На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежная система РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание 
 

Введение                                                                                                                       3
1 Понятие  и структура денежной системы                                                               5
1.1 Структура денежной системы                                                                             5
1.2 Принципы  и элементы денежной системы                                                         9
2 Основные  макроэкономические индикаторы, характеризующие 
денежную  систему                                                                                                     17
2.1 Инфляция и индекс потребительских цен                                                         17
2.2 Монетарный  обзор                                                                                               21
2.3 Валютный  курс                                                                                                    25
3 Организация  денежной системы в Республики Беларусь                                   29
3.1 Денежные системы  США и Германии                                                                       29
3.1.1 Денежная  система США                                                                                            29
3.1.2 Денежная  система Германии                                                                                      31
3.2 Денежная система РБ                                                                                           34
Заключение                                                                                                                  38
Список  используемой литературы                                                                           40
Приложение  А                                                                                                             41
Приложение  Б                                                                                                             42
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Темой данной курсовой работы является: «Денежная система».
     Денежная  система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она  представляет собой нечто гораздо  большее, чем пассивный компонент  экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики.
     В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. По своему содержанию денежная система представляет собой структурированную совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих и обеспечивающих ее целостность. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную национальным законодательством.
     Национальные  денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Становление денежных систем в данный период исторического развития является необходимой закономерностью, отвечающей условиям товарного производства. Становление всеобъемлющих товарно-денежных отношений требует устойчивого денежного обращения.
     Правильно действующая денежная система вливает  жизненную силу в круговорот доходов  и расходов, который олицетворяет экономику.
     Хорошо  работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной  причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.
     Уже на пороге XXI в. усилилась роль и место финансовых и кредитных отношений. Стало очевидным, что достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия финансово-кредитной и денежной системы страны.
     Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики  привели к глубокому экономическому кризису – падению производства, росту цен и развертыванию инфляции.
     Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения.
     Таким образом, исследование данной темы является актуальным.
     Целью данной курсовой работы является изучение денежной системы, развитие ее на современном  этапе.
     В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:
     -дать  понятие денежной системы, характеристику ее основным типам и структуры;
     -определить  элементы и принципы функционирования денежной системы;
     -определить  и оценить основные макроэкономические  индикаторы, которые характеризуют  денежную систему;
     -выявить  и рассмотреть особенности организации денежной системы Республики Беларусь и некоторых зарубежных стран.
     В первой главе дается определение  понятия денежной системы, выявлены принципы функционирования современной денежной системы, а также рассматриваются её элементы.
     Во  второй главе анализируется инфляция, индекс потребительских цен, валютный курс, проводится монетарный обзор.
     В третьей главе сравнивается состояние  финансовых рынков США и Германии. Также рассматривается денежная система Республики Беларусь.
     Предметом исследования данной курсовой работы является денежная система, а объектом - денежные и финансовые отношения, в частности, экономика РБ, а также некоторых развитых стран. При написании курсовой работы я использовала метод статистического и графического анализа, а также метод сравнения.
     В данной работе были использованы различные  литературные источники. Денежная система рассматривается на страницах как периодических изданий таких, как «Банковский вестник» и «Экономический бюллетень», анализ которых дает возможность оценить сущность денежной системы и ее результаты, так и на страницах учебных пособий и книг, в которых рассматриваются теоретические вопросы, связанные с денежной системой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Понятие и структура денежной системы 

           

         
          1.1 Cтруктура денежной системы
 
 
     Денежная  система представляет собой исторически сложившуюся и закрепленную государством законодательно форму организации денежного обращения в стране. Впервые она сформировалась в XVI—XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения.
     Типы  денежных систем формировались по историческим периодам и зависели в значительной степени от того, в какой форме функционировали деньги: полноценные (как товар) или как знаки стоимости (бумажные, кредитные). С учетом это го различают следующие типы денежных систем:
     1) товарные;
     2) металлического обращения;
     3) обращения кредитных и бумажных денег.
     1) Товарные денежные системы формировались на самых ранних этапах развития товарного хозяйства, когда в качестве денег выступали различные товары.
     Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;
     Система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости (символическими деньгами), а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.
     2) При системе металлического денежного обращения в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
     Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами - золотом и серебром. Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. На рынке устанавливались две цены на один товар. Эта система существовала в XVI—XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовала и в XIX в..
     Существуют  три разновидности биметаллизма:
     -«параллельные  валюты». Соотношение между золотом и серебром устанавливается государством в зависимости от спроса на металлы, от экономической и политической ситуации в стране и в мире.
     - при действии системы «двойной валюты» начинает проявляться закон Коперника-Грешема: «плохие деньги вытесняют хорошие», т.е. постепенно серебро вытесняет из обращения золото.
     -«хромающая  валюта»: золото и серебро являются  платежными средствами, но не  равнозначными. Это, фактически, система двойной валюты, «хромающая»  на серебряную ногу, т.е. золото  имеет полную платежную силу, свободную чеканку, более свободное обращение, чем серебряные деньги.
     Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента вступало в противоречие с природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех товаров. Эта система не обеспечивала устойчивости денежного обращения, поскольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило, к колебанию цен на товары. В условиях постоянного повышения требований к устойчивости и стабильности денежной системы, наличию единого всеобщего эквивалента, обусловило переход к монометаллизму.
     Монометаллизм — денежная система; при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом, и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты; казначейские билеты, разменные монеты), разменные на золото или серебро. В большинстве развитых стран в конце XIX в. Биметаллизм и серебряный монометаллизм сменился золотым монометаллизмом. Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.
     Золотомонетный стандарт характеризуется следующими чертами:
    свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;
    свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости;
    свободное движение золота между странами;
    выполнение золотом всех функций денег;
    обращение как золотых монет, так и других знаков стоимости
     Функционирование  золотомонетного стандарта требовало  наличия золотых запасов у  центральных эмиссионных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото. Первая мировая война, потребовавшая больших военных затрат, вызвала рост дефицита воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта. После окончания Первой мировой войны были введены урезанные формы золотого монометаллизма.
     Золотослитковый стандарт (Франция, Великобритания), при котором банкноты обменивались на золотые слитки, но только при предъявлении определенной их суммы.
     Золотодевизный стандарт (Германия, Австрия, Дания и др.), при котором национальные банкноты обменивались не на золото, а на такую валюту (девизы) других стран, которые разменивались на золото. Золотодевизный стандарт вводился в странах, не располагающих достаточными золотыми запасами и не обладающих доступом к золотодобыче. Он устанавливал валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания международных валютных договоров (блоков), формирования систем международного валютного регулирования и т.д. /7,10, с.40/
     В результате мирового экономического кризиса (1929— 1.1939. гг.) были ликвидированы все формы монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные (товарные) деньги.
      3) Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.
     В 1944 г. международная система капитализма  сформировалась в рамках мировой  валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США). По форме Бреттон-Вудская денежная система представляла собой своеобразный межгосударственный золотодевизный стандарт. При этой системе золото выполняло функцию мировых денег и выступало средством окончательного расчета между странами. Кроме золота в международном платежном обороте использовались английский фунт стерлингов и, прежде всего, доллар США, который обменивался на золото в Казначействе США по официально установленному соотношению. Цена на золото на свободных рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее: В свою очередь национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом (МВФ) соотношениям. Все обратимые денежные единицы через доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты между странами.
     Однако  в связи с ослаблением позиций  США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны международная денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона ценности, всех денежных единиц, в 1971 - 1973 г. потерпела банкротство: доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; с 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото; отменена официально долларовая цена золота. 
     На  смену Бреттон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная система, оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого соглашения в апреле 1978 г., были внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:
    мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ — СДР, которые становились международной счетной единицей;
    доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;
    юридически была завершена демонетизация золота: утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены. Однако золото резервов государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран./9, с.40/
     В зависимости от сложившихся в стране экономических отношений денежные системы могут быть рыночного и нерыночного типа.
     Денежную, систему рыночного типа характеризует свободное функционирование денег. Сохраняется денежно-кредитное регулирование на уровне банковской системы. Регулирование осуществляется, с помощью экономических методов. Нерыночная денежная система характеризуется различными ограничениями в использовании денег, наличием административных методов регулирования денежного обращения.
     Существуют  две разновидности денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Первая разновидность свойственна административно-распределительной системе экономики. Она имеет следующие характерные черты:
    Сосредоточение денежного оборота (как безналичного, так и наличного) в едином государственном банке.
    Законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный обороты. При этом безналичный оборот, как правило, обслуживает распределение средств производства, а наличный оборот - распределение предметов потребления и услуг.
    Обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных денег в кассах предприятий.
    Нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами.
    Прямое директивное планирование денежного оборота и его составных элементов как составной части общей системы государственного планирования.
    Централизованное директивное управление денежной системой.
    Выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития.
    Сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков при приоритете товарного.
    Законодательное установление масштаба цен и валютного курса национальной денежной единицы.
     Такого  типа денежные системы существовали в странах социалистического лагеря до его распада.
     В большинстве стран современного мира используется вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой. Характерные черты такого типа денежной системы следующие:
    Децентрализация денежного оборота между разными банками.
    Разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности.
    Создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования.
    Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка.
    Прогнозное планирование денежного оборота.
    Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота.
    Наделение центрального банка страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства.
    Обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).
    Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.
     10. Система рыночного установления валютного курса на основе «корзинки» валют./8, с.40/
     Таким образом, денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством. Существует большое разнообразие денежных систем. 
 

     1.2 Принципы и элементы денежной системы 
 

     Как любая система, денежная система  состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия системы безналичных расчетов и денежной системы. На самом деле денежная система на современном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.
     Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.
     Рассмотрим  принципы, по которым строится современная денежная система рыночного типа.
    Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.
     Управление  денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.
    Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.
    Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
     При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.
    Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
    Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.
    Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.
     В то же время центральный банк может  проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком й правительством.
    Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.
    Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.
    Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.
    Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки./8,с.40/
 
     Принципы  построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Рассмотрим эти элементы.
    Наименование денежной единицы.
      Наименования  денежной единицы (национальной валюты) и ее частей, как правило, возникают исторически, но полностью зависят от государства, которое своим законодательным актом закрепляет (или изменяет) это наименование. Например, в Республике Беларусь - белорусский рубль, в России — рубль, в США — доллap, в ЕС — ЕВРО, в Польше — злотый и т.д. Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар равен 100 центам и т.д.). Хотя наименования денежной единицы возникают исторически, но в некоторых случаях ( например, в период революций, политических переворотов, раздела страны на самостоятельные страны или, наоборот, объединение стран в экономический и политический союз) государство может установить новое наименование денежной единицы.
    Виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, также определяются специальными законами государства или актами правительства. В современных условиях все денежные знаки, выпускаемые государством, обязательны к приему в погашение долга на территории данной страны. Выделяются следующие виды денежных знаков: банковские билеты (банкноты), казначейские билеты и разменная монета. Различие денежных знаков обусловливается порядком выпуска в обращение и изъятия из обращения.
      Банковские  билеты, являющиеся в настоящее время  основным видом денежных знаков, выпускаются  в обращение центральными эмиссионными банками страны. Осуществляя кредитную эмиссию, центральные банки увеличивают денежную массу первоначально в виде прироста остатков средств на счетах в коммерческих банках. В последующем эти средства могут трансформироваться в наличность. Погашение кредита обусловливает обратный приток денежных знаков из обращения. Таким образом, банковские билеты, являясь кредитными деньгами, могут выполнять роль полноценных денег, если обеспечивается возвратность кредита. Кредитная экспансия и особенно безвозвратное «кредитование» приводят к обесцениванию банковских билетов.
      Казначейские  билеты попадают в оборот при бюджетной  эмиссии, проводимой специальным органом министерства финансов — казначейством. В экономически развитых странах, как правило, казначейские билеты не выпускаются либо выпускаются в ограниченных количествах, тогда как в слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое обращение.
      Разменная монета выпускается для удобств  обслуживания розничного оборота, когда необходимо осуществить платежи в дробных частях денежной единицы. Обычно стоимость, указанная в монетах, значительно превышает стоимость содержащегося в них металла и расходы на чеканку. Разница составляет монетный доход государства. В отдельных странах металлические монеты выпускаются не только как части денежной единицы, но и более высокого достоинства: 1, 2, 5, 10, 20, 50 и т. д. денежных единиц. Выпускаются также юбилейные и памятные монеты, имеющие в основном коллекционную направленность.
    Масштаб цен — это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар — металл — выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т. е. с уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством  в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных). Сейчас ни одна страна мира не разменивает денежные знаки на золото. С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И, наконец, в результате валютной реформы 1976—1978 гг. (на основе Ямайского соглашения) официальная  цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно, под влиянием спроса и предложения и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
    Валютный курс - соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемом в основном их покупательной способностью. Он характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. В зависимости от типа денежной системы, от уровня развития рыночных отношений могут использоваться фиксированные или плавающие системы валютных курсов. В странах с развитой рыночной экономикой используются свободно колеблющиеся (плавающие) валютные курсы, основанные на рыночном механизме валютного регулирования. Многие государства, в том числе и выделившиеся из бывшего СССР, используют фиксированные, т.е. устанавливаемые центральными банками курсы валют. Причем эти курсы могут быть едиными или отличаться в зависимости от вида операций, при которых используется иностранная валюта.
    Порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков. Государство устанавливает порядок наличной и безналичной эмиссии и обращения денежных знаков. Регулируются эти процессы внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного положения. Эмиссионные операции (операции  по  выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:
      -центральный  (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих  подавляющую часть налично-денежного обращения;
        -казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажноденежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла), на которые приходится около 10% (в развитых странах) общего выпуска наличных денег.
      Эмиссия банкнот осуществляется центральным  банком тремя путями:
      1)предоставлением  кредитов кредитным учреждениям  в форме переучета коммерческих векселей;
      2)кредитованием  казны под  обеспечение  государственных ценных бумаг;
      3)выпуском  банкнот путем их обмена на  иностранную валюту.
      Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег.
      В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты — даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов.
      Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы за счет увеличения как остатка наличных денег, так и остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере, безналичных расчетов. Поэтому можно также сказать, что денежная эмиссия – это прирост денежной базы, представленной суммой наличных денег в обращении и денег на счетах коммерческих банков в Банке РБ.
      В экономически развитых странах денежный  оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и  увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии.
      Во  многих промышленно развитых странах  под влиянием усиления  инфляции и нарастания кризисных явлений в экономике в середине 1970-х годов получило распространение таргетирование — установление  целевых  ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы  в обращение  и кредита, которыми должны руководствоваться центральные банки.
      Центральный банк по согласованию с государственными органами  определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (М1, М2, М3, М4), во Франции — только агрегат М2. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных  экономических факторов, а  не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.
    Регламентация безналичного денежного оборота. Главным компонентом денежной массы являются остатки денежных средств в сфере безналичного денежного оборота. Государство регламентирует безналичный денежный оборот путем установления порядка функционирования денег, зачисленных на счет. В частности, определяются сферы, в которых платежи должны выполняться не наличными деньгами, а путем переводов денег со счета в банке плательщика на счет получателя. Вырабатываются способы платежа, формы расчетов, порядок платежей и т. п.
    Правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчетов. Национальные валюты, как правило, ориентированы на обслуживание оборота внутри страны. Поэтому вывоз и ввоз национальной валюты также регулируется установленными правилами. К примеру, государство может разрешить свободный вывоз и ввоз своей валюты в любых размерах. Могут устанавливаться предельные суммы вывоза, определяемые либо абсолютной суммой, либо зависимыми нормативами (от количества дней поездки, например). Разрешаются также полное или частичное расходование валюты за пределами страны или обязательный ее обратный ввоз. В международных расчетах могут использоваться либо национальные валюты страны-получателя средств или страны-плательщика, либо валюты третьих стран. Допускается зачет взаимных требований (клиринг).
    Государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование. Каждое государство приспосабливает денежную систему к своим интересам, определяет и орган, который осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование. Таким органом обычно выступает центральный (национальный) банк страны. Центральные банки наделяются монопольным правом эмиссии банкнот, осуществляют руководство всей кредитной системы страны, регулируют денежное обращение, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих банков, ведут финансовые обязательства правительства, являясь таким образом главными проводниками денежно-кредитной политики государства. Центральные банки реализуют свои функции, взаимодействуя с коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями, которые непосредственно выполняют операции по платежам в безналичном порядке, наличными деньгами и организуют движение кредита./6,7,10,13, с.40/
      Таким образом, можно выделить основные тенденции развитии современной денежной системы:
      отмена официального золотого содержания денежных единиц, т.е. завершился процесс демонетизация золота. В настоящее время ни в одной стране мира нет в  обращении  золота  в качестве платежного средства;
      переход к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают играть так называемые квазиденьги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др.;
      развитие и преобладание в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;
      усиление государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы - соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу.
      в денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам. Электронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества. Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги). В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.Основные  макроэкономические  индикаторы, характеризующие  денежную систему. 
 

     В 2009г. Экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. 
 

     2.1 Инфляция и индекс  потребительских  цен 
 

     В 2009г. рост индекса потребительских  цен составил 110,1 % (100,8 в среднемесячном исчислении), что соответствует интервальному  значению прогнозного параметра  инфляции на год (109-111%).Это ниже соответствующего показателя за 2008г. (113,3%) и 2007г. (112,1%). Несмотря на положительную тенденцию замедления инфляции относительно 2008, следует отметить, что рост потребительских цен в Беларуси остается достаточно высоким по сравнению с большинством сопредельных стран. Данная информация представлена в таблице 1. 

     Таблица 1 - Уровень инфляции в европейских странах (декабрь к декабрю предшествующего года), % 

         Страна, регион      Индекс  потребительских цен
         2007г.      2008г.      2009г.
         Беларусь      112,1      113,3      110,1
         ЕС-27      103,2      102,2      101,4
         Страны Еврозоны(16)      103,1      101,6      100,9
         Германия      103,1      101,1      100,8
         Латвия      114,0      110,4      98,6
         Литва      108,2      108,5      101,2
         Польша      104,2      103,3      103,8
         Российская  Федерация      111,9      113,3      108,8
         Украина      116,6      122,3      112,3
 
     В 2007-2008 гг. из-за высокого роста мировых цен на энергоресурсы и продовольствие даже отдельным странам ЕС (в частности, Литве и Латвии) не удалось стабилизировать инфляционные процессы. Однако в 2009 г. на мировых рынках наблюдались тенденция сокращения спроса на сырьевые и потребительские товары и соответственно - снижение цен на них. В результате в Латвии потребительские цены даже снизились на 1,4%, в Литве возросли на 1,2%, что примерно соответствует среднему по ЕС уровню, в Польше увеличились на 3,8%. В Беларуси, как в Российской Федерации и Украине, потребительские цены в 2009 г. увеличивались более высокими темпами.
     Только  в Украине уровень инфляции (112,3%) оказался выше, чем в Беларуси, при этом в Украине удалось достичь существенного ее снижения по сравнению с 2008 г.
     Анализируя  помесячную динамику инфляции в Беларуси, можно отметить, что основной рост потребительских цен пришелся на первые месяцы года. В марте-ноябре 2009 г., согласно данным Национального статкомитета, темпы роста ИПЦ были существенно ниже прошлогодних, причем в августе потребительские цены даже снизились (рисунок 1).
     
     Рисунок 1 - Рост потребительских цен в Республике Беларусь в 2008-2009гг. 

     На  рост инфляции в январе-феврале 2009 г. значительное влияние оказала проведенная  в начале года девальвация белорусского рубля, а также рост тарифов на отдельные услуги ЖКХ. В последующие месяцы стабилизация роста цен на минимальных значениях происходила за счет снижения деловой активности и платежеспособности населения, а также за счет стабилизации издержек производителей.
     При росте потребительских цен в  республике в 2009 г. на 10,1% цены продовольственных товаров увеличились на 9,4%, непродовольственных - на 10,1, платных услуг - на 11,9%. Как и в предшествующем году, наибольшими темпами увеличились цены на платные услуги, однако тенденции роста цен на продовольственные и непродовольственные товары диаметрально противоположны прошлогодним. В 2008 г. цены продовольственных товаров увеличились на 15,9%, непродовольственных - лишь на 6,8%.
     В 2009 г. прирост цен продовольственных  товаров обеспечил 44% общего прироста потребительских, прирост цен непродовольственных  товаров и платных услуг - 3 1 и 25% соответственно.
     Рост  базового индекса потребительских  цен в 2009 г. составил 108,7%, что при  сравнении с общей картиной инфляции свидетельствует о крайне незначительном вкладе в совокупный ИПЦ административно регулируемых цен, а также цен, подверженных влиянию сезонных факторов.
     В группе товаров и услуг, на которые  цены регулируются республиканскими и местными органами управления, повысились цены на хлеб и хлебобулочные изделия (104,5%), молоко и молочные продукты (103,8%). Более высокими темпами возросли цены на бензин (109,9%), услуги пассажирского транспорта (109,1%).
     Рост  оплаты услуг ЖКХ составил 117,3%. В  их составе значительно увеличились тарифы на электроснабжение (119,3%), водоснабжение (124,6%), отопление (121,3%), техническое обслуживание жилых помещений (111,9%). При этом уровень возмещения тарифами затрат на услуги ЖКХ остается достаточно низким и составляет в настоящее время около 30%.
     Рост  цен производителей промышленной продукции  в 2009 г. составил 111,3%, что ниже уровня 2008 г. (116,4%). В 2009 г. цены производителей на инвестиционные товары возросли на 6,2; промежуточные - на 14,3; потребительские - на 8,8%. Изменение цен производителей по месяцам идентично динамике потребительских цен (рисунок 2).
            
      Рисунок 2 – Динамика цен производителей промышленной продукции в Республике Беларусь в 2008-2009гг. 

     Основной  рост цен производителей пришелся на январь-февраль, в марте-ноябре ежемесячный  рост цен производителей не превышал 100,7%, причем в мае наблюдалось  его снижение. На стабилизацию цен производителей с марта 2009 г. повлияло как снижение цен импортируемых в республику сырья и комплектующих, так и стабилизация (снижение) мировых цен по основным статьям белорусского экспорта, а также сокращение темпов внутреннего производственного и потребительского спроса. Так, за 11 месяцев 2009 г. цены импорта в республику на нефть снизились на 30,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., черные металлы - на 46,5; электрические двигатели и генераторы - 33,9; двигатели внутреннего сгорания - 39,1%. По сравнению с уровнем января-ноября 2008 г. средние цены импорта в республику в 2009 г. снизились на 18,9%.
     Среди основных позиций белорусского экспорта существенное снижение цен произошло  на азотные удобрения - 64; нефтепродукты  - 39,6; химические волокна и нити- 19,1; тракторы -23,6; черные металлы - 51,3; шины-39,7%. За 11 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. средние цены экспорта сократились на 28,6%.
     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:
    доминирующим фактором, предопределившим высокий уровень инфляции в Беларуси в 2009 г., явилась значительная девальвация национальной валюты в начале года. В январе-феврале цены потребительского рынка возросли на 5,4%, а цены производителей - 6,2%, что дало более половины общего прироста цен за год. Значительное влияние проводимой курсовой политики на ценовую ситуацию в стране обусловливает необходимость обеспечения прозрачности и предсказуемости в отношении обменного курса белорусского рубля, четкого выполнения запланированных параметров изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют;
    стабилизация роста цен на минимальных значениях во II—IV кварталах 2009 г. была достигнута за счет низких темпов роста доходов населения и относительного снижения платежеспособности населения, снижения деловой активности, стабилизации издержек производителей;
    по прогнозам международных экспертов, в 2010 г. ожидаются постепенное оживление и начало экономического роста мировой экономики, чему должно способствовать повышение цены на основные биржевые товары. В этих условиях динамика внутренних цен будет подвержена влиянию цен внешних. Кроме того, рост доходов, в частности заработной платы, будет способствовать увеличению спроса на потребительские товары и услуги, что может привести к некоторому росту цен. Следует иметь в виду и фактор либерализации ценообразования в стране: сокращение перечня товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, может выразиться в одномоментном росте цен на те из них, по которым были сняты ограничения;
    в 2009 г. закончилось действие Соглашения о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которым в 2009 г. Беларусь уплачивала пошлину на импортируемую сырую нефть в размере 0,356 от размера устанавливаемой РФ пошлины на экспорт сырой нефти. Механизм формирования ввозных пошлин на российскую нефть и экспортных пошлин на нефтепродукты в 2010 г. отличается от действовавшего в прошлом году. Лишь 6,3 млн. т из 22 млн. т нефти, ввозимой из Российской Федерации в Беларусь, будет поставляться беспошлинно, остальной объем облагается 100-процентной пошлиной. Это означает повышение пошлины на весь объем импортируемой нефти в сравнении с уровнем 2009 г., что приведет к ухудшению условий торговли и потребует привлечения дополнительных валютных ресурсов;
    по прогнозам Газпрома, в 2010 г. российский природный газ будет поставляться в Европу по средней цене 300 долл. США за 1000 м3, т.е. по более высокой, чем в 2009 г. Для Беларуси цена природного газа, поставляемого из Российской Федерации, также будет иметь тенденцию к повышению, поскольку формула цены на природный газ для Беларуси привязана к среднеевропейской с учетом дифференцированного по годам коэффициента. Так, в 2010 г. стоимость газа для Беларуси должна составлять 90% от среднеевропейской цены. В I квартале 2010 г. цена природного газа составит 166-168 долл. США за 1000 м3, что выше, чем в 2009 г. на 11-12%;
    изменение цены природного газа повлечет изменение внутренних тарифов на электрическую и тепловую энергию, поскольку основным (более 90%) видом топлива на тепловых электрических станциях Белорусской энергосистемы является природный газ. Это приведет к росту тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а с учетом того, что тарифы для населения в этой сфере на протяжении последних лет искусственно сдерживались, рост может быть достаточно существенным./4,5,14с.40/
     Следовательно, оценка влияния на инфляцию таких факторов, как курс белорусского рубля, валютные цены на энергоносители и заработная плата, приводит к выводу, что инфляционные риски связаны в основном с девальвацией белорусского рубля. Цены на энергоносители и заработная плата должны оказать стабилизирующее и, возможно, понижающее воздействие на инфляцию. Данный вариант развития инфляционной ситуации возможен при проведении умеренно рестриктивной денежно-кредитной политики, соблюдении условий регулирования валютного курса в пределах 5% . 
 

     2.2 Монетарный обзор. 
 

     Тенденции в денежно-кредитной сфере в 2009 г. формировались под негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны. В результате разовой девальвации белорусского рубля, осуществленной в начале года, банки республики, как и финансовые учреждения многих стран, столкнулись с масштабным изъятием населением средств с депозитов в национальной валюте и их конвертацией в наличность и депозиты в иностранной валюте. Возникновение острой проблемы сбыта произведенной продукции на внешних и внутреннем рынках и связанное с этим ухудшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики обусловили падение ликвидности и сокращение ресурсной базы банков. Эти процессы негативно отразились на динамике объема и структуры денежной массы.
     Денежные  агрегаты.
     Денежные  агрегаты в 2009 году формировались прежде всего под влиянием складывающихся макроэкономических условий (приложение А).
       Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) за 2009 год увеличилась на 1 процент (на 0,2 трлн. рублей) и на 1 января 2010 г. сформировалась в объеме 20,74 трлн. рублей (рисунок 3). 

     Рисунок 3 – темпы роста денежного агрегата М2* (к предыдущему месяцу) 

     Динамика  рублевой денежной массы характеризовалась уменьшением этого показателя в начале 2009 года, что в основном было обусловлено сезонным фактором, снижением темпов реализации товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, динамикой запасов готовой продукции и сальдо внешней торговли, и ростом в марте — декабре 2009 г. на 27,6 процента (на 4,48 трлн. рублей).
     Вместе  с тем скорость обращения денежного  агрегата М2* в среднегодовом исчислении с 1 января 2008г. по 1 января 2009 г. увеличилась на 9,5 процента, до 7,7 оборота.
     Активная  рублевая денежная масса (денежный агрегат М1) за 2009 год увеличилась на 5,8 процента, или на 0,62 трлн. рублей. В ее составе наличные деньги в обороте сократились на 4,9 процента (на 0,19 трлн. рублей), а переводные депозиты физических лиц увеличились на 7,9 процента (на 153,3 млрд. рублей). Динамика наличных денег в обороте и переводных депозитов физических лиц в 2009 году находилась в значительной степени под воздействием увеличения в начале года чистого спроса населения на иностранную валюту. Следует отметить, что в апреле — декабре наблюдался рост указанных составляющих активной рублевой денежной массы. Так, наличные деньги в обороте возросли за апрель — декабрь на 17,9 процента, а переводные депозиты физических лиц увеличились на 36,9 процента, что свидетельствует о сокращении спроса на валюту со стороны населения и финансовой стабилизации в целом.
     Срочные рублевые депозиты физических лиц в  целом за 2009 год выросли на 2,2 процента (на 0,13 трлн. рублей). Их динамика характеризовалась  снижением в январе — феврале, что связано с частичным перетоком рублевых депозитов в депозиты в иностранной валюте и их ростом в марте — декабре. За март — декабрь срочные рублевые депозиты физических лиц возросли на 23,6 процента, или на 1,13 трлн. рублей. Этому во многом способствовала проводимая процентная политика, направленная на повышение привлекательности сбережений во вкладах в белорусских рублях.
     Широкая денежная масса на 1 января 2010 г. составила 38,11 трлн. рублей и за 2009 год увеличилась на 23,1 процента, или на 7,15 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. снизилась на 13,7 процента (до 4,1 оборота).
     Депозиты  в иностранной валюте в долларовом эквиваленте возросли на 22,1  процента, или на 1025,0 млн. долларов США. Их основной прирост произошел за счет депозитов физических лиц, которые за 2009 год возросли на 40,9 процента, или на 1 028,0 млн. долларов США.
     Однако  следует отметить замедление роста  депозитов физических лиц в иностранной валюте в течение года. Если в январе 2009 г. они выросли на 11,6 процента, или на 290,8 млн. долларов США, то в феврале и марте соответственно на 6,5 и 4 процента, или на 181,7 и 120,2 млн. долларов США. В декабре их темпы роста замедлились до 0,2 процента. Общее снижение темпов роста связано прежде всего с ростом привлекательности рублевых депозитов.
     Депозиты  юридических лиц в иностранной  валюте снизились на 0,1 процента (на 3 млн. долларов США). В целом наибольший удельный вес в объеме депозитов в иностранной валюте (70,7 процента) пришелся на срочные депозиты, возросшие на 29,5 процента (на 913 млн. долларов США).
     Рублевая  денежная база за 2009 год под воздействием операций Национального банка и Правительства, обусловленных прежде всего ситуацией на валютном рынке и в банковском секторе, снизилась на 8,7 процента (на 0,63 трлн. рублей) и на 1 января 2010 г. составила 6,63 трлн. рублей.
     Страны, валюты которых не являются резервными, как правило, уровень монетизации экономик привязывают к объему ВВП. В Российской Федерации уровень монетизации колеблется в пределах 30% ВВП, в Китае коэффициент монетизации национальной экономики в пять раз превышает уровень России. В Японии коэффициент монетизации, по итогам 2009года, составит 160% ВВП. В США коэффициент монетизации национальной экономики фактически равен 300% ВВП (на фоне достаточно низкого уровня инфляции и периодических корректировках самого объема ВВП). В Республике Беларусь коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе (М1) снизился по сравнению с 2008г (12,2%), и в 2009г. составил 12,1%. По широкой денежной массе в 2009г. также снизился с 4,2% в 2008г. до 3,6% в 2009г..
     В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составит 135— 142%, широкой денежной массы — 134—142%, рублевой денежной базы — 136—143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г.
     Балансовые  факторы изменения  денежной массы.
     Основными балансовыми факторами изменения в 2009 году широкой денежной массы явились увеличение чистых иностранных активов банковской системы (ЧИАБС) и чистых внутренних активов банковской системы (ЧВАБС)(Приложение Б).
     Основными источниками изменения широкой  денежной массы в 2009 году стали:
    увеличение ЧИАВС на 1 386,8 млн. долларов США (на 98,5 процента) в результате снижения чистых иностранных активов банков и роста чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования;
    рост ЧВАБС на 8,2 процента за счет возрастания требований банков к другим секторам при сокращении чистого кредита органам государственного управления, вызванном в основном ростом депозитов Правительства на счетах в Национальном банке и банках, и при уменьшении прочих чистых позиций.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.