На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ощущение в психологической системе знаний

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология:
    Психология ранней и поздней юности.
 
     Ранняя  юность (14-18 лет)
     Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
     ¦ Формируется самосознание: представление о себе самом, оценивание своей внешности, своих умственных, моральных, волевых качеств.
     ¦ Человек соотносит себя с идеалом, оказывается возможным процесс самовоспитания.
     ¦ Возрастает волевая регуляция.
     ¦ Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.
     ¦ Возрастает концентрация внимания, объем памяти; происходит логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.
     ¦ Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.
     ¦ Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии; это увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных концептов жизни, любви, политики; максимализм суждений.
     ¦ Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.
     ¦ Пренебрежение советами старших.
     ¦ Неоправданная критичность, недоверие.
     ¦ Сухой рационализм, практицизм.
     ¦ Стремление к самоуправлению, переосмыслению окружающего; жизненное самоопределение, приобретение определенной степени психологической зрелости.
     ¦ Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.
     ¦ Завершено половое созревание. Формируется отношение к сексуальным желаниям.
     ¦ Возникает первое чувство любви, дружбы.
     ¦ Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.
     ¦ Недостаточное осознание последствий своих поступков.
     Новообразование: появляется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации. 

    Поздняя юность (18-25 лет)
     Период 18-25 лет — время как умственной, так и нравственной зрелости.  
     Ведущая деятельность: профессиональная учеба, труд, любовь. Отличительные особенности:
     ¦ центральный период становления характера и интеллекта;
     ¦ пик интеллектуальных возможностей, индивидуального структурирования интеллекта;
     ¦ стабилизация характера;
     ¦ убежденность, сложившееся мировоззрение;
     ¦ чувство нового;
     ¦ смелость, решительность;
     ¦ способность к увлечению;
     ¦ оптимизм;
     ¦ самостоятельность;
     ¦ прямолинейность;
     ¦ критичность и самокритичность (самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью);
     ¦ пора самоанализа и самооценок;
     ¦ скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и порядкам в учебном заведении;
     ¦ период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств;
     ¦ усиление сознательных мотивов поведения, но способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере (нередко он идет на немотивированный риск, не умеет предвидеть последствия своих поступков);
     ¦ сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;
     ¦ неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
     ¦ кризис идентичности (он состоит из серии социальных и личностных предпочтений, идентификаций и самоопределений);
     ¦ этапы кризиса идентичности: «размытая идентичность» (нет четких убеждений, не выбрана профессия); «досрочная идентификация» (подчиняется чужому мнению, примеру, авторитету, выбору родителей); «этап моратория» (выбор своего варианта развития из множества возможных); «достигнутая идентичность» (цели выбраны, переход к практической самореализации);
     ¦ в результате может сформироваться неадекватная идентичность, которая характеризуется:
     1) избеганием тесных межличностных отношений;
     2) неспособностью строить жизненные планы, страхом взросления;
     3) неумением мобилизовать свои ресурсы для какой-то главной деятельности;
     4) отказом от самоопределения, выбором отрицательных образцов для подражания;
     ¦ принятие ответственных решений: выбор профессии и овладение ею, выбор стиля жизни и своего места в ней;
     ¦ выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;
     ¦ формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сферах, борьба за свое «место под солнцем»;
     ¦ овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности». 

    Психологическая характеристика периода  зрелости.
     Зрелость  – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема  уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические  границы зрелости называются неоднозначно.
     Во  многом это зависит непосредственно  от человека, от того, насколько успешно  протекают его развитие и становление  как личности.
     В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед  собой самые высокие цели и  добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и  себя. Зрелостью можно назвать  период индивидуального расцвета.
     В зрелом возрасте человек уже состоялся  в профессиональной деятельности, занял  определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что  в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).
     Важным  в этом возрасте является понимание  человеком того, что он не только обладает определенными возможностями  и правами, но и должен нести ответственность  за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом  на него ложится ответственность  за других.
     Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.
     В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного  положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его  профессиональные знания расширились  и приумножились. Человек сам  ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.
     В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными  задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей  и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную  или неспокойную и негативную.
     В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько  позволяет физическое и психическое  состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем  есть на самом деле.
     Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
     В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них — кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.
     Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах — и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря. 
 
 

    Общение как социально-психологический  феномен: сущность общения, его структура, виды и функции.
 
     Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
     В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
     ¦ коммуникативная, состоит в обмене информацией между людьми;
     ¦ интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
     ¦ перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. 

     К средствам общения относятся:
     1. Язык: система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека
     через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.
     2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
     3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
     4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
     Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.   

     В процедуре общения выделяют следующие этапы:
     1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
     2. Ориентирование в целях и ситуации общения.
     3. Ориентирование в личности собеседника.
     4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
     5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
     6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
     7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
     Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов: общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью. 

     В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно поделить на несколько видов.
     1. По содержанию оно может быть:
     1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
     1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
     1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
     1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
     1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
     2. По целям общение делиться  на:
     2.1 Биологическое (необходимое для  поддержания, сохранения и развития  организма) 
     2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
     3. По средствам общение может  быть:
     3.1 Непосредственное (Осуществляемое  с помощью естественных органов,  данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки  и т.д.)
     3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
     3.3 Прямое (предполагает личные контакты  и непосредственное восприятие  друг другом общающихся людей  в самом акте общения) 
     3.4 Косвенное (осуществляется через  посредников, которыми могут выступать  другие люди).
     Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
     1. Установка контакта (знакомство). Предполагает  понимание другого человека, представление  себя другому человеку.
     2. Ориентировка в ситуации общения,  осмысление происходящего, выдержка  паузы. 
     3. Обсуждение интересующей проблемы.
     4. Решение проблемы.
     5. Завершение контакта (выход из  него).
Выделяют  следующие функции общения:
    общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
    представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.
Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения  для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение  в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить  причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры  и формы общения, в которые  была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.
Значительная  часть исследователей выделяет функции  общения, связанные с обменом  информацией, взаимодействием и  восприятием людьми друг друга.
Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.
Информационно-коммуникативная  функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
Вторая  функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.
При таких  условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и  коррекция поведения. Эту функцию  выполняют такие феномены, как  имитация, внушение и др.
Третья  функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.
Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).
Ряд исследователей пытается расширить количество функций  общения за счет их уточнения. В частности  А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.   

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются  в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем  определенных целей:
    контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
    информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
    побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
    координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
    понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
    амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
    установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
    осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
 
    Императивный,  манипулятивный и диалогический типы общения.
     Императивное  общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения "начальник—подчиненный", воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений
     Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция "черной" и "серой" пропаганды. При этом владение и использование средств манипуля-тивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
     Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития 

    Сущность  эмоций и их роль в жизнедеятельности  человека. Виды эмоциональных  состояний. Управление эмоциями.
 
     Эмоции  — особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К  классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это  так называемые «чистые» эмоции. Они  включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
     У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
     Однако  врожденными являются далеко не все  эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в  результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод  относится к жестам как способу  культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний  и аффективных отношений человека к чему-либо.
     Эмоции  выступают как внутренний язык, как  система сигналов, посредством которой  субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности'. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
     В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности выделяются следующие виды эмоциональных состояний:.
     1. Чувственный или эмоциональный тон ощущений — это генетически первичная и простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия среды и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо, наоборот, сохранению. Данный вид эмоциональных состояний сравним с примитивными психическими тропизлгами (приближением к приятному стимулу малой интенсивности и удалением от разрушительного стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания 8 силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Они осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса ощущения.
     2. Аффект (от лат. affectus ~ душевное волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях (при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций) и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Часто аффективные переживания запускают не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации специфических, преимущественно, импульсивных поведенческих реакций. Как показал в своих исследованиях К.Г. Юнг, на основе пережитых аффектов формируются особые аффективно окрашенные комплексы, которые могут актуализироваться и проявиться в поведении без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, однажды спровоцировавшей аффект.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.