Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личность и общество

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Личность  и общество  

Содержание 

1. Личность и  общество
1.1 Личность как  социальная проекция человека
1.2 Исторические  типы личности
1.3 Способы человеческого  существования
Список использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Личность и общество  

1.1. Личность как социальная  проекция человека
В первобытном  обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело  к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного  слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные гражданские качества.
Социальная история  предстает как фазовый переход  с колебаниями различной амплитуды  воздействия на локальные стороны  общественной жизнедеятельности. В  этом переходе процесс становления  личности есть:
а) момент всеобщности  форм движения;
б) проявление развертывания  феномена живого существа, способностью отражения на уровне сознания;
в) выражение  качества объекта-субъекта социальной формы движения материи, включающей в себя духовность.
Итак, личность рассматривается в системе взаимодействия природно- социальных форм движения материи, формируется под воздействием социальной среды, а также собственных усилий человека.
Каждое общество формирует присущий ему тип личности, действующий в определенных социально-экономических, социокультурных и психологических  ситуациях. В первобытном неструктурированном  строе люди жили за счет добычи средств  к жизни, были слиты с природой и поглощены общиной. Однако и  тогда не было полной однородности: выделялись вожди, старейшины и т.д. В антагонистических обществах  возникает разрыв между природными условиями, условиями производства и существованием людей, усиливается  обособление отдельного человека от природы и от других людей. Формирование частных интересов и частной  собственности, вместе с тем, порождали  сложноструктурированное общество и способствовали становлению полноценной  личности. П. Гольбах, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин видели связь частной собственности  с человеческой природой, с принципом  личности. Помимо своей положительной  роли в жизни общества, особенно в формировании личности, частная  собственность приводит к огрублению стимулов деятельности, когда нравственность отождествляется с прагматизмом.
Развитию личности содействовало также формирование гражданского общества. Английские и  французские материалисты XVIII в. в  гражданском обществе видели совокупность общественных связей, среду, в которой  разворачивается деятельность индивидов, обладающих естественными правами, суверенитетом, неприкосновенной частной  жизнью и реализующих свои интересы. В настоящее время под гражданским  обществом обычно подразумевается  общество свободных его членов в  виде добровольных объединений граждан, с высоким уровнем экономических, социальных, духовных и моральных  показателей, которые совместно  с государством реализуют развитые правовые отношения.
Воздействие типичных причин, определяющих роль личности, обозначается термином «фактор ситуации».
К. Ясперс под  ситуацией подразумевает события, задающие историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей ее радости и надежды, а также  болевые точки. Ситуация характеризует  не столько природно-закономерную, но в большей степени смысловую  действительность, которая приносит эмпирическому бытию конкретного  индивида пользу или вред, открывает  возможности или ставит преграды. Философ выделил ситуации всеобщие, типические и ситуации исторически  определенные, однократные. В более  широком смысле слова, «фактор ситуации»  складывается из особенностей среды, в  которой действует личность (экологическая  обстановка, общественный строй, характер традиций, особенности цивилизационно-формационного  времени и т.д.), состояния, в котором  находится в определенный момент общество (устойчивое, неустойчивое, восходящее, нисходящее и т.п.). Конечно, имеют  значение особенности самой личности, функционирующей в определенной ситуации. Ведь каждый человек живет  в мире своей психической реальности, относительно независимой от среды. В ситуации личность осознает свое величие и вместе с тем свою ограниченность, признает наличие других Я и необходимость диалога  с ними.
В поведении  человека проявляются различные  варианты.
В флюгерно-приспособительном  сценарии человек мыслит и действует  беспринципно, добровольно подчиняясь обстоятельствам, социальной моде. При  изменении ситуации и власти приспособленец потенциально готов поменять свои взгляды  и служить новому «идолу-божку», иной доктрине.
В консервативно-традиционалистском варианте индивид с недостаточным  творческим потенциалом не способен гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства и находится в  плену прежних догм, упрямо держится устаревших «принципов».
Данную позицию  нельзя отождествлять с личностно- независимым поведением (третий вариант). И. Кант уловил достоинства автономного  поведения человека, свободного от пристрастий и преходящих обстоятельств, но при этом недооценил объективную  обусловленность поступков человека.
При анализе  четвертого варианта мы исходим из того, что в процессе антропосоциогенеза в человеке формируются устойчивость (выражается через мировоззренческое  «ядро», убеждения) и гибкость (умение реагировать на новое, корректировать свои убеждения в определенном диапазоне). При этом человек сохраняет принципиальность в важнейших мировоззренческих  вопросах, не изменяя внутреннему  Я, одновременно творчески откликается  на реалии жизни.
Взаимоотношения личности и социальной среды в  идеале вписываются в формулу: поиск (личности) - предложения (социума) - выбор (личности из предложенного обществом). Автономия и ответственность  личности проявляются как в процессе осмысления ею предложений («социальных  заказов»), условий, требований, предъявляемых  обществом (каждый человек эти запросы, требования понимает субъективно, избирательно, в соответствии со своими представлениями  о должном, ценном, благе), так и  в ходе осуществления ею своих  социальных ролей. В целом, личность есть индивидуальная проекция общества, а приспособление личности к среде  и ее активное воздействие на среду  выступают как момент самореализации личности.
Личность - понятие, отображающее социальную природу человека, рассматривающее его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самопознание и т.д.), самораскрывающегося в  социальных отношениях, общении и  предметной деятельности. Приобретение человеком социальных черт (в ходе социализации, исполнения социально  значимых функций под воздействием социального окружения) происходит на основе его биопсихологических задатков. Поэтому определенную роль в формировании личности играет наследственность.
Человек не рождается  личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией  понимается: а) освоение человеком системы  социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение  индивида в общественную жизнь, процесс  наделения людей социальными  свойствами. «Социализация, — по К. Марксу, - не есть механическое наложение  на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время  субъектом общественной активности, творцом общественных форм». Социализация человека есть прежде всего внутреннее самоуглубление, диалог человека с  самим собой («я - я»), формирующий  самосознание. Отношения «я - ты», «я — мы», «я - человечество», «я - природа», «я - вторая природа», «я — универсум» формируют нравственные чувства (любви, дружбы, ненависти и т.п.), различные  системы ценностей, идеи национальной, классовой, государственной гордости, групповой солидарности, социальной справедливости, социально-философские, исторические, экологические, футурологические и иные рефлексии, атеистические  и религиозные рассуждения о  смысле жизни и смерти, представления  об ответственном отношении к  себе и всему окружающему, в целом, определяют нормы поведения и  деятельности людей.
Социализация  осуществляется не только в контексте  общения (в виде подражания, обучения и т.д.), но и опосредованно, через  элементы культуры (язык, миф, искусство, религию и т.д.). Она выступает  важнейшим механизмом воспроизводства  субъекта социально-исторического  процесса, обеспечивает преемственность  в развитии культуры и цивилизации, поддерживает относительно бесконфликтное существование общества посредством  адаптации индивида к среде и  внедрения в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения.
Важнейшими формами  социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляются воспитание, обучение и деятельность человека. Личность проявляется через  свойства: способность к труду, сознание и язык, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.
Индивидуальное  развитие личности не бесконечно, является восходяще-нисходящим. Биологическое  развитие измеряется состоянием обмена веществ и функций организма. Социальный возраст определяется уровнем  социального развития, зависит от овладения индивидом набором  социальных ролей, от субъективного  внутреннего представления личности о степени своего развития. Психическое  развитие определяется уровнем умственного, эмоционального и т.д. развития личности (например, А. Шопенгауэр полагал, что  интеллект, достигнув кульминационного пункта, идет на убыль). Человек не только способен приобретать личностные черты, но и утрачивать их. 
 
 

1.2. Исторические типы  личности
Многообразие  людей не исключает возможности  усмотреть определенные типы их сходства в соответствии с социальными  параметрами:
1) принадлежность  индивидов к определенной сфере  деятельности, т.е. к социальному  типу разделения труда; 
2) разделение  людей по их отношению к  средствам производства;
3) подчиненность  людей национально-культурным условиям.
У носителей  социальных отношений формируются  определенные классовые, национальные и иные черты личности.
Современное понимание  личности в постнеклассической картине  мира сочетает в себе унифицирующие (усредняющие) и индивидуализирующие  тенденции. В основе унифицирующих  типологий лежат различные критерии и соответственно существуют типологии  социально-исторические, социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические, социально-профессиональные, социально-ролевые  и т.п. В марксизме основой для  выделения конкретных типов социальности, формирующих типы личности, является формационное членение истории. Современная  цивилизационная парадигма позволяет  раскрыть более универсально типологию  личности.
В каждую историческую эпоху имеются помимо доминирующих переходные формы социальности и  типы личности. Динамичность мира, его  постоянная незавершенность обусловливают  гибкость личности, ее выход за границы  социального типа. Интегративные  процессы в обществе размывают социально-национальные качества типов личности. Социальная дифференциация сохраняет специфику  социально-этнических общностей.
Помимо социальных наука выделяет социально-психологические  типы личности. Еще Гиппократ поделил  людей на холериков, сангвиников, флегматиков  и меланхоликов.
В философско-психологической  литературе получило распространение  разделение людей на интровертов  и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний  мир, его синтетичность. И.В. Киреевский различал «внешнего» (совокупность социальных ролей с позиций социальной психологии) и «внутреннего» (совокупность способностей чело века: любви к Богу, помощи ближнему, ощущать вину, стыд, сострадание  и т.д.) человека. Американский философ  Д. Рисмен выделил «традиционно-ориентированную  », « изнутри-ориентированную », извне-ориентированную» и «автономную личность».
С 70-х гг. XX в. развивается соционика — наука  о человеческих возможностях и о  взаимоотношениях людей. В зависимости  от типов личности («Дюма», «Гюго», «Бальзак», «Дон-Кихот», «Наполеон», «Есенин», «Жуков», «Обломов», «Манилов», «Плюшкин» и  т.д.) взаимоотношения между людьми складываются по-разному - в диапазоне  от комфортности до конфликтности.
В соционике  за условными, символическими именами  скрываются конкретные образы. Например, в типе «Жуков» заложены сильные  управленческие и организаторские  способности. Личности типа «Обломов»  пассивны, не склонны совершать действия, поступки, типа «Манилов» - «витают в облаках», типа «Плюшкин» - чрезмерно бережливы, скряги. Люди типа «Наполеон» умеют манипулировать чувствами других людей, энергичны, обладают развитой силой воли.
Приведем еще  одну классификацию социальных типов  личности.
Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, педагоги, менеджеры и т.д.) главное - действие, изменение мира и других людей, в  том числе и самого себя.
Мыслители приходят в мир для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые.
Третий тип - люди чувств и эмоций — прежде всего  представители литературы и искусства, гениальные прозрения которых порой  опережают научные прогнозы и  прорицания мудрецов.
Четвертый тип - гуманисты, и подвижники, отличаются обостренным чувством ощущения душевного  состояния других людей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской заповеди), спешат делать добро.
По мнению М. Вебера, высказанному в работе «Протестантская  этика и дух капитализма» (1905), протестантизм, нацеленный на расчетливость  и умножение богатств мирской  деятельности человека, заложил основы трудовой этики и рационализма, составивших  ядро новоевропейского предпринимательского типа личности. Э. Фромм выделял в  качестве особого типа личность с  рыночной ориентацией. Такая личность в современном понимании - продукт  индустриального общества, порождение культа массового потребления. Вероятно, имеется и противоположный тип  личности, не принимающий рассудком  и чувствами рынок. Оба названных  типа личности имеют как достоинства, так и недостатки. Личность рыночного  типа - инициативная, нацеленная на нововведения, на частнопредпринимательский успех. Однако чрезмерный прагматизм обедняет душевный мир человека. Личность нерыночного  типа ориентирована на общегуманистические, экологические, духовные ценности и  вместе с тем порой оторвана от реальных проблем жизни, иногда предпочитает вместо напряженного труда праздность, некоторую леность, надеется на государственное  покровительство.
Вероятно, можно  еще говорить о типе личности, формирующемся  в зависимости от характера политического  режима в обществе.
Тоталитарному режиму присущи:
а) всеобщая регламентация  сфер жизни человека (к примеру, ограничение  числа детей в семье);
б) социальная анонимность (следствие чрезмерного огосударствления общественной жизни), ведущая к утрате человеком его важных жизненных  функций, что порождает пассивность  и подавляет естественные порывы индивида;
в) культ власти, ставшей высшей ценностью;
г) готовность людей  уступить свободу социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда - безответственность человека.
Тоталитарный  тип личности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности; чрезмерным энтузиазмом; верой в простоту мира (белое - черное, друзья - враги); верой в чудеса; абсолютизацией порядка.
Изначальной ценностью  либерального общества является уважение к свободе. Человеку либерального типа присущи: диалог с властью, стремление к уникализации, к личной ответственности, реализм в отношении к действительности и к собственным возможностям и положению, подлинная активность в повышении своего статуса в  обществе.
Наше современное  общество находится на переходном этапе  развития. Отсюда - смешанные черты  личности, где переплетены элементы рыночного и нерыночного, тоталитарного  и либерального типов. В целом  грани между социальными, этническими  и психологическими общностями людей  подвижны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Способы человеческого  существования
Ранее отмечалось, что важнейшими формами бытия  человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального  созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов  человеческого существования является отчуждение.
Отдельные фрагменты  идеи отчуждения обнаруживаются в античной философии (Платон), в философии Нового времени (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Сен-Симон). В немецкой классической философии  отчуждение выделено в самостоятельный  объект исследования. Г. Гегель продемонстрировал, что в акте отчуждения имеется  не только «утрата», ной «присвоение». Глубокую разработку проблемы отчуждения осуществили классики марксизма, представители  антропологических направлений  в философии.
Общественное  состояние, где люди существуют как  функции, а вещи господствуют над  творцом, К. Маркс подверг детальному анализу в «Капитале» и подготовительных к нему работах. Отмечены также такие  направления, как отчуждение общества и человека от природы, отчуждение человека от другого человека. М. Хайдеггер  считал, что отчуждение есть форма  существования человека в обезличенном мире повседневности. Э. Фромм связывал отчуждение с превращением человека в «вещь», с бегством от свободы.
В целом, феномен  отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком  так или иначе противостоит ему, т.е. складывается противоречивое общение  между Я и не-Я; во-вторых, когда  какие-либо явления и отношения  в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.
В современной  философской мысли отчуждение в  основном рассматривается через  призму процессов дегуманизации  социума, ведущих к «обесчеловечиванию»  личности, утраты чувства Я, следствием чего является возникновение бездушной  и безличной Мегамашины, т.е. предельно  рационализированной, технократической социальной организации. М. Бубер назвал три сферы отчуждения: область  техники (человек стал придатком  машин), сферу хозяйства (процесс  производства и потребления благ вышел из-под контроля человека) и область политики (человек находится  во власти иррациональных сил). Государственные  и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы. Источник такой ситуации усматривается в  господстве идеалов рационализма, культе науки и техники. Увеличилась пропасть между способностью людей к производству через научную технологию и способностью контролировать ее.
Отделение от человека созданного им объективно. Это выражено, прежде всего, в характере деятельности, в механизм которой входят целеполагание, опредмечивание, получение конечных результатов, что свидетельствует  о потенциальных способностях в  условиях общественного разделения труда к обособлению.
Опыт показал, что отчуждение тем сильнее, чем  ниже уровень производительных сил. Слабое развитие орудий труда взваливает на человека за счет его физического  и нервного перенапряжения всю тяжесть  производства, порождая технологическое  отчуждение. Человек при этом выступает  как придаток какого-либо средства труда или какой-либо производственной функции.
При принудительной, внеэкономической организации труда (в обществе казарменного типа) производство и потребление оказываются разорванными, приводя к экономическому отчуждению.
Политическая  основа отчуждения связана с деятельностью  государства, когда создаются возможности  для формирования аппарата, интересы которого противостоят обществу и направлены на обеспечение своих внутренних защитных механизмов, что сокращает  возможности к самокоррекции  общественного развития.
Отчуждение сопровождается субъективными переживаниями бессилия человека над результатами своей  деятельности. В состояниях неопределенности, нестабильности (экономической, политической) личность психологически лишается ощущения ее значимости, смысла жизни, возникают  растерянность, разочарование. При  этом разрушаются межличностные  связи, в поведении части людей  ослабляется рациональность и возрастает роль инстинктов.
Отчуждение в  технолого-экономической и социально- политической сферах дополняется отчуждением  в духовной жизни. Одна из форм духовного  отчуждения - утрата исторической памяти. Отчуждение в духовной культуре, начиная  с последней трети XX в., стало возможным  потому, что знаки и системы  символов, которые создавались для  объяснения и понимания человеком  окружающего мира, стали, как полагают некоторые ученые, непроницаемой  стеной, отгораживающей человека от реальности. Одни знаки интерпретируются с помощью  других, поэтому разум человека оказывается  обреченным оставаться в порочном круге  искусственных интерпретаций.
Преодоление негативных форм отчуждения коренится в социальном прогрессе. Просветители XVIII в. и марксисты  прогресс-связывали с постепенным  смягчением методов эксплуатации, с  тенденцией к полному освобождению работника. Спасение и достойное  будущее человечества - в обществе, при котором человек вырывается из отчужденного состояния стихийных  процессов (но и при сохранении позитивной стихийности как естественности) или тоталитарной системы, обретает условия для реализации своей  индивидуальности на общем фоне коллективности. В современных условиях, когда  доля «информационного» продукта значительно  превышает долю материального продукта, усиливается тенденция к использованию, прежде всего, возможностей человека как  разработчика новых систем, контролера, оператора, наладчика. Преодоление  отторжения человека от своих творений связано также с тем, что в  мировой экономике возрастает уровень  системности; наряду с наличием естественных самоналаживающихся, во многом хаотических, процессов, восстанавливаются политические регулирующие механизмы. Преодоление  политического отчуждения осуществляется в различных формах: создание на предприятиях и в учреждениях  производственных комитетов, независимых  общественных комиссий, развитие многообразных  форм взаимной помощи. Это ведет  к формированию «общества соучастия», самосознания гражданами своей роли в государстве, повышению личной ответственности за себя и за дела в обществе.
Отчуждение в  полном объеме неустранимо, ибо оно, наряду с негативными своими сторонами, является нормальной характеристикой  человека, свидетельствует о его  способностях к самовыражению и  самоотдаче. В целом отчуждение двойственно: способствует самопроявлению человека и одновременно обезличивает его. В  ходе обновления общества будут всегда, в любой общественной системе, возникать  новые проблемы и трудности, новые  варианты отчуждения.
Одним из параметров бытия человека является страх. Он лежит  в основе жизни: сама борьба за существование, выживание предполагает страх. Чувство  страха в критических ситуациях  мобилизует силы живого организма. М. Хайдеггер  различает два вида страха: как  реакция на конкретную угрозу и страх (ужас) перед жизнью как таковой. На фоне постоянного напряжения в  условиях ускорения социальных процессов  у многих людей появляется неуверенность  в себе, которая в отдельных  случаях парализует способность  анализировать происходящее. В современных  условиях возник новый страх - перед  виртуальной реальностью: боязнь человека раствориться в искусственной, им же самим созданной среде.
В биологическом  существовании человека страх является предупреждающим сигналом, а в  социальном бытии страх может  укреплять социальные связи. Он сделал возможным возникновение культуры - через запреты, утверждение авторитетов, становление культов.
Н.А. Бердяев  существование человека рассматривал через страдание. Оно, как и страх, связано не только с животной стороной человеческого существования, но и  с его духовностью (А. Шпенглер). В  христианстве страдание выступает  как божественная кара за грехи. У  А. Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором преодолеваются эгоистические побуждения. Страдание - средство к величию души (Ф. Ницше).
Выделяются два  основных источника страданий: внешний  социально-материальный (страдание  от социального угнетения, национального  подавления, эксплуатации, болезней, необеспеченности для всех людей прав на труд, образование, жилье, в целом на достойное существование) и внутренний духовный, связанный  с трагическими основа ми жизни. В  космосе, в людях, в природе Земли, полагал М- Шелер в своей работе «Положение человека в космосе», заключена  трагичность как важнейший момент существования. Человек страдает от того, что он заключает в себе устремленность к бесконечности  и вечности, но поставлен в ограниченные условия существования в мире.
Формы страданий  многообразны: от ожидания смерти, страдания  от любви и ревности, конфликтов, от уязвленного самолюбия, неудач, разочарований, порой от непонимания собственного предназначения, страдания от бессмысленной  случайности, насилия, боли.
Без боли (не только физической, но и духовной, нравственной) люди скатились бы до уровня самодовольных  полуживотных. Люди прибегают к различным  средствам преодоления страдания: некоторые готовы потерять индивидуальность, подавить сознание (через наркотики, алкоголь, бессмысленные хобби и  т.д.). Вместе с тем страдание для  человека становится источником положительных  эмоций, самовыражения, самосовершенствования.
Универсальной стороной человеческой психики является фантазия, связанная с интуицией, присущая чувству и мысли. Фантазия наполняет человека страхом или  надеждой, «окрыляет» деятельность, присутствует в проектах будущего, таится во всяком идеале и идоле, определяет наше отношение  к жизни и смерти. Фантазия выступает  одновременно как опасное занятие (духовный наркотик, уводящий в мир  грез, маниловские мечтания) и как  благодатное достояние человека (возвышает человека над унылой, часто стандартной повседневностью, стимулирует творчество).
С фантазией  тесно связана игра, соединяющая  реальность и воображаемое. Корни  культов, религии, мифов, различных  видов художественного творчества уходят в игру. Игра стала формой свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющей наслаждение. По теории К. Гросса, игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма, особенно необходимое человеку в раннем возрасте. Й. Хейзинга игру сопоставляет с ритуалом, культом, карнавалом, праздником, спортом. Вслед за Г. Маркузе Хейзинга противопоставляет естественно-игровое начало авторитарному внешнему принуждению, в том числе связанному с технизацией и политизацией щества. В концепции «играющего человека» он видел осуществление идеи свободы выбора, «самовозможности». В игре происходит выход из вещного мира в мир знаков - символов, метафор, а через него - в мир культуры. Игра - сокращенное и обобщенное выражение социальных отношений. Человек должен выбирать: «быть ничем или играть» (Ж.-П. Сартр).
Игра - непринужденная деятельность в реальной и воображаемой ситуации по определенным правилам. Субъективная цель игры, ее мотив находятся в  самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, а объективное значение игры заключается в формировании и тренировке физически и духовных способностей, необходимых для осуществления  различных видов деятельности и  жизни человека. Труд как комбинация физических и интеллектуальных сил, увлекающий работника своим содержанием  и способом исполнения, становится игрой. Одновременно труд как интенсивное  напряжение - не игра. Профессиональное состязание в так называемом «большом спорте» есть игра и еще в большей  степени труд спортсмена-профессионала.
Одним из фундаментальных  свойств человеческого существа является любовь. Древнеиндийские веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивали любовь как  космический принцип, посредством  которого усмиряется и объединяется Вселенная. Формирование и существование  общества, подчеркивал Ф. Вольтер, невозможно без любви человека к себе и  любви к другим. На основе любви  возникают страсти - «пружины» и  «шестерни» социальных механизмов, которые  объединяют людей и извлекают  из земных недр вес искусства и  удовольствия. Для Н. Гартмана любовь есть придание смысла бытию личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.