На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребительский рынок

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы.
    В посткризисный период страна вступила в новый исторический этап своего развития, целями которого являются рост эффективности процессов воспроизводства и повышение уровня жизни народа.
    Их  достижение определяется тем, насколько  успешно сфера торговли адаптируется к рыночным условиям.
    Именно  торговля потребительскими товарами призвана обеспечить потребность людей в товарах и услугах, что определяет её ведущее место на потребительском рынке.
    Рынки потребительских товаров играют ведущую роль в торговле, поскольку через их каналы произведённая продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение процесс общественного воспроизводства той или иной страны, и создаются необходимые условия для его возобновления. Вышеизложенное обуславливает актуальность данной темы курсовой работы: «Рынки потребительских товаров в России: состав, специфика и проблемы».
    В современных посткризисных условиях развития рыночных отношений в экономике страны исследование специфики рынка потребительских товаров, в т.ч. конкретных рынков, относится к числу важнейших вопросов, нашедших достаточно широкое освещение в экономический литературе. В нашей стране изучению рынка потребительских товаров в тех или иных аспектах посвящены исследования А.В. Орлова, Ф.А.Крутикова, М.М.Дарбиняна, Л.Ф.Столмова, Р.А.Локшина, А.Г.Абрамишвили, В.Д.Марковой, В.Брылевой, Е.Г. Голубкова, И.Н.Герчиковой, П.С.Завьялова, В.Е.Демидова, А.Н.Романова, О.А.Третьяк, В.Е.Хруцкова, Б.А.Соловьева, Е.М.Феоктистовой, И.Н.Красюк и др. Региональным особенностям формирования и развития потребительского рынка посвящены работы А.А.Байматова, А.Р.Бернвальда, Р.И.Шнипер, А.С.Новоселова и других отечественных экономистов.
    Однако, современные исследования проблем  изучения потребительских рынков в  России имеют определенную терминологическую путаницу с отсутствием системного подхода и единой методологии исследования рынка. Кроме того, многие из представленных в экономической литературе методик изучения товарных рынков, определения их емкости носят теоретический характер и применение их в практике исследований затруднено. Недостаточно полно в представленных методиках исследования рынка потребительских товаров предусмотрен учет влияния региональных факторов, определяющих формирование и развитие конкретных товарных рынков в современных условиях. В связи с этим, в настоящее время возникла необходимость в переосмыслении, систематизации имеющихся взглядов, мнений и методик исследования товарных рынков с целью учета региональной специфики и особенностей становления и формирования рынка потребительских товаров в условиях переходной экономики.
    Богатый опыт изучения рынка потребительских  товаров накоплен в трудах зарубежных экономистов: Ф.Котлера, Б.Бермана, Дж.Р.Эванса, Е.Дихтль, Х.Хёршген, Э.Дж.Долана, Д.Е.Линсей, В.Хойера, X. Швальбе и др. Изучение мирового опыта и использование его в практике маркетинговых исследований рынка потребительских товаров при переходе к рыночной экономике позволяет повысить качество и глубину проводимых исследований. Однако, невозможно механически перенести зарубежный опыт изучения потребительского рынка с преимущественно рыночными механизмами на отечественный потребительский рынок без учета специфических особенностей его формирования и развития на переходном этапе к рыночным отношениям. Поэтому, актуальность, сложность и многоплановость вопросов изучения рынка потребительских товаров обуславливают необходимость их рассмотрения применительно к новым посткризисным экономическим условиям и конкретным региональным особенностям развития товарных рынков.  

    Цель  курсовой работы.
    Целью данной курсовой является проведение анализа особенностей современного потребительского рынка (на примере региона).  

    Задачами  курсовой работы являются:
      Определить потребительский рынок как экономическую категорию, его состав и место в экономике.
      Выделить структурные элементы сферы потребительского рынка и обозначить их функции.
      Изучить конъюнктуру потребительского рынка и основные показатели ее изучения.
      Рассмотреть базу регулирования потребительских рынков
      Провести анализ современного состояния потребительского рынка Свердловской области.
      Обозначить направления совершенствования потребительского рынка Свердловской области.
        
          Степень разработанности темы.
    Теоретической основой исследования явились работы как отечественных, так и зарубежных экономистов по изучаемой проблеме. В процессе работы использовались законодательство Российской Федерации и нормативные документы Правительства Российской Федерации и его структур, данные Госкомстата Российской Федерации, в том числе по Красноярскому краю, официальные инструктивно-методические материалы, публикации в периодической печати и научно-практических конференций, а также материалы собственных исследований.
    В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, группировки  и сравнения, экономико-статистические методы, нормативный метод и др. Применение каждого из данных методов определялось характером решаемых в процессе исследования задач.  

    Объект  исследования.
    Объектом  исследования в работе являются региональные потребительские рынки Свердловской области.
    Практическая  значимость заключается в том, что  предложенные рекомендации по исследованию проблем рынка потребительских товаров могут быть использованы в работе коммерческих и маркетинговых служб как производственных предприятий, так и предприятий оптовой и розничной торговли.  

    Структура работы.
    Текст работы представлен на 37 страницах, включает 2 таблицы, список используемых источников состоит из 14 наименований.

    Глава 1. Теория потребительского рынка

    1.1 Потребительский рынок как экономическая категория, его состав и место в экономике
    1.1.1 Понятийный аппарат «рынок» и «потребительский рынок»
    Для полного и правильного определения сущности потребительского рынка как научной категории необходимо рассмотреть более общие исходные понятия – «рынок» и «потребительский рынок». Идеология рыночной экономики складывалась в течение нескольких столетий и, естественно, эволюционировала по мере изменения и развития общественных производительных сил и производственных отношений. Соответственно менялся и понятийный аппарат, в том числе дефиниции рынка вообще и потребительского рынка, в частности. Для избранной темы исследования важен период новейшей истории и научные взгляды на потребительский рынок, сформировавшиеся в последние десятилетия.
    Трактовка рынка как экономической категории  характеризуются в настоящее время большим разнообразием мнений, хотя за их основу взят процесс купли-продажи.
    Зарубежные  ученые, например, используют такие  понятия, как – рынок есть «институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг»1.
    Р.Пиндайк  и Д.Рубинфельд предлагают определять рынок как «совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена»2.
    Российские  исследователи В.И.Видяпин и Г.П.Журавлева  считают, что рынок следует рассматривать  как «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающую экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающую обмен продуктами труда»3.
    По  мнению М.М. Загорулько, В.М.Белоусова и др. рынок следует понимать как «систему экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения»4.
    Обобщая существующие в современной экономической  литературе определения рынка, можно свести их в следующие группы:
    – рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров (М.М. Загорулько, В.И. Малышков, В.И.Видяпин, И.К. Беляевский и др.);
    – рынок – совокупность покупателей товаров и услуг, как существующих, так и потенциальных (Ф. Котлер, В.О. Маневич);
    – рынок – саморегулируемая система вступающих в экономические отношения субъектов, обеспечивающая создание условий для расширенного воспроизводства (Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов).
    Все приведенные определения, взаимно дополняя друг друга, отражают различные аспекты такого сложного явления, как рынок. Поэтому многие экономисты предпринимают попытки синтезировать различные аспекты рынка в единое понятие. Так, Л.Ю.Грехова считает рынок «системой хозяйствования, ориентированной на нужды потребителей и обеспечивающей получение прибылей»5. Такое определение рынка подразумевает как агентов экономических отношений, так и сами эти отношения.
    В национальной экономике действует  взаимосвязанная система рынков различного типа, обеспечивающих кругооборот и воспроизводство различных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, информационных и др. Одним из таких рынков является и потребительский рынок. От других составляющих системы рынков потребительский рынок, и это отмечается многими экономистами (Ф. Котлер, В.И. Малышков, А.Хоскинг), отличается тем, что связан с удовлетворением личных (некоммерческих) потребностей людей.
    В экономической теории воспроизводства  личное потребление рассматривается как форма удовлетворения комплекса потребностей населения в материальных благах и платных услугах, происходящая за пределами процесса производства, т.е. когда эти потребительские товары и услуги выпадают из экономического оборота и поступают в окончательное потребление.
    Естественно, что при этом личное потребление, как и удовлетворение общественных потребностей, находятся в прямой зависимости от способа производства и непосредственно определяются свойственной ему формой (способом) распределения созданных материальных благ.
    Вышеизложенные подходы к пониманию сущности рынка обусловливают и содержание понятия «потребительский рынок», предлагаемое различными исследователями. По определению представителей институционального направления экономической мысли в потребительский рынок – это «отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления». По мнению А.Хоскинга, потребительский рынок «существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги»; это «рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления»6.
    Обе приведенные трактовки отличает механистический подход, затрагивающий  лишь внешнюю форму изучаемого явления. В стороне остается экономическая суть купли-продажи.
    В этом смысле понятия, используемые многими  российскими учеными, несравнимо глубже, поскольку они рассматривают  рынок в контексте общественного воспроизводства как систему социальных и экономических отношений.
    Например, В.И. Малышков, определяет потребительский рынок как «совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу встречного движения денег и товаров (услуг), предназначенных для удовлетворения личных потребностей членов семей»7.  
 
 

    1.1.2 Рабочий механизм  рынка
    Важнейшими  элементами рыночного механизма  являются цена, спрос и предложение, находящиеся в постоянном и сложном  взаимодействии8. На потребительском рынке подавляющая часть личных потребностей предстает в форме платежеспособного спроса, т.е. спроса, обеспеченного суммой денежных средств у населения, которые могут быть направлены им на приобретение потребительских товаров и платных услуг.
    В основе современных трактовок этих категорий лежит классическое определение К. Марксом спроса как представленной на рынке потребности в товарах и платных услугах, а предложения – как продукта А, который находится на рынке или может быть доставлен на него.  
    С позиций общественных отношений  спрос в экономической литературе трактуется как социально-экономическая форма проявления потребности в сфере товарно-денежного обращения. Принимая в целом эту трактовку, все же отметим различия в сущности указанных экономических категорий.
    Взять хотя бы их количественные характеристики: потребности людей могут быть практически неограниченными, спрос, напротив, всегда ограничен платежеспособностью населения (индивидуума) и потому не может быть удовлетворен в полной мере. Рыночный характер спроса потенциально предполагает регулирование как объема, так и структуры рынка посредством цен. Между тем, важнейшие рыночные факторы – цены, денежные доходы, размеры денежных сбережений в той их части, которая предназначена для приобретения товаров (услуг) на рынке,вообще не влияют на общий объем потребностей. В принципе категория «потребности» свойственна всем этапам развития человеческого общества, тогда как «спрос» – категория историческая, возникшая в товарном производстве.
    Иначе говоря, спрос не тождествен потребности, в том числе и личной. Кроме того, не все потребности населения (или личные) принимают форму платежеспособного спроса и удовлетворяются посредством рынка. Например, потребности в сельскохозяйственных продуктах могут удовлетворяться за счет собственного производства в фермерском, подсобном или домашнем хозяйстве. Платежеспособный спрос – чрезвычайно подвижная рыночная категория, в формировании которой определяющая роль принадлежит таким экономическим факторам, как размер денежных доходов, уровень розничных цен (тарифов).
    Платежеспособному спросу на рынке противостоит товарное предложение, через которое проявляются возможности общественного производства с его структурой и объемами вырабатываемой продукции. Спрос и предложение связаны между собой ценой и вместе с ней образуют рыночный механизм купли-продажи. При этом предложение находится в прямой зависимости от цены, а спрос – в обратной9.
    Выступая  в рыночных отношениях как взаимно  обусловливающие категории, спрос  и предложение, тем не менее, могут  развиваться относительно самостоятельно, так как представляют на рынке различные специфические, хотя и связанные друг с другом процессы общественного воспроизводства: предложение отражает производство, спрос – потребление.
    Границами самостоятельности этих элементов  потребительского рынка (как и любого другого) является его разбалансированность, возникновение диспропорций между спросом и предложением. Сбалансированность, т.е. постоянно поддерживаемое динамическое соответствие между спросом и предложением и пропорциональность рынка восстанавливаются посредством перелива капитала между отраслями – производителями потребительских товаров и платных услуг, а также через цену, как механизм воздействия спроса и предложения друг на друга. Такой «маятниковый» эффект является характерной чертой рыночной экономики.  
 
 
 
 

    1.2 Структурные элементы сферы потребительского рынка и их функции
    Итак, необходимо рассматривать «потребительский рынок» в широком смысле – как совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи потребительских товаров, оказывающих регулирующие воздействие на все фазы воспроизводственного процесса, и «потребительский рынок» в узком смысле этого слова – как «сферу реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского характера»10.
    В условиях развития рыночных отношений  в России сфера потребительского рынка расширилась и в настоящее время включает в себя следующие сегменты:
    Рынок потребительских товаров, в том числе: рынок продовольственных товаров; рынок непродовольственных товаров.
    Рынок потребительских услуг.
    Рынок личного недвижимого имущества.
    Все его сегменты тесно связаны между  собой и призваны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей населения, эффективному функционированию всех региональных систем производства и товародвижения.
    Нормальное  функционирование потребительского рынка, устранение его деформаций создает условия для наиболее эффективного выполнения присущих ему функций:
    создание системы обратных связей в экономике, согласование производства и потребления по общему объему и в ассортиментном разрезе, поддержание сбалансированности спроса и предложения в условиях постоянно меняющейся их структуры, то есть функция саморегулирования производства;
    экономическое стимулирование эффективности производства, побуждающее товаропроизводителей создавать пользующиеся спросом товары лучшего качества с наименьшими издержками, то есть стимулирующая функция;
    экономичность удовлетворения потребностей, побуждение покупателя соизмерять спрос с доходами, то есть функция экономичности;
    обеспечение динамичной пропорциональности в производстве и обмене товарами между различными регионами и сферами национального хозяйства, то есть регулирующая функция;
    сопоставление индивидуальных затрат труда отдельных производителей с общественными затратами труда, соизмерение затрат и результатов, то есть эквивалентная функция11.
    Для успешного осуществления потребительским рынком своих функций на переходном этапе и обеспечения эффективного функционирования воспроизводственного процесса необходимо соблюдение следующих условий:
    экономической свободы, выражающейся, с одной стороны, для населения в свободе выбора потребительских товаров, а, с другой стороны, в свободе выбора для предприятий: что и сколько производить, где и как реализовать свою продукцию;
    многообразия форм собственности;
    наличия достоверной и полной информации о рынке у его субъектов;
    свободы ценообразования;
    развития конкуренции, свободы выбора партнеров рыночных отношений и цивилизованных форм взаимоотношений партнеров;
    создания механизма социальной защиты населения, прав потребителей;
    формирования и развития инфраструктуры потребительского рынка.
    Отсутствие  в настоящее время в России развитой рыночной инфраструктуры является одним из сдерживающих факторов развития потребительского рынка. Положение усугубляется еще и тем, что при общем низком развитии инфраструктуры потребительского рынка по сравнению с другими странами, для нашей страны характерны неравномерное ее развитие по регионам страны, а также несбалансированное развитие отдельных элементов инфрастуктуры.
    Поэтому, для эффективного функционирования потребительского рынка необходимо формирование зрелой системы рыночной инфраструктуры, которая, на наш взгляд, должна включать в себя следующие основные комплексы: торгово-посреднический, финансово-кредитный, правовой, внешнеэкономический, информационно-коммуникационный.
    1.3 Конъюнктура потребительского рынка и основные показатели ее изучения. Потенциал и емкость рынка
    К числу наиболее важных задач, которые  призвана решать наука потребительского рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
    Термин  конъюнктура происходит от латинского слова conjungo – «соединяю», «связываю»12.
    Конъюнктура потребительского рынка, или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на потребительском  рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени13.
    Понятие рыночной ситуации включает:
    степень сбалансированности потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);
    сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
    уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
    масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
    уровень коммерческого (рыночного) риска;
    сила и размах конкурентной борьбы;
    положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла14.
    Главная цель изучения конъюнктуры потребительского рынка – определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.
    Статистика  конъюнктуры потребительского рынка (или как ее еще часто называют – конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики потребительского рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов15.
    Предмет изучения конъюнктуры рынка – массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.
    Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.
    Для реализации поставленных перед изучением  конъюнктуры потребительского рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:
    Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:
    1.1 объем, структура и динамика предложения;
    1.2 производственный и сырьевой потенциал предложения;
    1.3 эластичность предложения.
    Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:
    2.1 спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;
    2.2 потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;
    2.3 эластичность спроса.
    Пропорциональность потребительского рынка характеризуют показатели:
    3.1 соотношение спроса и предложения;
    3.2 соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
    3.3 товарная структура товарооборота (продажи, услуг);
    3.4 раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
    3.5 структура продавцов по формам собственности;
    3.6 структура покупателей (оптовых – по формам собственности, розничных – по социально-демографическим и другим потребительским признакам);
    3.7 региональная структура рынка.
    Тенденция развития потребительского рынка характеризуют показатели:
    4.1 темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.
    Колеблемость, устойчивость и цикличность потребительского рынка характеризуют показатели:
    5.1 коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);
    5.2 параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.
    Региональные различия состояния и развития потребительского рынка характеризуют показатели:
    6.1 региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
    6.2 региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)
    6.3 региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.
    Деловая активность характеризуется показателями:
    7.1 портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;
    7.2 число, размер, частота и динамика сделок;
    7.3 степень загруженности производственных (торговых) мощностей.
    Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:
    8.1 инвестиционный риск;
    8.2 риск принятия маркетинговых решений;
    8.3 риск случайных рыночных колебаний.
    Масштаб (размер) потребительского рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:
    9.1 число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
    9.2 общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);
    9.3 уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;
    9.4 раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);
    9.5 доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
    Данная  система показателей включает в  себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей исследования потребительского рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть связь или корреспонденцию конъюнктурных показателей с характеристиками маркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции и цикличность потребительского рынка.
    1.4 Регулирование потребительских рынков
    Современный потребительский рынок Свердловской области  имеет устойчивое состояние и его можно охарактеризовать, как  стабильный с соответствующим  уровнем насыщенности товарами и услугами,  с достаточно развитой сетью общественного питания и бытового обслуживания, с очень высокой предпринимательской активностью.
    В настоящее время на территории области все большее развитие получает сетевая торговля.
    Открываются новые торговые объекты с прогрессивными формами торговли, такими как, продажа по образцам, предварительным заказом, продажа в кредит.
    Помимо  торговли потребительский рынок  насыщают также платные услуги и  общественное питание. В системе общественного питания постоянно появляются новые сети ресторанов, кафе, закусочных с современными залами, интерьерами и разнообразной кухней.
    Весомый вклад в обеспечении населения  товарами вносят индивидуальные предприниматели. В области успешно работают 2652 индивидуальных предпринимателей. В организациях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения внедряются современные формы и методы обслуживания. Высокая товарная насыщенность потребительского рынка обеспечивается завозимыми товарами.
    Потребность  населения в продовольственных товарах за счет местного производства удовлетворяется в  среднем наполовину за счет плодоовощных культур выращенных на территории Свердловской области.       
    В Свердловской области  весь комплекс работ по защите прав потребителей, в пределах своей компетенции, осуществляет Управление  экономики, прогнозирования и торговли  администрации  Свердловской области. Особое внимание уделяется помощи гражданам  по вопросам связанным  с ущемлением их прав  при приобретении товаров или заключении договоров на оказание тех  или иных  услуг – это консультации, разъяснения.  Регулирование потребительских рынков на федеральном уровне происходит при помощи следующих нормативно-правовых документов:
    – Гражданский кодекс РФ;
    – ФЗ № 2300-1  «О защите прав потребителей»;
    – ФЗ № 1118-01-22 «О защите потребительского рынка»;
    – ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
    – ФЗ № 158 «О лицензировании  отдельных видов деятельности».
    Управление  экономики, прогнозирования и торговли совместно с СЭС, РОВД, ИФНС по Свердловской области участвует в комплексных проверках объектов торговли, бытового обслуживания  и общественного питания. Рейдовые мероприятия проводятся в целях контроля дисциплины цен на товары первой необходимости, а так же правил бытового обслуживания населения (наличие информации для потребителя, прейскурантов цен, санитарно-гигиенического заключения, фирменное наименование, режим работы, копии лицензии на осуществляемый вид деятельности). 

    Глава 2. Анализ современного состояния потребительского рынка Свердловской области 

    2.1 Анализ тенденций развития потребительского рынка Свердловской области
    Потребительский рынок Свердловской области включает следующие виды экономической деятельности:
      розничная торговля;
      общественное питание;
      платные услуги, предоставляемые населению.
    С 2003 по 2010 года  торговля Свердловской области пережила бурный рост. Введены в строй современные крупные торговые предприятия – холдинги, такие как группа компаний «Урал-Ритейл», «Монетка», ООО «Седьмой континент – СЗ», ООО «Европа», компания «Максимус», что позволило к 2010 году увеличить обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей области до 376,4 квадратных метров с 280 квадратных метров в 2003 году. В городе Екатеринбург обеспеченность торговыми площадями в 2010 году достигла 800 кв. м. Количество  вновь открывшихся объектов общественного питания также позволяет характеризовать уровень обеспеченности посадочными местами по области в этих предприятиях как превышающий нормативы – 61,3 места на 1000 жителей (норматив – 40)16.
    Одним из решающих факторов интенсивного развития сферы торговли и услуг на территории области можно считать наличие в области режима Особой экономической зоны, закрепленного Федеральным законом от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Свердловской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». 
    Потребительский рынок является главной площадкой расходования денежных средств населения и поэтому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнение бюджета Свердловской области.
    Кроме того, нельзя недооценивать и социальную значимость потребительского рынка, в сфере которого занято не менее 22% от всего трудоспособного населения области.
    Удельный  вес потребительского рынка в  ВРП области по оценке составляет около 20%.
    По  данным статистики в оптовой и  розничной торговле и услугах по ремонту автотранспортных средств Свердловской области сосредоточено 21 тыс. 951 предприятие: 18682 объектов торговли, включая 23 розничных  рынка, 1269 объектов общественного питания и 2000 объектов бытового обслуживания17.
    Показатели  развития потребительского рынка на  территории области за три предыдущих года имели следующую положительную динамику:
      розничный товарооборот в 2007 г. составил 112,7% (44554,5 млн. рублей);  в 2008 году – 118,9% (57660,0 млн. рублей);  в 2009 г.-112,1% (74326,1 млн. рублей), в 2010 г.18 – 100,3% (85008,8 млн. рублей); 
      объем платных услуг, предоставляемых населению  в 2007 г. составил 121,0% (15813,6 млн. рублей); в 2008 г. – 110,2% (19684,5 млн. рублей), в 2009 г. – 104,8% (23251,8 млн. рублей), в 2010 г. – 97,1 (25470,1 млн. рублей).
      индекс потребительских цен в  2007 г.  составил  107,9%,  в 2008 г. – 111,2%, в 2009 г. – 115,2%, в 2010 г. – 108,0% к уровню прошлого года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    2.2 Оценка социально-экономической  ситуации в сфере  потребительского рынка 

    Дадим общую оценку социально-экономической ситуации в сфере потребительского рынка Свердловской области в I квартале 2010 года.
    1. Розничная торговля
    В I квартале 2010 года оборот розничной  торговли составил 20094,7 млн. рублей или 99,5%, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.
    Причем  оборот розничной торговли на 94,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, доля розничных рынков и ярмарок составила 5,5%, и в  структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов составил 48,9%, непродовольственных товаров – 51,1% (в I квартале 2009 года – соответственно 51,2% и 48,8%)19.
    Товарные  запасы в организациях розничной  торговли на конец месяца составили 18 дней.
    2. Оборот общественного питания
    Оборот общественного питания в I квартале 2010 года составил 927,5 млн. рублей, или 102,9% (в сопоставимых ценах) к уровню I квартала прошлого года, в марте 2010 года по сравнению с мартом 2009 года – 98,4%, по сравнению с февралем 2010 года – 98,0%.
    3. Платные услуги
    В I квартале 2010 года населению было оказано  платных услуг на 6856,9 млн. рублей, что соответствует уровню потребления  услуг за I квартал 2009 года (в сопоставимых ценах). Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в целом за I квартал 2010 года составил 24,8%, по сравнению с I кварталом 2009 года этот показатель увеличился на 1,4 процентного пункта.
    В I квартале 2010 года в структуре объема платных услуг преобладают транспортные, жилищно-коммунальные, бытовые и  услуги связи (77,5% от общего объема).
    Около 36,1% объема бытовых услуг в I квартале 2010 приходилось на два вида услуг: по ремонту и строительству жилья  и других построек и по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования20.
    4. Потребительские цены
    В марте 2010 года по отношению к декабрю 2009 года потребительские цены (тарифы), согласно статистическим данным, повысились на 2,8%, в том числе на продовольственные  товары – на 4,2%, на непродовольственные товары – на 1,0% и тарифы на платные услуги населению – на 3,4%.
    По Российской Федерации потребительские цены (тарифы) повысились на 103,2%, в том числе на продовольственные товары – на 3,8%, на непродовольственные товары – на 0,9% и тарифы на платные услуги населению – на 5,4%.
    Начало  года характеризовалось снижением потребительской активности в секторе домашних хозяйств и предпринимательской активности в реальном секторе.
    В начале 2010 года большинство компаний в ритейле сократили оборот розничной  торговли и объем продаж в натуральном выражении.
    Несмотря  на преодоление острой фазы кризиса, динамика основных показателей оставалась довольно неустойчивой и легко подвергалась дестабилизирующим процессам, а это, в свою очередь, в определенной мере дополнительно накладывало ограничение на развитие торговых организаций, что оказало влияние на сокращение персонала.
    Наиболее  активно сокращения проводились  в сфере непродовольственного ритейла. В то же время, продуктовые магазины не были так сильно подвержены этим проблемам.
    Главным негативным фактором, оказывающим пагубное влияние на развитие розничной торговли, общественного питания и услуг, предоставляемых населению, явился недостаточный платежеспособный спрос населения, нарастание которого замедлилось к концу текущего квартала.
    Вместе  с тем, появились и позитивные тенденции, свидетельствующие о восстановлении доверия между банками и предпринимателями. Все реже бизнесмены отмечают негативную роль таких факторов, как «высокий процент коммерческого кредита» и «сложности его получения».
    Эти перемены положительно повлияли на финансовое положение организаций сферы потребительского рынка. В первые месяцы 2010 г. предпринимателям удалось замедлить темпы сокращения прибыли и сохранить на уровне предыдущего квартала темпы сокращения собственных финансовых средств.
    Таким образом, учитывая сложившийся деловой  климат в данном секторе экономики, можно утверждать, что в среднесрочной  перспективе динамика розничного товарооборота, объема продаж и предоставляемых  услуг в натуральном выражении  и ситуация с численностью занятых будет развиваться синхронно с потребительской активностью и в соответствии с темпами роста доходов населения.
    В целях стабилизации потребительского рынка Свердловской области, Министерством промышленности предпринимаются определенные меры государственного регулирования.
    Наиболее  острые проблемы решаются в рамках реализации мер, принимаемых межведомственной комиссией по развитию потребительского рынка Свердловской области.
    В рамках реализации Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Министерством промышленности в текущем году будут разработаны региональные законы и нормативные правовые акты по государственному регулированию торговой деятельности на территории Свердловской области.
    Реализация  указанных методов государственного регулирования в курируемой сфере  деятельности направлена на содействие обеспечению продовольственной безопасности Свердловской области, защите прав потребителей и созданию баланса интересов предпринимателей и общества в области развития потребительского рынка.
    В рамках реализации концепции развития потребительского рынка и вышеназванного Федерального закона, планируется разработка и реализация программы развития торговли и потребительского рынка в целом.
    Реализация  программных мер позволит обеспечить социальную направленность развития потребительского рынка, в том числе обеспечение равной территориальной и ценовой доступности товаров и услуг для населения области, а также создание условий для развития конкуренции и осуществление мер по развитию инфраструктуры.  

    2.3 Тенденции в движении цен на продовольственные товары
    В марте 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года цены на продовольственные  товары (без алкогольных напитков) повысились на 4,1%, алкогольные напитки стали дороже на 4,6%.
    Среди наблюдаемых продовольственных  товаров выросли цены на овощи  на 40,3%, яйца – на 29,5%, пиво – на 12,9%, молоко питьевое – на 10,9%, сахар – на 9,9%, молоко и молочную продукцию – на 6,5%, водку – на 5,6%, рыбу и морепродукты пищевые – на 4,9%, фрукты и цитрусовые – на 4,6%, рыбу мороженую (кроме сельди) – на 3,0%, сыр – на 2,8%, соль, соус, специи, концентраты – на 2,5%, творог – на 2,4%, кофе – на 1,8%, консервы рыбные – на 1,7%, шоколад и изделия кондитерские сахаристые – на 1,6%, продукты из мяса и птицы копчёные, варенье, джем, повидло, мед – на 1,2%21
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.