На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Исторические условия и особенности возникновения философии в Древнем Китае

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.3.2014. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
    1. Исторические условия и особенности возникновения философии в Древнем Китае……………….…………………………….……………………...2
    2. Характерные черты философии  Древнего Китая……………………….4
    3. Основные школы в древнекитайской  философии: натурфилософия, конфуцианство, даосизм, моизм, школа закона или легизм, школа имён…….7
      Список литературы………………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Исторические условия и особенности возникновения философии в Древнем Китае.
    В Древнем Китае в VIII—VI вв. до н. э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и  атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных  началах (инь и ян), о естественном пути (дао) и другие, возникшие еще  на рубеже II—I тысячелетий до н. э. как  результат обобщения первоначальных знаний того времени. Однако формирование философских течений относится  к VI—V вв. до н. э. Между этими течениями  велась напряженная борьба на протяжении почти трех столетий, борьба, связанная  с крутым переломом в истории  древнекитайского общества.
    Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной  практике, т.е. редукцией к так  называемой практической философии. Вопросы  этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений  между "верхами" и "низами" и  т.п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае  составляла одну из главных линий  философствования. Знание оценивалось  и отбиралось в соответствии с  задачами нравственного совершенствования  человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих  людей.
    Одной из основополагающих черт развития китайской  философии следует отметить ее иероглифический  характер китайской культуры в целом, в отличие от алфавитной культуры греческого типа.
    Истоки  тотального натурализма, определяющего  специфику китайской классической философии, и своеобразного эквивалента  европейской науки логики - нумерологии. Космическая гармония связывает  различные аспекты бытия и  служит источником покоя (порядка) и  в природе, и в обществе. Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве  двух космических начал - неба и земли, рождающем образы, уподобление которым  обеспечивает народу покой.
    В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась  и развивалась в борьбе материализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохранение родовых  и патриархальных традиций, отсталость рабовладельческих общественных отношений) древнекитайские мыслители основное свое внимание уделяли решению социально-этических  и политических проблем.
    Существенной  чертой древнекитайской философии  является ее традиционное обращение  к образу совершенно мудрого человека (мудреца). Сама идея мудреца возникла как следствие разрушения кровнородственных связей и упадка родового мировоззрения. Эта ситуация получила космическое истолкование: древние китайцы считали, что связи верха и низа разрушаются, центры Цзы перестают быть прежними, в итоге в Поднебесной возникает хаос. 
 
 
 
 
 
 

2 Характерные черты философии Древнего Китая.
    В Древнем Китае было два основных этапа развития философии: этап зарождения философских воззрений, который  охватывает период 8 - 6 вв. до н.э., и этапу  расцвета философской мысли - этапу  соперничества «ста школ», который  традиционно относится к 6 - 3 вв. до н.э.
    В истории философии ярко раскрывается процесс освоения человеком природы, его попытки осмыслить свое место  и роль в мироздании, выявляются многогранные стороны созидательного человеческого гения. Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с  классовой борьбой в обществе. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и  реакцией, цеплявшейся за все старое, освящавшее авторитетом традиции нерушимость  и вечность своего господства. В  конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью сознания и глубиной выражения этих направлений.
    Специфика китайской философии непосредственно  связана с ее особой ролью в  той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и  «Сражающихся государств». Развитие социальных отношений в Китае не привело  к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае  своеобразное разделение труда между  политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы, первооснователи  и распространители разных школ, странствующие  конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что  вопросы управления страной, отношений  между различными классами и социальными  группами населения в обществе, регламентации  отношений между «верхами» и  «низами», а также внутри господствующего класса, вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический, можно сказать, утилитарный подход к жизни общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Поэтому китайские мыслители и древности и средневековья уделяли много внимания проблемам управления страной, построению различных социальных утопий, выработке планов идеального общества, причем эти утопии, как правило, основывались на идеализации глубокой древности, на призывах возврата к «золотому веку» совершенномудрых правителей - Яо, Шуня и Вэнь-вана.
    Другая  особенность развития китайской  философии связана с тем, что  естественнонаучные наблюдения китайских  ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватно  выражения в философии, так как  философы, как правило, не считали  нужными обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натуралистов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование. Заложенные моистами традиции соединения философской  рефлексии и естественнонаучных наблюдений, данных конкретных наук для  подтверждения общефилософских  выводов не получили дальнейшего  развития.
    Философия и естествознание существовали в  Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что  нанесло им непоправимый ущерб. Тем  самым китайская философия лишила себя надежного источника для  формирования цельного и всестороннего  мировоззрения, а естествознание, презираемое  официальной идеологией, испытывая  трудности в развитии, осталось уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей  оставались древние наивно-материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях, деление всего сущего на противостоящие друг другу темное, женское начало (инь) и светлое, мужское начало (ян), а также об эфире (ци), который, сгущаясь, образует тяжелые, женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь,- легкие, мужские частицы (ян-ци), взаимодействие их порождает сначала пять первостихий, а затем все сущее. Что касается прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она по сей день руководствуется этими идеями.
    Оторванность  китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В  силу этого натурфилософские концепции, объяснение природы, а так же проблемы сущности мышления, вопросы природы  человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития. Они лишь были поставлены в общем  виде представителями материалистического  направления, прежде всего представителями  школы «инь - ян», или натурфилософами, моистами и в известно мере даосизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Основные школы в древнекитайской философии: натурфилософия, конфуцианство, даосизм, моизм, школа закона или легизм, школа имён.
    Философия в Китае возникает в конце  III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период “борющихся государств, царств” был также тем, что часто называют “золотым веком китайской философии”. Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
    конфуцианство;
    моизм;
    школа закона (“фа-цзя”), по-европейски - легизм;
    даосизм;
    школа “инь-ян” (натурфилософы);
    школа имен (“мин-цзя”).
    При этом в большинстве школ преобладала  практическая философия, связанная  с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти  целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие  основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма - наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская  философия была малосистемна. Это  объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а  также слабым развитием древнекитайской  логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность  древнекитайской философии. Сам  древнекитайский язык без суффиксов  и флексий затруднял выработку  абстрактного философского языка, а  ведь философия - мировоззрение, пользующееся философским языком.
    В истории древнекитайской идеологии  важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551—479 ДО Н. Э.). Он внес серьезный вклад в развитие китайской культуры. Ему приписывается составление ряда древних книг («Книга песен», летопись «Весна и осень» и др.), в которых были собраны письменные памятники прошлого.
    Придерживаясь традиционных религиозных взглядов, согласно которым небо, как верховное  божество, диктует свою волю человеку, Конфуций утверждал, что «жизнь людей  зависит от судьбы, а богатство  и знатность происходят от неба».
    Видным  последователем Конфуция был Мэн-цзы (372—289 до н. э.). Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена «небесной  воле», которую выражает и исполняет  мудрый государь — «сын неба». Человек  от рождения добр, ему присущи четыре качества: чувство сострадания, чувство  стыда, скромность и умение различать  истину от лжи. Но вследствие дурного  влияния общества эти качества быстро утрачиваются. Мэн-цзы выдвинул теорию врожденных знаний; эти знания заложены в человека божественным «необъятным  духом»; человек должен полностью  раскрыть эти знания, чтобы у самого себя найти ответы на все вопросы  жизни, установить причины своих  неудач и бед, не возмущаться несправедливостью  в обществе и не питать ненависти  к тем, кто его притесняет.
    Против  конфуцианской школы выступил Мо-цзы (Мо Ди) (479—381 до н. э.). Он призывал людей  оказывать друг другу помощь независимо от социального положения. В противовес конфуцианцам он утверждал, что предопределенной судьбы нет. Судьба человека зависит  от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви, выражающей «небесную волю». В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Мо-цзы выступал против захватнических войн, проповедовал мир между государствами.
    В теории познания Мо-цзы содержатся некоторые элементы материализма. Так, он говорил, что знание возникает  из непосредственного изучения действительности. В дальнейшем последователи Мо-цзы  — монеты — освободили в основном рациональные идеи своего учителя от мистической оболочки и развили их с позиций наивного материализма. Монеты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания. Все наши знания, учили монеты, — это результат совместных усилий наших органов чувств (у-лу) и мышления (син).
    Материалистические  тенденции моистов были направлены прежде всего против софистов Хуэя Ши (IV—III вв. до н. э.) и Гунсунь Луна (III в. до н. э.). Хуэй Ши пытался свести противоречие конечного и бесконечного, относительного и абсолютного к  тождеству, растворить их в «великом единстве». Он отрицал качественное различие вещей. Согласно Гунсунь Лунуг  конкретные вещи возникают в результате соединения в нашем представлении  самостоятельно существующих отдельных  идей (например, белая лошадь — это  соединение идеи белизны с понятием лошади).
    В развитии философии Древнего Китая  важное значение имел даосизм —  учение Лао-цзы о дао — пути вещей. Основная идея Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) — жизнь природы и людей  не управляется «волей неба», а протекает  по определенному естественному  пути—дао. Дао — это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и  изменении, в результате чего все  вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лао-цзы верил, что  соответственно с этим законом справедливость в конечном итоге восторжествует, ибо самые слабые со временем станут сильными и одолеют тех, кто в  настоящее время обладает силой. По мнению Лао-цзы, человек не должен вмешиваться в естественный ход  развития. Кто попытается изменить этот ход, подчинить его своим  личным интересам, тот неизбежно  потерпит неудачу. Лао-цзы выступал против произвола знати, призывал людей  отказаться от излишеств и вернуться  к первобытнообщинной жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.