европейских странах к началу ХХ века уже полностью определился свой буржуазный путь развития аграрных отношений. В. И. Ленин в 1910 г. писал, что « “во всей Западной Европе” давно уже сложились и окончательно определился буржуазный строй, в частности, буржуазные аграрные отношения, а в России именно теперь идет революция из-за того, как сложится этот буржуазный строй».
      Капиталистическая перестройка земельных отношений в России протекала в крайне сложных и противоречивых социально-экономических условиях.    Производительные силы, давно уже находившиеся в антагонизме с полукрепостническим способом ведения хозяйства, теперь пришли в острое столкновение также с развивающимися буржуазными производительными отношениями. Конфликт между новыми производительными силами и остатками старых производственных отношений составлял экономическую основу надвигавшейся в России буржуазно-демократической революции.
      Белоруссия не являлась в этом смысле исключением из общего правила. Что представляло собой в целом землевладение в белорусских губерниях в начале ХХ века, каков был его классовый характер, показывают данные о распределении земли в пяти губерниях по категориям землевладения в 1905 г.
   Основные  категории землевладения: 1) разоренное крестьянство; 2) среднее крестьянство; 3) крестьянская буржуазия и капиталистическое  землевладение; 4) крепостнические латифундии.
   Таков был классовый характер землевладения. Мы видим, что экономической основой  полукрепостнических отношений  было крупное помещичье землевладение, которое господствовало в сельском хозяйстве.
   Помещикам принадлежала не только большая, но и  лучшая часть земельного фонда. Крестьянам же после реформы достались худшие земли, среди которых было много  заболоченных.
   В начале ХХ века помещики в условиях капиталистической конкуренции  переходили к новым формам организации  хозяйства, вводили капиталистическую  систему эксплуатации труда, увеличивали  производство рыночной продукции с  целью получения максимальной прибыли.
   Помещичьи хозяйства постепенно превращались в капиталистические сельскохозяйственные предприятия, которые базировали производство на развитии различных отраслей (или форм) торгового земледелия. В имениях широко использовался труд батраков и поденных рабочих. Массы разорившихся и полуразорившихся крестьян поставляли помещикам и кулакам дешевую рабочую силу. Наряду с наемным трудом широко применялись отработки (обработка помещичьей земли инвентарем окрестных крестьян за денежную или натуральную плату).  Крестьяне весьма неохотно шли к помещикам и кабалу и уходили в города, на заводы  и фабрики или на промыслы.
   Отсталые  хозяйства не выдерживали капиталистической  конкуренции и разорялись. По данным за 1905 г., по всей Белоруссии было заложено в банках более 50% земель частного владения, а общая сумма задолженности  к 1 января 1905г. составляла 174,2 млн. руб.
Русская деревня стала сосредоточение феодальных пережитков. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами  тормозили модернизацию сельского хозяйства. Социально-классовая структура отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества, в нём  продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи.
        Крестьянство, которое сосредоточило ? населения страны, было затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). В начале века класс наёмных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но ещё не потерявшая связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек. 

 


Проведение  аграрной реформы в Белоруссии

Начало  реформы

   В обстановке спада революционного движения и разгула контрреволюции движения царское правительство спешно приступило к реформированию деревни, которому предшествовало усиление буржуазных тенденций в аграрно-крестьянской политике.
   Подготовительный  курс «новой аграрной политики» завершился изданием указа 9 ноября 1906 г. «Об изменении  и дополнении некоторых постановлений  о крестьянском землевладении». Так  началась «вторая реформа» (после 1861 г.), на которую правящие классы России возлагали спасительные надежды.
   Непосредственное  осуществление реформы было возложено  на губернские и уездные землеустроительные комиссии, которые официально были созданы указом правительства 4 марта 1906 г. На них официально возлагались  задачи : содействие крестьянам в покупке  земли у частных лиц при  помощи Крестьянского поземельного банка; продажа казенных земель; сдача  этих земель крестьянам в аренду; содействие переселению на казенные земли Азиатской  России; помощь сельским обществам  и отдельным домохозяевам в улучшении  условий землевладения и порядка  землепользования и др.
   Уездные землеустроительные комиссии являлись главными органами по проведению землеустройства  на местах. В их руки отдавалось все  землеустройство.
   Значительную  роль в осуществлении реформы  сыграли земские учреждения. Хотя земство не играло самостоятельной  роли, тем не менее оно способствовало хозяйственному прогрессу, отстаивало и защищало интересы капиталистов. Земство было оппозиционным по отношению  к царизму.
   Земства ассигновывали средства на оказание агрономической помощи крестьянскому  населению, занимались огнестойким  строительством, создавали сельскохозяйственные склады, снабжали помещиков и кулаков  новейшей земледельческой техникой, машинами, улучшенными семенами т. п. Иными словами, земства оказывали  помощь правительственным комиссиям  в осуществлении новой аграрной политики.
 


Указ 9 ноября 1906 г.

 
     Проект будущего указа о земельной реформе обсуждался в Совете министров 10 октября 1906 г. Предлогом постановки вопроса о выделах из общины послужило то обстоятельство, что манифестом от 3 ноября 1905 г. с 1 января 1907 г. отменялось взимание выкупных платежей за надельную землю, и вступала в полную силу заблокированная законом 14 декабря 1893 г. ст. 12 Общего положения о крестьянах 1861 г. Согласно ей каждый член сельского общества мог требовать выделения ему участка земли в частную собственность соразмерно с долей внесенного им выкупного платежа. Если даже выкуп был невозможен, общество могло удовлетворить выделяющегося деньгами по соглашению или по оценке. Но с момента выхода на выкуп прошло много лет, сменялись поколения, семьи делились, некоторые выбыли, земля переделилась, книги регистрации выкупных платежей  были заброшены или неисправны, а потому долю платежей каждого и размер подлежащего выделу участка определить оказывалось затруднительно. Положение, поистине, хуже некуда, надо было искать какой-то выход.
    Указ 9 ноября 1906 г. явился на свет в виде невинного ганца. А законодатель представился этаким «наивным старцем»; будто он, утверждая прежние законы, недоглядел, забыл вставить в них некоторые несущественные детали, а теперь вспомнил и  решил эти законы поправить. А потому так и назывался указ: «О дополнении  некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».
Согласно  этому указу крестьяне получали право выйти из общины со своей  землей. Они могли также продать  ее. П.Столыпин считал, что эта мера в скором времени разрушит общину. Он говорил, что указом “заложено  основание нового крестьянского  строя”.
    Это означало, что домохозяин, укрепивший  в собственность пять-шесть-десять чересполосных кусков в массиве надельной земли, более не подчинялся общине ни в смысле переделов или переверсток, ни в отношении севооборота, связывая руки всей общине. Но чересполосные владельцы обычно обществу не противились, так как и сами были зависимы от односельчан общим выгоном, толокой или пастбищем.
    Сложнее было с излишком земли. Излишки появлялись в семьях в силу естественных демографических изменений в промежутках между пределами. Но были и излишки другого рода. И всем имеющим излишки земли оказывалась привилегия, хоть среди них были не одни «кулаки». Но тайный смысл тут состоял в том, чтобы создать как можно больше противников общины.
    Дальнейшей целью реформы было создание обособленных единоличных владений – отрубов и хуторов. Ст. 12 указа гласила: «Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответствующий участок, но по возможности, к одному месту».
    Отметим ещё одну немаловажную сторону реформы: замена семейной собственности единоличной собственностью домохозяина на выделенную из общины землю и на землю в подворном владении (это вызывало бурю протестов народников разного толка), без чего нельзя было обеспечить нормальный в капиталистическом обществе процесс купли-продажи земли. 

     В феврале 1907 года была созвана II Государственная дума. В ней, как и в I Думе, земельный вопрос оставался в центре внимания. Отличие состояло в том, что теперь “дворянская сторона” не только защищалась, но и наступала. Первый депутат князь Д.Святополк-Мирский заметил, что дворянские хозяйства во много раз культурнее крестьянских. “Сохраните и поддержите частных владельцев, - призывал он. - Наша серая, темная крестьянская масса без помещиков - это стадо без пастыря”. На это едко возразил крестьянин-монархист Ф. Петроченко: “Здесь кто-то из ораторов указывал, что крестьяне наши темны и невежественны и бесполезно им давать много земли... Что мы невежественны, так мы ничего иного и не просим, как земли, чтобы по своей глупости в ней же ковыряться. Дворянину и неприлично возиться с землей”. Ф. Петроченко заключил с эпической простотой: “Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется, значит, эту землю нам отдавать...”.
    Большинство депутатов во II Думе еще более твердо, чем в I Думе, выступали за передачу крестьянам части дворянских земель. П.Столыпин решительно отверг подобные проекты: “Не напоминает ли это историю тришкина кафтана: “ обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?” Разумеется, II Дума не проявила желания одобрить столыпинский указ от 9 ноября. Среди крестьян в связи с этим ходили упорные слухи, что выходить из общины нельзя - вышедшим не достанется помещичьей земли.
    В марте 1907 года император Николай II в письме к матери замечал: “Все было бы хорошо, если бы то, что творится в Думе, оставалось в ее стенах. Дело в том, что всякое слово, сказанное там, появляется на другой день во всех газетах, которые народ с жадностью читает. Во многих местах уже опять заговорили о земле и ждут, что скажет Дума по этому вопросу... Нужно дать ей договориться до глупости или до гадости и тогда - хлопнуть”.
Позиция II Думы в земельном вопросе стала  основной причиной ее роспуска 3
июня 1907 года.
 


Основные  мероприятия аграрной реформы

Разрушение  сельской общины

 
    На первом месте в столыпинской аграрной политике стояло разрушение общины и проведение ускоренной хуторизации. Вся предыдущая история развития аграрных отношений  подготовила почву для наступления на сельскую общину, которая тормозила развитие производительных сил сельского хозяйства.К началу ХХ в. Сельская община уже была сильно подточена развитием капитализма. Внутри общины выделялись и крепли два противоположных типа хозяйства: кулацко-капиталистической и бедняцко-батрацкое, которым соответствовали два враждебных друг другу класса.
    Процесс постепенного разрушения общины начался после «первого раскрепощения» крестьян, последовавшего в 1861 г. Крестьянская община в России была распространена весьма широко.
    Ликвидация общинного землевладения  должна была снять противоречие  между интенсивно развивающимся  промышленным и финансовым капитализмом  и отсталой, «дикой» деревней. Разрушение  общины требовалось также для  насаждения частного крестьянского  землевладения, которое должно  было, по расчетам правящего класса, развить у крестьян «здоровый  инстинкт собственности», способный  убить их «захватнические склонности»,  направленные против помещичьего  землевладения.
     Важнейшую роль в ликвидации  общины сыграл указ 9 ноября 1906 г., юридически санкционировавший право  выхода из общины с землёй  и закрепление ее в личную  собственность.
    Согласно указу, каждый крестьянин, имевший в своем пользовании общинную надельную землю, мог теперь требовать закрепления ее в личную собственность. В случае выхода из общины за крестьянином сохранялось право пользования землями, находившимися ранее в общем владении – выгонами, пастбищами, сенокосами, лесными и другими угодьями. Выдел из общины производился в течении месячного срока со дня подачи заявления решением (приговором) общего собрания крестьян-домохозяев простым большинством голосов.
    Указ давал право при выходе  из общины требовать отвода  хуторов и отрубов по возможности  в одном месте. Устанавливалось  единоличное право собственности  на землю и вообще на все  хозяйство выделявшегося двора,  тогда как в общине оно считалось  семейной собственностью всех  членов двора.
    Если указ от 9 ноября разрешал  добровольный выход из общины, то закон 14 июня делал его  обязательным для предельных  общин.
    Другие статьи закона 14 июня предусматривали  в обществах, производивших общие  пределы. Обязательное создание  хуторских или отрубных хозяйств. По новому закону для перехода  на отруба или хутора уже  не требовалось согласие большинства  крестьян. Но царскому правительству  этого показалось мало, и стремясь всемерно форсировать ликвидацию общины, правительство издает 29 мая 1911 г. новое постановление, которое значительно расширяло права землеустроительных комиссий.. Последние теперь могли расселять крестьян на хутора и отруба, не считаясь с волей крестьянского большинства.
    В Белоруссии усиленное разрушение  общины производилось в Могилевской  и Витебской губерниях, где  было широко распространено общинное  землепользование.
     После начала реформы из общины  устремились многие бедняки, которые  тут же продавали свою землю  и уходили в города. Зажиточные  крестьяне с выходом не спешили.  Чем это объяснялось? Прежде  всего уход из общины ломал  привычный уклад жизни и все  мировоззрение крестьянина. Крестьянин  сопротивлялся переходу на хутора  и отруба не по темноте своей  и невежеству,  как считали  власти, а исходя из  здравых   житейских соображений. Община  защищала его от полного разорения  и многих иных превратностей  судьбы. Крестьянское земледелие  очень зависело от капризов  погоды. Имея несколько разрозненных  полос земли в разных частях  общественного надела: одну в  низине, другую на возвышенности  и т.д.,  крестьянин обеспечивал  себе ежегодный средний урожай:  в засушливый год выручали  полосы  в низинах,  в дождливый  - на взгорках.  Получив надел  в одном отрубе, крестьянин оказывался  во власти стихии. Он разорялся  в  первый  же  засушливый год,  если его отруб был на высоком месте.  Следующий год был дождливым,  и очередь разоряться приходила соседу, оказавшемуся в низине. Только большой отруб, расположенный в разных рельефах, мог гарантировать ежегодный средний урожай.
   После выхода крестьян на отруба или хутора прежняя “страховка” от неурожая исчезала. Теперь всего один засушливый или чересчур дождливый год мог принести нищету и голод. Чтобы подобные опасения у крестьян исчезли, выходящим из общины стали нарезать лучшие земли. Естественно, это вызывало возмущение остальных общинников. Между теми и другими быстро нарастала враждебность. Число вышедших из общины стало постепенно уменьшаться.
    Образование хуторов и отрубов даже несколько притормаживалось  ради  другой цели - укрепления надельной земли в личную собственность. Каждый член общины мог заявить о своем выходе из нее и закрепить за собой свой чересполосный надел, который община отныне не могла ни уменьшить, ни передвинуть. Зато владелец мог продать свой укрепленный надел даже постороннему для общины лицу.
    Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их  имелось уже 1221,5 тыс. Третьеиюньский государственный переворот коренным образом  изменил обстановку в стране.  Крестьянам пришлось оставить мечты о скорой "прирезке". Темпы реализации указа 9 ноября 1906 г.  резко возросли.  В 1908 г. по сравнению с 1907 г. число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило полмиллиона.  В 1909 г. был достигнут рекордный показатель - 579,4 тыс. укрепившихся. Но с  1910 г.  темпы  укрепления  стали снижаться.  Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910г., не выправили кривую. Численность выделяющихся  из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911 г.  "О землеустройстве".  Однако  вновь приблизиться  к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось.
     Чересполосно укрепляемая  личная крестьянская земельная собственность  весьма отдаленно  походила  на  классическую римскую  "священную  и
неприкосновенную  частную  собственность". К началу столыпинской реформы около трети общин в  Европейской России  не переделяли землю.  Иногда рядом соседствовали две общины - переделяющаяся и беспередельная.  Большой разницы в уровне их земледелия никто не отмечал. Только в беспередельной богатые были побогаче, а бедные победнее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.