На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этика преподавателя

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
«Главные  задачи современной школы - раскрытие  способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного  человека, личности, готовой к жизни  в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено  так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (1, стр. 1). (1.Национальная образовательная инициатива «Новая школа»)  

    I.                   Введение
Смена общественно-политического  и экономического строя в России в конце прошлого века вызвала, в свою очередь, смену нравственно-ценностных ориентаций. В настоящее время самой большой ценностью, в соответствии с провозглашенными принципами демократизации и гуманизма, признается свободная, гармонично и всесторонне развитая и образованная личность, способная жить и творчески работать в современных условиях постоянно меняющегося мира. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит одной из основных  задач «современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»(1,1)
 Очень важно особенно сейчас, когда ощущается дефицит нравственности, возложить на педагогов функцию выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям. 

  Одним из старых педагогических мифов является миф  о том, что школа учит, а семья  воспитывает. Действительно, фундаментальные  свойства личности закладываются родителями с детства, причем в основном стихийно, так как ребенок в ходе ежедневного общения с мамой и папой усваивает некоторые истины, нередко против их желания. Школа же существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Однако как о многом ребенок узнает не только из учебника, так и воспитывает его вся окружающая действительность.  

  Именно  поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что  он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать  слово, можно ли обидеть другого  и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.   

  Поэтому проблема этичного поведения учителя сегодня актуальна.
Цель реферата :
-выявить соблюдение этических норм в школе;
-определить наиболее значимые составляющие профессиональной культуры учителя;
-что не имеет  права делать учитель-профессионал с точки зрения педагогической этики.    
 
 
 
 
 
 

Этика (лат. ethica –  наука, искусство нравственности) - учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.
1. Зарождение и  развитие педагогической этики
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к  жизни систему школьного образования  и породила особый вид общественно необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Философами  античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.
В эпоху  средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду  доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения  эти вопросы получили своё новое  развитие - в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать "душевные склонности ребёнка", не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).
Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)
Качественно новый этап в развитии этики и  вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические  идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова - он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время  разработку проблем  профессиональной этики  мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение - это  прежде всего живые  человеческие отношения  между педагогом  и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, к 3. Категории педагогической этики

   
Педагогическая  этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и  моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений  о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Справедливость  вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная  честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.  

4. Сущности и функции  педагогической морали.

   
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.
Педагогическая  мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю  в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.
Общая норма  педагогической морали является широким  и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении  учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.  

5. Нравственное сознание  педагога.

   
Нравственным  сознанием называется осознание  норм своего поведения, характера взаимоотношений  в обществе и ценности качеств  человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные  взгляды учителя характеризуются  полнотой и устойчивостью. Одним  из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как  осуществляется восприятие этих ценностей  его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Педагогическая  этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности - он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются  как эмоциональная сторона его  духовной деятельности, характеризующая  наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса. 

6. Нравственные отношения  педагога.

   
В основе нравственных отношений лежат зависимости  между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности.
Особенность нравственных отношений в том, что  они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции  регулирования и контроля.
В педагогической среде выделяются сферы, в которых  нравственные отношения имеют определённые особенности - сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.
Педагогическая  мораль признаёт такие нормы взаимоотношений  между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.  

7. Нравственная деятельность  педагога.

   
Нравственная  деятельность педагога, как и любая  духовная деятельность, обладает относительной  самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.
Процесс нравственного  самовоспитания представляет собой  не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.  

8. Педагогический такт  как важный компонент  нравственной культуры  учителя. 

   
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент  нравственного творчества - педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический  такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в  которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
В числе  основных составляющих элементов педагогического  такта учителя можно назвать  уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно  слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.  

9. Кодекс профессиональной  этики учителя 

   
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.
ак Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы  и др.   
 

Особенностью  профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в относительно самостоятельную область знания обусловлено тем, что этическая теория на современном этапе призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей
Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее  время очень актуальна, т.к. инновационные  процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.  "Настоящий учитель во все времена сохранял неповторимость своей личности, питаясь из неиссякаемых источников общечеловеческих ценностей. Верный своему общественному призванию, он являет высоконравственный пример практического действия, утверждает гуманистические принципы добра и справедливости, крепит духовную связь поколений", так говорил В.А. Сластенин. "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" - это слова В.О. Ключевского. Профессионально-педагогическая этика - система норм нравственной воспитанности учителя, его профессиональных обязанностей по отношению к учащимся, их родителям, педагогическому коллективу, обществу. Можно сформулировать следующие принципы педагогической этики: гуманизм, коллективизм, профессиональный долг, оптимизм, справедливость, авторитет и т.д. В условиях актуализации духовных и нравственных приоритетов жизни современного общества некоторые аспекты профессионально-педагогической этики обогащаются новым содержанием:
Корпоративная этика педагога, следовательно, подразумевает  определенные требования к его поведению  по отношению к себе, коллегам, администрации  образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему  социальному окружению.

Кодекс  чести педагога

Отношение к образовательному учреждению – преданность, благодарность.
Отношение к работе – усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.
Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость.
Отношение к ученикам – сотрудничество, внимание.
Педагогическая  мораль определяет педагогическую целесообразность и необходимость установления партнерских  отношений с учащимися за счет:
      Уважения личности учащегося;
      Обращения к учащимся по имени (звук собственного имени для человека – самая приятная мелодия; услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком);
      Исключения в общении с учащимися крика и оскорблений. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик педагога вызывает у ученика реакцию защиты и теряет  воздействующую силу.
      Планирования учебной и внеучебной деятельности совместно с учащимися;
      Раскрытия и развития индивидуальности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности;
      Выявления и поощрения индивидуальных положительных качеств, достижений учащихся.Как-то учительница математики показала в учительской работу Толи (очень «трудный» ребенок) со словами неподдельной радости и удивления: «Посмотрите, ведь это Толя сейчас на уроке вычертил график. И знаете, смотрела незаметно на его лицо: сосредоточенное, даже доброе и красивое. В этот момент он был другим. Может, рано мы его «списали» в «трудные», а?»
      Учета мнения учащихся, признания собственной вины во всех возникающих проблемах;
      Реализации на практике права учащихся на собственное убеждение и выбор.
   
Требования  кодекса профессиональной этики  по отношению к родителям учащихся:
      Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.
      Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Вы знаете, что родители учащихся и педагог – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе педагога, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты педагога с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.
      Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – педагог приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда педагогу, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.
      Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Педагог обязан давать ученикам только объективную характеристику. Известна история, рассказанная Адлером. Адлер очень плохо учился в гимназии. Однажды учитель вызвал его отца и сказал ему, что его сын может быть только сапожником, поскольку совершенно не справляется с уроками.                                                                                                                                                                    Когда педагог осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.
      Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и педагог из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом педагог не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.
      Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к педагогу.Профессиональная мораль требует от педагога доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически педагогу далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда педагог сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе педагог с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету педагога. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.
В своей книге  К.М. Левитан определял необходимый  минимум этических норм педагога, но, окончательно его сжав, можно выделить главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому.
Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста.
Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Задача современной  школы, направленная на создание условий  для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры.
Профессиональное  сознание, профессиональную культуру педагогавозможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».
Культура общения-
доброжелательность, эмпатия (умение видеть мир глазами  других), умение понять другого, умение управлять своим состоянием, чувствами, чуткость, такт, внимание,  требовательность к себе, терпимость к другому, оптимизм. Внешний облик идеального педагога (обобщение ответов учащихся 9-11 классов): приятное выражение лица, лёгкая улыбка, веселые добрые глаза. Качества, которые учащиеся больше всего ценят в педагоге: чувство юмора, терпение, доброта, весёлый характер, чуткость, внимание, такт, требовательность к себе. 
 

   Профессиональное  самосознание педагога как часть его 
   профессиональной  культуры
      Профессиональная  культура педагога –  это сложная, комплексная  составляющая его  личности, соединяющая  в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным  статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.
      Профессиональные  характеристики, обусловливающие  становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных  составляющих ключевое место занимает специализация,  устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала [7]. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.
      И, наконец, личностные характеристики педагога, также влияющие на уровень его профессионального  самосознания  –  это свойства его  характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.