На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Контроль знаний как средство повышения эффективности образовательного процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

    Введение  ..……………………………………………………………...……….3
    Глава 1. Контроль знаний – одно из важных средств повышения эффективности  образовательного процесса
      Функции, виды, методы и формы контроля знаний………………..…..5
      Требования, рекомендуемые для рационального использования форм контроля знаний……………………………………………………………..……...14
      Тест как форма контроля знаний………...……………………...………17
      Виды тестовых заданий…………………………...…………….……….20
    Глава 2. Использование тестового контроля знаний на уроках биологии при изучении темы «Тип Простейшие»
    2.1. Содержание знаний и умений учащихся по теме «Тип Простейшие»………………………………………………………………………..28
    2.2. Циклы усвоения знаний. ………………………………………………...29
    2.3. Рекомендации учителям биологии…………………………….………..35
    Заключение……………………………………………………………………49
    Библиография…………………………………………………………………50
    Приложения…………………………………………………………….……..52 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение    
    Тему  «Контроль знаний как средство повышения эффективности образовательного процесса» для своей курсовой работы я выбрала, потому что контроль знаний это очень важное составляющее в учебном процессе. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках биологии. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
    Контроль  качества знаний - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков.
    Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой.
    Проверка  знаний и умений - важное звено в  обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение  системой биологических знаний, необходимых  для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
    Изучение  состояния биологической подготовки учащихся – непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
    Систематическая проверка знаний способствует выработке  у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
    Цель  исследования: экспериментально проверить влияние различных форм контроля на эффективность учебной деятельности.
    Объект  исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.
    Предмет исследования: различные формы контроля знаний учащихся.
    Без хорошо налаженной проверки и своевременной  оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения.
    В ходе исследования выдвинута  гипотеза: качество обучения будет повышаться, если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений в процессе обучения.
    Задачами  данной работы являются:
    1) Изучение литературы по  проблеме контроля знаний учащихся.
    2) Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.
    3) Использование тестового форм контроля знаний на уроках биологии при изучении темы «Простейшие».
    Методы  исследования: анализ, школьная документация.
    Практическая  значимость: При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения. 

     Глава 1. Контроль знаний одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса
      Функции, виды, методы и формы контроля знаний
 
    Знание  и понимание функций контроля  поможет  учителю  грамотно,  с  меньшей затратой времени и сил  планировать  и  проводить  контрольные  мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
     Контролирующая  функция  состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
     Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
     Проверка  помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
     Сущность  диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
     Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
     Результаты  прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса [2].
     Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление  таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
     Сущность  ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
     Вскрывая  пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
     Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
     Проверка  побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду[1].
     Выделение функции контроля подчеркивает его  роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а  также эффективней становится и сам учебный процесс.
    Контроль - неотъемлемая часть обучения. В  зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
      предварительный,
      текущий,
      итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения.
     Назначение  предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.
     Успех изучения любой темы (раздела или  курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога[7].
     Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
     Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления  динамики последнего, сопоставления  реально достигнутых на отдельных  этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
     Обычно  текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки[15].
     Учащиеся  всегда должны знать, что процесс  усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.
     Итоговый  контроль осуществляется во время заключительного  повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе  дидактического процесса систематизируется  и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ[11].
     До  настоящего времени не сложилось  единого мнения о методах, методических приемах, формах контроля знаний учащихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классификациях может определяться как форма, метод или как вид контроля. Такое положение дел вызывает сложности в практике обучения.
     Методы  контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Разработанные классификации методов контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой — учебно-познавательную функцию в обучении учащихся[3].
     Ниже  приведены данные, которые позволяют объединить классификации методов контроля и использовать любую из предложенных вариаций для построения системы контроля знаний учащихся.
     Методы  контроля знаний учащихся:
Выделенный  признак (авторы)
Состав методов  по выделенному признаку
Использование бинарного подхода к взаимосвязи  деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов) Информационно-сообщающий и исполнительский; объяснительно-иллюстративный и репродуктивный; инструктивно-практический и продуктивно-практический; информационно-побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый (исследовательский)
Источник  знаний, характер деятельности учителя  и учащихся, перцепция1 (Н.М.Верзилин, Б. Е. Райков, Н.А.Рыков,  И.Д. Зверев) Словесные, наглядные, практические, моторные
Логические  операции с понятиями Определение, анализ, синтез, сравнение, ограничение, конкретизация, классификация, детерминизм, доказательство, обобщение
Уровни  учебно-познавательной деятельности и  творческой активности мышления учащихся (Ю.К. Бабанский, Б. Е. Райков, Е.П. Бруновт, Д.К. Богданова) Репродуктивные, проблемно-поисковые (продуктивные), творческие (исследовательские) 
Степень самостоятельности выполнения задания  и этапы усвоения знаний (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) Объяснительно-иллюстративные, инструктивно-репродуктивные, проблемного  изложения, частично-поисковые (исследовательские)
Организация управления процессом контроля знаний Исполнительские, самоконтролирующие, оценочные
 
     Номенклатура  форм контроля знаний учащихся также чрезвычайно широка. В таблице ниже представлены формы контроля, которые могут быть равноценно использованы по выбору учителя.
     Таблица Формы контроля знаний учащихся
Выделенный  признак  Формы контроля знаний
По  периодичности проведения (Е.В.Сенина) Эпизодический, периодический, систематический
По  количественному составу учащихся (Е. И. Перовский, В. Ф. Шалаев, Г.И.Щукина) Индивидуальный (персональный), групповой, фронтальный, классно-обобщающий
По  особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителем (Е.И. Перовский, В.Ф. Шалаев) Письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат
По  технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (В.П.Беспалько, Д. П. Гольнева,  Н.В.Падалко) Графический, программированный, автоматический, дифференцированная работа по карточкам, тестирование, машинный, безмашинный
По  интенсивности проверки (Н.М.Верзилин, Г.О. Нога) Зачет, уплотненный  опрос, комбинированный
По  уровню познавательной самостоятельности  учащихся Репродуктивная  воспроизводящая работа, самостоятельная  работа с учебным содержанием, самостоятельные  практические исследования, эвристическая  беседа
 
     Устная  проверка знаний считается самой распространенной формой контроля. Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке одновременно устно проверяются знания одного-трех учеников. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания ученика. Учителем выявляется не только объем и уровень усвоения материала, но и умение ученика осознанно выстраивать связный рассказ по плану, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений и информационных источников.
     Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью. Эта форма сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может «поднять» с места слабо- и среднеуспевающих.
     Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Задаваемые учителем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их «толкование». Одни учащиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели и т.п., а другие — отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими учениками.
     Письменная  работа до настоящего времени остается самой объективной формой проверки знаний. Во-первых, ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения. Во-вторых, в течение 15—20 минут можно проверить знания большого количества учащихся. Однако при составлении заданий для письменной работы следует помнить о том, что они не должны предполагать развернутых описаний и характеристик. Анализ анкетирования учащихся показал, что ученики не любят выполнять письменные работы, так как нужно «красиво и четко оформлять свои мысли»[9].
     Практическая работа — это форма применения полученных знаний через сформированные умения и навыки учащихся проводить лабораторные наблюдения, ставить эксперименты.
     Зачет как итоговая форма испытаний практикуется преимущественно в IX—X классах. Зачеты проводятся по крупным темам один-три раза в год. Чаще всего они проводятся в форме индивидуальной устной беседы с учащимися (класс делится на подгруппы), иногда в виде самостоятельной работы по карточкам, каждая из которых содержит по два вопроса и одному заданию. Хорошо успевающие ученики, систематически выполняющие текущие задания, могут поощряться освобождением от сдачи зачета. Для проведения зачетного занятия учитель готовит дидактический материал и распределяет его по карточкам, за 1-2 недели вывешивает на стенде вопросы к зачету, просматривает рабочие тетради.
     Форма оформления учета знаний при зачетной системе может быть различной: карточка учета успеваемости или зачетная книжка ученика, которые заводятся  в начале учебного года [14].
Образец зачетного листа
Тема раздела Устный ответ Письменный ответ
Взаимопроверка Общая отметка
           
    Такое поэтапное отслеживание результатов, поэлементарный анализ, проводимый учителями  биологии, дают хорошие результаты.

    Итак, что формы обучения могут быть как академическими (на старшей ступени обучения практически на каждом уроке учитель использует задания творческого характера или задания предполагающие исследование), так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектная деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение. В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (презентациями, коллажами, рисунками, фотографиями). Результатом совместной деятельности учащихся организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров (для родителей, учителей и учащихся). Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио.

 
     1.2. Требования, рекомендуемые для рационального использования форм контроля знаний 

     Только  при соблюдении ряда требований контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект, поэтому он должен быть:
     - планомерным и систематическим,  т. е. осуществляться в соответствии  с запланированным ходом учебно-воспитательного  процесса, составлять его органичную  часть и строиться на основных  вопросах программы обучения. Это требует непрерывного изучения уровня овладения обучающимися системой знаний, умений и навыков. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;
     - объективным, позволяющим реально  оценить успехи и недостатки  учебной деятельности обучающихся,  правильно установить степень  овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные  суждения, основанные на недостаточном изучении школьников;
     - всесторонним, т. е. наиболее полно  выявлять фактический уровень  усвоения обучающимися учебной  информации, охватывать все разделы  программы, обеспечивать проверку  усвоения не только предметных  знаний, но и мировоззренческих  идей, а также общеучебных и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают ли и могут ли обучающиеся воспроизводить усвоенную информацию. Он должен показать, умеют ли они пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку уровня сформированности у обучающихся основ учебной деятельности;
     - индивидуальным. Овладение знаниями  и умениями - процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями  и умениями в соответствии со своими психофизиологическими особенностями. Ко всем школьникам предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание индивидуальные качества обучающихся;
     - экономичным по затратам времени  преподавателя и обучающихся,  обеспечивающим анализ проверочных  работ и их обстоятельную оценку  в сравнительно короткий срок;
     - педагогически тактичным и осуществляться  в спокойной, деловитой обстановке[5].
     Учитывая  особенности перечисленных способов проведения контроля знаний учащихся, можно выделить следующие закономерности.
     На  этапе первичной проверки понимания  учащимися нового материала:
     Преимущественно объяснительно-иллюстративные и иллюстративно-репродуктивные методы (беседа, описание наблюдений, объяснение понятий, воспроизведение новых знаний). Постановка вопросов репродуктивного характера, а также единичных многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся. Фронтальные формы контроля.
     На  этапе проверки и закрепления  новых знаний:
     Преимущественно иллюстративно-репродуктивные и методы проблемного изложения (распознавание, сравнение и анализ, детерминизм, обобщение новых знаний). Составление вопросов и заданий для воспроизведения знаний и их применение по образцу, в сходной ситуации. Фронтальные, реже индивидуальные формы контроля[17].
     На  этапе проверки и выявления уровня знаний:
     Преимущественно иллюстративно-репродуктивные и частично-поисковые, исследовательские методы, сравнение, анализ строения объектов, обобщение приобретенных знаний, самостоятельное решение задачи. Сочетание фронтальных и индивидуальных форм контроля.
     На  этапе самоконтроля знаний:
     Преимущественно иллюстративно-репродуктивные методы. Выполнение индивидуальных вопросов и заданий устно или письменно. Сравнение собственных результатов с эталонами ответов. Развитие саморегуляции личности[19].
    Организация контроля знаний позволяет выстроить  перечень связанных между собой содержательно-временных этапов мониторинга. Мониторинговая технология контроля качества знаний учащихся сочетает содержательную наполненность контрольных заданий с математической точностью оценки результатов испытаний.
     I. Подготовительный этап включает:
     1) определение цели контроля знаний;
     2) отбор основных знаний, подлежащих  контролю;
     3) выбор форм учебной деятельности, организационных форм проведения  контроля;
     4) составление заданий, эталонов  ответов в соответствии с учебной  программой.
     II. Контрольно-исполнительский этап предполагает решение следующих основных задач:
     1) выдача заданий и разъяснение  плана их выполнения, получение  ответов учащихся;
     2) управление контролем, слежение  за самостоятельностью выполнения  заданий; 
     3) организация самоконтроля, выполнение контрольного задания, сравнение собственного ответа с эталоном[16].
     III. На заключительном этапе осуществляются:
1) сбор  и обработка ответов учащихся;
2) выделение  контрольного результата, выставление  отметок; 
3) анализ  отклонений реальных результатов обучения от запланированных, выявление трудностей в усвоении знаний;
4) определение  направлений коррекции знаний;
5) представление  результатов проверки;
6) анализ  ошибок и упущений в системе  планирования и содержания работы  учителя по усвоению знаний;
7) составление  системы мероприятий по повышению  качества и эффективности образовательного  процесса;
8) накопление  контрольных работ[8].
     Таким образом, знание администрацией школы  дидактических основ контроля, грамотная  разработка инструментария и методики мониторинга качества знаний обучающихся позволит обеспечить возможность последовательного контроля достижения школьниками необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов и объективной сравнительной картины обученности по  отдельным предметам по параллелям, по школе в динамике за несколько лет, повышения уровня знаний школьников, коррекции методических приёмов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем[20]. 

     1.3. Тест, как форма контроля знаний 

     Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании  данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс  учебной деятельности. Эффективность  применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.
     Различают два метода контроля - субъективный и объективный. Субъективный метод  контроля означает выявление, измерение  и оценку знаний, умений, навыков, исходящую  из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов. 
        Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов[12].

     Инструментом, который позволяет объективно оценивать  качество усвоения, является критериально-ориентировочный  тест, сочетающий в себе контрольное  задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения.
     Однако, как свидетельствует реальная практика, не всегда удается достичь достаточной  степени объективности и оперативности  контроля в обучении. Вследствие этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся.
     Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников средней школы традиционно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.
     Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты[13].
     Тест  тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к  нему (заданию) заранее приготовить  эталон, с которым сравнивают ответ студента.
     Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Главное достоинство тестовой проверки в скорости. Но любой организатор тестирования должен знать, что такая экономия оказывается возможной в результате существенного ограничения формы тестовых заданий — используются задания, предполагающие выбор готового ответа. Это имеет свои минусы. Например, учащийся не может продемонстрировать, в какой мере он освоил способы обоснования своего решения (ответа)[10].
    В обучении биологии до недавнего времени  применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.
    Однако  устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод  об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
    Нетрадиционные  формы проверки знаний и умений имеют  ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально  использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их [17].
    В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить  усвоение большого объема учебного материала  у всех учащихся группы, получить объективные  данные для сравнения результатов  учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.
    Нетрадиционные  формы и методы проверки имеют  определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его  можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.
    В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так  и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки [11]. 

1.4.Виды  тестовых заданий 

    1. Тесты на опознания.
    В тесте на опознания учащемуся  задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или  «нет»; «является» или «не является».
    Например: В организме человека 23 пары хромосом.
    А. Да  Б. Нет
    2. Тестовые задания  с выбором одного  правильного ответа
    В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный.
    Например: Где в растении происходит фотосинтез?
    А. В клетках корня.
    Б. В хлоропластах клеток листа или  стебля.
    В. В завязи цветка.
    Г. В сердцевине стебля.
    Учащиеся  выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б.
    3. Тестовые задания  на знания биологических  терминов.
    Часто подобные задания используются, чтобы  проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче  учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.
    1. Процесс образования органических  веществ в растении с использованием  энергии солнечного света называется:
    А. Дыханием.
    Б. Испарением
    В. Фотосинтезом.
    Г. Размножением.
    Ответ: В.
    Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать  его правильное определение.
    1. Прокариоты - это организмы:
    А. Клетки, которых не имеют оформленного ядра.
    Б. Осуществляющие фотосинтез на свету.
    В. Состоящие из одинаковых клеток.
    Г. Содержащие в клетках ядро и разнообразные  органоиды.
    Ответ: А.
    4. Тестовые задания  с частицей «НЕ».
    Иногда  в вопрос включается отрицательная  частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ  СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий  этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.
    Рассмотрим  примеры подобных заданий.
    1. Какую функцию НЕ выполняет  стебель?
    А. Передвижение органических веществ.
    Б. Передвижение минеральных веществ.
    В.Опорную.
    Г. Поглощение воды и минеральных солей.
    Ответ: Г.
    2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?
    А. Размножаются с помощью спор.
    Б. Состоят из одной клетки.
    В. Не содержат хлоропластов.
    Г. Не имеют оформленного ядра.
    Ответ: В.
    5.Тесты  с выбором нескольких  правильных ответов.
    Характер  мыслительной деятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти- семи, число же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.