На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Межгрупповые отношения и конфликты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение            3
ГЛАВА 1. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ      4
1.1. Понятие  социальной группы, общества и  межгрупповых отношений 4
1.2. Влияние  межгрупповых отношений на внутригрупповые  процессы 5
1.3. Межгрупповые  отношения «по горизонтали» и  «по вертикали»  6
1.4. Основные  теоретические подходы к исследованию  межгрупповых отношений            6
1.5. Эффект  «мы – они»         10
1.6. Групповой  фаворитизм         12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ      14
2.1. Типология  социальных конфликтов       14
2.2. Причина  возникновения межгрупповых конфликтов    17
Заключение           28
Список  используемой литературы        30 

Введение
    Актуальность  выбранной темы обусловлена современной  социально-экономической ситуацией  в мире, а также интересом мировой  научной общественности к проблеме межгрупповых отношений. Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся  направлений в социальной психологии. Постановка проблемы межгрупповых отношений  как социально-психологической имеет  исключительное значение для теории и методологии. Но в социальной психологии недооценивается проблематика межгрупповых отношений. В современных условиях деятельность групп активизируется во многих сферах общественной жизни. До сих пор существует острая дискуссия  относительно объяснения феномена «сдвига  риска». Она затрагивает весьма важные и более общие вопросы о  том, может ли группа быть рассмотрена  как нечто, стоящее над индивидами, можно ли вообще прогнозировать какой-либо продукт групповой деятельности на основе знания индивидуальных вкладов  в него. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, комфортности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
    Взаимодействие  групповых субъектов является итогом эволюционного развития различных  уровней организации общества. Их соответствующая роль и влияние  сохраняются в скрытой или  очевидной форме в любом акте взаимодействия. Взаимоотношения социальных групп, формирующиеся в социальной системе, стали тем моментом, который  концентрирует в себе все основные проблемы социальных наук и позволяет  в будущем говорить о новой  модели социальной стороны психики  человека.
 


    ГЛАВА 1. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1.1. Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений
    Психология  межгрупповых отношений является одним  из наиболее молодых и быстро развивающихся  направлений в социальной психологии. Первые попытки описания и анализа  межгруппового взаимодействия и, прежде всего - межгрупповой агрессии -- представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл (1908).
    СОЦИАЛЬНАЯ  ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом.
    МЕЖГРУППОВЫЕ  ОТНОШЕНИЯ - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
    Общество  можно образно сравнить с "живым  организмом", балансирующим на точке  справедливости межгрупповых воздействий  в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип  устройства, участвующих в нем  социальных групп.
    Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом. 

1.2. Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы
    В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений  в социальную психологию имеет большое  значение для обогащения знаний о  самих группах. Характер межгруппового  воздействия влияет на внутригрупповые  процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие процессы, удовлетворенность  от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и другое. Проводились  эксперименты, выявлявшие сравнительные  характеристики групповых процессов  в зависимости от места, занимаемого  группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого  места (то есть от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и  неуспешных групп. В частности, удалось  установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно  ухудшается качество межличностных  отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается  число негативных выборов. Наблюдается  сдвиг в сторону повышения  числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам  интерес к проблемам межличностных  отношений более интенсивно выражен  в “неуспешных” группах. Это является показателем того, что недостаточная  интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько  на отношениях межличностных. Констатация  подобного сдвига может служить  диагностическим средством для  определения уровня группового развития.
    В более широком, методологическом плане  эти данные важны для понимания  того, что малая группа не может  ни при каких обстоятельствах  рассматриваться как изолированная  система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки  малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.
1.3. Межгрупповые отношения  «по горизонтали» и «по вертикали»
    Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений включает в себя два  сечения:
    1. Отношения между группами «по  горизонтали», то есть между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т. д.). Вариант этого сечения - взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т. д.
    2. Отношения между группами «по  вертикали», то есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т. д.
    Этот  второй случай логично позволяет  включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии - психологию организации.
    1.4. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
    Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью  тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались  объяснить. Прежде всего, это феномен внешне групповой враждебности. Все западные социальные психологи подчёркивают её универсальность и неизбежность в межгрупповом взаимодействии.
    Отличительной особенностью межгрупповых отношений  является субъективность, пристальность  межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких  феноменах, как стереотипы и предрассудки (Д. Манере).
    Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношении между группами, был  У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народные обычаи»  феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства  своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.
    У. Самнер рассматривал этноцентризм как  универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в  соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению  к другим этносам является необходимым  условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. [10].
    Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже  в поздних работах 3.Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности.
    Внешне групповая враждебность и агрессивность, как способ разрешения внутри личностных конфликтов и фрустраций, используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности (Т.Адорно), генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность (Л.Берковитц), роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас (Г.Олпорт, Т.Петтигрю, Л.Берковитц).
    И.Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность и оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.
    С принципиально иных теоретических  позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп.
    Полевые эксперименты М.Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М.Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).
    Но  концепция М.Шерифа не может объяснить многочисленные факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях (в том числе самого М.Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешне групповой враждебности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.
    Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной  межгрупповой дискриминации) послужили  основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г.Тэджфела и Дж.Тернера. Г.Тэджфел, его сотрудники и последователи (М.Биллиг, Дж.Тернер и др.) провели серию лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп.
    Внутригрупповой фаворитизм и внешне групповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
    С.Уорчел считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.
    Теория  социальной (групповой) идентичности позволяет  более конструктивно подойти  к проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в  условиях социально-экономических  изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями  в социальной стратификации. Она предполагает возможность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп [7].
    В итоге анализа состояния проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии, можно сказать, что в ней накоплен большой  опыт исследований, выражающих различные  теоретические и методические подходы. Они позволяют с разных точек  зрения подойти к анализу теоретических  проблем и наметить различные  подходы к разрешению практических задач. Вместе с тем в западной социальной психологии проблема межгрупповых отношений в значительной степени  ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности.
    1.5 Эффект «мы - они»
    Эффект  «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими  группами (эффект «они»). Понятие отношения  «мы и они» как универсальную  психологическую форму самосознания всякой общности людей в социальную психологию ввел В.Ф.Поршнев. Для того чтобы появилось субъективное «мы», считает он, требуется повстречаться и обособиться с каким-то «они», т.е. с другой группой людей. На основе общих целей и деятельности у членов группы формируется чувство принадлежности к совместной жизни, складываются отношения единства и целостности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития.
    Эффект  принадлежности к группе включает в  себя два более частных эффекта:
    ·- эффект сопричастности;
    ·- эффект эмоциональной поддержки.
    Первый  выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той  группы, к которой он реально принадлежит  или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется  чувство ответственности за результаты деятельности группы.
    Эффект  эмоциональной поддержки проявляется  в том, что член группы ожидает  эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных  членов группы. Но этот эффект отражается не только на экспортациях отдельного человека. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену  группы не оказывается, то у него разрушается  чувство «мы» - принадлежности к  группе, сопричастности ее делам, и  возникает чувство «они», т.е. член группы, не получивший эмоциональной  поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих  его интересы и заботы.
    Эффект  «мы» оказывается наиболее значимым психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому  эгоизму». В то же время недостаточное  развитие чувства «мы» приводит к  отсутствию единства и слаженности  в деятельности. Таким образом, чувство  принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии: оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели.
    Эффект  «мы и они» тесно связан с эффектами  группового фаворитизма и эгоизма [11, 2].
    Эффект  «мы» выражает сопричастность индивида к группе, ответственность за действия других членов групп и противопоставления членам других групп.
    1.6 Групповой фаворитизм
    Фаворитизм  групповой [от лат. favor - благосклонность] - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не "работают", а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян [12] .
    Наличие группового фаворитизма, степень его  выраженности и конкретные формы  проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов - уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.
 


    ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
    2.1. Типология социальных конфликтов.
    Для правильного понимания и истолкования социальных конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет их типологизация, т.е. вычисление их основных типов на основе выявления сходства и различия. Надежных способов идентификации конфликтов по общности существенных признаков  или отличий. Существует много принципов  классификации и систематизации конфликтов, например, по степени укорененности  в объективных социально-экономических  основаниях общественных процессов  и систем (структурные и неструктурные  конфликты), в зависимости от преобладающего влияния тех или иных факторов в возникновении конфликтов (экономические, политические, идеологические, межнациональные, религиозные, бытовые и т.д.), в  зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия (внутри личностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, межстрановый (межгосударственный) и глобальный), в зависимости от формы и драматизма (остроты) протекания конфликтов (антагонистические и неантагонистические, явные и скрытые, организованные и неорганизованные, конструктивные и деструктивные, рациональные и нерациональные, в зависимости от структурной организации индивидов и групп, втягиваемых в конфликты (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Более подробно остановимся на последней классификации.
    Межличностные конфликты развиваются по схеме  «индивид – индивид», и в них соперничают, противостоят друг другу два или более индивида, чаще всего (но не обязательно входящие в данную социальную группу. Примеров таких конфликтов можно привести множество из жизнедеятельности любой, так называемой, контактной группы, где контакты между ее членами происходят практически ежедневно – учебная группа, бригада, исследовательская лаборатория и т.п. причины таких конфликтов столь же разнообразны, как и характеры индивидов, в них вступающих: соперничество за власть, за престиж, за популярность, за более интересный вид работы и т.п.
    Если  же конфликт вызревает и развертывается между различными группами в пределах данного коллектива (общности) или  между группами, представляющими  различные общности, то мы имеем  дело с межгрупповым конфликтом. Типичным проявлением такого рода конфликтов, отягощенных различными формами  враждебности, вплоть до весьма острых, сопровождаемых настоящими побоищами, стали  в последнее время стычки между фанатичными болельщиками различных футбольных клубов как в нашей стране, так и за рубежом.
    В свою очередь, внутригрупповые конфликты  в зависимости от того, насколько  едины или разобщены друг с  другом члены данной группы в понимании  значимости той или иной цели их совместных действий или же в определении  способов ее достижения, подразделяются на информационные и процедурные. Если, например, члены одной территориальной общности деревни или поселка, оказавшегося в зоне радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы, едины в том, что главное в их совместной деятельности – спасение жизни, в первую очередь, своих детей, но одни выступают за немедленное отселение в экологически чистый район, а другие – категорически против этого, полагая, что, по имеющейся у них информации, можно при создании соответствующих условий (чистые продукты питания, медицинская помощь и др.) вполне нормально жить и на старом месте, мы имеем дело с типичным информационным конфликтом. Иное дело, когда все жители данной деревни убеждены в необходимости переселения в экологически безопасную зону, а ожесточенный спор ведется из-за того, переселяться ли организованно, т.е. всей их сплотившейся общностью в общее для всех новое место жительства, либо каждый должен осуществить такое переселение по своему усмотрению.
    В таком случае перед нами процедурный  конфликт, вспыхивающий тогда, когда  группа не может достичь взаимоприемлемого  соглашения по способам и формам достижения общей для всех ее членов цели. 
Специфическим типом внутригрупповых и (или) межгрупповых конфликтных взаимодействий выступает ролевой конфликт. Он может возникнуть тогда, когда:

а) Индивид, втягиваемый в конфликтные взаимоотношения с другими индивидами или их группой, должен в силу своего социального статуса выполнять одновременно две различные роли;
б) Эти роли предъявляют противоречивые требования к его поведенческим образцам, т.е. являются конкурирующими.
    Например, явный лидер студенческой баскетбольной  команды вдруг обнаруживает, что  он не может быть отличным спортсменом  и хорошим студентом одновременно и отказывается от дальнейшего участия  в соревнованиях. В таком случае конфликт, возникший между ним  и его товарищами по команде, имеет  явно выраженный ролевой характер.
    Разумеется, все выделенные типы конфликтов конструируются на основе типологизации, при которой  выясняются и отбираются для обобщения  наиболее характерные особенности, а второстепенные черты, признаки тех  или иных конфликтных ситуаций и  действий остаются в стороне как  несущественные или недостаточно существенные для данного типа конфликтного поведения. На самом же деле реальные способы  и формы возникновения, развития, разрешения конфликтов столь же разнообразны, как многообразны всевозможные цели, интересы, потребности объединяющие или разделяющие людей в их конкретных помыслах, оценках и действиях. Однако, достаточно серьезное упрощение действительности, осуществленное путем типологизации конфликтов, не удаляет исследователя от понимания их причин, сущности, функций и роли в жизни общества, а напротив, приближает к этому, ибо дает возможность выделить для изучения конфликтных ситуаций и действий самое важное и существенное, без чего они просто не могут возникнуть.
    2.2. Причины возникновения межгрупповых конфликтов.
    Всеобщность группового (межгруппового) конфликта  обусловлена тем, что человеческие сообщества, за исключением самых  примитивных, функционируют на основе социальной стратификации, т.е. оказываются  дифференцированными на различные  социальные слои и группы по роду их деятельности, занятиям, экономическому, политическому статусу и т.п. Сама же социальная стратификация, как отмечает известный конфликтолог Р.Коллинз, выступает в обществе как вид и степень неравенства групп и индивидов в их доминировании друг над другом. Причины социального расхождения и противостояния в обществе нужно искать в интересах групп и индивидов, и прежде всего в интересах по поддержанию своих доминирующих позиций или уклонения от доминирования других. Успех или неуспех в таком противостоянии зависит не только от контролируемых различными группами ресурсов – экономических, политических и иных, но также от степени эффективности социальной организации противоборствующих групп, от формируемых в этих группах желаний и идей, складывающихся воедино, в более или менее сплоченные социальные общности входящих в их состав индивидов. В силу этого, отмечает Р. Коллинз, «движущая сила социального изменения  - это, главным образом, конфликт; таким образом, длительные периоды относительно стабильного доминирования чередуются с интенсивными и драматическими периодами мобилизации групп».
    Вследствие  указанных особенностей социальной стратификации понимание межгруппового  конфликта как драматического символа  всеобщего взаимодействия различных  социальных групп, в условиях сохраняющегося или изменяющегося, неопровержимого и т.п. доминирования их друг над другом становится, по словам Р.Коллинза, символом общего подхода ко всей области социологии, идентифицируемого с теорией конфликта. Согласно последней, сам по себе конфликт очерчивается структурой стратификации, интенсивностью доминирования, ресурсами, которые дают возможность группам организовываться (или мешают делать это). Открытые конфликты относительно нечасты, поэтому теория конфликта не исключает теорию социальной солидарности и даже теорий социальных идеалов, моральных чувств и альтруизма.
    Формы проявлений межгрупповых конфликтов столь  же разнообразны, как разнообразны цели, интересы, ценности, которые объединяют различных людей в группы, как  разнообразны условия существования  этих групп, способы их взаимодействия с другими группами и обществом  в целом, как разнообразен состав этих групп (профессиональный, этнический, возрастной, территориальный и т.п.), и сколь различны способы их организации  и функционирования. Поэтому и  диапазон таких конфликтов почти  безграничен: от семейных распрей до межгосударственных столкновений, от стычек между хоккеистами двух соперничающих  команд до кровавых межнациональных  баталий. Можно с полным правом утверждать, что все масштабные изменения  на протяжении своей истории человечество испытывало в результате развертывания  межгрупповых конфликтов: это политические перевороты, войны, революции, это экономическая  блокада, идеологическая интервенция, психологическая война или финансовые санкции. Разумеется, межгрупповые конфликты  могут быть и не столь масштабными : к ним относятся и ссоры между соседями по даче за границу земельного участка, и соперничество за власть между двумя различными группировками внутри правящей элиты, и вражда двух групп в одном территориальном коллективе, приводящая к его расколу, и длительный научный спор между сторонниками волновой и корпускулярной теории в физике.
    Само  понятие «межгрупповой конфликт»  предполагает, что конфликтный процесс  возникает во взаимодействии между  различными группами и осуществляться он может по различным причинам, в различных условиях, в различных формах, с различной степенью напряженности. Фактически там, где имеет место межгрупповое взаимодействие, могут возникать и, как правило, возникают межгрупповые конфликты. Но межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной, во всех социальных институтах и в большинстве организаций, следовательно, конфликты могут возникать повсеместно.
    Детерминация  межгрупповых конфликтов еще более многогранная и сложная, чем детерминация внутригрупповых. Такая ситуация объясняется тем, что в случае межгрупповой вражды присущие любой группе внутригрупповые конфликты как бы наслаиваются на межгрупповые взаимодействия, взаимно усиливая либо, напротив, ослабляя друг друга, существенно осложняя тем самым общую панораму противоречий, соперничества, столкновений и т.п. между конфликтующими группами или организациями. И все же, если из общей панорамы причин, приводящих к межгрупповым конфликтам, выделить главные, то их можно объединить в три основных группы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.