На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Приёмы ведения спора

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ СПОРА………………….. 5 
1.Понятие  спора……………………………………………………………… 5
2.Разновидности  спора……………………………………………………….. 7
ГЛАВА II.ПРИЁМЫ ВЕДЕНИЯ СПОРА………………………………… 10
1.Допустимые  тактические приёмы……………………………………….. 10
2. Недопустимые тактические приёмы……………………………………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.
       Сегодня, в конце XX столетия, большая часть  человечества осознала очень простой и очевидный факт, что лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют доказательств. Львиная же доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора.
       Как следствие строгая и бесстрастная констатация «положения дел» в рамках коммуникативных процессов встречается сравнительно редко. Преобладают в них побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего-либо. Кроме того, определенную окраску, характер коммуникативным актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это характерно и для споров.
       Спор - сложное явление. Он не сводится к  столкновению двух несовместимых убеждений. Протекая всегда в определенном контексте, он затрагивает такие черты характера  человека, как достоинство, самолюбие, гордость и т.д. Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно достичь формальной победы в споре, настоять на правоте или целесообразности своего подхода и одновременно не суметь изменить позицию оппонента в споре, не добиться его понимания, обидеть его, оттолкнуть от взаимодействия и взаимопомощи в решении проблемы, вызвавшей спор, - эти побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нем или свести его к нулю1.
       На  сегодняшний день споры и противоречия пронизывают все без исключения сферы общественной жизни, что ещё раз подтверждает актуальность темы данной работы, целью написания которой является изучение основных приёмов диспута, спора, обсуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ СПОРА. 

       1.Понятие  спора. 

       Спор  – акт речевой коммуникации, однако не всякий коммуникативный процесс является спором. Зафиксируем сущность спора посредством логической операции определения. Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б. Шоу так обосновывал этот тезис: если у вас есть одно яблоко и у меня одно, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку; но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в результате у каждого из рас будет по две идеи. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым дополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
       Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке  знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующих их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:
       • Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться.
       • Не спорьте по мелочам - если уж спорить, то только по принципиальным вопросам.
       • Почву для спора образует наличие  несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции  совместимы, нужда в споре отпадает.
       • Спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении.
       • Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора.
       • Спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии.
       • Спор не должен быть самоцелью, в споре  недопустимы выпады личного характера; спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения.
       • В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т. д2. 

             2.Разновидности спора. 

       Совокупность споров и дискуссий, существующих на сегодняшний день довольно велика и для того, чтобы ориентироваться в этом многообразии, нужно выделить какие-то типичные группы, классы споров, обладающие своими специфическими особенностями.
       Наиболее  распространёнными являются классификации  споров по нижеуказанным критериям.
    По характеру цели, которую ставят перед собой участники спора:
    высшей разновидностью спора считается спор, участники которого стремятся выяснить истину;
    целью спора может быть проверка истинности или обоснованности некоторой мысли;
    спор может проводиться с целью выработки общего мнения, способа действий, достижения согласия.
    наконец, можно вступать в спор просто ради победы в интеллектуальном состязании.
    По количеству участников:
    простой спор - это спор двух человек;
    сложный спор – спор с участием нескольких человек.
       Простой вариант сложного спора мы имеем  в том случае, когда его участники  разбиты на две команды, представители  которых поочередно берут слово. Так спорят между собой сторонники соперничающих политических партий, представители разных отделов на предприятии, кредиторы с должниками, заказчики с исполнителями и т.д.
       Наиболее  сложный спор - это спор нескольких человек, каждый из которых отстаивает свою, особую, точку зрения, играет, так сказать, только за себя. Такой  спор требует от участников высокой культуры общения, и если он возникает стихийно, то очень быстро превращается в беспорядочную перебранку. Каждый старается высказать что-то свое, не слушая остальных. Как на спортивном поле нужен арбитр, чтобы контролировать соблюдение правил игры, так и в подобном споре необходим беспристрастный председатель, обеспечивающий очередность выступлений и соблюдение регламента. Увы, по нашему телевидению я не видел ни одной такой дискуссии, которая была бы хоть сколько-нибудь плодотворна. В лучшем случае участники подобных дискуссий просто провозглашают свою позицию, не обращая никакого внимания на то, что говорят другие; в худшем — они быстро переходят на взаимные оскорбления.
    По наличию или отсутствию слушателей
    спор наедине, при котором присутствуете только вы и ваш оппонент.
    публичный спор: спор в присутствии аудитории непосредственно не принимающей участия в споре, но своим присутствием оказывающей влияние на оппонентов. Публичный спор чрезвычайно труден, к нему нужно быть готовым не только логически, но и психологически.
    спор для слушателей: спор, основной целью которого является привлечение публики на свою сторону. По сути дела, спор здесь используется как средство пропаганды собственных воззрений и внушения их публике.
       Следует отметить, что публичный спор имеет ряд особенностей. Во-первых, публика, как правило, не очень внимательно слушает то, что говорят. Обыкновенный человек редко способен внимательно слушать чьи-то рассуждения более 5—7 минут, затем он утомляется, внимание его рассеивается, и он выхватывает из ваших речей лишь отдельные фразы. Поэтому длинные рассуждения в публичных спорах должны быть исключены. Во-вторых, публика в массе своей не думает. Конечно, каждый отдельный человек из числа присутствующих может быть умен и образован, однако, собравшись вместе, люди чаще всего превращаются в толпу и начинают жить ее эмоциями и страстями. Поэтому перед толпой следует говорить как можно более кратко, ярко, образно, обращаясь не к разуму, а к эмоциям и чувствам. Также важную роль играет внешний облик выступающего – то, как он одет, как он держится на публике, говорит.
    По другим основаниям
       Можно еще отметить разделение споров на устные и письменные. Спор, который  ведется на страницах печати, обладает некоторыми особенностями по сравнению с устным спором. В первом меньше эмоций. Здесь требуется не столько быстрота реакции, сколько способность к глубокому и основательному рассмотрению вопроса, аргументов оппонента и собственных доводов. Такие споры являются непременной принадлежностью науки и вообще всякого серьезного исследования. Результатом их обычно бывает более глубокое уяснение позиций сторон и продвижение к решению обсуждаемых проблем. Поэтому в серьезных случаях, требующих глубокого размышления, полезно изложить сталкивающиеся позиции в письменном виде3.
       В приведённых классификациях конечно  же охвачены не все виды споров, однако соединяя приведённые типологии  мы можем охарактеризовать довольно большое количество споров. Но это не очень важно. Главное, вступая в спор, ясно представлять себе: с какой целью? устно или письменно? публично или приватно? Если вас что-то не устраивает, откажитесь от спора 

       ГЛАВА II.ПРИЁМЫ ВЕДЕНИЯ СПОРА.
       1.Допустимые  тактические приёмы.
       Следует помнить, что, поскольку спор - это столкновение личностей, состязание, борьба, постольку здесь можно использовать общие тактические приемы всякой борьбы, как вооруженной, так и спортивной. Учение логики о доказательстве и опровержении можно сравнить с теми непреложными правилами, в соответствии с которыми происходит состязание: каждая шахматная фигура “ходит” определенным образом, в футболе полевым игрокам нельзя играть рукой, в боксе - бить противника ниже пояса или открытой перчаткой и т.п. За соблюдением этих правил следит арбитр и в случае их нарушения сразу же прекращает состязание. Если нарушены правила логики, спор прекращается.
       Однако  и в рамках правил допустимо применение тех или иных тактических приемов, способных привести к победе. Это высказывание справедливо и по отношению к спору – здесь также существуют тактические приемы, использование которых помогает склонить исход противостояния в свою пользу. Такие приёмы подразделяются на 2 группы: допустимые и недопустимые.
       Сначала мы познакомимся с допустимыми тактическими приемами. Это не что иное, как самые общие принципы любой борьбы, поэтому они чрезвычайно просты и немногочисленны.
    Инициатива.
       Следует с самого начала захватить инициативу: предложить свою формулировку спорного вопроса, зафиксировать пункт разногласий, предложить место проведения спора, оговорить наличие или отсутствие слушателей. Тот, кто навяжет свои условия проведения спора, уже на старте получит определенные преимущества.
       Также при ведении спора следует помнить старое правило: нападение — лучшая защита. Захватив инициативу, продолжайте наступление: нападайте на тезис и аргументы оппонента, заставляя его защищаться; вопросами, уточнениями, аргументами направляйте спор в нужном для вас направлении.
    Бремя доказывания.
       Огромное, порой решающее преимущество получает в споре тот, кому удастся возложить бремя доказывания на оппонента. Проще говоря, захватив инициативу, следует повести дело так, чтобы доказывать свой тезис пришлось вашему противнику. Этот прием представляет собой частный случай более общего правила: строить всегда труднее, чем разрушать. Позиция критика всегда выгоднее, чем позиция деятеля, созидателя.
    Концентрация.
       Не  следует пытаться нападать на все  звенья аргументации противника, на все  его утверждения. Среди них может  быть немало здравых и верных. Нужно постараться определить наиболее слабый пункт в его обороне и сконцентрировать все внимание и силы именно на нем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.