На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг Российской Федерации, его структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственный долг Российской Федерации, его структура 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………….… 8
      Экономическое содержание государственного кредита
            и его роль в макроэкономическом  регулировании …..………………..
 
8
      Понятие, сущность и виды государственного долга
         Российской Федерации…..…………………………………....................
 
13
2 ХАРАКТЕРИСТИКА  СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ    ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………
 
20
    2.1 Анализ структуры  внешнего долга Российской Федерации………….
20
    2.2 Анализ структуры  внутреннего долга Российской Федерации….........
26
     2.3 Проблемы управления государственным             долгом Российской Федерации................................................................
 
33
3 МИРОВОЙ  ОПЫТ РАЗМЕЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ     ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ  …………………………………..
 
41
    3.1 Мировая практика  регулирования процесса 
      размещения  государственных обязательств…………………………...
 
41
     3.2 Зарубежные государственные ценные  бумаги………………………... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………… 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….. 55
ПРИЛОЖЕНИЯ  
ПРИЛОЖЕНИЕ  А. Структура государственного внутреннего  долга                                  Российской Федерации по срокам погашения и
                                 по видам обязательств (на 01 января 2011 г)……………
 
 
57
ПРИЛОЖЕНИЕ  Б. Объем государственного внутреннего  долга                                    Российской Федерации……………………………………....
 
58
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

       Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
       Вопрос  о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
       Идея  государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.
       Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего  долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
       Актуальность  рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга и методов по его управлению.
       Исходя  из актуальности темы, целью курсовой работы является исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.
       Задачами  курсовой работы являются:
    – изучить теоретические основы государственного долга;
    – провести анализ современного состояния государственного долга РФ;
       – рассмотреть мировую практику регулирования процесса размещения государственных обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 

       1.1 Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании 

       В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.
       Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица [16, 229]. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству. Следовательно, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы. В гарантиях кредитов нуждаются, как правило, надежные заемщики.
       В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Государственные кредиты могут быть предоставлены как Министерством финансов РФ непосредственно, так и через коммерческие банки.
       Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
       Анализ  содержания государственного кредита  позволяет сделать ряд выводов:
       – сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
       – современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
       – возникновение дефицита бюджета, обусловливающего наличие государственного долга, порождается неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;
       – если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
       – государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).
       Из  определения государственного кредита следует, что он совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Таким образом, основными детализированными функциями государственного кредита (обеспечивающая, распределительная, контрольная) будут следующие:
    Образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.
       Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе факторов доходности, т.е. способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости); надежности, т.е. вероятности понести потери (риск невозврата вложенных средств); ликвидности, т.е. возможности скорейшего для держателя получения денежных средств. Государственные бумаги считаются, как правило, надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Как в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок [16, 187].
    Использование денежных фондов – функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.
    Контроль – функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.
       Кроме того, государственный кредит играет важную роль [15, 230]:
    В перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе.
    В повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования, как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов.
    В ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.
       Оценка  воздействия государственного кредита на социально-экономические процессы в обществе и обеспечение на его основе сбалансированности бюджета как положительного в значительной степени преувеличена, поскольку средства, привлеченные в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.
       Единственным  реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.
       Однако  необходимо учитывать, что государственный долг (особенно его внутренняя составляющая) является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный госдолг не являются негативными факторами, так как позволяют решить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы. Однако данное соображение не относится к настоящей ситуации в экономике России [14, 423].
       Понять  причину столь сильного влияния  государственного долга на финансовое и экономическое состояние страны можно только при тщательном изучении сущности, видов и причин образования государственного долга. 

       
      Понятие, сущность и виды государственного долга Российской Федерации
 
       Государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [1].
       Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц [13, 275].
       Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме:
    Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
    Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.
    Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
    Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий.
    Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
       Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения [1].
       Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний. Рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией и объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
       В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
      Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам.
      Объем основного долга по кредитам.
      Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней.
      Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
       Государственный долг также делится на капитальный  и текущий.
       Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.
       Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
       По  уровню управления государственный  долг делится на:
    Государственный долг Российской Федерации.
    Государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта).
    Муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
       Внутренний  долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств.
       Размеры и структура государственного внутреннего  долга даны в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. Структуру государственного внутреннего долга по срокам погашения и видам обязательств можно представить в виде таблицы (Приложение А) или рисунка 1.1 [18].
       
       Рисунок 1.1 – Структура государственного внутреннего долга РФ
                                по срокам погашения, в млрд.рублей (на 01 января 2011г.)
       Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
       Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.
       Предельный  размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:
    Ревизия бюджета субъекта Федерации.
    Передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта.
    Иные меры.
       В России действует единая система  учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную  долговую книгу.
       Внутренние  долговые обязательства можно разбить на две группы:
    Рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, и др.).
    Нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России) [13, 278].
       Размер  и структура внешнего долга России отражены в программе внешних  заимствований РФ и предоставляемых  Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ. Структура государственного внешнего долга РФ показана на рисунке 1.2. 


       Рисунок 1.2. – Структура государственного внешнего долга РФ
                                  по состоянию на 1 декабря 2010 года, в млн.долларов США
       Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это  приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее  включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
       Предельный  объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований  России на очередной финансовый год  утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  год.
       Предельный  размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга [13, 283].
       Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
    Внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям).
    Внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).
       Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:
    Внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям).
    Внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).
       Управление  государственным долгом является составной  частью финансовой политики любой страны. Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг [13, 287]. Существуют различные формы управления государственным долгом:
      Конверсия – изменение доходности займов. Примером может служить изменение доходности ГКО;
      Консолидация – увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
      Унификация – объединение нескольких займов в один;
      Аннулирование государственного долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;
      Реструктуризация задолженности [4, 176].
       Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.
       Для лучшего понимания сущности и  функций государственного долга  мы рассмотрим подробнее управление государственным долгом, а также  схему его размещения и гарантии, предоставляемые государством по его погашению. 
 
 
 
 
 

     2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     
      Анализ  структуры внешнего долга Российской Федерации
 
       После многих лет постоянного роста  внешнего долга в 2009 году объем корпоративной  задолженности России начал снижаться. Это снижение в первую очередь определяется погашением внешнего долга российскими банками, которые в 2010 году зафиксировали значительный приток валютных депозитов и не нуждаются в дополнительных валютных пассивах. Если рост экономики будет низким в 2011 году, то погашение внешнего долга продолжится, даже несмотря на то, что его текущий уровень не слишком высок.
       Структура российского внешнего долга за последние  годы претерпела существенное положительное  изменение. Доля государственного долга резко сократилась – если на долю правительства и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего внешнего привлечения, то в 2004 году эта доля упала до 49%, а в 2009 году до 7%. Зато банки и компании воспользовались доступностью внешних рынков и за предыдущие годы серьезно увеличили свои внешние займы. Долг российских компаний за период с 2004 по 2008 год вырос на 205 млрд. долларов, а долг российских банков за этот же период возрос на 134 млрд. долларов.
       В целом, если ориентироваться на объем  внешней задолженности российских компаний, то его трудно назвать завышенным по мировым стандартам. Корпоративный долг составлял около 16,5% ВВП по состоянию на конец 2009 года, что существенно ниже долга многих стран развивающихся рынков. C учетом того, что внешний долг российского правительства достигает только 2% ВВП, объем корпоративного долга не кажется угрожающим для макроэкономической стабильности.
       Кроме того, следует помнить и о высокой  концентрации накопленной задолженности  на ограниченном круге крупных компаний. Большая часть внешнего долга российских компаний приходится на нефтяные компании и металлургические компании. Из 166 млрд. долларов банковского долга на долю пяти крупнейших государственных банков приходится около 36 млрд. Таким образом, риски, связанные с внешним долгом, если и существуют, то в значительной степени являются рисками отдельных компаний или кредитных организаций, нежели макроэкономическим фактором.
       С другой стороны, важным является вопрос о том, на финансирование каких проектов шли внешние займы. В значительной степени рост внешней задолженности направлялся на финансирование внутреннего спроса. Около 35% роста кредитного портфеля российских банков за период с 2000 по 2008 год профинансировано через рост внешних займов. Заимствования компаний напрямую на зарубежных рынках также в значительной степени способствовали росту инвестиций и расширению объема производства в России. Этот инвестиционный рост, правда, в большей степени проявился с 2006 года, когда ряд секторов, например энергетика, смогли привлечь инвесторов к прямому участию в свои инвестиционные программы. Приток капитала в более ранние годы скорее привел к значительному росту цен на российские активы. За период с 2004 до середины 2008 года цены на недвижимость в крупных городах и котировки ценных бумаг возросли в три раза, что означает как минимум эквивалентный рост цен на другие активы в России.
       Интересно также отметить, что российские компании были активными экспортерами капитала за рубеж через приобретение там  производственных активов. Если доля России в привлечении иностранных инвестиций с 2000 года оставалась ниже, чем уровень других стран БРИК, то в инвестировании своих средств за рубеж Россия играла в рамках БРИК первую скрипку. В ряде случаев эти приобретения финансировались из внешних займов, которые позволяли российским компаниям существенно диверсифицировать их бизнес и интегрироваться в мировую экономику. Однако такой подход к международной диверсификации оказался рискованным, так как с падением цен объем накопленных обязательств российских эмитентов остался, а стоимость их производственных активов и ликвидность существенно снизились.
       Очевидно, что главной причиной накопления внешнего долга для российских компаний было ожидание дальнейшего роста  внутреннего российского рынка. Но теперь, в условиях низкого темпа роста, внешний долг становится в большей степени бременем, даже несмотря на незначительный объем. Неуверенностью в росте рынка объясняется настойчивое желание компаний реструктурировать свои обязательства и рассрочить их на более длительный срок.
       Действительно, даже правительственный прогноз, который  традиционно отражает достаточно оптимистическое  видение развития экономики, в перспективе  на 2011–2012 годы рисует картину, радикально отличающуюся от той, к которой в России привыкли в последние годы (Таблица 1). Во-первых, темпы роста в 3–4% выглядят объективно слабыми по сравнению с теми ожиданиями, в которых экономика жила последние годы. Во-вторых, самое главное разочарование связано с тем, что темпы роста реальных доходов населения прогнозируются на уровне 3–4% в год, в то время как с 2000 года этот показатель увеличивался темпами более 10% в годовом выражении. Безусловно, это поддерживает опасения, что населению придется радикально пересмотреть свои ожидания и настроения и привыкать к новой реальности, в которой доходы в лучшем случае стабилизируются.  

       Таблица 1 – Основные макроэкономические параметры
                            на 2011–2012 годы, в процентах
    Показатель 2011 2012
    ВВП 3,4 4,2
    Инфляция 6–7 5–6,5
    Инвестиции  в основной капитал 7,9 10,3
    Оборот  розничной торговли 4,1 4,1
    Промышленное  производство 2,9 4,3
    Реальный  располагаемый доход 3,3 3,7
 
       Значительное  беспокойство вызывают также и прогнозы темпов роста инвестиций. Согласно последним оценкам, они выросли на 6% в 2010 году и ускорятся до 10-процентного роста только начиная с 2012 года. Это значит, что, несмотря на накопленные государственные резервы, а также на то, что многие российские компании привлекли иностранные инвестиции на свою модернизацию, продолжить быстрый инвестиционный рост в условиях нестабильных финансовых рынков будет сложно. И это несмотря на то, что риски техногенных катастроф не снижаются и что уровень инвестиций в структуре ВВП России очень низок.
       Провал в инвестициях в 2009-2010 годах, казалось бы, дает основания рассчитывать на восстановление инвестиций в 2011 году. Но официальные прогнозы говорят об обратном. Это может означать, что ряд компаний действительно не видит перспектив роста рынка и что их деятельность в 2011 году будет нацелена скорее на перераспределение доли рынка и на внутреннюю реорганизацию, нежели на органический рост.
       В принципе оживление слияний и  поглощений действительно могло  бы стать здоровой тенденцией, закладывающей  основу для дальнейшего роста  экономики. С другой стороны, уровень цен в экономике снизился не сильно и активы по-прежнему продаются не активно. Это является результатом политики «заливания проблем деньгами». Даже те компании, которые находятся не в лучшем состоянии, вместо того чтобы заботиться о повышении собственной эффективности, рассчитывают на дополнительную государственную помощь. Именно в результате щедрой поддержки, которую государство оказало во время кризиса, часто не оценивая экономическую эффективность такой поддержки, а скорее ориентируясь на социальную значимость, у компаний сформировалось спокойное отношение к реструктуризации своих активов, и многие из них не стараются приложить усилия для обслуживания своих долгов.
       Настроения  в реальном секторе крайне важны  для определения дальнейшей динамики внешнего долга. С одной стороны, можно предположить, что те компании, которые не могут активно рассчитывать на государственные вливания, должны будут больше внимания уделять оценке конъюнктуры внутреннего рынка, и неопределенные перспективы роста вынудят их снизить объем долговой зависимости. В этой связи следует напомнить, что темпы роста экономики, заложенные в правительственный вариант развития, скорее свидетельствуют в пользу этого сценария. С другой стороны, те компании, которые рассчитывают на господдержку, могут продолжать увеличение внешнего долга, рассчитывая, что в случае негативного сценария развития этот долг станет обязательствами государства.
       В 2011 году Россия должна выплатить 104,8 млрд. долларов внешнего долга (7% ВВП), в том числе 36,1 млрд. – банки и 62,3 млрд. – компании. Такие данные приводит ЦБ РФ. В 2010 году объем предстоявших выплат был сопоставимым (106,4 млрд.: 32,3 млрд. – банки, 69,4 млрд. – компании). Сам долг вырос за год на 3,4% до 483 млрд. долларов, причем компании его сократили на 1%, а банки увеличили на 12,2%. В кризисном 2009 году было наоборот – банки сокращали пассивы (на 25% за год), а долг компаний рос (на 6,5%). [20]
       В 2011 году банки по-прежнему будут  основными заемщиками, их внутренние валютные привлечения перетекают в рублевые, необходимые для баланса пассивы будут браться с внешнего рынка. Банки продолжат наращивать займы активнее, чем компании, рост депозитов замедляется, а при сохранении текущего уровня спроса на кредиты совокупный кредитный портфель вырастет на 15-20%. В декабре банки уже резко нарастили валютные пассивы, чистое привлечение составило около 10-12 млрд. долларов – вдвое больше чистого вывоза за октябрь и ноябрь, вместе взятые [19].
       Для ограничения валютных займов в прошлом  году приняты поправки в Налоговый кодекс: предельный размер процентов по кредитам в валюте, относимых на расходы для уменьшения налога на прибыль, сокращен с 15% до 0,8 ставки рефинансирования ЦБ (на данный момент это соответствует 6,2%; правило действует для займов, взятых с 1 января 2011 года). Но мера кардинально на ситуацию не повлияет, внешний рынок – это доступ к длинным деньгам, на внутреннем рынке их нет. Внешнее финансирование дешевле, и его стоимость продолжает снижаться, средняя стоимость внешних займов, привлеченных в декабре, – 2,5-3%, при том что средневзвешенная ставка по накопленному долгу российского корпоративного сектора – 5,5-6%. Так, в декабре «ЛУКОЙЛ» разместил 1,5 млрд. долларов евробондов по ставке купона 2,6%, ВТБ – 150 млн. долларов (в юанях) по 2,95%, а ставка купона по облигациям Газпромбанка, размещенным в декабре на внутреннем рынке, – 7,75%, Райффайзенбанка – 7,54%. По данным ЦБ, российские банки предлагают компаниям кредиты в долларах на срок до года в среднем по 6% (данные за ноябрь), в рублях – по 9,2%.
       Власти  намерены ограничить и внешние займы  госкомпаний: по данным ЦБ, на долю госкомпаний  и госбанков приходится 33% долга  корпоративного сектора, а доля госбанков  в общей задолженности банковского  сектора – 41,5% (на 1 июля 2010 года). Одним из итогов кризиса, когда государству пришлось спасать корпоративных заемщиков от маржин-коллов, стало создание рабочей группы по мониторингу внешних займов госкомпаний. Сейчас решения о займах принимают их органы управления, а в них входят представители государства. Не нужно устанавливать какие-то ограничения, но мониторинг нужен, чтобы потом не пришлось срочно спасать активы от зарубежных кредиторов. Минфин настроен жестче и намерен обязать госкомпании согласовывать с ним займы.
       Еще одним важным вопросом, помимо вопросов о росте рынка и долларизации пассивов банков, является тема движения валютных курсов в 2011 году. Очевидно, что опасения дальнейшей девальвации рубля станут стимулом продолжающегося снижения внешнего долга. Кроме того, в условиях ожидаемой девальвации следует предполагать дальнейший рост доли нефтегазового и металлургического секторов в общем объеме внешнего долга.
       Не  секрет, что курс рубля будет находиться под значительным влиянием внешних  факторов. В этом смысле динамика пары доллар–евро остается ключевой. С точки зрения фундаментальной значимости очевидно, что удар по доллару, в случае снижения его функции резервной валюты, может быть гораздо более существенным, чем результаты любых негативных экономических новостей для евро. И если в ближайшее время станет очевидным, что повышение ставок не может уберечь экономику от рецессии роста, то мировые рынки опять могут увидеть отток капиталов в страны, обеспечивающие большие доходы на вложенный капитал.
       Что касается внутренних факторов динамики курса рубля, то фундаментальное его значение, скорее всего, останется на уровне 30–35 рублей за доллар. Это связано с тем, что финансирование дефицита бюджета в России по-прежнему существенно отстает от плана. Тем не менее налицо и контроль за расходами, которые не дали того лавинообразного роста, как это планировалось изначально. Такая ситуация может повториться и в этом году. Это означает, что российскому бюджету не придется выходить на мировые рынки с внешними займами и что приток капитала в Россию по-прежнему будет определяться динамикой частного капитала и склонностью российских компаний заимствовать за рубежом.
       В этой связи стоит напомнить, что  внешний долг для страны с низким уровнем долговой обремененности в  первую очередь является возможностью профинансировать свой рост и на первоначальном этапе не приводит к накоплению рисков. Российская экономика в силу низкого объема частных сбережений, безусловно, могла бы использовать привлечение внешних ресурсов, дело только за проектами. Беспокойство по поводу отсутствия внутренних источников роста является на данный момент самым главным сдерживающим фактором, препятствующим оживлению российских кредитных рынков и улучшению платежного баланса.  

      Анализ  структуры внутреннего долга Российской Федерации
 
       Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались [18].
       Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:
       – Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
       – Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и  с амортизацией долга (ОФЗ-АД) [17, 232].
       Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по поручению  Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает  Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах [10, 172].
       До  августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО  и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены. Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем проведения новации.
       Согласно  Распоряжению Правительства № 1787-р  держатели ГКО и ОФЗ со сроками  погашения до 31.12.1999 г., были разделены на 3 категории. Держатели первой категории, к которой были отнесены почти все юридические лица-резиденты и те держатели ГКО-ОФЗ, которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (например, негосударственные пенсионные фонды), получили 30% от дисконтированной номинальной стоимости облигаций денежными средствами, 50% – новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы выплачиваются два раза в месяц; 20% – ОФЗ-ПД бездоходными. Держатели второй категории, к которым были отнесены физические лица – резиденты, получили возможность выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям первой категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости облигации в полной сумме. Держатели третьей категории, представленной в основном нерезидентами, как физическими, так и юридическими лицами, 10% задолженности получили деньгами, 20% – в виде бескупонных бездоходных бумаг и остальные 70% – купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением через 4-5 лет [8, 22].
       Новация по государственным ценным бумагам, «замороженным» решениями от 17 августа 1998 года, была завершена на 1 июля 2000 года. На новацию согласились все инвесторы (99,9%) [7, 15]. Цены бумаг, предложенных Минфином России в ходе новации, позволяют инвесторам в случае их продажи вместе с купонами получать выручку, превышающую номинал «замороженных» обязательств.
       Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные  купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно [12, 167].
       Срок  обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные  торги велись на бирже. Доход по ОФЗ  зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ .
       В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций  федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации – 1000 руб. 
       В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с  амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД – это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
       Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. (Приложение Б).
       На  рынке государственных ценных бумаг  за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено  доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:
       – снижен уровень доходности по государственным облигациям;
       – стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
       – значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. При этом наиболее значительный оборот на рынке приходится на «длинные» инструменты.
       Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований  является так называемый «эффект  вытеснения частных компонентов  совокупного спроса». Его суть состоит  в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (неснижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт [6, 21].
       Перечень негативных эффектов внутренних государственных заимствований отнюдь не ограничивается «эффектом вытеснения». В этой связи, предполагаемую политику правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это объясняется тем, что:
    Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
    Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных таким образом средств. Пока эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны, стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях государство действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях (вплоть до признания страны банкротом).
    Современные теории инфляции отводят большую роль в объяснении темпов инфляции в стране величине государственного долга. Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост государственного долга оказывает влияние на уровень инфляции [6, 22].
       Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.
       В 2013 году внутренний государственный  долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом [2].
       Динамика  объема и структуры внутреннего  госдолга представлена в таблице 2 [18].
       Таблица 2 – Динамика и структура внутреннего  госдолга
  На 1 января 2010 года На 1 января 2011 года На 1 января 2012 года На 1 января 2013 года На 1 января 2014 года 2013 г.  к 2010 г., %
отчет Закон № 308-ФЗ (с изм.) проект  проект  проект 
млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, %
Государственный внутренний долг, всего 2 094,7 100 3 726,7 100 5 148,4 100 6 976,4 100 8 826,3 100 236,8
в том числе:                      
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) 1 837,1 87,7 2 933,0 78,7 4 076,7 79,2 5 621,1 80,6 7 147,5 81,0 243,7
государственные гарантии 251,4 12 787,1 21,1 1 064,8 20,7 1 355,3 19,4 1 678,8 19,0 213,3
прочая  задолженность  6,2 0,3 6,6 0,2 6,9 0,1 0,0 0 0,0 0  
 
       Наиболее  значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.
       Объем внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 – 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.
       В соответствии с Основными направлениями  долговой политики Российской Федерации  на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ  и ГСО предполагается осуществить  выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.
       На  внутреннем рынке государственных  ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 – 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
       В 2011 – 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации. Законопроектом установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года – 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 1 678,8 млрд. рублей.
       К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.
       В связи с увеличением государственных  внутренних заимствований бюджетные  ассигнования на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93 % в 2011 году до 81,1 % 2013 году [2].
       Основной  объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011 – 2013 годах будет приходиться на ОФЗ – АД и ОФЗ – ПД: ОФЗ – АД в 2011 году – 43,5 млрд. рублей, в 2012 году – 40,4 млрд. рублей, в 2013 году – 42,1 млрд. рублей; ОФЗ – ПД в 2011 году – 213,5 млн. рублей, в 2012 году – 325,8 млрд. рублей, в 2013 году – 400,5 млрд. рублей.
       Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга  обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга  в 2011 – 2013 годах, но и ростом планируемой  доходности по государственным ценным бумагам. Расчет процентных расходов в 2011 – 2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным – 6 % – 8 %, долгосрочным – 8 % – 8,5 %. 

       
      Проблемы  управления государственным долгом Российской Федерации
 
       Целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного  соотношения между потребностями  государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.
       Управление государственным долгом предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим:
       – анализ социально-экономического развития государства на перспективу;
       – оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
         – определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры;
       – меры по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны [9, 59].
       Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
       В связи с этим также следует  учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.