На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Крестьянская реформа 1861

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат

По дисциплине «Отечественная история»

 
 
«Крестьянская реформа 1861 года»
                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

      Содержание    ………………………………………………………..2  
 
    2.Введение………………………………………………………………..3
    3.на пути к крестьянской реформе……………………………………...3 

       4 Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 года……………………………………………………………………………….4 

       5. Основные положения реформы 19 февраля 1861 года………………6 

       6.Введение «временнообязанных» отношений………………………8 

       7.Личное освобождение крестьян.……………………………………9 

       8.Выкупные сделки и выкупные платежи……………………………10 

       9. Образование сельских обществ…………………………………….11 

       10.Вывод: историческое значение освобождения крестьян………….13 

       10. Приложение к реферату: документ  «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года» (извлечение)……………………………………………………………………..14 

       11. Литература………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.
       АлександрII, вступивший на престол в 1855г., решился на проведение коренных реформ, необходимость которых диктовалась самой жизнью. Поражение в Крымской войне(1853-1856) свидетельствовало о необходимости изменений в политической, технико-экономической и военной областях, и в 1856 г. было объявлено о ликвидации военных поселений, об амнистии декабристов, о свободном выезде за границу, о сокращении численности армии и смягчении цензуры.
       Но  главный вопрос оставался-отмена крепостного  права. Социальные противоречия достигли наивысшего напряжения. Враждебное чувство  между крестьянами и помещиками усиливалось, налицо были крестьянские волнения по всей стране. 

Первые  шаги на пути к крестьянской реформе 

       Отмена  крепостного права затрагивала  самые основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность  всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в соответствующих министерствах, а затем обсуждаются в Совете или Кабинете министров, которому принадлежит решающее слово. В России в то время не было ни конституции, ни парламента, ни Совета министров. Поэтому потребовалось создавать громоздкую систему центральных и местных учреждений специально для разработки и согласования порядка отмены крепостного права.
       Подготовка  реформы началась вскоре после заключения Парижского мира в 1856 году. Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что «лучше  начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Намекая на «пугачевщину», Александр затрагивал очень чувствительную для помещиков тему. «Передайте слова мои дворянам  для соображения»,- сказал он в конце речи.
       Ожидалось, что дворяне живо откликнутся  на призыв царя и дело пойдет дружно и спорно. Тем временем в Министерстве внутренних дел началась разработка основных начал реформы. Из архивов были извлечены проекты Сперанского и Киселева. К ним присоединили ходившие по рукам записки, в том числе Кавелина. В итоге министерские чиновники сошлись на том, чтобы крестьянам, освобожденным от крепостного гнета, надо дать небольшие наделы. За них они будут исполнять у помещика строго определенные повинности. 

Деятельность  редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 года 

       Помещики  с недоверием относились к деятельности редакционных комиссий, и Александр  обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документами и смогут высказать свое мнение. К августу 1859 года был подготовлен проект. Встал вопрос о приезде дворянских представителей. Опасаясь, как бы они не образовали какое-нибудь подобие парламента, правительство решило вызывать их в два приема - сначала от нечерноземных губерний, а затем от южных, черноземных. Кроме того, было запрещено собираться на официальные заседания.
       Их  приглашали по 3 - 4 человека в редакционные комиссии и просили отвечать на задаваемые вопросы. Дворяне были очень недовольны таким поворотом дела.
       Помещики  нечерноземных губерний не возражали  против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный  с ее стоимостью. Тем самым они  пытались включить в сумму выкупа компенсацию за оброк. Они настаивали также на то, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.
       Кроме того, помещики опасались, что власть правительственной бюрократии непомерно  усилиться, если она заберет под  свой контроль все дело управления крестьянами. Чтобы отчасти нейтрализовать эту опасность, дворянские представители потребовали свободы печати, гласности, независимого суда и местного самоуправления. В ответ на это правительство запретило на ближайших дворянских собраниях обсуждать вопрос о реформах.
       На  каждом последующем этапе обсуждения в проекты внедрялись те или другие поправки крепостников. Реформаторы  чувствовали, что проект все более  сдвигается от «золотой середины» в  сторону ущемления крестьянских интересов. Тем не менее, обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Малютин и Самарин (главные разработчики реформы) поняли, что она не может быть одинакова для всей страны, что нужно учитывать местные особенности. В черноземных губерниях главную ценность составляли земли сельскохозяйственного назначения.
       Отношения между крестьянами и помещиками в области крестьянского хозяйства  были брошены во власть рыночных отношений. Необходим переходный период. Крестьян невозможно было оставить без земли, а помещиков - без гарантированного правительственного выкупа. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.
       Заветной  мечтой крепостников было, так или  иначе, похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость. В самый ответственный момент он назначил председателем Главного комитета по крестьянскому делу своего младшего брата Константина Николаевича, сторонника либеральных мер. На последнем заседании комитета и в Государственном совете реформу отстаивал сам царь. 19 февраля 1961 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест, об отмене крепостного права.
       Поскольку правительство опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели - для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 года манифест был прочитан в церквах после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр сам прочитал его войскам.  

Основные  положения реформы 19 февраля 1861 года 

       Были  приняты центральное и местное  положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных  наделов. Их главными идеями были: крестьяне  получают личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в пользование крестьян.
       Наделение землей осуществлялось по добровольному  соглашению помещика и крестьянина: первый мог давать земельный надел  меньше нижней нормы, установленной  местным положением, второй не мог  требовать надела больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении, эти действия фиксировались в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников. Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе.
       Вся земля в 34 губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. Была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось примерно столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен значительно уменьшенный душевой надел, который состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей (в некоторых губерниях, например Курской, он доходил до 2,5 десятка). Землей наделялись только лицам мужского пола.
       Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли  быть меньше минимальных, установленных в положении. Но эта сторона медали, под названием «добродетель» скрывала другую сторону под названием - жадность, жажда наживы и отобрание последнего куска «хлеба» у крестьян помещиком. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями 19 февраля 1861 года», то часть ее у них отбиралась в пользу помещика. Эти земли назывались отрезками.
       Особенно  много земли (до 30-40%) отрезали у крестьян в черноземных губерниях. Здесь  помещики стремились оставить землю за собой и предоставляли крестьянам минимальные наделы. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья - прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки», сильно стеснявшие крестьян, на протяжении многих десятилетий отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.
       Собственность на землю сохранялась за помещиком  вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и «временнообязанными». В этот переходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись следующие сборы: натуральные налоги, которые взимались на неплодородных почвах, то есть повинностях, когда крепостной должен был безвозмездно отдать господину определенное количество разных продуктов; снижались нормы барщины (30-40 дней в год), то есть когда крестьянин бесплатно работает на земле помещика своими орудиями труда. Барщина более развита была в черноземных районах, обычно достигала 2-3 дней в неделю. В страдную пору господские работы должны были выполняться в первую очередь. При барщине с собственного хозяйства крепостной обычно еще должен был отдавать и некоторый оброк, а также сбор денежного оброка, то есть выполнение повинностей деньгами. 

Введение  «временнообязанных»  отношений 

       До  заключения выкупной сделки крестьяне  считались временнообязанными и  за пользование наделами должны были нести старые повинности - барщину или оброк (по желанию помещика). Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Лишь в 1881 году временнообязанное состояние было ликвидировано. Все временнообязанные крестьяне (их осталось к 1881 году около 20 %) должны были выкупить свой земельный надел.
       Однако  некоторые изменения во взаимоотношениях помещиков с крестьянами были внесены реформой сразу: размер повинностей  устанавливался точно, помещик лишался права взимать произвольные поборы (птицей, грибами, ягодами и пр.) и сгонять крестьян на дополнительные работы. Он имел дело уже не с каждым крестьянином, а со всем крестьянским миром, то есть деревней, через старосту, которого выбирали крестьяне.
       Субъектом собственности в большинстве  регионов становилась община, в некоторых  районах - крестьянский двор. В последнем  случае крестьяне получали право  наследственного распоряжения замлей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее  приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.
       Правительство объявило бывших крепостных свободными сельскими обывателями, они получили гражданские права. Крестьяне получили личную свободу. Отныне помещик не имел права покупать, продавать, дарить крестьян, не имел права распоряжаться ими как вещью. Крестьяне могли теперь вступать в брак без разрешения помещика, самостоятельно заключать договоры и торговые сделки, свободно заниматься промыслом или торговлей, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать на службу или учебное заведение, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий. Они получили право приобретать движимое и недвижимое имущество, свободно им распоряжаться и наследовать его по законам и обычаям.
       Однако  правительство сделало все, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными» правами, стеснить их свободу. В течение еще многих лет власть помещика тяготела над крестьянами. Они не могли отказаться от надела и уйти из деревни, так как обязаны были предварительно расплатиться с помещиком, заплатить все налоги и не иметь долгов.
       Крестьянство  оставалось неполноправным сословием. В отличие от дворян, купцов и  духовенства крестьяне платили  подушную подать и подвергались телесным наказаниям; из них набирали рекрутов.
       «Положения 19 февраля 1861 года» касались лишь помещичьих крестьян и не распространялись на государственных и удельных. Правительство  боялось повсеместного возмущения крестьян. Лишь после подавления крестьянского  движения, возникшего сразу после реформы, правительство постепенно в течение 60-х годов распространило эти «Положения» на другие категории крестьян. 

Личное  освобождение крестьян 

       Правительство вынуждено было пойти на освобождение крестьян с землей, хотя многие помещики высказывались против этого. Правительство понимало, что безземельное освобождение приведет к всеобщему  возмущению народа. Оно учитывало также, что крестьяне были основными плательщиками налогов. Лишение крестьян земли подорвало бы главный источник государственных доходов. Кроме того, помещики были еще не готовы вести хозяйство по капиталистически. Им необходимо было, чтобы крестьяне продолжали на них работать, для чего их наделяли землей, но так, чтобы они оставались в экономической зависимости от помещиков. 

Выкупные сделки и выкупные платежи 

       Для того чтобы стать собственниками земли и превратиться в мелких свободных хозяев, крестьяне должны были уплатить выкуп. Размеры выкупа значительно превосходили стоимость  полученной крестьянами земли. Фактически крестьяне должны были платить не только за землю, но и за свою свободу.
       Крестьяне платили выкуп за усадебную и  полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая  стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шести процентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.
       Ввиду того, что у крестьян денег не было и платить им было нечем, устанавливался следующий порядок: сразу же при совершении выкупной сделки крестьяне платили 20% общей суммы выкупа, а остальные 80% государство давало крестьянам как бы взаймы, выплачивая их помещикам. В течение 49 лет крестьяне должны были отдавать государству этот «долг» с процентами. Всего им пришлось платить около 1,5 миллиардов рублей (при стоимости земли около 500 миллионов рублей). В принципе, в основе выкупа должна была учитываться доходность выкупаемых земель. В отношении черноземных губерний примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не с доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из побочных заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности.
       Выкупные  платежи, которые правительство  в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему  приспособиться к рыночной экономике, утверждали русскую деревню в состоянии нищеты.
       Опасаясь, что крестьяне не захотят платить  большие деньги за плохие наделы и  разбегутся, правительство ввело  ряд жестких ограничений. Полицейский  и фискальный аппарат правительства  должен был обеспечить своевременность этих выплат. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из соей деревни без согласия сельского схода. Между тем платежи должны были ежегодно поступать в казну от каждого сельского общества, невзирая на больных и немощных. За отсутствующего домохозяина приходилось платить всему обществу. Крестьяне оказались связаны круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга, и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из «общества», найдя заместителя, но крестьянину практически невозможно было найти такого заместителя, поэтому они фактически были прикреплены к своему наделу. 

Образование сельских обществ 

       Крестьяне каждого  помещичьего имения объединялись в сельское общество и стали собираться на сельские сходы для решения  хозяйственных вопросов. Исполнять решения сходов должен быть сельский староста, избираемый на три года. Он являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного состояния), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.
       Несколько соседних сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали  сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался  волостной старшина, а также волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. Волость в основном была полицейско-административной единицей. Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:
историческое  значение освобождения крестьян 

       Реформа, конечно, получилась не такой, какой  мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский, и учитывала больше интересы помещиков, чем крестьян. Неблагоприятными последствиями реформ стали следующие: наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли; община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием. Действие реформы было рассчитано на короткий срок, пожалуй, не более чем на два десятилетия. Затем должна была встать необходимость новых мер в том же направлении.
       И все же крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией  новые перспективы, создав возможность  для широкого развития рыночных отношений  в деревне, расчищала путь для  полной свободы крестьян. Данная Реформа стала первым шагом к созданию правового государства - такого государства, которым управляют граждане в соответствии с законом и где каждый гражданин имеет надежную защиту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Приложение  к реферату 
 

Д О К  У М Е Н Т 

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
19 февраля  1861 года.
( извлечение) 

       1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях,  и на дворовых людей отменяется  навсегда, в порядке, указанном  в настоящем Положении и в  других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
       2. На основании сего Положения  и общих законов крестьянам  и дворовым людям, вышедшим  из крепостной зависимости, предоставляются  права состояния свободных сельских  обывателей, как личные, так и  по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положения о крестьянах и в особом положении о дворовых людях.
       3. Помещики, сохраняя право собственности  на все принадлежащие им земли,  предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
       4. Крестьяне за отведенный, на основании  предыдущей статьи, надел обязаны  отбывать в пользу помещиков  определенные в местных положениях  повинности работою или деньгами. 

       5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.
       П Р И М Е Ч  А Н И Е.
       Сим местные положения суть:
       1). Для тридцати четырех губерний  Великороссийских, Новороссийских и Белорусских;
       2). Для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 
       3). Для губерний Киевской, Подольской  и Волынской; 
       4). Для губерний Виленской, Гродненской,  Ковенской, Минской и части  Витебской ...
       6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, в равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
       1). Чтобы надел, предоставляемый  крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен в местных положениях;
       2). Чтобы те повинности крестьян  в пользу помещика, которые отправляются  работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок);
       3). Чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении. 

       7. На сих основаниях составляются  «уставные грамоты», в которых  должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения.
       8. Помещики, наделив крестьян в  постоянное пользование за установленные  повинности землею на основании  местных положений, не обязаны  впредь ни в каком случае  наделять их каким бы то  ни было сверх того количеством земли...
       …17. Вышедшие из крепостной зависимости  крестьяне составляют по делам хозяйственным  сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в  волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование  общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных...
       …148. Помещику предоставляется на основании  и в пределах,  ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, на земле его поселенных, и с сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.
       149. Помещик имеет право надзора  за охранением общественного  порядка и общественной безопасности  на пространстве принадлежащего  ему имения ...
       …158. Помещику в продолжение первых девяти лет по утверждении сего Положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и предоставлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию...
       …160. Помещик, буде усмотрит в мирском  приговоре распоряжение, противное  существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения морового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика...
       …187. Каждое сельское общество, как при  общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании  землею, отвечает круговою порукою  за каждого из своих членов в исправном  отбывании казенных, земских и  мирских повинностей ... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Апальков В.С.  История Отечества: учебное пособие. М.Альфа-М .2009
2. Гринин Л.Е  История России: пособие для поступающих  в  ВУЗы  в 4-х частях. Часть  вторая (XIX век). Издательство «Учитель». 2000 года стр.24 -;
3. Елманова Н.С, Савичева Е.М Энциклопедический словарь по истории - М: Педагогика-Пресс, 2003 года - 448 с: ил, карты.
4. Зырянов П.Н  История России XIX век. 2002 года стр.107 - 117;
5. Исаев Н.А История государства и права России: Курс лекций. М., 2000Гг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.