На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовый механизм, его состав и структура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансовый  механизм, его состав и структура Практическое  воплощение финансовая политика находит  в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).
       
       
 
Государство в лице его исполнительных и законодательных  органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Для эффективного использования финансов большое  значение имеет осуществление финансового  планирования и прогнозирования. Нормативное  оформление применяемых способов организации  финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
– финансовое планирование и прогнозирование;
– финансовые показатели, нормативы и лимиты;
– управление финансами;
– финансовые рычаги и стимулы;
– финансовый контроль;
В зависимости  от особенностей отдельных подразделений  общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.
Каждая  сфера и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовый  механизм играет особое значение в  реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван  не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической  самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.
 
 
 
Сущность  финансов, их особенность  и необходимость 

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.
Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.
Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.
Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового общественного продукта (ВОП), в результате чего формируются и используются денежные средства на удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Субъектами  финансов выступают юридические и физические лица, это государство, предприятия, объединения, организации, учреждения и граждане.
Объектом  финансов являются процесс образования и использования финансовых ресурсов и фондов.  

Место и роль финансов в  рыночной экономике
Особенности финансов:
    имеют  денежную форму;
    выдаются на определенный срок, на определенных условиях и при условии возвратности;
    выдаются на определенные цели, бесплатно безвозвратно.
Необходимость финансов заключается в удовлетворении общественных потребностей и его развития в целом. 
По своей роли в общественном производстве финансы  включают в себя два звена:
    общественные финансы;
    финансы хозяйствующего субъекта.
Роль  финансов в экономике можно свести к трем основным направлениям:
    Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
    Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
    Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
 
Функции финансов 
 

Сущность  финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют четыре функции:
    Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.
    Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению (обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства, повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
    Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
    Стимулирующая функция заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
 
Понятие и структура финансовой системы
Финансовая  система - это совокупность блоков, фондов, звеньев, подзвеньев финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.
Структура финансовой системы  состоит из двух подсистем:
1. Базовая 
1.1. Налоговая 
1.2. Бюджетная 
1.3. Внешнеэкономические  отношения 
2. Обеспечивающая 
2.1. Финансовые планы,  учет, статистика 
2.2. Нормативно - законодательное обеспечение
2.3. Финансовый контроль
2.4. Автоматизированное  управление финансами
2.5. Кадровое обеспечение 
Финансовая  система РК состоит из трех крупных блоков:
1. Общегосударственные  финансы
      1.1. Государственный бюджет
            1.1.1. Республиканский  бюджет
            1.1.2. Местный бюджет (бюджеты  областей, районов)
      1.2. Внебюджетные фонды 
      1.3. Государственный кредит 
2. Финансы населения 
3. Финансы хозяйствующих  субъектов
      3.1. Финансы сферы материального  производства (промышленность, сельх., строительство)
      3.2. Финансы сферы нематериального  производства (культура, образование,  наука, мед.) 

Сущность  финансовой политики и финансового  механизма 

Финансовая  политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач.
Финансовая политика государства подразделяется на:
    финансовую стратегию - долгосрочный курс финансовой политики, предусматривающее решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества.
    финансовую тактику - решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых отношении, направленных на решение задач финансовой политики.
Финансовый  механизм – система реализации финансовой политики, который включает в себя виды, формы и методы организации, планирования и управления финансами. 
Финансовый механизм делится на:
    финансовый механизм хозяйствующих субъектов
    механизм функционирования государственных финансов
    Структура финансового механизма 

    Подсистема  финансового механизма  представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления.
1.1. Финансовое планирование  и прогнозирование 
1.2. Финансовые рычаги  и стимулы
1.3. Организационная  структура и правовой режим.
2.  Блок (звено) финансового  механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.
2.1. Финансовые планы,  прогнозы и балансы 
2.2. Нормы и нормативы 
2.3. Распределение  финансовых ресурсов
2.4. Финансовые резервы 
2.5. Законы регулирующие  финансовые отношения 
2.6. Организация финансового управления
2.7. Финансовые показатели 
2.8. Финансовый контроль.
3. Элемент финансового  механизма - это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства.
3.1. Наименования финансовых категории (методы, формы, виды, способы финансовых отношении). 

Стадии  осуществления финансовой политики, задачи и  принципы 

    Разработка  научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества.
2. Формулировка стратегических  и тактических мероприятий финансовой  политики исходя из соответствующих  целей и задач экономической  политики.
3. Практическое воплощение  намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.
Задачи:
    обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;
    рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
    выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.
Принципы  финансовой политики:
    соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов ;
    обеспечение планомерной организации финансовых  отношений;
    сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
    создание финансовых резервов, то есть превышение доходов над расходами;
    оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.
 
Организация управления финансами: сущность и принципы финансового управления
Управление  финансами - процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития через государственные, хозяйственные и общественные органы с помощью методов, рычагов, стимулов и санкций. 
Принципы  управления финансами:
    Политический подход к финансовым вопросам.
    Демократизм в управлении.
    Оптимальное сочетание административных и экономических методов.
    Согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления.
    Научный подход.
    Ответственность в управлении.
 
Элементы  финансового управления
Информация -  достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденции, заранее определять конечный результат. Финансовая информация осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы.
Планирование - обеспечивает сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней национального хозяйства.
Организация  - означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.
Регулирование  -  это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий. Оно направлено на предупреждение и ликвидацию всякого рода отрицательных отклонений от намеченного результата. Оно заключается в обеспечении пропорций и синхронности во всех видах деятельности за счет резервных фондов, сверхплановых финансовых ресурсов, неиспользованных ассигнований.
Контроль -  контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.  

Организация управления финансами  в РК
1. Оперативное управление  финансами. 
2. Стратегическое управление  финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы
государственной власти и управления:
    Парламент
    Аппарат Президента
    Правительство
    Министерство финансов
    Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые  реализуются во многом через Аппарат  Президента:
    ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики;
    издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны;
    подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства;
    вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их;
    регулирует валютно-финансовые отношения которые проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан.
 
Полномочия  Парламента в финансовой политике 

В компетенции Парламента решение финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждение и последующее  голосование законодательных актов - Законов Республики Казахстан и Постановлений Парламента.
Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
    налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
    республиканского бюджета;
    образования, здравоохранения и социального обеспечения;
    обеспечения обороны и безопасности страны;
    организации и деятельности государственных органов и органов местного управления;
    охраны окружающей среды;
    режима собственности и иных вещных прав.
 
Рабочие органы Парламента и  компетенция Правительства 

Рабочими  органами Парламента являются постоянные комитеты сената и мажилиса - Комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе. В комитетах прорабатываются законодательные акты до внесения их на голосование в Палатах Парламента.
Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:
    разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению; 
    разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов;
    разработку, и исполнение республиканского бюджета;
    разработку и осуществление мер по укреплению финансовой системы страны;
    обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
    осуществление структурной и инвестиционной политики;
    организацию управления государственной собственностью;
    решение вопросов социально-экономического развития регионов;
    разработку мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями;
    осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.
 
Финансовый  аппарат страны
Общегосударственные финансы управляются Министерством  финансов и Министерством государственных  доходов Республики Казахстан.
 
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов и налоговых органов.

 
Предупреждение, выявление, привлечение  и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
 

Органы  финансовой полиции
Органы финансовой полиции осуществляют оперативнорозыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными  органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической  и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.
Работники финансовой полиции, в пределах своей  компетенции, имеют  право:
    давать обязательные для исполнения предписания, представления юридическим и физическим лицам;
    при наличии достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, связанного с финансовыми правонарушениями, производить проверки совместно с работниками финансовых и налоговых органов на основании соответствующего предписания;
    запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных учреждений и организаций, должностных лиц и граждан;
    требовать от руководителей и других должностных лиц организаций и учреждений, независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушений финансового законодательства и контролировать его выполнение;
    составлять протоколы о финансовых правонарушениях, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
    реализовывать другие функции, предусмотренные законодательством и положением об Агентстве финансовой полиции.
 

Структура таможенных органов 

Структура таможенных органов  включает:
    Таможенный комитет Министерства государственных доходов
    Областные таможенные управления
    Таможни
    Таможенные посты.
Таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом. Он участвует в разработке таможенной политики государства, таможенном регулировании торгово-экономических отношений, содействует развитию внешнеэкономических связей и тем самым - реализации единой экономической политики Республики Казахстан.
Задачами  таможенных органов:
    защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.
    определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.
 
Национальный  банк РК и Министерство финансов РК
Национальный  банк Республики Казахстан  влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики.
Министерство  финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности. 
Основными задачами министерства являются:
    участие в разработке и реализации государственной бюджетной политики во взаимодействии с налоговой и денежно-кредитной политикой; 
    участие в разработке и реализации государственной налоговой политики;
    создание и развитие системы мониторинга использования государственной собственности, повышение эффективности управления государственной собственностью;
    осуществление рационального правительственного и гарантированного государством заимствования;
    обеспечение выполнения обязательств по правительственным займам и государственным гарантиям по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
    мониторинг и управление государственным и гарантированным государственным долгом;
    методологическое руководство по планированию и исполнению республиканского и местных бюджетов, бюджетному учету, отчетности и аудиту, внедрение методов бюджетного программирования и методики функционального анализа государственных расходов;
    обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и местных бюджетов;
    разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета, а также отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;
    организация проведения единой политики информатизации Казначейской системы;
    иные задачи, возложенные на него законодательством.
 
Функции Министерства финансов
    участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью;
    участие в разработке государственных и иных программ, стратегических и индикативных планов, основных макроэкономических показателей;
    прогнозирование поступления в республиканский и местный бюджеты;
    расчеты объемов поступлений и расходов, расчеты по лимитам правительственного долга и предоставления государственных гарантий, а также по лимитам заимствования местными исполнительными органами;
    разработка проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а также прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период;
    анализ и обобщение практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государственной собственности, разработка предложений по его совершенствованию, подготовка проектов нормативных правовых актов в области управления государственными финансами, владения, пользования и распоряжения государственной собственностью;
    осуществление налоговой экспертизы контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий совместно с органами налоговой службы;
    участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений;
    осуществление финансирования расходов и кредитования из республиканского бюджета;
    составление годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета, а также отчета по выполнению особо важных программ;
    осуществление контроля за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств республиканского бюджета и иного имущества, находящегося в государственной собственности за разработкой и исполнением местных бюджетов;
    ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие счета Комитета казначейства в Национальном банке Республики Казахстан, организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении;
    определение финансовых условий правительственных займов, согласование привлечения займов местными исполнительными органами, проведение финансовой экспертизы условий негосударственных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов;
    получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан.
    Центральные звенья ,Министерства финансов
Поскольку центральным  звеном финансов является государственный бюджет, то особое значение имеет работа Министерства финансов по составлению проекта республиканского бюджета, обеспечение исполнения республиканского бюджета, контроля за его кассовым исполнением.
В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функциями, состав и структура этих подразделений постоянно меняются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы.
Министерства финансов состоит:
    Бюджетный департамент;
    Комитет казначейства;
    Департамент фискальной политики и прогнозов; 
    Департамент макроэкономики и финансовой статистики; 
    Департамент государственного заимствования; 
    Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита; 
    Департамент государственного долга и кредитования; 
    Департамент кадровой и организационной работы; 
    Административный департамент; 
    Департамент юридической службы;
Дополнительные  звенья Министерства финансов:
    РГП «Хозяйственное управление Министерства финансов Республики Казахстан»; 
    РГП «Информационно-учетный центр»;
    РГП «Реабилитационный фонд»;
    РГП «Центр информатизации финансовых систем»;
    Комитет финансового контроля;
    Комитет государственного имущества и приватизации.
 
Комитет казначейства и выполняемые функции и задачи
Организационная структура  Комитета казначейства состоит из Центрального аппарата казначейства в составе Министерства финансов и подчиненных ему территориальных подразделений по областям, городам.
Органы казначейства выполняют следующие задачи и функции:
    организацию, осуществление кассового исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовое обслуживание местных бюджетов и контроль за исполнением государственного бюджета;
    управление денежными средствами на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
    ведение взаимных расчетов между республиканскими и местными бюджетами;
    обеспечение распределения налогов и других обязательных платежах между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты различных уровней;
    ведение и учет валютных операций государственных учреждений организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении;
    сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и использования их в оперативном управлении;
    прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета; 
    осуществление перевода денег при погашении и обслуживании государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию;
    развитие и совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства;
    разработку методологических и инструктивных документов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.
 
 
Департаменты  Министерства финансов
Департамент макроэкономики и  финансовой статистики - изучает экономику в ее взаимосвязи и взаимодействии с финансовой системой для координации целей и задач государственной политики в области управления государственными финансами, участвует в разработке основных макроэкономических и бюджетных показателей, производит сбор, обработку и анализ финансовой информации на основе отчетных данных об исполнении бюджетов и реализации государственных программ, подготавливает проекты международных договоров, конвенций, соглашений (совместно с другими департаментами и ведомствами республики), направленных на осуществление и развитие межгосударственных финансовых отношений.
Департамент юридической службы - ведение законопроектных работ, кодификация, правовое обеспечение деятельности финансовых органов, договорно-правовая и судебно-правовая работа.
Департамент кадровой и организационной  работы - организация государственной службы в финансовой системе, повышение квалификации, работа с персоналом центрального аппарата Минфина и территориальных органов.
Комитет финансового контроля - осуществляет организационно-методологическую и аналитическую работу в сфере контроля. Его органы проводят ревизии государственных предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и организаций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение законодательства по ценным бумагам.
Департамент государственного заимствования - координирует поступление и использование средств, поступающих в порядке внешней помощи, проводит финансовую экспертизу, мониторинг проектов, закупок товаров и выплат, подготавливает предложения по займам и их реализации, содействует привлечению прямых инвестиций в экономику страны, анализирует рынок капиталов и содействует его активизации. 

Финансовое  планирование и прогнозирование. Система финансовых планов.
Финансовое  планирование – процесс разработки финансовых планов, организации их выполнения в предусмотренные сроки, направленный на достижение намеченных целей.
Объект  финансового планирования – финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.
Финансовое  прогнозирование  - разработка прогноза о конкретных перспективах развития финансовых ресурсов.
Объект  финансового прогнозирования - финансовые ресурсы.
Система финансовых планов:
    баланса доходов и расходов (бизнес план);
    сметы;
    первичные финансовые планы;
    сводные финансовые планы;
    территориальный финансовый план;
    годовой финансовый план;
    финансовый баланс;
    государственный бюджет.
 
Цели  и задачи финансового  планирования
Задачей финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных объектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.
Цели  финансового планирования:
    определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины;
    установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно-территориальными подразделениями;
    определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.
Принципы  финансового планирования
    сочетание централизованного и децентрализованного подходов - органическое сочетание двух начал централизованного финансового планирования с максимальным развитием творческой местной (низовой) инициативы при составлении финансовых планов. Централизованное финансовое планирование позволяет государству проводить единую финансовую политику, целенаправленно руководить распределением и перераспределением финансовых ресурсов в масштабе государства. децентрализм в финансовом планировании способствует развитию творческой активности производственных единиц и местных органов власти в составлении реальных планов и их выполнении, в изыскании резервов роста производства и повышения его результативности.
    единство  - находит выражение в тесной взаимосвязи и взаимозависимости финансового планирования с экономическим и социальным планированием. В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. В то же время в ходе финансового планирования уточняются установленные параметры развития объекта, проверяются балансовые связи отдельных элементов и разделов плана экономического и социального развития.
    непрерывность  - коррективы вносятся в план ежегодно. Непрерывность финансового планирования позволяет ликвидировать разрыв между текущими и перспективными планами, лучше ориентировать хозяйственные организации, определяя реальные перспективы их развития.
 
Методы  финансового планирования
    Метод экстраполяции (или коэффициентов) - состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.
    Метод экспертных оценок - предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов – экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.
    В соответствии с нормативным методом плановые финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов.
    Балансовый метод  - предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.
    Программно-целевой метод - прогнозирование на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях – общенациональном, отраслевом, первичном.
    Экономико-математические методы  -  планирование с использование математических вычислении в ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период.
 
Правовое  обеспечение финансовых отношений
Финансовое  право – это совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества.
финансово-правовые нормы – исходные первичные элементы права, то есть установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Финансовая  деятельность государства  выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов.
ВЫСШИЙ  орган государственной  власти - Парламент Республики Казахстан.
Органы  государственной  власти на местах - собрания депутатов - маслихаты.
Главой исполнительной власти является – Президент.
Исполнительно-распорядительную деятельность проводит - Правительство Республики Казахстан, на местах - главы (акимы) и аппарат местных администраций. 

Методы  финансовой деятельности
    Методы обязательных и добровольных платежей в децентрализованные государственные фонды: государственный бюджет, внебюджетные фонды, страховые и кредитные фонды. С обязательным относятся налоги, отчисления средств (на социальные цели, в специальные и внебюджетные фонды). На добровольных началах осуществляется часть платежей по личному и имущественному страхованию, по государственным займам, по денежно-вещевым лотереям, по вкладам-депозитам банки.
    При распределении государственных денежных средств различаются методы: финансирование - безвозвратный и безвозмездный отпуск средств и кредитование - выделение средств на началах возвратности и возмездности.
    При финансовых операциях применяются методы безналичных и наличных расчетов денежными средствами. Преобладающими должны быть безналичные расчеты, так как они сокращают издержки денежного обращения, а используются отношениях государства с предприятиями и другими «органами, и частично с населением.
Финансовый  контроль и принципы
Финансовый  контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели. Сфера действия, финансового контроля часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим, политическим.
Финансовая  дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, го хозяйствующими субъектами.
Принципы  финансового контроля:
    регулярность, повсеместность, универсальность контроля;
    превентивность контроля, то есть предупредительный его характер;
    действенность, реальность, гласность, которые могут быть достигнуты только при правильной организации контрольной работы, применение обоснованной методики, тщательном изучении дела, внесении конкретных предложений;
    беспристрастность контроля;
    независимость работников контрольных органов.
 
Задачи  и функции финансового  контроля
Основные  задачи финансового контроля:
    Проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организациями и населением.
2. Проверка правильности  использования хозяйствующими субъектами  находящихся в их распоряжении  денежных ресурсов (бюджетных и  собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств).
3. Проверка соблюдения  правил совершения финансовых  операций, расчетов и хранения  денежных средств хозяйствующими  субъектами.
4. Выявление внутренних  резервов производства - возможностей  повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств.
5. Устранение и  предупреждение нарушений финансовой  дисциплины.
Функции финансового контроля:
    проверка расходования средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);
    проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
    проверка соблюдения правил учета и отчетности.
 
Классификация финансового контроля
Классификация финансового  контроля по видам:
1. Общегосударственный  контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности. Его осуществляют органы государственной власти и управления. В общегосударственном контроле выделяется налоговый, бюджетный, валютный, таможенный контроль.
2. Ведомственный финансовый  контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений.
По  времени:
1. Предварительный  финансовый контроль  проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов и поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В данном случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.д.
2. Текущий финансовый  контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязанностей перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, инвестирования и т.д.).
3. Последующий   финансовый   контроль - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования хозорганами денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. 

Аудиторский контроль и его стадии
Аудиторский контроль - проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности на основе договора (контракта), заключаемого независимой аудиторской фирмой и владельцем (собственником) предприятия, компании, банка, страховой компании.
Аудит проводится по следующим последовательным стадиям:
    планирование (с внутренней систематизацией действия сторон);
    получение информации об объекте аудита и ее оценка;
    разработка подхода к процедуре аудита и подготовка программы;
    проверка и тесты систем контроля;
    проведение процедур аудита;
    формирование аудиторского заключения.
Методы  финансового контроля
    Ревизия - наиболее полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период.
    Проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка) и обследования - проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами (участками) финансовой деятельности. 
    Рассмотрение проектов, финансовых планов,   заявок,   отчетов  о  финансово-хозяйственной деятельности
    Наблюдение – общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии или на государственном уровне.
    Инспекция – периодическая проверка состояния финансовой деятельности.
 
Органы  государственного финансового  контроля
    Парламент РК – контролирует источники поступления бюджетных ресурсов, их экономное использование и пересечение расточительства денежных средств. А также эффективное использование государственной собственности, работы государственных предприятии и использование средств специальных фондов. 
    Специальные ведомства государственного финансового контроля.
    Комитет финансового контроля – подчиняется Министерству финансов и осуществляют следующие функции контроля: документирование ревизии на госпредприятиях и организациях, проводит проверки по заданиям МВД и самое главное обеспечивает правовой базой для финансового контроля. 
    Органы финансового контроля – контролирует процессы мобилизации и использование средств бюджетных фондов. А также способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивает максимальный рост поступлении в государственный бюджет и общее развитие экономики.
    Налоговый комитет – это орган оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Министерства финансов. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения налогов, проверка финансового состояния хозяйствующих субъектов и их регистрации, а также контроль за правильностью определения налогооблагаемого дохода, проводит оценку, учет и реализацию конфискованного имущества, перешедшего государству. 
Финансы хозяйствующих субъектов и их классификация
Финансы  предприятии и  организации – совокупность экономических отношении, связанных с созданием, распределением и использованием денежных средств при производстве и реализации готовой продукции.
Финансы хозяйствующих  субъектов включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых, кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности.
Классификация хозяйствующих субъектов:
    по сферам деятельности: производственные и непроизводственные;
    по видам производства: товары и услуги;
    по  характеру деятельности: коммерческие и некоммерческие организации;
    по формам собственности: государственные, частные, иностранные и смешанные.
    по организационно-правовым видам: хозяйственные товарищества (ТОО, АО, полное товарищество, коммандитное и товарищество с дополнительной ответственностью), государственные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (головные, производственные и казенные предприятия), кооперативные (производственные и потребительские), общественные организации (объединения, фонды и предприятия общественных организации) и организации непроизводственной сферы (государственные и коммерческие).
Функции финансов хозяйствующих  субъектов
Особенность распределительной функции финансов хозсубъектов состоит в том, что в процессе индивидуального кругооборота средств стоимость производимого продукта распределяется на основе установленных экономических нормативов (ставок налогов, норм амортизационных отчислений, процентов за кредит), что и определяет участие финансов в распределении и перераспределении стоимости в воспроизводственном процессе.
Воспроизводственная подфункцию -  обеспечение соответствия между движением материальных и денежных средств в процессе их кругооборота при простом и расширенном воспроизводстве. Для этого предприятия разрабатывают на основе планов, прогнозов и намерений производства и реализации продукции, установленных экономических нормативов, объемы доходов и расходов на определенные периоды времени; определяют, в какой - мере расходы могут быть покрыты за счет собственных финансовых ресурсов, временно привлеченных средств других организаций и своих работников, банковских ссуд, а в особых случаях - за счет ассигнований из бюджета.
Контрольная функция финансов играет хозяйствующих субъектов важную роль в экономике предприятия: нельзя  хозяйствовать без учета и контроля.  

Основные  черты хозсубъектов
Основными чертами  финансов хозяйствующих субъектов  являются:
    Многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения;
2) Обязательное наличие производственных фондов и возникновение в связи с этим отношений, связанных с их формированием, постоянным пополнением, увеличением и перераспределением. Производственные фонды - это динамичный элемент производства, их движение непрерывно, как само 
производство; при этом происходит постоянная смена форм стоимости. На любой момент деятельности предприятия производственные фонды могут находиться в материально-вещественной и денежной формах;

3) Высокая активность, возможность воздействия на все стороны хозяйственной деятельности предприятия;
4) Они представляют  исходную основу всей финансовой системы. 

Финансовые  аспекты преобразования собственности предприятий
Разгосударствление - это передача функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий от государства на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей на горизонтальные; разгосударствление может происходит и без смены собственника.
Приватизация - приобретение у государства юридическими лицами и гражданами объектов государственной собственности, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий и организаций.
Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности в Казахстане являются:
    преобразование   государственного   предприятия   в акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество;
    выкуп   по   конкурсу  или   на   аукционе   имущества государственного предприятия или государственных акций гражданами, а также юридическими лицами, имущество которых не является государственной собственностью;
    выкуп по решению собственника акций акционерных обществ при диверсификации холдингов и акционерных компаний, а также акций перерабатывающих и обслуживающих
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.