На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие малого предпринимательства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                 Тамбовский  Государственный Университет имени Г. Р. Державина                                      Академия экономики и управления                                           Кафедра экономической теории.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                         Научный руководитель:
                                                                                                        _______________________________   
     
     
     

            Курсовая работа
       ТЕМА: “Развитие малого предпринимательства в России”.  
                                           
     
     

                                                              
                                                                                        Выполнил (а): студент (ка) __ группы
                                                                                        __-го курса экономического  факультета
                                                                                        _______________________________ 
     

                      .
        
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                                                                                                                                                                                                                                                                     
                                                Тамбов • 2005 г.
                                                           

                                                            Содержание:                            
Введение________________________________________________________ с3

1Эволюция малого бизнеса России

1.1 Предпринимательство России: очерки прошлого_________________с4
1.2 Современное состояние малого предпринимательства___________с11
2Проблемы развития малого предпринимательства________________с20
    Поддержка малого предпринимательства в России
3.1Система государственной поддержки малого бизнеса____________с27
3.2Формы государственной поддержки малого бизнеса_____________с36
Заключение____________________________________________________с46
Использованная  литература____________________________________ с47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение.
         
   Данная  курсовая работа показывает, что малое предпринимательство служит необходимым условием существования и развития рыночной экономики страны. Опыт многих стран доказал, что при эффективном функционировании малого бизнеса многие отрасли экономики, такие как строительство и особенно сфера услуг, включающая в себя транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, бытовые, деловые и социально-культурные услуги, развиваются значительно быстрее и в правильном направлении.
   В развитых западных странах  для поддержки  малого бизнеса созданы  все условия, которые  дают возможность  малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям развиваться самим тем самым, развивая различные сектора экономики.
   Что же касается российской экономики, то становление  малого бизнеса в ней  был процесс мучительный и малоэффективный. В первую очередь это было связано с недостаточной государственной поддержкой малого предпринимательства, а также со слабой и противоречивой законодательной базой.
   Цель  данного исследования заключается в  следующем: определить роль малого предпринимательства  в развитии страны и возможности  становления малых  предприятий основным сектором экономики, провести анализ сложившейся в Российской Федерации системы государственной поддержки малого бизнеса, раскрыть отдельные, наиболее важные её элементы и в общих чертах определить направления, способствующие ускорению развития и повышению роли малых предпринимательских структур в решении социально-экономических проблем страны. 
 
 
 

                                                     1
                        Развитие малого бизнеса в России
                                                  1.1
                   Предпринимательство России: очерки прошлого
   В современной российской истории предпринимательство  как социально-экономическое явление существует более десяти лет. Начало положил Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г., по которому личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобретала производительный характер, составляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и услуг.
   В общем объёме бытовых  услуг – ремонт квартир, автомобилей  и сложной бытовой техники – около 1/3 всех работ выполнялись людьми, занимавшимися индивидуальной трудовой деятельностью.
   Прообразом  малых предприятий  стали кооперативы. Их число год от года росло, что подтверждалось объёмом производства, продажи товаров и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млрд. руб., в 1989 г. – 40,3 млрд. рублей. Кооперация к концу 1989 г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны. Кооперативный сегмент в значительной степени развивался на основе государственного сектора. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов*.
   Период  с 1985 г. по 1987 г. –  первый этап в истории  развития отечественного предпринимательства – характеризуется деятельностью центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях; малочисленностью участников предпринимательства и его экспериментальным характером.
___________________________________________________________________________________________
*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 22. 

   Сфера деятельности малого предпринимательства  расширяется на втором этапе (1987-1988 гг.), когда оно развивалось в основном виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нём участие, увеличилось; четко выделилось молодое поколение предпринимателей.
   В этот период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось; часть  из них впоследствии  превратилась в частнопредпринимательские  предприятия. Определённые проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе. Серьёзно препятствовали развитию малых предприятий рэкет, взятки и другие противоправные действия.
   Третий  этап 1989-1990 гг. – характеризуется  принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий, расширением сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицированием номенклатуры организационных форм предпринимательства, интенсивным освоением арендных отношений. К 90-м гг. доля малых предприятий в объеме валового  внутреннего продукта стабильно росла. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий с числом занятых 4,9 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. рублей*.
   Кооперативы охватывали более 30 видов производств и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству стройматериалов, сельскохозяйственные, научно-технические, транспортные услуги и т.п. В 1990 г. каждый кооператив работал в сфере строительства.
   В связи с подготовкой к проведению малой приватизации было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии. Малый бизнес привлекал всё большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. 
 

___________________________________________________________________________________________
*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 22.
     Увеличение числа  малых предприятий  вело к конкуренции  между предпринимателями,  что потребовало определённых навыков, фундаментальных знаний основ рыночной экономики, маркетинга, менеджмента.
   Четвёртый этап (1991-1992 гг.) характеризуется коммерциализацией и появлением среднего и крупного бизнеса; происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 г. в России кооперативами (134.6 тыс.) произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объёме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%; в объёме розничного товарооборота – с 0,6 до 1,1%; в общем объёме бытовых услуг населению – с 4,6 до 18,4%. Этому способствовали новые законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности. 1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7.7% от общего числа занятых); наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.
   Число малых предприятий  в сфере науки  и научного обслуживания возросло в 3,4 раза, в  сфере сельского  хозяйства – в 3,1 раза, в сфере народного образования – в 2,8 раза, но резко уменьшилась доля малых предприятий в сфере материального производства*.
   Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценивание сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия занимались чисто посреднической деятельностью, и процесс образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился.
*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 23.
   Развитие  кооперативного движения в России за первые пять лет* (1988-1993 гг.), отраженное в табл. 1, показывает, что с 1992 г. кооперативное движение свёртывается и постепенно трансформируется в другие формы.
                                                                                                                                                                 Таблица 1
                         Развитие кооперации в России в 1988-1993 годах (на начало года)
      
п/п
Наименование показателей
Годы
 
1988                1989               1990                1991                 1992               1993
1 Число действующих кооперативов, тыс. 77,3 338,9 1102,2 1134,6 778,4 443,8
2 Численность работающих, чел., тыс. 669,7 7708,2 22688 33512 22665 9941,0
3 Объём реализации продукции за год, млн. руб. 1168,2 33326 224875 442801 49425 1183759
  В том  числе населению, млн. руб. - 11256 33404 24433 99934 338440
    
     Наиболее конкурентоспособными  оказались многие  профильные кооперативы;  некоторые из них  стали крупными  предпринимательскими структурами; на их базе позднее созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.
   За  годы существования  кооперативов наметились новые тенденции  в их структуре  по видам деятельности** (см. табл.2). Число кооперативов, производящих товары народного потребления, возросло за четыре года (1987-1990 гг.) в 12,8 раза и достигло своего пика; их деятельность     рас-
 
* А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.137.
** А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.138.
пространилась на различные хозяйственные  области; появились  кооперативы по выпуску товаров производственно-технического назначения, увеличилось число строительных, сельскохозяйственных и научно-технических кооперативов, т.е. они смогли найти свою нишу практически в любых сферах народного хозяйства.
                                                                                                                                                                        Таблица 2
         Число кооперативов  по видам деятельности  в России за 1988-1993 годы (на начало года)
Вид деятельности 1988 1989 1990 1991 1992 1993
Производство  товаров народного потребления 1,4 6,7 14,8 17,9 8,8 4,8
Производство  товаров производственно-технического назначения - - 3,7 5,5 3,9 3,3
Бытовое обслуживание 2,7 12,1 16,3 13,5 6,8 2,4
Общественное  питание 1,8 3,5 2,6 1,9 0,7 0,3
Торговля и торгово-закупочная деятельность 0,4 1,1 1,9 1,9 0,9 0,4
Строительство - - 24,0 50,9 34,0 19,5
Сельское  хозяйство - - 3,7 5,0 2,7 1,1
Художественно-оформительская - - - 2,4 1,0 0,5
Медицинские услуги - - - 2,0 1,0 0,5
Организация досуга - - - 1,2 0,5 0,2
Научно-техническая  деятельность - - 6,2 7,8 3,9 2,4
Другие  виды деятельности 0,9 15,5 - 21,4 10,5 6,6
 
   Пятый  этап (1993-1994 гг.) – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивно развивалось малое предпринимательство в сфере услуг, торговли, общественного питания; легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного спроса. В 1993 году сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо 10-15 млн. малых предприятий. На начало 1993 г. их насчитывалось 400 тыс., т.е. малое предпринимательство ещё не сформировалось.
   Основные  тенденции формирования малого предпринимательства  в 1993 г. можно установить из анализа данных, полученных при обследовании 189834 малых предприятий с числом постоянно занятых 2,8 млн. человек*(см. табл. 3).
                                                                                                                                                                       Таблица 3
                 Распределение малых  предприятий по  формам собственности  в России в 1993 году
Формы собственности малых предприятий Предприятия: Частные предприятия Товарищества Кооперативы Государственные муниципальные предприятия Акционерные общества Иные  предприятия Итого:
в % к итогу
  27,4 23,6 23,1 8,5 5,2 12,2 100,0
 
   На  начальном этапе экономических реформ наиболее интенсивно создавались кооперативы, а с 1992 г. – преимущественно товарищества с ограниченной ответственностью с выкупом государственной доли собственности. Особенность этого периода – тенденция к формированию частной формы малого предпринимательства. Все большую силу набирал процесс трансформации организационно-правового статуса малого предпринимательства: от образования малых предприятий государственной формы собственности к смешанному товариществу с использованием государственной и коллективной форм собственности и арендных отношений до создания товариществ с ограниченной ответственностью с выкупом государственной доли собственности.
   Негативные  моменты этого  периода: свёртывание  деятельности малых предприятий в капиталоёмких и наукоёмких отраслях, развитие и
__________________________________________________________________
* А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.139.
  укрепление позиций «теневой экономики».
   На  шестом этапе (с 1995-1998 гг.) оказались практически исчерпанными возможности сверхприбыльной торгово-посреднической  деятель-
ности, поэтому многие малые  предприятия прекратили своё существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, началось поглощение предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свёртывали свою деятельность.
   Проводимая  российским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определённого времени не препятствовала развитию малых предприятий. Но ухудшения экономической ситуации в стране привело к тому, что, начиная с 1993-1994гг. темпы роста малых предприятий стали снижаться. Динамика количественного изменения малых предприятий начиная с 1991г. представлена в табл. 4*.
                                                                                                                                                                      Таблица 4
                            Динамика развития  малых предприятий  в России за 1991-1997 гг.
п/п
Годы Число малых предприятий, тыс. Цепные  темпы роста, % Базисные  темпы роста, %
1 1991 268,0 100,0 100,0
2 1992 560,0 208,9 208,9
3 1993 865,0 154,4 322,7
4 1994 896,0 103,6 334,6
5 1995 877,3 97,8 327,3
6 1996 841,7 95,9 314,1
7 1997 861,1 102,2 321,3
 
   Седьмой этап в развитии малого предпринимательства  начался после 1998 г. и продолжается по настоящее время**.
_________________________________________________________________
*А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.141.
** Данные на сентябрь-октябрь 2003 года.
   Проведённый анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формировались и развивались в сложных экономических, социальных, политических условиях.
   Их  развитию препятствовали: неразвитость сектора  частной собственности; отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования; неразвитость рынка рабочей силы; неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий; правовая незащищённость новых юридических лиц; отсутствие государственной программы помощи малому бизнесу.
   Сфера предпринимательской  деятельности в России требовала государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях, прежде всего в сфере кредитования и страхования, стимулирования её инвестиционной активности. К сожалению, принятые соответствующие законы и правительственная программа не оказали положительного влияния на развитие малых предприятий из-за негативных тенденций в экономике.
   Имеется в виду:
    отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;
    перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу торгово-посреднических операций;
    недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная нестабильностью макроэкономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;
    вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;
    уход мелких предприятий в теневую экономику для уклонения от неразумного налогообложения вследствие неспособности государства обеспечить защиту от криминальных структур.
 
 
                                                                         1.2
                        Современное состояние малого предпринимательства
   На  современном этапе  состояние малого предпринимательства  отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2000 г. их количество сократилось на 4,1% (табл. 5)*.
                                                                                                                                                                    Таблица 5
         Число малых предприятий в России по отраслям экономики за 1996-2001 гг. (на конец года)
 
Отрасли экономики
1996 1997 1998 1999 2000 2001
Всего в том числе:
841,7 861,1 868,0 890,6 879,3 843,0
Промышленность 131,9 134,8 136,1 136,2 134,2 125,1
Сельское  хозяйство 10,9 11,9 13,8 13,5 14,4 13,4
Строительство 138,0 142,1 137,5 135,9 126,8 121,9
Транспорт 17,5 18,6 18,6 21,0 19,5 18,8
Связь 2,9 2,7 3,2 4,8 3,7 3,7
Торговля  и общественное питание 359,3 372,8 386,1 399,7 407,5 388,1
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 14,6 14,3 13,2 14,6 13,9 15,9
Информационно-вычислительное обслуживание 6,1 6,4 5,2 5,2 5,6 6,4
Операции  с недвижимым имуществом 3,9 4,6 5,9 8,4 11,1 14,2
Общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка 35,9 36,0 35,2 36,7 35,7 34,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 2,8 3,9 5,1 5,4 5,1 5,2
Непроизводственные  виды бытового обслуживания населения 10,2 11,3 9,2 9,2 9,6 9,4
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 11,0 15,4 17,2 17,9 18,5 17,4
Образование 6,6 7,0 6,7 6,5 5,5 5,0
Культура  и искусство 6,5 7,9 8,1 7,8 8,4 7,9
Наука и научное обслуживание 46,7 43,9 38,8 37,1 30,9 28,5
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 10,8 7,8 7,5 6,6 5,9 5,6
Другие  отрасли 26,1 19,7 20,6 24,1 23,0 21,8
 
   В расчете на 1000 человек  населения страны приходилось малых  предприятий в  среднем лишь 5,8, тогда  как в государствах Европейского союза  – не менее 30. Средняя  численность занятых  на малых предприятиях по итогам 2001 г. составила 7,4 млн. человек.
_________________________________________________________________
* Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001. – С.9, 2002. - С.10.
   Учитывая  индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 г. (по данным министерства по налогам и сборам) достигла 4,5 млн. человек, общее число занятых в малом бизнесе к началу 2002 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
   Вклад малых предприятий  в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%. В 2001 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощённой системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вменённый доход для определённых видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 19,2 млрд. руб. – в 1,3 раза больше, чем в 2000 г.
   Несмотря  на определённые успехи в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики существенно не влияет на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта*.
   Для характеристики малого предпринимательства  важное значение имеет  отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участии в решении социальных проблем и т. д.
   Основная  масса малых предприятий  действует в сфере  торговли и общественного  питания (табл. 5), т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса.
__________________________________________________________________
   * Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5-6.
   По  данным на 2000 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объём произведённой ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.
   Малые предприятия сферы  торговли и общественного  питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, вынуждающей жестко контролировать цены и количество занятых.
   Иная  картина складывается в строительстве  и промышленности. К 2000 году общее количество предприятий строительного  и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведённой продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и
1,5 раза выше, чем  в торговле и  общественном питании.  Отраслевая структура  малого бизнеса  свидетельствует  о преимущественном  его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46% от общего количества на начало 2002 г.)*.
   В сфере материального  производства малый  бизнес действует  в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери,  ре-
_________________________________________________________________
   * Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5.
шетки, заборы и т.д.), деревообработки (изготовление доски обрезной) и т.д.
   В 2002 г. малые промышленные предприятия выпустили  товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб. – 25,2% от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности; в сопоставимых ценах в 1,1 раза больше, чем в 2000 году*.
   Наблюдаемый в 1999-2000 гг. рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторые повышения их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и обусловлены сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом имортозамещения, востановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и другими факторами), а также компенсационным эффектом после кризиса после 1998 года. Рост производства носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличилось.
   Возрастает  роль малых предприятий, выпускающих наукоёмкую продукцию – они  наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.
   Деятельность  малого бизнеса в  сфере услуг значительно  активнее и разнообразнее. Объём платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 2000 г. в объеме бытовых услуг – 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объёме услуг правового характера достигает 96%.
___________________________________________________________________________________________
*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 27.
 
   Три названные выше отрасли  определяют «лицо» российского  малого бизнеса. На них приходится ? числа всех предприятий, ? всего объема производимой ими продукции и ? всех занятых в этой сфере. Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса примерно 40% числа малых предприятий и 25% выпуска продукции и занятости падает на науку, научное обслуживание и общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.
   Инновационные и консалтинговые фирмы, способные  быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесе, можно рассматривать как второй центр роста этого сектора хозяйства. Пока же он сильно уступает «ядру» по количественным показателям, но имеет большое качественное значение: генерировать и передавать в коммерческое использование новейшие технологии и методы управления, могущие составить стратегическую основу развития малого, среднего и даже крупного бизнеса.
   Перспективы малого бизнеса в  научной и инновационной  сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий  научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.
   Существует  слабая связь инновационного сектора с отраслевым ядром. Малые научные  фирмы, часто располагающие  полезными разработками в области строительства (новые строительные смеси, материалы, новаторские технологии) и промышленности (эффективные электронные устройства, электроагрегаты, разного рода минитехнологии), плохо коммерциализируют свои разработки. Инновационные фирмы не располагают достаточными возможностями целевого информирования о своей продукции, сталкиваются с проблемами финансирования и патентования, не имеют чёткого представления о возможном экономическом эффект своих нововведений.
   Потенциальные партнеры инновационных  фирм часто равнодушны  к технологическим новинкам, у менеджеров этих предприятий отсутствует «прорывное мышление», а круг забот ограничивается традиционными вопросами изыскания дешевых поставок сырья и комплектующих, стандартных сбытовых проблем.
   Налицо  нестыковка менталитетов инновационного и  оперирующего в реальном секторе бизнеса, что имеет не менее важное значение, чем нехватка финансовых ресурсов. Результат – сдерживание развития обоих полюсов малого предпринимательства.
   В настоящее время  малый бизнес превратился  в важный фактор регионального развития благодаря накопленному позитивному опыту деятельности этого вида предпринимательства в отдельных регионах нашей страны, что выражается в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики. Крайне дифиренцированные социально-экономические условия российских регионов стали причиной неравномерного и разнообразного характера развития малого бизнеса, зависящего от многообразия местных экономических, социальных, политических условий. Экономические районы различаются по своей величине, численности населения, экономическому потенциалу и т.д.
   Более половины малых предприятий  сосредоточено в  восьми субъектах Российской Федерации. Лидирует по числу малых предприятий Центральный Федеральный округ: на него приходится 36,7% всех малых предприятий России; на втором месте – Приволжский – 15,6%; на Северо-Западный округ приходится 14,5% малых предприятий. Такое распределение числа малых предприятий в целом укладывается в общую картину размещения населения и хозяйства России (табл. 6).
                                                                                                                                                                 Таблица 6
           Распределение числа малых предприятий по регионам РФ за 1998-2001 гг. (на конец года)
Регионы РФ 1998 1999 2000 2001
тыс. в % к итогу
тыс. в % к итогу
тыс. в % к итогу
тыс. в % к итогу
Российская  Федерация 868,0 100 890,6 100 879,3 100 843,0 100
Центральный федеральный округ 292,3 33,7 304,3 34,2 308,2 35,0 309,6 36,7
Северо-Западный федеральный округ 159,2 18,3 157,7 17,7 156,3 17,8 122,3 14,5
Южный федеральный округ 97,8 11,3 91,9 10,3 82,2 9,4 81,8 9,7
Приволжский федеральный округ 125,0 14,4 136,2 15,3 131,4 14,9 131,9 15,6
Уральский федеральный округ 64,1 7,4 65,8 7,4 56,2 6,4 56,3 6,7
Сибирский федеральный округ 94,5 10,9 96,5 10,8 103,8 11,8 100,7 12,0
Дальневосточный федеральный округ 35,1 4,0 38,2 4,3 41,2 4,7 40,4 4,8
 
   Инвестиции  в основной капитал  малых предприятий  по отраслям экономики  в 2001 г. составили 43,0 млрд.руб., а по отраслям промышленности – 11,2 млрд. руб. По исследованиям проведённым Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ, по сравнению с предыдущим годом произошёл их рост. В целом по стране этот показатель увеличился на 23%; в двух федеральных округах объём инвестиций заметно снизился: в Уральском округе – на 34,4%, в Дальневосточном округе – на 24,9%*. По другому показателю – среднему числу жителей на одно малое предприятие – ситуация в стране схожа с общим положением в этой области. Выше общероссийского уровня по этому показателю ситуация складывается в Северо-Западном  и Уральском округах.
__________________________________________________________________
* Малое предпринимательство в России: Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: 2001. – С. 19 – 21; 2002. – С. 16 – 18.
   Распределение малых предприятий  по субъектам Федерации  даёт бо-
лее пёструю картину. Лидируют по числу  малых предприятий  Москва (20% общероссийского числа) и Санкт-Петербург (12%), т.е. на эти два города приходится 1/3 всех российских малых предприятий. Если присоединить к ним области, на территории которых они расположены, то Московская (около 4%) и Ленинградская (примерно 1,5%) доводят размещение малых предприятий до 38%.
   Относительный показатель развития малого предпринимательства  в регионах – среднее число жителей на одно малое предприятие – показывает, что здесь первые также Москва и Санкт-Петербург. Замыкают список Еврейская автономная область, Республика Тува, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ и Республика Дагестан.
   Неравномерное распространение малого бизнеса по регионам России объясняется особенностями инвестиционного климата в этих регионах. Хороший предпринимательский климат с высоким инвестиционным потенциалом и низкими инвестиционными рисками в Москве и Санкт-Петербурге способствуют развитию малого бизнеса. Плохой инвестиционный климат в Еврейской автономной области, Туве, Хакасии, на Чукотке и в Дагестане с низким инвестиционным потенциалом и высокими рисками тормозит развитие малого предпринимательства.
   В отсутствие региональных усилий по развитию малого бизнеса в России под действием объективных факторов (качество инвестиционного климата, региональная дифференциация политических и социально-экономических условий) сложилась пёстрая картина региональных различий. Наряду с достаточно успешно развивающими малое предпринимательство регионами существуют такие, где и по объективным, и по субъективным факторам его развитие явно недостаточно. Региональное развитие и малый бизнес оказываются тесно связанными.
   На  развитие малого бизнеса  воздействуют разнообразные  факторы, доставшиеся  в наследство регионам из прошлого, а также  отсутствие последовательной и ясно выраженной региональной экономической политики федеральных властей, не всегда грамотные действия местных органов власти. Перед последними, как и перед федеральными органами, в настоящее время стоит общая задача – создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал. От её успешного решения во многом зависит будущее регионов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                    2
         Проблемы развития малого предпринимательства
   Выделим две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства; вторая – частного, преимущественно организационного, характера. Рассмотрим аспекты экономической политики, выступающие причинами первой группы.
   Главная сложность при  анализе этой политики в том, что изначально не была чётко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.
   Особенность стихийного рынка – функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Большие доходы в этом случае имеет лишь незначительная часть населения; большинство населения имеет низкую покупательную способность; у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведёт к сворачиванию производства.
   Характер  рынка напрямую влияет и на характер вложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в сфере предпринимателей название “коротких” денег. Они “делаются” в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые “длинные” деньги вкладываются в производство на более длительный срок; отдачу от них нельзя получить сразу, поскольку это долгосрочные вложения, требующие определённых стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.
   Одна  из принчин формирования в России деформированного типа рынка – некритическая  осмысление и непродуманное  перенесение опыта  западных стран в отечественную практику. Именно иак произошло с реализацией модели “шоковой терапии”. Концепция “шоковой терапии” применительно к российским условиям оказалась несостоятельной. Наоборот, эта стройная научная теория оказалась весьма результативной в ряде стран.
   Опыт  западных стран свидетельствует, что одна из целей  введения “шоковой терапии” состоит  в потребности  скрыть “узкие”  места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно  устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие  производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера “расшивает тромбы” в экономике и в короткие сроки выводит её из кризиса.
   В России “шоковая терапия” проводилась, когда  ещё не сформировалось главное условие  её положительной  результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог существенно повлиять на улучшение ситуации.
   Использование мирового опыта, безусловно, важно, но при непременном учете собственных условий и возможностей, что в большей степени может обеспечить отечественная наука.
   Другая  причина, сдерживающая развитие производственного  предпринимательства, - снижение покупательского  спроса и свёртывание  внутреннего потребительского рынка.
     Для каждого общественного  строя характерны  определенные общественные  группы, т.е. относительно  стабильные слои  населения, со  свойственными им  ценностями, представлениями,  запросами и поведением. В западных странах,  при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу. Покупательные возможности этого класса обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.
     Очевидно, что сформировать  средний класс  в России не  удалось, т.е. в  сране складывается ситуация, когда большинство населения располагает ограниченными покупательскими возможностями.
   Отметим два обстоятельяства, отрицательно влияющих на покупательскую способность  населения и понижающих мотивацию труда  производителей:
    рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда, т.е. спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах; промышленные товары остаются не востребованными;
    уровень разрыва доходов между полярными группами населения.
      Опыт западных  стран свидетельствует, максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми 1:6 – 1:9; если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 1999 году в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 году.
   Сдерживающий  фактор развития промышленного  предпринимательства – сужение внутреннего потребительского рынка – обусловлен сокращением общей платёжеспособности населения, приобретающим всё более ощутимый характер.
   В условиях свёртывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за её слабой конкурентоспособности и насыщенности рынка нелегко. И это ещё один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет ситуацию на фоне снижения платёжеспособности населения неплатёжеспособность промышленных предприятий.
   Причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведённому Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятия в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенства налогов и их высокий уровень.
   Налоговая политика, в большей  степени носящая  фискальный, а не стимулирующий характер, обеспечивает интерес  заниматься любым  видом деятельности, кроме производственной.
     Главные её недостатки:
    чрезмерно высокий уровень налогов, они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения необходимо;
    нестабильность налоговой системы;
    множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры, поэтому производством конкретных товаров заниматься не выгодно.
   Вполне  очевидно, что пока в стране существуют источники обогащения вне сферы производства, дающее огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет.
   Отрицательно  влияет на предпринимательство общая криминализация экономики, приобретающая устойчивый характер. Отличительная особенность малого предпринимательства – высокая его доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства*.
   С криминализацией  экономики особую остроту приобретает  проблема личной безопасности предпринимателей, что подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения.
 
__________________________________________________________________
* Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5.
   Создание  собственной службы безопасности дорогостоящее  занятие, и из-за недостаточного профессионализма её работников она не обеспечивает надёжной защиты.
   Причины организационного характера. Первые сложности  наступают на стадии создания предпринимательских структур в связи с    разре-
шительным характером этой процедуры.
     Законодательными  и особенно подзаконными  актами предусматривается множество положений и правил, существенно затрудняющих образование новых предприятий. Такое же влияние оказывают различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, при установлении квот и т. д. 
   Серьёзные административные барьеры  возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведёт к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жёсткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность: необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.
   Существенно затрудняет создание и развитие предпринимательства производственного направления отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности.  Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей приводит к серьёзным перекосам в структуре его развития, не обеспечивает максимально возможных результатов.
   Серьёзный фактор, тормозящий развитие предпринимательской деятельности, - отсутствие необходимой достоверной информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур.
   Отчетность  предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам.
   Ограниченная  информация не дает полного представления  о предприятии, усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей.
   Доступ  предпринимателей к  информации затруднен  из-за того, ее сбором, обработкой и хранением  занимаются многие структуры.
   Информационное  поле сейчас представлено следующими уровнями:
    общегосударственным – сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.;
    ведомственным – сбором информации занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства;
    местным, где действуют информационные службы областных местных администраций;
    коммерческими информационными системами в виде возможных агентств, предпринимательских структур, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.
   Из-за разнотипности применяемых  информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что затрудняет её использование.
   До  настоящего времени  не выработаны морально-этические  нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям во взаимоотношениях и при обмене информацией приходится полагаться на собственную интуицию.
   Наряду  с вышеназванными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в производственной сфере, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                           3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.